Массовое общество это в истории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XX в. сложилась теория массового общества. Вклад в ее разработку внесли Г. Лебон, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм.

По составу массы могут быть: однородными (включать представителей одного социального слоя) и неоднородными (состоят из представителей различных социальных слоев, классов).
По типу социальной организации массы бывают: упорядоченными (организованные массы, объединенные общим интересом (политические партии, социальные классы, общественные объединения)); неупорядоченными; спонтанно возникающими (массы-толпы, неорганизованные массы).

Широкие народные массы играют большую роль в истории, это движущая сила исторического процесса. Примеры: избиратели (или электорат), участники антивоенных митингов и демонстраций; участники экологического движения.

Примеры массовых действий: революции, восстания, митинги, шествия, антивоенные марши. Массы имеют большой социально- преобразовательный потенциал, могут выступать за демократизацию политической жизни, освобождение от национального угнетения. Например, подъем крестьянского движения в Беларуси 1863 г. затронул другие слои населения - офицеров, ремесленников. Восставшие выдвигали требования отмены феодальных повинностей, передачи земли в частную собственность, требования всеобщего равноправия.

Вместе со становлением индустриального капиталистического строя возникает массовое общество. Во-первых, его появление связано с количественным ростом масс: в 1000 году население Земли составляло около 300 млн человек, в 1900 году - 1 млрд 656 млн человек, в 2000 г. - 6 млрд человек. Очевидна тенденция существенного роста населения Земли.

Во-вторых, возросло число сфер массовой деятельности: промышленное производство, социально-политическая сфера, образование, здравоохранение, СМИ, культура, спорт и т.д. Изменился характер массовых действий - они становятся организованными.

Возросло и число форм организации массы: кроме семьи и класса, появляются партии, нации, межгосударственные организации.

В-третьих, массовизация общества как включение масс в активную жизнедеятельность. Массовизация началась с индустриализации (в Западной Европе она шла уже в XVIII в., когда произошел промышленный переворот). Индустриализация привела к массовому производству и стандартизации - выпуску одинаковой, однотипной продукции и ее массовому потреблению.

В-четвертых, возникает массовая культура, которая имеет коммерческий характер. Массовая культура тиражирует стандартные продукты: диски, видеозаписи, слайды, репродукции картин. Особое влияние на массовизацию оказали СМИ. С одной стороны они обеспечили миллионам людей доступ к информации, с другой - есть возможности манипулирования общественным мнением.

Часто массу отличают от элиты. Элита (от франц. elite - лучший, избранный) - социальная группа, составляющая меньшинство и занимающая высшие позиций в политической, экономической и социальной жизни.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Трудящееся большинство населения в разные исторические эпохи становилось объектом идейной и политической борьбы, как масса, на которую возлагалась особая роль – носителя социального прогресса. В XX в. в науке сложились два взгляда на то, что такое масса, – социологический и социально-психологический.

Сегодня основным противоречием западной цивилизации становится противоречие между массовым и гражданским обществом, основными атрибутами которого являются свобода, демократия, равенство.

Игра, по Хейзинги, концентрирует, стягивает в одно целое силы общества. Организация и проведение выборов политических лидеров и депутатов парламента, борьба за голоса избирателей в ходе выборной кампании, изобретательность в этой борьбе конкурирующих сторон, разнообразие форм развития социальной и экономической активности масс – разве это не феномен игры, столь присущей массовому обществу и столь захватывающей для человека массы? Одной из слабостей социально-политической системы в Советском Союзе была неразвитость игрового начала в социально-политической жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6.4.3. Общество

9.6.3. Гражданское общество

Масса параллельных культур

Массовое общество (НФЭ, 2010)

Общество массовое (Осипов, 2014)

Массовое общество (Лопухов, 2013)

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, употребляемое чаще всего на Западе для обозначения ряда специфических черт современного индустриально-информационного, урбанизированного общества с господствующим рационально-прагматическим менталитетом. К основным характерным признакам массового общества, во многих случаях наблюдаемым реально, относятся: стандартизация потребностей в материальных и культурных благах; функционализация деятельности человека; усиление конформистского, некритического отношения к действительности; постепенное ослабление значения малых первичных социальных групп; обюрокрачивание вторичных и больших социальных групп и возрастание роли бюрократии; усиление социально-духовной энтропии (равнодушия, эгоизма, отчужденности массового человека от подлинных культурных ценностей и т. д.).

С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.

  • Характерные черты общества потребления
  • Теория Жана Бодрийяра
  • Аргументы в защиту общества потребления
  • Негативное влияние на личность человека
  • Ситуация в России
  • Как жить в обществе потребления – советы

Характерные черты общества потребления

общество массового потребления

К основным чертам социума потребителей относятся:

Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.

Теория Жана Бодрийяра

жан бодрийяр общество потребления

  1. Представляет собой самообман. В таком социуме нет ничего настоящего . Воздействию потребительства подвержены не только предметы, но и человеческие отношения, культура, религия, любовь к Отечеству. Феномены, попавшие под влияние, приобретают черты потребляемой вещи – служат отличительными знаками престижа и занимаемого ранга в социальной лестнице.
  2. Социум превращает личность в биосущество для переработки продуктов и возрастающих услуг.
  3. Наблюдается преобладание массовой культуры. Она вытесняет традиционные ценности как влияние модных тенденций на спрос на устаревшие вещи. На смену индивидуальности приходит ритуальность – знаки, маски, внешний вид без внутреннего стержня, содержания. Все является лишь пустой оболочкой.
  4. Введение культа тела. Тело становится упрощенным подобием души. Реклама призывает работать над красотой тела, создавать внешний вид, красивую оболочку.

Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.

Аргументы в защиту общества потребления

человек в обществе потребления

Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:

Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.

Негативное влияние на личность человека

общество потребления ценности

Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.

Возвращение к животным инстинктам

В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.

Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.

Инфантилизация населения

Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.

Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.

Изменение отношения к труду

Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.

Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.

жизнь в обществе потребления

Зависимость от благ и кредитов

В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.

Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.

В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

современное общество потребления

Как жить в обществе потребления – советы

В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:

  • важно понимать, что населением в обществе управляют. Для освобождения от постороннего влияния следует стать неудобным рабом – четко осознавать, что большая часть желаний результат внушения извне;
  • настороженно относиться к рекомендациям родственников, соседей, знакомых, друзей относительно какой-то покупки. Поскольку большая часть населения уже зависима от рекламных призывов. Советуя что –то своей знакомой, женщина выступает транслятором идей. То есть посредством родственника или приятеля реклама может добраться до любого;
  • осознанность своих действий и поступков. Почаще спрашивать у себя – а нужно ли это приобретение? Можно ли без него обойтись? ;
  • по возможности не брать кредиты – заранее обдумать, сколько придется поработать, чтобы выплатить долг банку;
  • развитие собственного ума посредством чтения книг поможет мыслить глубже.

Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.

Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.

Читайте также: