Семейное право на руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

К. А. Неволин противопоставлял два вида брака, существовавших одновременно и принятых у различных славянских племен: для первого характерны инициатива самих сторон в выборе брачного партнера, для второго — третьих лиц, где «жених и невеста представляются в страдательном положении при заключении брака 6 См. Неволин К.А. История российских гражданских законов. Т. I. СПб., 1851 С. 131. .

Содержание личных отношений, как полагают исследователи данного вопроса, в значительной степени зависело от способов возникновения (заключения) брачного союза: при похищении жена становилась собственностью мужа, при покупке и совершении брака с приданым власть мужа была несколько ограничена. При этом на Руси муж мог распоряжаться свободой жены, но не имел права на ее жизнь и смерть. Развод производился относительно свободно, в браке с приданым — даже по инициативе женщин 8 См, например. Антокольская М.В. Семейное право М., 1997. С 44-45. Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб., 2006. С. 12 .

Однако действие христианских православных начал сказывалось медленно, сталкиваясь с вековым нравственным, хозяйственным и юридическим бытом крестьянства, обычным правом. Церковное венчание, введенное в XI в., практиковалось только в высших слоях общества, остальное население совершало браки по традиционным обрядам. По мнению исследователей народного обычного брачного права, брак был союзом гражданским, светским, первостепенное значение придавалось его общественному признанию (пока не отпразднована свадьба, пусть и отложенная, супружеских прав и обязанностей могло не возникнуть), а второстепенное значение — признанию религиозному, церковному венчанию.

Для вдовиц устанавливался также траурный год — из понятных физиологических причин (для различения отца).

Тем не менее в Московском государстве церковь в конце концов провела в жизнь свое учение о браке как таинстве и венчании как единственной форме его совершения (кроме повторных браков, для которых, как мы уже отмечали, предусматривалось благословение).

Получив уведомление родителей о желании заключить между их детьми брак, священник производил обыск - выяснял у родственников и других лиц, нет ли препятствий к браку. Далее производилось троекратное оглашение о нем в церкви, намечалась свадьба и выдавалась приходскому священнику епархиальным архиереем венечная память (знамена) — документ, в котором записывались имена брачующихся и сведения о результатах обыска. Венчание осуществлялось публично в приходском храме (по месту жительства жениха и (или) невесты) при обязательных двух свидетелях. Затем следовало свадебное пиршество, сложнообрядность и живучесть которого подтверждали важность не только церковного, но и общественного признания союза.

Личные супружеские отношения в духе христианского учения строились на триаде — единой фамилии, общем месте жительства и принятии женой социального статуса мужа. Как правило, жена следовала за мужем. Однако в московском праве не было такого строгого императива — место жительства могло определяться и домицилием жены (в этом случае в некотором смысле муж как бы менялся ролью с женой — приносил ей приданое и т.д.).

Обобщая данные об имущественно-правовом статусе женщин. Н.С. Нижник выделяет два этапа развития данною института: 1) в X — начале XVI в. происходит медленное расширение дееспособности женщин всех социальных страт в части личного и общесемейного имущества; 2) с середины XVI до середины XVII в. наступает эпоха юридических ограничений соответствующих прав, запретов дворянкам владеть поместьями, вотчинницам — наследовать родовую собственность (с целью усиления государственного контроля за землями).

По учению церкви супружество прекращается только физической смертью — и то не вполне, ибо только этим, по мнению М Ф. Владимирского-Буданова, можно объяснить ее сопротивление допустить повторение брака. В Древней Руси развод был либо письменным договором между супругами, представленным светскому или духовному суду, либо односторонним актом - отпускной мужа жене. В Московском государстве постепенно утвердилось иное - развод давался епархиальной властью.

Разумеется, церковь была (и остается) противницей прекращения брачного союза путем его расторжения, но жизнь диктовала эту необходимость — и человеческой слабости следовало уступить.

В эпоху Устава князя Ярослава церковною практикой (на основе Кормчей книги) развод допускался: при недонесении женой или мужем о государственном заговоре, покушении на жизнь другого супруга, посещении женой корчмы, игрищ или домов посторонних людей без согласия мужа, неспособности супруга к брачному сожитию, длящейся три года, безвестном отсутствии в течение пяти лет; при совершении прелюбодеяния или в случае необоснованного обвинения жены в прелюбодеянии.

Браку предшествовало обручение (публичная клятва сторон о намерении вступить в брак). Проводилось в возрасте 5-6 лет. Между обручением и браком проходило около 10 лет.

Условия вступления в брак:

1) Достижение брачного возраста (по эклоге 15 жених, 13 невеста; по прохирону на год меньше)

2) Отсутствие близких степеней родства (зарещались до 7 степени)

3) Отсутствие близких степеней свойства (свояки – родственники супругов)

4) Отсутствие духовного родства (крестные родители не могли вступать в брак с крестными детьми)

5) Согласие брачующихся

6) Отсутствие другого брака

Существовала только церковная форма брака.

Глава семьи был мужчина. Существовала раздельность имущества супругов. Основным имуществом женщины было приданное.

1) Смерть одного из супругов (статус вдовства)

Вступить в другой брак вдовец или вдова могли через год.

2) Развод (осуществляла церковь)

Церковь всячески препятствовала разводам.

Поводы к разводу:

· Прелюбодеяние одного из супругов

· Отсутствие детей в течении 3-х лет (неспособность к брачному сожительству)

· Объявление жены ведьмой

3) Мирская смерть (уход в монастырь одного из супругов)

Принимавший монашество должен отдать церкви имущество. Церковь принимала лиц, не имевших детей или имевших взрослых детей.

4) Признание брака недействительным (доказано, что не соблюдено одно из условий вступления в брак)

Мужчина становился полностью дееспособным когда женился и отделялся от отца собственным хозяйством. Существовал институт опекунства. Назначались вдовам и малолетним детям из родственников. Он ничего не получал; если за период опекунства имущество пропадало, опекун обязан все вернуть опекаемому.

Браку предшествовало обручение (публичная клятва сторон о намерении вступить в брак). Проводилось в возрасте 5-6 лет. Между обручением и браком проходило около 10 лет.

Условия вступления в брак:

1) Достижение брачного возраста (по эклоге 15 жених, 13 невеста; по прохирону на год меньше)

2) Отсутствие близких степеней родства (зарещались до 7 степени)

3) Отсутствие близких степеней свойства (свояки – родственники супругов)

4) Отсутствие духовного родства (крестные родители не могли вступать в брак с крестными детьми)

5) Согласие брачующихся

6) Отсутствие другого брака

Существовала только церковная форма брака.

Глава семьи был мужчина. Существовала раздельность имущества супругов. Основным имуществом женщины было приданное.

1) Смерть одного из супругов (статус вдовства)

Вступить в другой брак вдовец или вдова могли через год.

2) Развод (осуществляла церковь)

Церковь всячески препятствовала разводам.

Поводы к разводу:

· Прелюбодеяние одного из супругов

· Отсутствие детей в течении 3-х лет (неспособность к брачному сожительству)

· Объявление жены ведьмой

3) Мирская смерть (уход в монастырь одного из супругов)

Принимавший монашество должен отдать церкви имущество. Церковь принимала лиц, не имевших детей или имевших взрослых детей.

4) Признание брака недействительным (доказано, что не соблюдено одно из условий вступления в брак)

Мужчина становился полностью дееспособным когда женился и отделялся от отца собственным хозяйством. Существовал институт опекунства. Назначались вдовам и малолетним детям из родственников. Он ничего не получал; если за период опекунства имущество пропадало, опекун обязан все вернуть опекаемому.

Семейно-брачные отношения в дохристианский период развития Руси

В период родоплеменных отношений вопросы, связанные с семейными отношениями, решались посредством применения обычая и запрета. Следовательно, о наиболее раннем устройстве и понимании семьи мы имеем весьма смутные представления. При этом, широко известным являются факты многоженства в до христианский период, а так же обычаи, связанные с кражей невест и выплатой за нее выкупа. Данные обычаи сохранялись на протяжении длительного периода времени, их не удалось искоренить даже с принятием христианства.

Изменение семейно-брачных отношений с принятием христианства

С принятием христианства и формированием понятия государственности брачно-семейные отношения начали регулироваться не только посредством правового обычая, но и с помощью первейших сводов законов и церковного права.

В княжеских уставах предусматривались преступления против брачно-семейных институтов. При этом, церковь внедряя в повседневность новую форму брака, боролась пережитками языческого прошлого.

Готовые работы на аналогичную тему

Расторжение брака согласно законам Древнерусского государства

Расторжение брака было крайне редким и нежелательным событием, но вполне допустимым. Для расторжения церковного брака требовалось наличие одного из поводов, которые были перечислены в Церковном уставе.

Закон регулировал имущественные споры, которые моли возникать между супругами во время развода. Жена сохраняла право на свое приданое, она имела право передавать его по наследству.

Как ни странно, достоверной информации о том, какими были отношения между супругами и родственниками в Древней Руси, почти нет. Точнее, нет сведений о юридической составляющей этих отношений. Хотя исторических и этнографических данных довольно много. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Чем регулировались брачные отношения?

Брачные отношения регулировались обычаями, письменных памятников права почти нет. Документальная информация о браке есть только в отношении периода после крещения Руси.

Известный историк С.В. Юшков, например, писал о том, что в Киевской Руси нормы брачного права о брачном возрасте не соблюдались: об этом свидетельствуют данные летописей и то, что даже гораздо позже, в XVI-XVII веках, браки заключались в более раннем возрасте, чем предписывали нормы византийского права. То же самое касается и разводов: византийское законодательство и жизнь не совпадали.

Все это многообразие ученые делят на 2 основные редакции:

Итак, наши сведения о браке в Киевской Руси и в более ранние периоды основаны не столько на правовых памятниках, сколько на данных летописных сводов.

Брачный возраст и другие запреты

В византийском законодательстве того времени нет единообразия в установлении брачного возраста. Одни кодексы требовали 15 лет для жениха и 13 лет для невесты, другие – 14 и 12 лет соответственно.

Исторические данные позволяют считать, что на практике браки допускались и в более раннем возрасте. Для брака требовалось согласие родителей – наверное, это связано со столь низким брачным возрастом.

Были и другие условия вступления в брак. Так, брачующиеся не должны быть связаны другим браком.

По византийским законам нельзя было вступать в брак родственникам по прямой линии, как восходящей, так и нисходящей. Запреты вообще распространялись на кровное родство – то есть двоюродные и более дальние братья и сестры не могли сочетаться браком.

Наверняка на практике это нарушалось: первые 3 поколения и двоюродных братьев-сестер проследить было легко, а вот дальше возникали проблемы.

Препятствием было и свойство – родственные отношения, возникшие в результате породнения родов (семей), например, в результате брака кого-то из родственников.

Еще один запрет – брак между крестным и крестницей, а также между усыновленным и усыновителем.

Обряды

Браку предшествовало обручение, которое получало религиозное освящение в особом обряде.

С точки зрения византийского духовенства обручение было нерасторжимым и вело к установления свойства между родственниками обрученных.

Основное значение в христианском браке получил обряд венчания – это церковный обряд заключения брака, во время которого на брачующихся возлагались венцы.

Церковный брак был быстро воспринят господствующей верхушкой общества, однако встречал упорное сопротивление народа. Историки пишут, что новые порядки вводились силой и это заняло не один век.

Интересно! Церковь ограничивала число браков. По данным С.В. Юшкова, она не допускала вступления в третий брак.

Другие источники говорят, что третий брак еще допускался, но на четвертый церковь согласия никогда не давала.

Развод

Развод в Древней Руси можно считать явлением редким, но не из ряда вон выходящим. Все источники сходятся в том, что брак во времена Древней Руси мог расторгаться, причем имелся довольно значительный перечень поводов к разводу.

В византийском праве вообще было множество причин для развода. Среди них есть понятные основания, похожие на те, что использовались в более позднем законодательстве и используются сейчас. Например,

  • если муж безвестно отсутствует более 5 лет,
  • если супруг в плену более 3-х лет,
  • если супруги уходят в монашество,
  • если муж в течение 3-х лет со дня вступления в брак не докажет способности к супружеской жизни,
  • покушение на жизнь мужа (в других источниках – если супруги злоумышляют друг против друга),
  • измена жены,
  • если муж держит в доме конкубину (наложницу).

А есть и весьма экзотические, на взгляд современного человека, поводы для развода:

  • наведение на мужа порчи,
  • двоеженство или двоемужство (в обоих случаях женщину отправляли в монастырь и платили большой штраф),
  • если кто-то из супругов заболевал проказой,
  • если жена, против воли мужа, пирует с другими мужчинами или моется с ними в бане,
  • если жена, без дозволения мужа, проспит ночь вне дома и не у своих родителей,
  • если жена без позволения мужа посещает конские ристалища и театры,
  • если муж торгует честью жены,
  • если жена узнает о чьем-либо злоумышлении на царство и не скажет об этом мужу.

Интересно! Женщина в те времена пользовалась довольно большой свободой, как в Византии, так и в языческой Руси. На Руси было в обычае мыться в одной бане мирянам, даже монахи и монахини парились вместе.

Да и пированье в обществе мужчин не считалось таким уж серьезным пороком. Так что вряд ли эти поводы для развода из византийских законов использовались в русском обществе.

Русская церковь уже в эпоху Киевской Руси отступала от византийского законодательства – оснований для развода признавалось меньше.

Устав князя Ярослава перечислили не все поводы к разводу, установленные в византийских кодексах.

А вот государственная измена мужа по Уставу оснований для развода не давала и жена должна была разделить участь мужа. Не было в древнерусском праве и такого основания, как заболевание проказой.

Если муж был неспособен к браку, то брак расторгался только в том случае, если муж сам этого хотел. А вот разводы из-за бесплодия жены были нередкими.

Отношения между мужем и женой

Русская Правда и другие правовые памятники не содержат статей, определяющих личные отношения между супругами. Однако есть богатый летописный и позднейший этнографический материал, который позволяет установить сущность этих отношений.

Жена находилась под властью мужа. Об этом свидетельствуют старинные брачные обряды, сохранившиеся еще в XIV и даже начале XV веков.

Да и сейчас семейные конфликты невозможно решить без участия юриста. Если возникли сложности - обращайтесь к нам.

Во многих местах молодая должна была в знак своего подчинения разувать мужа. Об этом же говорит и летопись. Муж имел право наказывать свою жену. После венчания отец новобрачной ударял ее слегка плетью по спине и затем передавал плеть новобрачному, который также наносил ей несколько ударов.

Об имущественных отношениях супругов в Русской Правде и других памятниках Киевского государства имеется ряд постановлений. Родственники – родители и братья, выдавая дочерей или сестер замуж, наделяли их некоторым имуществом (приданым). Это имущество должно было передаваться после смерти жены ее наследникам.

Читайте также: