Сазиков одна из старейших ювелирных фирм россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Путь в придворные фабриканты

Сын основателя, Игнатий Павлович, много путешествовал по Европе и был знаком со всеми техническими новинками. Увиденное он немедленно внедрял в производство — под его руководством на фабрике стали применять усовершенствованные технологии литья и чеканки. Главная заслуга мастера заключалась во введении на мануфактуре разделения труда, принятого за границей. Литейщики, шлифовщики и полировщики отвечали только за свои операции при работе с изделием, что позволило фирме повысить производительность труда до невиданного на тот период уровня.

Фабрика была оборудована самой передовой по тем временам техникой:

  • механическими приспособлениями для литья круглых форм;
  • паровым двигателем;
  • машиной для гильоширования.

Заслуги Сазикова были высоко оценены на столичной выставке в 1835 году, когда за серебряный оклад, выполненный по заказу одного из московских храмов, мануфактуре была присуждена золотая медаль. Тогда же фирма, единственная среди российских компаний, получила право на звание императорской придворной мастерской.

После 1845 года Игнатий Сазиков все больше внимания уделял серебряной скульптуре, украшая предметы быта и посуду затейливо выполненными фигурками. Пять лет спустя ювелир впервые обратился в своих работах к теме русской истории. Немалый вклад в деятельность фирмы внес самый талантливый из сыновей владельца — Павел Игнатьевич, учившийся в Париже рисованию, литейному делу и чеканке.

Международная слава российских ювелиров

Одна из самых грандиозных работ Павла Сазикова — серебряный канделябр со скульптурной сценкой, изображавшей Дмитрия Донского на Куликовом поле. Экспонат произвел фурор на лондонской выставке и принес художнику золотую медаль. Восхищение европейских экспертов вызвало и другое произведение ювелира — коллекция из девятнадцати предметов с сюжетами из жизни российского крестьянства. Кубки для вина, кофейники, кувшины и пресс-папье были украшены чеканкой, а герои сценок выглядели потрясающе реалистично.

В 1868 году Игнатий Сазиков скончался, и дело перешло к его наследникам. Павел ненадолго пережил отца, и после его кончины бизнес начал постепенно угасать. Усилившаяся конкуренция привела к тому, что финансовое положение пошатнулось — сначала закрылся магазин в Москве, а затем семье пришлось продать и особняк в Санкт-Петербурге. Предприятие прекратило свое существование в 1887 году, а все имущество перешло к ювелирной компании Хлебникова.

На антикварных аукционах чаще всего встречаются изделия прославленной фирмы последней трети XIX — серебряная утварь и предметы обихода, украшенные чеканкой, гравировкой и перегородчатой эмалью. В каталоге Very Important Lot вы найдете настоящие произведения искусства мастеров прошлого, которые послужат украшением любой коллекции.

Внимание к предметам русского декоративно-прикладного искусства в России и за ее пределами значительно выросло в последние годы. Остро стоит вопрос экспертизы и атрибуции предметов, в частности памятников золотого и серебряного дела. При этом история русского ювелирного искусства изучена недостаточно хорошо. Работ, в которых была бы подробно освещена история и деятельность крупнейших художественно-промышленных фирм XIX века, таких как Сазиков, Губкин, Овчинников, Хлебников, Морозов и других, очень мало. Каждая из них среди профессиональных коллекционеров и арт-дилеров на вес золота. Поэтому мы выражаем большую признательность Волдаевой Веронике Юрьевне за ее работу "Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века", в которой более чем 70-ти летняя деятельность фирмы получила свое достойное отражение. Эта заметка в ее исторической части целиком основывается на данном научном труде.



sazikov_winecistern.jpg

winecistern.jpg

Декоративный элемент - путти.
Ваза для вина.
Придворный фабрикант серебряных
изделий Сазиков.
Российская империя, Санкт-Петербург, с.1880.

История основания фирмы Сазиков. Основатели.

sazikov_samovar.jpg

Самовар в стиле неорококо.
Придворный фабрикант серебряных
изделий Сазиков.
Российская империя, Москва, 1839 год.

Открытие в 1845 году фабрики в Санкт-Петербурге и появление в 1846 году двух магазинов на Невском проспекте явились следствием многочисленных заказов, поступавших от Министерства Императорского двора и представителей столичной знати. В магазинах продавались предметы для людей с разным достатком, можно было встретить в них и изделия высочайшего художественного уровня, некоторые из которых, как отмечает автор, выполнялись для императорских и великокняжеских дворцов или для показа на всероссийских и международных выставках.

sazikov_tankard.jpg

Кружка в стиле историзм.
Придворный фабрикант серебряных
изделий Сазиков.
Российская империя, Москва, 1873 год.

Волдаева В.Ю. отмечает, что исследование сохранившихся изделий фирмы, имеющих высокий уровень исполнения, позволяет сделать вывод, что её художники и золото-серебряники являлись авторами оригинальных решений многих произведений. Это имеет уникальную художественную ценность, даёт возможность утверждать, что в Москве и Петербурге существовала ни одно десятилетие самостоятельная творческая школа этой фирмы.

В диссертации проведена огромная работа по систематизации имеющихся клейм, все они сведены в единую таблицу-схему, которая, мы уверены, будет полезна как коллекционерам, так и всем интересующимся историей отечественного ювелирного искусства.

Московские клейма фирмы Сазиков с 1796 по 1846 годы

22785_original.jpg

Клейма фирмы Сазиков в Москве и Санкт-Петербурге с 1847 по 1868 годы

23081_original.jpg

Клейма фирмы Сазиков в Москве и Санкт-Петербурге с 1869 по 1880-e годы

23409_original.jpg

Хотя клейма и представлены в схематичном виде, тем не менее, они дают достаточно полное представление о системе клеймения изделий фирмы "Сазиковъ" в тот или иной период. Ответим, что в схеме не представлены клейма пробирной палаты. Ознакомиться с ними можно в книге "Указатель русских клейм на изделиях из драгоценных металлов ХVII-ХХ вв." под редакцией Марины Михайловны Постниковой-Лосевой.


Все начиналось с привычных мотивов - завитков, путти, цветов.

Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.

И… всего лишь за несколько лет из бывшего крестьянина Павел Сазиков превратился в купца второй гильдии – его предприятие приносило ощутимый доход. Его сын, Игнатий, неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в поисках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Ни одна инженерная новинка не ускользнула от его внимания, а увиденное он стремился незамедлительно использовать на практике. Оснащенность мануфактуры и сейчас кажется чем-то в духе фантастических романов в стиле стимпанк, а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, разнообразные формы и приспособления для литья…

Изделие мануфактуры Сазикова.

Одними из первых в России Сазиковы внедрили разделение труда, что позволило невероятно увеличить производительность. Каждый мастер отвечал за конкретную часть процесса, в которой стремился достичь исполнительского совершенства – будь то литье, чеканка или шлифовка. Так Сазиковы начали выпускать не просто много изделий – вся продукция потрясающего качества и красоты. К тому же Сазиковы решили открыть при своем предприятии школу, где обучалось одновременно до восьмидесяти мастеров.

Технологии мануфактуры Сазикова позволяли создавать изысканные и высококачественные изделия.

Сазиковы производили и церковную утварь.

Игнатий Сазиков был из тех людей, кто никогда не довольствуется тем, что имеет. Одного из своих сыновей, выказывавшего наибольший талант и интерес к ювелирному делу, он отправил в Париж – учиться рисованию и постигать тайны ремесла. В эти же годы фабрика начала производить декоративную серебряную скульптуру, посвященную важным вехам российской истории. И Павел Игнатьевич – юношу назвали в честь деда – преуспел в этом жанре.

Серебряная модель пушки с гравировкой и чеканкой.

Серебряные изделия с сюжетными композициями.

Кофейник с белочкой словно напоминает о сказках Пушкина.

Изделия фабрики Сазиковых с включением скульптурных композиций.

Сервиз с русским и византийским орнаментом.

Всадник на коне.


Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.

Изделие мануфактуры Сазикова.

Его сын, Игнатий, неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в поисках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Ни одна инженерная новинка не ускользнула от его внимания, а увиденное он стремился незамедлительно использовать на практике. Оснащенность мануфактуры и сейчас кажется чем-то в духе фантастических романов в стиле стимпанк, а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, разнообразные формы и приспособления для литья… Изделие мануфактуры Сазикова.

Родоначальник фирмы Сазиковых, Павел Фёдорович Сазиков (?– 1830-е), искусный гравер и 3-й гильдии купец, основал в Москве в 1793 году мастерскую по производству серебряных изделий. Постепенно расширяясь, с 1810 года она стала именоваться фабрикой. На ней производилась серебряная посуда и церковная утварь, а поскольку финансовый оборот её достиг 100 тысяч рублей, то владелец переписался в первую гильдию.[861]

После смерти отца Игнатий Павлович продолжал дело в Москве.


Фабрика Сазиковых. Блюдо для трюфелей в виде двух сложенных салфеток. 1849 г. ГЭ

Выставка российских мануфактурных изделий в Петербурге в 1839 году принесла Игнатию Павловичу Сазикову золотую медаль с портретом императора для ношения на Владимирской ленте за представленную чайную и кофейную посуду.[865] Однако следовало расширять производство, и в 1842 году в столице появился филиал московской фабрики И.П. Сазикова в доме Стакельберга (Штакельберга) в Чернышёвом переулке, а магазин фирмы вначале разместился на престижном месте в доме Энгельгардта на Невском проспекте (практически напротив Казанского собора), с 1853 года переехал ближе к Литейному (на Невский, 60), а затем оказался на Большой Морской, в доме № 29,[866] впоследствии полностью выкупленном у предыдущих владельцев.[867]


Фабрика Сазиковых. Подсвечники парные в виде фигурок Амура и Психеи. 1850–1860-е гг. ГЭ

После безвременной кончины Павла Игнатьевича и смерти Игнатия Павловича семейное дело продолжал в Москве Сергей Игнатьевич, а в Петербурге – Валентин Игнатьевич (1830–1882). Оба получили в 1870-е годы звание мануфактур-советников, а Валентин Игнатьевич ещё удостоился, как и отец, стать потомственным почётным гражданином.[888] Фирма Сазикова существовала до конца XIX века, выпуская не только скульптуру, но и высококачественную серебряную утварь, умело используя разнообразные ювелирные техники: литьё, чеканку, гравировку, чернь и возрождающую древнерусские традиции перегородчатую эмаль по скани. В эмалевых работах основными мотивами были цветочные гирлянды, лавровые венки и всевозможные рокайли.[889]

После смерти Сергея Игнатьевича унаследованный им от отца магазин в Москве в 1879 году закрылся.[890]

По поручению Петербургской городской думы Павел Валентинович Сазиков исполнил по рисунку архитектора Л.Н. Бенуа амарантовую шкатулку в серебряной оправе, ставшую своеобразным футляром для акварелей с видами Петербурга, отражающими изменения в облике Северной Пальмиры за 25-летнее правление императора Александра II со дня восшествия на престол. Памятную вещь торжественно вручили августейшему виновнику торжества в день юбилея, 19 февраля 1880 года.[891]

Читайте также: