Экологическая грамотность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фритьоф Капра, доктор наук, основатель и президент Elmwood Institute,
физик, автор книг-бестселлеров Дао Физики, Поворотный пункт,
Паутина жизни, Скрытые связи и др.

По мере приближения конца столетия, экологические проблемы выходят на первое место. Вице-президент Гор, в своей книге Земля в равновесии пишет: "Мы должны сделать спасение окружающей среды центральным организующим принципом цивилизации."

Самая подходящая теоретическая база для экологии – теория живых систем, началом которой можно считать возникновение кибернетики в 1940-е гг. и расцвет которой приходится последние двадцать лет. В теории систем мир рассматривается в терминах отношений и интегративности.2 Живые системы – это интегральные целостности, свойства которых не могут сводиться к отдельным частям. Хотя части в живой системе можно различить, природа ее целостности всегда отлична от простой суммы ее частей.
Живых систем великое множество в природе. Каждый организм – животное, растение, микроорганизм, или человек—это интегральная целостность, живая система. Части организмов—напр., листья или клетки— также живые системы. Во всей природе мы находим системы, живущие внутри других систем. Живые системы – не только набор индивидуальностей или их частей. Они также включают социальные системы—напр., семьи, или сообщества—которые также представляют собой экосистемы. Большинство организмов не только входят в экосистемы, но и сами представляют сложные экосистемы, с множеством мельчайших организмов, со своей анатомией и физиологией, но гармонично вписывающихся в единое целое.
Все живые системы – целостности, конкретная структура которых определяется взаимодействием и взаимозависимостью отдельных частей. Теория систем говорит нам о том, что все живые системы имеют ряд общих свойств и подчиняются общим законам организации. Эти общие законы и есть принципы экологии.

Экологическая грамотность, следовательно, предполагает знание и понимание принципов экологии, а также системное мышление. Но знания и понимания не достаточно. Экология сегодня – это не только область для исследований, но и требование определенного образа жизни – такого, которому присущи определенные ценности, которые можно назвать экологическими ценностями, поскольку они вытекают непосредственно из принципов экологии. Это такие ценности как сотрудничество, сохранение, качество и партнерство.
Интересно отметить поразительную связь между мышлением и ценностями, вытекающими из нашего определения экологической грамотности; эту связь можно понять только с системной точки зрения. Все живые системы имеют дуальную природу. Они являются интегрированными целыми и в то же время частями еще больших целостностей. Из-за такой дуальной природы, каждая живая система имеет два главных свойства: стремление к сохранению своей индивидуальности как интегральной целостности и стремление быть частью еще большей целостности.
Если мы посмотрим сейчас на западную культуру, мы увидим, что на протяжении нескольких столетий мы утверждали прежде всего индивидуальную сторону и пренебрегали стремлением к интеграции. Это очевидно как в отношении нашего мышления, так и наших ценностей; поэтому будет полезно, если мы сопоставим эти противоположные стремления. В левой части таблицы показаны характерные черты индивидуалистического мышления и ценностей, справа – интегративные черты.
Эти черты противоположны, но дополняют друг друга. Ни одно из них само по себе ни плохое, ни хорошее. Напротив, их динамическое равновесие следует считать хорошим, или здоровым, состояние. С другой стороны, их перекос всегда ведет к нездоровому состоянию. Поэтому требуется не замена одних черт другими, а выравнивание индивидуальных и интегративных качеств, их динамическое равновесие.
Вы также, наверное, заметили, что индивидуалистические ценности—конкуренция, расширение, доминирование—в целом относятся к мужскому полу. Действительно, в патриархальном обществе они не только приветствуются, но и обретают экономическую и политическую власть. И это одна из причин, почему переход к более уравновешенной ценностной системе так труден для большинства людей, в особенности, для мужчин. Это также причина, почему существует природная близость между экологией и феминизмом, что хорошо демонстрирует философская школа экофеминизма.r'

В Элмвудском институте мы определяем экологическую грамотность, исходя из трех положений:
1. Знание принципов экологии;
2. Системное мышление;
3. Практическое следование экологическим ценностям.
Наше широкое определение экологической грамотности тесно связано с понятием новой экологической "парадигмы," которое широко используют сотрудники Элмвудского института и многие другие.6 Понятие парадигмы было введено в философию науки в начале шестидесятых Томасом Куном и получило с тех пор более широкое толкование, применимое ко всему обществу. Социальная парадигма в расширенном смысле, это ряд положений, принципов, ценностей и практик, разделяемых обществом и формирующих некоторое видение реальности, вокруг которого организуется общество.
Трансформацию культуры, которую мы сегодня наблюдаем, можно описать как "сдвиг парадигмы", т.е. переход от восприятия мира как машины, к восприятию мира как живой системы, от ценностной системы, основанной на доминировании, к системе, основанной на партнерстве. Возникающая новая парадигма, или видение реальности, является экологической в самом широком смысле.

Для ускорения обучения экологической грамотности школьников в Элмвудском институте разработан четырехлетний пилотный проект экологически ориентированной школьной программы и превращение школ в обучающиеся сообщества.
Проект экологической грамотности ("Экограмотность") объединяет в себе принципы и ценности экологии с педагогическими принципами и практиками по созданию глобальной перестройки школьного образования. Фундаментальной стратегии является участие всех заинтересованных сторон в этом процессе—учителей, администраторов, родителей, школьников, и местного сообщества. В результате создания такого обучающегося сообщества принципы экологии становятся принципами обучения.
Экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными—то есть осознать "взаимосвязанность всех вещей", и жить и действовать согласно этому принципу.

1 Al Gore, Earth in the Balance, Houghton Mifflin, New York, 1992; p.269.
2 See Ervin Laszlo, The Systems View of the World, Braziller, New York, 1972.
3 See Fritjof Capra, The Turning Point, Bantam, New York, 1983.
4 See Fritjof Gapra, "Criteria of Systems Thinking," Elmwood Quarterly, Winter 1992/93

Экологическая грамотность – это одновременно и контекст и процесс, помогающий школьникам стать экологически грамотными—то есть осознать "взаимосвязанность всех вещей", и жить и действовать согласно этому принципу.

Если простыми словами, то экологическая грамотность необходима не только государству, но и населению не только для повышения качества жизни, но и для того, чтобы будущее планеты стало радужнее. Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины – важный элемент экологической грамотности.

Если совсем простыми словами то: не сорите в лесу, на пляжах, местах общественного отдыха, убирайте за собой мусор. Не выбрасывайте мусор из окон автомобиля на дорогу. Выбрасывайте мусор в предназначенные для этого места.

Если ещё проще: берегите природу и будете считаться экологически грамотным человеком!

Экологическая грамотность — это знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.

Экологически ответственное поведение — это способность действовать опреде­ленным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды. Важно: речь идет о действиях, основанных на самостоятельных решениях, а не внешнем принужде­нии.

Экологически ответственное поведение и действия возникают, когда граждане:

1) имеют мотивацию что-то изменить;

2) способны увидеть проблему комплексно, системно;

3) способны найти решение, не противоречащее целям устойчивого развития;

4) имеют опыт успешного выполнения относительно схожих действий

Итак, какие универсальные компетентности и какие знания необходимы для воз­никновения экологической грамотности и следовательно экологически ответ­ственного поведения?

Читайте ответы на этот вопрос в материале Марии Добряковой "Новая грамотность в учебной программе: как внедрять (на примере экологической грамотности)" - глава 13 (стр. 395-415) книги "Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности", подготовленной Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ "Высшая школа экономики".


1. Василенко В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. – Новосибирск, 1997. – 123 с.

5. Методика обучения географии в школе: метод. пособие для студентов геогр. специальностей высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

7. Ноосферный путь устойчивого развития России и мира / П.Т. Драчев [и др.]. – М.: ПР Стайл, 2002. – 472 с.

8. Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека : методологические принципы и программные установки. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. – 124 с.

11. Флеенко А.В. Реализация принципов эколого-географического образования в школе / А.В. Флеенко. – Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 255 с.

13. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1992. – 160 с.

По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового [3]. А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации [10]. Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.

Об объединении широких слоев населения для практического участия в природоохранных мероприятиях в 1975 г. говорил И.П. Лаптев [4]. Н.В. Абаев [13] отмечал, что творцами идей, образов и понятий духовного постижения окружающего мира начинает создаваться общество, в котором экологическое образование и воспитание, к сожалению, еще очень слабо изучено, а, следовательно, природа будет страдать от экологической неграмотности людей.

Н.Н. Моисеев отмечал [6], что экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Основными источниками воздействия на любого человека с целью формирования экологически грамотной личности, согласно принятию идей Ю.Н. Пахомова [8], можно считать образование, средства массовой информации, правовую систему и др.

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблеей Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно, и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области [1].

В 1987 году Всемирная Комиссия по охране окружающей среды и развитию при ООН призвала создать новый документ, который сформировал бы фундаментальные принципы устойчивого развития. Затем идея Декларации (хартии) Земли обсуждалась в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время Саммита Земли. Хартия Земли – это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Декларация Земли является своеобразным аналогом Декларации прав человека, но Хартия Земли ‒ в области охраны окружающей среды [7].

На основе идей В.Ф. Протасова [9] можно сказать, что экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, на международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

Экологическая доктрина Российской Федерации состоит из отдельных пунктов, одним из интересных, на наш взгляд, является часть, посвященная экологическому образованию и просвещению. Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого необходимы:

• создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;

• подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющей экологическое просвещение и образование;

• разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение опросов устойчивого развития Российской Федерации;

• развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов.

1. Обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования.

2. Системность и непрерывность образования в области экологии.

3. Направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию.

4. Всеобщность и комплексность.

5. Направленность на выработку у людей бережного отношения к окружающей среде, понимание личной ответственности за ее сохранение, восстановление и приумножение.

6. Гласность разработки и реализации программ экологического образования и просвещения.

7. Преемственность отечественного и мирового опыта по формированию экологической образованности населения.

8. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере формирования экологически образованного человека.

Формы реализации формирования экологически грамотного человека:

1. Обязательное преподавание экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.

2. Эколого-просветительская деятельность общественных объединений, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей.

3. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования.

4. Социальная реклама и наглядная агитация.

5. Распространение экологических знаний библиотеками и другими учреждениями учебно-просветительского характера.

Становление формирования экологически грамотного человека открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах.

Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в процессе формирования экологической грамотности не только детей, но и их родителей. Поскольку в настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует [11], автор данной работы предлагает понимать под экологической грамотностью овладение и возможность применения определенных знаний, умений, навыков в жизни и развитии человечества. По нашему мнению, экологическая грамотность является совокупностью следующих элементов: экологическое образование – экологическое воспитание – экологическое мышление – экологическое сознание – экологическая культура, помноженные на психолого-педагогические особенности обучающихся и на педагогические технологии.

Таким образом, состояние проблемы формирования экологической грамотности школьников, на наш взгляд, отражается в следующем:

1. В экологической грамотности, которая должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле;

2. В стратегии формирования экологической грамотности населения с учетом особенностей образования и просвещения в России;

3. В законодательной базе, которая нуждается в адаптации к реальному состоянию экологической грамотности населения нашей страны.

Автором с 2005 года ведутся исследования в области формирования экологической грамотности школьников. В начале исследования носили теоретический характер, а с 2007 года – практический. В МАОУ СОШ № 31 г. Томска работа по формированию экологической грамотности ведется с 1 по 11 класс. Экологические знания можно получить через следующие виды деятельности: интегрированные уроки, система дополнительного образования, внеурочная работа. Данная работа требует постоянного мониторинга (рисунок). Анализ диаграммы показывает, что системная и непрерывная работа по формированию экологически грамотного школьника, которая проводится автором уже 7 год, не остается бесследной: школьники с большим интересом занимаются перечисленными видами работ. Из диаграммы мы видим, что растет число обучающихся с высоким и средним уровнем экологической грамотности, в то время как число учеников с низким уровнем сокращается.

pic_60.wmf

Мониторинг за уровнем сформированности экологической грамотности школьников МАОУ СОШ № 31 г. Томска, 2007–2012 гг.

Результатом работы с обучающимися школы № 31 г. Томска, на базе которой проводились исследования, является тот факт, что Департаментом общего образования Томской области 19.02.2010 г. был присвоен статус экспериментальной площадки по формированию экологической культуры, а с 30.05.2011 г. школа стала экологическим центром.

Рецензенты:

Евсеева Н.С., д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии геолого-географического факультета Томского государственного университета, г. Томск;

Севастьянов В.В., д.г.н., доцент, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск.

Читайте также: