В городе богини афины кратко

Обновлено: 17.05.2024

В VIII–VII веках до н. э. в Афи­нах по­яви­лось много ма­стер­ских и лавок куз­не­цов, гор­шеч­ни­ков, са­пож­ни­ков, город пре­вра­тил­ся в круп­ней­ший центр ре­мес­ла и тор­гов­ли. Од­на­ко район гон­чар­ных ма­стер­ских, Ке­ра­мик, не вы­зы­вал вос­торг. В нем были узкие улоч­ки, глу­хие стены домов с за­пер­ты­ми ка­лит­ка­ми. Го­ро­жане вы­ли­ва­ли помои и вы­бра­сы­ва­ли от­бро­сы прямо на улицу. Ве­че­ра­ми из-за грязи по Ке­ра­ми­ку нель­зя было хо­дить, не осве­щая до­ро­гу смо­ля­ным фа­ке­лом. Тем не менее, Ке­ра­мик был из­ве­стен да­ле­ко за пре­де­ла­ми Эл­ла­ды: в од­но­об­раз­ных домах жили и тру­ди­лись ис­кус­ные гон­ча­ры и жи­во­пис­цы, со­здав­шие ве­ли­ко­леп­ные рас­пис­ные вазы. Вазы укра­ша­ли чер­но­фи­гур­ным (рис. 1) и крас­но­фи­гур­ным ри­сун­ком. По крас­но­ва­той глине ху­дож­ник на­но­сил фи­гу­ры чер­ным лаком, и на­о­бо­рот, где был ри­су­нок, не на­но­сил лак, со­хра­няя крас­но­ва­тый цвет, а по­кры­вал осталь­ную часть вазы. Рас­пис­ные вазы были до­ро­гие, но из­го­тав­ли­ва­ли и более де­ше­вую по­су­ду: со­су­ды с двумя руч­ка­ми для вина и масла, кув­ши­ны для воды, чаши.

Чер­но­фи­гур­ная ваза

Рис. 1. Чер­но­фи­гур­ная ваза

Вла­де­лец гон­чар­ной ма­стер­ской имел несколь­ко рабов, ко­то­рым по­ру­чал од­но­об­раз­ную и гру­бую ра­бо­ту, такую как вы­ме­ши­вать глину, под­но­сить топ­ли­во к печи, же­лез­ным стерж­нем во­ро­шить пы­лав­шие угли. А ра­бо­ту твор­че­ско­го ха­рак­те­ра, на­при­мер рос­пись ваз, вы­пол­ня­ли граж­дане, пе­ре­се­лен­цы или воль­но­от­пу­щен­ни­ки.

Афи­няне жили на­сы­щен­ной об­ще­ствен­ной жиз­нью, по­это­му боль­шую часть вре­ме­ни они про­во­ди­ли вне дома, пе­ре­хо­дя туда лишь ко сну. Дом де­лил­ся на жен­скую и муж­скую по­ло­ви­ну. Цен­траль­ным по­ме­ще­ни­ем муж­ской и жен­ской по­ло­ви­ны был зал, где устра­и­ва­ли пиры.

Агора – глав­ная пло­щадь Афин (рис. 2). По утрам, в ры­ноч­ные часы, здесь было мно­го­люд­но и шумно. Тор­гов­цы стоя за­зы­ва­ли по­ку­па­те­лей. В одном месте рынка по­ку­па­ли сыр, в дру­гом овощи, в тре­тьем на­ни­ма­ли по­ва­ра для зва­но­го обеда. Осо­бое место было от­ве­де­но для тор­гов­ли ра­ба­ми. На тор­го­вую пло­щадь шли толь­ко муж­чи­ны, жен­щи­ны редко со­вер­ша­ли по­куп­ки. Тол­кот­ня и давка бы­ва­ли столь ве­ли­ки, что бо­га­тый грек при­хо­дил в со­про­вож­де­нии рабов, слуг. Слуги за щекой дер­жа­ли день­ги (мо­не­ты, драх­мы), по­то­му что тогда еще не было ко­шель­ков, и рас­чи­ща­ли для гос­по­ди­на путь. За по­ряд­ком сле­ди­ли смот­ри­те­ли рынка, их вы­би­ра­ли по жре­бию. Окон­чив дела, от­пра­вив слуг с по­куп­ка­ми домой, афи­няне про­во­ди­ли время с дру­зья­ми; об­суж­да­ли по­след­ние но­во­сти, бол­та­ли о вся­кой вся­чине. Ме­ста­ми встреч были спа­сав­шие от па­ля­щих сол­неч­ных лучей пор­ти­ки хра­мов, пред­став­ляв­шие собой те­ни­стые про­хо­ды под кры­шей, под­дер­жи­ва­е­мой ко­лон­на­ми.

Агора (Ре­кон­струк­ция)

Рис. 2. Агора (Ре­кон­струк­ция)

В дру­гой части Агоры в пря­мо­уголь­ном зда­нии почти еже­днев­но со­би­рал­ся совет пя­ти­сот, ко­то­рый из­би­рал­ся по жре­бию из числа афин­ских граж­дан. Они сле­ди­ли за по­пол­не­ни­ем казны, стро­и­тель­ством во­ен­ных ко­раб­лей и хра­мов.

Афи­няне не пред­став­ля­ли жизнь без каж­до­днев­ных по­се­ще­ний Агоры.

По­всю­ду в Афи­нах был виден Ак­ро­поль – холм с кру­ты­ми и об­ры­ви­сты­ми скло­на­ми. Его вер­ши­ну укра­ша­ла брон­зо­вая ста­туя Афины. Мо­ря­ки, под­плы­вав­шие к Пирею, могли за­ме­тить, как бле­стят на солн­це её по­зо­ло­чен­ный шлем и на­ко­неч­ник копья.

Лишь одна до­ро­га вела на Ак­ро­поль. В дни празд­неств по ней под­ни­ма­лась на­ряд­ная толпа афи­нян. По пути они лю­бо­ва­лись сто­яв­шим спра­ва неболь­шим хра­мом бо­ги­ни по­бе­ды Ники. На вер­шине Ак­ро­по­ля перед ними от­кры­вал­ся вид на храм бо­ги­ни Афины – Пар­фе­нон. Это самое пре­крас­ное тво­ре­ние гре­че­ских стро­и­те­лей. Храм со­ору­жен из мра­мо­ра, окру­жен со всех сто­рон ко­ло­на­ми (рис. 3).

Пар­фе­нон

Внут­ри на­хо­ди­лась ста­туя Афины – тво­ре­ние Фидия. В ос­нов­ном ста­туя была вы­пол­не­на из де­ре­ва; одеж­да, щит и шлем были сде­ла­ны из зо­ло­та; лицо, шея, руки по­кры­ты тон­ки­ми пла­стин­ка­ми из сло­но­вой кости цвета че­ло­ве­че­ско­го тела.

На том месте, где по пре­да­нию со­сто­ял­ся спор Афины и По­сей­до­на, на­хо­дил­ся храм Эрех­тей­он (рис. 4). В одном из его пор­ти­ков вме­сто ко­лонн сто­я­ли ка­ри­а­ти­ды – ка­мен­ные фи­гу­ры де­ву­шек.

Эрех­тей­он

Рис. 4. Эрех­тей­он

По­се­ще­ние Агоры и Ак­ро­по­ля про­из­во­ди­ло боль­шое впе­чат­ле­ние. Неда­ром счи­та­ли, что город Афины по кра­со­те пре­вос­хо­дит все осталь­ные го­ро­да.


Урок описывает Древние Афины. Знакомит с особенностями росписи древнегреческой керамики. Уделяется внимание повседневной жизни главной площади Афин – Агоры. Описываются достопримечательности Акрополя – Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон и храм Ники Бескрылой.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В городе богини Афины"

Вопросы занятия

Вы помните, что Афины к V веку до нашей эры стали ремесленным и культурным центром всего Балканского полуострова.

В ходе урока вам предстоит узнать о том, что производили в афинском районе Керамик и какими храмами знаменит Акрополь, а также заглянуть на Агору – главную площадь Афин.

Район Керамик.

В Керамике находились дома и мастерские гончаров. В каждой из мастерских трудился хозяин, несколько помощников, которым платили деньги, и рабы, выполнявшие самую грязную работу. Они заготавливали и месили глину.

Наиболее известны были афинские вазы – чернофигурные и краснофигурные. Отличались они техникой изготовления. Чтобы рисунок получился черным, на глине рисовали специальным раствором, который после обжига становился черным.

Чтобы сделать краснофигурную роспись, этим раствором покрывали всю вазу, кроме самого рисунка. Так как природный цвет глины красный, то после обжига рисунок краснел.


Кроме ваз существовали и другие виды керамических изделий. Для хранения вина использовали а́мфору. Для переноски и хранения воды – ги́дрию. Вино с водой смешивали в кра́тере. Основным видом чаши для питья был ки́лик. Оливковое масло разливали в леки́фы.


Афинская Агора.

Пришло время заглянуть в сам город и узнать немного о жизни в нем.

Город просыпался очень рано. Уже на рассвете жители Афин покидали свои дома. Они могли пойти в гости, ведь рассвет самое подходящее для этого время. Однако большая часть афинян отправлялась на Агору́, именно с ее посещения начинался день для жителя полиса.

Агора – это главная площадь Афин. Здесь находились суд, храмы, прекрасные аллеи, где можно было отдохнуть. Но самым шумным и людным местом был рынок.

Присмотримся к людям на площади. Здесь вы не увидите женщин. Ни хозяйки домов, ни их служанки никогда не ходили на рынок. Это было мужским занятием.

Одежда на афинянах была яркая. Они не всегда носили белые одежды, встречались синие, красные, зеленые хитоны. Хито́н – это элемент одежды, который надевался на голое тело и имел прорези для рук. Поверх него носили гима́тий. На ногах у афинян чаще всего можно было увидеть кожаные сандалии. Но это только на улице. Дома они ходили босиком.


В толпе очень легко определить философа, отличительным признаком которого были длинные волосы. Остальные мужчины коротко стриглись. Обязательным элементом для почтенного афинянина была палка в руках, на которую он опирался.

Во время посещения рынка мужчин сопровождали рабы – 1 или 2. Они помогали нести покупки домой, либо могли быть отправлены куда-нибудь с важным поручением.

Помимо торговцев и посетителей на рынке можно было встретить фокусников и жонглеров. Они с радостью демонстрировали афинянам свое мастерство.

Догадались? Правильно, это молчание. Следующая загадка.

Подумайте. Верный ответ – дым. И еще одна загадка, самая сложная.

Угадали о чем речь? Правильно, это зеркало.

Афинский Акрополь.

Помимо ежедневных хлопот, каждый афинянин большое внимание уделял религии. И это неудивительно. Из любой точки города был виден холм Акро́поль, на котором располагались главные храмы, посвященные богам.

Чтобы попасть на Акрополь, необходимо было пройти через главные ворота – Пропиле́и. Их боковые проходы предназначались для тех, кто шел пешком, а центральные – для всадников и колесниц.

Самый крупный и красивый храм на Акрополе – Парфено́н. Посвящен он богине Афине. Это было очень красивый храм, который частично сохранился до сих пор. Многие считают, что в Древней Греции все здания и статуи были белого цвета. Это неверно. Они все были выкрашены в разные цвета. Так, например, в Парфеноне сочетались красный, синий и золотой цвета.



Присмотримся к фронтонам Парфенона. Фронто́н – это треугольное пространство между скатами крыши и карнизом. На них изображены сцены рождения Афины, спора Афины и Посейдона.


В Парфеноне находилась известная во всей Аттике статуя Афины, которую создал Фи́дий. Сделана она была из слоновой кости, одежда и шлем – из золота. В глаза Афины были вставлены сапфиры. В руке она держала богиню Нику. В другой руке у Афины был щит, на котором Фидий изобразил себя и Перикла в образе античных героев. За это его обвинили в оскорблении богини и отправили в тюрьму.

Неподалеку от Парфенона находился храм Эрехтейо́н. Вы помните о споре Афины и Посейдона о том, кто будет покровителем Афин? Именно в этом храме можно увидеть место, куда ударил своим трезубцем Посейдон, чтобы потекла река. А рядом растет оливковое дерево, которое появилось по воле Афины.


Известен этот храм, благодаря сохранившимся до сих пор кариати́дам. Это статуи девушек, которые заменяли в здании колонны. Кариатиды были высотой чуть более двух метров. К сожалению, не сохранились их руки. Но недавно ученые нашли копии статуй и выяснили, что одной рукой девушки словно придерживали край одежды, а в другой руке держали чашу для жертвоприношений.


На небольшом выступе построен храм Ники Апте́рос, или Бескрылой. Дело в том, что внутри была установлена статуя крылатой богине победы Нике. Афиняне очень хотели, чтобы Победа никогда не покидала их город, поэтому они отрезали статуе крылья. Существует также легенда, что храм находится на том же месте, откуда царь Эгей бросился в море, не дождавшись своего сына Тесея с Крита.

Узнаем, что еще находилось на Акрополе. Все моряки, которые подплывали к берегам Аттики, видели возвышающуюся над городом статую Афины. Установлена она была в честь побед над персидским войском. В ясную погоду, солнце отражалось на кончике ее копья, и этот блеск напоминал о том, что город под надежной защитой. В течение почти тысячи лет статуя возвышалась над городом, пока в 465 году не была перевезена в Константинополь.

Подведем итоги, что же нового вы узнали на уроке?

· В афинском районе Керамик селились гончары, чьи произведения были известны во всей Аттике.

1. Там, где дымили печи для обжига посуды. Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.


Чёрнофигурный сосуд.


Краснофигурный сосуд.

Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшали чёрнофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а чёрным лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Лак блестел на солнце и не тускнел от времени.

Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: пифосы — громадные глиняные бочки для хранения зерна, амфоры — сосуды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свои труд, работали намного лучше рабов.

В одном месте рынка покупали сыр, в другом — овощи, в третьем — нанимали искусного повара для приготовления званого обеда. Особое место было отведено для торга рабами. Были и развлечения: петушиные бои, выступления фокусников.


Храм Гефеста на Агоре. Рисунок нашего времени.

Большинство афинских женщин на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, расчищавших для господина путь.

За порядком следили смотрители рынка. На эту должность граждан избирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из купленных Афинским государством рабов-скифов.

В другой части Агоры на холме находился обнесённый колоннами храм бога-кузнеца Гефеста. Левее храма в прямоугольном здании почти ежедневно собирался Совет пятисот, который избирался по жребию из афинских граждан. Совет пятисот следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание. Когда над городом нависала военная угроза, дежурные не покидали свой пост даже ночью. В этом круглом здании они и спали, и ели.


Задумавшаяся Афина. Древнегреческий рельеф.

1 Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Парфенон. Храм Афины. Вид в наши дни.

Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.

3. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь — холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья.

Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась нарядная толпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа на уступе скалы небольшим храмом. Это был храм богини победы Ники.


Статуя Афины в Парфеноне. Древняя копия.


Шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени.

Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

Через мраморные портики участники празднества вступали на вершину Акрополя. Перед ними открывался вид на храм богини Афины — Парфенон1. Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооружённый из мрамора, окружённый колоннами, вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом — рождение Афины из головы Зевса.

Миф о рождении богини Афины

Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из неё в полном вооружении появилась богиня мудрости и справедливой войны Афина. Такой и изобразил её скульптор Фидий (см. с. 178). В правой руке Афина держала крылатую богиню победы Нику, левой опиралась на щит, внутри которого извивался священный змей. Плечи и грудь Афины прикрывала эгида. Так называлась козья шкура с прикреплённой к ней головой сказочной Медузы. У этого страшилища вместо волос были змеи, от одного её взгляда всё живое превращалось в камень. Афина почиталась покровительницей гончаров, ткачих, вообще всего рабочего люда.


Храм Эрехтейон. Вид на портик кариатид.

Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон (он был назван по имени сказочного царя Афин Эрехтея). В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды — каменные фигуры юных девушек.

Из жизни древних гречанок

В зажиточных семьях женщины с детьми жили в особых комнатах, куда посторонним вход был запрещён. Как-то раз в один дом, когда хозяин был в отъезде, забрались воры. Соседи видели, как выносили вещи, слышали крики, но войти в женские комнаты так и не решились. У расточительных жён мужья отбирали ключи и сами выдавали припасы. Но жёны всё-таки ухитрялись открывать кладовые, брали сладости, нацеживали особыми трубками из запечатанных бочек вино. А потом угощали зашедших поболтать подруг.

Не все гречанки мирились с такой жизнью. Среди женщин были поэтессы, музыкантши, художницы.

Посещение Агоры и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

Объясните значение слов: Керамик, Агора, Акрополь. Парфенон, портик, фронтон, кариатида.

Проверьте себя. 1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских? 2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие — краснофигурными? 3. Кто в афинских семьях делал ежедневные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? 4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней. Длинных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.

В V в. до н.э. Афины превратились в самый могущественный город Средней Греции, стали центром ремесла и культурной жизни. Там трудились одаренные гончары, бойкие торговцы, талантливые архитекторы. Со всей Греции съезжались сюда жители отдельных полисов, чтобы насладиться красотами города.


Прибывшие в Афины со стороны Эгейского моря путешественники высаживались в порту Пирей. Далее по узким и кривым улочкам они попадали в промышленный район города Керамик, расположенный вблизи древнего кладбища.


С давних времен здесь селились гончары. Район этот считался неблагополучным, дым от печей, в которых обжигалась посуда, загрязнял воздух. Из-за отсутствия водопровода горожане выливали помои прямо на улицы. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. В то же время известность этого района выходила далеко за пределы Аттики и даже всей Эллады, так он являлся крупным центром производства аттической керамики.


В VI в. до н.э. в квартале Керамик стали изготавливать вазы с чернофигурными рисунками. Для получения такого рисунка перед обжигом на глиняный сосуд, имеющий красноватый цвет, лаком черного цвета наносилось изображение. В V в. до н.э. технологию изменили. Теперь фигуры оставляли естественного красноватого цвета, а остальную поверхность вазы покрывали черным лаком. Такая техника росписи ваз называлась краснофигурной. Она была очень популярной, поскольку цвет не выгорал на солнце и не тускнел со временем. Однако к концу IV в. до н.э., когда Греция подчинилась македонским царям, секрет изготовления таких ваз был утрачен. Кроме дорогих ваз в Керамике изготавливали более дешевую посуду.

Большие бочки для хранения сыпучих продуктов, в первую очередь, зерна, - пифосы, и амфоры – сосуды с узким горлышком и острым коническим дном, используемые для хранения вина и масла.


Самым высоким местом в Афинах был Акрополь. Он представлял собой холм с крутыми обрывистыми склонами, на вершине которого располагалась отлитая из бронзы статуя богини Афины. На Акрополь вела лишь одна дорога, справа от которой находился храм богини победы Ники. Обычно эту богиню изображали крылатой, что символизировало переходящий характер победы. Но афиняне, победив персов, решили оставить победу у себя. Они лишили богиню крыльев и воздвигли храм в честь Ники Бескрылой. По периметру храма, поддерживая крышу, располагались ионические колонны, подчеркивающие своими изысканными формами мягкость и женственность богини.

Далее путнику открывался вид на Парфенон – главный храм города, посвященный богине Афине. Статуя богини – Парфенос, созданная великим греческим скульптором Фидием, находилась в центре храма на высоком постаменте. Сам храм, полностью выполненный из мрамора, состоял из четырех портиков и по периметру был окружен дорическими колоннами. В треугольных пространствах между крышей и карнизом, называемые фронтонами, располагались статуи. На одном фронтоне было изображено рождение Афины, на другом – спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Рядом с Парфеноном на месте легендарного спора Афины и Посейдона находился храм Эрехтейон, около которого произрастало оливковое дерево, выросшее, как гласит легенда, из копья великой богини Афины. Агора и Акрополь являлись вершинами античной архитектуры. Каждый путешественник, посетивший Афины, считал своим долгом увидеть торговую площадь и взобраться на Акрополь.

1.В V в. до н.э. Афины стали богатейшим городом Греции;

2.В районе Керамик умелые гончары изготавливали великолепные вазы, пифосы - для хранения зерна, и амфоры, в которые наливали масло и вино;

3.Агора – огромная рыночная площадь, являлась центром экономической и социальной жизни Афин;

4.На холме Акрополь располагался великий Парфенон – храм, посвященный богине Афине, покровительнице главного города Аттики.

Читайте также: