Архитектура московского княжества кратко
Обновлено: 25.06.2024
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Архитектура Московского княжества 14-15 вв.
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы.
![]() | ||||||
троицкий собор троице-сергиева монастыря | | | | | | |
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее - им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах.
![]() |
спасский собор андроникова монастыря |
Рекомендуем
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Спасибо) Помогли) Только чуть-чуть запутанно:)
Спасибо, помогли с проектом)))
Разделы блога
Translate
Ландшафт и его виды
Фрагмент природного ландшафта Новой Каледонии Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название. Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания агрокультур. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.
Выставочный павильон. Архитектурное и конструктивное решение
Выставочный павильон - это сооружения предназначенное для демонстрации экспозиций. Он сам может выступать образцом технических, научных, архитектурных, конструктивных и художественных достижений. Как правило, это относится к международным и всемирным выставкам. Выставочные павильоны классифицируют на: универсальные тематические временные постоянные передвижные стационарные Назначение выставочных павильонов - показ экспозиции, с целью информации, пропаганды, рекламы, внедрения новых технологий, обмен опытом, привлечения внимания и т.д.
Принципы проектирования выставочного павильона
Проектирование выставочного павильона является сложной задачей, где необходимо учитывать как архитектурный образ, так и функциональное наполнение и взаимосвязанность помещений. Планировочное решение таких сооружений имеет практически те же группы помещений, что и здания музеев:
Объемно-планировочное решение и композиция школы
На композиционное решение школы оказывает влияние два момента: - структурированное распределение группы учащихся - компоновка помещений исходя из функционального назначения. Структурированное распределение группы учащихся должны создавать следующие элементы: - разделять учеников на разные группы, учитывая возраст и индивидуальное развитие навыков; - формировать кружковые группы на разное количество учеников с целью организации массовых мероприятий и культурного воспитания. Основным планировочным элементом школы является класс. Здесь должны быть обеспечены необходимые требования для благоприятной учебно-воспитательной деятельности и санитарно-гигиенических условий. Классы формируют в учебно-образовательные блоки исходя из возрастной категории. Обычно сюда входит до шести учебных кабинетов, зона отдыха и санузлы, иногда и гардеробная. Учебная секция, как правило, имеет хорошую взаимосвязь со вспомогательными и общешкольными помещениями. Они формируются в класт
Интерьер основных школьных помещений
Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Можно освещать вторым светом коридоры, но они не должны выполнять функцию рекреационных помещений, а также зоны умывален, душевых и раздевалок спортивных залов. Искусственное освещение используется только для актовых залов, гардеробных для преподавателей и учеников, душевые и санузлы для работников столовых, подсобные и технические помещения, различные кладовые. Направление света в учебных классах располагается с левой стороны. Допускается устраивать вспомогательные световые проемы справа и сзади, при главном свете-слева, а также создавать дополнительный верхний свет. В целом, интерьер школьного здания имеет сложную пространственную структуру, которая отличается большим количеством помещений различного назначения и площади: классы, кабинеты и лаборатории, рекреационные залы, вестибюли и гардеробные, столовая, актовый зал и гимнастический зал, многочисленные кладовые и обслуживающие помещения. Большую роль в решении интерьер
Монументальное зодчество Москвы в отличие от Новгорода и Пскова с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер.
Московские князья выступали продолжателями объединительной политики владимирских правителей 12 – 13 вв., а развитие искусства прочно опиралось на владимирское наследство.
Древнейшие из дошедших до нас памятников московской архитектуры относятся к кон. 14 в.
Церковь Успения в Звенигороде.
Успенский собор в Звенигороде. 1326–1327 годов. Реконструкция.
Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой.
Новое:
- Килевидные закомары.
- Кокошник у подножия барабана.
- Ступенчатая, повышающаяся композиция.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. 20-е гг. 15 в.
Московские зодчие решительно переработали композицию четырехстолпного храма:
Угловые части резко опущены.
Ступенчатое покрытие.
Арки луковичной формы.
Покрытие системой кокошников.
Выводы
Архитектура Московского княжества 14 – начала 15 в.
- Коренное переосмысление крестово-купольной системы храма.
- Зодчество данного периода стало началом формирования общерусской национальной архитектуры.
Московский Кремль при Иване III
Кремль – древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художествественный комплекс центра столицы. Его развитие связано с ростом Москвы как стольного города княжества, а затем столицы Русского государства.
В 1485—1495 вокруг Кремля с учетом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены новые, ныне существующие, стены и башни. Ведущую роль в реконструкции кремля играл итальянский инженер Пьетро Антонио Солари.
Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского кремля увенчались узкими двурогими зубцами.
Центром Кремля стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475—1479) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров.
Фиораванти было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора 12 в.
- За короткое время понял красоту и логику древнерусской архитектуры.
- Соединил древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства.
Псковские мастера возвели Благовещенский собор (1484—1489) — домовую церковь московских государей. Построен русскими мастерами, более связан со старыми традициями: поднят на высокий цокольный этаж (подклет), окружен галереей.
В 1505—1508 построен Архангельский собор. Архитектор Алевиз Новый.
Его возводили как новую усыпальницу московских государей (до Ивана V Алексеевича).)
Кутафья (Предмостная) башня Московского Кремля. 1516 . Общий вид Кутафья башня — единственная сохранившаяся из предмостных башен Московского Кремля. Подобные башни служили мощной защитой крепостных мостов.
Исторически закономерный рост престижа Москвы, превращение ее в политический и культурный центр Руси явились результатом поддержки народных масс, освободительной борьбы московских князей с захватчиками и реакционным боярством.
Немаловажное значение имело также единение московских князей с духовенством, которое видело в них союзников в своем стремлении к отделению русской церкви от греческой.
Крупной политической победой Москвы было перенесение в 1323 г. из Владимира кафедры русских митрополитов. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325— 1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы.
На высоком мысу между реками Москвой и Неглинной, среди деревянных изб и храмов, подымается в 1326 г. белокаменный Успенский собор — место погребения митрополитов. Через три года неподалеку от него ставится церковь —колокольня Иоанна Лествичника, которая выполняет ответственную роль дозорной башни. Наконец, в 1333 г. Иван Калита возводит каменный Архангельский собор — усыпальницу великих князей. Группа каменных зданий определила место Соборной площади Кремля — административно-политического центра столицы. Западную часть площади замкнули постройки великокняжеского двора (рис. 3.69). Два белокаменных собора как бы символизировали могущество духовной и светской власти Великого княжества Московского.
Закрепляя авторитет молодого стольного города и готовясь к битвам с Золотой Ордой, Иван Калита расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. Продолжая политику сплочения всех национальных сил для решительного сражения за независимость Руси, Дмитрий Донской (1359— 1389 гг.) сооружает вокруг Кремля в 1367 г. белокаменные стены, превращая его в мощную крепость.
Наступил 1380 г., и объединенные Москвой русские рати сошлись на Куликовом поле в смертельной схватке с извечным врагом. Блестящая победа Дмитрия Донского над полчищами хана Мамая еще более возвеличила Москву в глазах современников и содействовала подъему самосознания формирующейся русской нации.
Успенский собор в звенигороде 1399 года.Троицко сергиев монастырь. 1422г
Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Среди них особое место занимает Троице-Сер-гиев монастырь, основанный Сергием Радонежским. Этот духовный пастырь не чуждался мирских забот и во многом способствовал укреплению власти московских князей. Он проявил незаурядные дипломатические способности и в деле примирения князей — противников Москвы. Поддержал Сергий также призывы московских князей к борьбе с Золотой Ордой и даже отправил с Дмитрием Донским двух богатырей в рясах — Пересвета и Ослябю.
Спасский собор (около 1425—1427 гг.) Андро никова монастыря
Детали московской архитектуры (высокий цоколь, капители лопаток, кокошники) хорошо сочетаются с кон-структивно-пространственной системой крестообразных храмов Пскова, с утонченной формой аркатуры барабана и го-родчатого карниза, присущих владимиро-суздальским памятникам.
Подобно живописи Андрея Рублева, в храме Андроникова монастыря проявляется гуманистическое начало, масштаб собора приближен к человеку, его многоплановая пластичная форма, оживленная светотеневыми контрастами, с ярким красочным пятном фрески над западным фасадом лишена аскетичности, она — дань земной красоте, близкой народным идеалам.
Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV в. великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе передовых традиций других художественных школ свой архитектурный почерк, созвучный напряженному периоду освобождения от монголо-татарского ига и преодоления сопротивления бояр Твери и Новгорода усилению Москвы. В оптимистических образах, динамичности уверенно подымающихся ввысь форм, их триумфальности нашел своеобразное отражение подъем национального самосознания народа.
Русская архитектура 16 века
Крепнет финальный состав.
XV-XVI- период творческих исканий. Возрождение промышленных достижений. Общерусская архитектура. Покровский храм (Собор Василия Блаженного)
Грандиозное оборонительное строительство- выполненное Пушкарским приказом. Иван-город- мощная крепость для защиты со стороны Эстонии. 1500-1511- каменный Кремль Нижнего Новгорода.
Защищаются подступы Москвы.
Колома (1525- 1531)
Астрахань (1582- 1589 гг.)
Фортификационное строительство. Оборонительные линии.
Широкое строительство деревянных укреплений. Тульская засечная черта (700 км)
XVI в.- города крепости- форпосты: Самара, Саратов, Царицын. Засека- оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров. На Двине был поставлен Архангельск.
Возводятся укрепления населенных пунктов в Сибири:
В Томск плыли служилые.
Кремль Смоленск (1597- 1602 гг.)
Федор Савельевич Конь. Борис Годунов. Оборонные системы крупных городов дополнялись монастырями.
Кирилло- Белозерский монастырь. Каменщики заботятся о прочности кладки и о декоре.
Под руководством монаха Трифона возводят из валунов (8 т.) Соловецкий монастырь.
Обносится стенами Троице Сергиев, Борисо Лебский, Псково- Печерский. Земляной город.
Донской и Новодевичий монастырь- усилили защиту.
Новоспасский монастырь (1462г.) – контролирует путь в Нижний Новгород.
Симонов (1379 г.) Москва река.
В 16 в.- Москва огромный город.
Китай город- обнесен малыми стенами.
Архитектор Петрок Малый (1535-1538)
Общественным центром Китай города была Красная площадь.
Набег Хана Девлет- Гирея (1571 г.)
Белый город (1585-1588 гг.) – второе укрепление (протяженность 9 км.)
В XVI в. Традиционно деревянные хоромы включают каменные палаты.
“Каменный пятистенок” подклет из камня.
Нижний ярус палат бояр Троекровых (XVI в.)
Культовое зодчество XVI в.:
1) Распространение каменного приходского храма.
2) Бесстолпный посадский храм.
3) Монументальные пятиглавые соборы
4) Столпообразные шатровые храмы
Церковь мученика Трифона в Напрудном- первый бесстолпный посадский храм.
Килевидные арочки, полуарки.
Трехстолпная кривая- обеспечила хороший отвод осадков.
1) С крещатыми и ступенчатыми сводами
2) С завершающим радом кокошников
На каменных подклетях сушили зерно (использовали для хозяйственных услуг).
Ряды кокошников- завершение храма из которого вырастает барабан с главой.
Старый Донской собор (1593 г.)
Монумент пятиглавого собора.
Смоленский собор (1524- 1526).
В Ростове Великом- центр родовитого боярства (боролся против русских земель).
Успенский собор- белокаменный собор.
Новаторское направление в каменном зодчестве XVI в.- столпообразные шатровые храмы.
Мемориальный характер. Столпообразные храмы.
Церковь. Преображения Господня.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.)– необычный храм. Крестообразный объем переходит в восьмигранник. Все подчинено центричности. Апсид нету, помещение храма маленькое (8,5х8,5), высота 60 м.
Церковь связана с рождением Ивана IX. Деревянные шатровые постройки. Украшен кокошниками. Здание возводится из кирпича с белокаменными деталями. Треугольные тяги- стрелы. Классические обломы. Традиции и новаторство. Разгрузочные арки. Ярусы кокошников. Церковь- мемориал. Внутреннее пространство поражало стремлением вверх и хорошей освещенностью. Патриотическая идея независимости.
Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547- 1554 гг.)
Каноническая схема пятиглавия.
Рост объемов вверх.
Храм уподоблен “Небесному храму”.
Покровский собор “На Рву” (1555-1561 гг.)
Был построен по обету И. Грозного.
Праздник покрова (народное название: Храм Василия Блаженного).
1) Мастера Бирма и Постник.
2) Ансамбль из 9-ти отдельных столпообразных церквей.
3) В плане геометрические формы близки к двум квадратам.
Возвышение Москвы начинается в 14 веке. Именно тогда Москва стала центром русских земель. При московском князе Иване Калите, который был сыном первого московского князя Даниила, из Владимира в Москву переносится митрополичья кафедра. Митрополит Пётр, который был талантливым зодчим, строит первые каменные соборы в Кремле: Успенский, Спаса на Бору. При Калите Москву окружают прочными дубовыми стенами, взамен сосновых, возведённых при Юрии Долгоруком.
Сын Ивана Калиты Дмитрий Иванович (Донской) возводит стены и башни из белого камня, при этом ещё расширив территорию Кремля.
Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов
В 14 веке архитектура Московского княжества обогащается новыми шедеврами. Строятся дивной красоты храмы Успения на Городке в Звенигороде, Рождественский в Саввино-Сторожевском монастыре, Троицкий в Троицком монастыре. В начале 15 века ученик Сергия Радонежского Андроник возводит Спасский собор в Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Этот собор считается самым древним каменным собором, сохранившимся до наших дней. Все эти постройки объединяет стройность, пропорциональность, особая поэтическая , возвышенная красота.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троицкого монастыря
Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов
Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва святая,
На своих семи холмах.Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов,
Над Востоком и Закатом
Зыбля зов колоколов!
В. Брюсов
Прогулка по Москве
Кроме этого на сайте есть ещё несколько презентаций о древнерусском зодчестве:
Читайте также: