Аспекты противоречий в ментальности казачества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Share this:

Понравилось это:

Сакральное пространство в ментальности донских казаков. : 4 комментария

Духовная жизнь старых казаков была очень далека от христианских идеалов.Казачий Круг проходил на майдане и обязательно под старым дубом. Дуб, как символ древнего славяно-арийского Бога-война Перуна, во всех делах был рядом с казаками и благословлял их на битвы. Казачьи предки-деды всегда были рядом с молодыми и почитались как хранители казаков и казачьего братства. Любой казак попав в беду знал, что его не бросят, с ним всегда рядом его предки и они не оставят его в беде. Ночью, звёзды на небе воспринимальсь казаком как глаза его дедов и прадедов, которые видят его и всегда помогут. Приходящих на Дон попов казаки топили или отправляли туда откуда пришли. Отправляясь в военный поход или дальний путь казак брал с собой горсть родной земли взятой из под родимого крыльца по которому ходили его деды. Таким образом считалось что родная Мать-Сыра Земля весь его казачий род будет всегда рядом с ним и они не дадут пропасть казаку. Казаки всегда были народом-войном и потому старые казаки свято верили в покровительство родный стихий и силу казачьего Рода, построенного на нерушимом казачьем братстве. Несокрушимая Вера, Совесть, Любовь и Воля делала казаков непобедимыми войнами, жившими в гармонии с родными степями и древними курганами. Свою святыню -Дон, казаки называли не иначе как наш Батюшка Тихий Дон Иванович.

15:00 04.02.2010
Некоторые особенности ментальности казаков
По образному выражению И.В. Герасимова: "Мода на термин "менталитет" во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы" (1) . Однако данный термин прочно укрепился не только в научном обороте, но и в живой речи и, скорее всего, не столько по причине моды, сколько потому, что в русском языке нет понятия, полностью адекватного ему.

В данной статье термин "ментальность" используется как понятие, производное от другого ныне модного термина "менталитет". По мнению ряда исследователей, менталитет - то же, что и традиционное сознание, то есть - система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Таким образом, ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира (2).

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.


В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.

казаки с кинжалами

Появление казачества

Уже в этих первых источниках показывается двойственность казачества. Под этим термином понимали и вольные народы, жившие на окраинах территории России, и служилых людей, входивших в пограничные войска или городскую стражу.

Расселение казаков

Южные окраины России осваивали, как правило, беглые крестьяне и люди, искавшие лучшей доли. Попадались среди них и те, кто не был дружен с законом. Присоединялся к ним и прочий люд, которому не сиделось на месте.

Казаки образовывали дружины, ставив во главе своих войск выбранных атаманов. Они сражались то на стороне своих соседей, то против них. Таким образом и была сформирована Запорожская Сечь. В 1860 г. казаки начали переселяться на Кубань. В тот же период сформировалось и Всевеликое Войско Донское.

Несколько позже русские цари начали наводить на этих территориях порядок. Причиной тому стало участие казаков в восстаниях русского народа. Петром I этот край был включен в Российскую империю. Своим указом царь повелел его жителям служить в армии. Таким образом и появились казаки как род войск.

История казачества

Русь, а после и Российская империя, всегда стремились расширить свои границы. Порой это делалось ради охотничьих угодий. Иногда причиной тому становились земли. Порой расширение границ было необходимостью самозащиты (например, как в случае с Кавказом и с Крымом). Но как бы там ни было, в частях отборных войск непременно присутствовали казаки. Они же впоследствии и селились на завоеванных землях. Казаки возделывали поля и строили станицы. Одновременно с этим они защищали территории от соседей, недовольных таким присоединением России или просто не желавших мирно сосуществовать с нею.

групповое фото казаков

С местными жителями завоеванных земель казаки жили в мире. Порой они даже перенимали у них некоторые традиции и обычаи. Заимствовались, в частности, кухня и музыка, язык и одежда. Все это привело к тому, что обычаи и традиции казаков различных регионов России стали серьезно отличаться друг от друга. Представители этого социума в настоящее время носят разную одежду. Отличаются также их говор и песни. Самым ярким примером тому служат традиции и обычаи кубанских казаков. Они достаточно быстро переняли некоторые элементы одежды у горцев. Среди них папаха, черкеска и бурка. Таким образом, традиции и обычаи кубанских казаков приобрели черты народов Кавказа. Это послужило причиной возникновения уникального культурного явления. В песнях и музыке кубанских казаков стали слышны кавказские мотивы. Примеров тому множество. Так, весьма схожа с горской казачья лезгинка.

В конце 17 в. бравые воины постепенно стали трансформироваться в элиту русской армии. Завершился этот процесс в 19 в. Однако система, выстраивавшаяся годами, рухнула после Октябрьской революции. Одни казаки присоединились к движению белогвардейцев. Другие же приняли власть большевиков.

изучение истории казачества

Сегодня казаки проживают во многих регионах нашей страны. Они объединены в различные сообщества и принимают активное участие в жизни государства. В местах компактного проживания представителей этого социума дети могут изучить обычаи и традиции казаков. Фото и видеоматериалы позволяют молодежи напомнить о том, что их предки отдавали свои жизни, вставая на защиту Отечества.

Менталитет

Казаки всегда считались народом своенравным, воинственным и гордым (порой излишне). Именно поэтому у них постоянно не прекращались трения с соседями, а также с земляками, не относившимися к их сословию. Однако подобные качества весьма хороши для боя. Именно поэтому воинственность и гордость приветствовались внутри общин. Достаточно сильным был характер и у женщин. Ведь на них держалось все хозяйство, когда мужчины уходили воевать.

Стоит отметить, что человек не может причислять себя к этому сообществу, если он не знает и не придерживается обычаев и традиций казаков.

казаки пишут письмо турецкому хану

Характер казака всегда отличался двойственностью. Порой этот человек забавный, шутливый и веселый. А иногда – необычайно молчаливый, грустный и неприступный. Объяснение этому весьма простое. С одной стороны, эти люди, которые постоянно смотрели в глаза смерти, не пропускали даже малейшую радость, выпавшую на их долю. С другой – в душе они всегда были поэтами и философами. Казаки часто предавались размышлениям. Это были мысли о суете сущего, о вечном, а также о неизбежности окончания жизненного пути.

Основа формирования морально-нравственных устоев этих обществ – 10 заповедей Христовых. Взрослые всегда приучали детей к их соблюдению. Также всегда в этой среде строго придерживались народных обычаев и традиций казаков. Их в каждой семье считали жизненной и бытовой необходимостью. Нарушение или несоблюдение любого обычая и традиции всегда осуждалось всеми живущими в поселке, станице или на хуторе.

Подобных правил и устоев довольно много. Причем постепенно в их перечне происходили некоторые изменения. Так, некоторые обычаи и традиции приходили на смену исчезнувшим. Время фильтровало их и оставляло лишь те, которые наиболее полно отражали культурные особенности этого социума.

Кратко традиции и обычаи казаков можно сформулировать следующим образом:

  • Уважительное отношение к старшему поколению.
  • Почитание гостей.
  • Уважение к женщине (жене, сестре, матери).

Эти описанные кратко традиции и обычаи казаков служат для них своеобразными домашними законами. Познакомимся с некоторыми из этих догм подробнее.

Отношения с родителями

Почитание старшего поколения всегда было для казаков не только обычаем, но и внутренней потребностью. Проявлялась она в заботе сына или дочери о своих родителях, а также о крестной и крестном. Тем временем, когда этот долг был полностью исполнен, считались поминки, справлявшиеся на сороковой день после ухода близких людей в иной мир.

В задачу крестной матери входила помощь родителям по подготовке девочки-казачки к замужней жизни. Она приучала ее к труду, бережливости, рукоделию и к домашнему хозяйству.

Главной обязанностью крестного отца являлась подготовка маленького казака к службе. При этом спрос с него был больше, чем с родного отца.

Обычаи, традиции и нравы казаков таковы, что авторитет матери и отца для молодых людей считался непререкаем. Они настолько почитали своих родителей, что без их благословения не принимали решений по самым важным делам и не начинали никакой работы. Этот обычай сохранился и до наших дней.

Большим грехом считалось непочитание родителей. Без их согласия не принимались решения о создании семьи. А при изучении традиций и обычаев уральских казаков выявляется тот факт, что родители, как правило, сами выбирали невесту для своего сына. Причем расставались супруги очень редко. В казачьей среде разводы были не приняты.

Старшинство, которое являлось естественной необходимостью повседневной жизни, прочно скрепляло родственные и семейные узы, помогая молодежи в формировании характера.

Отношения со старшими

В традициях, обычаях и культуре казаков всегда прослеживалось уважение к прожитым годам. Молодежь всегда почитала старших по возрасту. Она отдавала дань уважения людям, которые перенесли множество невзгод и уже не способны постоять за себя из-за наступившей немощи. Младшие при этом всегда проявляли сдержанность по отношению к людям старшего возраста. Они заботились о стариках и всегда готовы были оказать им помощь. Помимо этого, обычаи казаков требовали соблюдения определенных норм этикета. Так, при появлении человека почтенного возраста все вставали. Тот, кто был в форме, прикладывал руку к козырьку головного убора. Молодежь без формы снимала шапки и кланялась.

В присутствии человека, который старше, не разрешалось курить и сидеть. Нельзя было также и разговаривать (без его разрешения), а уж непристойно выражаться – тем более.

Отношение к гостям

Человек, зашедший на огонек, считался у казаков божьим посланцем. При этом самый желанный и дорогой гость – это незнакомец, который проделал долгий путь из дальних мест и нуждается в приюте, опеке и отдыхе.

Казаки презрительно относились к тому, кто не оказывал должного уважения к страннику. Вне зависимости от того, сколько лет гостю, ему непременно было отведено самое лучшее место на отдыхе и за трапезой. Считалось, что неприлично в течение трех суток спрашивать у этого человека о цели его прибытия. Даже старики уступали свое место молодому, если это был гость.

Согласно обычаям казаков, они никогда не брали с собой еды, если ехали по делам. Ведь в любом поселке, станице или на хуторе у них обязательно были близкие или дальние родственники, кумовья, сваты или просто сослуживцы, которые непременно встречали, кормили и давали ночлег. Именно поэтому не в традициях казаков было останавливаться на постоялом дворе. Исключение составлял только приезд в город для посещения ярмарок. Кстати, подобный обычай сохранился до сих пор, а казачье гостеприимство не претерпело особых изменений.

В традициях представителей этого социума всегда была и необыкновенная честность. Считалось даже, что любой может оставить деньги прямо на улице, не опасаясь того, что они будут похищены.

Казак и женщина

скульптура казак и женщина

Какой бы характер ни имела женщина, относиться к ней следовало уважительно. Ведь она является будущим народа. Обычаи казаков не допускали присутствия женщины на сборах даже для того, чтобы решить личные вопросы. За нее ходатайствовал атаман, крестный, старший брат или отец.

У казаков женщины пользовались таким уважением и почитанием, что наделять их правами мужчины даже не было необходимости.

Великим позором для представительниц слабого пола считалось появление на людях с непокрытой головой. Не разрешалось казачкам стричь волосы или носить одежду мужского типа. На людях муж и жена проявляли сдержанность с некоторыми элементами отчужденности.

Поведение в быту

Еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча.

казаки пляшут

Среди казачьих обычаев были и другие особенности быта. Все они порождены имеющимися условиями жизни. Например, казак никогда не появлялся на улице под руку со своей женой. И это также можно было объяснить заботой о женщине. Ведь в боях казаки несли потери, которые порой были значительные. И представить себе, что мужчина будет идти по улице в обнимку с женой, а навстречу им попадется молодая казачка, потерявшая своего супруга, просто невозможно. Что будет твориться у вдовы на душе? По той же причине казак никогда не появлялся на улице с ребенком на руках.

На протяжении длительного периода в обычаях бравых воинов присутствовали мужские беседы. Они представляли собой гулянья без женщин. Так же и казачки собирались без мужчин. Когда они отмечали что-либо вместе (свадьбы, именины или крестины), то садились по разную сторону стола. Это нужно было для того, чтобы выпивший казак не проявил вольностей к чужой жене, а другие при этом не пустили в ход оружие.

Перед тем как в дом невесты шли сваты, жених бросал в ее двор свою палку. Такой обычай был у терских казаков и отчасти у кубанских.

У тех общин, которые жили на Урале, родители невесты не готовили приданое. Отец жениха платил перед свадьбой так называемую кладку.

В обычаях казаков было участие в свадебных церемониях только женатых мужчин и замужних женщин. Отдельные вечеринки проводились для молодежи в доме жениха и в доме невесты. Причем неженатые казаки и незамужние казачки собирались до проведения свадьбы. Подобный обычай указывал на заботу о нравственных устоях молодежи.

Весьма востребованным у казаков был и культ гостинцев и подарков. Без них ни один мужчина не возвращался из долгих походов. Никогда не ходили казаки без подарка и в гости.

Казачий конь

В обычаях уральских воинов было не принято отправляться на войну на кобылице. Терские же казаки, когда выезжали из дома, садились на коня, которого седлала и подводила мать, сестра или жена. Эти женщины потом и встречали мужчину. После расседлывали коня и следили за тем, чтобы животное остыло, до того как его отправят к кормушке и к пойлу.

Обычаи кубанских казаков были несколько иными. Коня для воина приводила жена, которая при этом держала повод в подоле платья. Она передавала повод мужу, и только после этого он обнимал и целовал свою супругу, детей, а порой и внучат. Далее казак садился в седло и, сняв папаху, крестился. Он привставал на стремена, чтобы еще раз взглянуть на уютную и чистую белую хату, на вишневый сад и палисадник с цветами. После этого воин надевал папаху и ехал к месту сбора.

казаки на конях возле хаты

Культ коня был и в традициях донских казаков. Обычаи и нравы, которые сложились в этих общинах, легли в основу некоторых примет и поверий. Так, казак еще до службы уже определял ее исход по своему коню. Если животное мочилось, то считалось, что быть беде. Воин либо будет ранен, либо попадет в плен. Испражнение лошади считалось добрым знаком. Он говорил о том, что казак вернется домой цел и невредим.

В традициях и обычаях донских казаков есть много интересного. Например, главным страхом для воина считалось уронить шапку в тот момент, когда он выходит из дома. Подобный знак говорил о том, что казак будет убит.

Существовали у донских казаков традиции и обычаи, позволяющие им проверить, какой конь принесет им удачу в походе. Для этого необходимо было выполнить особый ритуал. С приходом весны, завидев первую ласточку, казаку нужно было закрыть глаза и перевернуться через левую сторону. После этого следовало взглянуть под каблук левого сапога. На земле должен был находиться волос в масть того коня, которого необходимо выбрать для похода.

Когда казака провожали в последний путь, то за его гробом сразу шел боевой конь, накрытый черным чепраком. К седлу животного было приторочено боевое оружие хозяина. И только после коня шли близкие погибшего.

У донских казаков с древних времен имеется обычай: отправляясь в поход, брать с собой немного родной земли. Причем набирать ее нужно только из определенных мест: либо возле церкви, либо на могиле родителей, либо во дворе своего дома. Земля перед походом зашивалась в мешочек, который казак вешал на грудь возле нательного креста. Также эти казаки, отправляясь на войну, непременно прощались с Доном. При этом они, по традиции, шутили. Однако подобные действия нельзя отнести к легкомысленным поступкам. За шутками казаков скрывались глубокие чувства.

КАЗАКИ НОВОЧЕРКАССКА |Официальная группа|

КАЗАКИ НОВОЧЕРКАССКА |Официальная группа|

КАЗАКИ НОВОЧЕРКАССКА |Официальная группа| запись закреплена

КАЗАКИ, КАКИЕ МЫ? ОСНОВЫ КАЗАЧЬЕГО МЕНТАЛИТЕТА.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Казаки - народ самодостаточный, с подозрением или недоверчивостью относящийся к окружающим их народам. Как правило, относящиеся к другим народам с чувством скрытого превосходства. Считают другие народы в той или иной мере неполноценными. Характерно деление окружающего мира на две категории: СВОИ и ЧУЖИЕ.

Основная характеристика – свободолюбие, возведенное в ранг витальной национальной идеи. Основа психологического комфорта - свобода личного выбора всегда и во всем. Не склонны к рабскому подчинению, но способны быть исполнительными при реализации воли признанного ими лидера.

В личном общении вспыльчивы, неуживчивы, злопамятны, горды, при этом склонны не к групповой, а к индивидуальной дружбе. В критических ситуациях способны к вспышкам ярости, но в своем кругу могут быть прямодушны, открыты, до той поры пока не почувствуют угрозу своей чести. Щепетильны в вопросах личного достоинства. Обиды же могут храниться и культивироваться годами.

Казаки - народ, склонный к постоянному самосовершенствованию и, как правило - добиваются стабильных успехов в начатых предприятиях. Казаки не тяготеют к видам деятельности требующих тяжелого изнурительного труда, без приложения интеллектуальных усилий, но будучи на службе или заняты в деле требующем хитрости и изворотливости, нестандартного мышления - добиваются значительных успехов.

В каждом этническом казачьем роду культивируется здоровый образ жизни, физическая и духовная сила, личная храбрость, способность постоять за себя и за своих близких в любой ситуации, здоровый индивидуализм и межродовая конкуренция, верность эзотеричесим традициям.

Личное мнение казака, идеология его рода - для казака выше законов страны. На высоте эмоционального подъема или в условиях застольного общения - хвастливы, любят бахвалиться заслугами личными или родовыми. В быту казаки склонны к простоте, легко переносят отсутствие комфорта, могут жить в роскоши и с такой же легкостью переносить тяготы и лишения, без стенаний и раздражительности.

Приветствуется личное обогащение любыми путями. Рачительные хозяева, не склонные к бездумному расточительству и, тем более - к мотовству. В ведении хозяйства свойственна экономность, доходящая до степени крайней. Тем не менее, "на людях", казаки предпочитают показываться либо в дорогой одежде, либо просто нарядными, оставляя простую одежду - "на каждый день". Любят богато, с драгоценными украшениями, одевать своих женщин - жен, дочерей.

Казаки предпочитают индивидуальную жизнь в противопоставлении "коммунальному раю", даже если такая жизнь намного сложнее. Казак предпочитает не работать по найму или же пытается занять самые верхние позиции в иерархии той организации, где он работает. Казак всегда умеет "поставить", себя в коллективе, какую бы должность он не занимал. Хитрость, ловкость, возможность по мере сил не преодолевать, а обходить преграды, все это приветствуется в казаке.

В семье казак, несомненно - глава, хотя, осознавая то, что казачка несет на своих плечах огромный груз семейных забот, допускает обсуждение с женой семейных проблем. Однако, право выбора решения принадлежит казаку. Не склонны к помощи женщинам в ведении домашнего хозяйства и домашней работе, считают это - оскорбляющим достоинство казака.

(фото, самое первое, которое попалось по запросу "современная казачья семья")

Читайте также: