История фотографии в россии кратко
Обновлено: 03.07.2024
Стремление человека запечатлеть мир вокруг себя в насыщенных красках четко обозначилось еще в древние времена, когда люди рисовали примитивные наскальные рисунки. В течение многих столетий художники работали над тем, чтобы наиболее точно отразить окружающую их действительность. Но в XIX веке возникло совершенно новое направление искусства – фотография.
Как это ни странно, но в России фотография начала развиваться стремительными темпами практически сразу же после обнародования принципов фотографирования. Этому способствовали русские ученые и изобретатели, которые приняли самое активное участие в совершенствовании фотографической техники и развитии фотографии как отдельного направления в искусстве. История фотографии в России насчитывает уже более ста семидесяти лет и может похвастаться многими славными страницами.
Академики И. Х. Гамель и Ю.Ф Фрицше
Начало российской фотографии было положено в 1839 году, когда член российской Академии наук И. Х. Гамель отправился в Великобританию для изучения метода калотипии. В Англии он познакомился с В.Тальботом и его методом получения фотографического изображения. После этого Гамель уехал во Францию, где он завязывает знакомство с Жаком Дагером, основоположником другого способа получения фотографии, и даже делает несколько снимков под его руководством. Все собранные материалы, в том числе фотоизображения и документы с описанием способа Тальбота, академик Гамель отправил в Санкт-Петербург. Ознакомившись с присланными материалами, академик Юлий Федорович Фрицше первым в России освоил технику получения фотографического изображения.
Изобретатель Алексей Греков
Это далеко не единственное нововведение, которое было опробовано Грековым. В частности, он разработал способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластинке с помощью гальванопластики. Ему также принадлежит идея наносить тончайший слой серебра на медные или латунные пластинки, что делало фотографию более дешевой и, соответственно, доступной большему количеству людей.
Фотоателье С. Левицкого и А. Деньера
Развитие фотографии в России во второй половине XIX века
Многие русские ученые и исследователи приобщились к искусству фотографии. Например, Климент Аркадьевич Тимирязев великолепно владел техникой фотографии и даже был удостоен в 1895 году серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвященные растениям и природе.
Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских ученых и исследователей. В частности, в 1885 году офицер российской армии И. Филипенко представил фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету собственной конструкции. Они спокойно размещались в небольшом чемоданчике.
В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта.
Дореволюционная фотография
Советское время
После революции и ужасных событий Гражданской войны фотография в России также активно развивалась, но преимущественно только в том, что касается ее технической стороны. В советское время начали выпускаться отечественные фотоаппараты в немалом количестве, способные обеспечить получение достаточно качественных по тем временам изображений. Однако фотографическое творчество в условиях советского режима ушло на второй план. Русская фотография оказалась в плачевном положении из-за полной изоляции от художественной жизни других стран. Существовавшие веяния в фотоискусстве были полностью придушены, и на первое место в фотографии вышел жанр соцреалистического репортажа, призванного обслуживать тоталитарный режим. Фотографии советских руководителей, снимки с масштабных строек и промышленных предприятий – всем этим были увлечены фотографы в советское время. Таким образом, русская художественная фотография служила пропаганде советского государства и постоянно находилась в тесной связи с окружающей социальной обстановкой.
Тем не менее, в советский период, особенно во времена Великой Отечественной войны, активное развитие получила документальная фотография. Среди признанных мастеров советской фотографии можно отметить Бориса Игнатовича, Василия Егорова и Александра Родченко.
Современный этап развития русской фотографии непосредственно связан с появлением цифровых фотоаппаратов, благодаря которым фотография стала доступной практически каждому человеку. Появилось огромное количество жанров и направлений в фотоискусстве. Этому способствуют постоянное совершенствование цифровой фототехники, использование сменной оптики, широкие возможности по ретушированию и изменению фотоизображений в компьютерных редакторах.
Теперь каждый фотограф-любитель в России может выбрать направление фотоискусства себе по вкусу и совершенствоваться в нем. Благодаря всемирной сети может сравнивать свои работы со снимками известных мастеров, обмениваться впечатлениями со своими коллегами и давать соответствующие оценки. В современной России фотография переживает новый бум, и делать выводы о ее развитии можно будет только по прошествии нескольких десятилетий.
Фотоискусство получило распространение в России следом за Европой. При содействии Академии наук в распоряжении первых фотоспециалистов появились описания фотографических процессов, первая аппаратура, химикаты и образцы снимков. Фотографами в России хотели быть представители любых сословий. Прошения об открытии фотодела подавали все – ученые, врачи, крестьяне и чиновники. Но наибольших успехов в новом виде искусства, разумеется, добивались выходцы изобразительно-художественной школы.
Первый российский фотографический аппарат
Изобретателем российского фотографического аппарата и пионером портретного фотоискусства остался в истории полиграфист Греков. Фотографический аппарат Грекова состоял из трех секций-ящиков. Первая представляла собой камеру-обскуру, вторая отвечала за йодирование пластин, а в третьей пластины уже проявлялись под воздействием ртутных паров.
Алексей первым из русских искусников освоил калотипию - получение негатива на пропитанной светочувствительным раствором бумаге. Сразу же после открытия дагеротипии французом Луи Дагером в 1840-м Греков усовершенствовал технологию и упрочил изображение. В этот же период Греков открыл пилотный художественный салон портретной фотосъемки.
Единственный снимок с Гоголем и первая фоторетушь
Летописец петербургской жизни
Автор цветных фотографий
В те годы, когда уже черно-белые снимки сами по себе представлялись экзотической редкостью, фотограф-химик Прокудин-Горский разъезжал по просторам Российской империи, создавая цветные фотографии. Сергей Михайлович не являлся первооткрывателем в цветном фотоискусстве, но ему удалось значительно подкорректировать изобретенный Адольфом Мите фотометод, усовершенствовав конечный продукт. Фотограф-изобретатель мечтал создать российскую фотолетопись. В 1909-м Прокудин-Горский на встрече с самим императором Николаем II заручился полной поддержкой первого человека в России, после чего отправился колесить по имперским губерниям.
Для съемок объектов Российской империи фотограф получил от государства специально оборудованный для этих целей железнодорожный вагон, моторную лодку, пароход и автомобиль Ford. Любые другие сопутствующие расходы фотограф брал на себя. Среди фотоснимков Прокудина-Горского есть цветные работы со Львом Толстым и Федором Шаляпиным. По непроверенной информации, снимал он и царскую семью, однако подобные фото его авторства историкам не встречались. По окончании Октябрьской революции уже опытный фотограф Прокудин-Горский отправился жить во Францию, а коллекцию его исторически ценных фотокарточек у наследников выкупила Библиотека Конгресса США.
Первая русская женщина-фотограф
Черногорка по происхождению Елена Морозовская (изначально Княжевич) успела поработать и учителем, и продавцом магазина. Свой путь фотографа женщина начинала любителем. После окончания в 1892-м фотографических курсов при научно-техническом общество Санкт-Петербурга продолжила профильное образование в Париже. Вернувшись домой, открыла на столичном Невском проспекте собственное фотоателье. Морозовская была человеком светским, входила в ряды Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе.
Уже к концу 19 века русские фотографы активно участвуют в международных выставках и салонах и часто становятся обладателями престижных наград, а русские изобретатели непрерывно работают над совершенствованием технического метода создания фотографии. Фактическим пионером фотографии в России был московский гравер Алексей Греков, открывший свой первый в Москве салон портретной фотографии в 1840 году. Он выпустил в свет брошюру с описанием метода создания современной фотографии, значительно удешевил дагеротипию, предложив наносить слой серебра на медные и латунные пластины с помощью гальванопластики и сделал ряд других нововведений, значительно облегчавших трудоемкий и порой весьма неприятный для клиента процесс фотографирования.
Огромный вклад в развитие русского фотоискусства внес Сергей Левицкий, служивший в канцелярии графа Строганова. Увлекшись фотографией, Левицкий посещал лекции в Сорбонне, где познакомился с Дагером. Впоследствии он внес немало новшеств в новый вид искусства: придумал камеру с мехами для удобства наводки на фокус, первым использовал декоративные сменные фоны и ретушь негативов. Его фотоателье в Петербурге представило на суд зрителей великолепную коллекцию портретов выдающихся личностей своего времени.
С приходом в фотоискусство цвета в 1861 году на авансцену выходит русский фотограф дома Романовых Сергей Михайлович Прокудин-Горский, подлинный практик цветной фотографии.В 1903 году Прокудин-Горский получает в свое распоряжение специальное оборудование для цветной фотосъемки, созданное лучшими немецкими компаниями. Его фотографии печатаются в форме открыток и книжных иллюстраций, а также проецируются на большой экран прямо с пластины. Первые подобные демонстрации в Петербурге и Москве в 1905 году вызывают стоячую овацию и бурный восторг у зрителей.
И, тем не менее, фотография никогда не теряла своего прикладного значения. Семейные портреты и снимки, запечатлевающие каждодневные события, обладают не меньшей ценностью для их обладателей как в прошлом, так и в современном мире. А обилие технических возможностей и доступность фотографии позволяет еще более точно провести границу между фотоискусством и любительской фотографией. Произведения, создаваемые подлинными художниками от фотографии, становятся предметом коллекционирования и оригинальным элементом декора в современном интерьере наравне с графикой, плакатом и живописью.
Возможности фотографии в интерьере практически безграничны. Они создают нужный акцент и атмосферу, выражают индивидуальность владельца и подчеркивают достоинства обстановки. Художественная фотография балансирует на грани двух миров – реальности и фантазии. Она способна невероятно точно передать ваше внутреннее ощущение мира или подчеркнуть функциональность комнаты, при этом не теряя своей реалистичности и не нарушая равновесие интерьера. Фотография в интерьере не является обычным украшением, она пропитывает комнату особой энергией, придает ей утонченность и художественную значимость. Фотоискусство, как и живопись, заметно влияет на внутреннее состояние человека, соприкасающегося с ним ежедневно, и превращает жилище в подлинный оазис для души, ведь в современном мире уже никто не сомневается, что фотография – это искусство, способное вызывать пронзительные эмоции.
Искусство фотографии в России развивалось стремительно. Уже в 1880-е появился жанр публицистического фоторепортажа и первый профессиональный журнал. Русские фотографы участвовали в международных выставках и получали престижные награды.Мы познакомим вас с историей в области фотоискусства в России.
Полиграфист Алексей Греков остался в истории как пионер портретной фотографии и изобретатель российского фотоаппарата. Он первым из русских мастеров освоил способ получения негативного изображения на бумаге (калотипию).
Еще один первопроходец русской фотографии — Сергей Левицкий. Свои первые снимки начинающий фотограф сделал во время экспедиции на Кавказ в 1842 году — после этой поездки он оставил службу в канцелярии и полностью посвятил себя фотографии.
Портрет Афанасия Фета 1860-ые.
В детстве будущий основоположник художественной фотографии Андрей Карелин учился иконописи. Способного ученика из Тамбова направили в Санкт-Петербург в Императорскую Академию художеств. После выпуска Карелин стажировался у Михаила Настюкова — официального фотографа будущего государя Александра III.
Карл Булла снимал также и портреты. В его объектив попали император Николай II, Петр Столыпин, Максим Горький, Федор Шаляпин и Александр Куприн, Илья Репин, Матильда Кшесинская. К 80-летию Льва Толстого фотограф сделал более 100 снимков.
Альфред Федецкий закончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. Позже он переехал в Киев и стал работать в фотоателье Влодзимежа Высоцкого, где его вскоре назначили управляющим и доверили делать фотографии высочайших особ.
Жанровые, пейзажные и портретные фотографии он старался приблизить к живописным рисункам. В 1901 году мастер изобрел новый способ съемки, который позволял имитировать гравюру на цветном металле.
В объективе Максима Дмитриева были почти все важные события Нижнего Новгорода: визит Николая II, 300-летие дома Романовых в 1913 году. Дмитриев часто фотографировал Максима Горького, Федора Шаляпина, Исаака Левитана, Константина Маковского, Ивана Бунина, Леонида Андреева, Владимира Короленко. Также он создал самый длинный в мире фоторепортаж: он запечатлел почти каждые четыре километра реки Волги и ее окрестностей.
Изобретатель цветных фотографий Сергей Прокудин-Горский учился в Императорской Военно-медицинской академии и Академии художеств. Его всегда увлекала фотография: результаты своих исследований он размещал в тематическом журнале и книгах по фотографии. В 35 лет Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского технического общества — он регулярно делал доклады о своих исследованиях в области фотографии.
Сергей Лобовиков начинал работать в фотоателье купца Петра Тихонова в Вятке. В 24 года, в 1894 году, он открыл собственную фотомастерскую. В своем фотоателье Лобовиков установил электроподсветку, которая позволяла ему фотографировать не только при дневном свете, но также в пасмурную погоду и вечером. Это было редкостью в то время.
Фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Елена Мрозовская училась фотоискусству в Париже у известного французского мастера Надара. В 1894 году она открыла собственную художественно-фотографическую мастерскую на Невском проспекте. В объективе Мрозовской были Николай Римский-Корсаков, Вера Комиссаржевская, Александр Глазунов, Матильда Кшесинская.
Елена Мрозовская была официальным фотографом Санкт-Петербургской консерватории: ей принадлежат первые снимки интерьеров учебного заведения. Она засняла знаменитый маскарад в Зимнем дворце в 1903 году: один из снимков — тонированный портрет княгини Ольги Орловой с кокошником — находится в Эрмитаже.
Читайте также: