Самозванец история россии 7 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, когда и в каких странах самозванцы получали власть или боролись за неё. Поразмышляйте, почему в России до начала XVII века не было самозванцев. По результатам проведенного исследования самостоятельно сформулируйте условия, при которых появляются самозванцы.

Самозванство в России – не такое уж и оригинальное явление. Мировой истории известны множество случаев, когда люди, выдававшие себя за других людей, стремились получить те или иные выгоды. Но в данном проекте нас будут интересовать лишь те самозванцы, которые в разных странах получали власть или боролись за неё. Наша задача – попытаться найти общие условия в каждом рассматриваемом случае самозванства и сформулировать признаки, при которых наиболее вероятно появление лже-претендентов на высшую власть.

Самозванцы в мировой истории

Древняя Персия – Лже-Бардия

Камбис II, правивший персидской державой Ахеменидов в VI веке до нашей эры, вошел в историю как жестокий и тщеславный царь. Ради сохранения своего трона он убил брата Бардию, которого подозревал в организации восстаний против своей власти. А затем отправился покорять Египет. Во время похода его и настигли слухи о том, что некий человек, называющий себя Бардией, захватил власть над персами.

Древний Рим – Лже-Нерон

Римского императора Нерона мы привыкли воспринимать как фигуру трагикомическую — тиран, известный своими экстравагантными выходками, но никак не искусством управления государством. Ничего удивительного, что свою жизнь в 68 году он окончил бесславно — покончив с собой, после того как сенат объявил его врагом Рима. Однако гораздо менее известен тот факт, что Нерон пользовался огромной популярностью и даже любовью народа в восточных провинциях империи. Греция была благодарна ему за серьезные налоговые льготы. А Парфия, с которой Нерон заключил выгодный мир, вернув ей Армению, искренне считала императора своим другом.

Португалия – Лже-Себастьян I

Король Португалии Себастьян I Оригинальный слыл действительно большим оригиналом. Он был весьма молод, отличался слабым здоровьем и богатой фантазией, проводя больше времени в мире воображаемом, где он выступал в роли паладина Иисуса Христа. Себастьян не питал любви к браку и вообще мечтал постричься в монахи, но не успел – погиб в крестовом походе в Марокко. В первом же бою.

Шотландия – Лже-принцесса Маргарет

Первой известной самозванкой Европы стала Лже-Маргарет. Принцесса Маргарет была дочерью норвежского короля Эйрика и внучкой шотландского короля Александра. Летописи гласят, что мать девочки умерла еще при родах в 1283 году. Когда малышке исполнилось два года, погиб ее дед и в Шотландии началась борьба за власть. В итоге стороны сошлись на том, что именно Маргарет и должна стать правительницей страны, а в силу ее возраста пока назначался регентский совет из шести вельмож. Существовали далеко идущие планы, которые предусматривали брак принцессы с принцем Эдуардом, будущим королем Англии и объединение через этот брак двух стран. Однако в возрасте 6 лет Маргарет, или как ее называли Шотландская дева, умерла. Это послужило началом новой волны междоусобиц, борьбы за власть и независимость. Появлению лже-принцессы способствовал тот факт, что девочка умерла без свидетелей, неясно было, как и чем она болела, тем самым появились слухи и пересуды. В 1300 году в Норвегии из Германии появилась некая особа, которая объявила, что именно она и является Маргаритой, а ее смерть была инсценирована с целью завладеть властью. История не сомневается, что это была самозванка, ведь на вид ей было около 40 лет, в волосах просвечивала седина. Разве такое могло быть с семнадцатилетней девушкой, какой должна была быть принцесса Маргарет в это время? Король Хакон, дядя Маргарет провел тщательное расследование. Авантюра же по захвату королевского трона не удалась, так как знать, в отличии от мелких дворян, не поддержала принцессу. Считается, что за самозванкой стояли крупные вельможи, которые пытались прийти к власти. В 1301 году Лже-Маргарет была сожжена на костре, а ее муж обезглавлен.

Англия – Лже-принц Эдуард Уорик

Так называемая Война Алой и Белой розы между английскими домами Йорков и Ланкастеров завершилась в 1485 году тем, что на престол взошел король Генрих VII. Йорки проиграли, но продолжали вынашивать планы реванша. Однако для государственного переворота им нужен был законный претендент на престол. Таким они решили объявить мальчика по имени Ламберт Симнел, который внешне был немного похож на юного принца Ричарда Йоркского, убитого во время заключения в Тауэре. Правда, заговорщики довольно скоро передумали и решили выдать Симнела за другого молодого принца — Эдуарда Уорика, племянника короля Эдуарда IV. Мальчика, который был сыном простого горожанина, очень хорошо подготовили к исполнению роли принца. Затем его переправили в Ирландию, где позиции йоркистов были сильны и откуда должно было начаться восстание.

Заговорщики не учли одного — самого главного. Эдуард Уорик, которого они считали мертвым, оказался жив. Король Генрих VII, до которого дошли слухи о заговоре, распорядился срочно доставить Уорика из Тауэра, где тот находился в заключении, и показать жителям Лондона, чтобы те видели, что Йорки поддерживают самозванца.

Несмотря на это, в мае 1487 года йоркисты короновали Лже-Уорика как короля Эдуарда VI в кафедральном соборе Дублина и в начале июня начали вторжение в Англию. Несмотря на то, что пара городов открыла им свои ворота, спровоцировать масштабное восстание против Генриха заговорщикам не удалось. Король же двинулся навстречу с армией и наголову разгромил йоркистов в битве при Стоук-Филд, которая считается последним сражением Войны Алой и Белой розы.

Черногория – Лже-Петр III

Самозванство в России

Мы рассмотрели наиболее известные случаи самозванства, известные мировой истории. Теперь давайте посмотрим, каким было явление самозванства в России.

Смута в России была вызвана событием случайным — пресечением царской династии. В конце XVI века такое событие привело к борьбе сначала к политической — за царствование, потом к социальной — к усобице общественных классов. Каждый социальный класс искал своего царя или ставил своего кандидата на царство; эти цари и кандидаты были только знаменами, под которыми шли друг на друга разные политические стремления, а потом разные классы русского общества. Мы видим, что Смута началась происками большого боярства, восставшего против неограниченной власти царей. Продолжали ее политические стремления столичного гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов высоких боярских родов. За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые народные классы, поднявшиеся против всякого государственного порядка, во имя личных льгот, т.е. во имя анархии.

Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство казацких и польских шаек, отбросов московского и польского государственного общества, обрадовавшихся легкости грабежа в замутившейся стране. В первое время боярство пыталось соединить классы готового распасться общества во имя нового государственного порядка; но этот порядок не отвечал понятиям других классов общества.

Тогда возникла попытка объединить распадающуюся страну, искусственно воскресив только что погибшую династию, которая одна сдерживала вражду и непримиримые интересы разных классов общества. Самозванство было выходом из борьбы этих непримиримых интересов. Когда не удались две попытки самозванства, тогда, по-видимому, не оставалось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы предотвратить распад общества. Идея самозванства стала важным признаком и модным явлением Смуты.

К счастью, общество не распалось: расшатался лишь государственный порядок. Когда разрушились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество. Казацкие и польские отряды, медленно, но постепенно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества соединиться не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя сохранения национальной и религиозной общности, которым угрожали казаки и ляхи. Таким образом Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего русского общества со вмешавшимися во внутреннюю усобицу сторонними иноземными силами.

По официальной и широко распространенной версии Лжедмитрием Первым был именно беглый монах Отрепьев. Приводится много доводов за и против этой версии. Борис Годунов и патриарх Иов провозгласили его Григорием Отрепьевым. Впоследствии то же сделал Шуйский и подтверждал это показаниями монаха Варлаама, странствовавшего с Григорием Отрепьевым. Однако историк Н.И.Костомаров приводит свои аргументы против этой версии:

1) Если бы названый Димитрий был беглый монах Отрепьев, убежавший из Москвы в 1602 году, то никак не мог бы в течение каких-нибудь двух лет усвоить приемы тогдашнего польского шляхтича. Мы знаем, что царствовавший под именем Димитрия превосходно ездил верхом, изящно танцевал, метко стрелял, ловко владел саблей и в совершенстве знал польский язык: даже в русской речи его слышен был не московский выговор. Наконец, в день своего прибытия в Москву, прикладываясь к образам, он возбудил внимание своим неумением сделать это с такими приемами, какие были в обычае у русских.

2) Названый царь Димитрий привел с собою Григория Отрепьева и показывал его народу. Впоследствии говорили, что это не настоящий Григорий: одни объясняли, что это был инок Крыпецкого монастыря, Леонид, другие, что это был монах Пимен. Но Григорий Отрепьев был вовсе не такая малоизвестная личность, чтоб можно было подставлять на место его другого. Григорий Отрепьев был секретарем патриарха Иова, вместе с ним ходил с бумагами в царскую думу. Все бояре знали его в лицо. Григорий жил в Чудовом монастыре, в Кремле, где архимандритом был Пафнутий. Само собою разумеется, что если бы названый царь был Григорий Отрепьев, то он более всего должен был бы избегать этого Пафнутия и прежде всего постарался бы от него избавиться. Но чудовский архимандрит Пафнутий в продолжение всего царствования названого Димитрия был членом учрежденного им сената и, следовательно, виделся с царем почти каждый день.

3) В Загоровском монастыре (на Волыни) есть книга с собственноручною подписью Григория Отрепьева; подпись эта не имеет ни малейшего сходства с почерком названого царя Димитрия.

Споря о степени влияния, ни один историк не отрицает боярского участия в наступлении Смутных времен. Одни историки считают, что самозванец был чуть ли не подготовлен под влиянием семейства Романовых, в услужении которых Отрепьев провел большую часть своей юности. Они обосновывают свою позицию тем, что политические взгляды Отрепьева воспитывались именно в Романовской среде, а бегство Григория было последствием разгрома Романовых Борисом Годуновым. Действительно, в некоторых документах отмечается странная радость Филарета Романова, постриженного в монахи и сосланного по приказу Годунова, после появления известий о вторжении войск Лжедмитрия. После воцарения Лжедмитрия Филарет Романов был отозван из ссылки и даже занял пост митрополита, а все Романовы были прощены и восстановлены все их привилегии. Да и сам Борис Годунов, узнав о появлении Лжедмитрия, первым бросил обвинение в его подготовке своим боярам.

Другие историки считают, что подготовка самозванца Романовыми – надуманный факт и подтверждают это тем, что авантюра самозванства возникла не при дворе Романовых, а в Чудском монастыре. Тем не менее эта авантюра была поддержана рядом боярских семейств, противников Годунова, обеспечивших переход войск на сторону Лжедмитрия после смерти царя Бориса.

А что же Польша с Литвой? Какова их роль в этой авантюре? Здесь более или менее все понятно, поскольку существует множество документов о пребывании Лжедмитрия в Польше – от его пребывания у Адама Вишневецкого, который, считается, что первый надумал использовать самозванца в своей борьбе с Москвой за земли Брачина, до семейства Мнишека и приемов у короля Сигизмунда.

В то время Польшей был заключен с Россией мир на 20 лет (1600 год). При этом король Сигизмунд III искал повод развязать войну с Россией. Польские порядки значительно отличались от русских. Король обладал ограниченной властью. Оппозицию его власти возглавлял не кто иной, как коронный гетман Замойский. В окружении гетмана проекты войны с Россией не встретили одобрения. Зато Сигизмунд III давно лелеял планы похода на восток. Его воинственные замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Мы видим, что в этот период в Польше вступили в противоборство две партии, одна из них была за мир с Россией, другая – за войну. Юрий Мнишек, стремясь выслужиться перед Сигизмундом, а также пытаясь загладить кое-какие старые грешки, типа воровства царских драгоценностей, предложил использовать Отрепьева для похода на Москву. Сигизмунду такая идея пришлась по душе, к тому же обещания, которые давал Отрепьев, не могли оставить его равнодушным. Кроме того, он получил одобрение на это от императора Священной Римской империи (правда, после весьма ироничной резолюции).

Подведем итоги. Скорее всего эта история самозванства была частной инициативой либо самого Отрепьева, либо кого-либо из его сподручных. Однако, этой историей поспешили воспользоваться алчные польские правители Вишневецкий, Мнишек и Сигизмунд III, обеспечив материальную базу для вторжения Лжедмитрия. Также этой же историей воспользовалось русское боярство, стремясь сместить неугодного им Бориса Годунова. Получается, Лжедмитрий врал себе, врал полякам, врал русским и пытался любым способом пробраться к трону. Поляки считали его своим слугой, бояре считали его своим ставленником. При этом ни те, ни другие ни на секунду не верили в правдивость истории о чудесном спасении царевича Дмитрия, а просто использовали подвернувшуюся возможность.

Рассмотрев приведенные случаи самозванства, мы можем попытаться выделить общие черты и правила для этого явления.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:
Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству. В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Если в двух словах- то Дмитрий был настоящий, потом самозванцами Романовыми дегтем обмазан так, что лохи до сих пор в это верят.

Период русской истории на рубеже 16-17 веков, когда государство сотрясалось от внутренних неурядиц и иностранных вторжений называют “смутным временем”. Начало смуте положил человек, которого звали Григорием Отрепьевым. В историю он вошел как Лжедмитрий 1. Он появился в Польше и выдавал себя за спасшегося сына Ивана Грозного. Он рассказывал, что в детстве чудом спасся от убийц, подосланных Борисом Годуновым. Якобы он воспитывался у чужих людей, был монахом, но, боясь преследований, бежал за границу, а теперь хочет получить свои законные права на русский престол. Польша была постоянным соперником России и решила оказать поддержку самозванцу. Польский король Сигизмунд выделил Отрепьеву военный отряд, в обмен на это самозванец пообещал ввести в России католичество и передать Польше Смоленские и Северские земли.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка урока истории России в 7 классе по теме:

Смутное время. Самозванцы

Цели: Выявление причин начала смуты в России в начале 17 века

Дать представление о настроениях российского общества в первой половине XVII века

Формирование навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;
Сформулировать активную гражданскую позицию современного российского гражданина.


Задачи :

Определение причин возникновения, целей, значения народных движений в Смутное время;

Развитие навыков работы с историческим материалом

Воспитание гражданственности и патриотизма .

План урока:

Актуализация полученных знаний

Причины и суть Смутного времени.
Краткое изложение исторических событий Смутного времени – рассказ учителя;

Выступление Ивана Болотникова

Вторжение войск Польши и Швеции.

Оборудование:
1.Учебное пособие: “История России” А.А.Данилов,Л.Г.Косулина

2.Раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников о событиях начала XVII в.

4 Интеракти вные дидактические материалы

Ход урока

Прямые были страсти –

Порядка ж ни на грош.

Известно, что без власти

Далеко не уйдешь.

Толстой А. К

1.Актуализация полученных знаний

1.Работа с документом.

Учёные так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 году: При царе Иоане Васильевиче крестьяне выход имели вольный , а царь Фёдор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил.

- Какой указ искали учёные? Что такое ЭТО ? (Указ о запрещении перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день.Заповедные лета.)

- При каком монархе было введено это ограничение? (При царе Фёдоре Ивановиче, указы 1592-1593г.г.)

- Как ещё можно назвать совет старейших бояр ?(Боярская дума)

- Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению с Боярской думой? (Влияние Бориса Годунова на царя сильнее, чем влияние на него Боярской думы)

- Что ещё было произведено наряду с введением ЭТОГО, судя по документу?(Была произведена перепись, чтобы знать, что переезды крестьян прекратились)

2 Правление Бориса Годунова

Многовариантные тесты по интерактивным дидактическим материалам

3. Борис Годунов рассказ ученика:

Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, “светлодушный”, по современному определению, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи, он не любил насильников и взяточников, не любил пьяниц, развратников. Воспитанный в среде опричников, он тем не менее совсем не был на них похож.- Почему стало возможным избрание на царство Бориса-он не был потомком Рюрика ? В течение многих лет он правил государством , он остался единственным опекуном Фёдора . Сестра Бориса Ирина была женой Фёдора.Царь Фёдор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему За время его правления двор стал тихим, трезвым, добрым. На интриги он отвечал не кровавыми казнями, а ссылками, казнил – по суду. Власть держал твердо. Он был популярен, страна испытала облегчение. Население после опричнины и опустошения земель возвращалось, торговля в городах оживилась. Москва расстроилась. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича”

После того, как Годунов отверг план объединения России и Польши и приступил к строительству Смоленской крепости для обороны, московские бояре вступив в сговор с польскими и литовскими магнатами, предложили Лжедмитрия

2. Изучение нового материала

Причины Смутного времени коренились в самом строе Московского государства XVI века:

1) династический кризис;

2) тяжелое экономическое положение (1601-1602 гг. )

Лжедмитрий I:

Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).

Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год. Поляки расхищали казну, оскорбляли национальное достоинство, религиозные чувства русского народа.

Разделите причины смуты по трём направлениям:

Боярский заговор

Движение сопротивления против него возглавил боярин Василий Шуйский. Лжедмитрий был убит, на престоле оказался В.Шуйский (1606-1610 гг.)

Василий Шуйский:

При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством Василий пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: “- Умираю за веру и правду!”. Народ великодушно простил и заменил смертную казнь ссылкой в Вятку, после чего московские торговые люди вернули его ко двору, а бояре согласились выбрать его в цари. Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы (Н.И.Костомаров).

Большинство бояр и дворян недовольно приходом к власти боярского царя

Читайте также: