Главные подвиги зигфрида кратко

Обновлено: 05.07.2024

Героическое сказание "Песнь о Нибелунгах" – крупнейший памятник немецкого народного эпоса. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские предания, восходящие к событиям периода варварских нашествий, исторической основой эпоса является гибель Бургундского королевства, разрушенного в 437 году гуннами. В битве с гуннами, предводителем которых был, естественно, не Аттила, погибли тогда король Гундахар и его дружина. Смерть же короля, гуннов Аттилы, который женился в 453 году на германской девушке по имени Хильдико, произошла в свадебную ночь. Это событие породило множество слухов. Впоследствии историки сообщали, что невеста убила Аттилу.
В народном эпосе данные факты получили новое осмысление, да и весь бытовой колорит в нем больше связан с феодально-рыцарской Германией XII века, чем с жизнью варварских племен V века. Факты, связанные с жизнью Зигфрида, туманны, некоторые историки видят в Зигфриде воплощение бога древних германцев Бальдра. Другие полагают, что его прототипом был вождь xeрусков Арминий, который разбил отряд римских войск в Тевтобургском лесу. Третьи указывают на короля франков Зигиберта, убитого по наущению своей невестки в 575 году. В эпосе родиной Зигфрида называются Нидерланды, ему приписываются сказочные подвиги: победа над драконом и завоевание клада Нибелунгов (возможно, от слова: Nebel – туман, Нибелунги – дети туманов).

"Песнь о Нибелунгах" литературно оформилась в начале XIII века, и на нее очевидное воздействие оказал распространенный в то время рыцарский роман с описанием придворной жизни, любовного служения, норм рыцарской чести. Неизвестный поэт объединил существовавшие до него прозаические повествования и сказания и по-своему их переработал. Высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни считали его шпильманом и бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо, третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода.
"Песнь о Нибелунгах" была очень популярна. Вероятно, благодаря этому, до нашего времени дошли многочисленные ее списки. Величавое творение древности впоследствии не раз вдохновляло выдающихся мастеров немецкой культуры. Композитор Рихард Вагнер написал музыкальную тетралогию "Кольцо Нибелунгов", события героического сказания отразили в своих полотнах художники Питер Корнелиус, Генри Фюссли, Шнорр фон Карольсфельд и другие живописцы.

Подвиги юного Зигфрида

В давние-давние времена правил в городе Ксантене, на нижнем Рейне король Зигмунд и королева Зигелинда. Подрастал у них сын Зигфрид. С детства отличался мальчик красотой, мужеством и силой и уже в юные годы проявил необыкновенное геройство!
Приехал как-то юный Зигфрид к кузнецу Миме, старому опытному искуснику, посмотрел, как он и его подручные у наковальни работают, бьют тяжеленными молотами по раскаленному железу так, что искры во все стороны летят, и сказал почтенному мастеру:
- Хотел бы и я кузнечному делу обучиться. Если вы согласны, стану вашим учеником.Посмотрел на юношу кузнец – парень ладный, сильный, и оставил его у себя. На следующее утро привел кузнец своего нового ученика в кузницу, снял с огня огромную заготовку и положил на наковальню. А Зигфриду дал в руки самый тяжелый молот. Ударил Зигфрид молотом со всей силы, и наковальня в землю ушла, а раскаленная заготовка и клещи, которые обеими руками держал кузнец, разлетелись на куски, будто трухлявые щепки. Удивились подручные, а кузнец недовольно буркнул:
- Еще ни одному человеку такое не удавалось. Не пригоден ты для кузнечного дела.
Но Зигфрид стал его упрашивать, говорил, что умерит свою силу. И тогда кузнец оставил юношу у себя. Но вскоре пожалел о своем решении, так как начал Зигфрид с подмастерьями ссориться, и те не хотели с ним вместе работать. Угрожали они кузню покинуть, если новичок останется.

Придумал тогда хозяин, как от своего ученика избавиться, послал он Зигфрида в лес заготавливать древесный уголь. А в лесу под липой могучий дракон жил. Думал кузнец, что чудовище сожрет юного ученика.
И вот пошел в лес Зигфрид, не подозревая о коварном замысле кузнеца, принялся деревья валить. Сложил стволы в кучу, огонь зажег, а сам уселся на пне, за костром наблюдает.
Вдруг выползает из-под корней огромное чудовище, с такой пастью, что человека, не поперхнувшись, заглотнуть может. Подполз дракон к Зигфриду, принюхиваться стал. Не мешкая, выхватил Зигфрид горящее дерево из костра и изо всех сил ударил им чудовище. Бил и бил, пока дракон замертво не свалился.
Потекла ручьем дымящаяся драконья кровь. Окунул Зигфрид палец в кипящую кровь и увидел, что палец затвердел, потом будто ороговел, никакой меч его не разрубит. Скинул он быстро одежду и в драконьей крови искупался. Стал весь роговой, за исключением небольшого участка спины между лопатками, куда листок с липы упал. Оделся Зигфрид и в родительский замок отправился. Дома он не засиживался, часто выезжал в поисках приключений и немало чудес совершил благодаря своей великой силе.

В Норвегии молодой рыцарь убил двух братьев-великанов, с ними еще 700 нибелунгов, и завладел их несметным кладом, скрытым в скале и охраняемым злобным карликом. Одолев в поединке карлика Альбриха, Зигфрид добыл у него плащ-невидимку и чудесный меч Бальмунг. Оставив клад нибелунгов на прежнем месте, Зигфрид повелел карлику хранить его для нового хозяина.

Слава о Зигфриде как о непобедимом рыцаре гремела на весь свет, хотя был он еще совсем молод. Однажды до него дошла весть, что сестра бургундского короля Гунтера Кримхильда прекрасней всех девушек на свете. Заинтригованный герой с 12 рыцарями немедленно отправился в Вормс – столицу бургундцев. Гунтер, наслышанный о его славе, принял Зигфрида очень любезно. Оставшись жить при дворе бургундского короля, Зигфрид скрыл истинную цель своего приезда. Долгое время он не имел случая увидеть Кримхильду, зато девушка видела его из окна, когда молодой герой блистал на турнире, и влюбилась в него с первого взгляда.

Тем временем Гунтер получил тревожные известия: против Бургундии выступило 40-тысячное войско саксов и данов. Зигфрид, увидев короля в угнетенном состоянии духа, бескорыстно предложил ему свою помощь на войне. Гунтер с благодарностью принял ее. Германский герой возглавил отряд из тысячи бургундских рыцарей и смело напал на многочисленное вражеское войско. В битве отличился не только Зигфрид, но и два лучших воина Гунтера – Хаген и Фолькер, сразившие многих саксов и данов.

Враг был разбит. В ходе битвы Зигфрид встретился в поединке с королем саксов Людегером и королем данов Людегастом, ранил обоих и взял их в плен. В честь победы Гунтер устроил великолепный пир, на котором бургунды всячески превозносили подвиги Зигфрида. На этом пиру славный рыцарь и увидел впервые Кримхильду, а увидев, влюбился в нее до смерти. Гунтер повелел сестре приветствовать Зигфрида и поцеловать его, после чего любовь молодых людей разгорелась подобно лесному пожару.

Как-то Гунтер в дружеской беседе поведал Зигфриду о своих мечтах. Герой узнал, что бургундский король страстно влюблен в Брунхильду, королеву Исландии. Но добиться ее руки было очень не просто. Брунхильда отличалась чудовищной силой и всех соискателей своей руки заставляла состязаться с нею. Тот, кто проигрывал ей, лишался головы. Поэтому-то Гунтер, страдавший от любви, не отваживался на сватовство.

Зигфрид дал слово помочь ему добиться руки своенравной красавицы. Обрадованный король предложил рыцарю любую награду за эту важную услугу, и влюбленный герой попросил у него в награду руку Кримхильды, на что Гунтер охотно согласился.

Несколько дней спустя Зигфрид и Гунтер, окруженные многочисленной свитой, взошли на корабль и отплыли в Исландию. По прибытии на остров Зигфрид, чтобы возвысить Гунтера в глазах Брунхильды, представился королеве его вассалом: он держал под уздцы королевского коня, пока Гунтер сходил с корабля на берег, а потом почтительно сопровождал короля во дворец, как то и подобает верному вассалу.

Прекрасная Брунхильда радушно встретила гостей, а вечером началось состязание. Согласно их уговору, Зигфрид, укрытый плащом-невидимкой, незримо стоял рядом с Гунтером и делал все за короля, а тот лишь имитировал движения. Сначала Брунхильда метнула копье в щит Гунтера, но Зигфрид принял этот удар на себя. В ответ он тоже метнул копье в королеву тупым концом вперед, в то время как Гунтер только изображал бросок копья. Удар копья был настолько силен, что сбил королеву с ног, и она подивилась силе Гунтера.

Затем последовало второе испытание, заключавшееся в следующем: нужно было метнуть огромный камень и, прыгнув вслед за ним, поймать его в воздухе. Побеждал тот, кто прыгнет дальше. После того, как это упражнение выполнила Брунхильда, Зигфрид мощной рукой метнул камень и, подхватив Гунтера на руки, прыгнул вместе с ним гораздо дальше королевы. На этом состязания завершились: бургундский король с помощью Зигфрида победил Брунхильду и получил право на ее руку.

Счастливый король увез невесту в Бургундию, и вскоре в Вормсе сыграли сразу две свадьбы, поскольку благодарный Зигфриду Гунтер сдержал свое слово. На свадебном пиру Брунхильду поразило то, что вассал ее жениха сидит против них за одним столом, да еще женится на королевской сестре. Высокомерная королева стала допытываться у Гунтера, почему тот унижает Кримхильду, выдавая ее замуж за какого-то вассала. Гунтер замялся; он не мог объяснить невесте, что Зигфрид вовсе не вассал, а высокородный королевич, поскольку в этом случае мог вскрыться их обман во время сватовства. Поэтому он пообещал Брунхильде как-нибудь потом открыть причину этого брака.

Злопамятная исландская королева затаила месть. Во время первой брачной ночи, когда муж начал ее ласкать, Брунхильда неожиданно заявила о том, что не желает расставаться с девственностью. Раздосадованный Гунтер попытался овладеть ею силой, но не тут-то было! Брунхильда мигом уложила его на лопатки, связала своим поясом и подвесила брыкающегося новобрачного на крюк, а сама преспокойно улеглась в постель и уснула. Всю ночь Гунтер провисел на стене, тщетно пытаясь освободиться, и лишь утром злодейка сняла его с крюка.

Весь день Гунтер был мрачнее тучи. Заметив его состояние, Зигфрид, сиявший от счастья после первой брачной ночи, осведомился о причине подавленного настроения короля. Смущаясь, Гунтер поведал ему о своем позоре, ругаясь и досадуя на то, что женился на такой дьяволице. И вновь Зигфрид вызвался помочь другу. Ночью он, скрытый плащом-невидимкой, вместе с Гунтером вошел в спальню его жены. В темноте герой вступил в борьбу с Брунхильдой. С большим трудом одолев ее, Зигфрид швырнул королеву на постель, а Гунтер лишил ее девственности. Вместе с девственностью Брунхильда утратила и свою нечеловеческую силу. Укротив могучую деву, не подозревавшую о его присутствии, Зигфрид снял с нее пояс и золотой перстень, подарив впоследствии эти трофеи своей любимой жене Кримхильде.

Вскоре после этого случая Зигфрид вместе с молодой женой вернулся в Нидерланды. Обрадованный отец, жалуясь на старческую немощь, передал Зигфриду свою корону. Через десять лет Кримхильда родила сына, назвав его в честь брата Гунтером.

В том же году прибывшие из Бургундии гонцы передали молодой королевской чете приглашение Гунтера погостить у него в Вормсе. Зигфрид и Кримхильда с радостью приняли приглашение и отправились в путь. Однако вскоре по прибытии между Брунхильдой и Кримхильдой вспыхнула ссора.

Как-то, наблюдая за состязаниями рыцарей, молодые женщины заспорили, чей муж доблестнее и знатнее. Брунхильда утверждала, что ее Гунтер знатнее, так как Зигфрид его вассал. На это Кримхильда ответила, что Зигфрид никакой не вассал, а доблестнейший из королей. Так, слово за слово, разгорелся яростный спор и зазвучали оскорбления. Кримхильда назвала оппонентку наложницей, утверждая, что Зигфрид лишил Брунхильду невинности. В доказательство Кримхильда продемонстрировала ее пояс и кольцо.

Униженная и опозоренная Брунхильда обратилась к мужу за разъяснениями. Гунтер был вынужден призвать Зигфрида, и тот торжественно поклялся, что никогда не вступал в связь с Брунхильдой, а жене задал изрядную трепку за ее длинный язык.

Однако клятвы Зигфрида не успокоили мстительную королеву Бургундии. Неожиданно мстителем за ее поруганную честь выступил Хаген, один из лучших бургундских рыцарей. Человек низкий и коварный, хладнокровный убийца Хаген на самом деле стремился совсем к другой цели – он жаждал завладеть бесценным кладом нибелунгов.

Хаген составил злодейский план, но для успеха предприятия ему было необходимо перетянуть на свою сторону Гунтера. Коварный рыцарь долго убеждал слабовольного короля избавиться от Зигфрида, опозорившего его супругу, и в конце концов, преуспел в этом. Теперь можно было начинать осуществление чудовищного плана. Хаген прислал ко двору лже-гонцов с известием, что короли саксов и данов вновь собираются напасть на Бургундию. Король отдал распоряжение рыцарям готовиться к войне, а Зигфрид вновь предложил Гунтеру свою помощь.

Тем временем Хаген, успевший заслужить доверие Кримхильды, явился к жене Зигфрида, тревожившейся за мужа, и успокоил ее, обещая оберегать героя в бою. Благодарная Кримхильда выдала злодею тайну мужа, рассказав о том, что Зигфрида можно поразить только между лопаток, и умоляла Хагена защищать его со спины. Хаген посоветовал Кримхильде нашить на одежду мужа крестик шелковыми нитками, для того, чтобы точно знать, какое именно место на спине должен он прикрывать своим щитом. Так доверчивая Кримхильда погубила горячо любимого супруга.

После этих событий пришла весть, что враги передумали затевать войну. Вместо войны бургундские рыцари собрались на охоту. Накануне Кримхильде приснился зловещий сон, и встревоженная женщина умоляла Зигфрида не ездить на охоту, но он, посмеявшись про себя над глупыми женскими страхами, нежно успокоил любимую жену.

На охоте Зигфрид настрелял большое количество дичи и даже поймал живого медведя. Разгоряченные охотники почувствовали жажду, но на привале обнаружилось, что вина нет – Хаген по рассеянности отправил виночерпиев в другое место. Смущенно извиняясь за свою оплошность, Хаген предложил проводить Зигфрида к студеному ручью, и герой, мучимый жаждой, охотно согласился. Вдвоем они отправились через чащу. Когда Зигфрид наклонился над ручьем и зачерпнул пригоршню воды, коварный убийца вонзил копье ему между лопаток – как раз в то место, где Кримхильда заботливой ручкой вышила шелковый крестик.

Копье пронзило Зигфрида насквозь, но у героя еще достало силы схватить свой щит (копье Зигфрида убийца предусмотрительно отбросил в сторону) и с силой метнуть его вслед убегающему предателю. Просвистев в воздухе, щит догнал Хагена и сбил его с ног.

Истекая кровью и проклиная убийцу, смертельно раненый Зигфрид упал и умер, а Хаген подбросил его труп к порогу Кримхильды. Вернувшись к охотникам, Хаген, обливаясь слезами, рассказал им, как из чащи леса выскочили разбойники и, убив Зигфрида, скрылись.

Горе Кримхильды, потерявшей нежно любимого мужа, было безмерно. Много раз несчастная женщина лишалась чувств и едва не помешалась от горя. Она сразу не поверила басне о разбойниках. Когда Зигфрида уложили в золотой гроб, Кримхильда стала внимательно наблюдать за всеми рыцарями, подходившими к гробу, чтобы попрощаться с великим героем. Одним из первых к телу подошел Хаген, и когда он приблизился, рана Зигфрида вдруг начала кровоточить. Так Кримхильда обнаружила убийцу мужа и затаила жестокую месть. Однако долгое время ей не предоставлялось удобного случая отомстить.

Тринадцать лет безутешная Кримхильда оплакивала своего мужа. Клад нибелунгов, доставшийся ей в наследство, вдова использовала так, как подсказывало женщине ее доброе сердце: она раздавала милостыню и делала щедрые подарки беднякам. Встревоженный Хаген убедил Гунтера отнять у нее клад. По совету Хагена они решили надежно спрятать клад нибелунгов на дне реки, с тем чтобы воспользоваться им впоследствии.

Прошло еще тринадцать лет. Овдовевший властитель гуннов Этцель, знавший по слухам о красоте Кримхильды, направил посольство в Вормс. Вдова Зигфрида дала согласие на повторный брак, но лишь затем, чтобы получить средство отомстить за убийство мужа. Спустя еще тринадцать лет Кримхильда уговорила Этцеля пригласить свою родню к ним в гости. Гуннские послы передали Гунтеру приглашение. Хаген, сразу почуявший западню, постарался отговорить короля, но легкомысленный Гунтер, сильно скучавший по сестре, посмеялся над его опасениями и выступил вместе с дружиной на Дунай. Поневоле и Хагену пришлось сопровождать бургундского короля.

Почти сразу же после прибытия королевской дружины ко двору гуннского владыки вспыхнула ссора, подстроенная Кримхильдой. Эта ссора вскоре переросла в свирепую резню, в которой погибли бургундская и гуннская дружины, приближенные королей, Этцель с сыном и братья Гунтера.

В конце концов Гунтер и Хаген оказались в руках жаждущей мести Кримхильды. Беспощадная мстительница повелела казнить брата, а затем явилась в темницу, где содержали Хагена, и собственноручно отсекла голову убийце. Но кровавая месть постигла и ее саму: один из уцелевших бургундских рыцарей рассек королеву надвое.

Фантастический образ непобедимого и почти неуязвимого героя Зигфрида невольно напоминает образ другого неуязвимого героя – гомеровского Ахиллеса. Оба витязя наделены невероятной силой, оба непобедимы, и разница лишь в том, что уязвимое место Ахиллеса находится на пятке, а у Зигфрида – между лопаток.

Легендарный Зигфрид стал символом германского рыцарственного духа. В Германии есть немало памятников посвященных герою данного эпоса. Вот один из них:

Краткое содержание мифа


Сигурд и Брунхильда -
Артур Ракхэм

Cкандинавские и немецкие эпические произведения дают разные варианты легенды о Сигурде, отражающие этапы её формирования в устной традиции, в меняющихся культурных и социальных условиях. В общих чертах миф о Сигурде можно пересказать следующим образом.

Колдун-кузнец Регин, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари, нашел на берегу реки в стеклянном сосуде младенца Зигфрида и стал его воспитывать. Когда Зигфрид подрос, Регин выковал герою меч Бальмунг.


Зигфрид в кузнице Регина
В. фон Ханшильд, 1880 г.

Пробудив валькирию, Зигфрид получил от нее мудрые советы и обручился с ней. Затем герой приехал в королевство бургундов, где мать короля Гуннара (Гюнтера) – Гримхильд дала испить ему напиток забвения. Зигфрид забывает о своей невесте и женится на дочери Гримхильд - красавице Гудрун (Кримхильде).


Убийство Зигфрида на охоте - рисунок С. Борина

Тем временем к Брунхильде посватался Гуннар. Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Зигфриду. Зигфрид согласился помочь Гуннару. На время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильда была вынуждена выйти замуж за Гуннара. Но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильда потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть кладом Зигфрида, Гуннар и его брат Хёгни (Хаген) смертельно ранили Сигурда на охоте.

На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильду. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильда покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым.

Образы и символы мифа


Зигфрид вызывает на бой
Константин Васильев

Интересен и образ сокровища Фафнира. По легенде, клад достался Фафниру после убийства им собственного отца Хрейдмара, а последний получил его от асов (богов) в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара – Отра. Асы же добыли эти сокровища у карлика Андвари, причём тот наложил на золото проклятье: оно погубит всякого, кто будет им владеть. Таким образом, магическое средство изобилия - сокровища карликов и богов - превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям.


Сигурд побеждает дракона
Фафнира. Резьба по дереву
Норвегия, XII в

Главный подвиг Зигфрида - умерщвление дракона Фафнира. Этот подвиг можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. В большом количестве легенд, обладающих глубоким символическим смыслом, дракон появляется именно в этом значении — первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием. Так, святые — покровители рыцарства — Святой Георгий и Святой Архангел Михаил изображены как раз в момент, когда они убивают чудовище. Драконы символизируют бедствия, преследующие страну или человека.

Мифологический по происхождению сюжет, когда Зигфрид будит Брунхгильду (история Спящей Красавицы), появляется в языческих и христианских легендах и в книгах о странствующих рыцарях.


Можно найти большое количество примеров освобождения девушек рыцарями, что считалось едва ли не их основной миссией. Сюжет является символом поиска душевного пути и ее освобождения от плена.

Коммуникативные средства создания образов и символов


Подвиги Сигурда. Фрагмент рунического камня XI в. из Упланда (Швеция)


Зигфрид убивает Фавнира –
памятник в г.Бремен

Еще одним важным средством передачи мифа являлась традиционная скандинавская резьба по дереву и камню, изображающая сцены подвигов Зигфрида. Так же существовала и устная форма передачи мифа с помощью миннезингеров и труверов – поэтов, которые воспевали подвиги славного Зигфрида.

Социальное значение мифа


Подвиги Сигурда
Резьба по дереву
Портал Церкви 12 в.
в Урнесе (Норвегия)

Безусловно, миф о Зигфриде стал одним из важнейших текстов для германцев, а его различные варианты восходят еще к языческой эпохе. Для Германии Зигфрид - культовая фигура. Зигфрид в мироощущении германцев является идеалом равновесия духа и тела.

В искусстве Скандинавии образ Сигурда нашел свое яркое художественное воплощение. В Норвегии важным средством художественного выражения всегда была резьба по дереву. Так до наших дней сохранилось множество фрагментов с резьбой по дереву в скандинавском стиле с изображением подвигов Сигурда.

Необходимо отметить, что с помощью мифа о Зигфриде сформировались образы, ставшие архетипичными в мировой культуре. Древние германо-скандинавские сказания в XIX и XX вв. заняли важное место в европейском культурном сознании, и стали значимой его составляющей.


Содержание

Происхождение легенды

Вопрос об исходном пункте эпической личности Зигфрида ещё не вполне выяснен. Некоторые хотели видеть в нём эпическое отражение воспоминаний об историческом князе херусков Арминии, победителе Вара в Тевтобургском лесу (Гизебрехт, Вигфуссон). Вероятнее всего, что Зигфрид, рядом с Брюнхильдой и Хагеном, — носитель центрального мифического мотива саги, к которому впоследствии примкнули другие, отчасти исторические элементы.

В основе саги лежит общеиндоевропейский миф (божественный или демонический), который толкуется различно: одни видят в борьбе героя с противниками мифическое выражение смены зимы и лета, другие — света и тьмы, дня и ночи; отсюда отождествление Зигфрида то с богом Бальдром (Лахманн), то с Фрейром (В. Мюллер) или Тором — Донаром, богом грозы; в зависимости от этого Брюнхильда понимается либо как весна, либо как солнце, или земная растительность. Есть также учёные (Фишер, Хайнцель), видящие в преданиях о Зигфриде результат слияния нескольких мифов или сказаний.

Еще юнцом безусым был королевич смелый,
А уж везде и всюду хвала ему гремела.
Был так высок он духом и так пригож лицом,
Что не одной красавице пришлось вздыхать о нем.
Отменно воспитали родители его,
Хоть был природой щедро он взыскан без того.
Поэтому по праву воитель молодой
Считался украшением страны своей родной.

Читайте также: