Семья это кратко 3 класс

Обновлено: 19.05.2024

Государство — это организация, обладающая политической властью. Оно осуществляет управление обществом и обеспечивает в нем порядок и стабильность.
Семья — группа близких родственников.
Общество — группа людей объединенная общей историей, культурой, законами, производством.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется

3. Работа по теме урока

Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (4 слайд)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

4. Работа в парах и составление схемы

– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема"Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством".)

– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)

6. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

7. Формирование практических умений и навыков

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8)
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд 9)

1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили.

Заполни пропуски.

Хранительница семейного очага – .
Наследник рода – .
Дитя родителей, но не сын – .
Сын брата – .
Мама папы – .
Тетя – это сестра мамы или …

Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы.

– Теперь послушайте одну легенду.

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

  • Семья крепка (ладом).
  • В родной семье и каша (гуще).
  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
  • Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
  • Зачем клад, коли в семье (лад).
  • Русский человек без родни не (живет).

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.
  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

8. Итог урока. Рефлексия

Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.

Глоссарий по теме:

Государство – страна с определённой формой политической организации.

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.

Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.

Народ – население той или иной страны.

Человечество – люди, человеческий род.

Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.

Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С.14–16.

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.

Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.

Как вы понимаете, что такое общество?

Какую часть общества называют страной, народом?

Какую часть общества можно назвать семьей?

Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.

Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.

Самая маленькая часть общества – это семья.

Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.

Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.

Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?

Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.

У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.

Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?

Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.

На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.

В любой стране есть глава государства. В одних странах – глава государства президент, которого избирает народ. В других – главой государства является монарх, чаще всего это король или королева. Монарха обычно не избирают, его власть передаётся по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх, а сейчас – президент Владимир Владимирович Путин. Резиденция В.В. Путина находится в московском Кремле.

Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.

В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.

Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.

Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.

Разбор типового тренировочного задания:

Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок семья.docx

Познание мира

Тема: Семья.

Цели : Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Развивать речь, внимание, мышление, память,

Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.

Тип урока : интегрированный

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедиапроектор , экран, учебник.

1. Организационный момент

Психологический настрой. (Слайд)

Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2 . Подготовка к изучению нового материала

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ ) (Слайд)

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша. (МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. ( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш. (ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

6.Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный . (БРАТ)

8. Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили. (СЕСТРУ)

hello_html_m4d0dbba2.jpg

Вот такая схема у нас получилась. (Слайд)

1.Как вы понимаете слово семья?

Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).

А для чего человеку семья? (Ответы детей)

В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

(Группа детей читает стихотворение "Что может быть семьи дороже?")

1.Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

2.Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

3.Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

4.Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

- Главное, чтобы семья была дружной. (Слайд)

- К акая семья называется дружной?

(Дети н азывают признаки дружной семьи)

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Получилась новая схема:

hello_html_m43fd2918.jpg

- Как вы думаете, какие слова выбрала эта семья?

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Работа с пословицами: (Слайд)

(дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье разлад, так и дому не рад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Согласие да лад_ в семье клад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать- горя не знать.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? (Слайд)

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

- Послушайте рассказ, какова главная мысль?

Было у матери семь дочерей.

Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как дочери говорят.

Седьмая дочь ничего не сказала. Хотя ей надо было очень много. Она помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.

- Очень важно своими поступками, а не только словами доказывать свою любовь.

Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (Слайд)

-Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.

Сердце матери лучше солнца греет. (слайд)

-Как вы понимаете эту пословицу?

Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребёнком на руках.

Не огорчайте своих мам, берегите их.

Физкультминутка. (Слайд)

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Работа по учебнику .

Чтение текста учениками

Какие традиции соблюдаются в казахской семье?

Что сказано в Конституции о семье?

- Как важно иногда поговорить с самим собой, со своей совестью. Это обязательно поможет вам в жизни, чтобы быть нужным семье, ближним своим, беречь своё и чужое доброе имя.

Прочитайте и запомните мудрую заповедь.

Почитать родителей – значит:

- в детстве их слушаться;

- в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте заботиться.

Что значит почитать родителей? (уважать)

У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.

- Назовите свои обязанности в семье.

- Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят. (слайд)

- Расскажите, за что вас любят в семье. А вы?

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

– Что самое интересное было в уроке?

– О чём вам хочется рассказать друзьям, родителям?

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения . (слайд)

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Я люблю бабушку за то….

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.

Мы семья.

Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья

Домашнее задание: стр 104-105 (пересказывать). Нарисовать свою семью. (слайд)

Читайте также: