Сельское хозяйство при брежневе кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1957 году Н.С. Хрущёв, не считаясь с реальным положением дел в сельском хозяйстве СССР, объявил сверхзадачу: в ближайшие годы догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения.

Хрущёва сняли, волюнтаризм оставили

Как обычно в СССР, соответствующие экономические обоснования подводились задним числом под уже принятое руководством партии решение. Тем не менее, подготовленная ЦСУ СССР справка ужаснула Хрущёва: производительность сельского хозяйства в СССР уступала таковой в США в среднем в три раза!

80% деревень планировалось ликвидировать

Второе раскрестьянивание России

С этим совпало стремление самих крестьян к поднятию своего жизненного уровня путём переселения в города. Всё это вместе привело к упадку сельского хозяйства и к вымиранию множества русских деревень, поскольку никаких экономических механизмов, стимулирующих рост сельскохозяйственного производства, так и не было создано.

Сразу после прихода к власти Леонид Брежнев свернул реформы Никиты Хрущева. Новый Генсек был старой закалки, поэтому во многом ориентировался на решения времен Сталина. Первым делом Брежнев реформировал сельское хозяйство и промышленность.

Аграрная реформа

Аграрная реформа 1965

В марте 1965 года правительство взялось за сельскохозяйственную сферу. Главные изменения:

  • Появился четкий план на 5 лет по закупке продукции.
  • План обязательных поставок зерна сократился.
  • На колхозную и совхозную продукцию повысились закупочные цены.
  • За сверхплановую продукцию полагались надбавки к ценам.
  • Трудодни ушли в прошлое. Колхозники получали стабильную зарплату.
  • Люди получили свободу в организации личных подсобных хозяйств. Увеличился допустимый размер приусадебного участка, количество скота стало неограниченным. Появилась возможность торговать сельхозпродукцией на рынке.

Благодаря решениям Брежнева у крестьян улучшился уровень жизни. Сельское хозяйство получило мощную материально-техническую базу.

Реформа промышленности

Реформы в промышленности 1965

В сентябре 1965 года Председатель СМ СССР А. Косыгин вплотную занялся промышленностью. Главные изменения:

  • Вместо территориального был введен отраслевой принцип управления. Совнархозовская система канула в Лету. Правительство восстановило министерства.
  • Экономическая деятельность оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции.
  • Предприятия получили большую самостоятельность. Были внедрены элементы хозрасчета.
  • Появились фонды экономического стимулирования коллективов, формируемые из части прибыли. Повысилась материальная заинтересованность работников.
  • Предпринимались меры по усилению активности трудовых коллективов.

Несмотря на все старания правительства, реформы не принесли ожидаемого экономического улучшения. Экономический базис строился на советской системе. В приоритете всегда была идеология, а не законы экономики. Партийное руководство не поддерживало должным образом предприятия. Постоянно возникали противоречия между стремящимися к самостоятельности предприятиями и директивным ведомственным управлением.

Брежнев

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как "эпоха застоя".

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки. Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

К началу 70 годов прошлого столетия стало очевидно, экономика и государственное управление послевоенного времени не годятся для одновременного повышения уровня жизни и обеспечения обороноспособности страны. В СССР назрели реформы. Существовало две концепции проведения изменений без потрясения основ социалистической идеологии:

- глубокое реформирование в промышленности. На этом, как первостепенной задаче, настаивал А.Н.Косыгин;

- основным направлением изменения на укрепление оборонной промышленности и сельского хозяйства исходившая якобы от Л.И.Брежнева.

Локомотивом же реформ являлся новый председатель Совета Министров А.Н.Косыгин.

Реформы в управлении государством

После того как на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году был отправлен в отставку со всех постов Н.С.Хрущев, закончился единоличный период управления страной и начался возврат к коллективному руководству. В этом же году было отменено разделение органов управления на промышленные и сельские, затем отменены совнархозы как рассадник местничества. Для управления экономикой восстановлены отраслевые министерства.

Постановлением Совмина в 1974 году крестьян признали равноправными гражданами, выдав советские паспорта. До этого события уехать из деревни можно было только в армию или для поступления в институт. Существовали тоже варианты вербовки на работу в районы Крайнего Севера или комсомольскую стройку.

Сельскохозяйственные реформы Косыгина-Брежнева

В первую очередь были отменены перегибы последнего десятилетия перед реформами. Прекратили бороться с приусадебными участками, разрешили иметь домашний скот, отменили обязательные кукурузные посевы. Снижен подоходный налог с крестьян, а совхозам и колхозам списали накопленные непомерные долги перед государством.

Изменения в сельском хозяйстве были направлены на усиление личного интереса крестьян в результатах труда:

- снижен план госзакупок и гарантирован на всю пятилетку;

- закупочные цены увеличивались в 1,5-2 раза и завесили от районов земледелия;

- снижены цены на запасные части к машинам и тракторам;

- изменена система оплаты труда крестьян, ушел в историю трудодень, его заменила ежемесячная зарплата по тарифам совхозов. В случае нехватки средств у колхозов фонд зарплаты кредитовался государством;

- стали назначаться пенсии для колхозников.

Существенным событием стал 3 съезд колхозников Советского Союза осенью 1969 года. На нем был принят новый примерный Устав колхозов, намечены меры по развитию хозяйственной самостоятельности. В Уставе еще четче прописывались демократические принципы по выборности органов управления коллективными хозяйствами.

Экономические реформы в промышленности

При всей важности реформ в государственном управлении и сельском хозяйстве, новый курс в промышленности стал самым кардинальным. От планирования выпуска заводов и фабрик в штуках, главным результатом становиться объем ее реализации. Появились такие рыночные понятия как прибыль, рентабельность, производительность труда и этими критериями стала оцениваться эффективность управления предприятием.

Главной целью производства была определена прибыль и из отчислений от нее разрешалось формировать фонды развития производства, материального поощрения и социально-культурного развития. Из этих фондов на предприятиях появилась возможность поощрять работников достигших лучших показателей в труде, финансировать строительство жилья, больниц, собственных санаториев и профилакториев. При необходимости расширять сопутствующие производства можно было воспользоваться собственным фондом развития производства, что существенно сокращало время выпуска новой номенклатуры продукции.

Изменилось планирование работы советских предприятий, для контроля эффективности производства было оставлено из 36 показателей всего 9, все произведенное сверх плана реализовывалось самостоятельно. Во внутреннюю структуру (штатное расписание, сметы на расходы фондов) фабрик и заводов государство практически не вмешивалось. Во внутренней жизни предприятий достаточно было влияния партийных и профсоюзных организаций.

Такие прорывные решения осеннего 1965 года пленума ЦК КПСС были законодательно закреплены в Положении о социалистическом предприятии постановлением Совмина в октябре того же года.

Результаты реформы

Принятые решения всколыхнули страну. Уже на следующий год темпы роста в сельском хозяйстве выросли почти вдвое, общий объем продукции вырос на 21%, зерна было собрано в 1.3 раза больше, чем в дореформенные годы, ощутимый рост наблюдался и по другим позициям.

Восьмая пятилетка давала надежду на улучшение благосостояния страны и ее граждан. Рост национального дохода составил 41%, производительность труда – на 37%, промышленное производство выросло на 50%. Однако темп к концу пятилетки ослаб, стало заметно потеря интереса в партийном руководстве к доведению реформ в полном объеме.

Причины сворачивания экономических преобразований

Устои экономической системы советского государства реформа не подрывала. Государственная собственность на все средства производства оставалась незыблемой, единое планирование развития и строгий контроль за основными параметрами исполнения решений сомнению не подвергались. Тем более идеологические основы и руководящая роль компартии были подчеркнуто подтверждены, необходимость изменений очевидна и решения приняты правильные, однако с самого начала реформа наткнулись на противодействие.

Консервативная часть Политбюро активно сопротивлялась проведению реформ по надуманным идеологическим причинам. Болезнь Л.И Брежнева еще более усугубила противостояние различных группировок в борьбе за влияние. Многие министерства не справлялись с координацией работы предприятий в новых договорных условиях и сопротивлялось реформам как могли, заваливая жалобами ЦК КПСС и Политбюро.

Особенно сопротивление усилилось в связи с открытием нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири. На фоне мирового энергетического кризиса бурный рост нефтедобычи в нашей стране стал отодвигать в сторону насущные реформы экономической системы. Поставки газа и нефти на экспорт дали достаточные валютные поступления в СССР. Экономика страны попадала в зависимость от цен и объемов поставок на энергоресурсы. В этих условиях реформы были свернуты, природные богатства страны встали поперек развития государства.

Читайте также: