Тоаркхо хьажа рассказ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Арабографические сочинения Кунта-хаджи Кишиева в Дагестане".

Один из дагестанских исследователей деятельности Устаза Хажи любезно прислал нам свою статью о сочинениях нашего Наставника, которую мы вам хотим представить. В ней идет речь о сочинениях, написанных под диктовку Устаза: Тарджамаат Макалати, Джавабус-Саилин ва худжатуль Муридин и другие. Мы выражаем большую благодарность автору статьи и желаем, чтобы он продолжал свои изыскания в данной области. Рекомендуем.

"Арабографические сочинения Кунта-хаджи Кишиева в Дагестане".

Ш.Ш. Шихалиев, кандидат исторических наук,
Отдел востоковедения,
Институт истории, археологии и этнографии
Дагестанского научного центра РАН
Махачкала.

В исследовании жизни и деятельности шайха Кунта-хаджи среди специалистов бытует два мнения относительно религиозного образования этого шайха. Ряд исследователей считает, что Кунта-хаджи был неграмотен, другие же, ссылаясь на устную традицию, пишут о том, что Кунта-хаджи обучался арабскому письму, мог читать и писать и даже в свое время сдал экзамен Шамилю, когда тот вызвал к себе молодого Кунта-хаджи.

Не вдаваясь в детали этих мнений исследователей, хочется отметить то, что в Дагестане имеются рукописные и печатные списки сочинений Кунта-хаджи Кишиева.

В частности, в собрании Рукописного фонда Института Истории, археологии и этнографии имеется письмо Кунта-хаджи, адресованное некоему Хаджи Мухаммаду. [3] Это письмо, размером 17.5 х 22 см., написано черными чернилами на белой, матовой бумаге с водяными знаками европейского производства. В письме Кунта-хаджи разбирает вопрос, связанный с пропажей лошади и обвинением в этой пропаже некоего Айгума. Текст этого письма интересен тем, что в некотором роде свидетельствует о свободном владении шейхом Кунтой-хаджи арабским языком.

Второе издание этого же сочинения на кумыкском языке было осуществлено в 1911 г. в лито-типографии А.М. Михайлова в Порт-Петровске.

В 1911 г. в той же типографии было издано это же сочинение и на чеченском языке.

В личной коллекции сотрудника ИИАЭ ДНЦ РАН Д.М. Маламагомедова имеется копия рукописного списка этого же сочинения на аварском языке, переписанное в 1991 г.

Кроме того, в нашем личном архиве хранится копия этого же сочинения, изданного в Нарзани в 2003 г. на арабском языке с переводом его на ингушский язык.

Таким образом, исследование изданных текстов этого сочинения Кунта-хаджи показывают, что протографом этих всех списков является арабский список, который некий мурид Кунта-хаджи принес Шихаммат-кади Байболатову, и который последний издал в типографии с подстрочным переводом на кумыкский язык. Поскольку сам рукописный арабский текст до настоящего времени не найден, мы можем говорить о том, что кумыкский вариант этого сочинения, изданный в типографии М.-М. Мавраева в г. Темир-хан Шура является самым ранним. Вероятно, с этого кумыкского варианта и были сделаны остальные издания и списки этого сочинения (чеченский, аварский, ингушский).

Кроме вышеуказанного сочинения в личном архиве автора имеется еще два списка двух рукописных сочинения Кунта-хаджи, которые также были найдены в 2006 г в Табасаранском районе РД археографической экспедицией под руководством А.Р.Шихсаидова (списки а), и в Курахском районе РД в составе той же экспедиции в 2009 г (списки б).

В целом, эти две рукописи списка а являются краткой редакцией собственно более полных работ этих сочинений. Это удалось установить на основе более полных версий списков этих двух сочинений в Курахском районе РД в 2009 г. Сверка и анализ текстов обоих списков рукописей показал, что Курахский список является более полным, и более ранним. Одно из сочинений Курахской коллекции (список б) датируется 1281 г.х. / 1864-65 г., причем в конце рукописи имеется имя переписчика – Абдусалама, который, собственно, и является автором данного. Таким образом, можно предположить, что список Курахской коллекции является автографом. Табасаранские же списки этих сочинений являются краткими редакциями основного списка.

Распространение в Дагестане изданных и рукописных сочинений Кунта-хаджи свидетельствуют о том, что идеи этого ученого имели широкое хождение в Дагестане.

Творчество этого видного представителя кадирийского тариката еще не до конца изучено. Для оценки жизни и деятельности Кунта-хаджи Кишиева требуется детальное комплексное изучение всех его трудов. В настоящее время автором данной статьи ведется работа по академическому переводу с арабского на русский язык комплекса работ шайха Кунта-хаджи Кишиева.

Список использованной литературы:

شعيب بن ادريس الباكنى. طبقات الخواجكان النقشبندية و سادات المشائخ الخالدية المحمودية. دمشق, ۲۰۰۳, ص. ۴۱۶
نذير الدركلى. نزهة الاذهان فى تراجم علماء الداغستان / Nadir ad-Durgilis (st. 1935). Nuzhat al-adhan fi taragim ulama Dagistan. Herausgegeben, übersetzt und kommentiert von Michael Kemper und Amri R. Šixsaidov // Muslem Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die Islamgelehrten Daghestans und ihre arabischen Werke. Klaus Schwarz Verlag. Berlin. 2004. Р. 152, 233.
Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Фонд. 16, Оп. 3. №

Наибы Чечни

АМЕРХАН ХАТАТ (Гатат) — выходец из с. ДаьргIа, тайп белгатой. Наиб с. Дарго. В 1845 г. сменил Дубу в аулах между реками Аргун, Мартан и главной дорогой АтагиУрус-Мартан.

АНЗОРА МОХЬМАД-МИРЗА (Мухаммед-Мирза Анзоров, Магомед-Мирза) — один из влиятельнейших узденей Малой Кабарды. В августе1846 г. назначен наибом округа Гехи в Малой Чечне, сменил получившего повышение Атабая. 4 марта 1849 г. назначен мудиром Малой Чечни. В сентябре начальник округов Гехи, Арштхой и Галай. 19 июня 1851 г. Мухаммед-Мирза умер от раны.

АСЛАН (Аслан-кадий) — в 1853 г. наиб округа Шарой.

АТИН АТАБИ-МОЛЛА (Атабай-мулла Атаев) — выходец из аула Чiунгарой-эвла. Ученый алим. Наиб округа между реками Мартан, Сунжа, Асса и Черными горами, где сменил в 1845 г. умершего Ису. В октябре 1846 г. мудир Малой Чечни. До 1860 г. скрывался в лесах Харсеноя. Один из руководителей восстания 1860–1861 гг. В 1861 г. сослан в Россию. Автор ненайденной летописи на арабском языке, а также трудов по теологии.

АХБЕРДИН МАХЬМА (Ахверды Магома, Ахбердин Мухаммед) — выходец из с. Хунзах. С весны 1840 г. наиб Малой Чечни (включая Шатой и Чеберлой). С мая 1843 г. мудир Западной Чечни. Летом 1843 г. умер от раны, полученной во время набега на хевсурский аул Шатили. Похоронен в Шатое (с. ГIушкорт).

АХЬМАДХАН (Ахметхан Дышнинский, Ахмедхан) — наиб Дишни-мохка. Погиб в 1840 г.

АЬККХИЙН ЖАНХОТ (Джанхот Аккинский) — погиб в бою с царскими войсками в Малой Чечне, похоронен в с. Таьнги-чу.

АЬРСАНАКЪА (Аьрсанакъан Аьрсанакъа, Арсануко) — выходец из с. Эзихой. С 1840 г. наиб Дишни-мохка.

АЬСТАМАР (Астемир) — пятисотенный наиб. Погиб.

БАЬРШКХИН БИРА (Бира) — старший брат Байсунгура Беноевского. Командир сотни.

БЕНОЙН БОЙСАГIАР (Баьршкхин БойсагIар, Байсунгур Беноевский) — выходец из аула Беной. С 1839 г. наиб беноевского общества. С мая 1860 г. имам Чечни. Руководитель восстания 1860–1861 г. Повешен в Хасав-юрте в 1861 г. Похоронен в с. ГIачалкъа (Аух). Автор утерянной летописи на арабском языке.

БЕТА — житель с. Ачхой-Мартан, тайп хьаккой. Командир отряда.

БИСАНИН ГЕЛАГ — выходец из с. Хьайбах. Наиб Нашха.

БОЛАТ-МИРЗА (Булат-Мирза) — наиб Ауха с октября 1840 г., сменил Ташу-хаджи. В конце 1840 г. убит ауховцами.

БОЛАТАН ТИМАРКЪА — житель с. Беной. Командир отряда.

БУЛУН БОТАКХ (Ботука) — выходец из горного Курчалоя. Кадий войска. В 1858 г. молодой Ботука был поставлен начальником округа в Ичкерии.

БУРСАК — выходец из ингушского с. Хули. Наиб Шамиля.

ВАРА — выходец из с. Беной-Атага (Новые Атаги). Командир одного из отрядов наиба Атабаямуллы Атаева. Участник восстания 1860–1861 гг., затем примкнул к зикристам. После разгрома в 1864 г. зикристов у с. Шали становится знаменитым абреком. Был предан Гудантом Мударовым из с. Старые Атаги (исполнявшим обязанности чеберлоевского наиба царской администрации) и во время посещения семьи в с. Беной-Атага в 1865 г. окружен драгунами. Оказал яростное сопротивление и был убит.

ВЕТИН ЗОВРБИ — выходец из с. Гехи, тайп мержой. Начальник сотни наиба Саадолы.

ГЕХА — житель с. Гордали. Молодой ученый алим.

ГIАРАБАТИРАН ЧАГIА (Чаха Карабатыров) — наиб с. Элистанжи.

ГIИШКИ IЕЖА (Гишкаев Эжа) — выходец из с. БIавла (тейп Б1овло).

ГIОЙТЕМИР (Гойтемир) — выходец из с. Юрт-Аух. В 1844–1847, 1850–1853 гг. наиб Ауховского округа. С 1850-х годов начальник кавалерии Имамата. В 1853 г. погиб в бою.

ГУМАЛАТАН ГЕХА — житель с. Гуни. Наиб внутренних войск. После окончания войны помощник пристава Веденского наибства.

ДАУД-ХЬАЖА (Дауд-хаджи) — в 1853 г. наиб округа Шали.

ДАЧА — наиб, с 1845 г. заменил Дубу, возглавив шатоевское общество с горными и предгорными аулами Большой Чечни и Малой Чечни, выше дороги из Урус-Мартана в Нестеровское укрепление и Черных гор. Бывший старшина с. Шали.

ДЕРБИЧ САЙТ — житель с. Котар-юрт, тайп мержой. Кадий (бакъонца наиб).

ДЖОВТХА (Джаватхан, Джавадхан, Жаватхан) — наиб аула Дарго (1839 г.), Большой Чечни (1840–1842 гг.). Умер от раны летом 1842 г.

ДУДАРОВ — наиб в Галашках. По-видимому, осетинский (тагаурский) алдар Кази-Магомет Дударов, в апреле 1846 г. перешедший на сторону Шамиля.

ДУДАРОВ КАРАСЕ — осетин, тагаурский алдар, сын Инала, владелец аула Иналово. В 1857 г. ушел к Шамилю.

ДУИН IУМА (Ума Дуев) — выходец из общества зумсой. Наиб Зумсоя, один из руководителей восстания 1860–1861 гг. После плена сослан в Россию, вскоре возвращен, избран старшиной Зумсоя. Один из руководителей восстания в Чечне 1877–1878 гг. 6 марта 1878 г. повешен вместе с сыном в г. Грозном.

ЖАНИН БУК — наиб Курчалоя.

ЖОНХА — житель с. Беной. Был тяжело ранен во время Даргинского сражения 1845 г. Назначен кадием Беноя, но через некоторое время добровольно сложил с себя обязанности судьи.

ЖУКИН ДУБА (Дуба Вашиндароевский, Дуба) — представитель тайпа чIинхой, наиб округа в Малой Чечне. В 1843 г. возглавил шатоевское общество с горными и предгорными аулами Большой и Малой Чечни, затем аулами между реками Аргун, Мартан и главной дорогой Атаги–Урус-Мартан. В 1845 г. летом в боях против армии Воронцова в Ичкерии ранен и сменен, затем восстановлен. В 1859 г. сдался царскому командованию.

ИБРАХIИМ-ХЬАЖА (Ибрахим ал-Черкеси) — с декабря 1846 г. кадий черкесских мухаджиров в округе Гехи. Сдался в плен вместе с Шамилем в Гунибе 25 августа 1859 г.

ИДАЛ (Идиль Веденский) — наиб Ичкерии в 1853 г.

Наибы Чечни

IАБДУЛЛАХI (Абдула Цакхар) — вынужден был переселиться в Чечню, в с. Шали, из Дагестана. Ученый алим. Имел большое влияние на округ Шали. После женитьбы имама Шамиля на его дочери был назначен в 1842 г. начальником Чеченской области.

IАЛХА (Алхан) — упоминается в сражениях в Малой Чечне в 1851 г.

IЕМАЗАН ТIАЛБИШ (Иэмазан Талбиш) — житель с. Беной. Командир отряда. Награжден орденом Имамата (войска Талхига). Погиб в бою в 1850-е годы.

IИЙСА (Иса, Иса Гендергено, Исса Гендергено) — старшина с. Урус-Мартан. С марта 1840 г., уже в пожилом возрасте, помощник наиба Малой Чечни Ахверды Магомы. В 1842 г. помощник наиба Большой Чечни, затем наиб Большой Чечни. Вновь помощник мудира Ахверды Магомы, после его смерти помощник мудира Малой Чечни Юсуфа-хаджи. Осенью 1843 г. наиб западной части Малой Чечни. Умер от болезни в 1845 г.

IИСА — житель с. Элистанжи. Командир отряда. Погиб у крепости Назрань в бою с царскими войсками.

IУЛЛАБИ-МОЛЛА (Улубий-мулла) — выходец из с. Кешен-Аух. С 1841 г. наиб Ауха.

IУМАЛАТ (Умалат Ичкеринский) — наиб Ичкерии. Сдался в 1859 г. царскому командованию.

IУМАРАН БОТАКЪА (Батуко Шатоевский, Батуко Умаров) — выходец из с. ГIушкорт. Наиб Шатоевского (Шубутовского) округа. В 1858 г. после ранения сдался царскому командованию.

IУМИН ЭНДАРИ (Эндирей Умаяев) — жил на хуторе в ущелье р. Рошни. Наиб в Малой Чечне. Перешел на сторону царского командования в феврале 1854 г.

IУСМАН (Осман Майртупский) — в 1859 г. наиб округа между реками Хулхуло и Гумс (в горной зоне). После отступления имама из Чечни ушел с Шамилем в Дагестан. Там сдался царскому командованию.

IУСМИ САIДУЛЛА (Бетиг СаIдола, Саадола, Сайдулла Усманов, Саибдула) — житель аула Нурикой, представитель общества дишний, а по другим данным – нихалой. Наиб Гехинского округа. Мудир Малой Чечни. Возможно, что было двое человек с этим именем. В 1859 г., поссорившись с Шамилем, переходит на сторону царских войск, участвует в военных действиях по завоеванию гор Нашхи и Галашек. В Терской области наиб Урус-Мартановского участка Чеченского округа. Майор. В 1865 г. летом вместе с начальником Чеченского округа генерал-майором Мусой Кундуховым возглавил переселение 23 057 чеченцев в Турцию.

КАЗИОУ — дагестанский мюрид Шамиля. В 1840 г. возведен в звание наиба.

КУРБАНАЛИ — погиб в бою.

КУШАГА ХЬУЬНАХК (Маховри Хьуьнарк) — выходец из Мелхисты.

КЪИБИД-МАХЬМА (Кибит-Магома) — выходец из Тилитля (Дагестан). С середины 50-х годов начальник Чеченской области. Сдался царскому военному командованию в 1859 г. Был наибом Чеберлоя.

ЛАЧИНИЛАУ — выходец из аварского с. Хунзах. Бывший кадий Хунзаха. Наиб Чеберлоя. Просветитель. Сделал свой вариант аварского и чеченского алфавитов на арабской графике.

МАIАШ (Мааш аз-Зунси, Мааш Зумсоевский) — с 1840 г. наиб зумсоевского общества. Погиб.

МАЙЛИН ТАЙМАСХА (Таймасха Молова) — уроженка с. Гехи. В течение 10 лет воевала против царских войск. Командир отряда. В 1842 г. попала в плен. Была награждена царем Николаем I и отпущена домой в знак преклонения императора России перед храбростью чеченской женщины.

МАЛЦАГ — житель с. Ачхой-Мартан, тайп зумсой. Командир отряда.

МАХЬМАЗАН АЬРСАНАКЪА (Арсико-Махамаз-оглы) — наиб горной Чечни (кистинский наиб). Возможно, что Арсануко Арсанукаев и Арсико-Махамаз-оглыодно и то же лицо.

МЕХЬТИН ИДРИС (Идрис Мехтиев, Идрис-мулла) — мулла с. Эндери, бежал в с. Зандак. С 1847 г. наиб Ауха. В начале 50-х гг. смещен. С начала 1857 г. сменил убитого наиба Хазу. Поэт, автор сатирических эпиграмм на имама Шамиля.

МОМИН ХЬОТУ (Мамаев Хату) — выходец из с. Гендерген. С 1857 г. младший наиб, командир отряда. В апреле 1859 г. перешел на сторону царских войск. Участвовал в военных действиях против горцев. В награду получил 50 десятин земли и чин офицера.

МОХЬМАД-ХЬАЖА (Хаджи-Мухаммед, Гаджи-Магомет) — чеченец, из с. Герменчук. Наиб Черкесии с 1842-го по май 1844 г. Умер от болезни.

МОХЬМАДАН АХЬМАД (Эвтархойн Ахьмад, Ахмад Автуринский) — выходец из с. Автуры, тайп гуной. С 1847-го до 1849 г. наиб округа в Большой Чечне. Убит в сентябре 1852 г.

МОХЬМАДАН ШОIАЙП-МОЛЛА (Шоаип, Шуаиб-мулла, Шуаип Центороевский) — наиб аула Центорой (1839 г.). С 1840 г. наиб Мичиковского округа. С мая 1843 г. мудир Восточной Чечни (Аух, Мичик и Большая Чечня). С конца 1843 г. мушир (маршал), командующий левым флангом, начальник Чеченской области. Убит в начале марта 1844 г.

МУСА — выходец из надтеречного с. ЭчигтIе, тайп Iаларой. Наиб местности от с. Топли (на р. Аргуне) до р. Хулхуло (в месте впадения р. Мичик). Упоминается за 1854 г.

МУСТАФА — житель с. Аршты. Командир диверсионного отряда, совершавшего набеги на царские укрепления. Ночью 14 октября 1847 г. во время набегов отряда Слепцова был изрублен в своем доме казаками.

МУСХАЙН МОХЬМАД (Магомед Мусакаев) — наиб Ичкерии с 1843 г.

МУСХИН ЖАIПАР (Жаапар) — выходец из с. Беной. Командир сотни наиба Байсунгура. Участник похода в Грузию в 1854 г.

МУХАММАД (Магомед Ассиалов, Мухаммед-Эмин) — выходец из дагестанского аула Хонуда. Мюрид Шамиля. С начала 1846 г. наиб в Малой Чечне. В конце 1848 г. назначен наибом в Черкесии. В декабре 1859 г. сдался русским и эмигрировал в Турцию.

НАИБ (имя неизвестно) — представитель тайпа цIечой. Командир отряда.

НАИБ ЧЕБЕРЛОЯ в 1859 г. — аварец (имя неизвестно). После падения Ведено в апреле 1859 г. бежал к Шамилю.

НУР-IЕЛА (Нур-Али, Нур-Али-мулла) — возможно, выходец из с. Харадарихи (Дагестан). Наиб Чеберлоя и Шубута. Известен по операции у Военно-Грузинской дороги в апреле 1846 г. Умер от холеры.

ОЬЗДАМАР (Оздемир) — с 1840 г. пятисотенный начальник в Мичиковском округе. Помощник Шоаипа-муллы. В начале мая 1842 г. предательски убит.

РАМЗИН IАДА (Рамзин Ада, Рамзи Ада) — житель с. Беной. Командир отряда. Погиб в Даргинском сражении в июле 1845 г.

САIИД (Саид Энгенойский) — наиб надтеречных чеченцев. Участвовал в сражении на Валерике в 1840 г.

САПАРАН ЮУСАП-ХЬАЖА (Юсуф-хаджи Сафаров, Гаджи-Юсуф) — выходец из с. БухIан-юрт (Новые Алды). Полковник турецкой армии. С 1841 г. советник Шамиля. Инициатор государственных, правовых, религиозных, военных реформ. Строитель военно-инженерных сооружений Имамата. Сменил умершего Ахверды Магому на должности мудира Малой Чечни. Осенью 1843 г. наиб восточной части Малой Чечни. С 1844 г. главный советник Шамиля. В 1853 г. лишен всех званий и имущества и сослан в с. Тинда. В июле 1856 г. бежал к русским, вскоре умер. Автор арабоязычных карт Имамата, а также письменных трудов по правоведению и теологии. Труды по теологии до сих пор не найдены.

СОIДУ (Саду Мичиковский) — мичиковский наиб. Сдался в 1859 г. царскому командованию.

СОIИП-МОЛЛА (Суаиб-мулла) — выходец из Эрсеноя. В 1842 г. помощник наиба Большой Чечни Джаватхана. После смерти Джаватхана стал наибом Большой Чечни. С марта 1844 г. мудир Восточной Чечни. Летом 1845 г. героически погиб при преследовании войск М. С. Воронцова (Даргинская экспедиция).

СОЛУМГИРИН СОЛТАМУРД (Солтамурад, Султан-Мурад Беноевский) — мазун Беноя. Один из руководителей восстаний и абреческих движений 1860-1861, 1863-1865, 1877-1878 гг. В восстании 1877-1878 гг. Солтамурад был начальником наибов. После поражения восстания скрывался в лесах, умер в 1878 г., похоронен в Беное.

ТАИБ — с 1843-го по 1845 г. наиб аулов между реками Аргун, Мартан и главной дорогой АтагиУрус-Мартан. В 1845 г. смещен Шамилем за слабое управление.

ТАКИ ЧОПА (Цыппу Такаев) — осетин, выходец из с. Фаллагкау. Предводитель гудских абреков. Возглавлял отряд осетинских абреков, служивших у имама Шамиля.

ТАПИ-НАИБ — пожилой человек из уважаемой чеченской фамилии. Возможно, что наиб Тапи и Тепи – одно и то же лицо. Известен также Тепи из с. Гуни, который возглавил весной 1845 г. делегацию к имаму от плоскостных аулов Чечни с просьбой или защитить от русских набегов, или позволить прекратить им войну.

ТАШУ-ХЬАЖА (Воккха-хьажа, Ташу-хаджи, Ташев-Хаджи, Ташов-Гаджи) — выходец из с. Эндери. Шейх накшбендийского тариката, исламский миссионер. С 1832 г. один из руководителей газавата в Чечне. С 1834 г. имам Чечни, с 1836 г. чеченский наиб имама Шамиля. Весной 1840 г. назначен наибом Ауха. В октябре 1840 г. смещен с должности наиба. Умер в 1843 г. Похоронен в с. Саясан. Автор работ по теологии.

ТIЕЛХАГ (Талхиг Шалинский, Талгик, Талгик Аргунский) — выходец из с. Шали, тайп курчалой. Наиб округа Шали, наиб Большой Чечни, мудир, начальник артиллерии. В 1859 г. перешел на сторону царских войск. Тесть старшего сына Шамиля Джемал эд-Дина. Автор летописи на арабском языке. Похоронен в с. Шали.

ТIУЬРШ — наиб в Автурах, назначен после автуринского съезда 1848 г.

ТХЬАРАМ (Тарам) — выходец из с. Iуспан-юрт. Пятисотенный начальник. В 1847 г. наиб Сунженского наибства. Мазун.

ХАДА — в 1853 г. наиб Чеберлоя.

ХАЗИ АЛХАСТ — житель с. Комалхо (Малхиста). Двоюродный брат Кушага (Хьуьнахк). Командир отряда. Награжден знаменем с узкой красной полосой вдоль нижней трети зеленого полотнища.

ХАНДАКХАЙ (Хандакай) — житель с. Центорой. В 1850 г. наиб Ичкерии.

ХАТУ — в 1853 г. наиб Ауха.

ХЕНТИГ — наиб Дишниведенский.

ХУХАН IАРБИ (Хухан Араб) — командир отряда в Беное, отвечал за участок Гуьржи-мохк. Участвовал в набеге на Грузию в 1854 г.

ХЬАМЗАТ (Хамзат) — житель Центороя.

ХЬАМЗАТ (Хамзат, Гамзат) — выходец из Притеречья, после восстания летом 1840 г. переселился в округ Гехи. Командир одного из отрядов наиба Малой Чечни Ахверды Магомы. Хамзат совершал диверсии за Терек. В одной из диверсий погиб в бою с царским отрядом осенью 1841 (или 1842) года.

ХЬАМЗАТ (Хамзат Чантийский) — житель с. Итум-кале. В 1858 г. был ранен во время стычки с восставшими чантинцами и сдался в плен царским властям.

ХЬАМЗАТ-ХЬАЖА (Хамзат-хаджи) — в 1853 г. наиб округа Нашха. Возможно, что Хамзат Чантийский и Хамзат-хаджи – одно и то же лицо.

ХЬОЗА (Хазу) — брат наиба Ауха Хату. Наиб Ауха с 1854 г. по февраль 1857 г. Сменен наибом Идрисом-муллой. Погиб в бою.

ШАМХАЛАУ — наиб Ауха в 1859 г.

ШАХМИРЗИН БОТА (Бота Шамурзаев, Батай, Бата) — выходец из с. Дади-юрт, тайп харачой. В плену воспитывался у барона Розена, бежал в Чечню. Наиб округа в Большой Чечне, мичиковский наиб. В 1851 г. перешел на сторону царских войск из-за ссоры с Шамилем. Качкалыковский наиб. Председатель горского окружного суда. Участвовал в военных действиях против Имамата в качестве капитана туземной милиции и переводчика князя Барятинского. После Кавказской войны за заслуги перед царем майор Б. Шамурзаев получил более 500 десятин земли.

ШЕМАЛАН ГIЕЗА-МОХЬМАД (Гази-Мухаммед, Гази-Магомет) — сын имама Шамиля. С 1848 г. наследник эмирского престола. В 50-е годы начальник Чеченской области Северо-Кавказского эмирата Шамиля. 25 августа 1859 г. сдался в Гунибе царским войскам. Вместе с отцом жил в плену в России. Сопровождал имама в Мекку. Остался в Османской империи и служил в турецкой армии пашой (генералом). Принял активное участие в организации восстания в Чечне и Дагестане 1877-1878 гг.

ШОIИП (Шуаип) — жил в верховьях р. Гойта. Наиб Гойтинского округа в 1850 г.

ШОIИП-ГIЕЗА (Шуаип-Гази) — упоминается в боях в Малой Чечне в начале 50-х годов.

ЭЛДАР (Илдар) — наиб Мичика и Качкалыка. Героически погиб при преследовании войск Воронцова летом 1845 г. (Даргинская экспедиция).

ЭЛМАРЗА (Эльмурза Хапцов, Хапцоу) — с 1851 г. гехинский наиб. В сражении с отрядом Эльмурзы погиб Н. П. Слепцов. Сам Эльмурза смертельно ранен в бою в 1852 г.

ЭСКА (Эски Хулхулинский, Эски Мичиковский) — представитель тайпа чартой, выходец из Притеречья, затем жил в с. Нойбоьра. С 1851 г. наиб округа Мичик. В июле 1857 г. сдался царскому командованию. Определен на поселение в с. Брагуны, похоронен в Бачи-юрте.

ЭСКАРХА (Эскирхан) — житель с. Майртуп, тайп ялхой. Командир отряда. Потомки живут в Сирии.

ЮНУС-МАЗУН — в 1854-м – январе 1855 г. комендант укрепления Шуаиб-капа.

На территории Карачаево-Черкессии проживает много крупных животных: зубры, туры, кабаны, медведи.


В древние времена на территории республики находилось Сарматское море.


Часть республики специализируется на овцеводстве. Как правило, с одной овцы настригают до 7 кг шерсти и получается по 3,5 кг мытой шерсти. Рекордные настриги составляли до 12 кг шерсти с одной овцы.
Долгое время в этих краях была проблема с орошением полей. Жившие здесь казаки предоставили царю десятки различных проектов по орошению. Когда революция свергла Николая Второго, в архивах царя не нашли ни одного казачьего проекта - их просто выбрасывали сразу, как только посланец выходил из приёмной.
В Карачаево-Черкессии всего 4 города. Один из Них Усть-Джигута. Поселение было основано, когда сюда стали свозить бывших крепостных, чтобы они добывали тут известь для сахарной промышленности.
В республике находится крупнейшая в Европе теплица. Её называют здесь главным огородом России. Сейчас он известен, как агрокомбинат "Южный" и его овощи лежат на прилавках многих городов России. По площади теплица превосходит любую голландскую теплицу, которые считаются крупнейшими в мире. Её построили к Олимпиаде 80, чтобы участники олимпийских игр и жители Москвы были обеспечены свежими овощами. Выбор этого места обусловлен тем, что здесь одно из самых солнечных мест в стране - в среднем 2200 часов в году солнечные. Если тепло используемое в теплице отдать на нужды города то им можно было бы обогреть город с населением в 400000 человек. Сначала для доставки овощей в разные регионы России хотели использовать авиацию, но потом было принято решение транспортировать овощи рефрижераторами и сейчас за 2 дня 20-ти тонные машины доезжают из Карачаево-Черкессии до Москвы.


Карачаево-Черкессия в древности была территорией древнего государства Аланов. Аланы занимались тем, что за деньги охраняли караваны торговцев идущие из Европы на Восток от нападений разбойников.



Это древний менгир, которому около 1000 лет. Самая распространённая версия, что в древности, когда на Кавказе не было дорог, такие менгиры ставили, чтобы обозначить границы государства и направление к столице.

На территории современной Карачаево-Черкессии находится самый древний православных храм в России.


Этому храму порядка 1000 лет.




Храм располагался на территории древнего Нижнеархызского городища аланов от которого до сих пор остались следы.




На этом месте уже гораздо позже появилась монашеская обитель, так же сюда приезжали братья Нарышкины в 1867 году и занялись раскопками древнего города. Здания 19 века построенные здесь, так же являются памятниками архитектуры.




Южный храм 1013 года постройки - самый старый действующий храм на территории России.



Напротив древнего городища находится почитаемый как нерукотворный образ Христа. Чтобы его увидеть надо поднятся в гору. Как-то раз сюда приехал Степашин и ему захотели показать нерукотворный Лик, но на гору подниматься ему было трудно. Тогда его завезли на машине на гору напротив (благо там есть дорога) и поставив его напротив горы с Ликом Христа, дали ему бинокль. А для того, чтобы он смог разглядеть лик, на скале где этот лик находится вырубили все деревья, совершив по мнению местных жителей большой грех так как эти деревья своими корнями хранили скалу от обрушения.
Мы с вами не Степашин, поэтому посмотрим на лик без столь варварских для природы жертв.


Лик был обнаружен в 1999 году на хребте Мыцешта, на высоте около 100 метров над уровнем реки Большой Зеленчук. Согласно оценкам учёных этот Лик был создан в 9-11 веках нашей эры проживавшими здесь аланами. Сейчас это место поклонения куда приезжают из самых разных уголков мира.


Несмотря на то, что штраф за различный вандализм здесь 50000 рублей, всё равно все норовят оставить здесь либо какие-то артефакты, либо хотя бы памятную надпись.


С хребта открывается вид и на древний храм.

Но вернёмся к истории Карачаево-Черкессии. В 19 веке сюда добралась война. Россия вела покорение Кавказа. Генерал Эммануэль продвигался к территории нынешней Карачаево-Черкессии. Против него выступали турки вместе с армиями местных народов. Черкесская конница приняла сражение с русскими войсками и проиграла, после этого черкесы вышли из войны, но сама война продолжалась ещё долгие годы.


Все знают, что руководителей восстания декабристов либо казнили, либо отправили в Сибирь, но мало кто знает, что было с младшими офицерами и солдатами тех полков, что поддержали декабристов - их всех отправили в "Тёплую Сибирь", на Кавказ. Солдаты и разжалованные офицеры должны были воевать с горцами. Потери были столь велики, что русские, чтобы избежать их стали применять тактику осады: не решаясь атаковать горцев в открытую они осаждали аул и ждали пока там не закончатся оружие, пища и вода. Дальше действовали в зависимости от ситуации, либо входя в него, либо дожидаясь пока все не погибнут от отсутствия воды.


Когда российские войска стали одерживать в войне успех, по Кавказу поползли самые разные слухи, свойственные военному времени, в частности о небывалых жестокостях наступавших российских войск по отношению к местным. Эти слухи поддерживали турецкие шпионы, которыми был наводнён Северный Кавказ. Тогда огромное количество спасающихся от российских войск горцев с детьми, стариками, пожитками пошли к Чёрному морю, дабы сесть на турецкие корабли и уехать от наступавших войск. Народу было так много, что всё черноморское побережье до самого горизонта было забито людьми, которые сидели и вглядывались в даль, ожидая хоть какой-нибудь турецкий корабль. Но несчастья не переставали преследовать кавказцев - оказавшись в Турции, они обнаруживали, что являются там людьми второго сорта живущими на положении рабов, что они там никому не нужны и их никто не ждал. Молодые девушки сразу попадали в наложницы к богатым туркам. Так что спустя время, многие из них ринулись к российскому посольству, чтобы вернуться обратно, где остались их дом и родная земля, но российской власти тоже не очень хотелось возвращать к себе вчерашнюю "пятую колонну", поэтому вернуться назад смогли очень немногие. Так происходила одна из самых больших трагедий в истории Кавказа. Сама война продлилась вплоть до пленения на почётных условиях Шамиля, которому в обмен на это обещали хадж в Мекку. Лишь после этого события, война на Кавказе пошла на спад.



Посёлок Архыз. В Древнее время был один из крупнейших городов Алании.





Пансионат Архыз в котором мы остановились.








Хвост лошади подвязывают для того, чтобы при переходе через реку он не болтался по воде и не стал бы мокрым, поскольку начав им обмахиваться она намочет всадника.

Следующие памятные события на Кавказе произошли уже во время Второй Мировой войны. Здесь шли ожесточённые бои с немцами, рвавшимися к азербайджанской нефти. Каждая гора, каждое ущелье было местом боя. Некоторые сражения шли настолько в труднодоступных местах, что первые тела погибших стали находить лишь спустя 20 лет после окончания войны. Один из подвигов советских солдат вошёл здесь в историю. Надо было скинуть немцев с одной из стратегических вершин. Попасть туда можно было только по отвесной скале. Там где был подступ относительно пологий, всё контролировалось немцами. И вот ночью, наши солдаты дали обет молчания - чтобы ни произошло не издавать ни звука, пока они будут лезть вверх, дабы их не обнаружили немцы. И вот под покровом темноты, ночью они полезли вверх. Кожа с рук примерзала, отдиралась и оставалась на камне. Двое бойцов сорвались с отвесной стены и погибли улетев в пропасть, но никто из них так не издал ни звука. В итоге вершина была взята.





Что же рекомендуется попробовать находясь в Карачаево-Черкессии? Ну, конечно, баранину. Баранина должна подаваться и поедаться пока она горячая, есть остывшую баранину это моветон. Затем, конечно же лагман



Затем просто поражают местные варенья! Вот такое варенье из шишек.


А это уже варенье из иголок! Очень полезное - лечит многие заболевания органов дыхания!


Вообще тут легче перечислить то из чего варенье не варится, чем то из чего варится.


Это семена бука - здесь их жарят и лузгают вместо семечек.


Ещё я купил натуральный чай и ещё какую-то траву, которую нужно тоже как чай заваривать. Как это ни странно, но в аэропорту у меня с этими пакетиками никаких проблем не возникло.=)


И в завершении расскажу откуда взялась традиция куначества у ряда народов Северного Кавказа.


У горцев считалось, что родные родители не могут воспитать мальчика в такой строгости, чтобы он вырос настоящим джигитом. Настоящие родители будут жалеть мальчика, потакать ему и он вырастет изнеженный, не боец, не воин. И вот для того, чтобы этого не произошло, мальчика, когда он достигал определённого возраста отдавали жить к приёмным родителям. Новые родители, не будучи для него родными, не испытывали к мальчику никакой жалости и сострадания и воспитывали его в строгости и лишениях. Приученный к суровым условиям жизни мальчик вырастал настоящим воином: закалённым, сильным, выносливым и безжалостным к своим врагам. Так вот члены этой приёмной семьи и были для этого воспитанного ими приёмного мальчика ставшего джигитом кунаками.


Вот сколько всего необычного и интересного я увидел во время поездки в Карачаево-Черкессию. Хотите узнать и увидеть ещё больше? Тогда приезжайте сами!


Многие из нас не знают даже собственных прабабушек, а вот карачаевцы могут назвать имена своих предков, живших много столетий назад (правда, легендарных). А место их поселения и вовсе остается настоящей святой землей до сих пор. Долину в верховьях Кубани и три древних села — Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук — в народе называют не иначе как Большой Карачай.

Едем в Карачай


Фото: Зухра Биджиева

Вид на башню Мамия-Кала в окрестностях Хурзука

Добраться до прародины карачаевского народа не так уж и сложно, хотя путь и неблизкий: от туристических Кавминвод около четырех часов на машине, от ближайшего республиканского города Карачаевска — около полутора.

Однако туристы готовы тратить время на дорогу: в последние годы их здесь прибавилось. Гости проезжают села по пути к другим достопримечательностям республики: урочищу Джилы-Су, ущелью Махар и Худесскому лабиринту. Такое соседство стало неплохим подспорьем для местных. Теперь посреди разрушенных деревянных построек открывают сезонные кафе с хычинами, продают овощи, сувениры из шерсти и домашний сыр.

Хурзук, Карт-Джурт и Учкулан граничат друг с другом и считаются древнейшими аулами Карачаево-Черкесии. Их отличает необычная деревянная архитектура — нетипичная для горцев Северного Кавказа и больше напоминающая скандинавские хижины. Некоторым из них по приблизительным оценкам более трех сотен лет.

Правда, сейчас большинство домов разрушено, да и жителей в них осталось немного: в самом густонаселенном ауле Хурзук проживает примерно полторы тысячи человек, в двух остальных — около 800. А когда-то здесь был центр культурной и политической жизни всего Карачая, численность населения доходила до 15 тысяч.

Легенда о Карче


Фото: Зухра Биджиева

О появлении этих аулов есть предание, согласно которому первый дом на этой земле поставил Карча. Тут верят, что именно легендарный герой объединил народ и даже заложил основы государственности. По легенде, его отец, выходец из знатного рода, был взят в плен Тамерланом и позже умер. Перед смертью пленник завещал своему сыну найти родную землю.

«Нагнулся печальный Карча к сыну, сурово обнял его и хотел повернуться назад, как вдруг схватил в охапку траву с носилок и закричал:

Боташ указал место, где росла та самая трава, и после похорон княжича народ Карчи выдвинулся в путь. По легенде, часть людей решила остаться в Эль-Джурте — их стали звать балкарцами, а тех, кто ушел с Карчой, — карачаевцами. Вскоре они дошли до родной земли и поставили там первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.

Национальные мифы


Фото: Зухра Биджиева

Многие карачаевцы верят, что именно в верховьях Кубани они зародились как нация. Однако историки с этим соглашаться не спешат.

Еще один национальный миф гласит, что весь карачаевский народ произошел всего от четырех праотцов — практически каждый карачаевец считает своим предком одного из сподвижников легендарного Карчи: Трама, Будияна, Науруза или Адурхая.

Читайте также: