Философское понимание техники кратко

Обновлено: 03.07.2024

Данный конспект прошёл сверку с видеозаписью лекции, поэтому никакой информации не упущено. Более того: добавлены новые интересные детали к примерам, озвученным в лекции. Лектором курса конспект ещё не проверялся.

В основе техники пока по лежит принцип органопроекции . Техника — это продолжение органов тела человека, представляющая собой искусственный мир. Капп рассматривал философию техники как такое направление в области философии, которое рассматривает технику как явление культуры. Он рассматривает проблемы, возникающие в связи с существованием техники. Также Капп намечает стратегию для оптимального развития техники.

В России философию техники развивал инженер немецкого происхождения Петр Климентьевич Энгельмайер. В 1911 году он выступил на четвертом международном философском конгрессе в Баллоне с докладом о философии техники. Петр Климентьевич определяет сущность техники возможностью целесообразно воздействовать на материальный мир. Пусть человеку нужно, чтобы имело место явление C , но он не может собственными усилиями при этом породить это явление. Тогда он рассчитывает цепочку явлений

, и вызывая явление A , он тем самым автоматически получает в итоге явление C. Техника здесь и служит как средство для того, чтобы осуществлять подобные процессы . Техника в этом докладе определяется в широком смысле, а именно как любая организованная целесообразная деятельность. В узком смысле под техникой понималась техника инженерная. Согласно Энгельмайеру, в 19 веке возникло новое техническое мировоззрение, отличное от научного. Если учёного интересуют вопросы, что произойдет и что происходит, то инженера интересует вопрос, что должно произойти.

Технологические абстракции и технологии начала 18 века. Описываются уже не какие-то материальные предметы, но теоретические объекты — давление и так далее.

Третий этап наступил в 19 столетии, начале 20-го, когда техника рассматривается уже как фактор культуры. Философия техники, с точки зрения Энгельмайера — это ничто иное как самосознание инженеров, тех, кто разрабатывает технику. Самосознание, которое осмысливает технику как важное явление культурной жизни и соответственно разрабатывает стратегию развития.

Начинания Каппа и Энгельмайера встретили отклик в среде инженерного сообщества. Вопросы философии техники широко обсуждались среди немецких инженеров. Впоследствии философия техники выросла в некую самостоятельную дисциплину в рамках как философского, так и естественнонаучного знания — на стыке этих областей знаний.

Задача философии техники состоит выяснения отношений между техникой и культурой, техникой и экономикой, техникой и наукой, техникой и системой права . Также философия техники рассматривает вопросы технического творчества .

С одной стороны, техника сокращает затраты труда. С другой, она меняет характер самого труда . Ясперс замечает, что автоматизация труда с помощью техники оказывает отрицательное воздействие на большое количество людей, которые вынуждены повторять одни и те же операции. Ясперс затрагивает темы отрицательного влияния техники на образ жизни человека. Эти темы будут широко обсуждаться далее.

Человек создает технику, чтобы облегчить себе жизнь. Но в результате человек вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни , которые включают в себя технику. Его труд становится машиноподобным, что отрицательно влияет и на самочувствие человека, и на его образ жизни целом. Цивилизация, в которой развивается техника, создает такой феномен как досуг . Ясперс замечает, что происходит некая технизация жизни , когда техницируется и свободное время, и развлечения, и политика.

В результате человек, когда у него появляется свободное время, привыкает работать по правам технической цивилизации. Он не знает, чем это время занять. Человек постепенно начинает уподобляться машине. Когда этой машине дают время для отдыха, она использует его лишь чтобы просто набраться сил для очередного участия в техническом процессе этой цивилизации, но самому человеку этот досуг ничего не даёт.

Ясперс затрагивает также воздействие техники не только на человека, но и на природу . Он отмечает, что в то время как технический оптимизм рассматривает технику как средство для освобождения человека от власти природы посредством господства над природой, на самом деле можно уже видеть по некоторым признакам, что техника и нередко приводит к разрушению природы, и не только природы живого, но и человека.

Но сам Ясперс, озвучивая эту точку зрения, считает, что ее нельзя радикализировать, нельзя технику при этом рассматривать как нечто исключительно отрицательное. Он старается занять позицию такого нейтралитета в отношении техники, которая одинаково обращает внимание как на положительные, так и на отрицательные черты. Он признает, что действительно техника создает техносферу, меняет условия жизни человека, но, как полагает Ясперс, человек должен нейтрализовать те опасности, которые несет в себе техника, а именно то, что общество может превратиться в такую огромную машину, которая организует деятельность людей и в конечном счете человечество превратиться в некий такой муравейник. Сама по себе техника нейтральна. Общий вывод Ясперса: от самого человека зависит то, что будет происходить с человеком.

На стадиях 1 и 2 человек, с ам будучи организмом, имел дело с другими организмами (например, крестьянин обрабатывал поле с помощью лошадей или других животных), с живыми существами в своей хозяйственной деятельности. Для любого организма характерна целесообразность: целое господствует над частями. А вот третья стадия характеризуется заменой организма организацией. Любая машина организована, но не так как организм. Цель, на которую работает машина, находится вне ее . Машина это исключительно средство для достижения внешней по отношению к ней цели. И хотя и животных используют как средство, но все-таки человек относился к животным не только как к средству. Тот же крестьянин мог любить своих домашних животных и заботиться о них, и бережно к ним относиться и стараться смягчить их страдания и так далее. А вот отношение к технике уже совсем другое.

С точки зрения Бердяева, человек в мире природы существовал в органических отношениях с ней, а мир техники другой. Появляется некое царство машин на этой третьей стадии, и не просто жизнь человека окружена машинами. Принцип машин переносится человеком на другие сферы его жизни. Органическая жизнь сменяется организованной жизнью. Человек хочет организовать социальную жизнь наподобие машины, культурную жизнь наподобие машины, и вообще во всех сферах своей деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, он старается положить на некую технику — технику общения, технику управления, технику взаимоотношений.

И когда внимание человека обращено на технологии достижения чего-либо, незаметно внимание человека от целей жизни перемещается к средствам жизни. Ведь техника — это всегда средство, орудие. Это приводит к тому, что постепенно жизнь самого человека, смысл его жизни, высшие цели его жизни начинают из сознания человека уходить. Он закапывается в решение задач, вместо реализации своих высших целей. Он не знает, зачем он живет, не ставит перед собой цель, которая бы связывала его с реальностью и в целом со всем миром, не задумывается о своей духовной жизни, какая задача у духа. Он весь поглощен только разработкой средств решении тех или иных конкретных задач, а собственно на что работают эти все задачи, он не задумывается, то есть он становится частью некой системы, в которой он старается успешно функционировать, не задумываясь, зачем вообще функционирует и зачем существует он сам.

Бердяев считает, что здаесь происходит отрицательное явление: техника желает овладеть духом человека и рационализировать, поработить его . Бердяев не против организации, технологии, рационального подхода, он просто считает, что его нельзя абсолютизировать. В человеке есть некая сфера, которая не поддается рационализации и попытка все рационализировать приведет к тому, что человек придет в забвение этой части своего существа и это будет для него иметь негативные последствия.

Бердяев при этом замечает, что люди еще не конца не осознали эту опасность, не осознали того, что вхождение машин в жизнь человека — одна из самых серьезных таких революций в человеческой истории. Люди не осознают этой опасности, что машина требует к себе внимание и заставляет работать фактически человека уже на неё, на обслуживание машин, на совершенствование машин, на развитие техники. Она делает человека подобным себе. Как в своем ярком стиле заявляет Бердяев, человек, который является образом и подобием Бога, может стать образом и подобием машины, неким этим автоматом, а это уже просто катстрофа для человека, его дегуманизация. человек перестанет быть человеком . Для Бердяева это не развитие, а дегардация . Бердяев полагает, что человеку нужно задуматься нал тем, как ему относитья к этой новой действительности — царству машин, которое он породил.

Бердяев пользуется даже поэтически языком. Он говорит, что эта новая электрическая атмосфера, холодная металлическая действительность, лишенная душевной теплоты, становится чем-то чужим для человека . Если прибегнуть к примеру про крестьянина: одно дело, когда человек занимается деятельностью в окружении живых существ, он может свою лошадку погладить, он старается, чтобы она не поранила себя и так далее. В этом есть некая теплота взаимоотношений. Это очень важная часть человеческого существования. Рациональность — это только средство, а жизнь — в общении, в получении радости от общения, от забот, это особенность органической жизни. При ее утрате человек будет страдать . машина не даст ему того тепла в общении, которое ему дает общение с другими живыми существами: животными, людьми.

Техника дает человеку чувство могущества , и Бердяев в этом тоже видит не вполне положительную тенденцию, потому что за этим он видит желание экспансии, желание возвыситься над другими, а в этом тоже нет вот такого стремления к тому, чтобы сделать добро другому, нет любви — есть эгоизм, самовозвеличивание.

Еще один аспект пересекается с мнением Ясперса: техническое развитие порождает новую форму организации жизни всего общества, но разрушает красоту старой культуры, принесшей столько удивительных достижений человечества и старого быта . Массовая техническая организация общества также уничтожает индивидуальность, своеобразие. все становится безлично массовым. Технология предполагает тиражирование, копирование и воспроизведение, предметы делает техника без человека, и они обезличены. Опять же без иронии можно сказать, одно дело когда какой-то предмет делается руками человека — здесь есть элемент творчества, человек вынужден решать какие-то возникающие проблемы, как достичь результата, здесь есть элементы искусства. А предметы, которые создаются техникой, как бы ни были они связаны с творческими усилиями, они все похожи друг на друга, индивидуальность человека никак не проявляется.

Бердяев видит задачу современности, человека в том, чтобы осознать эту опасность, которую представляет развитие техники и постараться подчинить технику духу.

В конце 20 века тема техники стала еще более актуальной в связи с появлением информационных технологий. В рамках философии техники эта тема вполне достойна обсуждения, поскольку психологи и педагоги, философы давно уже отмечают актуальность вопросов воздействия информационных технологий на человека.

Развитие информационных технологий позволяет человеку иметь энциклопедический запас знаний и возможность благодаря интернету в любой области знания получить нужную информацию, но для развития как культуры, науки, так и отдельного человека требуется способность осмысления того, что ты воспринимаешь. Оказывается, что увлечение работой по обработке информации пагубно сказывается на способности на способности эту информация осмылять и понимать.

Если говорить о философских категориях, можно вспомнить, что еще со времен Платона различались в рамках умственных человека два уровня — рассудочный-дискурсивный и уровень разума . То же самое можно найти у Канта. Рассудочный уровень соединяет какие-то понятия, связывает друг с другом, выстраивает цепочку. По Платону, разум усматривает смысл, он понимает. А рассудок только связывает концы . Человек совершенствуется, когда у него работает разум, способность понимать.

Еще один аспект надо затронуть. машиноподобная способность развивается не только в том, что человек становится продолжением машины, она уплотняет информацию, и человек старается все это в уплотненном виде освоить и передать, получить информацию. Человек начинает приспосабливаться к компьютерному языку, начинает упрощать свой язык, обеднять его, для того, чтобы быть понятным машинам. Постепенно человек начинает уже и в жизни, в общении с другими людьми пользоваться этим обедненным языком. А ведь богатство языка как раз тесно связано с его способностями понимать и выражать мысли. Еще в начале 19 века Вильгельм фон Гумбольдт выдвинул тезис о том, что язык — это не только средство коммуникации, это построение некой картины мира. Это видение мира, это понимание как мира, так и самого себя. Если с языка исключить какие-то слова, то совершенно иначе будет восприниматься окружающий мир.

Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

1. Круг вопросов этой философской дисциплины: сущность техники, соотношение искусственного и естественного, влияние техники на сущностные параметры человеческого существования, соотношение науки и техники, изобретения и открытия и т.д.

2. Становление философии техники как дисциплины.

Человек является единственным живым существом, которое, будучи неудовлетворенным тем, что находит в первозданной природе, вынуждено само творить условия, необходимые для своего существования. Следовательно, человек тем и отличается от всех остальных животных, что является творческим, или, точнее говоря, са­мотворческим существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек, тем самым, творит самого себя.

Процесс человеческого творчества или самотворчества с точки зрения Э.Каппа оказывается ни чем иным, как перенесением человеком своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира в мир внешний.

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Э. Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им.

Основные направления и тенденции развития философии техники

Технократический оптимизм и технократический пессимизм. Возникнув в конце 19 века философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на бога, высший иррациональный дух.

В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.




Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах 19 века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Дается философский анализ системы "наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая – техницизм - утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая - антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

Третье направление - антропологическое. Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

4. Определения техники: (от греч. techne – искусство, мастерство)

· совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям.

· исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т. п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей; нередко к технике относят также и те знания и навыки, с помощью которых люди создают и используют эти средства в своей деятельности.

· совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

· совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей.

5. Основные аспекты техники

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

1) техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

2) техника является “инструментом”, т. е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т. д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т. д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации);

3) техника — это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время — и судьба цивилизация;

4) техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать все подобные естественные феномены средствами науки и ставить их себе на службу.

Литература

1. Аль-Ани Н. М. Философия техники. СПб.: Санкт-Петербург, 2004. 184 с.

2. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. 227 с.

3. Дессауэр Ф. Спор о технике / пер. с нем. А.Ю. Нестерова. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2017. 266 с.

5. Философия техники в ФРГ / под ред. Н.Б. Игнатовской, В.М. Леонтьева. М.: Прогресс, 1989. 528 с.

6. Философия техники: история и современность / под ред. В. М. Розина. М.: ИФ РАН, 1997. 283 с.

7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 208 с.

8. Энгельмейер П.К. Философия техники. СПб.: Лань, 2013. 78 с.

9. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002. 564 с.

Философия техники: основные проблемы и направления

Философия техники – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

1. Круг вопросов этой философской дисциплины: сущность техники, соотношение искусственного и естественного, влияние техники на сущностные параметры человеческого существования, соотношение науки и техники, изобретения и открытия и т.д.

2. Становление философии техники как дисциплины.

Человек является единственным живым существом, которое, будучи неудовлетворенным тем, что находит в первозданной природе, вынуждено само творить условия, необходимые для своего существования. Следовательно, человек тем и отличается от всех остальных животных, что является творческим, или, точнее говоря, са­мотворческим существом, поскольку, создавая условия своего существования, человек, тем самым, творит самого себя.

Процесс человеческого творчества или самотворчества с точки зрения Э.Каппа оказывается ни чем иным, как перенесением человеком своего внутреннего мира вовне, т.е. превращением и продолжением этого мира в мир внешний.

Все технические средства как искусственные орудия человека представляют собой, согласно Э. Каппу, продолжения его естественных орудий, т.е. органов или же механические подражания им.

Основные направления и тенденции развития философии техники

Технократический оптимизм и технократический пессимизм. Возникнув в конце 19 века философия техники в процессе своего дальнейшего развития включала в свое содержание большую палитру взглядов, которые порой сходились друг с другом, а порой основывались на прямо противоположных принципах. Одни из них относятся к так называемому технократическому направлению. Они видят в технике определяющую и единственную, причину всех социальных изменений. Подобные утверждения основываются на принципе технократического детерминизма. С точки зрения других техника имеет свою логику развития, независимую от социума. Для одних будущее человечества под воздействием научно-технического прогресса предстает в радужном свете: техника в процессе своего развития автоматически разрешит все социальные коллизии, создаст общество изобилия, ликвидирует унижающий человека не творческий и физически тяжелый труд и обеспечит радостную творческую жизнь. Другие, напротив, видят в технике демона, подчиняющего себе человека: эра человека сменится эрой роботов, произойдет интеллектуальное вырождение индивидов, моральная деградация личности. Одни взгляды связывают прогресс техники с развитием науки, рационального познания. Другие, напротив, уповают на бога, высший иррациональный дух.

В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Они последовательно анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом, человеком и верой.

Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах 19 века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Дается философский анализ системы "наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.

Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая – техницизм - утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая - антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.

Третье направление - антропологическое. Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.

4. Определения техники: (от греч. techne – искусство, мастерство)

· совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям.

· исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т. п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей; нередко к технике относят также и те знания и навыки, с помощью которых люди создают и используют эти средства в своей деятельности.

· совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

· совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей.

5. Основные аспекты техники

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

1) техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером).

2) техника является “инструментом”, т. е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т. д.). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т. д.), так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации);

3) техника — это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время — и судьба цивилизация;

4) техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий, процессов, научился описывать все подобные естественные феномены средствами науки и ставить их себе на службу.

Литература

1. Аль-Ани Н. М. Философия техники. СПб.: Санкт-Петербург, 2004. 184 с.

2. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники. М.: ИНФРА-М, 1998. 227 с.

3. Дессауэр Ф. Спор о технике / пер. с нем. А.Ю. Нестерова. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2017. 266 с.

5. Философия техники в ФРГ / под ред. Н.Б. Игнатовской, В.М. Леонтьева. М.: Прогресс, 1989. 528 с.

6. Философия техники: история и современность / под ред. В. М. Розина. М.: ИФ РАН, 1997. 283 с.

7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 208 с.

8. Энгельмейер П.К. Философия техники. СПб.: Лань, 2013. 78 с.

9. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. СПб.: Владимир Даль, 2002. 564 с.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Философия техники возникла во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские вопросы техники ставили инженеры — Э. Гартинг, И. Бекманн, Ф. Рело, А. Ридлер. Термин “философия техники” ввел Эрнст Kann, создавший одну из первых концепций философии техники. Существенную роль в формировании философии техники сыграли также А. Эспинас, Ф. Бон, Ф. Дессауер, русский инженер и философ П. К. Энгельмейер. В нач. 20 в. философия техники успешно развивалась в России, однако позднее эта дисциплина (как буржуазная наука) перестала разрабатываться в нашей стране. В 1960—70-х гг. получил развитие ряд дисциплин, в которых изучались и обсуждались различные аспекты техники: история техники, философские вопросы техники, методология и история технических наук, методология и история проектирования и инженерной деятельности. Ныне эти области исследований развиваются не только самостоятельно, но и в рамках философии техники.

В фокусе интересов философии техники стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды (техносферы). К числу феноменов техники относятся также знания, используемые в технике. В отличие от феноменологических описаний, служащих в философии техники в качестве эмпирического материала, осмысление сущности техники — это попытки ответить на вопросы о природе техники; об отношении техники к другим сферам человеческой деятельности — науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; о возникновении техники и этапах ее развития; о том, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации; о влиянии техники на человека и на природу, наконец, о перспективах развития и изменения техники.

Для философии техники характерно отсутствие единой философской системы; наряду с собственно философской она включает и другие формы рефлексии по поводу техники — историческую, аксиологическую, методологическую, проектную. Философский характер такого рода размышлениям придает направленность мышления на уяснение идеи и сущности техники, на понимание места техники в культуре и в социальном универсуме, в историческом контексте. Существует точка зрения, согласно которой философия техники — это скорее не собственно философия, а междисциплинарная область знаний, для которой характерно самое широкое рассмотрение техники. При этом опираются на то, что философия техники включает разные формы рефлексии и по языку далеко отклоняется от классических философских традиций. В целом философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая — осмысление техники, уяснение ее природы и сущности — порождена кризисом не столько техники, сколько всей современной “техногенной цивилизации”. Постепенно становилось понятным, что кризисы нашей цивилизации — экологический, антропологический, кризис культуры и другие — взаимосвязаны, причем техника (и, более широко — специфически техническое отношение к миру) является одним из факторов, вызывающих это глобальное неблагополучие. Вторая задача — это поиск путей разрешения кризиса.

К сфере философии техники относят и прикладные задачи, и проблемы, напр., такие, как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования и др. На заре формирования этой дисциплины (в кон. 19 — нач. 20 в.) в философию техники подобные прикладные, хотя и достаточно широкие, проблемы не включались.

Важной методологической проблемой философии техники является проблема допустимых пределов ее редукции к таким реалиям, как деятельность, формы технической рациональности, ценности, те или иные аспекты культуры. Во многих основных определениях техники, которые даются в философии техники, происходит ее “распредмечивание”, техника как бы исчезает, ее подменяют определенные формы деятельности, ценности, дух, аспекты культуры и т. п. С одной стороны, такая редукция является необходимым моментом и условием познания техники, с другой стороны, возникает опасность вообще утратить специфику техники как объекта изучения. “Распредмечивание” техники порой заходит так далеко, что техника представляется как глубинный и глобальный аспекты всякой человеческой деятельности и культуры, а не как нечто субстанциальное, что обычно мы интуитивно имеем в виду, говоря о технике. В связи с этим возникает дилемма: является ли техника самостоятельной реальностью, илиже она есть инобытие чего-то другого, всего лишь аспект духа, человеческой деятельности или культуры и т. п.

В последние годы возникла новая проблема — анализ культурно-исторических изменений в понимании и восприятии техники. Исследования показывают, что, напр., в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в анимистической картине мира. Древний человек думал, что в орудиях присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку. Развитие же техники в культуре Нового времени привело к тому, что современный человек видит в технике действие законов природы и свое собственное инженерное творчество. И дело не сводится к той или иной трактовке техники — речь идет о ее культурном существовании и бытии. Понятая в качестве духа, техника живет по одной “логике”, имеет одни степени свободы; понятая же как проявление божественного творчества (средневековая трактовка) — по другой “логике”, понятая как процесс (сила, энергия) природы — по третьей.

Философия техники находит применение в целом ряде областей, напр. в системе управления народным хозяйством (экспертиза научно-технических проектов, консультирование, прогнозирование и т. д.), в разных областях науки и техники, наконец, в гуманитарных дисциплинах (как момент рефлексии технической и технологической стороны гуманитарной работы и мышления).

Лит.: Философия техники в ФРГ. М., 1989; Философия техники: история и современность. М., 1997; Горохов В. Г., Разин В. М. Введение в философию техники. М., 1998.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Основные понятия:философия,философия техники, философия науки, технический оптимизм, технический пессимизм, методология.

Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте.

В современной литературе имеется мнение, что философия техники – это не философия, а скорее междисциплинарная область знаний, представляющая собой вообще широкую рефлексию над техникой.
Два соображения подкрепляют этот взгляд [50].
1) Философия техники содержит разные формы рефлексии техники (в том числе нормативно-прикладную) и поэтому по языку далеко отклоняется от классических философских традиций.

Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является артефакт, то есть техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта. Результат технического сознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.
Если техника как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие — объект технической науки (техническое знание описывает технический объект-артефакт и предписывает техническое действие по его созданию), то техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры, являются объектом философии техники.

В целом предметная область философии техники неоднородна. В ее содержание входит философия, технология, социальные, экологические и политические проблемы. Философия техники как бы аккумулирует энергию многих областей человеческого знания и деятельности, направленных на познание техники. Синтетическая роль философии техники чрезвычайно важна, поскольку в исследовании техники возникла определенная диспропорция. На одном полюсе сосредоточены исследования сугубо научно-технического порядка, в которых участвуют представители технических, естественных наук и инженеры. На другом - проблемы личности, нравственности, творчества, исследуемые гуманитариями. Между этими полюсами находятся проблемы социальной структуры общества, научно-технической политики, социальных следствий научно-технического прогресса, развития материальной и духовной культуры. Философия техники призвана дать философский синтез всех этих трех групп проблем. Конечно, процесс становления философии техники продолжается. Однако эта область философских исследований ныне уже обладает всеми параметрами научной дисциплины: сформулированы и реализуются различные исследовательские программы, существует довольно значительный массив статьей и книг, созданы обзоры и указатели по философии техники и выпущены в свет учебники по философии науки и техники, наконец, выделились наиболее фундаментальные проблемы.

Цели философии техники:

1) исследование феномена техники в целом,

2) исследование места философии техники в общественном развитии,

3) исследование техники в широкой исторической перспективе.

Задачи философии техники:

1) Осмысление техники, уяснение ее природы и сущности, исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания. Постановка этой задачи была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, как сегодня модно писать, "техногенной цивилизации".

2) Поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники и, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов (методологическая задача). Эта задача во многом решается прикладными способами: через определение основ научно-технической политики, разработку методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, социальную оценку техники, методологию научно-технического прогнозирования и пр.

Философия техники пытается ответить на вопросы:

1) как происходит формирование искусственной, техногенной среды:

а) какую роль в нем играет сознательный фактор;

б) какова степень активности социокультурных факторов, сформированных господствующей технической рациональностью и передающихся людям помимо аргументированных объяснений;

2) каковы основные характеристики техногенной среды:

а) каково их соотношение с ведущими свойствами человеческой сущности и главными принципами самоорганизации природы;

б) в чем проявляется автономность искусственного мира;

в) существовал ли исторический этап, на котором техника являлась полностью управляемой и соответствовала ожиданиям создателей, и был ли на пути технического прогресса сделан неверный выбор;

3) существует ли зависимость между технологическим ростом и наблюдаемыми в современную эпоху негативными для жизни людей трансформациями как естественной среды, так и социокультурной сферы:

а) каково влияние техногенной среды на природу и можно ли говорить о наличии на Земле единого процесса социоприродного развития;

б) каков механизм воздействия техногенной среды на социальные и культурные системы и существуют ли способы его нейтрализации;

в) какой из известных способов детерминации жизнедеятельности людей – биосферный или техносферный – больше отвечает потребностям человеческой сущности и гарантирует существование биосферы.

§2. Соотношение философии науки и философии техники.

Основные понятия:философия науки, философия техники, гуманизация техники, технизация науки, сциентизация техники.

Одной из центральных проблем философии науки и философии техники является обсуждение вопроса о соотношении предмета исследования этих философских дисциплин, определение их взаимосвязей и различий. Соотношение философии науки и философии техники отражает изменяющиеся отношения техники и науки на разных стадиях развития культуры.

Стадии взаимоотношения науки и техники:

2) Античная культура: наука и техника развивались параллельно, но относительно независимо друг от друга, техника здесь ближе к искусству и ремеслу, чем к науке.

3) Эпоха Возрождения и Просвещения: наука все больше опирается на технические эксперименты, а техническое развитие зависит от научного познания.

4) Конец XIX века: возникновение и развитие технических наук и научной техники.

5) Современный этап: синтез не только естественных наук и техники, но и социально-гуманитарных наук ввиду возрастающего процесса гуманизации техники (необходимости создавать и внедрять технику, ориентируюсь на человека и человеческие ценности).

Два последних этапа обнаруживают необходимость особенно тесной связи между философией науки и философией техники, которая является условием проведения плодотворного методологического анализа [21].

Различие философии науки и философии техники:

1) Различие предмета исследования: философия науки – область гносеологических, логико-методологических и социально-философских исследований науки как особой формы познавательной деятельности, социального института, продукта и фактора экономического, технического и социально-культурного развития. Философа науки интересует научный поиск, алгоритм открытия, динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте.

2) Различие в целях и задачах исследования:философия науки дает методологию научного исследования, философия техники – методологию технического проектирования.

Несмотря на эти различия, проявляющиеся в основном в самом начале возникновения философии науки и философии техники (XIX-XX вв.), в наши дни происходит существенное сближение предметной области, целей и задач этих философских дисциплин.

Общее между философией науки и философией техники:

1) Наука и техника не являются предметом исследования самих научных и технических дисциплин, но являются предметом философии науки и техники и требуют общей философской рефлексии.

2) Современное естествознание нуждается в технике для проведения естественнонаучных экспериментов (например, современная физика нуждалась в специально созданном ускорителе элементарных частиц - андронном коллайдере).

3) Философия науки и философия техники дают обобщенный и целостный (в отличие от истории науки и техники) анализ современных научно-технических тенденций и перспектив.

4) Философия науки и техники изучает феномен науки и техники не локально, а в системе общественного развития, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

5) Главная задача философии науки и техники – исследование научного и технического отношения человека к миру, т.е. научного и технического миропонимания.

6) Философия науки и философия техники являются важной частью гуманитарного образования современного ученого и инженера, поскольку дают общее представление о науке и технике и их роли в современном обществе и в истории культуры, ориентируют будущих специалистов во всем многообразии научно-технических специальностей и видов деятельности и знаний.

7) Социокультурный аспект философии науки и техники как важнейшее наряду с методологическим аспектом ядро этих дисциплин дает не только ретроспективный взгляд на историю науки и техники, но намечает перспективы их развития в будущем.

8) Философия науки и философия техники могут формировать новый образ науки и техники, делать востребованными в обществе научно-технических специалистов.

9) Процессы сциентификации техники и технизации науки с конца XIX века создают единое научно-техническое проблемное поле для изучения со стороны философии науки и философии техники. Особенно тесно переплетаются их интересы в сфере методологии технических наук, инженерного и системного проектирования. Философия науки дает средства методологического анализа (выработанные на примере естествознания), философия техники дает новый материал (из технических наук) для дальнейшего развития этих методологических средств.

10) Сближение науки и техники в ходе научно-технического прогресса обозначает новую проблему для философии науки и философии техники: осмысление того, что входит в поле инженерно-технического и социотехнического проектирования (включая социальную оценку этого проектирования, его последствий).

11) С развитием новейших информационных и компьютерных технологий произошло усиление теоретической сферы техники и инженерной деятельности, размывание границ между исследованием и проектированием (наукой и инженерией).

12) Сближение науки и техники, а следовательно, создание единого проблемного поля философии науки и философии техники обусловлено особенностями современной постнеклассической науки: ориентированием на концепцию глобального эволюционизма и коэволюции, нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования и преобразования, на комплексные междисциплинарные исследования, вовлекающие в свою орбиту все науки (естественные, технические, социально-гуманитарные) [21].

Выводы:философия науки и философия техникисвязаны самым тесным образом, как сама наука и техника в ходе научно-технического прогресса. Философия науки дает методологию научного исследования, философия техники – методологию технического проектирования, что в процессе производства следует друг из друга. Именно в этой сфере интересы философии техники и философии науки особенно тесно переплетаются. Философия науки предоставляет философии техники выработанные в ней на материале естественнонаучного, прежде всего физического познания, средства методологического анализа; философия техники дает новый материал – технические науки – для такого анализа и дальнейшего развития самих методологических средств.

Кроме того, и первая, и вторая дисциплины изучают культурно-исторический контекст развития науки и техники, перспективы их развития. Философия науки и философия техники осуществляют глубокую рефлексию над всем комплексом научно-технических проблем, помогая науке и технике в разработке новых проблем и задач.

Читайте также: