Семейные традиции казаков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самобытным было воспитание в казачьих семьях. Главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав. На первом месте – вера и служение долгу. Казаки не мыслили себя вне православной веры, которая сказывалась на всех сторонах жизни.

Важнейшую роль в сохранении казачьих традиций играли старики, пользующиеся огромным авторитетом. Уважение к старшим – основа семейного уклада. Воспитание сознательной дисциплины, военно-патриотических традиций было главным в семье казаков.
Под методами патриотического воспитания понимались конкретные пути формирования у казаков любви к своему Отечеству и качеств, необходимых для его вооруженной защиты, включающие совокупность средств и приемов, используемых воспитателями (командирами и представителями духовенства) в совместной деятельности с казаками для достижения поставленной цели.

К числу таких методов в первую очередь целесообразно отнести: просвещение, религиозное внушение, пример, награждение, нравственное приучение.

Система методов патриотического воспитания выполняла ряд функций. продажа таунхаусов на Рублёвке Важнейшими из них являлись:
– оказание влияния на сознание казака (идеологическое воздействие);
– передача опыта отношений (норм и правил поведения);
– организация поведения казаков в соответствии с установленными традициями, нормами и правилами;
– стимулирование духовных и физических сил казаков при выполнении требований военной службы;
– предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения казаков.

Семья казаков строго выполняла свои обязанности перед казачьей общиной. Казак должен был строго воспитывать детей, учить чтить старших, выполнять 10 Заповедей Господних, являющихся жизненным правилом казака-христианина. Он разъяснял, толковал, показывал их значения детям. В семьях детям постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок. В детстве и подростковом возрасте это было действенным способом нравственной школы, формировалось самосознание, социально-культурная адаптация. Семья, казацкая община являлись главными воспитателями. Это была народная педагогика с ее особыми воспитательными традициями и результатами воздействия на психику воспитуемых, отшлифованная вековыми традициями. Она воспитывала характер воина, защитника, ответственного за свое доброе имя.

В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Именно в раннем детстве мать первая вкладывала в воспитание народную мудрость. В воспитание включалось старшее поколение, поощряли трудовые умения и учили, как действовать в тех или иных ситуациях. Их опыт был неоценим. Именно в семье дети усваивали систему норм и правил поведения, учились подчиняться и брать ответственность на себя. Казаки-ветераны были для детей идеалом личности, нравственным компасом, помогали войти им во взрослый мир во всех его проявлениях.

Детей учили уважать обычаи народов Кавказа. Обычай быть гостеприимным воспитывался с детства, что в условиях территориальной разобщенности на Кавказе было очень важно. Казаки интересовались жизнью, бытом, культурой горских народов, сравнивали со своим укладом. Учили детей уважать человека, понимать состояние и желание людей, преодолевать конфликты, неурядицы, быть терпимыми к религиозным чувствам горцев. Хотя и встречались случаи нетрадиционных решений конфликтов между горцами и казаками. Но все эти случаи обсуждались, устанавливались правила достижения цели без крови.

Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, только в темноте через огород он мог пройти к дому. Дети не имели права садиться за стол с грязными руками. В семье строго следили за репутацией детей, ведь семейная жизнь казака в станице становилась достоянием всех. Казачье общество оценивало казака и членов его семьи по поступкам, делам, строго судило о его надежности – ненадежности, умении держать данное слово. Благодаря этому поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями: дочь и сын не могли противоречить отцу, старики всегда сидели на почетном месте, почтительно со старшими здоровались.

Педагогика казачества представляет большие возможности в воспитании нравственности, доброты, трудолюбия, патриотизма, терпимости. Современный педагог должен изучать опыт прошлого поколения в воспитании личности, возрождая традиции народной педагогики.

Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н.Н. Великой, С.Н. Лукаша. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2012. – 216 с.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи, обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в казачьей семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян. Но большей была и ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава I Устои старой власти: вера, царь и отечество

Глава I Устои старой власти: вера, царь и отечество Неизбежный исторический процесс, завершившийся февральской революцией, привел к крушению русской государственности. Но, если философы, историки, социологи, изучая течение русской жизни, могли предвидеть грядущие

Семейные распри

62. УСТОИ И ПРОБЛЕМЫ

62. УСТОИ И ПРОБЛЕМЫ После двух лет войны все ее участники испытывали колоссальные трудности. Ресурсы истощались. Почти везде была введена карточная система. В Германии, Австро-Венгрии, Турции положение с продовольствием и сырьем было вообще плачевным. Во Франции

Семейные раздоры [1]

Семейные раздоры [1] На следующей стоянке против Моисея возмутились его брат Аарон и сестра Мариам. Были они недовольны тем, что он взял себе в жены кушитянку [2]. Собравшись в скинии, они роптали:— Что это Моисей себе позволяет! Ведь не ему одному явился Йахве. Не с одним

Глава 11 Нравственные устои и культ

Глава 11 Нравственные устои и культ Эту главу можно связать с предшествующей гимном, который, согласно Книге мертвых [593], усопший, как предполагали, адресует Осирису и его судилищу, когда его приводят туда. Взываю к тебе, о великий бог, господин судей! Я пришел к тебе, мой

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ Старый член партии Полина Семеновна Виноградская в 1980 году в Доме ветеранов кино (Матвеевское) рассказывала:— В Царицыне Надежда Аллилуева была секретарем Сталина. Она была светлая, солнечная девушка, верящая в добро. Никто никогда не мог понять ее в: бора.

Дела семейные

6. СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

6. СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Начало 1930-х гг. — время великих потрясений и сдвигов в советском обществе. Неудивительно поэтому, что семья тоже испытала потрясения, не меньшие, чем во время гражданской войны. Миллионы мужчин покидали дом во время коллективиза­ции; одни поддерживали

Второе: неуважение к Храму; покушение на Храм, его ритуалы и устои

Второе: неуважение к Храму; покушение на Храм, его ритуалы и

Дела семейные

Дела семейные А ведь были еще и чисто семейные заботы: любимая сестра Наталья, которую нужно было выдавать замуж, единственный сын, официальный наследник российского престола Алексей, которому следовало подобрать подходящую партию, да не из русских боярышень, а из

Семейные драмы

Семейные драмы Калужский климат, сначала показавшийся горцам таким мягким, оказался для них не очень подходящим. Частые простуды и болезни осложнялись ностальгией по родине. Горцы становились мрачны, замыкались в себе и часами глядели на лесные просторы, открывавшиеся

Дела семейные

Дела семейные У Стива Джобса всегда были сложные взаимоотношения с семьей. Он с самого детства знал, что его бросили родители, и всегда считал – и говорил всем, – что его настоящие отец и мать – Клара и Пол Джобс. До самой смерти Клары в 1986 г. Джобс не предпринимал попыток

Религиозные традиции и брачно-семейные нормы и обряды

Религиозные традиции и брачно-семейные нормы и обряды Как и в эпоху неолита с ее влиянием культа плодородия на характер взаимоотношений между людьми, так и в иньско-чжоуском Китае с его концепцией гармонического слияния сил инь и ян и культом преимущественно мужских


Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Казаки и гости

В сентябре 1991 года при поездке в г. Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михайловка) и не были отпущены до тех пор пока не были накормлены наваристым кубанским борщем, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, что на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Отношение к женщине


Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены — по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо женщина — будущее твоего народа. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно — среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии — нищему (считалось — лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.


Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы — это было заботой о нравственности устоев молодежи — ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У Терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою палку во двор невесты.

Похороны в казачьей семье

Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы — белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня-кобылицу.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Кинжал у казака


У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).

Казак и казаки

Муза — только свобода и воля,

Песня — только к восстанию зов.

Вера — только в дикое поле.

Кровь — одной лишь стране казаков.

Рождение казака


Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Женщина-казачка

Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До первой половины 16 века еще сохранялось веяние востока — власть мужа над женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе — и своим влиянием.

Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую — татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни.

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

Казаками в старину называли кочевников, покинувших родину и вынужденных искать новые места обитания и средства содержания. В эту категорию входили группы славян, татар, кавказских, монгольских, финно-угорских и тюркских народов. Проживают казаки в основном на территории России и Украины, есть также диаспоры за рубежом. Все они бережно относятся к своей истории, сохраняя свой язык и культуру, поэтому сегодняшние традиции казаков сочетают национальные обычаи разных этнических групп.

Традиции казаков

Религиозные традиции

Большинство основных традиций казаков связано с религией. С первого и до последнего дня жизнь казака сопровождалась религиозными обрядами. Самые крупные из имеющих общие лингвистические и религиозные корни ― русские донские и украинские запорожские казаки, практически все они православные христиане. Менее многочисленные этнические группы исповедуют католицизм, ислам, буддизм. Такая многофакторность сформировала в казачьей среде исключительную взаимную терпимость религиозных традиций.

Религиозные традиции

Социальные традиции

Краеугольным камнем в социальной жизни казаков было и остается уважение к родителям. Без их благословения не принимаются важные решения, с их мнением всегда считаются. Этот прекрасный обычай сохранился в патриархальных казачьих семьях и сегодня.

Визитной картой казаков издревле было гостеприимство. Гость считается посланцем Божьим, его всегда принимают с радостью, стараются как следует угостить и отвести для отдыха лучшее место в доме. Казацкий народ чрезвычайно честен и порядочен: ни хозяин дома, ни его гости не опасаются, что их обидят или ограбят, а уходя из дома, дверь можно смело оставлять незапертой.

Традиции гостеприимства

Из семейных традиций казаков самыми важными считаются свадьба и крестины. Обрядовое оформление брачного союза ― значительная веха в жизни семьи. Брачные ритуалы у разных казачеств отличались, но в той или иной мере отражали исторические реалии вольной степной жизни. Молодые семьи создавались согласно выбору родителей или с помощью профессиональных посредников, свадьбе предшествовали смотрины и обручение. Справляли свадьбы обычно осенью и зимой, когда окончены полевые работы. Разводы и измены у казаков строго осуждались.

Народные промыслы

Народные ремесла ― важная часть традиционной культуры. Казаки всегда славились своими мастерами, которые могли подковать коня, отладить бричку, изготовить или починить оружие. Резчики по дереву, ювелиры, вышивальщицы и кружевницы создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. В казачьей семье девочки с малолетства приучались к ткачеству, прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя необходимое приданое.

Народные промыслы

Казаки любили окружать себя красивыми вещами: жилища они украшали нарядными рушниками, еду готовили и подавали в расписной керамической посуде. Из камыша, лозы, тростника делали табуретки, этажерки, корзины, лукошки, хлебницы. Каждый из регионов отличался своим промыслом: были станицы чеботарей, бондарей, кожевников, колесников, кузнецов, оружейников.

Казачья кухня

В отличие от религиозных традиций, где на равных сосуществуют разные вероисповедания, в казачьей кухне преобладают славянские блюда (разве что мусульмане не используют мяса и сала свиньи, а евреи не едят дикую птицу и рыбу без чешуи).

На первое казаки готовят:

  1. Борщ (свекольный суп с капустой, картофелем морковью, луком, фасолью).
  2. Капустняк (суп из квашеной капусты, картофеля и пшенной крупы).
  3. Рассольник (суп, основой которого служат квашеные огурцы и ячменная крупа).
  4. Зеленый борщ (щавелевый суп, заправленный яйцом).
  5. Кулеш (густой суп из картофеля и пшена, зажаренный большим количеством сала).
  6. Гороховый суп с ветчиной или беконом.
  7. Окрошка (холодный суп из отварной картошки, яиц, колбасы или вареного мяса и свежих огурцов).

Борщ
Капустняк
Рассольник

Зеленый борщ
Гороховый суп
Окрошка

Вторые блюда у казаков очень сытные, чаще всего мясные или рыбные. Донские и Кубанские казаки по традиции жарят или запекают леща, сома или карпа, варят из них студень, котлеты, начиняют пироги. Из мяса делают котлеты, жаркое, гуляш, отбивные, холодец. Впрок готовят зельцы, сальтисоны, буженину, копченые окорока, домашние колбасы. Представители кавказских народов в казачьей среде предпочитают плов из риса и баранины, шашлыки, мусаку (запеканка из мяса и овощей), стифадо (мясное рагу с помидорами). Любимые блюда у казаков еврейского происхождения ― пастрома (запеченная со специями говядина) и хамин (национальное блюдо, рагу из бобов или фасоли и мяса).

Зельц
Буженина
Домашняя колбаса

Плов
Шашлык
Мусака

Большой популярностью у казаков пользуются изделия из пресного и дрожжевого теста: оладьи, блины, пирожки, пироги, вареники. Их начиняют рубленым мясом или рыбой, творогом, картофелем, грибами, ягодами. Практически все казачьи жены владеют секретами выпечки домашнего хлеба, булок и вкусного печенья.

Читайте также: