Диалектическая взаимосвязь движения пространства и времени кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

Что такое реляционный подход?

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Диалектика с греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика — это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

А теперь дадим определение диалектики как одного из методов познания явлений.

Диалектика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются во всем многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Способность улавливать связь различных моментов является особенностью диалектического метода мышления, отличающей его от догматического мышления. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых путей постижения мира.

Диалектика как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, противоречивости бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, прерывании постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука диалектика имеет долгую историю, уходящую во времена античности, но как бы заново открытую в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в сознании человека, в его сознании. Другими словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть лишь отражение движения противоположностей, господствующего во всей природе. Таким образом, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Однако в наиболее законченной, систематической форме диалектика была разработана в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически обобщив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического понимания мира, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Фактически диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сегодня определяется как метафизический. Диалектика Гегеля основана на идеалистическом представлении о том, что источник всякого развития лежит в саморазвитии понятия, а потому имеет духовную природу.

Прежде всего, отметим, что философские принципы понимаются как совокупность наиболее общих исходных предпосылок, основных идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является центральным для диалектического взгляда на мир. Об этом свидетельствует вся история развития диалектики. Так, идея всеобщей связи встречается уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как механическое соединение и разъединение элементов. Так понимали Гольбах и Гельвеций.

Сегодня мы работаем над проблемой связи земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучаем влияние астрономических факторов на различные жизненные циклы человека, животных и растений. Наука серьезно рассматривает взаимосвязь самых разных явлений — жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Оказывается, все в мире взаимосвязано.

Пространство и время — форма бытия материи

Бытие — это материя. Главная характеристика материи — неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Реальный принцип единства мира заключается в том, что мир материален, т.е. различные формы материи взаимосвязаны (жидкое, твердое, газообразное состояние), т.е. одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, возникают как бы из небытия и становятся настоящим актуальным бытием. Но бытие приходит к концу и возвращается в небытие, теряет эту форму бытия.

Переход к небытию — это разрушение этого способа бытия и трансформация, становление в другой форме. Появление той или иной формы бытия является результатом перехода от одной формы бытия к другой. Какую бы форму бытия мы не рассматривали, все они имеют конечную основу — субстанцию материи.

Самый важный атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (все изменения и движения частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи — внутреннее движение перерастает внешнее. Движение — это вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и изменение их состояний. Бесконечное движение мира — это закон развития и вечности. Без движения нет материи. Движение абсолютно, а покой относителен и относится к этапам движения (земля, луна, солнце). Движение является неотъемлемой частью структуры бытия. Существуют различные формы движения.

Бытие — это движение. Мир не может существовать без движения. Каждый объект существует только потому, что в нем существует определенный вид движения. Когда движение прекращается, объект растворяется и превращается в другой объект, с другим видом движения.

Одни формы движения переходят в другие формы движения. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементный уровень — это форма существования материи с полевым характером, из которой формируются элементарные частицы (микроэлементный уровень). Затем образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень — это результат постепенного усложнения углеродистых молекул, приводящего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) — высшая форма движения материи. Формы движения: механическая — химическая — биологическая — социальная.

Появление нового качества — это появление нового объекта с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой уже содержится другое количественное определение. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может ограничиваться уровнем конкретной формы движения, а также выходить за его пределы. Процесс формирования нового качественного состояния противоречив: это единство аннигиляции и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Измерение, выражающее единство количества и качества как объектов, характеризующихся простым преобразованием в пределах данного уровня организации системы, так и пределов перехода от одного уровня организации системы к другому, является как бы пограничным знаком процесса развития.

Пространство — это форма материи, характеризующаяся такими свойствами, как протяженность, структура, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который неизбежно меняет свои свойства в результате длительности своего существования, так и из факта меняющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время — это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность изменения состояния.

Концепция движения. Взаимосвязь движения и материи

Важной философской проблемой является выяснение соотношения материи и движения. На протяжении всей истории философии предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии.

Ф.Энгельс придал новую форму тезису о неразрывности материи и движения: различным видам материи соответствуют различные, качественно различные формы движения материи между собой. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.

Философское учение о материи и современное научное мировоззрение

Понятие материи является краеугольным камнем материализма. Не случайно один из самых последовательных и откровенных противников материализма, Дж. Беркли, считал, что учение о материи является основой атеизма и отрицания религии, и если его убрать, то вся конструкция материализма неизбежно рухнет. Материализм утверждает, что окружающий человека мир — это материя в движении. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но что такое материя — в разных материалистических учениях понималось по-разному. И в процессе углубления знаний человека о природе окружающего мира формировалось и углублялось содержание философского понятия материи. Таким образом, древние материалисты отождествляли материю с конкретными природными явлениями и элементами: Огонь, Вода, Земля, Воздух, Металл, Дерево. Весь мир был представлен как модификация этих элементов. Этот первый этап исторического развития человеческого восприятия материи является материально-объективным. Древние греки заложили основу для второго этапа — материально-субстанционального понимания основы мира. Для Лейциппа, Демокрита, Эпикура и Каруса все многообразие материального мира и даже человеческая душа состоят из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве. Атомные идеи оставались почти неизменными до конца XIX века. Лучше всего они были разработаны французскими материалистами XVIII века, которые называли материей совокупность всех существующих тел и явлений, которые каким-либо образом воздействуют на наши органы чувств.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием для формирования индивидуального мировоззрения, независимо от того, будет ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.

В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научного образа мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.

Список использованной литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Пространство - форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (сбоку, внизу, вверху и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования - этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Тела существуют и движутся во времени. Время - форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство и время - всеобщие формы существования, координации объектов. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

Ньютон : пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени. Из пространства можно убрать все тела, и все же пространство останется, и свойства его сохранятся. Время абсолютно (течет одинаково и течение не зависит ни от чего).

Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира: системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и массой и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении.

Вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Лобачевский он пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. Он создал неевклидову геометрию (через точку м. провести бесконечное множество прямых, не пересекающих данную). В геометрии Римана нет параллельных прямых и сумма углов треугольника больше 180°. Идеи Лобачевского получили дальнейшее развитие в современной физике. Великое открытие - теория относительности, созданная Эйнштейном - вскрыло конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи математически в определенных законах.

При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются. С возрастанием скорости длина тела сокращается. В мире нет единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета.

Философская категория, обозначающая протяженность материальных объектов, их расположение относительно друг друга и величину, называется пространством.

Философская категория, выражающая длительность существования материальных объектов, определенную последовательность событий реальной действительности, называется временем.

Проблемы пространства и времени волновали человека с древнейших времен. В первобытном обществе время определялось в соотнесении с природными явлениями, с цикличностью биологических процессов, а пространство понималось ограниченным, соизмеримым с населяющими его племенами.

Эпоха великих географических открытий позволила развернуть пространство в бесконечность и рассматривать время не только как биологически заданную цикличность, но и как фактор, обладающий свойством преемственности.

Нахождение способа теоретического описания механического движения привело к созданию классической механики, в которой пространство и время выступали в виде самостоятельно существующего фона для совершающихся событий.

В дальнейшем на основе достижений электромагнитной теории, теории гравитационных полей и создания специальной и общей теории относительности была обоснована идея Эйнштейна о неразрывной связи пространства-времени с гравитационным полем.

В истории философской мысли сложились две тенденция в истолковании пространства и времени. Одни мыслители понимали пространство и время как самостоятельные, объективные, не зависимые от вещественного начала бытия, другие - как неотъемлемые внутренние аспекты материи, как всеобщие формы существования всех предметов, явлений, процессов.

Свойства пространства определяются природой физических взаимодействий. Одним из важнейших свойств пространства является протяженность. Это возможность прибавления к каждому данному объекту некоторого другого объекта. Соотношения "слева", "справа", "ниже", "выше" есть пространственные соотношения. К основным свойствам пространства относится однородность. Согласно Ньютону, в пространстве нет никаких особых, выделенных точек, что материя примерно равномерно распределена по пространству и одна область ничем не отличается в смысле своих физических свойств от другой области пространства. Эйнштейн полностью принял такой взгляд, но дополнил его, добавив к однородности изотропию пространства. Изотропность - это одинаковость свойств пространства, но общим свойством пространства является также трехмерность. Математически трехмерность находит выражение в единстве трех направлений системы координат. Специфические свойства пространства - это конкретная форма, размеры, местоположение тел и расстояние между ними.

Важнейшей характеристикой времени выступает длительность, которая выражается в факте возникновения каждого последующего момента за предыдущим и определяется соотношениями типа "раньше", "позже" и т.п. В отличие от пространства, время одномерно, т.е. для его математического задания достаточно одной переменной. Кроме того, время необратимо, или однонаправлено. Течение времени идет в направлении только от прошлого через настоящее к будущему, но не наоборот.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Система отсчета в физике — это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое движение называется инерциальным), то пространственные интервалы (расстояние между двумя близлежащими точками), и временные интервалы (длительность между двумя событиями) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала их ограниченную применимость. Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче. Вместе с тем в этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой ракете течет медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте старта. Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны для понимания процессов, которые развертываются с околосветовыми скоростями.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни. В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило.

До создания теории относительности считалось, что объективность пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности обобщила это положение. В зависимости от характера движения систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как бы компенсирует изменение другого. Если, например, сократился пространственный интервал, то настолько же увеличился временной, и наоборот. Наглядно это можно представить с помощью схемы.

схема материи

Пояснение к схеме

В теории относительности пространство-время изображается как четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой. На данном чертеже для простоты взята только одна из трех пространственных координат x, и временная координата t. Одна система отсчета представлена координатными осями x и t, а вторая — x’ и t’. Их движение друг относительно друга выражено как поворот на некоторый угол в пространственно-временном континууме. Проекции на оси x и x1 пространственно-временного интервала (x1 t1 — x2 t2) задают отдельно пространственный (Δ Х и Δ Х’) и отдельно временной интервалы (Δ t и Δ t’). Из чертежа видно, что при переходе от одной системы отсчета к другой отдельно Δ Х и Δ t меняются, но при этом сохраняется пространственно-временной интервал.

Получается, что расщепление на пространство и время, которое происходит по-разному при различных скоростях движения, осуществляется так, что пространственно-временной интервал, то есть совместное пространство-время (расстояние между двумя близлежащими точками пространства и времени), всегда сохраняется, или, выражаясь научным языком, остается инвариантом. Объективность пространственно-временного события не зависит от того, из какой системы отсчета и с какой скоростью двигаясь наблюдатель его характеризует.

Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми при изменении скорости движения объектов, но пространственно-временные интервалы остаются инвариантными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя.

Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу материалистического реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.

Идеи специальной теории относительности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени.

Если мы зададим геометрию пространства-времени, то тем самым автоматически задается характер поля тяготения, и наоборот: если задан определенный характер поля тяготения, расположения тяготеющих масс относительно друг друга, то автоматически задается характер пространства-времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются органично сплавленными между собой.

Читайте также: