Санитарное дело в киевской руси кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зачат­ки вра­че­ва­ния у восточ­ных сла­вян отме­ча­лись еще в пер­во­быт­но­об­щин­ный пери­од. В обра­зо­вав­шем­ся после объ­еди­не­ния сла­вян­ских пле­мен обшир­ном Киев­ском госу­дар­стве наря­ду с куль­ту­рой про­дол­жа­ла раз­ви­вать­ся меди­ци­на. Древ­няя Русь зна­ла несколь­ко форм меди­цин­ской помо­щи: ремес­лен­но-меди­цин­ская прак­ти­ка част­но­го харак­те­ра, меди­цин­ское попе­чи­тель­ство и боль­нич­ная помощь.

Необ­хо­ди­мо отверг­нуть лож­ное утвер­жде­ние неко­то­рых исто­ри­ков меди­ци­ны (Рих­те­ра) о Древ­ней Руси как стране бес­куль­ту­рья, кос­но­сти, о гос­под­стве в рус­ской меди­цине того вре­ме­ни мисти­ки, гру­бо­го суе­ве­рия, а в быту рус­ско­го наро­да — вопи­ю­щей анти­са­ни­та­рии. Памят­ни­ки изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства и пись­мен­но­сти, иссле­до­ва­ния архео­ло­гов пока­зы­ва­ют, что основ­ные сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ские навы­ки рус­ско­го наро­да сто­я­ли на зна­чи­тель­ной для того вре­ме­ни высо­те. Наши пред­ки еще на заре их исто­рии име­ли пра­виль­ные пред­став­ле­ния в обла­сти сани­та­рии и гиги­е­ны— обще­ствен­ной, пище­вой и лич­ной. Для вре­ме­ни Киев­ско-Нов­го­род­ско­го госу­дар­ства харак­тер­но нали­чие у восточ­ных сла­вян опре­де­лен­но­го уров­ня сани­тар­ной культуры.

В неко­то­рых слу­ча­ях рус­ский народ опе­ре­жал сосед­ние стра­ны по внед­ре­нию в быт сани­тар­но-гиги­е­ни­че­ских меро­при­я­тий. Ули­цы в Нов­го­ро­де и Льво­ве были вымо­ще­ны в X веке, т. е. зна­чи­тель­но рань­ше, чем ули­цы горо­дов Запад­ной Евро­пы. В Нов­го­ро­де уже в XI веке был дере­вян­ный тру­бо­про­вод. Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­ли остат­ки бани в Нов­го­ро­де в X веке, в Ста­рой Ладо­ге — в слое IX—X веков. Ино­стран­цы все­гда с удив­ле­ни­ем отме­ча­ли любовь рус­ских к бане. В дого­вор с Визан­ти­ей, отне­сен­ный по лето­пи­си к 907 г., было вне­се­но обя­за­тель­ство побеж­ден­ной Визан­тии предо­став­лять воз­мож­ность рус­ским куп­цам в Кон­стан­ти­но­по­ле поль­зо­вать­ся баней.

В фео­даль­ной Руси XI—XVI веков носи­те­ля­ми меди­цин­ских зна­ний яви­лись народ­ные вра­чи ремес­лен­ни­ки. Свой прак­ти­че­ский опыт они пере­да­ва­ли из поко­ле­ния в поко­ле­ние, исполь­зо­ва­ли резуль­та­ты непо­сред­ствен­ной наблю­да­тель­но­сти и опы­та рус­ско­го наро­да, а так­же раз­лич­ные спо­со­бы и при­е­мы вра­че­ва­ния мно­го­чис­лен­ных пле­мен, вхо­дя­щих в состав обшир­но­го рус­ско­го госу­дар­ства. Прак­ти­ка вра­чей-ремес­лен­ни­ков опла­чи­ва­лась и пото­му была доступ­на лишь иму­щим сло­ям населения.

Город­ские лека­ри содер­жа­ли лав­ки для про­да­жи лекарств. Лекар­ства в основ­ном были рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния; с лечеб­ны­ми целя­ми исполь­зо­ва­лись десят­ки видов рас­те­ний. Архео­ло­ги­че­ские наход­ки пока­зы­ва­ют, что рус­ская зем­ля изоби­ло­ва­ла лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми и дава­ла бога­тый выбор для лечеб­но­го при­ме­не­ния. Это обсто­я­тель­ство отме­ча­ли запад­но-евро­пей­ские писа­те­ли. При­ме­ня­лись такие рас­те­ния, кото­рых не зна­ли в Запад­ной Европе.

Как было пока­за­но ранее, в Арме­нии, Гру­зии и у наро­дов Сред­ней Азии меди­цин­ские све­де­ния име­ли доволь­но широ­кое рас­про­стра­не­ние уже при пер­во­быт­но-общин­ном и рабо­вла­дель­че­ском строе. Эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные сно­ше­ния с Визан­ти­ей, Пра­вом, Арме­ни­ей. Гру­зи­ей и Сред­ней Ази­ей спо­соб­ство­ва­ли рас­про­стра­не­нию в Киев­ской Руси меди­цин­ских знаний.

Вра­чи при­ез­жа­ли в Киев из Сирии, напри­мер, врач кня­зя Нико­лая Чер­ни­гов­ско­го (очень опыт­ный врач). При­ез­жа­ли так­же вра­чи из Армении.

Све­де­ния о дея­тель­но­сти вра­чей в Киев­ской Руси содер­жат­ся в раз­лич­ных источ­ни­ках: лето­пи­сях, юри­ди­че­ских актах того вре­ме­ни, уста­вах, дру­гих пись­мен­ных памят­ни­ках и памят­ни­ках мате­ри­аль­ной куль­ту­ры. Меди­цин­ские эле­мен­ты вво­ди­лись в систе­му рус­ских пра­во­вых поня­тий и юри­ди­че­ских опре­де­ле­ний: при юри­ди­че­ской оцен­ке здо­ро­вья чело­ве­ка, телес­ных повре­жде­ний, уста­нов­ле­нии фак­та насиль­ствен­ной смерти.

Мона­сты­ри в Киев­ской Руси были в зна­чи­тель­ной мере пре­ем­ни­ка­ми визан­тий­ской обра­зо­ван­но­сти. В их сте­ны про­ни­ка­ли и неко­то­рые эле­мен­ты меди­ци­ны, соеди­ня­лись с прак­ти­кой рус­ско­го народ­но­го вра­че­ва­ния, что дава­ло воз­мож­ность зани­мать­ся лечеб­ной дея­тель­но­стью. Пате­рик (лето­пись Кие­во-Печер­ско­го мона­сты­ря, XI—XIII веков) содер­жит све­де­ния о появ­ле­нии в мона­сты­рях сво­их лека­рей и при­зна­нии свет­ских вра­чей. Сре­ди мона­хов ока­зы­ва­лось мно­го ремес­лен­ни­ков, хоро­шо вла­дев­ших сво­ей про­фес­си­ей; были сре­ди них и лечцы.

Обра­зо­ва­ние в Киев­ской Руси было в первую оче­редь досто­я­ни­ем лиц из пра­вя­ще­го клас­са и духо­вен­ства. Мно­гие лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния исто­ри­че­ско­го, юри­ди­че­ско­го и бого­слов­ско­го харак­те­ра, а так­же есте­ствен­но­на­уч­но­го содер­жа­ния, сохра­нив­ши­е­ся от вре­ме­ни Киев­ской Руси, сви­де­тель­ству­ют не толь­ко о высо­ком лите­ра­тур­ном талан­те их авто­ров, но и об их широ­кой осве­дом­лен­но­сти, общей обра­зо­ван­но­сти, зна­ком­стве с гре­че­ски­ми и латин­ски­ми источ­ни­ка­ми и мно­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Древ­не­го Востока.

В Киев­ской Руси XI—XIII веков вид­ны заро­ды­ши насто­я­щей нау­ки, т. е. эле­мен­ты объ­ек­тив­но­го, истин­но­го зна­ния о мате­ри­аль­ной дей­стви­тель­но­сти в духе сти­хий­но­го материализма.

Тата­ро-мон­голь­ское иго не спо­соб­ство­ва­ло сохра­не­нию древ­ней­ших лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний спе­ци­аль­но­го харак­те­ра, не имев­ших тако­го широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, как бого­слов­ские сочи­не­ния или юри­ди­че­ские кодексы.

Бич сред­не­ве­ко­вых рус­ских горо­дов и мона­сты­рей — мно­го­чис­лен­ные пожа­ры уни­что­жи­ли мно­го цен­ных источников.

В сере­дине XIII века Русь под­верг­лась татар­ско­му наше­ствию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Севе­ро-Восточ­ную Русь, а в 1240—1242 гг. осу­ще­ствил поход в Южную Русь. В 1240 г. тата­ры заня­ли Киев, южную часть Поль­ши, Вен­грию и Мора­вию. Татар­ское наше­ствие XIII века яви­лось страш­ным бед­стви­ем для рус­ско­го наро­да. Разо­ре­ние горо­дов, увод в плен насе­ле­ния, тяже­лая дань, сокра­ще­ние посе­вов — все это нару­ши­ло эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское и куль­тур­ное раз­ви­тие стра­ны. Мон­голь­ские заво­е­ва­те­ли рас­топ­та­ли и рас­хи­ти­ли цве­ту­щую куль­ту­ру Киев­ской Руси в момент ее наи­выс­ше­го подъема.

Геро­и­че­ская борь­ба рус­ско­го наро­да про­тив тата­ро-мон­голь­ских пора­бо­ти­те­лей, не пре­кра­щав­ша­я­ся на про­тя­же­нии XIII—XV веков, не поз­во­ли­ла тата­рам дви­нуть­ся на Запад, созда­ла тем самым усло­вия для раз­ви­тия запад­но­ев­ро­пей­ской цивилизации.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

С обра­зо­ва­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства, в осо­бен­но­сти с нача­ла XVI века, отме­чал­ся быст­рый про­гресс в раз­ви­тии вра­чеб­но­го дела. В свя­зи с ростом и укреп­ле­ни­ем Мос­ков­ско­го госу­дар­ства в XVI и XVII сто­ле­ти­ях воз­ник­ли пре­об­ра­зо­ва­ния и ново­вве­де­ния в обла­сти медицины.

В XVI веке в Мос­ков­ской Руси отме­ча­лось раз­де­ле­ние меди­цин­ских про­фес­сий. Их насчи­ты­ва­лось более десят­ка: лека­ри, дох­ту­ры, зелей­ни­ки, трав­ни­ки, рудо­ме­ты (кро­во­пус­ки), зубо­во­ло­ки, очные масте­ра, косто­пра­вы, кам­не­сеч­цы, пови­валь­ные баб­ки. Народ­ные вра­чи и апте­ка­ри-тра­вознат­цы прак­ти­че­ской шко­лы обслу­жи­ва­ли меди­цин­ской помо­щью рус­ский народ Прак­ти­ка, пере­да­ва­е­мая века­ми, трав­ни­ки, лечеб­ни­ки были их нау­кой. Зелей­ни­ки лечи­ли болез­ни тра­ва­ми, коре­нья­ми и дру­ги­ми сна­до­бья­ми. Лека­ри име­ли лав­ки в тор­го­вых рядах, где про­да­ва­ли соби­ра­е­мые тра­вы, семе­на, цве­ты, коре­нья и при­воз­ные лекар­ствен­ные сред­ства. Соб­ствен­ни­ки подоб­ных лавок изу­ча­ли каче­ство и целеб­ную силу мате­ри­а­лов, кото­ры­ми они тор­го­ва­ли. Вла­дель­цы лавок — вра­чи-ремес­лен­ни­ки и тра­вознат­цы в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве были русские.

Лека­рей было немно­го и жили они в горо­дах. Име­ет­ся мно­го сви­де­тельств о дея­тель­но­сти вра­чей-ремес­лен­ни­ков в Москве, Нов­го­ро­де, Ннж-нем-Нов­го­ро­де и др. Опла­та за вра­че­ва­ние про­из­во­ди­лась в зави­си­мо­сти от уча­стия лека­ря, осве­дом­лен­но­сти его и затра­ты лекар­ства. Услу­га­ми зра­чей поль­зо­ва­лись в первую оче­редь состо­я­тель­ные слои город­ско­го насе­ле­ния. Кре­стьян­ская бед­но­та, отя­го­щен­ная фео­даль­ны­ми повин­но­стя­ми, не мог­ла опла­чи­вать доро­гие услу­ги вра­ча и при­бе­га­ла к источ­ни­кам более при­ми­тив­ной меди­цин­ской помощи.

Учре­жде­ния аптеч­но­го типа в XVI веке были в раз­ных горо­дах Мос­ков­ско­го госу­дар­ства. Дошед­шие до наше­го вре­ме­ни так назы­ва­е­мые пис­цо­вые кни­ги, пред­став­ля­ю­щие собой пере­пись домо­вла­де­ний в горо­дах в целях уста­нов­ле­ния обро­ка, дают точ­ные све­де­ния (име­на, адре­са и харак­тер дея­тель­но­сти) о рус­ских лека­рях XVI и XVII веков. По этим дан­ным, в Нов­го­ро­де в 1583 г. было шесть лека­рей, один док­тор и одна лека­ри­ца, в Пско­ве в 1585—1588 гг. — три зелей­ни­ка. Име­ют­ся све­де­ния о зелей­ных рядах и лав­ках в Москве, Сер­пу­хо­ве, Коломне и дру­гих городах.

Лето­пи­си ран­не­го пери­о­да дают пред­став­ле­ние о том, как лечи­ли ране­ных и боль­ных. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства и мини­а­тю­ры в руко­пис­ных памят­ни­ках пока­зы­ва­ют, как в XI—XIV вв. на Руси пере­но­си­ли боль­ных и ране­ных на носил­ках, пере­во­зи­ли на вьюч­ных носил­ках и в повоз­ках. Уход за постра­дав­шим и боль­ным был широ­ко рас­про­стра­нен на Руси. Попе­чи­тель­ства суще­ство­ва­ли при церк­вах и по квар­та­лам горо­дов. Мон­голь­ское наше­ствие затор­мо­зи­ло меди­цин­ское попе­че­ние со сто­ро­ны наро­да и госу­дар­ства. Со вто­рой поло­ви­ны XIV века меди­цин­ское попе­че­ние ста­ло при­об­ре­тать преж­нее покро­ви­тель­ство со сто­ро­ны госу­дар­ства и наро­да. Это было след­стви­ем круп­ных хозяй­ствен­но-поли­ти­че­ских успе­хов в стране: уси­ле­ние Мос­ков­ско­го кня­же­ства, под­чи­не­ние ему дру­гих фео­даль­ных уде­лов, рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рии, уве­ли­че­ние тор­гов­ли и ремес­ла. Кули­ков­ская бит­ва 1380 г. Меди­цин­ское попе­чи­тель­ство заклю­ча­лось в орга­ни­за­ции при­ютов и бога­де­лен для увеч­ных, калек и дру­гих хро­ни­че­ски больных.

Бога­дель­ни в Мос­ков­ской Руси содер­жа­лись глав­ным обра­зом самим насе­ле­ни­ем, роль церк­ви была мень­ше, чем в Запад­ной Евро­пе. Каж­дые 53 дво­ра в селе и горо­де содер­жа­ли на сво­ем ижди­ве­нии бога­дель­ню для оби­та­ния недуж­ных и ста­рых: извест­ны бога­дель­ни в Нов­го­ро­де, Коломне.Для ока­за­ния помо­щи в поряд­ке бла­го­тво­ри­тель­но­сти бога­дель­ню юсе­ща­ли лекарь и кро­во­пуск. Сохра­нив­шим тру­до­спо­соб­ность предо­ста­ви­лась воз­мож­ность рабо­тать, для чего бога­дель­ням выде­ля­лась зем­ля для обработки.

В отли­чие от схо­ла­сти­че­ско­го чисто книж­но­го обу­че­ния меди­цине на меди­цин­ских факуль­те­тах сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов Запад­ной Евро­пы обу­че­ние буду­щих вра­чей в Мос­ков­ском госу­дар­стве в XVII веке носи­ло прак­ти­че­ский харак­тер. Мос­ков­ское госу­дар­ство не зна­ло цехо­во­го деле­ния меди­цин­ских работников.

В 1681 г. штат Апте­кар­ско­го при­ка­за пре­вы­шал 100 чело­век: сре­ди них было 23 ино­стран­ца: 6 док­то­ров, 4 апте­ка­ря, 3 алхи­ми­ста, 10 лека­рей. Основ­ную мас­су работ­ни­ков Апте­кар­ско­го при­ка­за состав­ля­ли рус­ские: подъ­ячих — 9, рус­ских лека­рей — 21, уче­ни­ков лекар­ско­го, косто­прав­но­го и чепу­чин­но­го дела — 38.

Меди­цин­ская наблю­да­тель­ность к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но обо­га­ти­ла симп­то­ма­то­ло­гию болез­ней и часто дава­ла ей реа­ли­сти­че­скую трак­тов­ку. Ито­гом симп­то­ма­то­ло­гии и свя­зан­ной с нею диа­гно­сти­ки к XVII веку яви­лись рус­ские руко­пис­ные лечебники.

Лекар­ствен­ные сред­ства рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состав­ля­ли основ­ную часть лечеб­но­го арсе­на­ла. Лекар­ствен­ны­ми рас­те­ни­я­ми, про­из­рас­тав­ши­ми в Рос­сии, инте­ре­со­ва­лись ино­стран­цы. В 1618 г. англий­ский бота­ник Тра­де­скант был направ­лен в Рос­сию под видом част­но­го лица. , Тра­де­скант нашел в Рос­сии чеме­ри­цу, чере­му­ху и дру­гие лекар­ствен­ные 1 рас­те­ния, узнал о при­ме­не­нии морош­ки как сред­ства про­тив цин­ги, об I упо­треб­ле­нии бере­зо­во­го сока, брус­ни­ки, чер­ни­ки и ряда дру­гих лекар­ствен­ных рас­те­ний. Из Рос­сии Тра­де­скант вывез мно­го семян трав, кустар­ни­ков и черен­ки дере­вьев и исполь­зо­вал их при осно­ва­нии в Лон­доне зна­ме­ни­то­го бота­ни­че­ско­го сада.

Рус­ская меди­ци­на в Мос­ков­ском госу­дар­стве в сво­ем лекар­ство­ве­де­нии не избег­ла и мисти­циз­ма. Мисти­че­ская сила вкла­ды­ва­лась в дра­го­цен­ные кам­ни, кото­рым при­пи­сы­ва­лись спо­соб­ность лечить болезни.

Вра­чи-ино­стран­цы появи­лись в Мос­ков­ском госу­дар­стве, начи­ная с XV века. Одним из пер­вых при­бил врач-ино­стра­нец в сви­те Софии Палео­лог в 1473 г. Неко­то­рые исто­ри­ки меди­ци­ны (напри­мер, Рих­тер) пере­оце­ни­ва­ли роль вра­чей-ино­стран­цев, утвер­ждая, что они игра­ли в меди­цине Мос­ков­ско­го госу­дар­ства чуть ли не глав­ную роль. Одна­ко мы уже виде­ли, что глав­ную роль игра­ли рус­ские лека­ри, полу­чив­шие свои зна­ния в поряд­ке ремес­лен­но­го уче­ни­че­ства. В сере­дине XVII века при Апте­кар­ском при­ка­зе была созда­на лекар­ская шко­ла, выпус­кав­шая вра­чей. При­гла­ше­ние ино­стран­цев вовсе не озна­ча­ло отсут­ствия сво­их мастеров.

В 40‑х годах XVI века при Иване IV Мос­ков­ское пра­ви­тель­ство при­гла­си­ло на служ­бу ряд ино­стран­ных вра­чей. Осо­бен­но мно­го их было при­гла­ше­но в XVII веке. Вра­чи-ино­стран­цы в Мос­ков­ской Руси были постав­ле­ны в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние, полу­ча­ли зна­чи­тель­но более зыс­о­кое содер­жа­ние по срав­не­нию с оте­че­ствен­ны­ми лека­ря­ми. Мно­гие вра­чи-ино­стран­цы при­ез­жа­ли за высо­ким зара­бот­ком и обыч­но не дол­го жили в Москве, не инте­ре­со­ва­лись нуж­да­ми наро­да, не стре­ми­лись пере­дать свои зна­ния. В ито­ге они ниче­го не сде­ла­ли для меди­цин­ско­го про­све­ще­ния Рос­сии, для устрой­ства и улуч­ше­ния меди­цин­ской помо­щи, а во мно­гих слу­ча­ях высту­па­ли с иде­я­ми, даже враж­деб­ны­ми рус­ско­му народу.

В XVI и XVII веках в Мос­ков­ском госу­дар­стве была под­го­тов­ле­на поч­ва для корен­ных сдви­гов и пре­об­ра­зо­ва­ний, про­ис­шед­ших в оте­че­ствен­ной меди­цине в XVIII веке.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Современное поколение часто во многих вопросах ставит в пример Европу и Америку. Чужие страны считаются более развитыми и более цивилизованными, не то что Россия. Вот только это представление не во всех аспектах оказывается верным. И как один из показателей - отношение к личной гигиене.

Предлагаю узнать, как относились к гигиене в Древней Руси. А история эта очень увлекательная.

Русская баня

Отношение к чистоте собственного тела всегда являлось показателем заботы о собственном здоровье. Для этих целей у русского народа было заведено посещать баню. Как правило, это происходило один раз в неделю. А при необходимости и ежедневно. Но данная процедура была обязательной и общедоступной. Баня вообще имела огромное значение. С её помощью не только смывали грязь с тела, но и очищали душу. Парились при помощи веников, предпочтение отдавалось берёзовым. В воду добавляли травяные отвары и считалось, что банька может излечить любую хворь. Здесь хозяйки стирали бельё, сюда приводили рожениц, здесь же правили женщин после того, как те переходили в статус матери.

В бане именно пропаривались, а после обливались холодной водой, наиболее смелые люди могли прыгнуть в ближайшую реку или водоём. А зимой поваляться в снегу.

Конечно, далеко не каждый иностранный гость мог понять такую традицию. Во-первых, температура в бане нагонялась довольно высокая, во-вторых, людей принято было хлестать вениками, а в третьих нагишом валяться в снегу. И самое главное, парились часто все вместе, ну какому гостю из-за границы понравится такое. И уж как можно не русскому человеку это понять? И, тем не менее, традиция сохранилась и до наших дней.

Интересно, что девушки, дети и старики, которые не могли дойти до бани, купались в печи. Да, русская печка была предусмотрена не только для того, чтобы кормить всю семью, но и для того, чтобы принимать гигиенические процедуры. Об этом вы можете тут Русские мылись в печи?

Канализационная система

Одним из самых прогрессивных городов Руси в плане гигиены был Новгород. Историки утверждают, что там были обнаружены останки городского водопровода и канализации. И существовала эта система примерно ещё в 11 веке. А к примеру, в это же время в Париже нечистоты выливались прямо из окон.

К слову сказать, традиция носить шляпы с широкими полями появилась именно по этой причине. Чтобы не быть испачканным содержанием ночного горшка приходилось быть всегда начеку.

Сюда же можно отнести и ещё одну модную традицию. Дело в том, что в Европе был большой дефицит дров, поэтому и горячая вода являлась большой роскошью. К тому же нечистоплотность оправдывала и религия. Католическая церковь считала, что вода должна касаться тела человека только два раза в жизни. Это во время крещения и перед свадьбой. Не удивительно, что даже привилегированные дамы чесались от блох и вшей. Спасение находили в шёлковом белье, поскольку насекомые не могли за него зацепиться. А вторым спасением от пьющих кровь насекомых являлись маленькие домашние животные, в основном собачки. Дело в том, что у питомцев температура тела выше, чем у человека и поэтому вши перекидывались в первую очередь на них. Тем самым давая возможность отдохнуть нечистоплотному человеку.

Кто на свете всех милее

Можно ошибочно подумать, что наши предки вовсе не пользовались косметикой. Это правда, но только косметикой, приготовленной на основе химии. Предпочтение по ряду причин отдавалось натуральным ингредиентам.

В каждой деревне имелась своя знахарка, которой травы и растения открывали свои целебные свойства. Она ведала, где и в какое время их лучше собирать. Вообще русский народ всегда был близок к природе и пользовался её дарами.

К воде относились на Руси как к святыне. Предки всячески оберегали её источники, считая, что вода – это сила, это жизнь.

Перед сном было принято обязательно мыть ноги и лицо. Тем самым человек избавлялся не только от грязи, но и от повседневных проблем и забот. А за стол никогда не садились с грязными руками. Примечательно и то, что еда на ходу, то есть фаст фуд пришла к нам из соседних стран. А вот на Руси была гигиена питания. За стол садились причесанными, умытыми, с молитвой и благодарностью за пищу.

Белоснежная улыбка

Ещё одним любопытным для меня моментом является то, что предки заботились о состоянии своих зубов. Правда, им ещё были неизвестны ни зубная щётка, ни зубная нить. Тогда что использовали для избавления от неприятного запаха изо рта? Оказывается, с этим явлением легко справлялась обычная соль. Её просто втирали в дёсны, делали своего рода массаж и не специальными приспособлениями, а пальцами.

По некоторым источникам для этих же целей народ мог жевать и пчелиный воск. Пётр Первый задался этим вопросом на государственном уровне и велел своим боярам жевать мел или древесный уголь, пользоваться влажной тряпочкой.

Даже иностранцы удивлялись белоснежным и крепким зубам наших предков.

И если с зубной пастой всё понятно, то чем мыли тело? Только не спешите удивляться – золой! А ещё овсяной мукой, при этом добавляли в неё отвары разных трав. Вот, оказывается, откуда пошли многие современные рецепты.

Вот такие сведения удалось узнать о гигиене на Руси и мне кажется, нам есть чем гордиться.

Издавна считалось, что Русь была одной из самых чистоплотных точек на земле во времена средневековья. Русские бани, с веником, да под балалайку выбежать после парилки и прыгнуть в заснеженный сугроб. Пей себе мёд, плети корзинки, занимайся своими крестьянскими делами, только от блох не забывай отбиваться. Европейцы думали о жителях Руси, как о грязных, рваных и дико воняющих луком существах. Даже сейчас, обращая внимание на зарубежные упоминания о древней Руси можно наткнуться на крайне нелицеприятные картины. Сегодня мы попробуем разобраться, так ли это было на самом деле и окунемся с головой в культуру быта того времени. И так, берите ваш веник и банное полотенце, это История по Чёрному, поехали.

Изначально баня была придумана. Никто не знает, где она придумана, правда есть информация о том, какона использовалась у народов разного этнического и временного происхождения. Сразу скажу, что основная идея бани это путь к чему-то светлому. Большинство народов приравнивало данную процедуру к очищению от темных сил. Древние скифы строили шатер из кожи и палок, в центре которого стояли наколенные камни. На эти камни лили воду и бросали коноплю. В клубах дыма они входили в некий транс, который позволял очистить сознание. Народы северной Америки строили вигвамы с точно таким же принципом, как и у скифов, только без конопли. Хотя, кто знает. А вот Южноамериканские индейцы, учитывая свой ореол обитания, строили уже что-то похожее на бани Руси. По крайней мере они считали, что резкое изменение температур, положительно влияет на здоровье организма и сооружали бани рядом с реками и озерами. На Руси, данное мероприятие связывали с языческими обрядами и появилось оно примерно в 7 веке. Принцип язычества связан с поклонением силам природы. А баня, представляла собой могучую комбинацию стихии огня и воды. Древние верили, что только сильный духом человек может противостоять, ну или хотя бы вытерпеть тот жар, который создавался при помощи сил природы. Через густой пар, люди очищали свои организмы от злых духов, лечили болезни, показывали свою веру и преданность богам. Было два основных вида бани. По-белому - у сооружения был некий дымоход, который позволял дыму выходить через него и тем самым оставляя помещение в чистоте. Так как дымоход забирал много тепла, помещение всегда нужно было топить. И второй вид это по-чёрному. Сооружение без дымохода, которое позволяло теплу задерживаться в его стенах, но тем самым, вся копоть оседала внутри самой бани. Пользовались в основном вторым видом, так как считали, что чем больше дыма, тем чище твой организм.

Банные процедуры проводились как минимум раз в неделю. Но, так как корнями Русь уходит в язычество, то перед каждым праздником, очищение было обязательным. Более того, позже считалось, что после каждой проведенной ночи любви вдвоем со своей второй половинкой, ты был просто обязан посетить баню. Следуя обычаям, перед свадьбой, молодожены должны были сначала каждый по-отдельности сходить хорошенько пропариться, а после совместной ночи, на утро, сходить туда вдвоем. Это позволяло объединить людей, которые приняли решение заточить себя в цепкие узы брака. Ну и плюс ко всему, верующие в церковь, считали, что это смывает грехи. Поистине великое и многофункциональное сооружение,
которое позволяло всем находиться в чистоте.

Естественно по мимо бани, на Руси омывались. В печи. Конечно же огня в ней на тот момент не было. Всё было немного проще. Печь стояла в каждом доме и была источником тепла. В ней готовили еду и разогревали воду, на ней спали холодными ночами. И как раз под тем местом, где спали было некое пространство, где спокойно мог поместиться взрослый человек. К вечеру, когда печь остывала, из неё убирали сажу и застилали место, где были дрова тканью или досками. Таким образом, после принятия водных процедур, человек выбирался чистым и довольным. В печи купались не все.
В основном женщины, дети и старики. Стариками уже было тяжело переносить температурный режим бань. Дети ещё не доросли, а женщины были в основном незамужние. Да, именно незамужние. Мы снова вернемся к язычеству, которое помимо хороших, добрых духов и богов принесло в веру и отрицательных героев. Считалось, что если незамужняя женщина одна пойдет купаться в баню, то там её встретят злые духи в лице банника или кикиморы. Конечно физически ей они ничего не сделают, но могут притянуть болезни или припереть дверь бани. Они конечно могли пойти попариться вместе с сестрами или детьми, которых уже пора было приучать к жару, но тем не менее, по религиозным соображениям церкви это считалось грехом
и следовательно выбора у них попросту не оставалось.

Европейцы, посещавшие Русь преисполнялись культурным шоком. В Европе в любое время года если купались, то использовали в основном холодную воду и к холоду они вроде бы привыкли. Но картина на Руси была абсолютно другой. Во-первых большинство поселений строилось вдоль рек и вблизи от источников воды, так что дефицита в воде не было. В тот момент, когда средневековая Европа привыкла купаться всей семьей и слугами, используя одну на всех бочку с водой, жители Руси спокойно обливались литрами воды и понятия, как общий прием водных процедур - не было.
Но больше всего их удивляло другое. Как человек мог получать удовольствие от того, что истязает себя ветками и находится в месте, где температура в разы превышает норму. Так после всех этих пыток они ещё и выливали на себя таз холодной воды, чтобы прийти в норму. Естественно бани в Европе были, но они являлись щадящей копией того, что делали Русичи. Люди в их понимании, приходили туда расслабиться, а не изгонять из себя бесов. Тут естественным образом появляется утверждение - за то все были здоровы и не было никакой тебе теории миазмов, чумы и прочих болезней. Но для чего тогда в поселениях находились волхвы и знахари?

Конечно же на Руси болели. И болезнь, как минимум в половине всех случаев приводила к летальному исходу. А медицины, как таковой - не существовало. Так что же делали знахари и волхвы? Всё просто. Они поили вас травами и заговаривали болезнь. Я напомню о том, что язычество крайне крепко сидело в сознании людей и головную боль или отравление, они воспринимали, как козни злых духов. Самым действенным методом лечения была та самая баня. Больному нужно было хорошенько пропотеть, чтобы вся нечисть вышла из организма. Если не помогла баня, тогда то место, где болит натирали салом или редькой. Болезнь никак не отступает? Ок, есть ещё один вариант.
Вас нужно напугать громким звуком. Это может быть крик, хлопок или удар. Кстати, удар может прилететь и в вас, ведь если болезнь сидит внутри, её нужно выбить. Главное не перестараться, так как можно выбить и весь дух.
Попутно вам будут давать не самые изысканные напитки из трав. Горечь и их вонь должны будут отпугнуть темные силы. На самом деле, не все так весело.

Обычно, в народных методах прибегали к крайним мерам. Если у вас разболелся зуб, его скорее всего просто вырвут. Конечно есть вариант того, что вырвать могли не тот зуб, да и местная знахарка будет возмущаться ведь её заговоры были бы на много эффективнее. Кстати зубы чистили солью, так что рана быстро зарастет. Не переживайте. Если у вас был сильный порез, то самый эффективный и быстрый метод лечения это прижечь открытую рану раскаленной кочергой. А мелкие порезы посыпали пеплом из печи или прикладывали лечебные травы. Переломы и вывихи иногда даже не фиксировали и срасталось всё само собой. В последствии это конечно приводило к тому, что всю оставшуюся жизнь вы бы хромали. Но не надо расстраиваться, ведь средняя продолжительность жизни была всего 30 лет и стесняться своей хромоты вам осталось не так долго, так что расслабься и выпей отвар из ромашки.

В тот момент, когда Европейские красавицы достигали своей привлекательности с помощью аммиака, свинца и прочих химикатов, на Руси все было немного иначе. Нет, древние конечно же прибегали к косметике, правда использовали только природные материалы. Вместо того, чтобы наносить аммиак на лицо, для достижения белого цвета можно использовать муку. Тут конечно два варианта - либо в Европе действительно до этого не додумались, либо им хотелось придать больше естественности. Конечно второй вариант больше подходит, так как к примеру во Франции, белая кожа была признаком знатного рода и элиты в целом. Но, так как на Руси женщина в основном находилась под солнцем вне дома, сохранить естественную белизну было крайне проблематично. В качестве помады использовали сок свеклы или малины. Ингредиенты мало того, что не вредные, так ещё и можно перекусить. Чтобы выделить глаза использовали золу. На самом деле, у язычников было особое отношение к расцветке макияжа. Древние верили, что у каждого оттенка есть своя магическая сила. Это касалось, как в отношении противоположного пола, так и в отношении природы. К примеру, если девушка наносила на губы красный цвет, тем самым она могла приворожить и оказать природе, что она полна сил. Правда, я думаю, что если бы она покрасила губы в черный, её бы сожгли на костре вместо чучела на масленицу, но это уже детали. Что касаемо личной гигиены женщин на Руси, так её почти не было. Когда девушка становилась женщиной, её сразу же отдавали замуж. Так как принцип жизни на Руси заключался в земледелии, то и основная задача женщины была в том, чтобы было больше рук, которые смогут пахать на этой земле. В следствии того, что женщина почти постоянно была в состоянии беременности, цикл менструации она встречала за свою жизнь примерно раз 10-15. Рискну предположить, что дамы нынешнего времени им бы позавидовали. Но какой ценой. Тем более учитывая среднюю продолжительность жизни в 30 лет.

Если вы считаете, что древние не делали масок для лица и никак за собой не ухаживали, то вы ошибаетесь. Женскую красоту нужно было поддерживать. Так как увлажняющего крема и скраба для лица ещё не придумали, да и шампунем близко не пахло, дамам приходилось прибегать к старой, доброй, самодельной продукции. В качестве омолаживающих кремов в ход успешно шло прокисшее молоко, сметана, мёд или сало. Они придавали лицу блеск и определенный шарм. Просто представьте себе, что однажды вы проходите мимо прекрасной мадемуазель и мало того, что она очаровала вас своей красотой, так она ещё и оставила за собой великолепное "амбре" с ароматом сала. Кстати в те времена тоже красили волосы в разный цвет. Чтобы они стали светлее, их держали в отваре из ромашки, а луковая шелуха придавал волосам красный цвет.

Не смотря на всю свою красоту и приятные ароматы, у женщин средневековой Руси были обязанности. Готовка еды, уборка дома, поддержание тепла и стирка. Стирали долго и много. В теплое время года, стирали непосредственно в реке, а зимой или в холода - выкручивались, как могли. Удивительно, но стиральной машинки тогда ещё не было, впрочем, как и электричества. Поэтому в огромный чугунный котел набиралась вода а потом она ставилась в печь. В котел сразу же загружали одежду, а вместе с ней и картошку. Картофель, помимо своих питательных свойств, содержит в себе ещё крахмал, который позволял использовать его при стирке. Иногда котел доставали и одежду перемешивали палкой. Очень грязную одежду замачивали на ночь в молоке, которое также является отличным средством для стирки. На Руси, по соображениям веры, никогда не стирали одежду в банях, так как считали, что с грязью приходят злые духи, а баня являлась местом очищения не только своего тела, но и души.

Оглядываясь назад, можно точно сказать, что во времена средневековья, Русь была действительно чище Европы. Дело тут обстоит не только в трудолюбии язычников или местоположении поселений. Древние делали большой акцент на веру. Они верили в то, что только в чистом теле может находиться дух, а грязь это магнит для болезней и прочей нечести. Конечно, со временем всё немного изменилось и Русь где-то повернула не туда. Но это уже совсем другая история.

А как вы считаете - смогли бы вы жить на Руси в средневековье?
На сегодня у меня всё, это был Алик Чёрный, всем пока.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Ев­ропы. Об этом свидетельствуют археоло­гические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформиро­вавшие наши представления о русском средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобож­дены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 насти­лов) деревянными мостовыми, создан­ными в X-XI вв. Найдены в большом ко­личестве предметы гигиенического оби­хода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводы и водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии первый водо­провод был сооружен в XV в., а первые мостовые положены в XIV в.

В берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для граж­данского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовле­нием лекарств.

Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древ­ней Руси была русская паровая баня . Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способству­ющим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым на­значением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществля­ли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопуска­ния, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни сус­тавов, растирали лекарственными мазя­ми при заболеваниях кожи.

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях, наряду с многочисленными описаниями болезней князей и предста­вителей высшего сословия (бояр, духо­венства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других зараз­ных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "по­вальными болезнями". За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается бо­лее, чем о 50 "морах".

Гибель 32 тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. свидетель­ствует о том, что болезнь была чрезвы­чайно заразной и сопровождалась высо­кой смертностью.

Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест — "за­пиранию заморных мест" (улиц или до­мов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на до­рогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки.

Однако захоронение умерших от за­разных болезней вплоть до XIV-XV вв. продолжали производить по религиоз­ным ритуалам на кладбищах при церк­вах, что способствовало распростране­нию заразы. В XVI в. умерших во время мора стали хоронить на пора­женной территории или за пределами населенных мест .

В то же время в народе сохранялось представление о том, что моровые повет­рия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды. В русских на­родных сказках чума изображалась жен­щиной громадного роста с распущенны­ми волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным ли­цом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремле­нии прекратить повальные болезни на­род шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до на­ших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).

Читайте также: