Самовоспитание подростков и юношей кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель исследования: узнать, действительно ли самовоспитание является составной частью формирования личности подростка.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать наиболее эффективные рекомендации по самовоспитанию подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы основы самовоспитания в подростковом возрасте.
1.1. Воспитание – как педагогический процесс…………………………………………………………………………..7
1.2. Самовоспитание в подростковом возрасте…………………………………………………………………………23
Глава 2. Пути диагностики и организация самовоспитания в подростковом возрасте.
2.1 Педагогическая диагностика готовности подростков к самовоспитанию………………………………………………………………..28
2. 2 Педагогические рекомендации по организации самовоспитания в подростковом возрасте…………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………. 40
Список литературных источников………………………………………………………………………42

Содержимое работы - 1 файл

курсовая абанеева оксана.doc

Глава 1. Теоретические основы основы самовоспитания в подростковом возрасте.

1.1. Воспитание – как педагогический процесс…………………………………………………………… ……………..7

1.2. Самовоспитание в подростковом возрасте………………………………………………………… ………………23

Глава 2. Пути диагностики и организация самовоспитания в подростковом возрасте.

2.1 Педагогическая диагностика готовности подростков к самовоспитанию………………………………………… ……………………..28

2. 2 Педагогические рекомендации по организации самовоспитания в подростковом возрасте………………………………………………………… 35

Список литературных источников…………………………………………………… …………………42

Самовоспитание представляет собой развитие стремления, к, большему и высшему, и поэтому выбранная тема весьма актуальна в наше время. Теперь, когда все в нашей жизни стремительно развивается и автоматизируется, человеку просто необходимо постоянно что-то изучать, к чему-то стремиться, пытаться достичь большего, одним словом идти в ногу со временем. И, несомненно, дети старшего школьного возраста больше всего теряются в этом изобилии информации. Это тот период жизни, когда им кажется, что весь мир открыт перед ними, стоит только протянуть руку и вот оно все твое…. Но проходит некоторое время, и дети осознают, что чтобы чего-то добиться, нужно постоянно трудиться, пополнять свои знания и умения. Они становятся объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. И именно в это время им особенно нужны поддержка, понимание и помощь. В этот период очень важно правильно организовать процесс их самовоспитания через формирование адекватной самооценки.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в старшем школьном возрасте.

В этот период выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи.

Цель исследования: узнать, действительно ли самовоспитание является составной частью формирования личности подростка.

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать наиболее эффективные рекомендации по самовоспитанию подростков.

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом,— это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется следующим. Первая ступень — физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень — нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень — профессиональное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни. Четвертая ступень — социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно, занятия физической культурой и спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не Должны преследовать цель обязательного установления рекордов. Главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали самочувствие. Особенно полезны они для физически ослабленных детей и тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впоследствии всерьез заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого физического или волевого самосовершенствования ребенка.




Занятия физической культурой и спортом для подростковполезны тем, что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности. Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабатывать в тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых будут на практике проявляться.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного возраста. Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, связанная с самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них — стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей—романтической или прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных, деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической. героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом,— это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется следующим. Первая ступень — физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень — нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень — профессиональное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни. Четвертая ступень — социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно, занятия физической культурой и спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не Должны преследовать цель обязательного установления рекордов. Главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали самочувствие. Особенно полезны они для физически ослабленных детей и тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впоследствии всерьез заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого физического или волевого самосовершенствования ребенка.

Занятия физической культурой и спортом для подростковполезны тем, что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности. Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабатывать в тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых будут на практике проявляться.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного возраста. Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, связанная с самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них — стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей—романтической или прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных, деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической. героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Психологические проблемы самовоспитания старших школьников - Характеристика основных методов самовоспитания

Характеристика основных методов самовоспитания

Когда человеку необходимо преодолеть определенные недостатки в своем характере и поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения. Полезно говорить об этой цели вслух или в одиночестве в течение нескольких дней, пока она не закрепится в сознании. Кроме того, необходимо составить подробную программу самообразования и определить, чего именно нужно достичь. Конечно, лучше начинать с простых программ, например: не совершать необдуманных поступков, преодолеть вредную привычку перебивать собеседника, держать свое слово. С увеличением опыта в самообучении программы должны становиться более сложными, качественными и долгосрочными.
Реализовать намеченную программу самообразования можно с помощью определенных методов. Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. самообразование. Студент, осознав свои недостатки, уговаривает себя избавиться от них, однако не следует ограничиваться только мысленным самовнушением. Гораздо эффективнее убеждать себя в чем-то вслух.
  2. самоотверженность. Подросток пытается воздействовать на собственную психику и чувства; он обычно вслух проговаривает про себя, как он будет себя вести или какие действия не будет совершать. Такое самовнушение должно проводиться до тех пор, пока этот недостаток не будет устранен.
  3. самовнушение. По сути, этот метод близок к методу самоутверждения. Студент, поставивший перед собой цель преодолеть определенную слабость или развить положительное качество, обязуется не спешить и тщательно продумывать последовательность выполнения заданий. Самообязательство следует повторять многократно, чтобы оно укоренилось в сознании.
  4. Самокритика. Молодой человек, обнаруживший в себе недостаток и поставивший цель преодолеть его, подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свою силу воли для скорейшего его преодоления. Эту самокритику следует практиковать до тех пор, пока цель не будет достигнута.
  5. ставить себя на место другого человека. Суть этого метода отражена в самом названии. В процессе самовоспитания студент развивает положительные качества и подавляет отрицательные, ставя себя на место другого человека и сопереживая его чувствам. Таким образом, подросток побуждает себя к самосовершенствованию.
  6. самоограничение. Используется в случаях, когда ученик установил определенные правила поведения, но не проявил достаточной силы воли в их соблюдении.
  7. самонаказание. Применяется, когда в процессе самовоспитания человек делает те или иные отклонения от правил поведения, которые он сам запланировал. Обнаружив такие отклонения, необходимо применить по отношению к себе то или иное наказание.

Уровни развития процессов самовоспитания

Самым важным психическим фактором является самообразование. Следовательно, самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности без нарушения природного начала, в соответствии с поставленными целями, идеалами и воспитанными убеждениями.

Процесс самовоспитания предполагает определенный уровень развития личности, самопознание, способность к анализу с сознательным сравнением собственных действий с действиями других людей.
Зрелость человека характеризуется его отношением к своим возможностям, правильностью его самооценки и способностью признавать свои недостатки. Все это является предпосылкой для организации самообразования.
В подростковом и юношеском возрасте процесс самовоспитания обусловлен возрастными особенностями этих периодов. Психолого-педагогическая наука выделяет среди актуальных потребностей старших подростков следующие: потребность в самоуважении, самопознании, самоопределении, психоэмоциональной независимости и потребность в достижении определенного социального статуса. Потребность в самосовершенствовании является характерной чертой подросткового возраста. Она может иметь разнообразные формы, проходить различные пути своего развития. В любом случае эта потребность выражается в стремлении личности к самоизменению, и, прежде всего, к изменению сложившегося уровня саморегуляции, который проявляется в тех или иных особенностях выполнения школьной и внешкольной деятельности.

Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте

Одним из самых замечательных явлений, связанных с подростковым возрастом, является сильное стремление к самообразованию. Активный процесс самообразования начинается в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме до конца жизни человека. Когда мы говорим о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что дети в возрасте 12-13 лет впервые начинают задумываться о возможностях интеллектуального и личностного самосовершенствования и прилагают сознательные, целенаправленные усилия для достижения этой цели. Самосовершенствование идет по определенному пути развития. Если попытаться уловить его основные возрастные этапы, то весь путь его трансформации с возрастом выглядит следующим образом. Первая стадия — физическое и волевое самосовершенствование, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка. Задача — с помощью специальных средств и упражнений совершенствовать волевые качества личности, такие как смелость, выносливость, самоконтроль, уверенность в себе и т.д. То же самое относится и к физическому развитию, для которого многие дети в этом возрасте начинают заниматься спортом. Второй этап — моральное самосовершенствование, ранняя юность. Наиболее распространенной целью самовоспитания в это время является духовно-нравственное развитие, понимаемое как воспитание благородных качеств личности: Порядочность, доброта, щедрость, верность другу, преданность любимому человеку, услужливость и т.д. Третий этап — профессиональное самообразование — это средний и поздний подростковый возраст, начало взрослой жизни (от 20 до 40 лет). Этот этап жизни можно рассматривать как период делового самосовершенствования, связанного с развитием целого ряда профессионально необходимых качеств, включая навыки, умения и знания, которые важны для успешной работы в выбранной сфере. Цель профессионального самосовершенствования, возникшая в этом возрасте, закрепляется за многими людьми и становится одной из самых важных в жизни. Четвертый этап — социальное и мировое самообразование, этап жизни после 40-45 лет. Здесь задача самосовершенствования становится выработкой социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда выделяют пятый этап, который соответствует постановке и реализации цели самореализации человека, что в гуманистической психологии называется высшей стадией развития личности. Две из пяти перечисленных стадий развития самосовершенствования человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успех личного самосовершенствования в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности. Как лучше всего помочь подростку или молодому человеку в его физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответ на этот вопрос может быть следующим. Во-первых, поощряйте и активно поддерживайте их стремление к самосовершенствованию, начиная с первых признаков этого. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно же, физкультура и спорт. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, мультиспорт, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих упражнениях хорошо развиты и волевые качества личности. Регулярные занятия физкультурой и спортом не обязательно должны преследовать цель установления обязательных рекордов. Главное, чтобы они приносили ребенку радость, улучшали его здоровье и самочувствие. Определенные качества воли, которые развиваются в физической деятельности и не всегда проявляются в интеллектуальной и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества человека следует развивать прежде всего в тех сферах деятельности, с которыми они непосредственно связаны и в которых они будут проявляться на практике. Как правило, заинтересованное, доброжелательное и активное участие взрослого в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы для преодоления кризисных явлений и комплексов, характерных для этого возраста.

Проблема нравственного совершенствования

Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого человека. Дети в этом возрасте часто подражают взрослым и пытаются развивать личные качества, которые они воспринимают в значимых и авторитетных взрослых, а также в детях старшего возраста. Психологически и педагогически сложная ситуация, связанная с самовоспитанием, возникает, когда старшеклассники сталкиваются с проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им придется столкнуться со многими противоречиями и проблемами. Одна из них — тоска детей этого возраста по романтике, рыцарству и приключениям, навеянная соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порожденной экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от человека аскетизма и скромности в его стремлениях, особенно материальных, то прагматический, напротив, порождает желание материального благополучия и роскоши. Романтическая ориентация предполагает одиночество, прагматическая — активное общение. Для первого характерна покорность судьбе, для второго — борьба. Список антиномий чисто морального характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно продолжить. Основная сложность выбора между ними в самообразовании заключается в том, что молодому человеку невозможно просто отказаться от одной из целей — романтической или прагматической — в пользу другой. Но можно ли их совместить, и если да, то как? Первая задача педагога, работающего с маленькими детьми, — показать им, что романтические и прагматические идеалы и ценности действительно вполне совместимы, и что молодые люди не должны обязательно отвергать одно в пользу другого, потому что романтика и прагматизм могут сочетаться на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Например, можно быть очень прагматичным, деловым и расчетливым человеком и в то же время оставаться морально порядочным, проявлять доброту и сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история экономики, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных, предпринимателей. В частности, российские промышленники конца прошлого и начала прошлого века, будучи хорошими бизнесменами, внесли большой вклад в развитие культуры и образования. Для такого воспитания современных юношей и девушек можно порекомендовать им обратиться к лучшим произведениям экономической литературы, особенно тем, которые содержат биографические сведения о наиболее значительных фигурах в этой области, в дополнение к чтению романтической, героической и приключенческой литературы. Важно помочь молодым людям найти привлекательные моральные и романтические черты в прагматически ориентированных героях таких произведений и, наоборот, искать и находить полезные деловые черты в романтиках.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

66. САМОВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Педагогическая организация самовоспитания является одним из сильнейших воспитательных средств разностороннего развития личности подростков и юношей в силу естественной опоры на их стремления и интересы. Учащийся, ставящий себя в конкретном деле (или в ситуации общения) самозадачи по развитию определенных сторон личности, становится более заинтересованным в эффективном выполнении этого дела. Работа по активизации самовоспитания – область педагогического творчества, углубленного познания и развития стремлений и навыков каждого подростка. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и в первую очередь стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от руководителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия. Например, нельзя разглашать содержание дневников самовоспитания детей. В дневниках ребята дают искреннюю самооценку своим качествам, о которой они не хотели бы оповещать других. Здесь педагогическая тайна – закон для педагога, иначе он быстро лишится доверия и вся работа пойдет насмарку.

Активизация самовоспитания волевых качеств, стиля общения, эмоциональной выразительности входит как составная часть в работу педагога по психиатрии и коррекции отрицательных состояний и стремлений. В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности, наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе.

Подростки склонны заниматься многими делами наскоками, нерегулярно. Им трудна систематическая фиксация результатов работы над собой. В этом педагогу может помочь использование различных форм фиксации результатов. Педагогические условия и действия педагога по активизации самовоспитания:

– установление отношений доверия и сотрудничества между педагогом и учащимся – через совместную творческую деятельность;

– ориентация учащихся на выдвижение одной-двух конкретных и посильных самозадач;

– на следующем этапе педагог предлагает для самовоспитания каждому школьнику ту область поведения, в которой у него обнаружились наиболее слабые места проявления личности;

– соблюдение этапности в активизации самовоспитания: от организации рядовых кратковременных самозаданий в свободных областях – к более длительной корректировке слабых мест в личности, к самозадачам на неделю с ведением дневника;

– никаких оценок за результаты самовоспитания!;

– педагог может определять лишь достаточно общую сферу самовоспитания – конкретные задания себе подросток формулирует сам;

– педагог регулярно, но ненавязчиво побуждает ребят к постановке самозадач (без санкций в случае отказа), обеспечивая систематичность самовоспитания;

– педагог увязывает самозадачи ребят с задачей успешного выполнения высокозначимой для них деятельности;

– интерес к самовоспитанию поддерживается варьированием области самозадания целей, успехами, поощрением за малейшее продвижение вперед, обсуждениями результатов выполнения самозадач, введением интересных форм ведения дневника, оказанием своевременной помощи в реализации самозадач.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

У взрослого человека превращение самовоспитания в крат­косрочную кампанию может вызвать улыбку.

Поэтому наша наука и общественность уделяют особое вни­мание моральному климату школы, созданию в ней творческой атмосферы, благоприятствующей развитию человеческого до­стоинства учащихся, сочетающей высокую моральную требова­тельность к ученику с уважением к его личности.

VIII. 4. Художественные интересы и восприятие искусства

Исключительно важную роль в формировании личности стар­шеклассника играет искусство.

Прежде всего меняется отношение к разным видам искус­ства. Ученые из Научно-исследовательского института художест­венного воспитания АПН СССР просили учащихся назвать вид искусства, который им особенно интересен. В I—IV классах детские интересы распределяются между всеми видами искусст­ва более или менее равномерно, с некоторым предпочтением изобразительного искусства, причем в активной, творческой форме (рисовать, лепить), и кино. Позже эти интересы диффе­ренцируются. До VII класса ведущие и примерно равные места в предпочтениях школьников занимают художественная литера­тура и кино. Начиная с VIII класса литература выходит на пер­вое место.

Этот сдвиг вовсе не означает уменьшения интереса к кино или более редкой посещаемости кинотеатра — напротив, то и другое растет. Старшеклассники — верные поклонники кино­искусства. Современный городской старшеклассник, по данным И. С. Левшиной, ежегодно бывает в кино 60—65 раз; кроме того, почти половина юношей и девушек ежемесячно смотрят по телевизору от 20 до 30 фильмов, не считая других телепе­редач

[1] Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 49.

[2] Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. — Полн., собр. соч., т. 45. с. 391—392.

[3] Выготский Л. С. Психология искусства (анализ эстетической реак­ции).— В кн.: Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1963, с. 122.

Читайте также: