Сцена на николаевском мосту преступление и наказание кратко

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье вы найдете краткое содержание 2 части

Воспользовавшись навигацией, вы можете выбрать нужную вам часть.

Преступление и наказание — краткое содержание по частям.

Краткое содержание. Преступление и наказание. 2 часть

Проснувшись, Раскольников осматривает свою одежду. Он уничтожает улики, думает о том, чтобы спрятать взятые у старухи вещи. К нему заходит дворник и приносит повестку в полицию. Раскольников, уже готовый ко всему, идет в участок. Выясняется, что его требуют по заявлению квартирной хозяйки о неуплате. В участке Раскольников видит содержательницу публичного дома Луизу Ивановну. Раскольников объясняет столоначальнику, что он в свое время собирался жениться на дочери квартирной хозяйки. В то время он много тратил, давал векселя. Потом девушка умерла от тифа, а хозяйка начала требовать оплату по векселям.

До Раскольникова доносятся разговоры об убийстве старухи. Он падает в обморок. Придя в себя, он объясняет обморок тем, что не здоров. Вещи старухи Раскольников прячет в переулке под камнем. Он заходит к своему приятелю Разумихину и что-то пытается объяснить. Но речь его сумбурна. Разумихин предлагает ему свою помощь, но Раскольников уходит.

Он идет по набережной и едва не попадает под экипаж. Какая-то женщина принимает его за нищего и подает ему двадцать копеек, которые Раскольников швыряет в Неву. Он чувствует себя оторванным от всего мира. Дома он ложится спать, и у него начинается бред. В бреду Раскольникову мерещится, что бьют его квартирную хозяйку. Очнувшись, Раскольников видит Разумихина и кухарку Настю, которые ухаживали за ним во время болезни.

От матери приходят деньги — тридцать пять рублей. Разумихин покупает Раскольникову одежду, забирает вексель у квартирной хозяйки и поручается за него, что он заплатит. К Раскольникову заходит студент-медик Зосимов, чтобы осмотреть его. В разговоре с Раскольниковым он сообщает подробности об убийстве старухи. Оказывается, что по подозрению в убийстве арестовали красильщика Миколая, а тех, что пришли к старухе во время убийства, отпустили. Миколая заподозрили потому, что он принес содержателю распивочной футляр с золотыми серьгами, который якобы был им найден. Он и Митрич красили на той самой лестнице, где жила старуха. Содержатель распивочной начал задавать ему вопросы и выяснил, что Миколай пьет уже несколько дней. Затем хозяин распивочной намекнул Миколаю на убийство, а тот бросился бежать. Последовал арест Миколая (перед этим он заложил крест, а затем собирался повеситься в сарае). Он не признает себя виновным, говорит, что нашел серьги за дверью на том этаже, где красили.

Между Разумихиным и Зосимовым завязывается спор. Разумихин пытается воссоздать картину происшедшего — как убийцу застали на месте преступления и как он спрятался от дворника и двоих других этажом ниже.

К Раскольникову приходит Петр Петрович Лужин. Раскольникову визитер не понравился. Лужин говорит, что скоро приезжают сестра Раскольникова и мать. Лужин собирается заплатить за их проживание в гостинице (месте убогом и грязном). Там же проживает и знакомый Лужина Андрей Семенович Лебезятников. Далее Лужин философствует о том, что есть прогресс. Он утверждает, что прогресс движет личный интерес человека. Если делиться с ближним своим последней рубашкой, то в итоге ни у одного рубашки не будет, и оба будут ходить полуголые. Чем более богат отдельный индивид, тем богаче общество в целом.

Разговор вновь возвращается к убийству старухи. Зосимов говорит, что следователь начал допрос тех, кто приносил вещи под заклад старухе. Лужин рассуждает о том, почему увеличилась преступность в классах относительно обеспеченных людей. Раскольников говорит, что если верить рассуждениям Лужина, то каждый человек сам за себя, в этом случае людей и резать можно. Раскольников спрашивает Лужина, правда ли то, что он собирается взять в жену бедную, для того чтобы иметь безграничную власть над ней. Лужин возмущен вопросом. Он говорит, что такие сплетни распускает мать Раскольникова. Раскольников ругается с Лужиным, обещает спустить его с лестницы. Все расходятся.

Раскольников одевается, выходит на улицу. Он идет переулком, где располагаются публичные дома. Он думает о тех, кто приговорен к смерти. Раскольникову приходит в голову, что такие люди перед казнью согласны жить даже в пространстве в метр, даже на скале, лишь бы жить. Раскольников идет в трактир, где читает газету. К нему подходит Заметов, который был в участке в тот момент, когда Раскольников упал в обморок. Они разговаривают о фальшивомонетчиках. Раскольникову начинает казаться, что Заметов подозревает его в убийстве старухи. Он начинает говорить о том, как бы поступил на месте фальшивомонетчиков, потом заговаривает о том, что бы сделал с вещами старухи, если бы убил ее. Раскольников не выдерживает и спрашивает Заметова напрямик, подозревает ли он его в убийстве, и уходит.

Раскольников случайно сталкивается с Разумихиным, который приглашает его на новоселье. Но Раскольников отказывается и просит, чтобы все оставили его в покое. Он идет по мосту и видит, как какая-то женщина пытается совершить самоубийство, прыгнув с моста, но ее вытаскивают. У Раскольникова зарождается мысль о самоубийстве. Он приходит на место преступления и пытается расспросить рабочих и дворника, но те его выгоняют. Раскольников раздумывает о том, пойти ему в полицию или нет. Он идет по улице и слышит шум, крики — человека раздавило экипажем. В пострадавшем Раскольников узнает Мармеладова. Мармеладова несут домой, где находятся жена с тремя детьми — дочерьми Поленькой и Лидочкой и сыном. Дома Мармеладов умирает. Посылают за священником и Соней. Катерина Ивановна в состоянии истерики, она обвиняет мужа, Бога, людей. Перед смертью Мармеладов пытается просить прощения у Сони. Он умирает. Перед тем как уйти, Раскольников отдает все деньги, которые у него есть, Катерине Ивановне. Он говорит Поленьке, которая благодарит его, чтобы она помолилась за него.

Раскольников сознает, что его жизнь не окончилась вместе с жизнью старухи. Он отправляется к Разумихину, тот провожает его домой. По дороге Раскольников рассказывает, что Илья Петрович и Заметов подозревали его, но теперь Заметов раскаивается в том, что следователь Порфирий Петрович хочет познакомиться с Раскольниковым. Зосимов же считает, что Раскольников — сумасшедший. Раскольников и Разумихин приходят в каморку Раскольникова, где застают мать и сестру. Раскольников пятится и падает в обморок.

Амбивалентным смыслом обладает, например, каморка Раскольникова, которая похожа на гроб (сема не-жизни), с одной стороны, с другой – это квартира 1) над четвертым этажом (здесь подтекст, если продолжать проводить параллель с воскресением Лазаря, произошедшим после четвертого дня, – в возможности воскресения отпавшего от мира человека, обретения им жизни); 2) номер четырнадцать (в библейские времена в четырнадцатый день первого месяца совершалась Пасха) (сема воскресения). Семантически двойственны и такие детали, как лестница, кровь, чистое белье, вода, деньги, мост... Последнюю деталь мы рассмотрим подробнее.

Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!

После сделанной пробы, то есть после непосредственного (не только в мечтах) соприкосновения с искаженным миром духовно-нравственных ценностей, герой возвращается в мир нормальный. При этом мы видим синкретизм двух символов – моста и заката, что повторится в романе еще несколько раз.

Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
На Николаевском мосту (теперь - мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". Каждый раз Раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме "Медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова. Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.). Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (. ) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму. ".
"Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118).

. Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

– Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты за него отвечай.

– Тем промышляют, почтенный, тем промышляют…

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, – чаще всего, возвращаясь домой, – случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина… Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался… еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь всё это прежнее прошлое, и прежние мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и всё, всё… Казалось, он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его… Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

Наконец, поведение Сони также не совсем логично. Она жертвует собой ради малолетних детей Катерины Ивановны, искренне любит их, но после смерти родителей с легкостью соглашается отдать детей в приют.

Все сливается, стонет, гудет, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет, Давка, говор. (о чем голоса? Все о деньгах, о нужде, о хлебе).

Пейзаж в этом стихотворении перекликается с городским пейзажем в романе Достоевского. У Некрасова читаем:

Начинается день безобразный —

Мутный, ветреный, темный и грязный.

Где ты теперь? С нищетой горемычной

Злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной,

И роковая свершится судьба?

Кто ж защитит тебя? Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут,

Только во мне шевельнутся проклятья —

И бесполезно замрут.

Образ города-спрута, в котором "человеку пойти некуда…"

Ф.М. Достоевский, напомню еще раз, постоянно вглядывался в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны нищего Петербурга, видя его жалких обитателей, с их горькой участью. И сущность города была заключена не в его кажущемся (!) пышном убранстве, а в его социальных противоречиях.

История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться "безобразная мечта" нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ - Петербург участник преступления Раскольникова. На протяжении всего романа лишь несколько кратких описаний города, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в "духовный" пейзаж, чтобы почувствовать "Петербург Достоевского".

достоевский петербург преступление наказание

Раскольников так же двойствен, как и породивший его Петербург (с одной стороны, Сенная площадь - "отвратительный и грустный колорит картины"; с другой - Нева - "великолепная панорама"), и весь роман посвящен разгадке этой двойственности Раскольникова - Петербурга. В ясный летний день Раскольников стоит на Николаевском мосту и "пристально вглядывается" в открывающуюся перед ним "действительно великолепную панораму": "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина. Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его.".

Другой пример одухотворения материи - жилища героев Достоевского. "Желтая каморка" Раскольникова, которую Достоевский сравнивает с гробом, противопоставляется комнате Сони: у Раскольникова, закрытого от мира,-тесный гроб, у Сони, открытой миру,-"большая комната с тремя окнами"; о комнате старухи-процентщицы Раскольников замечает: "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота". Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования - они лишь одна из функций сознания героев.

Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть души этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же "холодно, темно и сыро", как в Петербурге, и "дух немой и глухой" города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.

"Вечер был свежий, теплый и ясный. Раскольников шел и свою квартиру, он спешил. Ему хотелось кончить все до заката солнца. "

Солнце появится только в самом конце романа, в эпилоге. "Там, в облитой солнцем необозримой степи" Раскольников освободится от кошмара убийства. Там станет возможен восход солнца, возрождение. Это произойдет в Сибири. В Петербурге же Раскольников все время будет чувствовать себя "приговоренным к казни". Он пошел на преступление, чтобы освободиться, а оказалось, что сам загнал себя в угол. Его угнетает теперь не только собственная каморка, но и психологическое состояние тупика. Он бежит на улицу, но выхода ему не найти. Вот так он ходит по городу: "Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними"; "Трудно было более опуститься и обнеряшиться, но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу";". по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного. "; "Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, - гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил. "

Раскольников мучается не только наяву. Ужасы преследуют его и в снах. Фантастический Петербург в сновидениях Раскольникова приобретает сюрреалистические черты. Вспомним, например, сон Раскольникова со смеющейся старухой: "Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. вся комната была ярко облита лунным светом;. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. "Это от месяца такая тишина, - подумал Раскольников, - он, верно, теперь загадку загадывает". Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И все тишина. Вдруг послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и все опять замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно зажужжала…".

Также нельзя не вспомнить о том, что события романа происходят летом, причем летом очень жарким и душным: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…"; "На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные…"; "Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…".

Картину этой городской духоты дополняет и усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе.

Удивительно эгоистичное, подозрительное и недоверчивое отношение людей друг к другу; их объединяет только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Таким образом, создается образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека.

В "Преступлении и наказании" внутренняя драма своеобразно выносится на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы: на улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы, горбатые мосты - вот сложная конструкция большого города, которая тяжеловесно вырастает над мечтателем о безграничных правах одинокого интеллекта!

Петербург неотделим от личной драмы Раскольникова: он является объектом угнетения столичной жизни, уничтожающей, разрушающей человеческую душу.

"Преступление и наказание" прежде всего - роман больного города XIX века. Широко развернутый фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм. Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды студентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и "канава" - все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова.

Николаевском мосту (теперь - мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. С другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". Каждый раз Раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. В панораме Исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – Петра I, а вздыбленный на коне памятник Петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению Н. П. Анциферова. Призрак мрачной государственности, отмеченной уже Пушкиным в поэме "Медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" Евгением, пугает и преследует также и Раскольникова. Перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью Раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. Словно иронизируя над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние – в ладони Раскольникова падает двугривенный. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца (Зимнего дворца. – А. Г.) . Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение (. ) Когда он ходил в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь домой, - случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму. ".
"Художник М. В. Добужинский заинтересовался, почему Достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания Исаакиевского собора. Оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. М. , "Просвещение", 1985, с. 118).

Раскольников прошел прямо на – ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Простившись с Разумихиным, он до того ослабел, что едва добрался сюда. Ему захотелось где-нибудь сесть или лечь, на улице. Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул – и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой.

Читайте также: