Сельское и лесное хозяйство кратко

Обновлено: 04.05.2024

Перемены не всегда к лучшему, уж кому, как не российским лесоводам об этом знать. Речь идёт, разумеется, о последних поправках, предложенных к сентябрьскому Постановлению Правительства Российской Федерации, в рамках которого было разрешено вести лесное хозяйство (читай: выращивать лес) на землях сельхозназначения.

Данная новость осенью 2020 года порадовала не только отечественных лесоводов, но прежде всего экологов и экоактивистов. По их мнению, лесоводство на землях сельскохозяйственного назначения принесёт много пользы отечественному лесному фонду и, конечно же, общей экологической ситуации в стране и мире.

Однако, как известно, в бочке самого сладкого мёда всегда может оказаться ложка дёгтя. Её-то роль и могут сыграть предлагаемые в 2021 году поправки, против которых скептически настроены такие организации, как Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы.

Лесоводство и сельхозземли: сложности взаимоотношений

По мнению природозащитников, лесные насаждения и сельхозугодья составляют меж собой прекрасную пару. Обоснования у данного взгляда на проблему достаточно веские. Однако есть и те, кого не устраивает наличие условных сосен, ёлок и берёз на заброшенных полях.

В течение последних четырёх десятков лет в России покинутыми оказались миллионы гектаров территорий, отведённых под сельскохозяйственную деятельность. Даже оценить масштабы проблемы сложно: в Министерстве сельского хозяйства насчитали приблизительно 40 миллионов га заброшенных сельхозземель. А вот Центр агропродовольственной политики называет и вовсе пугающее число в 100 миллионов га. Организация Greenpeace, проанализировав данные, полученные при помощи космической съёмки, признала заброшенными около 76 миллионов гектаров сельхозугодий.

По данным природозащитников из Greenpeace, около 30 миллионов га земель рассматриваемой категории к настоящему времени покрылись лесом естественным путём. 20 миллионов га заброшенных сельхозземель находятся на различных этапах зарастания.

Среди явных причин подобного зарастания сельхозземель лесами Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeace, называет невостребованность земель в тех районах, где земледелие вызывает риски, а также незаинтересованность государства в развитии этих территорий.

Ненужность угодий объясняется тем, что современное сельское хозяйство не требует действительно больших площадей для получения большого количества урожая. А вот невнимание властей приводит к тому, что запустение происходит в более быстром темпе — деревья сеются и вырастают самостоятельно, постепенно захватывая в свои владения всё новые земли.

Прогнозы специалистов таковы: ближайшие 10 лет могут принести очередной этап забрасывания сельскохозяйственных земель (приблизительно от 10 до 25 млн гектаров) по причинам сокращения поддержки сельского хозяйства со стороны государственных структур, низких доходов граждан и, как следствие, падения спроса на продукцию отрасли и т. д.

Во-вторых, забрасывание является одной из причин возникновения пожарной опасности непосредственно вблизи населённых пунктов, и дело даже не в самовоспламенении поросших бурьяном участков. Подавляющее большинство возникающих очагов огня имеют антропогенный характер, то есть являются делом человеческих рук.

Поджоги могут совершать сами собственники данных территорий в целях избавления от молодой лесной поросли. Зачем это делается? Потому что за забрасывание сельхозземель собственнику грозит штраф, а молодняк является доказательством того, что территория не используется.

Лес на землях сельхозназначения: выращивать нельзя забросить

Вариантов того, что можно (и нужно!) делать с заброшенными сельскохозяйственными угодьями, существует несколько.

Первое и очевидное — возвратить их в оборот и вновь запустить на них сельское хозяйство. Однако в теории, как всегда, всё проще, чем в действительности.

В 2020 году Минсельхоз разработал проект государственной программы, в рамках которой планировалось вернуть в оборот около 12 млн гектаров неиспользуемых земель к наступлению 2030 года.

Второй вариант — оставить всё как есть. По мнению Алексея Ярошенко, которое он выразил на странице Лесного форума Greenpeace, этим способом в нашей стране пользуются достаточно давно: в течение последних 30 лет. Земли будут покрываться молодняком естественным образом, при этом большая часть этого прироста будет сжигаться, вновь и вновь создавая опасность возникновения ландшафтных и лесных пожаров. Вариант, конечно, неутешительный, но, увы, он имеет место быть в современных российских реалиях.

Третий вариант — лесоводство и лесное хозяйство. Выращивание лесов на сельхозземлях, как считают экологи и природозащитные организации, не только позволяет вести работы по сохранению биоразнообразия, но также вести борьбу с климатическими изменениями.

Выращиваемый лес на землях сельхозназначения впоследствии может стать заменой той древесине, что заготавливается на участках дикого леса. Да и вероятность поджига данных участков существенно снизится.

В долгосрочной перспективе можно выращивать до 300 млн кубометров леса каждый год при использовании 50 млн гектаров заброшенных земель!

Лесное хозяйство на бывших полях: постановление Правительства и поправки к нему

Сентябрь 2020 года принёс лесоводам радостную весть: граждане РФ получили возможность заниматься лесным хозяйством на своих землях.

Новое Постановление Правительства №1509 вступило в силу 1 октября 2020 года и отныне позволило собственникам выращивать лес на землях сельхозназначения. Для этого лесоводу необходимо уведомить расположенный в его регионе Минсельхоз, а также Россельхознадзор и, конечно же, Росреестр.

Граждане, получившие участки в собственность до 1 октября 2020 года, должны оповестить указанные ведомства о своих намерениях заниматься лесным хозяйством в течение ближайших 2 лет. Те же, кто оформил право собственности после указанной даты, должны сделать это в течение 2 лет уже с момента регистрации права.

Согласно постановлению, люди также имеют право законно продавать выращенную на участке древесину. Её учёт при этом должен осуществляться посредством системы ЛесЕГАИС. Также граждане могут создавать на данных территориях лесопитомники, выращивать различные лесные плодовые, лекарственные и ягодные деревья, травы и кустарники.

Но не стоит при этом забывать и об ответственности: собственник обязан защищать лес от пожаров!

Собственник при этом сможет пользоваться лесом не больше 10 лет с того момента, как ответственные ведомства дадут ему разрешение на ведение деятельности. То есть, по сути, лесовод по прошествии отведённого срока будет вынужден просто-напросто извести свои труды, уничтожив выращенный лес, и возвратить участок в сельскохозяйственный оборот. Это опять же вернёт ситуацию к тому, с чего она началась, — к опустению земли, её зарастанию и, наконец, выжиганию насаждений.

Такой точки зрения придерживаются в Greenpeace и Всемирном фонде дикой природы, считая предлагаемые поправки крайне неэффективными и даже вредными для экономики и экологии страны.

Аналогичное мнение высказывают и непосредственные участники лесопромышленного комплекса страны. Николай Иванов, представитель холдинга Segezha Group, считает, что часть вынесенных на обсуждение изменений к сентябрьскому Постановлению и вовсе противоречат поручению Владимира Путина. Поправки, по его мнению, лишь приумножают те ограничения использования земель, что уже существовали прежде.

Неудивительно, что природозащитные организации сразу же выступили против принятия поправок. Специалисты Greenpeace, проанализировав предлагаемые изменения, пришли к выводу, что предложение Минприроды попросту приведёт к тому, что изначальная инициатива Правительства РФ вовсе потеряет всякий смысл.

Поправки, по их мнению, лишь усугубят ситуацию с заброшенностью сельхозземель и опасностью возникновения на них пожаров. Деревни и сёла продолжат постепенно вымирать, а количество уголовных и административных дел, связанных с нелегальной застройкой участков, вырубками лесов под видом расчистки сельскохозяйственных территорий и т. д. заметно возрастёт.

WWF тоже настаивает на пересмотре поправок. Фонд уже направил соответствующее обращение в Минприроды РФ. В нём он призывает при доработке проекта убрать пункты, направленные на усложнение ведения лесного хозяйства на сельхозземлях, и добавить положения, облегчающие организацию лесоводства, лесного фермерства, плантационного лесовыращивания и агролесоводства.


Статья рассказывает о лесном хозяйстве России. Указывает на входящие в структуру отрасли дополнительные элементы. Формирует представление о важности лесных лесопарковых угодий в жизни современного человека.

Лесное хозяйство

Важность лесов в жизни стран и народов планеты состоит не только в сырьевом значении. Лес представляет собой базу для климатических процессов Земли. Он служит средой обитания для множества представителей животного мира и является источником кислорода, а также и гарантом водного баланса больших участков суши.

Россия – крупнейшая лесная держава планеты. По обеспеченности лесами она занимает лидирующую позицию в мировом списке, об этом свидетельствуют такие показатели как 22% от общей площади мировых лесов, 1/4 запасов древесины и 2/3 мировых запасов бореальных и умеренных насаждений.

Площадь земель лесного фонда страны составляет около 70% от её территории.

Лесоформирующими породами считаются лиственницы, сосны, берёзы и ели.

которые читают вместе с этой




Лиственница

Рис. 1. Лиственница.

География размещения лесов сейчас диктуется экономическими и демографическими преобразованиями в ходе развития страны.

В средние века Киевская Русь была значительно богаче лесами. Средний показатель лесистости земель равнялся примерно 50%. Пахотные земли составляли всего 8%.

Лесопарковое хозяйство сегодня является, по сути, основным источником кислорода для больших городов и густонаселенных районов страны.
Основной задачей этой хозяйственной отрасли признается воспитание благородных и эстетически подходящих к ландшафту насаждений с последующим рассредоточением их по территории. Все мероприятия осуществляются в строгом соответствии с принципами ландшафтной архитектуры.

Образец современной ландшафтной архитектуры в условиях города

Рис. 2. Образец современной ландшафтной архитектуры в условиях города.

Кроме перечисленного комплекса мер применяются и практики оздоровления уже имеющихся площадок с насаждениями. В условиях города высаживаются окультуренные и приспособленные растения, которые не требуют постоянного ухода.

Деятельность лесного хозяйства

Значимое место в лесной отрасли занимает лесное хозяйство. Функционал лесного хозяйства состоит из мероприятий по охране лесов, в которые включены следующие обязательные пункты:

  • контроль за лесопользованием;
  • восстановление лесов;
  • лесоразведение.

С принятием нового Лесного кодекса в 2015 году, назначение органов лесного хозяйства было реформировано, что сократило функции лесничеств в области контроля за лесопользователями. Лесопользование стало носить долгосрочный характер с возможностью аренды лесных участков. Но и пользователи при таких условиях обязаны рационально вести разработку лесных ресурсов с перспективой их восстановления.


Рис. 3. Восстановленный лесной участок.

Протекция лесных угодий, как и прежде, находиться в ведении лесничеств. Это регламентировано ещё Петровскими указами, которые были написаны для Лесного департамента.

Сегодня основная часть экологических правонарушений часто классифицируется как преступление против государства.

Охрана лесных территорий является основной задачей в сфере экологической политики страны.

Что мы узнали?

Выяснили, что значимость леса состоит не только в обеспечении потребностей государства в древесине. Узнали, какие меры предпринимаются для озеленения и насыщения кислородом больших городов. Получили историческую справку относительно того, какой процент территорий был покрыт лесами в средние века. Узнали, какие факторы оказывают влияние на зеленые насаждения в современном обществе.

отрасль общественного производства, осуществляющая изучение, учёт, воспроизводство и выращивание Лесов, охрану их от пожаров, вредителей и болезней, регулирование пользования лесом в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине и др. лесной продукции при сохранении защитных и биорегулирующих функций леса, организацию использования лесов в рекреационных и др. специальных целях. Л. х. отличается весьма длительным циклом производственного процесса (50—100 лет и более).

Главная задача социалистического Л. х. — организация рационального использования и сохранения лесов как важнейшего компонента биосферы (См. Биосфера) в интересах нынешнего и последующих поколений людей. Основные принципы Л. х. — обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, наиболее полное и рациональное использование лесных ресурсов (См. Лесные ресурсы) и земель лесного фонда, своевременное возобновление лесов (См. Возобновление леса), повышение их продуктивности (интенсивности накопления запасов древесины) и качественного состава, эффективная охрана лесов от пожаров, вредителей и болезней.

В капиталистических странах, где основная часть лесов является частной собственностью, при ведении Л. х. исходят из задачи получения наивысшей прибыли, что зачастую приводит к истощительным рубкам, а во многих случаях и к уничтожению лесов, имеющих не только сырьевое, по и большое защитное значение. Во 2-й половине 20 в., в связи со значительным ущербом, нанесённым нерациональным использованием лесов, в ряде капиталистических стран также принимаются некоторые, хотя и ограниченные, меры к государственному регулированию рубок леса и его восстановлению. Таким образом, в целом проблема ведения Л. х. приобрела социальное значение. Социалистическая система хозяйства создаёт благоприятные условия для её успешного решения.

В 1923 лесным кодексом РСФСР были регламентированы основные положения ведения Л. х. и использования лесных ресурсов в стране. По народнохозяйственному значению лесной фонд разделялся на леса общегосударственного и местного значения. В лесах общегосударственного значения выделялись леса особого значения. Определялся порядок пользования лесами этих категорий и ведения в них Л. х. Развернулись большие работы по устройству и изучению лесов, их восстановлению и разведению, организации планового использования лесосырьевых ресурсов. В 1924 был разработан первый перспективный план развития Л. х. РСФСР на 1925—28. В качестве основных задач в нём предусматривалось обеспечить постоянное и планомерное пользование древесиной в лесах, не допуская их истощения, полностью удовлетворять потребности государства и населения в древесине, обеспечить наивысшую доходность лесов. Значительную роль в этот период играли лесной доход и экспорт леса. В общем экспорте СССР за 1928—29 лесоматериалы занимали первое место. С 1926, с начала индустриализации страны, особенно возросло значение лесов как источника получения строительных материалов. В связи с необходимостью форсированного развития лесозаготовок и освоения лесосырьевых ресурсов в многолесных районах, при сохранении и увеличении лесов в малолесных районах, в 1931 леса были разделены на две зоны — лесопромышленную и лесокультурную с установлением в них различного режима пользования и ведения Л. х. В лесокультурной зоне (центрально-черноземные области, Северный Кавказ, районы нижней Волги, Украина, Средняя Азия, малолесные районы Западной Сибири) пользование лесом разрешалось в размерах, не превышающих среднего прироста (накопления запасов древесины за счёт роста древостоев), запрещалось применение концентрированных рубок, были сосредоточены основные объёмы работ по посадке и посеву леса. В лесопромышленной зоне, где имелись большое запасы спелого леса (достигшего установленного возраста рубки), создавались наиболее благоприятные условия для развития крупных промышленных лесозаготовок. На 1933—1937 (2-я пятилетка) был принят пятилетний план защитного лесоразведения, которым предусматривалось создание 350 тыс. га защитных лесных полос. 300 тыс. га лесов для укрепления горных склонов и оврагов и 150 тыс. га лесов на непригодных для сельского хозяйства землях. В целях дальнейшего развития и совершенствования Л. х. в 1936 75 млн. га лесов (часть лесокультурной зоны и водоохранно-защитные леса лесопромышленной зоны) были выделены в особую категорию лесов водоохранных (См. Леса водоохранные). В 1943 все леса разделили по народнохозяйственному значению на 3 группы, в которых установили дифференцированный режим ведения Л. х. и лесопользования: с учётом их многостороннего значения. Это создало условия для дальнейшего повышения уровня Л. х., улучшения организации использования и воспроизводства лесных ресурсов с учётом основного целевого назначения лесов разных категорий.

К 1-й группе отнесены леса особого защитного значения: государственные заповедники, почвозащитные, полезащитные и курортные леса, зелёные зоны городов и крупных населённых пунктов, а также ленточные боры в Западной Сибири и степные Колки. В последующем к 1-й группе были отнесены также защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог, запретные водоохранные полосы по берегам рек, орехопромысловые зоны и климаторегулирующие притундровые леса. В лесах 1-й группы установлен особый режим лесопользования и ведутся только рубки ухода и лесовосстановительные рубки. С развитием промышленности и увеличением численности городского населения возрастает роль лесов 1-й группы и их площадь. На 1 января 1966 она составляла 94,7 млн. га.

Ко 2-й группе отнесены леса, имеющие наряду с эксплуатационным большое защитное значение. Они расположены в малолесных, а также в ряде многолесных районов, где в связи с ограниченными лесосырьевыми ресурсами возникла необходимость более строгого регулирования режима лесопользования и повышения интенсивности Л. х. В этих лесах проводятся большие работы по лесовосстановлению и уходу за насаждениями, повышению их продуктивности. Леса 2-й группы занимают 48,3 млн. га.

К 3-й группе отнесены леса многолесных районов, обеспечивающие основные потребности народного хозяйства в древесине. Эти леса — главная сырьевая база для развития промышленных лесозаготовок; кроме того, они играют важную роль в природном комплексе, в сохранении динамического равновесия биосферы. Леса 3-й группы занимают 517,5 млн. га.

Функции Л. х. в разных районах СССР различны. В многолесных районах с большими запасами спелой древесины заготовку её ведут специализированные предприятия лесной промышленности (См. Лесная промышленность). Л. х. проводит здесь изучение, учёт, воспроизводство лесов, их охрану и защиту, регулирование пользования; в малолесных районах Л. х. ведёт также заготовку спелой древесины и её первичную переработку. В неосвоенных (так называемых резервных) лесах деятельность Л. х. ограничивается в основном учётом лесов, охраной их от пожаров, вредителей и болезней.

Органом государственного управления, осуществляющим руководство Л. х. в стране, является Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР, которому подчинены союзно-республиканские государственные комитеты и министерства Л. х. В автономных республиках имеются министерства или управления, а в краях и областях — управления Л. х., которым подчинены Лесхозы (в отдельных малолесных районах — лесхоззаги, Леспромхозы) основная административно-хозяйственная единица в системе Л. х. В составе лесхоза имеется несколько лесничеств (См. Лесничество), которые непосредственно выполняют все лесохозяйственные работы в лесу и контроль за использованием лесосырьевых ресурсов. В системе Л. х. СССР насчитывается (1972) около 2,4 тыс. лесхозов, лесхоззагов, леспромхозов и 11,9 тыс. лесничеств. Средняя площадь лесхоза — около 500 тыс. га, лесничества — около 100 тыс. га. Размеры лесхозов и лесничеств зависят от интенсивности Л. х. и составляют от нескольких десятков тыс. га в зоне интенсивного хозяйства до миллиона и более га в таёжных малоосвоенных районах. Средняя площадь лесничества в Центральном районе Европейской части СССР 5—10 тыс. га. Основой для ведения планового Л. х., развития и размещения лесной промети, а также отраслей, перерабатывающих древесину (целлюлознобумажная, деревообрабатывающая, гидролизная), служат материалы лесоустройства (См. Лесоустройство).

Лесопользование — важная составная часть природопользования (См. Природопользование), состоит из заготовки древесины, прижизненного использования леса для получения технического и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, а также в защитных, водоохранных, рекреационных и др. специальных целях. Заготовка древесины относится к основному лесопользованию, которое подразделяется на главное пользование (рубка спелого леса), промежуточное пользование (заготовка древесины при рубках ухода и санитарных рубках в процессе выращивания леса) и прочие пользования древесиной (при расчистке лесных площадей для промышленных и др. целей, разрубке трасс дорог для линий связи и электропередач и т.д.). С развитием производительных сил быстро возрастают потребности промышленности и строительства в древесине. В 1966—72 ежегодный мировой объём заготовки древесины превышал 2 млрд. м 3 , но, несмотря на это, интенсивно нарастает дефицит в лесоматериалах. Быстро растет потребление древесины и в СССР. За годы Советской власти осуществлены большие мероприятия по развитию и улучшению географического размещения лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности, освоению сырьевых ресурсов в многолесных районах Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока и сокращению рубки леса в малолесных районах. В Европейской части СССР (включая Урал) ведётся интенсивное лесопользование. Большие сырьевые возможности для развития лесозаготовок и переработки древесины имеются в Сибири и на Дальнем Востоке.

Основные потребности в древесине удовлетворяются за счёт рубок главного пользования (в 1970—72 около 87%). В зависимости от народнохозяйственного значения лесов, лесораститсльных условий и биологических особенностей насаждении в СССР применяются различные системы рубок главного пользования (см. Рубки леса). Преобладают сплошнолесосечные способы рубок (около 95%). Ведутся также постепенные и выборочные рубки, преимущественно в лесах 1-й группы и в эксплуатационно-защитных горных лесах. В целях совершенствования лесопользования разработаны и введены региональные правила рубок в лесах всех союзных республик, с учётом биологических особенностей и разностороннего значения лесов. В системе мероприятий по формированию и выращиванию ценных древостоев большое значение имеют рубки ухода за лесом. В то же время они позволяют получать дополнительное количество древесины в процессе выращивания насаждений.

В лесах заготовляется много технического и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, развивается пчеловодство. В лесном фонде имеется также значительное количество сенокосов и пастбищ, которые используются для расширения кормовой базы животноводства. В век научно-технической революции всё большее значение приобретает использование биорегулирующих, защитных, рекреационных и др. особых свойств леса.

Огромная площадь государственного лесного фонда СССР, составляющего более половины территории страны, его географическое размещение и разная степень освоенности обусловливают необходимость применения различных форм охраны лесов от пожаров, вредителей и болезней. В системе Л. х. организована служба Государственной лесной охраны. В обжитых районах с достаточно развитой сетью дорог проводится наземная охрана лесов от пожаров, а в многолесных малонаселённых и слабо освоенных — в основном авиационная (см. Лесные пожары). Для своевременного выявления очагов вредителей и болезней леса и проведения в необходимых случаях мероприятий по их ликвидации или локализации лесная охрана и специалисты-лесопатологи ведут систематический лесопатологический надзор. Крупные лесопатологические обследования выполняются специализированными экспедициями. В ряде лесных районов созданы станции по борьбе с вредителями и болезнями леса. Истребительные меры борьбы ведутся преимущественно с применением средств химии, кроме того, разрабатываются и применяются биологические меры борьбы (см. Болезни древесных пород, Вредители леса).

Развитие Л. х. СССР основывается на достижениях лесохозяйственной науки и подготовке квалифицированных кадров. В СССР (1972) исследования по Л. х. ведут 14 научно-исследовательских институтов, 2 научно-исследовательских лаборатории и 58 лесных опытных станций. Кроме того, научными исследованиями по Л. х. занимаются кафедры 14 лесотехнических, технологических и с.-х. институтов. Подготовку инженеров Л. х. ведут около 20 высших учебных заведений, специалистов средней квалификации готовят в техникумах (см. Лесохозяйственное и лесотехническое образование).

Планируется дальнейшее улучшение ведения Л. х. на основе повышения уровня его технического оснащения и химизации, более полного использования лесных ресурсов и земель государственного лесного фонда, повышения продуктивности и качественного состава лесов; расширение работ по уходу за лесом; усиление охраны лесов от болезней, вредителей и пожаров.

Лесное хозяйство в зарубежных странах. Интенсивный рост потребления древесины и нарастание её дефицита во многих странах обусловливают интенсификацию Л. х. В то же время в промышленно развитых капиталистических странах усиливается внимание к многоцелевым функциям леса. Расширяются работы по лесовосстановлению и создаются новые леса. Повышается продуктивность лесов и сокращаются сроки их выращивания путём активного воздействия на лесорастительную среду, селекции и интенсивных форм ведения Л. х. В субтропических и тропических странах это решается созданием плантаций быстрорастущих пород и улучшением имеющихся лесов, в зоне умеренного климата и в северных странах — в основном улучшением местных лесов. Здесь главное внимание уделяется хвойным породам. В скандинавских и некоторых других европейских странах лиственные породы систематически удаляют из лесов, за исключением наиболее продуктивных древостоев. В ряде европейских стран, в США и Канаде для повышения продуктивности лесов применяют минеральные удобрения и мелиорацию лесных земель. Однако капиталистический общественный строй и частная собственность на леса создают серьёзные препятствия для развития Л. х. Несмотря на принимаемые меры, в лесах, находящихся в частном владении, допускаются бессистемные рубки, в погоне за прибылью интенсивно эксплуатируются наиболее ценные насаждения, недостаточно внимания уделяется развитию Л. х. и сохранению разнообразных полезных функций лесов.

В социалистических странах Л. х. достигло больших успехов. В целом во всех социалистических странах Европы (без СССР) за период 1946—70 создано не менее 1 млн. га новых лесов, 250—300 тыс. га посадок промышленного и защитного значения и восстановлено 3 млн. га лесов на вырубках. Проводятся большие работы по улучшению породного состава лесов и повышению их продуктивности путём увеличения объёмов и совершенствования рубок ухода, посадки и посева ценных древесных пород, применения селекционного материала, мелиорации и удобрения.

Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же. т. 20; Мелехов И. С., Очерк развития науки о лесе в России, М., 1957; Цепляев В. П., Лесное хозяйство СССР, М., 1965; Лес — национальное богатство советского народа, М., 1967; Лесное хозяйство СССР за 50 лет, М., 1967; Мелехов И. С., Проблемы современного лесоводства, М., 1969; Моисеев Н. А., Основные тенденции использования и воспроизводства лесных ресурсов в зарубежных странах, М., 1971; Морозов Г. Ф., Избр. труды, т. 1—2, М., 1970—71; Лесное хозяйство в системе планируемой экономики, под ред. П. В. Васильева, Т. Моленды, Варшава, 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Перемены не всегда к лучшему, уж кому, как не российским лесоводам об этом знать. Речь идёт, разумеется, о последних поправках, предложенных к сентябрьскому Постановлению Правительства Российской Федерации, в рамках которого было разрешено вести лесное хозяйство (читай: выращивать лес) на землях сельхозназначения.

Данная новость осенью 2020 года порадовала не только отечественных лесоводов, но прежде всего экологов и экоактивистов. По их мнению, лесоводство на землях сельскохозяйственного назначения принесёт много пользы отечественному лесному фонду и, конечно же, общей экологической ситуации в стране и мире.

Однако, как известно, в бочке самого сладкого мёда всегда может оказаться ложка дёгтя. Её-то роль и могут сыграть предлагаемые в 2021 году поправки, против которых скептически настроены такие организации, как Greenpeace и Всемирный фонд дикой природы.

Лесоводство и сельхозземли: сложности взаимоотношений

По мнению природозащитников, лесные насаждения и сельхозугодья составляют меж собой прекрасную пару. Обоснования у данного взгляда на проблему достаточно веские. Однако есть и те, кого не устраивает наличие условных сосен, ёлок и берёз на заброшенных полях.

В течение последних четырёх десятков лет в России покинутыми оказались миллионы гектаров территорий, отведённых под сельскохозяйственную деятельность. Даже оценить масштабы проблемы сложно: в Министерстве сельского хозяйства насчитали приблизительно 40 миллионов га заброшенных сельхозземель. А вот Центр агропродовольственной политики называет и вовсе пугающее число в 100 миллионов га. Организация Greenpeace, проанализировав данные, полученные при помощи космической съёмки, признала заброшенными около 76 миллионов гектаров сельхозугодий.

По данным природозащитников из Greenpeace, около 30 миллионов га земель рассматриваемой категории к настоящему времени покрылись лесом естественным путём. 20 миллионов га заброшенных сельхозземель находятся на различных этапах зарастания.

Среди явных причин подобного зарастания сельхозземель лесами Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Greenpeace, называет невостребованность земель в тех районах, где земледелие вызывает риски, а также незаинтересованность государства в развитии этих территорий.

Ненужность угодий объясняется тем, что современное сельское хозяйство не требует действительно больших площадей для получения большого количества урожая. А вот невнимание властей приводит к тому, что запустение происходит в более быстром темпе — деревья сеются и вырастают самостоятельно, постепенно захватывая в свои владения всё новые земли.

Прогнозы специалистов таковы: ближайшие 10 лет могут принести очередной этап забрасывания сельскохозяйственных земель (приблизительно от 10 до 25 млн гектаров) по причинам сокращения поддержки сельского хозяйства со стороны государственных структур, низких доходов граждан и, как следствие, падения спроса на продукцию отрасли и т. д.

Во-вторых, забрасывание является одной из причин возникновения пожарной опасности непосредственно вблизи населённых пунктов, и дело даже не в самовоспламенении поросших бурьяном участков. Подавляющее большинство возникающих очагов огня имеют антропогенный характер, то есть являются делом человеческих рук.

Поджоги могут совершать сами собственники данных территорий в целях избавления от молодой лесной поросли. Зачем это делается? Потому что за забрасывание сельхозземель собственнику грозит штраф, а молодняк является доказательством того, что территория не используется.

Лес на землях сельхозназначения: выращивать нельзя забросить

Вариантов того, что можно (и нужно!) делать с заброшенными сельскохозяйственными угодьями, существует несколько.

Первое и очевидное — возвратить их в оборот и вновь запустить на них сельское хозяйство. Однако в теории, как всегда, всё проще, чем в действительности.

В 2020 году Минсельхоз разработал проект государственной программы, в рамках которой планировалось вернуть в оборот около 12 млн гектаров неиспользуемых земель к наступлению 2030 года.

Второй вариант — оставить всё как есть. По мнению Алексея Ярошенко, которое он выразил на странице Лесного форума Greenpeace, этим способом в нашей стране пользуются достаточно давно: в течение последних 30 лет. Земли будут покрываться молодняком естественным образом, при этом большая часть этого прироста будет сжигаться, вновь и вновь создавая опасность возникновения ландшафтных и лесных пожаров. Вариант, конечно, неутешительный, но, увы, он имеет место быть в современных российских реалиях.

Третий вариант — лесоводство и лесное хозяйство. Выращивание лесов на сельхозземлях, как считают экологи и природозащитные организации, не только позволяет вести работы по сохранению биоразнообразия, но также вести борьбу с климатическими изменениями.

Выращиваемый лес на землях сельхозназначения впоследствии может стать заменой той древесине, что заготавливается на участках дикого леса. Да и вероятность поджига данных участков существенно снизится.

В долгосрочной перспективе можно выращивать до 300 млн кубометров леса каждый год при использовании 50 млн гектаров заброшенных земель!

Лесное хозяйство на бывших полях: постановление Правительства и поправки к нему

Сентябрь 2020 года принёс лесоводам радостную весть: граждане РФ получили возможность заниматься лесным хозяйством на своих землях.

Новое Постановление Правительства №1509 вступило в силу 1 октября 2020 года и отныне позволило собственникам выращивать лес на землях сельхозназначения. Для этого лесоводу необходимо уведомить расположенный в его регионе Минсельхоз, а также Россельхознадзор и, конечно же, Росреестр.

Граждане, получившие участки в собственность до 1 октября 2020 года, должны оповестить указанные ведомства о своих намерениях заниматься лесным хозяйством в течение ближайших 2 лет. Те же, кто оформил право собственности после указанной даты, должны сделать это в течение 2 лет уже с момента регистрации права.

Согласно постановлению, люди также имеют право законно продавать выращенную на участке древесину. Её учёт при этом должен осуществляться посредством системы ЛесЕГАИС. Также граждане могут создавать на данных территориях лесопитомники, выращивать различные лесные плодовые, лекарственные и ягодные деревья, травы и кустарники.

Но не стоит при этом забывать и об ответственности: собственник обязан защищать лес от пожаров!

Собственник при этом сможет пользоваться лесом не больше 10 лет с того момента, как ответственные ведомства дадут ему разрешение на ведение деятельности. То есть, по сути, лесовод по прошествии отведённого срока будет вынужден просто-напросто извести свои труды, уничтожив выращенный лес, и возвратить участок в сельскохозяйственный оборот. Это опять же вернёт ситуацию к тому, с чего она началась, — к опустению земли, её зарастанию и, наконец, выжиганию насаждений.

Такой точки зрения придерживаются в Greenpeace и Всемирном фонде дикой природы, считая предлагаемые поправки крайне неэффективными и даже вредными для экономики и экологии страны.

Аналогичное мнение высказывают и непосредственные участники лесопромышленного комплекса страны. Николай Иванов, представитель холдинга Segezha Group, считает, что часть вынесенных на обсуждение изменений к сентябрьскому Постановлению и вовсе противоречат поручению Владимира Путина. Поправки, по его мнению, лишь приумножают те ограничения использования земель, что уже существовали прежде.

Неудивительно, что природозащитные организации сразу же выступили против принятия поправок. Специалисты Greenpeace, проанализировав предлагаемые изменения, пришли к выводу, что предложение Минприроды попросту приведёт к тому, что изначальная инициатива Правительства РФ вовсе потеряет всякий смысл.

Поправки, по их мнению, лишь усугубят ситуацию с заброшенностью сельхозземель и опасностью возникновения на них пожаров. Деревни и сёла продолжат постепенно вымирать, а количество уголовных и административных дел, связанных с нелегальной застройкой участков, вырубками лесов под видом расчистки сельскохозяйственных территорий и т. д. заметно возрастёт.

WWF тоже настаивает на пересмотре поправок. Фонд уже направил соответствующее обращение в Минприроды РФ. В нём он призывает при доработке проекта убрать пункты, направленные на усложнение ведения лесного хозяйства на сельхозземлях, и добавить положения, облегчающие организацию лесоводства, лесного фермерства, плантационного лесовыращивания и агролесоводства.

Читайте также: