Архитектура московского княжества кратко

Обновлено: 25.06.2024

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы.


троицкий собор троице-сергиева монастыря





Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-80-е гг. В течение 1367 - 1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее - им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах.

спасский собор андроникова монастыря
Показательный пример - Спасский собор Андроникова монастыря, который представлял собой 4-столпную 3-нефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле.

Рекомендуем

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Комментарии

Спасибо) Помогли) Только чуть-чуть запутанно:)

Спасибо, помогли с проектом)))

Разделы блога

Translate

Изображение

Ландшафт и его виды

Фрагмент природного ландшафта Новой Каледонии Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название. Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания агрокультур. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.

Изображение

Выставочный павильон. Архитектурное и конструктивное решение

Выставочный павильон - это сооружения предназначенное для демонстрации экспозиций. Он сам может выступать образцом технических, научных, архитектурных, конструктивных и художественных достижений. Как правило, это относится к международным и всемирным выставкам. Выставочные павильоны классифицируют на: универсальные тематические временные постоянные передвижные стационарные Назначение выставочных павильонов - показ экспозиции, с целью информации, пропаганды, рекламы, внедрения новых технологий, обмен опытом, привлечения внимания и т.д.

Изображение

Принципы проектирования выставочного павильона

Проектирование выставочного павильона является сложной задачей, где необходимо учитывать как архитектурный образ, так и функциональное наполнение и взаимосвязанность помещений. Планировочное решение таких сооружений имеет практически те же группы помещений, что и здания музеев:

Изображение

Объемно-планировочное решение и композиция школы

На композиционное решение школы оказывает влияние два момента: - структурированное распределение группы учащихся - компоновка помещений исходя из функционального назначения. Структурированное распределение группы учащихся должны создавать следующие элементы: - разделять учеников на разные группы, учитывая возраст и индивидуальное развитие навыков; - формировать кружковые группы на разное количество учеников с целью организации массовых мероприятий и культурного воспитания. Основным планировочным элементом школы является класс. Здесь должны быть обеспечены необходимые требования для благоприятной учебно-воспитательной деятельности и санитарно-гигиенических условий. Классы формируют в учебно-образовательные блоки исходя из возрастной категории. Обычно сюда входит до шести учебных кабинетов, зона отдыха и санузлы, иногда и гардеробная. Учебная секция, как правило, имеет хорошую взаимосвязь со вспомогательными и общешкольными помещениями. Они формируются в класт

Изображение

Интерьер основных школьных помещений

Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Можно освещать вторым светом коридоры, но они не должны выполнять функцию рекреационных помещений, а также зоны умывален, душевых и раздевалок спортивных залов. Искусственное освещение используется только для актовых залов, гардеробных для преподавателей и учеников, душевые и санузлы для работников столовых, подсобные и технические помещения, различные кладовые. Направление света в учебных классах располагается с левой стороны. Допускается устраивать вспомогательные световые проемы справа и сзади, при главном свете-слева, а также создавать дополнительный верхний свет. В целом, интерьер школьного здания имеет сложную пространственную структуру, которая отличается большим количеством помещений различного назначения и площади: классы, кабинеты и лаборатории, рекреационные залы, вестибюли и гардеробные, столовая, актовый зал и гимнастический зал, многочисленные кладовые и обслуживающие помещения. Большую роль в решении интерьер

Монументальное зодчество Москвы в отличие от Новгорода и Пскова с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер.
Московские князья выступали продолжателями объединительной политики владимирских правителей 12 – 13 вв., а развитие искусства прочно опиралось на владимирское наследство.
Древнейшие из дошедших до нас памятников московской архитектуры относятся к кон. 14 в.

Церковь Успения в Звенигороде.


Церковь Успения в Звенигороде.

Успенский собор в Звенигороде. 1326–1327 годов. Реконструкция.


Успенский собор в Звенигороде. 1326–1327 годов. Реконструкция.
Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой.
Новое:
- Килевидные закомары.
- Кокошник у подножия барабана.
- Ступенчатая, повышающаяся композиция.

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. 20-е гг. 15 в.


Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. 20-е гг. 15 в.
Московские зодчие решительно переработали композицию четырехстолпного храма:
Угловые части резко опущены.
Ступенчатое покрытие.
Арки луковичной формы.
Покрытие системой кокошников.

Выводы

Архитектура Московского княжества 14 – начала 15 в.
- Коренное переосмысление крестово-купольной системы храма.
- Зодчество данного периода стало началом формирования общерусской национальной архитектуры.

Московский Кремль при Иване III

Кремль


Кремль – древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художествественный комплекс центра столицы. Его развитие связано с ростом Москвы как стольного города княжества, а затем столицы Русского государства.

В 1485—1495 вокруг Кремля с учетом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены новые, ныне существующие, стены и башни. Ведущую роль в реконструкции кремля играл итальянский инженер Пьетро Антонио Солари.
Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского кремля увенчались узкими двурогими зубцами.

Успенский собор (1475—1479)


Центром Кремля стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475—1479) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров.
Фиораванти было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора 12 в.
- За короткое время понял красоту и логику древнерусской архитектуры.
- Соединил древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства.

Благовещенский собор (1484—1489)


Псковские мастера возвели Благовещенский собор (1484—1489) — домовую церковь московских государей. Построен русскими мастерами, более связан со старыми традициями: поднят на высокий цокольный этаж (подклет), окружен галереей.

Архангельский собор


В 1505—1508 построен Архангельский собор. Архитектор Алевиз Новый.
Его возводили как новую усыпальницу московских государей (до Ивана V Алексеевича).)

Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля


Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516 . Общий вид Кутафья башня — единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных мостов.

Исторически закономерный рост престижа Москвы, превращение ее в политический и культурный центр Руси явились результатом поддержки народных масс, освободительной борьбы московских князей с захватчиками и реакционным боярством.

Немаловажное значение имело также единение московских князей с духовенством, которое видело в них союзников в своем стремлении к отделению русской церкви от греческой.

Крупной политической победой Москвы было перенесение в 1323 г. из Владимира кафедры русских митрополитов. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы.


На высоком мысу между реками Москвой и Неглинной, среди деревянных изб и храмов, подымается в 1326 г. белокаменный Успенский собор — место погребения митрополитов. Через три года неподалеку от него ставится церковь —колокольня Иоанна Лествичника, которая выполняет ответственную роль дозорной башни. Наконец, в 1333 г. Иван Калита возводит каменный Архангельский собор — усыпальницу великих князей. Группа каменных зданий определила место Соборной площади Кремля — административно-политического центра столицы. Западную часть площади замкнули постройки великокняжеского двора (рис. 3.69). Два белокаменных собора как бы символизировали могущество духовной и светской власти Великого княжества Московского.

Закрепляя авторитет молодого стольного города и готовясь к битвам с Золотой Ордой, Иван Калита расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. Продолжая политику сплочения всех национальных сил для решительного сражения за независимость Руси, Дмитрий Донской (1359— 1389 гг.) сооружает вокруг Кремля в 1367 г. белокаменные стены, превращая его в мощную крепость.

Наступил 1380 г., и объединенные Москвой русские рати сошлись на Куликовом поле в смертельной схватке с извечным врагом. Блестящая победа Дмитрия Донского над полчищами хана Мамая еще более возвеличила Москву в глазах современников и содействовала подъему самосознания формирующейся русской нации.

Успенский собор в звенигороде 1399 года.Троицко сергиев монастырь. 1422г

Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Среди них особое место занимает Троице-Сер-гиев монастырь, основанный Сергием Радонежским. Этот духовный пастырь не чуждался мирских забот и во многом способствовал укреплению власти московских князей. Он проявил незаурядные дипломатические способности и в деле примирения князей — противников Москвы. Поддержал Сергий также призывы московских князей к борьбе с Золотой Ордой и даже отправил с Дмитрием Донским двух богатырей в рясах — Пересвета и Ослябю.

Спасский собор (около 1425—1427 гг.) Андро никова монастыря

Детали московской архитектуры (высокий цоколь, капители лопаток, кокошники) хорошо сочетаются с кон-структивно-пространственной системой крестообразных храмов Пскова, с утонченной формой аркатуры барабана и го-родчатого карниза, присущих владимиро-суздальским памятникам.

Подобно живописи Андрея Рублева, в храме Андроникова монастыря проявляется гуманистическое начало, масштаб собора приближен к человеку, его многоплановая пластичная форма, оживленная светотеневыми контрастами, с ярким красочным пятном фрески над западным фасадом лишена аскетичности, она — дань земной красоте, близкой народным идеалам.

Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV в. великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе передовых традиций других художественных школ свой архитектурный почерк, созвучный напряженному периоду освобождения от монголо-татарского ига и преодоления сопротивления бояр Твери и Новгорода усилению Москвы. В оптимистических образах, динамичности уверенно подымающихся ввысь форм, их триумфальности нашел своеобразное отражение подъем национального самосознания народа.

Русская архитектура 16 века

Крепнет финальный состав.

XV-XVI- период творческих исканий. Возрождение промышленных достижений. Общерусская архитектура. Покровский храм (Собор Василия Блаженного)

Грандиозное оборонительное строительство- выполненное Пушкарским приказом. Иван-город- мощная крепость для защиты со стороны Эстонии. 1500-1511- каменный Кремль Нижнего Новгорода.

Защищаются подступы Москвы.

Колома (1525- 1531)

Астрахань (1582- 1589 гг.)

Фортификационное строительство. Оборонительные линии.

Широкое строительство деревянных укреплений. Тульская засечная черта (700 км)

XVI в.- города крепости- форпосты: Самара, Саратов, Царицын. Засека- оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров. На Двине был поставлен Архангельск.

Возводятся укрепления населенных пунктов в Сибири:

В Томск плыли служилые.

Кремль Смоленск (1597- 1602 гг.)

Федор Савельевич Конь. Борис Годунов. Оборонные системы крупных городов дополнялись монастырями.


Кирилло- Белозерский монастырь. Каменщики заботятся о прочности кладки и о декоре.

Под руководством монаха Трифона возводят из валунов (8 т.) Соловецкий монастырь.

Обносится стенами Троице Сергиев, Борисо Лебский, Псково- Печерский. Земляной город.

Донской и Новодевичий монастырь- усилили защиту.


Новоспасский монастырь (1462г.) – контролирует путь в Нижний Новгород.

Симонов (1379 г.) Москва река.

В 16 в.- Москва огромный город.

Китай город- обнесен малыми стенами.

Архитектор Петрок Малый (1535-1538)

Общественным центром Китай города была Красная площадь.

Набег Хана Девлет- Гирея (1571 г.)

Белый город (1585-1588 гг.) – второе укрепление (протяженность 9 км.)

В XVI в. Традиционно деревянные хоромы включают каменные палаты.

“Каменный пятистенок” подклет из камня.

Нижний ярус палат бояр Троекровых (XVI в.)

Культовое зодчество XVI в.:

1) Распространение каменного приходского храма.

2) Бесстолпный посадский храм.

3) Монументальные пятиглавые соборы

4) Столпообразные шатровые храмы


Церковь мученика Трифона в Напрудном- первый бесстолпный посадский храм.

Килевидные арочки, полуарки.

Трехстолпная кривая- обеспечила хороший отвод осадков.

1) С крещатыми и ступенчатыми сводами

2) С завершающим радом кокошников

На каменных подклетях сушили зерно (использовали для хозяйственных услуг).

Ряды кокошников- завершение храма из которого вырастает барабан с главой.

Старый Донской собор (1593 г.)

Монумент пятиглавого собора.


Смоленский собор (1524- 1526).

В Ростове Великом- центр родовитого боярства (боролся против русских земель).

Успенский собор- белокаменный собор.

Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в.- столпообразные шатровые храмы.

Мемориальный характер. Столпообразные храмы.

Церковь. Преображения Господня.


Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.)– необычный храм. Крестообразный объем переходит в восьмигранник. Все подчинено центричности. Апсид нету, помещение храма маленькое (8,5х8,5), высота 60 м.

Церковь связана с рождением Ивана IX. Деревянные шатровые постройки. Украшен кокошниками. Здание возводится из кирпича с белокаменными деталями. Треугольные тяги- стрелы. Классические обломы. Традиции и новаторство. Разгрузочные арки. Ярусы кокошников. Церковь- мемориал. Внутреннее пространство поражало стремлением вверх и хорошей освещенностью. Патриотическая идея независимости.


Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547- 1554 гг.)

Каноническая схема пятиглавия.

Рост объемов вверх.

Храм уподоблен “Небесному храму”.

Покровский собор “На Рву” (1555-1561 гг.)

Был построен по обету И. Грозного.

Праздник покрова (народное название: Храм Василия Блаженного).

1) Мастера Бирма и Постник.

2) Ансамбль из 9-ти отдельных столпообразных церквей.


3) В плане геометрические формы близки к двум квадратам.

Архитектура Московского княжества-иллюстрация-заставка к записи

Возвышение Москвы начинается в 14 веке. Именно тогда Москва стала центром русских земель. При московском князе Иване Калите, который был сыном первого московского князя Даниила, из Владимира в Москву переносится митрополичья кафедра. Митрополит Пётр, который был талантливым зодчим, строит первые каменные соборы в Кремле: Успенский, Спаса на Бору. При Калите Москву окружают прочными дубовыми стенами, взамен сосновых, возведённых при Юрии Долгоруком.

Сын Ивана Калиты Дмитрий Иванович (Донской) возводит стены и башни из белого камня, при этом ещё расширив территорию Кремля.

Архитектура московского княжества-Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов-иллюстрация

Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов

В 14 веке архитектура Московского княжества обогащается новыми шедеврами. Строятся дивной красоты храмы Успения на Городке в Звенигороде, Рождественский в Саввино-Сторожевском монастыре, Троицкий в Троицком монастыре. В начале 15 века ученик Сергия Радонежского Андроник возводит Спасский собор в Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Этот собор считается самым древним каменным собором, сохранившимся до наших дней. Все эти постройки объединяет стройность, пропорциональность, особая поэтическая , возвышенная красота.

Архитектура московского княжества-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троицкого монастыря-иллюстрация

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троицкого монастыря

Архитектура московского княжества-Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов-иллюстрация

Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов

Архитектура московского княжества-Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском-иллюстрация

Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.

Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
В. Брюсов

Прогулка по Москве

Кроме этого на сайте есть ещё несколько презентаций о древнерусском зодчестве:

Читайте также: