Санкционирование расходов это кратко и понятно

Обновлено: 25.06.2024

С наступление нового финансового года казенные учреждения должны не только правильно отразить в программе поступающие бюджетные назначения, но и корректно осуществить перерегистрацию обязательств прошлого периода на текущий.

Как проходит санкционирование

Санкционирование осуществляется следующим образом:

  • составляется и утверждается сводная бюджетная роспись;
  • утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей;
  • согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств;
  • проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Учет по санкционированию расходов ведется с отражением корреспонденций по статьям санкционирования на основании первичной документации, которая установлена финансовой структурой соответствующего бюджета.

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются следующими бухгалтерскими записями:

  • Д-т КРБ 50115000 К-т КРБ 50113000 – этой проводкой отражаются суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке или суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
  • Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50113000 – отражена детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
  • Д-т КРБ 50113000 К-т КРБ 50211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Вид бюджетных данных

Вид бюджетных данных

Расходное расписание

Проводки сформированы автоматически

Согласно п. 312 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, для корректного формирования отчетности показатели или остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй и следующие годы за текущим (очередным), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно.

Неисполненные обязательства прошлых лет, которые планируется исполнять в текущем году, следует перерегистрировать самостоятельно, т.е. ввести документы по принятию обязательств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.
- Санкционирование расходов федерального бюджета включает:
- утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
- принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;
- подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
- Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Для учета показателей, отраженных в плане финансово-хозяйственной деятельности, а также для учета принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) применяются счета санкционирования расходов группы 500. Данные, сформированные по ним, отражаются по итогам отчетного периода в отчетах об обязательствах учреждения (ф. 0503738 и 0503138). Рассмотрим основные моменты учета операций по счетам санкционирования расходов.

Плановые назначения по доходам, отраженным в ПФХД

Бюджетные и автономные учреждения ежегодно составляют план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), который утверждается:

на текущий финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете принимается на один финансовый год;

на текущий финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете принимается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока этого закона (решения).

В плане приводятся показатели по ожидаемым поступлениям и выплатам (см. п. 8 Требований № 81н, п. 9 Требований № 186н).

Обратите внимание! Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н, утрачивают силу с 1 января 2020 года).

Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, применяются при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной ПФХД на соответствующий финансовый год (п. 325 Инструкции № 157н).

Среди основных видов поступлений можно назвать:

а) субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

б) субсидии на иные цели;

в) субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;

г) гранты, в том числе в форме субсидии, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ;

д) иные доходы, которые учреждение планирует получить при оказании услуг, выполнении работ за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральным законом, – в рамках государственного (муниципального) задания;

е) доходы от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Поступления в разрезе каждого названного вида дохода отражаются в ПФХД и, соответственно, на счетах санкционирования расходов.

При указании в ПФХД планируемых сумм доходов предполагается, что на эту сумму в учреждение поступят денежные средства – финансовое обеспечение.

Пример 1.

В ПФХД бюджетного учреждения здравоохранения указаны следующие сведения (цифры условные).

Показатели по поступлениям учреждения на 2019 год

Наименование показателя

Всего, руб.

Объем финансового обеспечения, руб.

средства обязательного медицинского страхования

поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности

Поступления от доходов, всего

доходы от оказания услуг (выполнения работ)

доходы от оказания платных услуг (выполнения работ)

доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования

На суммы доходов (поступлений), утвержденных ПФХД на соответствующий финансовый год, на счетах бухгалтерского учета санкционирования расходов составляются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена сумма плановых поступлений в части:

– доходов от оказания платных услуг (выполнения работ)

– доходов от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования

На счетах санкционирования расходов плановые поступления, указанные в ПФХД, оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

В случае если объем планируемых поступлений не соответствует объему фактических, то вносятся изменения в ПФХД. Для этого составляется новый план (п. 19 Требований № 81н, п. 12 Требований № 186н). При этом на счетах бухгалтерского учета показатели по планируемым поступлениям корректируются либо:

дополнительной записью (когда планируемый показатель по доходам увеличился).

Пример 2.

Первоначально в ПФХД учреждения было сказано, что доходы от оказания платных услуг составят 5 000 000 руб. В ходе исполнения плана показатель по доходам от оказания платных услуг (выполнения работ) изменился и составил 5 450 000 руб. Учреждение составило новый план, в котором отразило эту сумму.

С целью привести показатели по доходам в соответствие данным, отраженным в новом ПФХД, на счетах учета делается следующая запись:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Скорректирована сумма плановых поступлений по доходам от оказания платных услуг (выполнения работ)

Отметим, что корректировка отраженных в ПФХД показателей по доходам оформляется бухгалтерской справкой (ф. 0504833) на основании нового плана.

Поступление денежных средств в исполнение сметных назначений ПФХД

При фактическом поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения (при исполнении отраженного в плане показателя по доходам) в учете делается запись (п. 206 Инструкции № 183н, п. 177 Инструкции № 174н):

Пример 3.

Учреждение здравоохранения заключило договор на оказание платных медицинских услуг в текущем году на сумму 25 000 руб. В рамках его исполнения данная сумма в установленные сроки поступила на лицевой счет учреждения.

На счетах санкционирования учета поступившие на лицевой счет учреждения доходы отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены суммы поступивших в учреждение доходов, утвержденные ПФХД на соответствующий год

Плановые назначения по расходам, отраженным в ПФХД

Как мы уже говорили, план составляется в соответствии с обоснованиями (расчетами) плановых показателей поступлений и выплат.

Изменение показателей сметных назначений по расходам (выплатам) учреждения, утвержденных в текущем финансовом году, оформляется аналогичной записью. При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается обратной корреспонденцией счетов.

Пример 4.

ПФХД учреждения на 2019 год в рамках приносящей доход деятельности были утверждены следующие выплаты (цифры условные).

представляет собой установление и доведение до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обязательств, предварительный контроль и учет по принятию бюджетными учреждениями обязательств с целью недопущения принятия ими обязательств, не обеспеченных назначениями, предусмотренными законом о бюджете, с учетом исполнения бюджета

составление и утверждение сводной бюджетной росписи;

утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

утверждение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

принятие бюджетных обязательств получателями бюджетных средств;

подтверждение и выверка исполнения обязательств.

Финансирование распорядителей и получателей бюджетных

средств производится в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в годовой с поквартальным распределением сводной бюджетной росписи с учетом внесенных в нее в течение года изменений. В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ сводная бюджетная роспись составляется органом, ответственным за составление проекта соответствующего бюджета, на основании бюджетных росписей, составленных главными распорядителями бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с кодами функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем соответствующего финансового органа (министром финансов РФ — по федеральному бюджету, министром финансов республики, входящей в состав РФ, — по республиканскому бюджету и т.д.) и направляется в казначейство.

Право бюджетного учреждения на использование бюджетных средств возникает только после утверждения его сметы доходов и расходов, которая представляет документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением на основании доведенного до него вышестоящим распорядителем бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях и представляется на его утверждение.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в утвержденную сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в ре-зультате:

введения режима сокращения расходов бюджета;

исполнения бюджета по доходам сверх сумм, утвержденных в законе (решении) о соответствующем бюджете;

перемещения ассигнований главным распорядителем бюджетных средств между получателями бюджетных средств.

Режим сокращения расходов бюджета (ст. 229, 230 БК РФ) связан с недополучением фактических доходов по сравнению с предусмотренными по бюджету и вводится по решению исполнительного или представительного органа власти в зависимости от степени недофинансирования расходов.

Перемещение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств (ст. 233 БК РФ) производится главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в объеме, не превышающем 5% доведенных до них бюджетных ассигнований.

Предельные размеры отклонений объемов бюджетных ассигнований с учетом внесенных в них изменений от утвержденных бюджетной росписью и законом о бюджете для распорядителей и получателей бюджетных средств не должны превышать соответственно 10% и 15% утвержденных бюджетных назначений. При внесении изменений в сводную бюджетную роспись вносятся соответствующие изменения и в бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, а также в сметы доходов и расходов подведомственных учреждений.

Введение казначейской системы исполнения бюджета привело к появлению новых процедур его исполнения, отсутствующих при банковской системе исполнения бюджета, в частности установления для бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств, принятия и подтверждения бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств являются основой для финансирования расходов и представляют предельный объем прав бюджетополучателя на принятие денежных обязательств.

Лимиты устанавливаются на основании показателей сводной бюджетной росписи с учетом прогноза поступлений доходов и источни-

ков финансирования дефицита бюджета. Они доводятся до главных распорядителей бюджетных средств органами федерального казначейства, которые, в свою очередь, доводят их до бюджето-получателей. Утвержденные лимиты представляются в соответствующий орган федерального казначейства для контроля за расходованием средств бюджета.

Принятие денежных обязательств за счет средств бюджета предусматривает заключение бюджетополучателем договоров с организациями, выполняющими для него работы (услуги), в пределах лимитов бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств представляет собой проверку органом федерального казначейства соответствия представленных платежных документов доведенным лимитам бюджетных обязательств и утвержденным сметам доходов и расходов. Такая проверка пред-шествует списанию денежных средств со счета бюджета, чем обеспечивается предварительный контроль за предполагаемым расходом бюджетных средств. Тем самым процедура санкционирования расходов исключает возможность принятия к финансированию расходов и платежей, не предусмотренных в утвержденном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Читайте также: