Патрон это в древнем риме кратко
Обновлено: 02.07.2024
1. Соединение заряда и пули, которые заключены в гильзу. Это патрон, который применяется для того, чтобы стрелять из огнестрельного оружия. Патроны бывают боевыми и холостыми. Их заряд может состоять из бездымного пороха, патрон может быть газовым и винтовочным. В общем виды патронов – это целая наука!
2. Патрон может использоваться в токарных сверлильных станках. В них патроном является приспособление, которое укрепляет обрабатываемый предмет вращающейся части станка.
3. Часть лампочки, которая ввинчивается для присоединения ее к сети так же называется патроном.
5. В смежном с шитьем деле, а именно в ткацком деле, патроном называют трафарет рисунка на ткани.
6. Кроме того, патроном называют бумажную трубочку, в которую насыпают табак для того, чтобы сделать папиросу.
У могущественных патрицианских родов могло быть очень большое количество клиентов: так, когда в 477 г. до н.э. род Фабиев решил своими силами и за свой собственный счет вести войну против этрусского города Вейи, которая закончилась гибелью всех 306-ти мужчин этого рода, их сопровождало более четырех тысяч клиентов (Dion. Hal. Ant. Rom., IX, 15).
В случае отпуска раба на волю бывший хозяин автоматически становился патроном вольноотпущенника: если у последнего не было детей или он умирал без завещания, патрон становился наследником.
Вольноотпущенник принимал родовое имя манумиссора. Тирон, вольноотпущенник Цицерона, звался Марк Туллий Тирон.
Вольноотпущенник должен был оказывать своему патрону уважение и воздавать ему благодарность, и в древние времена патрон мог в упрощенном порядке наказать его за пренебрежение этими обязанностями. Это обязательство распространялось на детей вольноотпущенника, а долг следовало выполнять и в отношении детей патрона. В более позднее время патрон имел право выслать неблагодарного вольноотпущенника на определенное расстояние от Рима, согласно закону, принятому, вероятно, в правление Августа (Tacit. Ann. XIII. 26; Dion Cass. LV. 13). В правление Нерона предлагалось принять постановление сената, дающее патрону право обращать своего вольноотпущенника в рабство, если тот ведет себя недолжным образом по отношению к патрону. Данная мера не была принята, но последующие императоры предоставили патрону это право. Закон Элия— Сентия давал патрону право по суду преследовать вольноотпущенника за неблагодарность (ut ingratum accusare, Dig. 40. tit. 9. s. 30). Неблагодарный (ingratus) назывался также Libertus Impius (нечестивый вольноотпущенник), то есть, лишенный Pietas (благочестия).
Если вольноотпущенник привлекал патрона к суду (in jus vocavit), то и сам подлежал специальному судебному иску (Gaius, IV. 46); по общему правилу, он не мог выдвинуть против патрона уголовное обвинение. Вольноотпущенник обязан был в случае необходимости поддерживать своего патрона и его детей и брать на себя управление его имуществом и опеку над его детьми; в случае отказа его признавали неблагодарным (ingratus, Dig. 37. tit. 14. s. 19).
Если раб являлся собственностью нескольких хозяев, был освобожден ими всеми и стал римским гражданином, то все они являлись его патронами.
Патрон не мог потребовать позорных (turpes) или опасных для жизни услуг, таких, как проституция или бои в амфитеатре; но если вольноотпущенник владел каким-то ремеслом или профессией (artificium), даже если освоил их после своего освобождения, то его патрон имел право на услуги в этой области.
Закон Юлия и Папия— Поппея освободил вольноотпущенников (за исключением тех, кто играл на сцене (ars ludicra) или нанимался сражаться с дикими зверями) от всех обязательств, таких, как подарки и услуги, если они имели двух детей, состоящих в отцовской власти, или одного ребенка пяти лет (Dig. 38. tit. 1. De Operis Libertorum, s. 37).
Если в завещании свобода предоставлялась непосредственно, то манумиссором считался завещатель, а его права патрона, следовательно, принадлежали его детям; если свобода предоставлялась опосредованно, то есть, путем фидеикомисса, то патроном считался человек, совершивший акт манумиссии. В тех случаях, когда раб получал свободу в соответствии с силанианским постановлением сената, претор мог назначить ему патрона, а если это не было сделано, то патроном считался тот, кто был последним хозяином данного раба (Dig. 38. tit. 16. s. 3).
Права патрона были несколько ограничены в том случае, если акт манумиссии был не вполне добровольным действием манумиссора. Например, человек, освободивший раба в соответствии с фидеикомиссом (Manumissor per fideicommissum), имел все права патрона, за исключением права привлекать вольноотпущенника к суду за неблагодарность, получать от него материальную помощь и оговаривать подарки и услуги (munera и operae); однако его права на собственность вольноотпущенника были такими же, как у любого другого манумиссора (Frag. Vat. § 225; Dig. 38. tit. 2. s. 29). Если раб давал деньги другому человеку, чтобы тот мог купить и освободить его, то манумиссор не имел прав патрона; он терял даже имя патрона, если отказывался выполнить тот акт, за который получил деньги, а раб принуждал его к выполнению соглашения, что мог сделать в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 1. s. 4, 5). Если хозяин освобождал раба за определенную сумму денег, то сохранял все права патрона, но не мог оговаривать услуги. Человек, при покупке раба согласившийся освободить его, имел все права патрона, кроме права привлекать его к суду с. 879 за неблагодарность, в случае, если раб вынуждал его предоставить себе свободу в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 9. s. 30).
При необходимости патрон обязан был оказывать поддержку своему вольноотпущеннику; в противном случае он терял права патрона, так же, как и в случае, если выдвигал против него уголовное обвинение. Закон Элия— Сентия в числе прочих статей содержал несколько условий, связанных с правами и обязанностями патрона.
Самое важное из прав патрона касалось имущества вольноотпущенников, умерших без завещания или составивших завещание.
Эти права патрона могли существовать только в том случае, если вольноотпущенник был освобожден римским гражданином и стал римским гражданином в результате манумиссии. Соответственно, если человек получал гражданство, ему отдельно должно было предоставляться право патрона (ius patronatus), чтобы он обладал правами патрона в отношении своих вольноотпущенников, которые одновременно должны были стать римскими гражданами (Plin. Ep. X. 6). Как уже отмечалось, умаление гражданских прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника аннулировало права патрона на наследство (Gaius, III. 51).
Если у одного вольноотпущенника было несколько патронов или патрон, то они делили наследство поровну, хотя в то время, когда этот вольноотпущенник был рабом, их доли во владении им могли быть не равны. Эти права патрона напоминают совместное владение в английском праве, ибо тот или те патроны, которые пережили других, имели все права патрона, а дети умершего патрона исключались. Если все патроны умерли, оставив нескольких детей, то наследство вольноотпущенника разделялось поровну между всеми детьми (in capita), в соответствии с законом о наследовании в случае агнации (Gaius, III. 16, 59, &c.).
Постановление сената, принятое в правление Клавдия, позволило патрону передавать свои права на наследство вольноотпущенника любому из детей, находящихся в его власти, и исключать остальных детей (Dig. 38. tit. 4).
Эдикт расширил права патронов на наследство (Bonorum Possessio). Согласно гражданскому праву, права патронов были основаны на предполагаемой агнации; согласно эдикту, они были основаны на предполагаемой когнации. Эдикт призывал к наследованию после вольноотпущенников: 1) их детей; 2) их законных наследников (heredes legitimi); 3) их когнатов, которые, конечно, должны быть потомками; 4) семью (familia) патрона; 5) патрона и патрону, их детей и родителей, что было предусмотрено на тот случай, если патрон или патрона подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio) и поэтому не могли быть призваны в четвертой очереди; 6) мужа или жену вольноотпущенницы или вольноотпущенника; 7) когнатов манумиссора.
По закону Папия— Поппея, если вольноотпущенник владел имуществом в сто тысяч сестерциев и имел меньше трех детей, то патрон получал с. 880 равную долю (virilis pars) с детьми, независимо от того, оставил ли вольноотпущенник завещание; и свободнорожденная патрона, имеющая трех детей, пользовалась такой же привилегией. До закона Папия патроны имели только те права, которые были предоставлены им XII таблицами, но этот закон поставил свободнорожденную патрону, имеющую двух детей, и патрону-вольноотпущенницу, имеющую трех детей, в то же положение по отношению к приемному сыну, жене под рукой или невестке под рукой сына, какое по эдикту занимал патрон. В такое же положение этот закон поставил и дочерей патрона, имеющих трех детей. Также этот закон предоставил свободнорожденной патроне (но не вольноотпущеннице), имеющей трех детей, те же права, что и патрону.
Согласно прежнему закону, вольноотпущенница находилась под законной опекой своего патрона и поэтому не могла распоряжаться своим имуществом без его согласия (patrono auctore). Закон Папия освободил от этой опеки вольноотпущенницу, имеющую четверых детей, так что она могла составить завещание без согласия патрона, но закон требовал, чтобы патрон получил равную долю с ее оставшимися в живых детьми.
Если вольноотпущенница умирала, не оставив завещания, то закон Папия давал патроне, имеющей детей (liberis honoratae), столько же прав, сколько она имела и раньше; таким образом, если ни патрона, ни вольноотпущенница не подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio), то патрона, даже не имеющая детей, наследовала, а дети вольноотпущенницы исключались из наследования. Если вольноотпущенница оставляла завещание, то закон Папия давал патроне, имеющей требуемое законом число детей, те же права, какими по эдикту обладал патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti). Этот же закон давал дочери патроны, имеющей одного ребенка, те же права, какие имел патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti; Gaius, III. 53; текст, который Унтерхольцнер на очень недостаточных основаниях предлагает исправить, Zeitschrift, V. p. 45).
Относительно дедитициев по закону Элия— Сентия существовало два правила. Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы римским гражданином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были римскими гражданами, однако они не имели права на завещание (testamenti factio). Имущество тех, кто в результате манумиссии стал бы латином, если бы не препятствия к этому, переходило к их патронам так, как будто они были латинами; в связи с этим Гай замечает, что в данном вопросе законодатель не очень ясно выразил свои намерения. Он уже делал подобное замечание относительно одного положения закона Папия (III. 47).
Вопрос о патронате имеет важное значение для правильного понимания многих аспектов римского общественного строя. Этот несовершенный набросок может быть дополнен ссылкой на следующие источники: Gaius, III. 39— 76; Ulp. Frag. tit. XXVII, XXIX; Dig. 37. tit. 14, 15; 38. tit. 1, 2, 3, &c.; указатель к Paulus, Sent. Recept.; о законодательстве Юстиниана Inst. 3. tit. 8, &c.; Unterholzner, Ueber das patronatische Erbrecht, Zeitschrift, V., и статья G ENS , со ссылками в Rein, Das Röm. Privatrecht, p. 285, и у Walter, Geschichte des Röm. Rechts, pp. 507— 516 и 684— 689.
Плебеи - одно из сословий свободного населения Рима. ДоIII в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели землей на правах частной собственности; безземельные п. занимались ремеслом и торговлей. В результате длительной борьбы с патрициями п. добились определенных прав: были введены должности народных трибунов (449 до н.э.), записаны Законы XII таблиц (451 - 449 до н.э.), которые оградили п. от беззакония патрициев; был также принят закон трибуна Канулея о разрешении браков между патрициями и п. (445 до н.э.); кроме того, законы трибунов Лициния и Секстия вводили одного консула из п. (367 до н.э.), а по закону диктатора Гортензия (287 до н.э.) решения плебса по трибам получали силу закона и п. включались в состав римского народа. Термин п. с III-II вв. до н.э. стал означать полноправных граждан незнатного происхождения.
Патриции - родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.
Патронат - в Риме покровители обедневших родов и бесправных плебеев. Последние, становясь клиентами, получали от п. родовое имя, часть родовой земли, защиту на суде и пр. В период Республики и Империи п. распространился на вольноотпущенников, а также на зависимых от Рима жителей общин, городов Италии и провинций. П. широко использовался в политической борьбе.
Клиентела (отсюда можно вывести кто такие клиенты) - форма социальной зависимости, возникшая в эпоху разложения родового общества на территории Италии среди латинов, сабинов и этрусков. К. - это персональное или коллективное подчинение главе рода или большой семьи обедневших сородичей или завоеванных племен. Клиенты - это также пришлые люди, которые искали покровительства у богатых; они получали родовое имя покровителя, а также землю, но обязывались нести разные повинности в пользу рода.
Клиенты — класс населения древнего Рима, стоявший в зависимых отношениях к патрицианским родам
Жрецы – богослужители, которые обычно составляли коллегии или общества. Занимать жреческую должность мог свободнорожденный гражданин, без телесных недостатков, определенного возраста и безукоризненного поведения. Звание жреца большей частью было пожизненное (исключение составляли весталки). В древнейшие времена жрецов назначал царь, а во времена Республики одних жрецов назначал верховный жрец, главный понтифик, а других избирали сами коллегии.
Билет №20
1. Мужские союзы
Мужской союз – общественный институт, как организации мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. Мужским союзам предшествовали мужские дома. (Со временем же мужской союз станет тайным мужским обществом, зародышем органов гос.власти)
По мнению Шурца мужские союзы первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом.
Мужские союзы выполняли функции: жреческие, оборонительные, захват земель, управленческие. Мужские союзы так же управляли первобытной деревней
В основе мужского союза лежит простейшее деление на две поло-возрастные группы: группу женщин и детей и группу взрослых мужчин.
Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. (Инициации — ритуалы перехода из одного статуса в другой, сопровождались мучительными испытаниями для посвящаемых.)
Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами — прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице.
Потом, в древнем Риме появятся курии, чьими прародителями окажутся мужские союзы.
Плебеи - одно из сословий свободного населения Рима. ДоIII в. до н.э. п. стояли вне родовой общины; как пришлое и покоренное население соседних общин они не могли пользоваться общинной землей (ager publicus), а владели землей на правах частной собственности; безземельные п. занимались ремеслом и торговлей. В результате длительной борьбы с патрициями п. добились определенных прав: были введены должности народных трибунов (449 до н.э.), записаны Законы XII таблиц (451 - 449 до н.э.), которые оградили п. от беззакония патрициев; был также принят закон трибуна Канулея о разрешении браков между патрициями и п. (445 до н.э.); кроме того, законы трибунов Лициния и Секстия вводили одного консула из п. (367 до н.э.), а по закону диктатора Гортензия (287 до н.э.) решения плебса по трибам получали силу закона и п. включались в состав римского народа. Термин п. с III-II вв. до н.э. стал означать полноправных граждан незнатного происхождения.
Патриции - родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.
Патронат - в Риме покровители обедневших родов и бесправных плебеев. Последние, становясь клиентами, получали от п. родовое имя, часть родовой земли, защиту на суде и пр. В период Республики и Империи п. распространился на вольноотпущенников, а также на зависимых от Рима жителей общин, городов Италии и провинций. П. широко использовался в политической борьбе.
Клиентела (отсюда можно вывести кто такие клиенты) - форма социальной зависимости, возникшая в эпоху разложения родового общества на территории Италии среди латинов, сабинов и этрусков. К. - это персональное или коллективное подчинение главе рода или большой семьи обедневших сородичей или завоеванных племен. Клиенты - это также пришлые люди, которые искали покровительства у богатых; они получали родовое имя покровителя, а также землю, но обязывались нести разные повинности в пользу рода.
Клиенты — класс населения древнего Рима, стоявший в зависимых отношениях к патрицианским родам
Жрецы – богослужители, которые обычно составляли коллегии или общества. Занимать жреческую должность мог свободнорожденный гражданин, без телесных недостатков, определенного возраста и безукоризненного поведения. Звание жреца большей частью было пожизненное (исключение составляли весталки). В древнейшие времена жрецов назначал царь, а во времена Республики одних жрецов назначал верховный жрец, главный понтифик, а других избирали сами коллегии.
Билет №20
1. Мужские союзы
Мужской союз – общественный институт, как организации мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. Мужским союзам предшествовали мужские дома. (Со временем же мужской союз станет тайным мужским обществом, зародышем органов гос.власти)
По мнению Шурца мужские союзы первоначально были направлены против женщин. Впоследствии они стали выполнять карательные функции, восполняя слабость официальных органов управления обществом.
Мужские союзы выполняли функции: жреческие, оборонительные, захват земель, управленческие. Мужские союзы так же управляли первобытной деревней
В основе мужского союза лежит простейшее деление на две поло-возрастные группы: группу женщин и детей и группу взрослых мужчин.
Переход из группы в группу часто сопровождается инициациями (например, обряд обрезания у мальчиков), которым сопутствуют специальные обряды и праздники. (Инициации — ритуалы перехода из одного статуса в другой, сопровождались мучительными испытаниями для посвящаемых.)
Переход в новый статус налагает на человека определенные обязательства поведения. Представители групп отличаются не только своей ролью в обществе и статусом, но нередко и внешними маркерами — прической, одеждой или ее деталями, головными уборами и т. д. Так, например, для мужчин важным показателем статуса является растительность на лице.
Потом, в древнем Риме появятся курии, чьими прародителями окажутся мужские союзы.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Читайте также: