Когда началось становление кочевой культуры древних обитателей башкортостана кратко

Обновлено: 04.07.2024

На протяжении столетий воедино связывались судьбы коренных народов — башкир, а также переселившихся в XVII—XX веках на рубеж Европы и Азии татар, русских, удмуртов, чувашей, мари и других народностей. История Башкирии пестрит событиями, но главное, что в огромной многонациональной стране башкиры смогли сохранить самосознание как единой народности и не потерять общую этническую и культурную идентификацию. Как это получилось? Попробуем рассказать кратко.

Древность и Золотая Орда

Люди жили в Башкирии постоянно — об этом свидетельствуют многочисленные стоянки, обнаруженные на территории Южного Урала археологами: Кызыл-Яр-2, Утюльган-8, пещера Иманай, Шульган-Таш и другие.

Башкирия в составе России

История Башкирии со второй половины XVI века неразрывно связана с историей Российского государства — сначала царства, затем империи, после — СССР и современной Российской Федерации. Во время правления Ивана IV Грозного началось значительное расширение территорий на Запад и Восток. Против Казанского и Сибирского ханства первый русский царь выступил войной, к Башкирии же отношение было иным: Иван IV призвал народ добровольно стать частью Русского государства, пообещав сохранить автономность управления, религию и другие права. На территории Башкирии сохранялось войско, землёй местные правители распоряжались по своему усмотрению. Взамен Россия помогала в отражении внешней агрессии и получала ясак — налог пушниной и мёдом, которые высоко ценились в западной части континента.

В 1574 году был заложен первый камень в Уфимском остроге. Некогда первая русская крепость на территории Башкирии сейчас стала столицей республики и носит название город Уфа.

Восстания и борьба за сохранение статуса

История сосуществования народов не была безоблачна. Иван Грозный договорённости о сохранении автономии соблюдал, а вот представители дома Романовых, пришедшие к власти после Смуты в 1613 году, повели себя иначе: на башкирских землях появлялись заставы и остроги, монастыри и слободы. Полным ходом шло освоение территорий, нарушение прав и свобод, оговорённых изначально. Вторая половина XVII века осталась в истории как эпоха башкирских восстаний. Они происходили:

После восстания, начавшегося в 1662 году и продлившемся до 1664-го, Россия ещё раз подтвердила вотчинное право народа на землю. После бунта 1681—1684 годов — свободу вероисповедания.

Отечественная война 1812 года

image4.jpg

В XIX веке, несмотря на изменяющийся состав областей, где проживали башкиры, их жизнь оставалась относительно спокойной, самоуправление осуществлялось благодаря сельским и юртовым обществам. В области землепользования у них сохранялось вековое преимущество перед бывшими русскими крепостными: на душу населения приходилось не 15, а целых 60 десятин земли.

На территории Уфимской губернии развивалась восковая, жировая, силикатная и кожевенная промышленность, строились горнодобывающие промышленные предприятия. В 1861 году начал функционировать зимний театр.

Во время голода 1891—1892 годов Уфимская губерния сильно пострадала. Сильнейший неурожай вызвал рост цен на продовольствие, к этому добавился эпидемический кризис — в те годы многие заболели тифом и холерой. Регион оправлялся от потерь медленно: сказывалась сложная внешне- и внутриполитическая обстановка на рубеже XIX—XX веков.

XX век: бунты и революции

image1.jpg

Во время революции 1905—1907 гг. в Башкирии активно проходили стачки рабочих. В декабре 1905-го местный совет даже попытался захватить власть, но восстание было подавлено, Башкирия не получила независимости, а монархия в целом сохранилась. В 1914 году началась Первая мировая война, которая ознаменовалась патриотическим подъёмом: стихийные выступления в поддержку вооружённого конфликта были в Бирске, Стерлитамаке и других городах. В период войны из Уфимской губернии на фронт отправилось около 300 тысяч человек. В промышленной сфере произошли резкие изменения: производство ориентировалось на потребности армии. Выпуск гражданской продукции сократился почти наполовину, а, например, выплавка стали и чугуна увеличилась на треть по сравнению с довоенным периодом.

В 1916 году начался заметный спад производства, совпавший с Великим отступлением — отходом императорской армии. Начались забастовки, которые по всей стране переросли в революцию.

Национальное движение за создание автономии

image3.jpg

Башкирская АССР и новое время

Столицей БАССР сначала стал городСтерлитамак. Однако уже к 1922 году границы республики расширились благодаря включению в её состав Уфимской губернии. Столица вернулась в Уфу, началась организация нового, советского жизненного уклада.

В период первых пятилеток каждое селов республике было коллективизировано. Появились нефтедобывающие предприятия, с 1938 году в БАССР начали производить бензин. Активно развивалась тяжёлая промышленность, в том числе машиностроение. Это произошло одновременно с отказом Башкирской АССР в предоставлении статуса союзной республики. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин аргументировал это тем, что Башкирская республика со всех сторон окружена советскими, и выходить из состава СССР ей некуда.

Во время Великой Отечественной войны из Башкирской АССР на фронт ушло более 600 тысяч человек. На территорию республики перевезли более сотни заводов и фабрик. После войны в регионе бурно развивалось сельское хозяйство, медицина, строительство, промышленность. К началу 70-х республика занимала второе место в Союзе по объёму нефтедобычи.

image5.jpg

На протяжении всего XX века неуклонно сокращалось число башкирских школ. А вот тиражи периодических изданий на национальном языке росли. Во время перестройки и распада СССР национальное движение приобрело новые масштабы: в 90-е активно появлялись народные клубы и центры. В феврале 1992 года на месте БАССР появилась Республика Башкортостан. В 1993 году провели референдум, согласно которому Башкирия обрела экономическую самостоятельность, при этом оставшись частью Российской Федерации. История Башкирии продолжается.

Территория современного Башкортостана была заселена еще с эпохи палеолита (каменного века). Об этом свидетельствуют следы пребывания человека в пещерах Южного Урала, стоянки по берегам рек и озер. Наиболее ценным памятником эпохи палеолита является пещера Шульган-Таш.

Бронзовый век Город-крепость Аркаим город-мастерская, где производилась бронза; это город-храм и обсерватория, где велись сложные астрономические наблюдения.

Железный век Наиболее ценными памятниками железного века являются "царские курганы", один из которых найден башкирскими археологами близ деревни Филипповка Оренбургской области, на территории исторического Башкортостана. Курган очень богат. В нем обнаружено около 700 предметов, не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок. Большинство вещей изготовлено из золота, почти все выполнено в зверином стиле.

Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями - ханствами.

Во времена Золотой Орды на территорию Башкортостана хлынули группы кочевых племен. Башкиры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих; были обязаны нести воинскую службу. Тогда же башкиры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу. Внутренние социально-экономические процессы привели в первой половине XV в. к образованию на развалинах Золотоордынского государства ряда феодальных ханств. Территория Башкортостана оказалась на стыке трех политических образований. На Волге возникло Казанское ханство, где основалась династия одного из последних ордынских ханов Улуг-Мухамеда. Политическое и хозяйственно-культурное влияние Казанского ханства на башкир, безусловно, было значительным. Однако башкирская территория, которая находилась под постоянным или длительным протекторатом казанских ханов, была невелика. Она ограничивалась средним и нижним течением Ика, долиной Мензели, низовьями Агидели и прилегающими районами левобережья Камы.

Основательное заселение территории современной Башкирии начинается в тринадцатом веке. В середине шестнадцатого века первый русский царь Иван Грозный отдал приказ о завоевании Казанского ханства. В 1552 году столица ханства была покорена, а местному населению ничего не оставалось кроме принятия русского подданства. Сделали это и башкиры, зависевшие ранее от Казанского хана. В 1557 году башкиры получили право на владение землей и опеку русского царя.

В 1574 году предводитель русских войск, отправленных для защиты башкир, приказал построить на берегу реки Белой военную крепость. В 1579 году рядом с крепостью была построена каменная церковь Смоленской божьей матери. К 1586 году вокруг образовавшегося поселения был построен небольшой деревянный кремль с тремя сторожевыми башнями. Кремль стал основой будущего города Уфа. Первоначальное название поселения было "Имэн кала", что в переводе с башкирского означает "Дубовый город". Такое название пошло из-за того, что все строения внутри кремля, стены и башни самого кремля были построены из дуба.

Название "Уфа" появилось в 1586 году, по одной из гипотез, башкиры взяли название реки и дали его поселению. В этом же году Уфа получает статус административного центра Башкирии. Несмотря на это, город по-прежнему остается всего лишь пограничной крепостью. Основную массу населения составляли солдаты русской армии, но в городе проживали и башкиры, которые приняли православие.

Территория современного Башкортостана была заселена еще с эпохи палеолита (каменного века). Об этом свидетельствуют следы пребывания человека в пещерах Южного Урала, стоянки по берегам рек и озер. Наиболее ценным памятником эпохи палеолита является пещера Шульган-Таш.

Бронзовый век Город-крепость Аркаим город-мастерская, где производилась бронза; это город-храм и обсерватория, где велись сложные астрономические наблюдения.

Железный век Наиболее ценными памятниками железного века являются "царские курганы", один из которых найден башкирскими археологами близ деревни Филипповка Оренбургской области, на территории исторического Башкортостана. Курган очень богат. В нем обнаружено около 700 предметов, не считая мелких бляшек, пронизок, бусинок. Большинство вещей изготовлено из золота, почти все выполнено в зверином стиле.




Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями - ханствами.

Во времена Золотой Орды на территорию Башкортостана хлынули группы кочевых племен. Башкиры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих; были обязаны нести воинскую службу. Тогда же башкиры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу. Внутренние социально-экономические процессы привели в первой половине XV в. к образованию на развалинах Золотоордынского государства ряда феодальных ханств. Территория Башкортостана оказалась на стыке трех политических образований. На Волге возникло Казанское ханство, где основалась династия одного из последних ордынских ханов Улуг-Мухамеда. Политическое и хозяйственно-культурное влияние Казанского ханства на башкир, безусловно, было значительным. Однако башкирская территория, которая находилась под постоянным или длительным протекторатом казанских ханов, была невелика. Она ограничивалась средним и нижним течением Ика, долиной Мензели, низовьями Агидели и прилегающими районами левобережья Камы.

Основательное заселение территории современной Башкирии начинается в тринадцатом веке. В середине шестнадцатого века первый русский царь Иван Грозный отдал приказ о завоевании Казанского ханства. В 1552 году столица ханства была покорена, а местному населению ничего не оставалось кроме принятия русского подданства. Сделали это и башкиры, зависевшие ранее от Казанского хана. В 1557 году башкиры получили право на владение землей и опеку русского царя.

В 1574 году предводитель русских войск, отправленных для защиты башкир, приказал построить на берегу реки Белой военную крепость. В 1579 году рядом с крепостью была построена каменная церковь Смоленской божьей матери. К 1586 году вокруг образовавшегося поселения был построен небольшой деревянный кремль с тремя сторожевыми башнями. Кремль стал основой будущего города Уфа. Первоначальное название поселения было "Имэн кала", что в переводе с башкирского означает "Дубовый город". Такое название пошло из-за того, что все строения внутри кремля, стены и башни самого кремля были построены из дуба.

Название "Уфа" появилось в 1586 году, по одной из гипотез, башкиры взяли название реки и дали его поселению. В этом же году Уфа получает статус административного центра Башкирии. Несмотря на это, город по-прежнему остается всего лишь пограничной крепостью. Основную массу населения составляли солдаты русской армии, но в городе проживали и башкиры, которые приняли православие.

Разводили лошадей, дрессировали соколов для охоты, безупречно обрабатывали древесину, варили клей из рыбьей шкуры, занимались земледелием. Интересные факты из жизни древних башкир рассказал ученый, который посвятил изучению их культуры более 40 лет.

Птенцов снимали со скалы

- Вы говорите о земледелии, но ведь башкир считают кочевым народом.

- Они в древности вели оседлый образ жизни. Потом утратили этот навык и стали кочевниками. О том, что люди обрабатывали землю, свидетельствуют сохранившиеся обряды. Войны и монгольское нашествие привели к регрессу. В документах территория расселения башкир определяется от реки Тобол до реки Дона и от Камы до Аральского моря. Такая огромная площадь предполагала прогрессивное хозяйствование. Куда всё исчезло, предстоит ещё разобраться.

- Соколиная охота – это ноу-хау башкир?

- В одном из архивов я познакомился с казахским учёным. Он доказывал, что соколиная охота в классической форме появилась у них в начале 16 века. Но у нас она известна со времени татаро-монгольского нашествия. Ведь захватчикам башкиры платили налог дрессированными птицами. Птенцов они собирали более мягким методом, чем их юго-восточные соседи. Те со скалы спускали на верёвке ведро с камнями и гремели о склон у гнезда, птенцы падали от испуга, их ловили на лету. Кто-то погибал.

А как делали наши предки? У моей родной деревни есть отвесная белая скала, там как раз и гнездовались соколы. Оттуда снимали птенцов орла, сокола и самого ценного – кречета. На вершине вбивали два столба, привязывали веревку, наматывая её вокруг них восьмёркой, по ней спускался охотник и брал птенцов. Одного всегда оставлял для размножения.

На щук с шестом

- Чем они ещё занимались?

- Безупречно обрабатывали древесину. Народов, которые лучше их владели этим ремеслом, я не знаю. Заявляю об этом ответственно, после изучения многих источников. Кумысный ковш, например, вырезали из берёзового капа корня. Это болезнь дерева в виде нароста – деформация волокон древесины. Такой материал не поддавался растрескиванию и гниению. В Японии изготавливают из него сувениры. Ручку посудины делали ажурной, с деревянной цепочкой. Изделие из цельного куска дерева изготовлялось минимумом инструментов: топор, нож, 3-4 резца. Ковш после изготовления проверяли другие мастера, нет ли следов клея. Эти произведения экспонируются даже в Лейпцигском музее этнографии!

- Говорят, чем точно башкиры никогда не занимались, так это рыбалкой. Правда?

- Я доказал обратное. У них имелся оригинальный способ ловли. Брали два шеста. У одного расщепляли конец, вставляли в него самца щуки и опускали в воду. К рыбе подплывали самки. К другому шесту привязывали аркан из верёвки и ловили им собравшихся вокруг щук. Были и удочки, но этот способ прогрессивнее. С его помощью выбирали только крупную рыбу.

- Тогда почему в национальной кухне нет блюд из неё?

- Для длительного хранения рыбу коптили. В тяжёлые годы, когда несколько лет подряд стояла засуха, выручали эти заготовки. А так в основном ели уху. Рыбу жарили очень редко, так как заботились о своём здоровье. В чём причина раковых заболеваний среди казахов и французов? И те, и другие едят много жареного мяса, причём французы ещё и запивают его вином.

- Есть интересные подробности, как разводили знаменитых башкирских лошадей?

- Башкиры были прекрасными коневодами, это отмечал в XIX веке немецкий учёный геолог и этнограф Фридрих Ратцель. Например, чтобы порода не мельчала, в неё надо вливать свежую кровь. Брали лошадей у соседей. Не всегда законными методами, проявляя находчивость. В чужой табун пускали кобылу. Жеребца, конечно, начинало тянуть к новенькой. А лошадь была так вышколена, что шла к лесу, где прятался хозяин, заманивая ухажёра. А там уже дело техники: жеребца арканили и уводили в свой табун. Попросту говоря, воровали. Правда, рискуя при этом жизнью: если поймают, могли и убить.

Русский писатель XIX века Пётр Добротворский хорошо написал о таланте башкир по разведению и вольтижировке коней. Сегодня эта традиция утеряна. Произошло это из-за башкирских восстаний. Тогда не только люди погибали, но и лошади. Кроме того, власти конфисковывали их в большом количестве. Другая причина – миграция, люди приходили сюда со своим скотом. Породы перемешались.

- Сегодня же разводят башкирскую породу.

- В Салаватском районе? Это не те скакуны, о которых писал генерал Пётр Румянцев, восторгаясь их быстротой и лёгкостью бега. В его армии в Восточной Пруссии в Семилетнюю войну воевало четыре полка башкирской конницы. Кстати, и в Великую Отечественную кони наших бойцов 112-й кавдивизии отличались выносливостью и обученностью. Например, во время вражеского обстрела они по команде ложились на землю, создавая живую защиту для хозяина.

Как ловили медведя

- Что ещё утеряно?

- Раньше умели варить клей из семи видов рыбьей шкуры. Его использовали для изготовления орудий труда, утвари, например посуды из бересты, склеивания бочек. Лук делали из двух пород дерева: сосновой и лиственной. С таким оружием можно было воевать и в дождь, и в зной. Охотничьи лыжи снизу обклеивали мехом, а клей готовили на основе крови животных. Как – неизвестно, технология утеряна. Когда человек шёл в гору, такие лыжи не скатывались вниз.

- Но бортничество сумели сохранить.

- Башкиры испокон веков занимались бортничеством, хотя есть мнение, что они переняли его от финно-угорских племён. Была придумана целая система защиты мёда от медведей. Перед бортями на верёвках закрепляли площадку с ловушкой. Когда мишка забирался на неё, она опрокидывалась, аркан фиксировал его заднюю лапу, и так он качался на дереве до прихода бортника, который, кроме мёда, ещё и свежую медвежатину получал.

Или на ветку перед бортью привязывали тяжёлый чурбак, чтобы он висел перед летком (отверстие, через которое пчелы попадают в борть). Медведь отталкивал чурбак лапой, и он, возвращаясь, бил его по морде. Чем сильнее толкал медведь чурбак, тем сильнее был возвратный удар.

Башкиры вообще активно использовали то, что давала им природа: дикорастущие травы, корнеплоды и кору деревьев. Эти знания им помогали в межсезонье, особенно ранней весной, когда зимние запасы уже закончились, а нового урожая еще нет. Дикий чеснок, очень богатый крахмалом, ели вместо картошки, заправляя им шурпу. В голодные годы варили кору ильма, липы, сосны.

- А что башкиры переняли у других народов?

- У русских - овощеводство, более прогрессивные методы хлебопашества. Дёгтекурение переняли у мордвы. Дёготь вытапливали из бересты, смазывали оси телеги, пропитывали сбрую. Смешивая со змеиным ядом, делали мазь, которая помогала при ревматизме и суставных заболеваниях. Это лекарство высоко ценилось купцами из среднеазиатских городов Хорезма, Бухары и т.д.

- Говорят, у вас есть какое-то уникальное седло, которому уже сотни лет?

- Мне действительно посчастливилось найти очень редкое башкирское седло. Его передняя и задняя луки были изготовлены из дерева, а соединительные пластины-полочки из бересты. Вся конструкция скреплена нитями из конских сухожилий. Береста очень устойчива к воздействию внешней среды, поэтому не гниёт и не разрушается. Найденное мной седло служило уже седьмому поколению его владельцев. Такие сёдла изготавливали только в Башкирии! Причем известны они были уже в эпоху Средневековья.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ. запись закреплена

Кочевое скотоводство у башкир

По наиболее древним источникам, относящимся к XIII столетию, народ исключительно пастушеский, башкиры оставались скотоводами по преимуществу вплоть до половины прошлого столетия.
Обширные пространства земли с роскошными лугами и тучными пастбищами позволяли им содержать многочисленные стада скота. Несмотря на то, что каждое восстание, каждый башкирский бунт уносил десятки тысяч голов скота, к концу XVIII столетия, ко времени начала упадка экономического благосостояния башкир вообще и скотоводческого хозяйства в частности, по словам Георги (9, 98), редко и у простого башкира бывало меньше 30—50 лошадей; многие из них имели до 500 голов, а богатые до 1000, 2000 и более голов лошадей; число овец превосходило или равнялось числу лошадей, а рогатого скота они держали вдвое меньше против количества лошадей; почти у каждого бывало также немного коз.
Неудивительно поэтому, что автор известной “Топографии Оренбургской” П. И. Рычков в своем “рассуждении о башкирском состоянии”, относящемся ко второй половине XVIII столетия (31, 134), писал, что “башкиры сами для себя не имеют большой нужды в земледелии, имея довольно скота, питаются они по большей части мясом, молоком, крутом…” Даже много позднее, до половины прошлого столетия, во времена кантонского управления, по весьма приблизительным подсчетам и то у башкир насчитывалось свыше полумиллиона лошадей, такое же количество овец и около 300 тысяч голов рогатого скота. Еще до последнего времени за Уралом многие башкиры считали свои стада и табуны сотнями голов.
Особенно много разводили и разводят башкиры лошадей, так как они служат средством передвижения, мясо и молоко их является главным питательным продуктом, шкуры идут на изготовление одежды и посуды, конским волосом шьют, он же идет на изготовление веревок.
О древних формах скотоводческого хозяйства башкир мы знаем очень мало. Несомненно только, что башкиры, подобно другим азиатским кочевникам, охотились на диких лошадей и приручали их. В 1738 году обер-егермейстер Волынский, докладывая императрице Анне Иоанновне о местах, где водятся дикие лошади, упоминает о Башкирии по ту сторону Урала. Есть указания на то, что еще в конце XVIII столетия дикая лошадь жила в Зауралье (32, 83). Если дикая зауральская лошадь и не была прямой родоначальницей современной башкирской, то она скрещивалась с последней. Порода башкирских лошадей отличается от приуральской русской и от киргизской. Она низкоросла и не особенно красива, имеет большую голову с характерным закруглением морды; общие покровы толсты, шерсть груба, зимою длинная. Корпус ее умеренно длинный, или даже короткий; мускулатура как туловища, так и конечностей хорошо развита. Умеренно длинная спина переходит в прямой или мало наклонный крестец. Вообще, она отличается крепостью и значительной быстротой бега.
Нередко встречаются среди башкирских лошадей иноходцы (юрга), которые ценятся довольно дорого.
Ухода за башкирской табунной лошадью нет никакого; с первых же дней своего появления на свет она остается на открытом воздухе без всякого призора. Круглый год она находится на подножном корму и зимой во время тебеневки нередко добывает себе пищу из под глубокого снега. В это время главную ее пищу составляют стебли высоких растений, особенно ковыля. Бродя целый день по степи, на ночь лошади собираются в защищенные от ветра места, сбиваются в круг и в случае нападения волков защищаются общими силами. Если башкирские лошади действительно происходят от туземных диких, то вряд ли они когда либо были более высокорослы.
В последнее время башкирская лошадь сильно смешалась с русской и другими породами, и остатки старой породы можно встретить только кое где в Зауралье. Рогатого скота башкиры держат значительно меньше, чем лошадей; выезжающие на кочевки имеют его в два—три раза меньше, чем лошадей, а большинство по одной—две головы на хозяйство Как и лошадиное, мясо рогатого скота употребляется в пищу, из молока заготовляются запасы сыра (курут) и масло, кожа идет на обувь и для хозяйственных надобностей. Порода башкирских коров, по-видимому, ничем не отличается, как от разномастной азиатской, в частности киргизской* коровы, так и от русской; она среднего роста или даже малого, угловатой формы, с опущенной головой, с всклокоченной грубой шерстью, не особенно молочная и не мясиста, без запаса жира. Когда то эти коровы тебеневали вместе с лошадьми, следуя за ними при перекочевках и на пастбищах, теперь же они повсюду кормятся зимой в деревнях.
Овца, некогда игравшая в жизни башкира-кочевника не менее важную роль, чем лошадь, еще и теперь разводится в большом количестве в восточной Башкирии. Помимо прекрасного мяса, она дает шерсть, которая необходима была башкиру и для устройства жилища (войлочные кибитки), и для обуви (валеные чулки и сапоги), а впоследствии из нее начали выделывать ткани; овечьи шкуры и до настоящего времени играют исключительную роль, как материал для одежды. Наиболее распространенная порода овец простая русская разношерстная, большею частью белая овца с коротким хвостом, довольно грубой, толстой несколько курчавой шерстью. Другая порода, киргизская или калмыцкая курдючная овца, столь распространенная в западной и центральной Азии, в Башкирии встречается главным образом в ее юго-восточной части. Эти овцы отличаются от общераспространенных большим ростом, большими головами с повислыми ушами и присутствием жирового хвоста; шерсть длинная, кудрявая и толстая.
В степной части страны, населенной башкирами, там, где овец держат большими стадами, они еще и поныне в хорошие зимы (не очень снежные и без гололедицы) тебенеют с лошадьми круглый год. В меньшем количестве держат башкиры коз. Беднякам коза заменяет корову, тогда как овец башкиры нигде не доят. Шерсть коз идет главным образом на изготовление половиков-ковров и сукна, пух (подшерсток)—на шали и шарфы; шкуры идут на изготовление кож, реже мехов, мясо—в пищу. Порода башкирских коз та же, что и коз русского населения края, мелкая, масть—черная, белая и серая. В старину башкиры держали верблюдов той же породы, как и киргизы. Во времена Палласа (7, 351) их было особенно много в Исетской провинции, где они бывали очень хороши и при дурном содержании.
По словам Черемшанского (11, 367) еще в половине прошлого столетия верблюды водились у башкир по рр. Белой, Деме, Сакмаре и Исети; здесь они употреблялись вместо лошадей для перевозки тяжестей; их не навьючивали, но впрягали в телеги и в сани. Шерсть и шкуры верблюдов шли на разные изделия, мясо и молоко употреблялись в пищу. Насколько значительно было количество верблюдов у башкир можно судить по тому, что по требованию правительства во время турецкой кампании (1828—29 гг.) башкиры для перевозки грузов доставили в Оренбург свыше тысячи верблюдов (33, № 20).
По официальным данным к 1850 г. в Оренбургской губ. насчитывалось около восьмисот верблюдов, в настоящее же время башкиры их совсем не держат. Верблюды приобретались башкирами от киргизов и других кочевников Средней Азии, впрочем они и сами разводили их. Хотя верблюд животное вообще неприхотливое, морозы Приуралья были для него слишком суровы. Поэтому башкиры строили для них на зиму теплые шалаши, в которых клали достаточное количество соломы или хвороста; молодых они, подобно киргизам на зиму обшивали кошмами и помещали вместе с матками в теплом шалаше (9, 99). Естественно, что при значительном количестве скота, нередко в несколько сот голов одному семейству даже при нескольких работниках нет возможности заготовить столько корма, чтобы держать его зимой в деревне. Отсюда вытекает необходимость не только во время лета кочевать со скотом, но и зимой держать его на подножном корму. Еще не так давно, в 1849 г. (34, 3), из тринадцати башкирских кантонов только первый и второй (уезды: Осинский, Пермский, Екатеринбургский и Красноуфимский), пятый (Троицкий у.), двенадцатый (Мензелинский у. и Вятская губ.) и отчасти тринадцатый (Бугульминский у. и Самарская губ.) были оседлы, остальные же все кантоны считались кочевыми. Иначе говоря, все башкиры, за исключением крайнего севера и северо-запада обитаемой ими области, жили кочевым скотоводством. К началу нынешнего столетия с уменьшением земельных владений у башкир и постепенным распространением среди них земледельческого хозяйства, скотоводство сильно пало. По имеющимся у нас сведениям целыми деревнями выезжают на кочевку только башкиры центральной части южного Урала, а именно: инзер-катайцы, гирей-кипчаки, кубелякцы, горные — тамьян-тангаурцы, карагай-кипчаки и бурзяне, а также приуральские бушман-кипчаки. В этой области богатые скотом башкиры выезжают на кочевки для прокормления последнего, бедные же для лесного промысла. Значительно обширнее территория, на которой кочует только часть деревни—лица, богатые скотом. Это будет вся зауральская часть страны башкир, за исключением самой северной (сирлинцы и мякотинцы) и самой южной ее части (усерган); на западном склоне Урала и в юго-западной степи кочуют только: калчир и кси-табынцы, юрматынцы ильчек-тимировой и карамышской тюб, редкие из яик-субыль-минцев, бушман-суун и кара-кипчаков и бурзян. На кочевку башкиры выезжают обыкновенно в конце апреля, в начале мая и кочуют в зависимости от местности до конца сентября или октября. В продолжение лета каждое семейство меняет место кочевки раза три, четыре и кочуют они по возможности вдали от деревни, чтобы сохранить на зиму траву по близости зимнего своего пребывания. По мере сокращения территории и увеличения населения, возможность откочевывать далеко от деревни, верст за 30—50, осталась только у немногих родов, а с развитием земледелия является необходимость ограждения полей от пастбищ, что повело к образованию, так называемых, поскотин (басу). Поскотины (выгоны) эти первоначально настолько велики, что скот, пригоняемый днем в деревню для доения, за ночь не успевает доходить до ее отдаленных концов, нередко верст за шесть-восемь, где трава хорошо сохраняется, тогда как у деревни она выедается. Поэтому там, где кочевые земли уже запаханы, башкиры к концу лета откочевывают в отдаленные углы деревенской поскотины и только по уборке хлебов кочуют за поскотиной.
Вдали от деревни, верст за пятнадцать двадцать и более, кочует большинство башкир; около деревни, в поскотине и на полях по уборке хлебов кочуют только субыль-минцы, некоторые из зауральских катайцев и тамьян-тангаурцы, поздней осенью перед входом в зимнюю избу. Как мы уже упоминали, большие стада круглый год находятся на подножном корму. Но тебеневка возможна далеко не везде. В зауральской степи, где снега не особенно глубоки, скот легко добывает себе пищу. Особенно благоприятствует тебеневке то обстоятельство, что башкирская степь и лесостепь преимущественно холмисты, благодаря чему снег с высоких мест сдувается и обнажаются некоторые, особенно высокие, травы. Во время тебеневки лошади обычно идут впереди, разгребают копытами снег и съедают вершины стеблей, за ними идет рогатый скот, и, наконец, овцы, поедающие траву до самого корня.

Размещаю отрывок из книги С. И. Руденко “Башкиры. Опыт этнологической монографии”. Часть II. “Быт башкир”. Ленинград, 1925.

* В российской историографии Нового времени под киргизами подразумеваются исключительно казахи
______________________________________________________________
Башкиры издревле--кочевники!
Башҡорттар--күсмә халыҡ!

Читайте также: