Секрет производства ноу хау кратко

Обновлено: 02.07.2024

Настоящая колонка посвящена обзору секрета производства (известного также как ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности в понимании российского законодательства и в срезе российской судебной практики. В статье рассматривается правовой статус секрета производства, отдельные аспекты режима коммерческой тайны в отношении такого объекта, особенности реализации права распоряжения им, ситуации, при которых у такого результата интеллектуальной деятельности могут быть несколько независимых правообладателей.

Периодически юридическому сообществу становится известно о судебных процессах в отношении информации, являющейся секретом производства (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016). Иногда такие судебные споры становятся следствием перехода сотрудника из одной организации в другую, когда в связи с трудовой деятельностью на предыдущем месте работы ему стал известен секрет производства, в отношении которого был введен режим коммерческой тайны, а работник (например, ввиду недобросовестности или в корыстных целях) разгласил его коллегам на новом месте работы.

Поскольку для судебной практики секрет производства, как объект споров сторон, не такое частое явление и нередко возникают вопросы относительно его правового статуса, разграничения с понятием коммерческой тайны, целью данной колонки является освещение правового статуса секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности и его соотношение с коммерческой тайной.

Понятие секрета производства

Секрет производства как результат интеллектуальной деятельности знаком действующему российскому законодательству, что нашло свое закрепление в главе 75. "Право на секрет производства (ноу-хау)" Гражданского кодекса. Понятие секрета производства приведено в ст. 1465 ГК РФ следующим образом: "Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны".

Двойное именование обсуждаемой категории результатов интеллектуальной деятельности (как секрет производства, так и ноу-хау) объясняется тем, что ноу-хау – это результат калькирования в отечественное законодательство термина know-how из англо-саксонского права. Дословно его можно перевести как "знать-как" (то есть под этим понимаются знания практического или технического характера, ставшие известными в результате опыта или исследования). И в целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства.

В качестве сведений, составляющих секрет производства, В. Никитин выделяет следующие 1 :

  1. сведения о результатах научных исследований;
  2. техническая и технологическая документация;
  3. результаты опытов и испытаний;
  4. методики;
  5. материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
  6. прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
  7. тенденции развития техники и технологий;
  8. сведения о поставщиках и покупателях;
  9. информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.

Этот перечень не является исчерпывающим, и в перечень таких сведений могут входить и иные сведения.

В качестве конкретных примеров секрета производства можно вспомнить процесс создания гидроизолирующего материала "Пенетрон", химического состава напитка "Кока-Кола", техническую документацию по блокам подготовки газа автоматический БПГА "Исток-1" (по последнему примеру см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. № Ф06-15816/2016 по делу № А65-7789/2016).

Однако не все такие сведения могут быть признаны секретом производства. Пункт 2 ст. 1465 ГК РФ определяет, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)

Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).

Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.

Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.

В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.

При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Как только конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, утрачивается, исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. При этом если обладатель такого секрета производства пожелает прекратить его правовую охрану путем правомерного раскрытия конфиденциальной информации, составляющей секрет производства, законодательно он не обязан уведомлять иных обладателей такого секрета производства о своем решении и наступающих вследствие этого правовых последствиях и тем более согласовывать с ними такие свои действия.

Сведения могут считаться конфиденциальными, если в отношении них введен режим коммерческой тайны. Этот вывод сделан на основании п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", который изложен следующим образом: "Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны".

Как верно отмечает П. Гулидов 2 , указанный федеральный закон не предусматривает определенного способа прекращения режима коммерческой тайны в отношении информации конфиденциального характера. Также ни этот закон, ни положения ГК РФ не предусматривают исключений для восстановления режима правовой охраны секрета производства, если действия по разглашению такой информации носили неправомерный характер. Поэтому если представить ситуацию, в соответствии с которой в ходе открытого судебного разбирательства будет установлено, что разглашение лицом сведений, составляющих содержание секрета производства, было незаконным и данное лицо будет привлечено к ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, исключительное право на такой секрет производства все равно можно считать прекращенным уже по тому основанию, что указанные сведения стали известны неопределенному кругу лиц.

Распоряжение правами на секрет производства

Помимо такого своеобразного вида распоряжения исключительным правом на секрет производства, как совершение действий по раскрытию сведений, составляющих его содержание (то есть досрочное прекращение исключительного права), обладатели вправе также передать (произвести отчуждение) исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне (ст. 1467 ГК РФ) или предоставить другой стороне право использования (лицензию) соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1468 ГК РФ).

И если в отношении отчуждения исключительного права следует, главным образом, иметь в виду положения п. 2 ст. 1467 ГК РФ, согласно которым при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (то есть чтобы прежний обладатель исключительного права, после получения вознаграждения за секрет производства, не обнулил коммерческую ценность переданного секрета производства путем разглашения его содержания, и тем самым лишил выгоды нового обладателя), то про лицензионный договор можно рассуждать более подробно.

Лицензионный договор на ноу-хау

Как и в случае с отчуждением исключительного права на секрет производства, к отношениям сторон по лицензионному договору также применимы ограничения относительно разглашения информации. Так, согласно ст. 1469 ГК РФ, лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Это объясняется той же необходимостью сохранить коммерческую ценность секрета производства в случаях, когда лицензиат перестал быть связан условиями такого лицензионного договора. И чтобы у него не было соблазна раскрыть сведения, составляющие секрет производства, по истечении срока действия договора (и тем самым причинить вред действующим обладателям такой информации), полагаем, на этот случай и предусмотрено данное законодательное ограничение.

Если говорить про срок действия лицензионного договора, то ГК РФ не устанавливает определенные требования к нему. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. Однако если срок в договоре не конкретизирован, то за каждой из сторон законодательно закреплено право на односторонний отказ от договора с обязательным условием предварительного предупреждения другой стороны об этом в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления такого отказа в силу (ст. 1469 ГК РФ). При этом, стороны вправе закрепить в договоре иной, более длительный срок такого предварительного уведомления.

В целом, можно говорить о том, что такой правовой институт, как секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такие свои права в судебном и внесудебном порядке на основании действующей нормативно-правовой базы.

Высказанные в настоящей статье суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ООО "ЯНДЕКС".

header image

Ноу-хау — это сведения, которые хранятся в строгой тайне от третьих лиц, имеют потенциальную коммерческую ценность и могут обеспечивать конкурентоспособность на рынке. Ноу-хау можно покупать и продавать другим лицам или компаниям.

Разделы

Признаки ноу-хау

Ноу-хау используется в технической, коммерческой, научной, финансовой и других сферах деятельности. По своей сути — это инновация, которая ранее нигде и никем не использовалась. Ознакомьтесь с основными признаками ноу-хау:

  • конфиденциальность;
  • ценность;
  • возможность использования на практике;
  • требует соблюдения коммерческой тайны.

На первый взгляд ноу-хау имеет схожесть с патентом, поскольку его цель заключается в защите определенных данных от использования другими лицами, повышении конкурентных преимуществ и получении выгод от монопольного применения. Однако, у них есть существенные отличия, о которых вы подробнее прочитаете в следующем разделе.

Отличия ноу-хау от патента

Патент подразумевает временный запрет на использование объекта права другими лицами. Период действия в среднем составляет 20 лет. Срок оформления патента зависит от вида объекта права и страны.

Ноу-хау может принадлежать одному лицу или компании до тех пор, пока не будет раскрыта коммерческая тайна. Зачастую для защиты определенных сведений используют патент, к которому прилагают пакет ноу-хау. Такой подход позволяет обезопасить объект права от похищения и использования третьими лицами в тех странах, где отсутствует патентное право.

Еще одним отличием патента от ноу-хау является метод защиты. В первом случае объект права известен другим физическим и юридическим лицам, однако на законных основаниях никто не может его использовать. Во втором случае важно сделать все возможное, чтобы сохранить коммерческую тайну как можно дольше. Далее вы подробнее узнаете, что нужно, чтобы защитить ноу-хау.

Методы защиты ноу-хау

Поскольку ноу-хау невозможно зарегистрировать как патент из-за его конфиденциальности, единственный способ защитить объект права заключается в введении режима коммерческой тайны. Это трудоемкий процесс, который требует тщательной подготовки. Ниже мы кратко разберем основные этапы введения режима коммерческой тайны.

  1. Создание пакета ноу-хау. На этом этапе структурируют секретную информацию. В пакет может входить графическая, текстовая, визуальная или другая информация. Под ноу-хау еще подразумевают картотеку клиентов или поставщиков, данные по обучению персонала, техническую документацию.
  2. Установка правил использования пакета ноу-хау. Для этого сначала подготавливают приказ о введении режима конфиденциальности, а затем продумывают порядок и правила использования ноу-хау.
  3. Ограничение доступа к ноу-хау. Чтобы как можно дольше хранить конфиденциальность, компании утверждают список лиц, которые будут иметь доступ к секретным данным. Чем он меньше, тем лучше.
  4. Составление трудовых договоров с учетом требований режима коммерческой тайны. На этом этапе готовят договора к подписанию с сотрудниками. В них прописывают условия соблюдения конфиденциальности, права доступа к ноу-хау, правила работы с секретными данными, а также последствия, которые возникнут в случае нарушения соглашения.

Если все сделать правильно, то после кражи данных и разглашения коммерческой тайны нарушитель будет привлечен к ответственности на законных основаниях. В зависимости от ситуации, раскрытие конфиденциальной информации может быть наказано увольнением, штрафом, а также выплатой компенсаций и убытков.

виртуальное облако

Одним положением о коммерческой тайне можно засекретить один или сразу несколько объектов ноу-хау

Значение слова ноу-хау

В нашей стране данный термин был закреплен в законодательстве относительно недавно. В то же время в ряде других государств он используется уже более 100 лет.

Вскоре данное выражение начало закрепляться в законодательстве разных стран мира. Первоначально под ним подразумевалась только секретная информация, касающаяся исключительно технических аспектов производственных операций. Позже к ноу-хау начали относить совокупность знаний и накопленного опыта не только технического характера. Это понятие также стали применять к финансовой, административной и иной информации.

Общепризнанного определения, что такое ноу-хау, не существует. В каждом государстве оно имеет свои нюансы. В частности, в законодательстве одних стран секретность рассматривается как неотъемлемая характеристика ноу-хау, а в других странах так не считается.

В законодательстве РФ понятие ноу-хау приводится в ст. 1465 ГК РФ. В соответствии с ее положениями под ноу-хау подразумеваются сведения о результатах интеллектуальной деятельности в области науки и техники, а также о способах осуществления профессиональной деятельности. Эти сведения могут иметь разный характер, в том числе:

  • производственный;
  • технический;
  • экономический;
  • организационный.

Виды и признаки ноу-хау

По мнению правоведов, важнейшими признаками ноу-хау в РФ являются:

  1. Использование знаний и опыта ведения профессиональной деятельности.
  2. Возможность применения в практических целях.
  3. Признание информации ценной с коммерческой точки зрения. При этом ее ценность может быть не только действительной, но и потенциальной. Иначе говоря, данные сведения должны так или иначе заинтересовать конкурентов и вызвать желание их приобрести.
  4. Информация, являющаяся предметом ноу-хау, не должна находиться в открытом доступе. Необходимые меры для ее охраны следует принимать субъекту, которому принадлежат эти сведения. Например, для ее защиты он может установить режим коммерческой тайны.
  5. Исключительное право на распоряжение ноу-хау принадлежит его обладателю. Если разработка является результатом выполнения полученного от работодателя задания, исключительное право на нее получает работодатель.
  6. Отсутствие требований к обязательной регистрации. При этом следует иметь в виду, что защита секрета прекращается после того, как он будет раскрыт. В таком случае исключительные права на него перестают действовать.
  7. Отсутствие патентной защиты, поскольку патенты на ноу-хау не выдаются.
  8. Информация, используемая в ноу-хау, не обязательно должна обладать новизной. Предприятие может взять себе на вооружение и объявить секретом производства сведения, которые уже ранее были размещены в открытом источнике. Но если окажется, что эти же сведения в тех же целях стала использовать и другая организация, она также может стать обладателем своего собственного исключительного права на ноу-хау наравне с вами. Это допускается при соблюдении условий, что организация действовала независимо от другой и не нарушила принципа добросовестности (ч. 2 ст. 1466 ГК РФ).

Симуляция виртуальной сети

В качестве ноу-хау могут быть любые инновации, охрану которых обеспечивает сам владелец

Ноу-хау можно классифицировать:

  1. По правовому статусу в зависимости от субъекта.
  2. По сфере применения.

В зависимости от субъекта секреты производства подразделяются на:

  • связанные с конкретным гражданином (информация, навыки, определенный порядок действий);
  • связанные с организацией (например, технологии, в которых нашли отражение традиции компании);
  • отделимые как от граждан, так и от организаций (изображения, данные статистики, схемы, технологические расчеты).

По сфере применения ноу-хау находят свое отражение в:

  • области науки и техники (инженерные расчеты, технологические схемы);
  • коммерции (способы вывода производимой продукции на рынок, схемы работы с посредниками);
  • выполнении руководящих функций (решение задач по созданию новых структурных связей в организации, способы осуществления модернизации в компании);
  • сфере управления финансами (способы использования денежных средств и ценных бумаг).

Секрет производства ноу-хау ГК РФ

Правовому регулированию ситуаций, связанных с результатами интеллектуальной деятельности, посвящен раздел 7 ГК РФ. Он состоит из 9 глав. Вопросы, связанные с ноу-хау, в ГК РФ регламентируются в соответствии с положениями, приведенными в главе 75.

В данной главе рассматривается:

  • Что такое ноу-хау.
  • Кто может являться обладателем исключительного права на ноу-хау и как он может этим правом распоряжаться.
  • В течение какого срока ноу-хау находится под правовой защитой.
  • Что является сущностью договора об отчуждении исключительного права на ноу-хау, а также лицензионного договора, по которому право на ноу-хау должно быть предоставлено другому лицу.
  • Вопросы, связанные с секретом производства, являющимся результатом выполнения сотрудником организации трудовых функций или обязанностей по гражданско-правовому договору.
  • Ответственность недобросовестной стороны, допустившей нарушение исключительного права на секрет производства (ноу-хау).

Современные примеры ноу-хау

Отличительной особенностью ноу-хау является многообразие его проявлений. В современную эпоху секретами производства могут быть признаны:

  • Приемы, применяемые в рекламной деятельности.
  • Конструкции, использующиеся в технических устройствах.
  • Чертежи, которые приводятся в технической документации.
  • Данные, полученные в результате проведения опытов.
  • Планы, в соответствии с которыми будут обучаться, и повышать свою квалификацию сотрудники организации.
  • Инструкции, описывающие способы и приемы изготовления определенных предметов, а также их использования.
  • Технологии, подлежащие внедрению в производственный процесс (в том числе те, в которых используется накопленный за время работы организации опыт).
  • Технологии, повышающие КПД и экологическую безопасность выполнения буровых работ, необходимых для добычи нефти (при этом отсутствует необходимость в разработке нового оборудования).
  • Разработки, в которых зафиксированы способы ведения управленческой деятельности.

Секретом производства ноу-хау могут объявляться также рецепты приготовления кулинарных блюд и напитков. Так, рецепт небезызвестного напитка Coca-Cola засекречен производителем с 1886 г. Позже способ его получения стали рассматривать как ноу-хау. С тех пор многие производители, изучив химический состав напитка, пытались получить такой же. Но все эти попытки не увенчались успехом, поскольку оригинальный рецепт продолжает храниться в секрете. Он известен только руководству компании и защищается коммерческой тайной.

coca_cola

Всемирно известный напиток Кока-кола — как явление ноу-хау.

Как происходит регистрация ноу-хау?

Однако в отношении объекта должны быть выполнены определенные юридические процедуры. Рассмотрим, как правильно оформить ноу-хау в организации. В интересах владельца секрета производства следует установить для него режим коммерческой тайны. Это предполагает выполнение следующих действий:

На основании ст. 1469 ГК РФ лицо, которому принадлежит ноу-хау, может предоставить право на его использование другой стороне. По договоренности сторон в соглашении может быть указан срок его действия. Если такой срок не определен, каждый из участников договора может от него отказаться, когда это посчитает нужным, предупредив своего контрагента за 6 месяцев до этого события. При этом лицо, предоставившее право использовать ноу-хау другому субъекту, должно хранить тайну на него до окончания периода действия соглашения. Сторона договора, получившая право на использование секрета производства, не может его разглашать, пока владелец ноу-хау сохраняет за собой исключительное право на него.

Согласно ст. 1468 ГК РФ исключительное право на ноу-хау может быть полностью передано другой стороне в соответствии с условиями договора. В таком случае лицо, у которого секрет производства отчуждается, не вправе его разглашать, пока получившая к нему доступ сторона является обладателем исключительного права на него.

Защита прав на ноу-хау

Правовой режим охраны ноу-хау предусматривает:

  • Возможность использования охраняемого объекта любым способом, не запрещенным законодательством РФ (ст. 1229 ГК РФ).
  • Возможность владельца распоряжаться секретом производства так, как он пожелает, в том числе передавать права на него другим лицам.

Исключительное право на ноу-хау остается в действии, пока защищаемая им информация сохраняет свою конфиденциальность.

Гражданин, по вине которого было допущено нарушение исключительного права на ноу-хау, должен возместить пострадавшей стороне понесенные вследствие этого убытки (ст. 1472 ГК РФ). К перечню этих убытков следует относить и неполученную выгоду.

Могут применяться и иные меры ответственности, если они прописаны в законодательстве или договоре. В частности, в заключенном сторонами соглашении могут присутствовать условия о взимании штрафов или неустойки с нарушителя в пользу добросовестной стороны.

Если секрет производства является результатом выполнения задания работодателя по трудовому договору, на допустившего нарушение работника распространяется действие ст. 238 ТК РФ. В соответствии с ней сотрудник должен возместить организации ущерб, который был нанесен в результате его неправомерных действий. При этом материальная ответственность по трудовому договору не предполагает взимания с нарушителя компенсации по упущенной выгоде.

В случае незаконного раскрытия информации, признанной коммерческой тайной, совершившие это правонарушение граждане (как сотрудники организации, так и третьи лица) могут быть подвергнуты уголовной ответственности по ст. 183 УК РФ. По данному составу преступления судом назначается наказание от штрафа до 7 лет колонии.

Может возникнуть ситуация, когда лицо, получившее право на секрет производства (ноу-хау), стало его владельцем по ошибке. Если ему было неизвестно и оно не должно было знать, что разглашенная им информация является коммерческой тайной, оно не подлежит привлечению ни к какой ответственности.

Судебная практика по ноу-хау

Многие вопросы, связанные с секретом производства, не до конца урегулированы законодательством. Это приводит к возникновению многочисленных судебных споров. Верховным Судом РФ по данной ситуации был сделан ряд разъяснений.

Так, в ГК РФ говорится, что для защиты сведений, составляющих секрет производства, в организации может приниматься решение о введении коммерческой тайны. Вместе с тем в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. отмечено, что коммерческую тайну следует рассматривать как один из возможных способов защиты конфиденциальной информации, но такой способ на сегодняшний день является единственным.

В п. 144 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 подчеркивается, что коммерческую тайну на ноу-хау можно не вводить. Также в этом постановлении разъясняется, кто может быть привлечен к ответственности за неправомерное раскрытие конфиденциальной информации. В соответствии с п. 145 этого нормативного акта за разглашение секрета должны отвечать все субъекты права, допустившие такое нарушение. Это касается, в том числе, муниципалитетов, регионов РФ и РФ как государства.

Рассмотрим пару примеров из судебной практики по ноу-хау по исковым делам.

Пример 1. Заявитель подал в суд иск, в котором требовал отменить часть предписаний Роспатента, касающихся выплаты вознаграждения создателям ноу-хау, осуществляющим свою деятельность по государственным контрактам. При рассмотрении дела суд, ссылаясь на ст. 1228 ГК РФ, отметил, что законодательством не предусмотрена охрана прав разработчиков на секреты производства. Был сделан вывод, что авторские права могут быть получены только на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. На информацию, имеющую другой характер (в том числе технические и производственные сведения), положения об авторстве не распространяются. Поскольку у ноу-хау авторов быть не может, требования истца подлежат удовлетворению (постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 января 2020 г. № С01-1146/2019 по делу № А40-274664/2018).

Пример 2. В суд обратился предприниматель с заявлением об отмене решений, вынесенных предыдущими инстанциями и взыскании с ответчика суммы, уплаченной по лицензионному договору. В соответствии с данным соглашением ответчик получал права на секрет производства. При этом истец принял оказанные ответчиком услуги и претензий к их качеству не имел. Однако заявитель настаивал, что оказанные им услуги секретом производства не являются и о передаче ответчику конфиденциальных сведений речь не идет. При этом истец не предъявил фактов, которые бы доказывали, что документы не являются секретом производства. Т.к. секрет производства был получен ответчиком по соглашению сторон, оснований для пересмотра решения нет (постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 октября 2016 г. № С01-623/2016 по делу № А65-26375/2015).

Отметим также, что в законодательстве РФ отсутствует исчерпывающий перечень сведений, которые могут рассматриваться как ноу-хау. Зачастую ответы на подобные вопросы можно получить только на основании решения, вынесенного судом по результатам рассмотрения искового заявления.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Секрет производства (ноу-хау)

Секрет производства (ноу-хау) – объект интеллектуальной собственности, который заслуживает предельно пристального внимания ввиду интересных особенностей его правовой охраны. Из названия прослеживаются два важнейших признака – конфиденциальность и возможность решения определенных задач (от английского “know how” – дословно "знаю как"). Права на секреты производства традиционно противопоставляют патентам, но в реальной предпринимательской деятельностиони должны сопровождать и дополнять друг друга. Несмотря на то, что предоставление правовой охраны ноу-хау более легкое, чем патентам, существует целый ряд деталей, которые необходимо учесть. О них и поговорим в этой статье.

На международном уровне правовой охране ноу-хау посвящена ст.39 Соглашения ТРИПС о закрытой информации. Защита закрытой информации рассматривается как элемент борьбы против недобросовестной конкуренции. Каждый член ВТО обязан обеспечить юридические механизмы, предотвращающие недобросовестное использование секретной коммерческой информации. В России такой механизм закреплен в главе 75 части IV Гражданского кодекса. Статья 1465 ГК РФ после изменений 2014 года предусматривает, что секрет производства должен отвечать следующим признакам:

  • представлять собой сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере или о способах осуществления профессиональной деятельности. Сами сведения могут быть различными, в том числе организационными и экономическими, что отличает ноу-хау от изобретений и полезных моделей, которые всегда имеют именно технический результат. Таким образом, многие объекты, которые не защищаются патентами, могут охраняться в качестве секретов производства;
  • иметь коммерческую ценность вследствие неизвестности третьим лицам. Коммерческая ценность может состоять в сокращении издержек производства, увеличении доходов, сохранении положения на рынке, установлении четкой системы оценки количества и качества деятельности персонала, формализации бизнес-процессов (см. например Постановление ФАС Московского округа от 11.06.2014 N Ф05-5420/2014). Таким образом, обладатель должен иметь некоторые преимущества перед конкурентами, которые не обладают ноу-хау;
  • должны приниматься разумные меры по охране конфиденциальности сведений. Наиболее эффективной мерой является введения режима коммерческой тайны, что, кстати, до 1 октября 2014 года было обязательным признаком рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности.

Из перечисленных признаков следует, что права на секрет производства (ноу-хау) существуют только до тех пор, пока сведения не известны третьим лицам. Это не означает, что ноу-хау не может быть передано кому-либо, это означает, что к сведениям не должно быть свободного доступа. Например, запатентованные технические решения в обязательном порядке публикуются и становятся свободно доступными обществу. С учетом сказанного дадим следующее определение:

Секрет производства (ноу-хау) – это информация о результатах в научно-технической области или о способе осуществления профессиональной деятельности, которая имеет коммерческую ценность и не известна третьим лицам, что обеспечивается специальными мерами по защите её конфиденциальности.

Рассмотренные выше признаки для удобства представлены на схеме .

Исключительное право на ноу-хау обладает целым рядом особенностей, которое отличает его от содержания исключительного права в авторском праве, смежных правах, средствах индивидуализации и других институтах интеллектуальной собственности. Классическое исключительное право – это монополия правообладателя использовать объект интеллектуальных прав любыми способами и возможность запрещать всем третьим лицам такое использование. Каковы же отличительные черты права на секрет производства?

  • исключительное право на секрет производства действует не против всех третьих лиц, а только против лиц, которые состоят в каких-либо правоотношениях с правообладателем, в частности, партнеров по договорам, работников, государственных органов. Третьи лица могут быть признаны нарушителями, только если недобросовестно получили доступ к конфиденциальным сведениям (промышленный шпионаж);
  • действие исключительного права не ограничено точным сроком действия, а зависит от фактических обстоятельств – сохранение конфиденциальности сведений и их коммерческой ценности. Даже если сведения были обнародованынеправомерно, исключительное право прекращается;
  • на один секрет производства может возникнуть несколько независимых исключительных прав, если разные лица самостоятельно получили и используют одинаковые сведения в научно-технической сфере или профессиональной деятельности.

Перечисленные особенности заставляют согласиться с мнением, что право на секрет производства (ноу-хау) по своей юридической природе не является исключительным. Это фактическая, а не юридическая монополия на закрытую информацию. Если исключительные права на другие объекты интеллектуальной собственности является абсолютным, то исключительное право на секреты производства в лучшем случае можно назвать "квазиабсолютным", как это делают некоторые авторы. На самом же деле оно является относительным и реализуется в договорных отношениях между обладателем информации и третьими лицами .

3. Защита секретов производства

Вследствие особенностей исключительного права на ноу-хау их правовая защита также весьма специфична. Если речь идет о гражданско-правовых способах защиты, то в большинстве случаев, истец должен доказать, во-первых, то, что сведения отвечают признакам секрета производства, установленным законом. Во-вторых, то, что ответчик неправомерно получил доступ к ноу-хау или использовал предоставленную правообладателем закрытую информацию с нарушением договорных условий. В-третьих, истец должен доказать размер убытков, причиненных нарушением, что на практике бывает очень сложно. Ответчик в свою защиту может ссылаться на то, что сведения были получены им добросовестно и независимо от истца или не являются неизвестными третьим лицам (конфиденциальными). Например, в качестве доказательств могут быть использованы опубликованные патенты, научные статьи и другие источники общедоступной информации.

Защита секретов производства (ноу-хау) может осуществляться в различных формах. Российское право позволяет бороться с такими нарушениями как гражданско-правовыми способами, так и с помощью публично-правовых мер. Так, законодательство РФ предусматривает следующие виды ответственности за нарушение права на секрет производства:

А. Гражданско-правовая ответственность, по общему правилу, заключается в обязанности возместить причиненные нарушением права убытки. Однако в договоре правообладателя с контрагентом могут быть предусмотрены другие виды ответственности, например, уплата неустойки.

Б. Дисциплинарная ответственность применяется работодателем в отношении работника и заключается в объявлении замечания, выговора или увольнения. На основании пп."в" п.6 ст.81 Трудового кодекса разглашение охраняемой законом тайны является грубым нарушением трудовых обязанностей, за которое работник может быть уволен. Кроме того, работник обязан возместить работодателю в полном объеме прямой действительный ущерб за разглашение ноу-хау;

В. Административная ответственность наступает за акты недобросовестной конкуренции, которые выразились в незаконном получении, использовании и разглашении секретов производства (ноу-хау). Нарушителю-должностному лицу грозит штраф от 12 000 до 20 000 рублей, юридическому лицу – от 100 000 до 500 000 рублей;

Читайте также: