Самозванчество на руси норма или патология кратко

Обновлено: 16.06.2024

Самозванчество никак нельзя назвать чисто русским феноменом, однако ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства. Даже если ограничиться подсчётом только лжецарей и лжецаревичей, то всё равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев (из них только в Смутное время человек 12), век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

Совершенно очевидно, что для понимания сущности самозванчества нужно прежде всего изучить идейно-психологические особенности русского народного сознания XVII—XVIII веков. Вначале договоримся о терминологии.

[с. 53]

1. Самозванчество

Наконец, в народном сознании хранился определён­ный план действий, который предписывался каждому

[с. 54]

[иллюстрация: Е. И. Пугачёв в клетке. С гравюры Хиллерса. XVIII в.]

[с. 55]

[с. 56]

Андрущенко А. И. О самозванстве Пугачёва и его отношениях с яицкими казаками // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961.

Восстание Емельяна Пугачёва. Л., 1935.

Восстание И. Болотникова. М., 1959.

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.

Козловский И. П. Один из эпизодов революционных движений на Дону в XVIII веке (1772 г.) // Известия Северо-Кавказского ун-та. Ростов-н/Д., 1926. Т. 10.

Кругляшова В. И. Предания уральских казаков и горнозаводского населения Урала о Емельяне Пугачёве // Народная устная поэзия Дона. Ростов-н/Д., 1963.

Крупп А. А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяра-разбойника // Русский фольклор. Л., 1975. Вып. 15.

Мавродин В. В. Крестьянская война в России в 1773—1775 годах: Восстание Пугачёва. Л., 1961. Т. 1.

Мавродин В. В. Крестьянская война 1773—1774 гг. // Крестьянские войны в России XVII—XVIII вв. М.; Л., 1966.

Мавродин В. В. Рождение новой России. Л., 1988.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1902. Ч. 2.

Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.

Овчинников Р. В. Манифесты и указы Е. И. Пугачёва: Источниковедческое исследование. М., 1980.

Покровский H. Н. Правовое регулирование крестьянского общественного сознания русским абсолютистским государством // Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. Воронеж, 1983.

Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России XVII—XVIII веков и донское казачество. Ростов-н/Д., 1983.

Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.

Сивков К. В. Самозванчество в России в последней трети XVIII в. // Исторические записки. 1950. Т. 31.

Скрынников Р. Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. Л., 1988.

Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969.

Троицкий С. М. Самозванцы в России XVII—XVIII веков // Вопросы истории. 1969. №3. Успенский Б. А. Царь и самозванец // Художественный язык средневековья. М., 1982.

Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв. М., 1967.

Итогом самого длительного в русской истории царствования Ивана IV стал глубокий социально-экономический и политический кризис. Тяготы Ливонской войны, опричнина опустошительное нашествие крымских татар в 1571 г. серьезно подорвали экономику страны. Положение еще более ухудшилось из-за нескольких неурожаев и эпидемии чумы. Центральные и западные районы страны обезлюдели.

Массовые побеги крестьян на окраины разоряли прежде всего мелких и средних помещиков

Вырваться наружу скопившимся в русском обществе социальным страстям и политическим амбициям помог династический кризис. В 1581 г.

Иван Грозный в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана, который и своими достоинствами и своими недостатками, кажется, повторил своего отца. Престол унаследовал слабый умственно и физически царь Федор Иоаннович.

Представители старой династии рассматривали Московское государство как свою собственность, вотчину, что вполне совпадало с правосознанием народа, и он в массе своей терпеливо нес государево тягло.

Отношение к новым выборам царя было иным, менее почтительным. Если Рюриковичи, как считалось, получали власть от Бога, то выборные государи — от подданных. Люди дали царю власть, люди, следовательно, могли её и отобрать.

Но все же с 1585г. власть сосредоточилась в руках одного из царского шурина Бориса Федоровича Годунова. Иностранцы даже именовали его лордом-протектором. Власти Годунова угрожало лишь то, что наследником бездетного Федора являлся его младший брат Дмитрий проживавший с матерью в своем уделе — Угличе.

Но в обществе считали, что он был убит по приказу правителя. Этот спор не разрешен и до сих пор. Ясно лишь, что смерть Дмитрия была выгодна Годунову.

Причины появления самозванчества в России

Однако при этом не учитывается, что не все самозванцы были связаны с движением социального протеста, что далеко не всегда их целью была власть в государстве.

Самозванчество начинается тогда, когда лжецарь или псевдомессия открывается окружающим, формирует группу соратников или становится во главе какого-либо движения социального протеста. Не менее примечательны и та огромная роль, которая принадлежит самозванцам в отечественной истории XVII—XVIII вв., и активная регенерация этого явления в конце XX в

Определенно можно указать на несколько явлений как социального, так и внутриполитического характера, подготовивших самозванчество. К. В. Чистов и Б.

В России примеры самозванчества до Григория Отрепьева неизвестны, однако можно указать на один примечательный случай из дипломатической практики конца XVI в., при котором одно лицо выдавалось за другое.

Впрочем, еще более серьезный обман применили еще раньше и сами шведы.

Конечно, в описанных случаях трудно усмотреть прямые аналогии с самозванчеством Лжедмитрия I, но, как можно видеть, практика обмана, подмены была принята в дипломатии XVI в.

Еще один элемент самозванчества легенда о потаенном младенце, грядущем на отмщение своим обидчикам, также проглядывает в определенном хронологическом отдалении от событий Смутного времени.

Приведенные параллели хотя и расширяют представления о питательной среде русского самозванчества, но, конечно, не разъясняют генезиса этого явления.

В литературе устоялось мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Лжедмитрий I и Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников.

В своих исследованиях самозванчества Р. Г. Скрынников акцентирует внимание на реакции населения на появление самозванца.

Б. А. Успенский в большей степени обращает внимание на особенности сознания русского народа.

Таким образом, можно сказать, что, возможно, самозванцы искренне считали себя царями, не преследуя корыстных целей.

Ключевский так же говорит о роли народа в процветании самозванчества. Если бы самозванцы не получили поддержки со стороны народонаселения, то они бы не смогли даже претендовать на трон и корону.

Таким образом, среди, выше приведенных, мнений можно увидеть, что немалую роль в превознесении лжецарей играют различные слои населения.

Но все-таки большая роль досталась простому народу. Народ продолжал верить в царя-спасителя и, поэтому признавал самозванцев, надеясь на лучшее будущее.

Неудача правления Бориса Годунова, возникновение самозванцев

Перед Россией стал серьезный вопрос, кто же сядет на царский престол. Попытки аристократии выдвинуть царя из своей среды не удались. Позиции Бориса Годунова были достаточно сильны. Его поддерживали Православная церковь, московские стрельцы, приказная бюрократия, часть бояр, выдвинутых им на важные должности.

К тому же соперники Годунова были ослаблены внутренней борьбой. В 1598 году на Земском соборе Борис Годунов, после двукратного публичного отказа, был избран царем.

Первые его шаги были весьма осторожны и направлялись, в основном, на смягчение внутренней обстановки в стране. По признанию современников новый царь был крупным государственным деятелем, волевым и дальновидным, умелым дипломатом. Однако в стране шли подспудные процессы, приведшие к политическому кризису.

Тяжелая ситуация в это период сложилась в центральных уездах государства и до такой степени, что население бежало на окраины, бросив свои земли.

Таким образом, можно утверждать, что в конце XVI века в России фактически сложилась государственная система крепостного права – наиболее полной зависимости при феодализме.

Принимаемых мер было недостаточно. Многие феодалы отпускают на волю своих людей, чтобы не кормить их, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства — Северская Украина, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.

Волнения охватили всю страну. В 1603 году отряды восставших крестьян и холопов подступали к самой Москве. С большим трудом восставшие были отбиты.

Когда венчали на царство Бориса Годунова 1 сентября 1598г. избирательный Земский собор стал как бы рупором проявления божественного выбора. Естественно обосновывалось избрание Бориса предпочтением высших сил, а также его личными качествами правителя, результатами его деятельности по управлению страной, его родством, через сестру, жену царя Федора с ушедшей династией Рюриковичей.

Годунов пытался на первых порах обеспечить и как-то облегчить жизнь простого народа. Он снял недоимки по налогам, а прямые налоги стал заменять косвенными, объявил амнистию, разрешил частичный выход крестьян от одного владельца к другому, попытался упорядочить крестьянские повинности.

Но вскоре в России случились три подряд неурожайных года, когда с 1600г. весной и летом шли по стране проливные дожди, а ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали и погибали на корню.

Так было три года подряд, и разразился на Руси страшный голод. Погибло огромное число людей. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. Начались голодные бунты и восстания. А голод был страшен. От Пскова до Новгорода 12 недель подряд шли проливные дожди, а потом в июле ударил первый снег.

Весь урожай погиб. В 1602г. теплая весна, поля дали хорошие всходы и снова неожиданно грянули морозы. Всходы погибли. Лето было очень сухое и жаркое, все засохло. Весна и лето 1603г. было довольно хорошим, но уже не было семян из-за неурожаев первых двух лет. Нечего было сеять. И начался страшный голод. Цены на хлеб сразу выросли в 25 раз, впервые в истории Руси люди стали есть людей. Все это и стало причиной движения времени самозванцев.

Говоря, о самозванчестве следует сказать, что только России и Англии принадлежит безусловный рекорд по числу самозванцев в истории.

В других странах Европы их было мало, вернее почти не было. Из всех самозванцев, которых знала История Европы, единственным, кто не просто смог произвести возмущение в стране, но и сесть на престол и удержаться нам нем почти год был Лжедмитрий Первый.

Начало 17 века в исторической литературе принято называть смутой. В ее основе лежало противоречие между стремлением самодержавия к неограниченной власти и желанием ведущих соц.

Кризис нарастал, т.к. численность служилых людей увеличивалась, а фонд поместных земель сократился; 4. Недовольство нарастало и тяглого населения, т.к. они устали от неурожая и войн; 5. В 17 веке казачество превратилось в соц. силу, поэтому противилось попыткам подчинения их земель государством.

Такая обстановка всеобщего недовольства стала по причине катастрофического голода (неурожай и т.д.). Появляется таинственная личность Лжедмитрия 1 (по одним источникам это был беглый монах, по другим подставное лицо от московского боярства недовольного Годуновым). 1605г.— внезапная смерть Годунова, престол занял его сын Федор (16 лет). Лжедмитрия 1 собирает союзников в северных землях и убивает семью Годунова. По началу, он нравится москвичам.

Не проводил активную крестьянскую политику (бояре были против). Раздавал деньги и земли дворянам, что вызвало недовольство у бояр. В 1606г. они его убили и на престол взошел Василий Шуйский. Он был признан сторонниками — боярами. И. Болотников начал поход на Москву. Цель: свержение Шуйского и воцарение законного Дмитрия.

Восстание подавили. Появляется Лжедмитрий 2 в Тушино, куда стали собираться недовольные Шуйским; иноземное вмешательство в смуту — Польский король Сигизмунд 3. Он заключает договор с боярами Тушинцами об избрании на трон сына Владислава. Последовало свержение Шуйского. После убийства Лжедмитрий 2 смута приобрела национальный характер. Внешняя опасность выдвинула на первый план религиозные и национальные интересы. Эта опасность временно обеднила враждебные классы. Москва была освобождена от польских интервентов.

Последствия смуты. 1. Дальнейшее ослабление боярства, сила которого была подорвана в опричнину. 2. Возвышение дворянства. 3. Войны 17 века. 4. Тяжелые экономические потрясения. 5. Формирование нации; установления национальной самобытности. 6. Возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства у русских.

Русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха. 7. Поднялись из небытия такие личности, как Болотников. 1613г. Земский Собор –самый представительный и многочисленный: выборные от дворянства, посада, белого духовенства (черносошного крестьянства ).В результате острых споров наиболее приемлемой сказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова,т.к.

не потому, что был лучше,а т.к. устраивал всех.т.к. он был молод ,разумом не дошел.Он был нейтрален: не успев ничем проявить себя , был олицетворением программы возвращение к старине и покою.

Романовы пользовались популярностью среди вольного казачества,т.к. оно преобладало на момент избрания в Москве. Февраль 1613г вступление на престол Михаила Федоровича Романова +Земский Собор +Боярская дума.

Причины, цели, содержание, характер и последствия реформ Петра Первого. Международная и культурная политика Петра Первого.

По возвращению великого посольства Петр окончательно убедился в необходимости радикальных преобразований в большей степени по образу и подобию Европы.

Этот толчок был сделан, а российская промышленность начала бурно развиваться. Своеобразие мануфактурной промышленности состояло в том, что мануфактуры содержали в себе одновременно признаки и нового капиталистического развития и отношений крепостнического строя.

Главными отраслями мануфактурного производства были: металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная промышленность. Под протекцией Петра сформировались промышленные династии. С развитием производства начали развиваться внутренние и внешние рынки.

Москва и новообразованный Петербург стали центрами общероссийской торговли. Реорганизация промышленности России была несомненно успешной и удачной ветвью политики Петра.

Военная реформа. В первой четверти восемнадцатого века старая организация вооруженных сил России претерпевает коренное изменение: ликвидируется дворянское ополчение, а так же бывшее регулярным стрелецкое войско.

И создается мощная регулярная армия. К концу царствования Петра состояло 126 полков общей численностью 200 тыс. солдат всех родов оружия. Все податное население ежегодно обязано было поставлять одного рекрута с определенного числа душ.

Армия оснащалась первоклассным орудием, созданным уже окрепшей русской металлургией. Огромное значение для России имело создание военно-морского флота. Военная реформа при Петре носила сословный характер. Дворянство было освобождено от рекрутской повинности. Офицерский корпус армии в основном состоял из дворян. В морскую академию принимали тоже как правило дворян.

Податная реформа. Возросшие аппетиты государства должны были удовлетворять за счет крестьян. Вставал вопрос об увеличение доходов государства. В 1719г. была проведена перепись населения для определения “ревизийских душ”. Реформа органов власти и управления. Патриархальная боярская дума все более не соответствовала требованиям времени.

В 1704г. создает свою личную канцелярию — кабинет. Учреждение сената в 1711г. окончательно поставило крест на существовании Думы. В сенат входило всего три родовитых боярина из девяти членов. Члены сената назначались царем. В 1717-1718гг. система приказов была заменена коллегиями (всего 12). Страну разделили на девять губерний. Во главе царем назначался губернатор. 1722г. создан институт прокуратуры. Основой церковной реформы было превращение ранее независимого от государства института, в зависимый.

Создание 12-ой коллегии (синода), ведущий всей церковной деятельностью, окончательно закрепило церковь на правах бюрократического придатка государства. К тому же крупные денежные ресурсы церкви были изъяты и использованы на благо России.

В первой четверти 18 века создается система светских школ. Основное внимание уделяется наукам связанным с военным делом: навигация, матем. При Петре бурно развивалось книгопечатание, замена церковно-славянского шрифта гражданским, используются арабские цифры. 1703г.— первая систематическая газета “Ведомости”. 1702г. появились общедоступные театры в Москве и Питере. 24 января 1722г.

принятие табеля о рангах. Он отменял устаревший порядок прохождения службы. Новые порядок обеспечивал представителям не родовитого дворянства получения высоких чинов, который позволял им передавать чины по наследству.

Реформы Петра носили классовый характер, возвышали дворянство и повышали его роль в армии, и государства, и вывели Россию на путь экономического и политического культурного развития.

Роль самозванчества во взаимоотношениях общества и российского государства. Понятие и корни явления. Народная реакция на появление самозванца. Связь истории самозванчества с династическими кризисами, нарушением традиционного порядка престолонаследия.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2009
Размер файла 9,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Самозванчество на Руси

Самозванчество нельзя назвать чисто русским явлением, однако ни в одной стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли во взаимоотношениях общества и государства.

В XVII веке на территории российского государства действовало около 20 самозванцев (из них 12 человек в Смутное время), в XVIII веке около 40 случаев самозванства.

Подобные документы

Характеристика феномена самозванчества в России. Восхождение на царский престол Лжедмитрия I, внутренняя и внешняя политика, заговор и его убийство. Роль Романовых в истории смуты. Описание основных зачинщиков и причин развития этого феномена в XVIII в.

реферат [1,1 M], добавлен 29.05.2014

Характеристика феномена самозванчества в России, зародившегося в наиболее трудную и сложную эпоху, которая именуется Смутным временем. Изучение династического кризиса в конце 16 в. Причины неудач правления Бориса Годунова и возникновение самозванцев.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 31.05.2010

Проблема "законного царя" в истории самодержавия. Самозванчество на Руси: норма или патология? Три периода смуты. Прекращение царской династии, царствование Бориса Годунова. Лжедмитрий I, появление второго самозванца. Воцарение князя В.И. Шуйского.

реферат [54,8 K], добавлен 20.02.2010

Причины экономического кризиса в Московском государстве в конце XVI в. Социально-политические и духовно-психологические корни "самозванчества". Династический, социальный и национальный период смуты. Характеристика главных последствий "смутного времени".

лекция [17,5 K], добавлен 15.10.2013

Соперничество двух центров государственности на Руси - Новгорода и Киева как одна из предпосылок образования Древнерусского государства. Связь истории Новгорода с варягами. Причины раздробленности Руси. Порядок престолонаследия как фактор раздробленности.

реферат [21,4 K], добавлен 28.03.2010

История жизни и трагической гибели царевны Анастасии. Характер, условия формирования личности, жизненные ценности и природа отношений с членами ее семьи. Убийство царской семьи в Екатеринбурге. Истории самозванок на примере Анны Андерсон и Натальи Билиход

дипломная работа [110,1 K], добавлен 17.03.2014

Начало смуты, приход к власти Бориса Годунова и ссылка бояр. Причины возникновения самозванчества, Лжедмитрий I. Василий Шуйский, восстание Болотникова. Оценка периода смуты русскими и советскими историками. Причины польско-шведской интервенции.








Исследовательская работа по истории России на тему:

Ученицы 11 б класса

Руководитель: Биушкин Владимир Иванович

Цель и задачи исследования

Цель: рассмотрение проблемы легитимности власти в контексте Смутного времени


  • очертить проблему легитимности власти через феномен самозванчества;

  • охарактеризовать Великую Смуту как переломное историческое событие на рубеже

  • выяснить причины появления самозванцев в Смутное время;

  • показать Смутное время через личность Лжедмитрия I;

  • извлечь исторические уроки из периода Великой Смуты.

Структура работы


  • Введение

  • Глава 1.Легитимность власти и феномен самозванчества: постановка проблемы

  • ^ Глава 2. Смута как проявление кризиса легитимности власти

      • 2.1 Общая характеристика Смуты

      • 2.2 Причины появления самозванчества

      • 2.3 Портрет Лжедмитрия I в зеркале Смуты

      Легитимность - признание власти подчиненными, их добровольное согласие ей покоряться.

      Легитимация - процесс формирования комплекса представлений и установок различных слоев населения о соблюдении носителями власти норм социальной справедливости .

      Делегитимация – процесс снижения авторитета политических субъектов власти, лишение их политики общественного уровня доверия.

      Самозванчество в России в период Смутного времени было непосредственно связано с процессами делегитимации политической власти

      Самозванство и самозванчество: разделение понятий

      Самозванство - самовольное, незаконное присвоение чужого имени, звания с целью обмана.

      Самозванчество - действия конкретного человека, решившего объявить себя царем или мессией, а также факторы, управлявшие поведением самозванца, пока он не получил поддержку в народе.

      Причины кризиса легитимности политической власти

      (причины политического самозванчества)


      • утрата носителем власти личного авторитета;

      • нарушение нормативных стандартов политического действия автором политики;

      • смерть носителя власти (преломление династической линии престолонаследия);

      • снижение эффективного функционирования политических институтов;

      • снижение убежденности в правильности идейных ценностей развития общества.

      Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. Сопровождалась гражданской войной, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, интервенцией, разорением страны


      • последствия разорения страны в период опричнины;

      • обострение социальной ситуации;

      • кризис царской династии;

      • гибель людей вследствие голода 1601-1603 гг. и эпидемии чумы.

      Происхождение: По официальной версии, Лжедмитрий I — беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев.


      • В 1602 году самозванно объявился в Польше под именем сына Ивана IV Грозного (1530-1584) – Дмитрия; заручился поддержкой Сигизмунда III

      • 15 августа 1604 года вместе с польско-литовскими отрядами открыл поход, а в октябре перешел российскую границу

      • 20 июня 1605 года торжественно въехал в Москву

      • 21 июля 1605 года был венчан на царство.

      • 1605-1606 гг. – русский царь

      • 8 мая 1606 года - венчание Лжедмитрия с Мариной Мнишек

      • 17 мая 1606 года был объявлен самозванцем и застрелен. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в сторону Польши.

      • Почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество

      • Самозванство оставило заметный след в отечественной истории и стало постоянным явлением русской жизни

      • Изучение явления самозванчества позволяет понять процесс делегитимации власти в российском обществе

      Необходимо помнить события Великой Смуты для того, чтобы политическая элита не впадала в беспамятство и не проявляла преступного легкомыслия, которое оборачивалось печально известным русским бунтом.

      Читайте также: