Сатира в мертвых душах кратко

Обновлено: 02.07.2024

В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем-нибудь. Но ни одно начатое дело он не доводит до конца, так как все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Лихач и кутила, он без-

застенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. У него нет никаких моральных принципов. В любое общество Ноздрёв вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал.

Показывая агонию человеческой души, тор-жество сил зла, Гоголь не теряет надежды на воскрешение России. Он верит в потенциальные силы и возможности русского народа. Категория движения — это положительный философский идеал писателя. Движение свойственно Чичикову и Плюшкину, хотя для последнего движение является деградацией. Не статичный, а развивающийся характер имеет шанс на возрождение. Движение и вера — средства к спасению и воскрешению России. Именно благодаря этим категориям рождается символический образ птицы-тройки:

В своей "Авторской исповеди" Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать "Мертвые души" его натолкнул А. С. Пушкин. "он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". Гоголь хочет сказать в своей книге "горькую правду", вывести из забвения, в котором "спит ум". Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.
В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это "не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества".
Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в "Мертвых душах",наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.
С большой художественной выразительностью в "портретных" главах дана картина морального упадка помещичьего класса.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - нарождение крепостнического строя.
Кто же стоит первым в галерее этих героев?
Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по 'ближайшим поместьям с целью приобретения "мертвых душ".
Манилов - ". человек видный: черты лица. не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность "бескорыстного философа", изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою "говорящую" - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, "обтянутые просто рогожей", "щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями" стоял на столе, а рядом с ними помещался "какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале". Не мудрено, что у такого хозяина "довольно пусто в кладовой", приказчик и ключница - воры, слуги - "нечистоплотны и пьяницы", а "вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время".
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами", вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его "труда", как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками". Таков образ "рыцаря пустоты", вызывающий грустную улыбку.
Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё "хорошая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она "знала почти наизусть". Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится "продешевить" при продаже Все "новое и небывалое" пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые "уже никуда не нужны". "Дубинноголовая" Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц. Иной тип представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него "неугомонная юркость и бойкость характера". Он буян, кутила, враль, "рыцарь кутежа". Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать "куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите". Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Собакевич - "чертов кулак", такое определение дает Чичикова. Собакевич - это воплощение прочной силы, он "человек здоровый и крепкий", которого природа "рубила со всего плеча", а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески "рекламируя" Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о Собакевиче.
Замыкает галерею помещиков Плюшкин - "прореха на человечестве".
Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда "всё текло живо" и когда он обратился в " прореху на человечестве". Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что "омертвение" души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в "Скупом рыцаре". Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости".
Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей.
Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям.



В своей "Авторской исповеди" Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать "Мертвые души" его натолкнул А. С. Пушкин. "он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров". Гоголь хочет сказать в своей книге "горькую правду", вывести из забвения, в котором "спит ум". Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.
В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это "не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества".
Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в "Мертвых душах",наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.
С большой художественной выразительностью в "портретных" главах дана картина морального упадка помещичьего класса.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - нарождение крепостнического строя.
Кто же стоит первым в галерее этих героев?
Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по 'ближайшим поместьям с целью приобретения "мертвых душ".
Манилов - ". человек видный: черты лица. не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность "бескорыстного философа", изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою "говорящую" - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, "обтянутые просто рогожей", "щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями" стоял на столе, а рядом с ними помещался "какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале". Не мудрено, что у такого хозяина "довольно пусто в кладовой", приказчик и ключница - воры, слуги - "нечистоплотны и пьяницы", а "вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время".
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами", вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка", приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его "труда", как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками". Таков образ "рыцаря пустоты", вызывающий грустную улыбку.
Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё "хорошая деревенька", двор полон всякой птицы, имеются "просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем", есть "яблони и другие фруктовые деревья". Имена крестьян своих она "знала почти наизусть". Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится "продешевить" при продаже Все "новое и небывалое" пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые "уже никуда не нужны". "Дубинноголовая" Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц. Иной тип представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него "неугомонная юркость и бойкость характера". Он буян, кутила, враль, "рыцарь кутежа". Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать "куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите". Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Собакевич - "чертов кулак", такое определение дает Чичикова. Собакевич - это воплощение прочной силы, он "человек здоровый и крепкий", которого природа "рубила со всего плеча", а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески "рекламируя" Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о Собакевиче.
Замыкает галерею помещиков Плюшкин - "прореха на человечестве".
Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда "всё текло живо" и когда он обратился в " прореху на человечестве". Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что "омертвение" души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в "Скупом рыцаре". Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости".
Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей.
Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям.

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Мертвые души Гоголь

образ манилова Мертвые души Гоголь

Одним из первых образов, высмеянных Гоголем, является Манилов. В принципе, человек он был неплохой — вежливый, добрый, обходительный, однако все эти качества у него трансформированы в нечто гротескное. Несмотря на свой высокий потенциал, Манилов за всю жизнь никому не принёс пользы. Всё его существование было наполнено пустяками и бессмыслицей.

Более подробно про образ Манилова читайте ЗДЕСЬ.

Образ Коробочки Гоголь Мертвые души

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

ноздрев мертвые души

Собакевич помещик

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Плюшкин Мертвые души Гоголь

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Читайте также: