Идеология ссср в 80 е годы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Официально советская идеология называлась марксизмом-ленинизмом. Ее целью было построение коммунизма, первой фазой которого являлся социализм. Обязательный государственный характер марксизм-ленинизм приобрел в нашей стране постепенно после победы партии большевиков (сторонники идеологии марксизма-ленинизма) в Гражданской войне. Это, если вкратце. Подробнее читайте школьный учебник истории.

В СССР до середины 50-х годов придерживались научной идеологии построения социализма и коммунизма. Именно. Читать дальше

@Александр Зорин, огромное спасибо ! Столько лет пишу на всех сайтах этот термин, поправляли, но только в первый раз спросили, что это такое . После Военного Коммунизма был введён НЭП. А что такое НЭП тогда ? Это море мелких частных собственников и большое количество мелкого, малого, среднего частного капитала, государственного капитала и даже иностранного. Читать далее

В этот период в государстве начали происходить серьезные изменения, которые преобразовали все сферы социальной, экономической и политической жизни граждан Советского Союза. Изменения были очень быстрыми и противоречивыми, их размах был столь широким, что они оказали серьезное влияние и на мировую политическую арену.

К началу восьмидесятых годов СССР дошел до нового уровня технического развития, в это время производились многие виды отечественной бытовой техники, военные технологии были сравнимыми с иностранными, а некоторые виды боевой авиации самыми лучшими в своем роде. Пожалуй, только в этот период в стране производились отечественные телевизоры, первые компьютеры и прочая электроника, с момента развала Союза практически все это перестало выпускаться. В стране удалось создать единую энергетическую и транспортную систему, были созданы системы для газоснабжения и нефтеснабжения, межрегиональные связи в хозяйственном секторе стали более тесными. Однако в это же время сказалась централизованная политика центральной власти.

На партийных съездах власти страны принимали решения, нацеленные на устранение негативного эффекта от диктатуры в ведомственной бюрократии. Предпринимались попытки усовершенствования экономических методов хозяйствования, предприятиям пытались придать большую самостоятельность. Однако все принятые решения не были воплощены в жизнь на деле, страна так и не сумела выйти из периода застоя.

В 1989 году общество не выдержало идеологического перенапряжения. Перестройка не оправдала надежд граждан, в то же время демократизация дала возможность создания новых политических движений, в определенный момент ставших полностью неподконтрольных коммунистической партии. Вместе с тем в стране происходили и другие дестабилизирующие процессы. Непосредственное участие в затянувшейся афганской войне Союз скрывать от собственного народа уже не мог, поддержание своих военных сил за границей требовало больших капиталовложений. Экономическая система к концу 80-ых зашаталась, и практически рухнула, когда на мировом рынке стоимость нефти упала до рекордно низких значений. Дешевая нефть, фактически, уничтожила одно из самых могущественных государств в мире. Долгие годы неумелого управления со стороны властей все сделали свое дело.

maxprolime

Ответ:

СССР в 60 - 80 годы оставался страной, где по-прежнему господствовала одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в Советском обществе, осуждалось, поэтому любые попытки демократических основ, даже самых минимальных, всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это относится к брежневской эпохе, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом государства было не решение этих проблем, а сглаживание их, прежде всего, путем ужесточении обстановке внутри страны. Это выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решение тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством.

Диссидентское движение никогда не было политическим. Оно было нравственным. Вокруг этого движение сегодня возникает множество споров, но важно понимать, что оно не было однозначным и однородным. Среди несогласных людей были предатели страны, но были и те, кто желал стране лучшего.

Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:

Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.

Либералы. Наиболее яркий представитель - академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.

“Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.

В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов - правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

Советская идеология была государственной, обязательной для всех советских граждан. Отступления от неё и тем более борьба против неё считались преступлением и карались.

Официально считалось, что советская идеология была марксизмом-ленинизмом. Это верно в том смысле, что марксизм и ленинизм послужили основой и исторически исходным материалом для нее, а также образцом для подражания. Но неверно сводить её к марксизму-ленинизму. Она сложилась после революции 1917 года. В разработке её приняли участие тысячи советских людей, включая Сталина и его соратников. В неё вошла лишь часть идей и текстов марксизма XIX века, причем в основательно переработанном виде. Даже из сочинений Ленина в неё вошло не все буквально в том виде, как оно возникло в свое время. Ленинизм вообще вошел в неё в значительной мере в сталинском изложении. Отражение жизни человечества и интеллектуального материала ХХ века заняло свое место в ней.

Марксистская философия не стала наукой о мире, о познании мира и о мышлении по причинам как идеологического, так и неидеологического характера. Однако это нисколько не умаляет ту роль, какую она фактически сыграла в советском обществе. Она возглавила колоссальную просветительскую работу, какую до того не знала история. Через неё и благодаря ней достижения науки прошлого и настоящего стали достоянием широких слоев населения. В антисоветской критике обратили внимание на отдельные случаи, когда советская философия играла консервативную роль (отношение к теории относительности, генетике, кибернетике и др.), и раздули эти случаи так, что они заслонили собою все остальное. Но они на самом деле затронули незначительную часть прозападно настроенной интеллигенции, которая мало что понимала в этом. Причем они привнесли с собою новые виды идеологической фальсификации достижений науки.

В сфере общественных явлений советская идеология ощущала себя полным монополистом. Она была искренне уверена в том, что она одна давала подлинно научное понимание общества. И она имела для этого основания. Все то, что делалось вне марксизма в отношении понимания общества с точки зрения уровня и широты понимания, нисколько не превосходило то, что было сделано в марксизме. В современной науке об общественных явлениях вздора не меньше, чем в идеологии, а узость и мелочность результатов не тянет на уровень общей социологической теории. В современной науке об обществе нет не только приличной общесоциологической теории, но нет даже теорий, относящихся к отдельным типам обществ. А марксистско-ленинское социальное учение, хотя и не являлось научной теорией в строгом смысле этого слова, все же претендовало на объяснение исторического процесса в целом и на объяснение основных участников этого процесса — капиталистической и коммунистической систем.

Основной целью коммунистической идеологии в некоммунистическом обществе было обоснование путей превращения данного общества в коммунистическое, каким последнее представлялось, а именно — как обобществление всех средств производства, ликвидация классов частных собственников и предпринимателей (капиталистов и помещиков), захват политической власти коммунистической партией, централизация всей системы власти и управления и т.д. И то, что говорила идеология на этот счет, есть не ложь и не чепуха, а в высшей степени серьезное дело. Это была установка для действия, отражавшая какой-то аспект реальности. Это был интеллектуальный аспект социально-политической борьбы.

Основной целью советской идеологии в сложившемся коммунистическом обществе была апологетика этого общества, обоснование путей его сохранения и укрепления, обоснование наилучшей тактики и стратегии его отношений с внешним миром. И опять-таки это была не ложь и не чепуха. Когда советская идеология, например, говорила об отсутствии классов капиталистов и помещиков в СССР, об отсутствии антагонистических противоречий между рабочими и крестьянами, о руководящей роли партии, о расколе мира на две системы, о борьбе народов мира за освобождение от колониализма и т.д., она не лгала. Она просто констатировала некоторые очевидные факты реальности и давала им свое истолкование.

Идеология с первых дней существования коммунистического общества стала практически орудием деятельности генерального руководства обществом. Когда руководители Советского Союза говорили, что они действовали в соответствии с учением марксизма-ленинизма, они не обманывали и не лицемерили. Марксизм на самом деле был для них руководством к действию. Но не буквально, а через определенную систему истолкования, как это и следовало делать в отношении идеологических текстов. Идеология в данном случае ставила перед руководителями страны общую целью, которая, независимо от её достижимости или недостижимости, играла организующую роль и указывала основные пути движения общества в направлении этой цели. Идеология давала единую ориентацию процессу жизни общества и устанавливала единые рамки и принципы деятельности его руководства.

Учение о высшей стадии коммунизма (о полном коммунизме) образует своего рода райскую часть марксизма. Здесь этот рай спущен с небес на землю. И обещался он хотя и в неопределенном будущем, но все же не после смерти всех людей, а при жизни наших потомков.

Райский коммунизм идеологии — не просто прекрасная сказка. Он выполнял определенные идеологические функции. Людям свойственно мечтать о лучшем будущем. Мечтать — не значит верить. Мечтать можно и без веры. Мечта сглаживает неприятности реальной жизни и приносит некоторое облегчение. Идеология удовлетворяла эту потребность людей с избытком, причем все варианты таких мечтаний. Разные люди представляли себе райский коммунизм фактически по-разному. Одним он представлялся в виде общества, где между людьми будут душевные отношения, другим — как изобилие предметов потребления. Одним — как возможность самоотверженно трудиться, другим — как возможность столь же самоотверженно бездельничать.

Райский коммунизм играл роль идеала, к которому должно стремиться общество как целое. И дело тут главным образом не в изображении идеала, а в самом факте его существования, в его формальной организующей роли. То, что цель была недостижима, играло роль второстепенную. Цель играла роль не научного предсказания, а ориентировочную и организующую массовое сознание. Страна жила с сознанием великой исторической миссии, что оправдывало все трудности и несчастья, обрушивавшиеся на нее. Возникновение такой эпохальной цели не являлось случайностью для коммунистического общества. Она была необходимым фактором его жизни как органического целого. Она придавала исторический смысл его существованию.

Президиум XXVI съезда КПСС

5 марта 1953 года закончилась эпоха — умер Иосиф Сталин. Важность этого события сложно переоценить, ведь вместе с ним умерла и советская идеология в том виде, в котором она сложилась к тому моменту. Пройдет три года, и на закрытом заседании ХХ съезда партии руководитель страны Никита Хрущев выступит с докладом, осуждающим культ личности предыдущего вождя и массовые репрессии, в которых целиком и полностью обвинит Сталина.

В поздние хрущевские времена к власти приходит новая партийная номенклатура, постепенно выстроившая советскую идеологию в том виде, в каком она запомнилась тем, чья молодость пришлась на 70-е — 80-е годы. Впрочем, как указывает доктор исторических наук Светлана Никонова, главное не изменилось: все стороны жизни общества по-прежнему были тотально идеологизированы, честного и открытого анализа ситуации не было.

Обряды и обычаи

Похороны секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина на Красной площади. Трудящиеся столицы на траурном митинге

Похороны секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина на Красной площади. Трудящиеся столицы на траурном митинге

«Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорит, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.

Хор или оркестр исполняет отрывок из траурной песни или мелодии. Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле. Снова включается хор или оркестр.

За стабильность

Нельзя рассматривать это голосование ни как акт искренней поддержки предложения, ни как акт выполнения опостылевшей практики, с которой субъект не согласен. Он голосовал за неизменность своего образа жизни, за установленный порядок вещей, зачастую противоречивший официальной политике государства, но отлично укладывавшийся в негласную норму.

Медленное угасание

Восприятие советской идеологии в обществе не всегда было одинаковым. Идеи борьбы за счастье мирового пролетариата действительно воодушевляли массы в 1920-х и даже в начале 1960-х годов. Скорее всего, немалую роль в этом играли настроения в самой власти, передаваемые обществу.

Дневник костромского писателя Игоря Дедкова, который он вел с 1953 по 1994 год, позволяет взглянуть на переход официальной идеологии из дискуссионной сферы в категорию традиции, практик повседневности. Если в конце 1950-х — начале 1960-х годов он постоянно пытается спорить с государственным идеологическим дискурсом, цитируя Ленина и Маркса и указывая на несоответствие реальности и партийных установок, то к концу 1970-х в дневнике остаются исключительно скупые депрессивные описания позднесоветской действительности: беспросветность существования, дефицит и вечная погоня за материальными благами, составляющая в конечном итоге смысл жизни человека в СССР.

В 1957 году он пишет о развенчании культа личности Сталина и рассуждает о том, что должен собой представлять настоящий социализм:

«Печальные дни. Мы возвращаемся к сталинским временам. То, что произошло в Чехословакии, отбрасывает нас к тридцать девятому году. Эти дни указывают всему (в том числе искусству) истинную цену. И она ничтожна.

С годами таких записей все меньше, а к началу 1980-х практически любые размышления об идеологических практиках перемешаны с повседневностью, в которой партийный съезд соседствует с ливерной колбасой.

Кто за что, а мы за мир

Конец утопии Как освобожденную советскую женщину превратили в безвольную алиментщицу

При этом советские люди, не отвергая саму идею борьбы за мир, обесценивали ее суть, превращали в очередной ритуал — общепринятый, но лишенный всякой дискуссии и реального смысла. И, конечно же, как и любая традиция, вошедшая в повседневность, она оборачивалась рутиной.

Московские школьники, которых только что приняли в пионеры, на Красной площади

Московские школьники, которых только что приняли в пионеры, на Красной площади

Читайте также: