Самосознание и я концепция личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Я-концепция

Я-концепция появляется в процессе социального взаимодействия в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, в качестве относительно устойчивого, но одновременно подверженного внутреннему изменению и колебанию психическое приобретение.

Сначала Я-концепция зависит от внешних влияний, однако потом она начинает играть самостоятельную роль в жизни всех людей. Мы начинаем воспринимать окружающий мир, делать выводы о других людях, анализируя это всё через Я-концепцию, которая формируется в процессе социализации, но имеет и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Я-концепции, которая сформировалась в процессе самопознания, находится в постоянном и непрерывном внутреннем движении. Её зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция имеет большое влияние на всю психику и мировосприятие в совокупности, определяет дальнейшее поведение человека.

Структура Я-концепции

Я-концепция состоит из трёх компонентов:

  • когнитивный;
  • оценочный;
  • поведенческий.

Когнитивный компонент

Я-зеркальным называется представление индивида о том, каким он видится окружающим его людям. Этот компонент Я-образа является основополагающим для формирования личной значимости и самооценки.

Оценочный компонент

По-простому данный компонент именуется самооценкой. Она содержит аффективную оценку представлений о себе. В психологических словарях самооценку определяют как ценность, значимость, которую человек придаёт себе и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Основой самооценки выступает система личных смыслов индивида, система ценностей, которую он для себя принял.

Самооценкой исполняются регуляторная и защитная функции, которые влияют на поведение, деятельность и развитие личности человека, её взаимоотношения с другими людьми. Основной функцией самооценки в психологической жизни индивида является то, что она представляет собой необходимое внутреннее условие регуляции в поведении и деятельности. Самая верховная форма саморегуляции на основании самооценки – это своеобразное творческое отношение к своей личности. Оно состоит в желании изменения, улучшения себя и в стремлении осуществить эти желания. Защитная функция самооценки обеспечивает своего рода стабильность и автономность личности, но может приводить к искажению опыта.

Самооценка является довольно сложным образованием психики человека. Она формируется за счёт обобщающей работы процессов самосознания, проходящей разные этапы и находящейся на разных уровнях развития в процессе становления самой личности. Это заставляет самооценку находиться в постоянном процессе видоизменения и совершенствования. Самооценка не может завершить своё видоизменение, потому что самой личности свойственно постоянно развиваться, это влечёт за собой изменения представлений человека о себе, а также и отношения к себе. В роли источника оценочных представлений человека о себе выступает его социокультурное окружение, а также все социальные реакции на разные проявления его личности и результаты самонаблюдения.

Существуют три основных положения, которые необходимы, чтобы понимать самооценку.

Самооценку можно характеризовать по нескольким параметрам:

  • по уровню – высокая, средняя и низкая;
  • по соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
  • по особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.

Чтобы личность развивалась, необходимо такое самоотношени, чтобы достаточно высокий общий уровень самооценки сочетался с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разных уровней. Устойчивая и одновременно гибкая самооценка (в определённых условиях изменяющаяся в зависимости от влияния новой информации, оценки других людей) хорошо подходит как для развития, так и для продуктивной деятельности. Негативно влияет на самоотношение личности как слишком устойчивая, ригидная самооценка, так и подвергающаяся чрезмерным колебаниям, неустойчивая.

Отличительной особенностью пониженной самооценки является постоянное желание сомневаться в себе, недооценивать свои возможности, способности, достижения, постоянное нахождение в тревоге и страхах перед получением отрицательного мнения о себе, ранимость, которая побуждает индивида прекращать взаимоотношения с другими людьми. Боязнь раскрыться перед другими людьми препятствует глубине и близости общения. Людям с пониженной самооценкой свойственно недоверчивое и недоброжелательное отношение к окружающим.

Адекватная самооценка является показателем действительного взгляда человека на самого себя, его объективной оценки собственных способностей, свойств и качеств. В том случае, когда представление индивида о себе является идентичным тому, каким он на самом деле является, то его самооценка будет называться адекватной. Неадекватная самооценка появляется у человека, мнение которого о себе является абсолютно не таким, каков он на самом деле. Такая оценка является необъективной, мнение человека о себе не соответствует тому, каким его считают другие.

Такой уровень самооценки постепенно отнимает у личности надежду на успех и такое отношение к нему других людей, которое он бы хотел. А свои настоящие достижения и оценка других людей, которую он на самом деле заслуживает, воспринимается им как временное либо случайное явление.

Поведенческий компонент

К нему относятся все те возможные поведенческие реакции или же конкретные действия, могущие быть вызванными знанием о себе и отношением к себе.

Деление Я-концепции на компоненты является условным. Она является целостным образованием. Каждый из её компонентов обладает относительной самостоятельностью, однако все они находятся в тесной взаимосвязи.

Функции Я-концепции

Я-концепция является очень важной в жизни и развитии личности: она помогает достигать внутреннюю согласованность, определять интерпретацию опыта и выступает в роли источника ожиданий.

Обеспечение внутренней согласованности личности

Важнейшая функция Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности индивида, уровня устойчивости её поведения. В том случае, когда происходит согласование нового опыта, который был получен индивидом, с теми представлениями о себе, которые у него существуют, он легко приспосабливается и входит в Я-концепцию. Тогда, когда не получается вместить новый опыт в представления о себе, получается противоречие существующей Я-концепции, начинают срабатывать механизмы психологической защиты, помогающие личности найти правильную интерпретацию травмирующему опыту либо отрицать его. Это помогает содержать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже в том случае, когда реальные факты выступают для неё угрозой. Это желаение защиты Я-концепции, ограждения её от пагубных воздействий выступает одним из наиболее главных мотивов любого адекватного поведения.

  • являются бессознательными, то есть человек не осознает причины, мотивы, цели и сам факт своего защитного поведения в отношении определенного явления или объекта;
  • всегда искажают, фальсифицируют или заменяют реальность. По этой причине их чаще всего рассматривают как дезадаптивные.

Проекцией называется процесс, когда внутреннее ложно воспринимается как приходящее извне, то есть с помощью проекции человек приписывает свои неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, которая связана с неудачей или виной, выступает перекладывание вины на другого человека. Человеком не осознаются собственные враждебные импульсы, но они видятся им в других, и тогда те другие воспринимаются им ненавидящими и преследующими его.

Сублимацией называется процесс вполне здорового средства разрешения психологических трудностей с помощью преобразования сексуальной или агрессивной энергии в художественное либо интеллектуальное творчество.

Интерпретация опыта индивидом

Второй функцией Я-концепции выступает то, что она задаёт характер для интерпретации индивидом его собственного опыта. Я-концепция выступает в роли своего рода внутреннего фильтра, определяющего характер восприятия человеком любой ситуации. Когда ситуация проходит через этот фильтр, она рационализируется, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Определение ожиданий индивида

Третьей функцией Я-концепции выступает положение о том, что она является основной для ожиданий человека. Другими словами, она задаёт представления о том, что должно будет произойти. Люди, которые уверены в своей значимости, ожидают и от других такого же трепетного отношения к себе, и наоборот, те люди, которые сомневаются в собственной ценности, обычно считают, что они никому не смогут понравиться, и начинают избегать любых социальных контактов.

На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

Ø формирование себя как личности (самоопределение);

В развитии самосознания В. С Мерлин выделяет ряд этапов:

Ø осознание отличия себя от остального мира;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Ø познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личност­ных свойств, внешности и др.;

Ø эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность;

Ø поведенческий (волевой) — стремление быть понятым, завоевать симпа­тии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л Д. Столяренко):

Ø непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);

Ø целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);

Ø интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

Ø целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выхо­дом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомоти­вацию).

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием являются:

- удовлетворение своих потребностей без нанесения ущерба другим людям;

- достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

- демонстрация энергии и жизнестойкости в повседневной жизнедеятельности;

- открытость новому опыту.

С самосознанием личности тесно связана самооценка.

Самооценка– оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.




Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям.

Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики.

На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.

Уровень притязаний -желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Изучение уровня притязаний важно с точки зрения его адекватности реальным возможностям человека.

Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или деловых отношениях и т. п.) В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает тебя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмо­циональными срывами и конфликтами. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педа­гога и т. д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку.

На определенном этапе развития психики у человека возникает самосознание.

Самосознание – высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе.

Ø формирование себя как личности (самоопределение);

В развитии самосознания В. С Мерлин выделяет ряд этапов:

Ø осознание отличия себя от остального мира;

Ø осознание своих психических свойств;

Ø формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Ø познавательный (когнитивный) — образ своих познавательных и личност­ных свойств, внешности и др.;

Ø эмоциональный — самоуважение, самолюбие, самокритичность;

Ø поведенческий (волевой) — стремление быть понятым, завоевать симпа­тии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

Самосознание включает четыре уровня (приводится по Л Д. Столяренко):

Ø непосредственно-чувственный (самоощущение процессов в организме, обеспечивающее простейшее самопознание, идентификацию своей личности);

Ø целостно-образный (осознание себя как деятельного начала и стремление к самосовершенствованию через использование имеющихся задатков);

Ø интеллектуально-аналитический (осознание содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

Ø целенаправленно-деятельностный (анализ предыдущих уровней с выхо­дом на самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение, самомоти­вацию).

Отличительными чертами личности с развитым самосознанием являются:

- удовлетворение своих потребностей без нанесения ущерба другим людям;

- достижение значительных успехов в деятельности, которая является средством самовыражения;

- демонстрация энергии и жизнестойкости в повседневной жизнедеятельности;

- открытость новому опыту.

С самосознанием личности тесно связана самооценка.

Самооценка– оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение в межличностном взаимодействии.

Заниженная самооценка, как правило, приводит к комплексу неполноценности, когда человек неуверен в себе, излишне застенчив, нерешителен и предъявляет к себе и окружающим слишком высокие требования. Правда, постепенное развитие стремления к самоутверждению может привести человека к неразборчивости средств в достижении этой цели. Цели, которые человек ставит перед собой, обычно занижены и не соответствуют его истинным возможностям.

Иногда говорят о целостной (глобальной) и частной (порциальной) самооценке. В первом случае объектом самооценки выступает вся личность, во втором — определенные характеристики.

На самооценку большое влияние оказывает уровень притязаний личности.

Уровень притязаний -желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Изучение уровня притязаний важно с точки зрения его адекватности реальным возможностям человека.

Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или деловых отношениях и т. п.) В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает тебя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмо­циональными срывами и конфликтами. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педа­гога и т. д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку.

Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Самосознание не врожденная данность, а продукт развития человека.

Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, самоконтроля и самопринятия.
Самопознание - направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не общаясь, — невозможно.

Самооценка — это оценка человеком самого себя относительно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адекватной и неадекватной (заниженной или завышенной).

Самоконтроль — проявляется в регуляции собственных действий и состояний на основе определенных норм и требований.

Самопринятие — признание себя в качестве положительной, достойной личности.

- снижение самоуважения и часто, как следствие, социальная деградация, агрессивность и преступность;
- появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, - такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные действия;
- глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособными к ним.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Самосознание — это отдельная форма сознания, в которой личность выступает как субъект и объект познания. Самосознание, прежде всего, представляет собой процесс, благодаря которому человек познает себя и относится к самому себе. Эта форма характеризуется собственным продуктом в виде Я-концепции.

  • Убеждение, которое классифицируется на обоснованное и необоснованное (когнитивный элемент установки);
  • Эмоциональное отношение к соответствующему убеждению (эмоционально-оценочный элемент);
  • Соответствующая реакция, выраженная, в частности, через поведение (поведенческий элемент).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Реальное Я, которое состоит из установок, связанных с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, статус, роли (представления о том, какой он на самом деле);
  • Зеркальное (социальное) Я в виде установок, которые связаны с представлениями индивидов о том, каким образом их видят другие;
  • Идеальное Я в качестве установок, которые связаны с представлениями индивидов о том, какими они хотели бы стать.

В каждой модальности можно выделить аспекты: физическое, социальное, умственное и эмоциональное Я.

Особенности самосознания

Второй механизм — это рационализация в качестве способа разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нравственным нормам и вызывают беспокойство.

Проекция представляет собой собственные негативные качества, которые индивид бессознательно приписывает другим людям. Это происходит, как правило, в преувеличенном виде.

Самооценка — это эмоционально окрашенное отношение к себе в различных конкретных ситуациях и соответствующих видах деятельности. Самоотношение в рамках самосознания представляет собой целостное и относительно постоянное эмоциональное отношение к самому себе. Оно заключается в принятии или непринятии человеком самого себя.

Самооценка может меняться после того, как был достигнут успех или постигла неудача. Она изменяется от ситуации к ситуации. Наряду с этим самоотношение может оставаться относительно постоянным, синтезируя большое число прошлых и настоящих самооценочных моментов.

У. Джемс выдвинул постулат о том, что самооценка индивида зависит от того, кем бы он хотел стать, какое положение хотел бы занимать в этом мире. Это положение становится точкой отчета в оценке успехов и неудач.

Я-концепция в различных психологических теориях

Первый психолог, который начал разрабатывать проблематику Я-концепции, — У. Джемс. Он рассматривал глобальное и личностное Я (Self) в качестве двойственного образования, в котором объединены Я-сознающее (I) и Я-как объект (Ме). Они представляют собой 2 аспекта одного целого, которые всегда существуют одновременно.

Одна из них — это чистый опыт (Я-сознающее), а другой включает содержание (Я- как объект). Личностное Я будет всегда одновременно и Я сознающим и Я-как объект. По мысли автора теории, Я в качестве объекта включает все то, что человек называет своим. В этой сфере Джемс рассматривал 4 элемента, расположив их в порядке значимости.

Проблематику Я-концепции рассматривал Э. Эриксон. Он делал это через призму эго-идентичности, которая возникла в ходе интеграции соответствующих идентификаций. Концепция этого автора описывает 8 этапов личностного развития и изменений эго-идентичности.

Еще один автор рассматривал самосознание и Я-концепцию. Основные положения концепции Роджерса включают положения о том, что индивид живет главным образом в своем индивидуальном мире субъективного характера. Возникновение Я-концепции происходит здесь на основе взаимодействия с окружающей средой. Сама Я-концепция представляет собой систему самовосприятия и самосознания.

Читайте также: