Санитарное дело в киевской руси кратко
Обновлено: 02.07.2024
Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.
Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.
В некоторых случаях русский народ опережал соседние страны по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке, т. е. значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX—X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.
В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.
Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.
Как было показано ранее, в Армении, Грузии и у народов Средней Азии медицинские сведения имели довольно широкое распространение уже при первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные сношения с Византией, Правом, Арменией. Грузией и Средней Азией способствовали распространению в Киевской Руси медицинских знаний.
Врачи приезжали в Киев из Сирии, например, врач князя Николая Черниговского (очень опытный врач). Приезжали также врачи из Армении.
Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.
Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.
Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.
В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действительности в духе стихийного материализма.
Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.
Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары уничтожили много ценных источников.
В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.
Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.
Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков
С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.
В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.
Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.
Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.
Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.
Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.
В отличие от схоластического чисто книжного обучения медицине на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы обучение будущих врачей в Московском государстве в XVII веке носило практический характер. Московское государство не знало цехового деления медицинских работников.
В 1681 г. штат Аптекарского приказа превышал 100 человек: среди них было 23 иностранца: 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей. Основную массу работников Аптекарского приказа составляли русские: подъячих — 9, русских лекарей — 21, учеников лекарского, костоправного и чепучинного дела — 38.
Медицинская наблюдательность к тому времени значительно обогатила симптоматологию болезней и часто давала ей реалистическую трактовку. Итогом симптоматологии и связанной с нею диагностики к XVII веку явились русские рукописные лечебники.
Лекарственные средства растительного происхождения составляли основную часть лечебного арсенала. Лекарственными растениями, произраставшими в России, интересовались иностранцы. В 1618 г. английский ботаник Традескант был направлен в Россию под видом частного лица. , Традескант нашел в России чемерицу, черемуху и другие лекарственные 1 растения, узнал о применении морошки как средства против цинги, об I употреблении березового сока, брусники, черники и ряда других лекарственных растений. Из России Традескант вывез много семян трав, кустарников и черенки деревьев и использовал их при основании в Лондоне знаменитого ботанического сада.
Русская медицина в Московском государстве в своем лекарствоведении не избегла и мистицизма. Мистическая сила вкладывалась в драгоценные камни, которым приписывались способность лечить болезни.
Врачи-иностранцы появились в Московском государстве, начиная с XV века. Одним из первых прибил врач-иностранец в свите Софии Палеолог в 1473 г. Некоторые историки медицины (например, Рихтер) переоценивали роль врачей-иностранцев, утверждая, что они играли в медицине Московского государства чуть ли не главную роль. Однако мы уже видели, что главную роль играли русские лекари, получившие свои знания в порядке ремесленного ученичества. В середине XVII века при Аптекарском приказе была создана лекарская школа, выпускавшая врачей. Приглашение иностранцев вовсе не означало отсутствия своих мастеров.
В 40‑х годах XVI века при Иване IV Московское правительство пригласило на службу ряд иностранных врачей. Особенно много их было приглашено в XVII веке. Врачи-иностранцы в Московской Руси были поставлены в привилегированное положение, получали значительно более зысокое содержание по сравнению с отечественными лекарями. Многие врачи-иностранцы приезжали за высоким заработком и обычно не долго жили в Москве, не интересовались нуждами народа, не стремились передать свои знания. В итоге они ничего не сделали для медицинского просвещения России, для устройства и улучшения медицинской помощи, а во многих случаях выступали с идеями, даже враждебными русскому народу.
В XVI и XVII веках в Московском государстве была подготовлена почва для коренных сдвигов и преобразований, происшедших в отечественной медицине в XVIII веке.
Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Современное поколение часто во многих вопросах ставит в пример Европу и Америку. Чужие страны считаются более развитыми и более цивилизованными, не то что Россия. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И как один из показателей - отношение к личной гигиене.
Предлагаю узнать, как относились к гигиене в Древней Руси. А история эта очень увлекательная.
Русская баня
Отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. А при необходимости и ежедневно. Но данная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. Парились при помощи веников, предпочтение отдавалось берёзовым. В воду добавляли травяные отвары и считалось, что банька может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали бельё, сюда приводили рожениц, здесь же правили женщин после того, как те переходили в статус матери.
В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.
Конечно, далеко не каждый иностранный гость мог понять такую традицию. Во-первых, температура в бане нагонялась довольно высокая, во-вторых, людей принято было хлестать вениками, а в третьих нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе, ну какому гостю из-за границы понравится такое. И уж как можно не русскому человеку это понять? И, тем не менее, традиция сохранилась и до наших дней.
Интересно, что девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи. Да, русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры. Об этом вы можете тут Русские мылись в печи?
Канализационная система
Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И существовала эта система примерно ещё в 11 веке. А к примеру, в это же время в Париже нечистоты выливались прямо из окон.
К слову сказать, традиция носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержанием ночного горшка приходилось быть всегда начеку.
Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться тела человека только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шёлковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. А вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние животные, в основном собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым давая возможность отдохнуть нечистоплотному человеку.
Кто на свете всех милее
Можно ошибочно подумать, что наши предки вовсе не пользовались косметикой. Это правда, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение по ряду причин отдавалось натуральным ингредиентам.
В каждой деревне имелась своя знахарка, которой травы и растения открывали свои целебные свойства. Она ведала, где и в какое время их лучше собирать. Вообще русский народ всегда был близок к природе и пользовался её дарами.
К воде относились на Руси как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считая, что вода – это сила, это жизнь.
Перед сном было принято обязательно мыть ноги и лицо. Тем самым человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот. А за стол никогда не садились с грязными руками. Примечательно и то, что еда на ходу, то есть фаст фуд пришла к нам из соседних стран. А вот на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными, умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.
Белоснежная улыбка
Ещё одним любопытным для меня моментом является то, что предки заботились о состоянии своих зубов. Правда, им ещё были неизвестны ни зубная щётка, ни зубная нить. Тогда что использовали для избавления от неприятного запаха изо рта? Оказывается, с этим явлением легко справлялась обычная соль. Её просто втирали в дёсны, делали своего рода массаж и не специальными приспособлениями, а пальцами.
По некоторым источникам для этих же целей народ мог жевать и пчелиный воск. Пётр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и велел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.
Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.
И если с зубной пастой всё понятно, то чем мыли тело? Только не спешите удивляться – золой! А ещё овсяной мукой, при этом добавляли в неё отвары разных трав. Вот, оказывается, откуда пошли многие современные рецепты.
Вот такие сведения удалось узнать о гигиене на Руси и мне кажется, нам есть чем гордиться.
Издавна считалось, что Русь была одной из самых чистоплотных точек на земле во времена средневековья. Русские бани, с веником, да под балалайку выбежать после парилки и прыгнуть в заснеженный сугроб. Пей себе мёд, плети корзинки, занимайся своими крестьянскими делами, только от блох не забывай отбиваться. Европейцы думали о жителях Руси, как о грязных, рваных и дико воняющих луком существах. Даже сейчас, обращая внимание на зарубежные упоминания о древней Руси можно наткнуться на крайне нелицеприятные картины. Сегодня мы попробуем разобраться, так ли это было на самом деле и окунемся с головой в культуру быта того времени. И так, берите ваш веник и банное полотенце, это История по Чёрному, поехали.
Изначально баня была придумана. Никто не знает, где она придумана, правда есть информация о том, какона использовалась у народов разного этнического и временного происхождения. Сразу скажу, что основная идея бани это путь к чему-то светлому. Большинство народов приравнивало данную процедуру к очищению от темных сил. Древние скифы строили шатер из кожи и палок, в центре которого стояли наколенные камни. На эти камни лили воду и бросали коноплю. В клубах дыма они входили в некий транс, который позволял очистить сознание. Народы северной Америки строили вигвамы с точно таким же принципом, как и у скифов, только без конопли. Хотя, кто знает. А вот Южноамериканские индейцы, учитывая свой ореол обитания, строили уже что-то похожее на бани Руси. По крайней мере они считали, что резкое изменение температур, положительно влияет на здоровье организма и сооружали бани рядом с реками и озерами. На Руси, данное мероприятие связывали с языческими обрядами и появилось оно примерно в 7 веке. Принцип язычества связан с поклонением силам природы. А баня, представляла собой могучую комбинацию стихии огня и воды. Древние верили, что только сильный духом человек может противостоять, ну или хотя бы вытерпеть тот жар, который создавался при помощи сил природы. Через густой пар, люди очищали свои организмы от злых духов, лечили болезни, показывали свою веру и преданность богам. Было два основных вида бани. По-белому - у сооружения был некий дымоход, который позволял дыму выходить через него и тем самым оставляя помещение в чистоте. Так как дымоход забирал много тепла, помещение всегда нужно было топить. И второй вид это по-чёрному. Сооружение без дымохода, которое позволяло теплу задерживаться в его стенах, но тем самым, вся копоть оседала внутри самой бани. Пользовались в основном вторым видом, так как считали, что чем больше дыма, тем чище твой организм.
Банные процедуры проводились как минимум раз в неделю. Но, так как корнями Русь уходит в язычество, то перед каждым праздником, очищение было обязательным. Более того, позже считалось, что после каждой проведенной ночи любви вдвоем со своей второй половинкой, ты был просто обязан посетить баню. Следуя обычаям, перед свадьбой, молодожены должны были сначала каждый по-отдельности сходить хорошенько пропариться, а после совместной ночи, на утро, сходить туда вдвоем. Это позволяло объединить людей, которые приняли решение заточить себя в цепкие узы брака. Ну и плюс ко всему, верующие в церковь, считали, что это смывает грехи. Поистине великое и многофункциональное сооружение,
которое позволяло всем находиться в чистоте.
Естественно по мимо бани, на Руси омывались. В печи. Конечно же огня в ней на тот момент не было. Всё было немного проще. Печь стояла в каждом доме и была источником тепла. В ней готовили еду и разогревали воду, на ней спали холодными ночами. И как раз под тем местом, где спали было некое пространство, где спокойно мог поместиться взрослый человек. К вечеру, когда печь остывала, из неё убирали сажу и застилали место, где были дрова тканью или досками. Таким образом, после принятия водных процедур, человек выбирался чистым и довольным. В печи купались не все.
В основном женщины, дети и старики. Стариками уже было тяжело переносить температурный режим бань. Дети ещё не доросли, а женщины были в основном незамужние. Да, именно незамужние. Мы снова вернемся к язычеству, которое помимо хороших, добрых духов и богов принесло в веру и отрицательных героев. Считалось, что если незамужняя женщина одна пойдет купаться в баню, то там её встретят злые духи в лице банника или кикиморы. Конечно физически ей они ничего не сделают, но могут притянуть болезни или припереть дверь бани. Они конечно могли пойти попариться вместе с сестрами или детьми, которых уже пора было приучать к жару, но тем не менее, по религиозным соображениям церкви это считалось грехом
и следовательно выбора у них попросту не оставалось.
Европейцы, посещавшие Русь преисполнялись культурным шоком. В Европе в любое время года если купались, то использовали в основном холодную воду и к холоду они вроде бы привыкли. Но картина на Руси была абсолютно другой. Во-первых большинство поселений строилось вдоль рек и вблизи от источников воды, так что дефицита в воде не было. В тот момент, когда средневековая Европа привыкла купаться всей семьей и слугами, используя одну на всех бочку с водой, жители Руси спокойно обливались литрами воды и понятия, как общий прием водных процедур - не было.
Но больше всего их удивляло другое. Как человек мог получать удовольствие от того, что истязает себя ветками и находится в месте, где температура в разы превышает норму. Так после всех этих пыток они ещё и выливали на себя таз холодной воды, чтобы прийти в норму. Естественно бани в Европе были, но они являлись щадящей копией того, что делали Русичи. Люди в их понимании, приходили туда расслабиться, а не изгонять из себя бесов. Тут естественным образом появляется утверждение - за то все были здоровы и не было никакой тебе теории миазмов, чумы и прочих болезней. Но для чего тогда в поселениях находились волхвы и знахари?
Конечно же на Руси болели. И болезнь, как минимум в половине всех случаев приводила к летальному исходу. А медицины, как таковой - не существовало. Так что же делали знахари и волхвы? Всё просто. Они поили вас травами и заговаривали болезнь. Я напомню о том, что язычество крайне крепко сидело в сознании людей и головную боль или отравление, они воспринимали, как козни злых духов. Самым действенным методом лечения была та самая баня. Больному нужно было хорошенько пропотеть, чтобы вся нечисть вышла из организма. Если не помогла баня, тогда то место, где болит натирали салом или редькой. Болезнь никак не отступает? Ок, есть ещё один вариант.
Вас нужно напугать громким звуком. Это может быть крик, хлопок или удар. Кстати, удар может прилететь и в вас, ведь если болезнь сидит внутри, её нужно выбить. Главное не перестараться, так как можно выбить и весь дух.
Попутно вам будут давать не самые изысканные напитки из трав. Горечь и их вонь должны будут отпугнуть темные силы. На самом деле, не все так весело.
Обычно, в народных методах прибегали к крайним мерам. Если у вас разболелся зуб, его скорее всего просто вырвут. Конечно есть вариант того, что вырвать могли не тот зуб, да и местная знахарка будет возмущаться ведь её заговоры были бы на много эффективнее. Кстати зубы чистили солью, так что рана быстро зарастет. Не переживайте. Если у вас был сильный порез, то самый эффективный и быстрый метод лечения это прижечь открытую рану раскаленной кочергой. А мелкие порезы посыпали пеплом из печи или прикладывали лечебные травы. Переломы и вывихи иногда даже не фиксировали и срасталось всё само собой. В последствии это конечно приводило к тому, что всю оставшуюся жизнь вы бы хромали. Но не надо расстраиваться, ведь средняя продолжительность жизни была всего 30 лет и стесняться своей хромоты вам осталось не так долго, так что расслабься и выпей отвар из ромашки.
В тот момент, когда Европейские красавицы достигали своей привлекательности с помощью аммиака, свинца и прочих химикатов, на Руси все было немного иначе. Нет, древние конечно же прибегали к косметике, правда использовали только природные материалы. Вместо того, чтобы наносить аммиак на лицо, для достижения белого цвета можно использовать муку. Тут конечно два варианта - либо в Европе действительно до этого не додумались, либо им хотелось придать больше естественности. Конечно второй вариант больше подходит, так как к примеру во Франции, белая кожа была признаком знатного рода и элиты в целом. Но, так как на Руси женщина в основном находилась под солнцем вне дома, сохранить естественную белизну было крайне проблематично. В качестве помады использовали сок свеклы или малины. Ингредиенты мало того, что не вредные, так ещё и можно перекусить. Чтобы выделить глаза использовали золу. На самом деле, у язычников было особое отношение к расцветке макияжа. Древние верили, что у каждого оттенка есть своя магическая сила. Это касалось, как в отношении противоположного пола, так и в отношении природы. К примеру, если девушка наносила на губы красный цвет, тем самым она могла приворожить и оказать природе, что она полна сил. Правда, я думаю, что если бы она покрасила губы в черный, её бы сожгли на костре вместо чучела на масленицу, но это уже детали. Что касаемо личной гигиены женщин на Руси, так её почти не было. Когда девушка становилась женщиной, её сразу же отдавали замуж. Так как принцип жизни на Руси заключался в земледелии, то и основная задача женщины была в том, чтобы было больше рук, которые смогут пахать на этой земле. В следствии того, что женщина почти постоянно была в состоянии беременности, цикл менструации она встречала за свою жизнь примерно раз 10-15. Рискну предположить, что дамы нынешнего времени им бы позавидовали. Но какой ценой. Тем более учитывая среднюю продолжительность жизни в 30 лет.
Если вы считаете, что древние не делали масок для лица и никак за собой не ухаживали, то вы ошибаетесь. Женскую красоту нужно было поддерживать. Так как увлажняющего крема и скраба для лица ещё не придумали, да и шампунем близко не пахло, дамам приходилось прибегать к старой, доброй, самодельной продукции. В качестве омолаживающих кремов в ход успешно шло прокисшее молоко, сметана, мёд или сало. Они придавали лицу блеск и определенный шарм. Просто представьте себе, что однажды вы проходите мимо прекрасной мадемуазель и мало того, что она очаровала вас своей красотой, так она ещё и оставила за собой великолепное "амбре" с ароматом сала. Кстати в те времена тоже красили волосы в разный цвет. Чтобы они стали светлее, их держали в отваре из ромашки, а луковая шелуха придавал волосам красный цвет.
Не смотря на всю свою красоту и приятные ароматы, у женщин средневековой Руси были обязанности. Готовка еды, уборка дома, поддержание тепла и стирка. Стирали долго и много. В теплое время года, стирали непосредственно в реке, а зимой или в холода - выкручивались, как могли. Удивительно, но стиральной машинки тогда ещё не было, впрочем, как и электричества. Поэтому в огромный чугунный котел набиралась вода а потом она ставилась в печь. В котел сразу же загружали одежду, а вместе с ней и картошку. Картофель, помимо своих питательных свойств, содержит в себе ещё крахмал, который позволял использовать его при стирке. Иногда котел доставали и одежду перемешивали палкой. Очень грязную одежду замачивали на ночь в молоке, которое также является отличным средством для стирки. На Руси, по соображениям веры, никогда не стирали одежду в банях, так как считали, что с грязью приходят злые духи, а баня являлась местом очищения не только своего тела, но и души.
Оглядываясь назад, можно точно сказать, что во времена средневековья, Русь была действительно чище Европы. Дело тут обстоит не только в трудолюбии язычников или местоположении поселений. Древние делали большой акцент на веру. Они верили в то, что только в чистом теле может находиться дух, а грязь это магнит для болезней и прочей нечести. Конечно, со временем всё немного изменилось и Русь где-то повернула не туда. Но это уже совсем другая история.
А как вы считаете - смогли бы вы жить на Руси в средневековье?
На сегодня у меня всё, это был Алик Чёрный, всем пока.
По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформировавшие наши представления о русском средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобождены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в X-XI вв. Найдены в большом количестве предметы гигиенического обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводы и водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии первый водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые положены в XIV в.
В берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.
Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня . Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях, наряду с многочисленными описаниями болезней князей и представителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается более, чем о 50 "морах".
Гибель 32 тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. свидетельствует о том, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью.
Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест — "запиранию заморных мест" (улиц или домов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки.
Однако захоронение умерших от заразных болезней вплоть до XIV-XV вв. продолжали производить по религиозным ритуалам на кладбищах при церквах, что способствовало распространению заразы. В XVI в. умерших во время мора стали хоронить на пораженной территории или за пределами населенных мест .
В то же время в народе сохранялось представление о том, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной громадного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).
Читайте также: