Просвещенный абсолютизм во франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Просвещенный абсолютизм не мог существовать во Франции, поскольку именно там произошла Великая французская революция, а вот после нее просвещенный абсолютизм был в Германии им Австровенгрии

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов сталотретье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет вБольшой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов.В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.




Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

Другие страны изживали феодальную систему по-своему и в иных хронологических рамках, хотя капиталистический уклад проник в городское хозяйство и деревню практически в каждой из них.

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреж-дение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Гене-ральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распро-странение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других приви-легий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались.

ДРУГОЙ ИСТОЧНИК!

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов сталотретье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет вБольшой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов.В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

Просвещенный абсолютизм — это государственная политика, направленная на реализацию ключевых идей французского просвещения, сформировавшихся во второй половине XVIII века во Франции такими видными деятелями как Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф. Вольтером, Ж.-Ж. Руссо и др.

Ключевые идеи французского просвещения заключались: в признании деизма, общество невежественно из-за пороков, признание идеи естественных прав человека, признание выдающейся роли личности в истории и политике, рационализм и пр.

Разберем все это подробнее. Эта тема крайне важна для понимания исторических реалий XVIII столетия, а также для расширения кругозора, без которого невозможна сдача экзаменов за достойные баллы!

Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация

Истоки

Для начала ответим на вопрос: что такое просвещенный абсолютизм? .

Причины Просвещенного абсолютизма как исторического явления заключается в новом витке развития общества. Это означает, что на смену феодальной психологии, феодальному устройству общества пришла капиталистическая формация. Хотя в общественной структуре общества Западной Европы этот переход был значительно раньше — примерно к середине XVII века. Ментальное развитие общества шло медленнее.

В сфере культуры активно шел процесс секуляризации светской культуры от религии и церкви. Это начало происходить еще в эпоху Ренессанса. В результате появляется Теория общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса. Эта теория стала основой для философских построений французских Просветителей.

Эпоха Просвещения — это вся вторая половина XVIII века. Идеи Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и прочих философов были крайне популярны. Почему? Да и в чем, собственно, они заключались?

Ключевые идеи и признаки

Реализация этих идей в Российской империи

Политика Просвещенного абсолютизма характерна для Екатерины II, австрийского императора Иосифа II, прусского короля Фридриха II, шведского короля Густава III. Во Франции эта политика не нашла своего отражения, потому как французский король Людовик XV и его преемник Людовик XVI проводили свою политику, которая в итоге привела к Великой Французской Революции.

Однако именно императрица Екатерина Вторая считается самой последовательной и прилежной ученицей французских просветителей. Ещё будучи принцессой Екатериной Алексеевной, спасаясь от одиночества, она зачитывалась произведениями, в которых черпала идеи Просвещения. Однако интерес у самих просветителей к ней возник только тогда, когда у нее оказалась власть после дворцового переворота 1762 года.

Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро и прочими, говоря, что вот уже реализует их идеи, что благосостояние российского крестьянина неуклонно повышается. Однако, разумеется, императрица откровенно говоря выдавала желаемое за действительное. Это и другие факты позволили советским историкам говорить о ее лицемерии. Дескать да, она хотела реализовать просветительские идеи, а на деле этого не произошло. Почему, кстати, читайте здесь. Там же читайте про государственную деятельность Екатерины.

Однако некоторые реформы все равно были реализованы в контексте идей Просвещения. Среди них можно назвать следующие:

Таким образом мнение советской историографии о том, что императрица была лицемеркой — уже отжившее свое время и не соответствует современным представлениям об этой государыне. Императрица оставила Российскую империю еще более великой, какой она стала в ходе реформ Петра Великого.

Любая критика распадалась все 2 составляющие: критика земли (земных порядков) и критика неба (церкви).

Критика земли : Просветители жестко критиковали всю систему феодальных порядков, критиковалась система землевладения. Критиковалась система феодальных законов, налоговая система, незащищенность простых людей по сравнению с дворянами, менталитет дворянства.

Критика церкви : Все просветители сходились в одном-в острой критике церкви. Французские и другие философы сделали для себя огромное открытие - церковь не просто красивый дом, но идейная опора абсолютизма. Церковь критиковалась за политические притязания, земные привилегии. Во Франции было запое щено критиковать церковь открыто. В 1757 был подписан закон, согласно которому смертная казнь была не только у писателей и издателей, критикующих церковь книг, но и покупателей.

На смену феодализму идет общество общество справедливости и равенства. Ядром учения просветителей была идея естественного права. Пока в обществе у людей сохраняются естественные права- это общество здорово. Человеческий разум - способность человека определять, что такое добро и что такое зло, правда и неправда, опираясь на логику и опыт. Когда у людей отнимают естественные права, то разум людей затемняется. Церковь воспользовались затемнением народного разума и навязала людям свои доводы. Вывод, который делали просветители: человек должен вновь обрести разум и осознать в каком он положении находится. Просветители видели свою задачу в распространении знаний обо всех сторонах жизни. Появляются энциклопедии (Дидро). Просветители также поддержали и идею общественного договора.

Просветители считали, что будущее общества будет обществом всеобщего счастья. В будущем обществе не будет места абсолютизму, именно Монтескье предложил идею разделения властей на 3 ветви. Права: свобода, равенство, собственность. Свобода ( по Вольтеру) - зависимость человека только от закона. Равенство - зависимость всех в равной степени от закона. Частная собственность - не естественное права, поэтому необходимо предотвращать чрезмерное накопление богатства. Собственность в обществе должна быть поделена между всеми поровну. Руссо был против насильственного отъема собственности. В это время у всех просветителей было ощущение, что идет что то колоссальное. Вольтер писал, все, что происходит вокруг меня бросает зерна революции, которая наступит неминуемо.

В то же время, что и эпоха просвещения, в тех же странах возникает еще один феномен. Проведенный абсолютизм - это волна реформ, которая охватила во второй половине 18 века практически все страны Западной Европы. Реформы проводились во всех сферах. Проходили эти реформы в феодальных странах. Инициатива реформ шла сверху от абсолютной власти феодальных монархов. В ходе реформ ущемлялись права и привилегии духовенства и дворянства. В середине 17 века в Англии произошла революция, приняты бизнес законы, у феодальных монархов Европы зреет понимание, что престиж и силу государства определяет не роскошные дворцы и дворы, а промышленная мощь. Возникает понимание необходимости реформ. С другой стороны в этих феодальных странах медленно развиваются буржуазные отношения, растет количество мануфактур, а значит растет количество буржуазии => растет количество людей, заинтересованных в реформах. Целью реформ п. а. была модернизация существующих феодальных порядков, стремление монахов подтянуть свои страны до уровня Англии, чтобы соперничать с ней. Монархи стали приглашать к себе на службу в качестве министров виднейших ученых - просветителей. Те страны, где эти реформы прошли, более или менее плавно перешли от феодализма к капитализма, избежав революции. Реформы проводились и во Франции, их проводил Тюрго, он начал постепенно разбивать феодальную систему во Франции. Он отменил цеховую систему, разработал единую систему налогообложении, систему выборного самоуправления во Франции, проект взимания 20 ( дворяне должны были платить казне пятую часть своих доходов). Все реформы Тюрго были сорваны, потому что французское дворянство не хотело платить, они добились его отставки и все его реформы были отменены. Франция оказалась единственной страной, где реформы были сорваны.

Читайте также: