Сцена в театре война и мир кратко

Обновлено: 02.07.2024

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

Действующие лица

Голос

Описание

В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой. С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.

опера Война и мир

Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым. Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

Фото:

Война и мир краткое содержание
Прокофьев Война и мир



Интересные факты


Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.



Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

Сергей Прокофьев

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру. Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.


Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.


Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

I
После помолвки Андрея и Наташи Пьер Безухов узнает о смерти своего благодетеля – масона Иосифа Алексеевича. Пьер избегает общества братьев-масонов, развлекается в холостых компаниях. Чтобы не компрометировать жену, Элен Безухову, Пьер уезжает жить в Москву и возвращается к развратной жизни.

II
(начало зимы)
Старик Болконский с дочерью, княжной Марьей Болконской, и другими членами семьи Болконских приезжает в Москву.

III
(декабрь 1810 года)
Именины старого князя Николая Болконского. На обед к старому Болконскому приезжают только 6 гостей. Среди них – граф Ростопчин, Пьер Безухов и Борис Друбецкой. Гости разговаривают о Наполеоне и политике. Вечер заканчивается, и гости уходят.

IV
Княжна Марья разговаривает с Пьером. Пьер предупреждает Марью, что расчетливый Борис Друбецкой приезжает к ней так часто не просто так, а с целью жениться. Пьер рассказывает Марье, что Борис выбирает между двумя невестами: между ней и богатой Жюли Карагиной.

V
Борис Друбецкой уже месяц ухаживает за Жюли Карагиной. Она богата, но некрасива и не нравится Борису. Борис надеется жениться по любви, но мечтает о богатстве Жюли. В конце концов Борис делает предложение Жюли. Жюли и Борис планируют свадьбу.

VI
(конец января 1811 года)
Старый граф Ростов с Наташей и Соней приезжают в Москву. Они живут в доме Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

VII
Ростовы приезжают с визитом к семье Болконских в Москве. Наташа - невеста Андрея Болконского, который в это время находится за границей. Наташа и княжна Марья не нравятся друг другу, но они стараются вежливо беседовать. Старый князь Болконский ведет себя притворно вежливо. Наташа чувствует беспричинную ненависть Болконских к ней. Дома Наташа рыдает от обиды.

VIII
Ростовы и Марья Дмитриевна едут в оперу. Наташа видит в театре Элен Безухову, офицера Долохова, Бориса Друбецкого и Жюли Карагину, Анну Михайловну Друбецкую и других знакомых.

IX
В опере Наташа и Соня знакомятся с красавицей Элен Безуховой. Элен приглашает девочек в свою ложу, чтобы вместе смотреть спектакль. Во время представления в зал входит брат Элен, красавец Анатоль Курагин. Она понимает, что нравится Анатолю, который не сводит с нее глаз (см. История любви Наташи и Анатоля).

X

Анатоль Курагин.
Иллюстрация А. В. Николаева
В антракте в ложу Элен заходит ее брат Анатоль. Он дает Наташе понять, что без ума от ее красоты. Наташа чувствует что-то необыкновенное в присутствии Анатоля, это волнует ее. Приехав домой, она упрекает себя за то, что мысленно изменяет своему жениху Андрею Болконскому.

XI
У Анатоля не лучшая репутация в обществе. Кроме того, он официально женат, хотя и скрывает это (об этом знают его друзья, а также Пьер Безухов). Два года назад Анатоль имел очередной роман с польской девушкой. Отец девушки заставил его жениться. В итоге Анатоль уехал, но обещал помогать деньгами. В Москве он теперь ведет жизнь холостяка.
После встречи с Наташей в опере Анатоль решает приударить за ней.

XII
К Ростовым приезжает Элен Безухова и приглашает Наташу Ростову к себе на вечер (на самом деле Элен пытается свести своего брата Анатоля и Наташу).

XIII
Граф Ростов привозит Соню и Наташу на вечер к Элен Безуховой. Наташа чувствует на себе взгляд Анатоля все время. Оказавшись наедине, Анатоль целует Наташу. После этого девушку мучают угрызения совести. Наташе кажется, что она любит и князя Андрея, и Анатоля.

XIV
На следующее утро Марья Дмитриевна Ахросимова рассказывает Ростовым, что старик Болконский не хочет брака Наташи и Андрея. Служанка тайно передает Наташе письмо от Анатоля Курагина. Анатоль пишет, что по некоторым причинам он не может появляться у Ростовых в гостях, и что родители никогда не выдадут Наташу за него. Анатоль предлагает Наташе побег, чтобы тайно обвенчаться и быть вместе вопреки преградам.

XV
Пока Наташа спит, Соня находит письмо, присланное Наташе от Анатоля, и читает его. Она будит Наташу, и та признается ей, что любит Анатоля. Соня и Наташа ссорятся. Затем Наташа пишет княжне Марье письмо, в котором отказывается выходить замуж за князя Андрея. При этом она не рассказывает даже своей семье о том, что разорвала помолвку.

Позже на обеде у Курагиных Наташа что-то тихо обсуждает с Анатолем. Вечером Наташа сидит у окна и, очевидно, кого-то ждет. Соня подозревает, что Наташа собирается бежать с Анатолем. Соня следит за Наташей, чтобы не допустить ее побега.

XVI
Анатоль готовится увозить Наташу. Приятель Анатоля, офицер Долохов, помогает ему все подготовить: находит деньги, ямщика, священника и т.д. Анатоль говорит Долохову, что после венчания он собирается бежать с Наташей за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от этой авантюры.

XVII
Долохов берет с собой шубу, чтобы во время побега укутать Наташу. Анатоль и Долохов едут на тройках к дому Ростовых. Анатоль входит на крыльцо Ростовых. Лакей просит Анатоля сначала зайти к барыне и преграждает ему путь. Молодые люди понимают, что их пытаются поймать, и убегают прочь от дома Наташи.

XVIII
Автор рассказывает, как Соне удалось предотвратить побег Наташи: ранее в этот вечер Соня рассказывает Марье Дмитриевне Ахросимовой о планах Наташи и Анатоля. Та запирает Наташу дома и просит слуг заманить Анатоля.

После неудачного побега Наташа плачет. Марья Дмитриевна ругает ее за позор, который мог случиться. Ростовы решают ничего не говорить отцу, графу Ростову. Когда он приезжает из деревни, то подозревает что-то. Ему объясняют, что Наташа просто больна.

XIX
Пьер последнее время избегает общения с Наташей, потому что у него просыпаются к ней чувства. Он считает, что не может любить невесту своего друга (Наташа - невеста Андрея Болконского).

Наташа признается отцу в том, что отказала Андрею Болконскому. При встрече Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль был обвенчан с польской девушкой, но скрывает это. Наташа не хочет верить в подлость Анатоля.

XX
Приехав домой, Пьер находит там Анатоля и предлагает ему деньги за то, чтобы тот уехал из Москвы подальше от Наташи. Анатоль уезжает на следующий день.

XXI
Узнав о тайной женитьбе Анатоля, Наташа пытается отравиться. Ее удается спасти, но после этого она болеет.

Несколько дней спустя приезжает князь Андрей. Старый князь Николай Болконский показывает Андрею записку от Наташи, где она отказывается от замужества. Так Андрей узнает, что Наташа больше не его невеста.

Пьер приходит в гости к Болконским. Андрей просит Пьера не говорить с ним о Наташе. Он тяжело переживает ее предательство. Зато старик Болконский и княжна Марья рады, что свадьба Андрея не состоится.

XXII
Пьер приезжает к Ростовым. Наташа поручает ему передать князю Андрею, что она просит у того прощения за свое предательство. Наташе стыдно. Пьер утешает ее и предлагает ей свою дружбу. Он просит рассчитывать на него в трудную минуту.

Конец части.

Таково краткое содержание романа "Война и мир" Льва Толстого - том 2 часть 5.

Символическое значение бала

Небольшой фрагмент великого произведения показывает не простое мероприятие у екатерининского вельможи, а событие, на котором должен присутствовать государь и дипломаты. Бал — это всегда праздник, яркое, красочное, искрящееся, весёлое действо. Многие дамы и кавалеры любили его посещать. Их главной составляющей была танцевальная программа. Это событие приходится в произведении Толстого на 31 декабря 1809 года. Автор выбрал для него волшебную дату — новогоднюю ночь. Такой приём можно назвать символичным: герои прощаются со всем старым и открывают новую страницу своей жизни.

Первый бал наташи ростовой

Кратко передать содержание эпизода можно по следующему плану:

  1. Хлопотные приготовления семьи Ростовых к празднику.
  2. Размышления Наташи по дороге во дворец.
  3. Первые впечатления о бале.
  4. Танец с князем Андреем.
  5. Старания героини достойно оценены.

На балу завязываются новые отношения, вырисовываются характеры. Именно здесь вспыхивают первые чувства между Наташей и Андреем. Этот важный сюжетный момент даёт оценку всему светскому обществу.

Символизм бала

Бал происходит 31 декабря. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Это конец старого года и начало нового. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая.

Ярким символом становится и поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Примечательно, что такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей в Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением.

Именно Пьер предложит Андрею пригласить на танец Наташу, тем самым положив начало их большой и светлой любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем.

Будет Символична и сама оценка происходящего. Вот только этот символизм является обратным, противоположным действительности. Хозяйка бала дает отрицательную оценку главному персонажу Андрею, ей не нравится Пьер.

Популярные сочинения

Наташа на балу

Именно здесь героиня раскрывается во всей своей красе. Из подростка она превращается в юную и прекрасную девушку, поражает всех своей легкостью, отсутствием фальши. В начале бала Наташе кажется, что ее никто не пригласит. Этот страх выражается в глазах, во всем ее виде. Благодаря Пьеру, на первый танец Наташу приглашает никто иной, как Андрей Болконский. Именно здесь начинают зарождаться их чувства: хрупкая и нежная Наташа тает в сильных руках Андрея, а он в свою очередь поражен ее нравом, лед в его душе начинает таять. Этот танец является символом их любви.

После первого танца у Наташи нет отбоя от кавалеров. Но будущие возлюбленные уже не теряют друг друга из вида не только на балу, но и на все время их чистой, светлой, настоящей любви.

Поэтому неудивительно волнение Наташи перед этим событием, которое увеличивалось еще и тем, что на балу должен был присутствовать государь и весь дипломатический корпус.

В зале, в процессе того, как графиня приветствовала знакомых и вела беседу, Наташа увидела многих значимых светских лиц – первых красавиц и богатых невест, влиятельных мужчин, светских завсегдатаев. Однако все эти лица не произвели на героиню большого впечатления. Ее интересовало лишь, какое впечатление на всех этих блестящих людей произвела она – понравилась ли, примут ли они ее в своей круг. И только оглядевшись, заметив на себе доброжелательные взгляды, Ростова немного успокоилась, смогла в толпе различить знакомые лица – Пьера и Андрея Болконского.

Но все кавалеры проходили мимо этой девочки, равнодушно и безразлично скользя взглядом по ее лицу. Никто из них не сумел или не захотел рассмотреть той прелести юности, непосредственности и искренности, которыми светилась Наташа. Думаю, что, по их мнению, на фоне блестящих светских дам, вроде Элен Курагиной, Наташа просто терялась.

А девушка, между тем, все больше приходила в отчаянье. Вот уже зазвучала музыка первого тура вальса, а она все еще стояла у стены. Но на ее счастье поблизости оказался Пьер, который попросил своего друга Андрея Болконского потанцевать с его протеже.

После этого первого танца на Наташу со всех сторон посыпались приглашения. Она практически не сидела, а все свободные минуты посвящала беседе с Болконским. И в конце вечера он сам, неожиданно, как ему показалось, загадал, что Наташа будет его женой.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Балы в русской литературе

Описание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX — начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины — разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе. Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде.

Кстати, именно на вальс — танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, — была приглашена дебютантка Наташа.



Лалла-Рук — прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина.

Слово “театр” имеет множество значений. Это и театр как таковой, это и жизнь, это и театр военных действий.
Принято считать, что наша жизнь – игра, сцена. Избитая, пошлая фраза: “Что наша жизнь – игра” (Герман, опера “Пиковая дама”). Почему мотиву игры и театра в романе уделяется так много места?
“Война и мир” – это проекция нашей жизни. Роман был задуман как большая книга, содержащая в себе откровения и заветы, притчи, гармонию и красоту, веру в Бога и любовь. Это даже не роман, не эпопея, а именно книга, точнее –

В жизни (в настоящее время) мы ходим в театр, чтобы поучиться чему-то, получить удовольствие от хорошей игры актеров в интересных нам спектаклях. В театр у Толстого любят ходить отрицательные герои – представители светского общества. Стены, отделанные бархатом и золотом, красивые хрустальные люстры, дамы в роскошных туалетах, слащавые мужчины во фраках, французская речь – все это создает впечатление ненатуральности, лжи и лицемерия.

Это все – театр, то есть игра на зрителя. Бестолковые разговоры о внешности и поведении, сплетни. Перед спектаклем актеры репетируют, заучивают

И вот настает их час, и они показывают свой спектакль зрителям, причем точно таким же актерам.
И Анна Павловна Шерер, и Анатоль Курагин, и Элен, и многие другие – все они играют друг для друга бессмысленный спектакль. Интересна сцена, когда Наташа присутствует в театре. Начинается спектакль, и зрители “с жадным любопытством устремили все внимание на сцену”, Наташа тоже стала смотреть. Но она ничего не понимала: все удивляло ее, она не видела ничего, кроме крашеных стен, странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших.

Она понимала, что должен был представлять собой спектакль, но все это ей казалось настолько “вычурно-фальшиво”, ненатурально, что порой ей становилось смешно. И, глядя на лица зрителей, она видела в их глазах выражение опять же ложное. В какой-то момент ей даже стало дурно, она как будто задохнулась в этом мертвом воздухе. Наташа была слишком естественна, чтобы жить и играть по правилам светского общества.

И только в безветренном морозе, в зимнем свете звезд ночью, в ярком солнце днем чувствовалась истина.
Тема игры связана с игрой в карты Долохова и Николая Ростова. Доло-хов обыграл Николая, предчувствуя невезение в любви: 30 сребреников плюс 13 (сумма возрастов Долохова и Сони; чертова дюжина). Многие люди считают жизнь игрой в карты.

Кому-то везет, кому-то – нет. Кто-то играет честно, а кто-то мухлюет.
Вообще, всякое действие или проявление чувств человека можно назвать игрой. Конечно, существуют люди, которые естественны, живут “постоянной жизнью”. Но какая женщина – не актриса?! А кокетство?

А умение вести себя в обществе мужчин? Все это актерское мастерство. Но нельзя говорить, что женщина – только актриса, в смысле – притворщица.

Это происходит непроизвольно, это даже нравится мужчинам.
И мы не задумываемся над тем, что это – лишь игра… А если так, то человек должен понимать, что его спектакль, может быть, будет неинтересен, что он должен нести ответственность за свое творение.
Как наш мир – творение Господа Бога.
Множатся пытки и казни…
И возрастает тревога,
Что коль не кончится праздник
В театре Господа Бога?!

Читайте также: