Екатерина санковская биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Екатерина Александровна Санковская (1816-1878) - русская артистка балета.

  • Биография
  • Примечания
  • Ссылки

Родилась 11 (23 по новому стилю) ноября 1816 года в Москве. В девять лет поступила в московскую театральную школу, где уже во время учебы участвовала в спектаклях и балете. По окончании учёбы Санковская была принята в Московскую императорскую труппу и продолжала совершенствовать своё мастерство - обучалась у французской преподавательницы Фелицаты Ивановны Гюллень-Сор, которая в 1836 году повезла свою ученицу в Париж для продолжения обучения. Во Франции они видели выступления Фанни Эльслер и привезли в Москву новые танцы, в том числе и из репертуара этой артистки. По драматическому классу Санковская училась у М. С. Щепкина.

Уйдя со сцены, Екатерина Александровна стала преподавать танцы в одной из московских женских гимназий. Жила вместе с сестрой Александрой - тоже танцовщицей Большого театра. Они купили дом и жили в селе Всехсвятское, где Санковская умерла 16 (28 по новому стилю) августа 1878 года. Была похоронена на кладбище у церкви, которая и сейчас там находится.

…Шотландскому крестьянину Джеймсу является прекрасная дева воздуха – Сильфида. Она манит его в мир мечты. Юноша устремляется за таинственной гостьей, но она ускользает. Стремясь удержать возле себя дивное видение, Джеймс внимает совету злой колдуньи: он набрасывает на Сильфиду волшебный шарф. Но это приводит воздушную деву к гибели – она теряет крылья, а вместе с ними свободу и жизнь. Столкновение с реальностью разрушило мечту.

Путь к вершинам

Екатерина Санковская в девятилетнем возрасте поступила в Московское театральное училище. Уже через год она начала исполнять детские роли в спектаклях – не только балетных, но и драматических. Актёрскому мастерству её обучал Михаил Семёнович Щепкин. В дальнейшем его уроки очень помогли артистке – благодаря им она смогла сделать образы своих героинь живыми и убедительными.

Её учительницей по классу танца была Фелицата Гюллень-Сор – личность поистине незаурядная. Её заслуги перед московским балетом весьма велики. Француженка по происхождению, она обрела в России вторую родину. Фелицата была ведущей танцовщицей Московской императорской труппы. Ряд спектаклей поставила самостоятельно, став первой в России женщиной-балетмейстером. Обладала она и педагогическим талантом.

По окончании учёбы Екатерина Санковская была принята в Московскую императорскую труппу, но продолжала совершенствовать своё мастерство. Очень помогло ей знакомство с лучшими балетными постановками Европы – с этой целью Гюллень-Сор возила свою ученицу в Париж и Лондон. Санковская смогла увидеть танец Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи. Это произвело на юную балерину сильное впечатление, она даже разучила ряд номеров из репертуара знаменитых танцовщиц.

Романтическая сказка

Интересно, что в том же 1837 году Мария Тальони выступала в Петербурге и танцевала Сильфиду. Одновременно с ней Екатерина Санковская исполняла ту же партию в Москве. Обе трактовки современники признали выдающимися. Даже Фанни Эльслер писала, что видела лишь две Сильфиды – у Тальони и у Санковской. Героини получились разными, а общими были лёгкость, воздушность, изящество танца.

Многогранный талант

Санковская была горячо любима московскими зрителями. По окончании спектакля свой первый поклон она адресовала верхним ярусам. Там собирались студенты, которые особенно восхищались её искусством – им импонировали жизненность и правдивость её героинь. Лишь в последнюю очередь балерина кланялась партеру. Это красноречиво свидетельствует о независимом характере артистки. Он проявлялся у неё с юных лет, на что обращало внимание школьное начальство.

Однако сама Санковская с интересом наблюдала за выступлениями Андреяновой. После них московская балерина включила в свой репертуар новые партии. Одной из них стала Жизель – эта роль замечательно соответствовала многогранному таланту Санковской. Балерина и прежде с равным успехом танцевала волшебных существ из репертуара Марии Тальони и земных героинь, прославивших Фанни Эльслер. В образе Жизели Санковская смогла гармонично соединить реальность и фантастику.

Танцовщица-актриса

Балерина получила признание и в европейских странах – в 1846 году состоялись её зарубежные гастроли. Она стала первой московской танцовщицей, отправившейся в подобную поездку. Её выступления прошли с большим успехом. Пробовала она свои силы и в балетмейстерской деятельности. Санковская выступала до 1854 года. Её последний выход на сцену состоялся в партии Жизели – это свидетельствует о том, насколько близок оказался артистке этот образ.

За год до завершения карьеры она станцевала Эсмеральду в одноимённом балете, поставленном Жюлем Перро. Критики отмечали, что роль была исполнена превосходно, образ получился удивительно живым, а в движениях ощущалась благородная грация. Санковская в полной мере проявила себя как прекрасная танцовщица и выдающаяся актриса.

Мастерство замечательной балерины долгие годы оставалось эталоном для критиков. Покинув сцену, Санковская давала уроки начинающим артистам. Она стала первым учителем танца Константина Станиславского. Будущие поколения исполнителей развивали традиции, привнесённые в искусство Екатериной Санковской. Её Сильфида, глаза которой были полны жизни, навсегда осталась в легендах.

Екатерина Санковская

Имя этой танцовщицы называли в одном ряду с именами великих актеров, ее современников, – Мочалова и Щепкина. Маленькая и хрупкая, легкая и изящная, она была любимицей театральной Москвы.

Летом 1836 года Фелицата Ивановна Гюллень-Сор повезла свою ученицу в Париж, но не за славой, а за знаниями и репертуаром. Они видели выступления Фанни Эльслер и привезли в Москву немало новых танцев, в том числе и из репертуара Эльслер.

Санковская внесла в русский балет все лучшее, что было в танце Тальони, – простоту рисунка, совершенную технику и фантастическую легкость, требующую на самом деле огромного труда. И при этом романтическим образам Санковская придавала реалистическое звучание.

В декабре 1854 года Санковская последний раз выступила на московской сцене. Но ее искусство еще долго служило эталоном для придирчивых критиков. По меньшей мере двадцать лет всех гастролерш москвичи сравнивали с Санковской. Сама она в это время преподавала бальные танцы и давала уроки молодым танцовщицам.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л. ‒ М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета, М., изд. 2, 1973, с. 90‒95, 97.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Санковская Екатерина Александровна" в других словарях:

Санковская, Екатерина Александровна — Екатерина Александровна Санковская. САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна (1816 1878), артистка балета. Представительница русского романтического балетного театра 30 40–х гг. В 1836 54 в Большом театре (Сильфида Сильфида Ж. Шнейцхоффера, 1837). В… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна — (1816 78) российская артистка балета. Одна из представительниц романтического балетного театра 30 40 х гг. В. Г. Белинский, А. И. Герцен высоко ценили ее искусство … Большой Энциклопедический словарь

Санковская Екатерина Александровна — (1816, Москва — 1878, там же), артистка . Первая танцовщица московской сцены, освоившая предромантический и лирико романтический стили европейского балета и давшая им национальную окраску. В 1836 окончила . Ученица , по драматическому… … Москва (энциклопедия)

Санковская, Екатерина Александровна — 1 я танцовщица моск. театра, при Александре I. … Большая биографическая энциклопедия

САНКОВСКАЯ — Екатерина Александровна (1816 1878), артистка балета. Представительница русского романтического балетного театра 30 40 х гг. В 1836 54 в Большом театре (Сильфида Сильфида Ж. Шнейцхоффера, 1837). В романтических партиях раскрывала живые… … Современная энциклопедия

САНКОВСКАЯ — Екатерина Александровна (1816 78), артистка балета. Выдающаяся представительница романтического балетного театра 30 40 х гг. 19 в. В 1836 54 в Большом театре. Лучшая партия Сильфида ( Сильфида Ж. Шнейцхоффера). Современники называли Санков скую… … Русская история

Санковская — Екатерина Александровна [1816 16(28).8.1878, Москва], русская артистка балета. Представительница романтического балетного искусства 1830 40 х гг. В 1825 36 училась в Московском театральном училище (класс Ф. Гюлень Сор), драматическим… … Большая советская энциклопедия

Санковская Е. А. — САНКÓВСКАЯ Екатерина Александровна (1816–78), артистка балета. Выдающаяся представительница романтич. балетного театра 30–40 х гг. 19 в. В 1836–54 в Большом т ре. Лучшая партия – Сильфида ( Сильфида Ж. Шнейцхоффера).… … Биографический словарь

Санковская Е. А. — САНКÓВСКАЯ Екатерина Александровна [1816 – 16(28). 8.1878, Москва], рус. артистка. В 1836 окончила Моск. театр. уч ще (педагог Ф. Гюллень Сор). Драматич. иск ву обучалась у М. С. Щепкина. С 1826 выступала в Большом т ре. В 1831 дебютировала… … Балет. Энциклопедия

Екатерина Санковская.
Первая русская Сильфида - кто она?

…Шотландскому крестьянину Джеймсу является прекрасная дева воздуха – Сильфида. Она манит его в мир мечты. Юноша устремляется за таинственной гостьей, но она ускользает. Стремясь удержать возле себя дивное видение, Джеймс внимает совету злой колдуньи: он набрасывает на Сильфиду волшебный шарф. Но это приводит воздушную деву к гибели – она теряет крылья, а вместе с ними свободу и жизнь. Столкновение с реальностью разрушило мечту.

Искусством этой выдающейся танцовщицы восхищались известные писатели, а имя её называлось рядом с самыми видными мастерами балета и драмы той эпохи.

Путь к вершинам

Екатерина Санковская в девятилетнем возрасте поступила в Московское театральное училище.




Н. Федоров
ПОРТРЕТЫ В ЖИЗНИ
Первая половина XIX века
Е. Санковская

Уже через год она начала исполнять детские роли в спектаклях – не только балетных, но и драматических. Актёрскому мастерству её обучал Михаил Семёнович Щепкин.

В дальнейшем его уроки очень помогли артистке – благодаря им она смогла сделать образы своих героинь живыми и убедительными.

Её учительницей по классу танца была Фелицата Гюллень-Сор – личность поистине незаурядная. Её заслуги перед московским балетом весьма велики. Француженка по происхождению, она обрела в России вторую родину.

Фелицата была ведущей танцовщицей Московской императорской труппы. Ряд спектаклей поставила самостоятельно, став первой в России женщиной-балетмейстером.

Обладала она и педагогическим талантом. По окончании учёбы Екатерина Санковская была принята в Московскую императорскую труппу, но продолжала совершенствовать своё мастерство. Очень помогло ей знакомство с лучшими балетными постановками Европы – с этой целью Гюллень-Сор возила свою ученицу в Париж и Лондон. Санковская смогла увидеть танец Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи.

Подобная трактовка была интересной, самобытной и довольно смелой. Если для Сильфиды Марии Тальони земной мир был чужд, то героиня Санковской сама стремилась к людям. Но они не поняли её любви. Интересно, что в том же 1837 году Мария Тальони выступала в Петербурге и танцевала Сильфиду. Одновременно с ней Екатерина Санковская исполняла ту же партию в Москве.

Обе трактовки современники признали выдающимися. Даже Фанни Эльслер писала, что видела лишь две Сильфиды – у Тальони и у Санковской. Героини получились разными, а общими были лёгкость, воздушность, изящество танца.

Многогранный талант

Санковская была горячо любима московскими зрителями. По окончании спектакля свой первый поклон она адресовала верхним ярусам.

Там собирались студенты, которые особенно восхищались её искусством – им импонировали жизненность и правдивость её героинь. Лишь в последнюю очередь балерина кланялась партеру. Это красноречиво свидетельствует о независимом характере артистки. Он проявлялся у неё с юных лет, на что обращало внимание школьное начальство.

Однако сама Санковская с интересом наблюдала за выступлениями Андреяновой. После них московская балерина включила в свой репертуар новые партии. Одной из них стала Жизель – эта роль замечательно соответствовала многогранному таланту Санковской. Балерина и прежде с равным успехом танцевала волшебных существ из репертуара Марии Тальони и земных героинь, прославивших Фанни Эльслер.

В образе Жизели Санковская смогла гармонично соединить реальность и фантастику.

Танцовщица-актриса

Балерина получила признание и в европейских странах – в 1846 году состоялись её зарубежные гастроли. Она стала первой московской танцовщицей, отправившейся в подобную поездку. Её выступления прошли с большим успехом. Пробовала она свои силы и в балетмейстерской деятельности. Санковская выступала до 1854 года. Её последний выход на сцену состоялся в партии Жизели – это свидетельствует о том, насколько близок оказался артистке этот образ.

За год до завершения карьеры она станцевала Эсмеральду в одноимённом балете, поставленном Жюлем Перро. Критики отмечали, что роль была исполнена превосходно, образ получился удивительно живым, а в движениях ощущалась благородная грация. Санковская в полной мере проявила себя как прекрасная танцовщица и выдающаяся актриса.

Мастерство замечательной балерины долгие годы оставалось эталоном для критиков. Покинув сцену, Санковская давала уроки начинающим артистам. Она стала первым педагогом танца Константина Станиславского. Будущие поколения исполнителей развивали традиции, привнесённые в искусство Екатериной Санковской. Её Сильфида, глаза которой были полны жизни, навсегда осталась в легендах.

Читайте также: