Г тард вклад в социологию кратко

Обновлено: 17.05.2024

ТАРД, ЖАН ГАБРИЕЛЬ (Tarde, Jean-Gabriel) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Биография четко делится на две неравные и неравнозначные части. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.

Родился 12 марта 1843 и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо). Он был потомственным юристом: его мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьей Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьей.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в Философском обзоре; с 1887 он, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии Сравнительная преступность (1886) и Философия наказания (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Только после смерти своей матери в 1894 Г.Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась удивительно динамично. Г.Тард работал сразу в двух местах – в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1898 вышла из печати его главная книга, Социальные законы. А в 1900, после первой неудачной попытки, недавний провинциал занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс – одном из ведущих университетов Франции. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти.

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства).

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Умер 12 мая 1904 в Париже.

Труды: Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН – Издательство КСП+ (Библиотека социальной психологии), 1999; Законы подражания. СПб, 1892; Социальная логика. СПб., Социально-психологический центр, 1996; Социальные законы. СПб., Типография П.П.Сойкина, 1901; Сравнительная преступность. М., Т-во И.Д. Сытина, 1907.

Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроенный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гуманитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уровнем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, социальной психологии, криминалистики, политики, экономики, истории, археологии, лингвистики и т.д.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия индивидуального и массового поведения, социальных норм, функционирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.




Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше увлекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе 'политических наук и Свободном колледже общественных наук. В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессора принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследовательскую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в общественной жизни несколько снизило ценность его интерпсихологической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и социальной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, проблему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значительное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской социологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч.'Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г.Тарда.

Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроенный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гуманитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уровнем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, социальной психологии, криминалистики, политики, экономики, истории, археологии, лингвистики и т.д.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия индивидуального и массового поведения, социальных норм, функционирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.

Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше увлекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе 'политических наук и Свободном колледже общественных наук. В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессора принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследовательскую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в общественной жизни несколько снизило ценность его интерпсихологической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и социальной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, проблему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значительное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской социологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч.'Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г.Тарда.

Габриэль Тард (1843–1904) был французским социологом, криминологом и социальным психологом. Его наибольший вклад был сделан в области социологии, которую он задумал как нечто, основанное на небольших психологических взаимодействиях между каждым человеком. Фундаментальные силы, которые будут производить эти взаимодействия, - это имитация и новаторство.

Тард происходил из довольно богатой семьи, и его первым намерением было изучать математику. Однако болезнь зрения заставила его отказаться от своего первого занятия и начать изучать право.

Интересно, что он никогда не обучался социологии. Все его знания были приобретены им самим, чему способствовал его опыт работы в качестве следователя в районе, где он родился. Постепенно его работы на эту тему позволили ему занять важную должность во французском министерстве юстиции.

Несмотря на то, что в то время он пользовался большим вниманием, его смерть, казалось, сделала его работу забытой. Ему пришлось ждать до второй половины 20 века, когда некоторые авторы восстановили свои теории, чтобы объяснить социальную реальность.

биография

Жан-Габриэль Де Тард, настоящее имя автора, появился на свет в Сарла (Дордонь), французском городке. Он родился 12 марта 1843 года в обеспеченной семье.

Его отец, армейский офицер и судья, скончался, когда Габриэлю было всего 7 лет. Остаток детства он провел под присмотром матери.

Положение в семье позволило ему учиться в престижной иезуитской школе. Там он проявил особый интерес к изучению латыни, греческого языка, истории и математики. Его биографы утверждают, что он был блестящим учеником, хотя, похоже, он жаловался на строгую дисциплину в школе. По его словам, это ограничивало их личную свободу.

колледж

Юный Тард окончил среднюю школу по специальности "Гуманитарные науки". После этого, в 17 лет, он поступил в Политехникум, чтобы изучать математику.

Однако его призвание было прервано глазной болезнью. Он появился, когда ему было 19 лет, по-видимому, из-за одержимости учёбой. Позже ему пришлось оставить математику и поступить в Тулузский университет, чтобы изучать право. Год в Парижском университете позволил ему завершить свое обучение.

Первые вакансии

После окончания учебы Габриэль принял должность следственного судьи в Сарлате и его окрестностях. Несмотря на полученные предложения занять лучшие должности, он никогда не хотел покидать этот район, так как хотел быть рядом с матерью.

Кроме того, он признался, что предпочитает эту работу более сложным и, таким образом, сосредоточился на том, что уже начинало быть его истинным призванием: социологией. Должность судьи давала ему финансовое спокойствие и давала достаточно свободного времени, чтобы начать разработку своей теории общества.

Тард завершил свои первые работы на эту тему в 1875 году, но в то время даже не пытался их опубликовать. Это было в 1880 году, когда он познакомился с директором Paris Philosophical Review, который хотел опубликовать для него несколько статей.

Между 1883 и 1890 годами он опубликовал Сравнительное преступление Y Философия наказания, помимо нескольких десятков статей по криминологии. Постепенно он приобрел очень хорошую репутацию в этих областях.

Что касается личной жизни, Тард женился в 1887 году и имел двоих детей.

Париж

Габриэль Тард не покидал места своего рождения до смерти матери. После смерти он переехал в Париж, где министерство юстиции поручило ему заниматься уголовной статистикой.

В 1894 году он был назначен директором отдела уголовной статистики Министерства юстиции и занимал эту должность до своей смерти десять лет спустя.

В столице его карьера набирала обороты. Его публикации привели его к занятию кафедры современной философии в колледже Франции в 1899 году. В следующем году он поступил в Академию моральных и политических наук.

Несмотря на эти успехи, Тард мог преподавать только в вышеупомянутых учреждениях. Университет всегда был запрещен, поскольку в то время звездным социологом был Дюркгейм.

Смерть

В начале нового столетия Тард приобрел большой авторитет как социолог во всей Европе. Его книги были переведены на многие языки, и он стал популярен даже среди неспециалистов.

Однако его смерть, произошедшая в Париже 13 мая 1904 года, как будто заставила забыть о его творчестве. Вскоре о его работе почти не вспоминали, и она продолжалась несколько десятилетий.

Вклад в социологию

Большая часть работ Тарда родилась из его отрицания тезисов Дюркгейма, самого влиятельного социолога того времени. В тезисах Дюркгейма большое значение придавалось социальному, в то время как Тард считал, что социология основана на двух созданных им концепциях: подражании и изобретении.

Тард провел углубленный и сравнительный анализ социальных явлений, предлагая совершенно новые точки зрения на момент их публикации.

Точка

Тард взял за отправную точку тот факт, что в науке всегда есть точка, которая повторяется, и что именно по этой причине она дает возможность формулировать общие законы. Эту закономерность ученые используют, чтобы теоретизировать и делать выводы.

Новизна работы Тарда заключается в применении этого принципа к социологии. Для этого он сначала взял психологию, где закон повторения находится в памяти. В нем могут повторяться прошлые состояния сознания.

В социологии он также искал феномен повторения, а Тард нашел его в подражании. Таким образом, он провозгласил свои первые постулаты психологической социологии.

Для автора существует три типа имитации: повторение, которым занимается ребенок; оппозиция - позиция подростка; и адаптация, типичная для взрослых.

Имитация

Тезисы Тарда подтверждают, что социальное явление имеет важнейшую основу в подражании. Для автора это психологический феномен, поэтому его учение называется социологическим психологизмом.

Подражание создается ментальными отношениями, существующими между двумя людьми, один из которых является объектом имитации, а другой воспроизводит их поведение. Поэтому социология должна изучить эту взаимосвязь.

Для Тарда это имитация - это вид общения, без которого социальный феномен не существовал бы. Эта имитация является психологическим посредником между индивидуальным разумом и социальными институтами. Это способ, в каком-то смысле, каким образом индивид становится коллективом.

Теория Тарда указывает на то, что все люди, подражая друг другу, общаются в социальном плане и, таким образом, на основе имитируемого общего поведения организуются институты.

Логические имитации и внелогические имитации

Автор делит имитацию на два типа. Первое - это логическая имитация, которую человек сознательно развивает, исходя из ее преимуществ и преимуществ.

В свою очередь, внелогическое подражание происходит без каких-либо мысленных расчетов, без размышлений об этом. Это не означает, что он не может дать положительных результатов, хотя обычно это не так.

Изобретение

Изобретения - источник человеческого прогресса. По Тарду только 1% населения обладает творческими качествами. Автор считает, что если бы существовало только подражание, общество не двигалось бы вперед, оставаясь в застое. Следовательно, изобретение необходимо для развития человека.

Оппозиция

Тард применил новую концепцию к двум упомянутым выше в своей работе. Универсальная оппозиция, опубликовано в 1897 году. В данном случае речь идет о противостоянии или конфликте, которые, по мнению автора, также играют важную роль в социальной эволюции человека.

Социолог считал, что противостояние возникает, когда сталкиваются две идеи, исходящие от изобретения. В конце концов, результат этого столкновения, усиленный имитацией, порождает социальные изменения.

Психосоциальная теория преступления

Одной из областей, которой Тард посвятил часть своей работы, была преступность, изучение ее психосоциальных мотивов. Его общая теория утверждает, что преступление подпадает под феномен имитации. Чтобы понять это, необходимо учесть несколько факторов.

Первый - это крушение нравственной традиции христианства. Другим аспектом, на который он указал, был исход из сельской местности в город, а третьим - формирование культур, которые он считал девиантными, таких как мафия.

Что касается объяснения того, что он называл криминальной философией, он предложил две основные основы: личностную идентичность и социальное сходство. В последнем случае Тард указал, что люди, не адаптированные к какой-либо социальной группе, склонны совершать больше преступлений.

Актерско-сетевая теория

Как уже упоминалось ранее, теории Тарда перестали приниматься во внимание после смерти автора. Спустя десятилетия актерско-сетевая теория вернула себе значительную часть своей работы.

Пьесы

Самыми выдающимися произведениями Габриэля Тарда являются Законы подражания (1890), Социальная логика (1894 г.), Социальные законы (1897 г.),Исследования социальной психологии (1898) и Мнение и люди (1901).

Полная библиография

Сравнение преступности. 1886

La Философия пенале. 1890

Les lois de l’imitation. 1890

Les transformations du droit. Étude sociologique.

Monadologie et sociologie. 1893 г.

Социальная логика. 1894

Фрагмент истории будущего. 1896

L’opposition universelle. Essai d'une théorie des contraires. 1897

Закончил местную иезуитскую школу. В 1860 году получает степень бакалавра искусств. В 1866 году заканчивает изучать юриспруденцию и получает юридическое образование.

С 1896 года является преподавателем в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году занимает пост профессора и становиться заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В этом же году становиться членом Академии нравственных и политических наук.

Основные работы

Психологическое направление в социологии

Его основная задача заключалась в освобождении социологию как от биологизма, так и оторганицизма. Он проводил аналогию общества с мозгом, клетки которого представляют собой сознание каждого человека. В противоположность Эмилю Дюркгейму считал, что общество является определенным результатом взаимодействия индивидуальных сознаний с помощью передачи людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений и т. д. Исходя из этого убеждения, основной своей целью считал создание такой науки как социальная (коллективная) психология, которая по его мнению должна заниматься изучением взаимодействия индивидуальных сознаний, тем самым будет являться фундаментом социологии, науки об обществе.

По его мнению, социальная психология отличается от индивидуальной психологии. Основное отличие заключается в том, что социальная психология занимается исключительно отношениями нашего собственного "Я" к каким либо другим "Я", а также их взаимными влияниями.

Как считает Габриель Тард, в основе развития общества лежит социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания, то есть в форме имитации. В конечном итоге общество представляет собой подражание. Процесс подражания включает в себя копирование и повторение одними людьми поведения других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной задачей социологической науки по Габриелю Тарду является исследование законов подражания, при помощи которых общество, с одной стороны, занимается поддержанием своего существование в качестве целостности, а с другой стороны, формируется по мере того, как в различных областях социальной действительности появляются и распространяются изобретения. Изобретения по Габриелю Тарду являются актом индивидуального творчества. Он считал, что именно они создали язык, хозяйство, правительство, религию и многое другое. Данную задачу социология пытался реализовать с помощью описания формирования религии, языка, экономики, искусства, а также политической жизни общества.

При жизни Габриеля Тарда его идеи и предложенная им от стороны научного сообщества. Это вызвано тем, что в данный период времени социология и психология стремились к разъединению и самоопределению.

На сегодняшний день Габриеля Тарда считают одним из основоположников социальной психологии. Он внес огромный и неоценимый вклад в формирование науки о межличностных отношениях и их механизмах. Помимо этого, Габриель Тард занимался изучением проблем обществ, общественного мнения, психологии толпы, механизмов психологического внушения. Габриель Тард способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, таких как анализ исторических документов а также статистических данных.

Читайте также: