Самосознание и самооценка личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Я-концепция

Я-концепция появляется в процессе социального взаимодействия в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, в качестве относительно устойчивого, но одновременно подверженного внутреннему изменению и колебанию психическое приобретение.

Сначала Я-концепция зависит от внешних влияний, однако потом она начинает играть самостоятельную роль в жизни всех людей. Мы начинаем воспринимать окружающий мир, делать выводы о других людях, анализируя это всё через Я-концепцию, которая формируется в процессе социализации, но имеет и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Я-концепции, которая сформировалась в процессе самопознания, находится в постоянном и непрерывном внутреннем движении. Её зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция имеет большое влияние на всю психику и мировосприятие в совокупности, определяет дальнейшее поведение человека.

Структура Я-концепции

Я-концепция состоит из трёх компонентов:

  • когнитивный;
  • оценочный;
  • поведенческий.

Когнитивный компонент

Я-зеркальным называется представление индивида о том, каким он видится окружающим его людям. Этот компонент Я-образа является основополагающим для формирования личной значимости и самооценки.

Оценочный компонент

По-простому данный компонент именуется самооценкой. Она содержит аффективную оценку представлений о себе. В психологических словарях самооценку определяют как ценность, значимость, которую человек придаёт себе и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Основой самооценки выступает система личных смыслов индивида, система ценностей, которую он для себя принял.

Самооценкой исполняются регуляторная и защитная функции, которые влияют на поведение, деятельность и развитие личности человека, её взаимоотношения с другими людьми. Основной функцией самооценки в психологической жизни индивида является то, что она представляет собой необходимое внутреннее условие регуляции в поведении и деятельности. Самая верховная форма саморегуляции на основании самооценки – это своеобразное творческое отношение к своей личности. Оно состоит в желании изменения, улучшения себя и в стремлении осуществить эти желания. Защитная функция самооценки обеспечивает своего рода стабильность и автономность личности, но может приводить к искажению опыта.

Самооценка является довольно сложным образованием психики человека. Она формируется за счёт обобщающей работы процессов самосознания, проходящей разные этапы и находящейся на разных уровнях развития в процессе становления самой личности. Это заставляет самооценку находиться в постоянном процессе видоизменения и совершенствования. Самооценка не может завершить своё видоизменение, потому что самой личности свойственно постоянно развиваться, это влечёт за собой изменения представлений человека о себе, а также и отношения к себе. В роли источника оценочных представлений человека о себе выступает его социокультурное окружение, а также все социальные реакции на разные проявления его личности и результаты самонаблюдения.

Существуют три основных положения, которые необходимы, чтобы понимать самооценку.

Самооценку можно характеризовать по нескольким параметрам:

  • по уровню – высокая, средняя и низкая;
  • по соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
  • по особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.

Чтобы личность развивалась, необходимо такое самоотношени, чтобы достаточно высокий общий уровень самооценки сочетался с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разных уровней. Устойчивая и одновременно гибкая самооценка (в определённых условиях изменяющаяся в зависимости от влияния новой информации, оценки других людей) хорошо подходит как для развития, так и для продуктивной деятельности. Негативно влияет на самоотношение личности как слишком устойчивая, ригидная самооценка, так и подвергающаяся чрезмерным колебаниям, неустойчивая.

Отличительной особенностью пониженной самооценки является постоянное желание сомневаться в себе, недооценивать свои возможности, способности, достижения, постоянное нахождение в тревоге и страхах перед получением отрицательного мнения о себе, ранимость, которая побуждает индивида прекращать взаимоотношения с другими людьми. Боязнь раскрыться перед другими людьми препятствует глубине и близости общения. Людям с пониженной самооценкой свойственно недоверчивое и недоброжелательное отношение к окружающим.

Адекватная самооценка является показателем действительного взгляда человека на самого себя, его объективной оценки собственных способностей, свойств и качеств. В том случае, когда представление индивида о себе является идентичным тому, каким он на самом деле является, то его самооценка будет называться адекватной. Неадекватная самооценка появляется у человека, мнение которого о себе является абсолютно не таким, каков он на самом деле. Такая оценка является необъективной, мнение человека о себе не соответствует тому, каким его считают другие.

Такой уровень самооценки постепенно отнимает у личности надежду на успех и такое отношение к нему других людей, которое он бы хотел. А свои настоящие достижения и оценка других людей, которую он на самом деле заслуживает, воспринимается им как временное либо случайное явление.

Поведенческий компонент

К нему относятся все те возможные поведенческие реакции или же конкретные действия, могущие быть вызванными знанием о себе и отношением к себе.

Деление Я-концепции на компоненты является условным. Она является целостным образованием. Каждый из её компонентов обладает относительной самостоятельностью, однако все они находятся в тесной взаимосвязи.

Функции Я-концепции

Я-концепция является очень важной в жизни и развитии личности: она помогает достигать внутреннюю согласованность, определять интерпретацию опыта и выступает в роли источника ожиданий.

Обеспечение внутренней согласованности личности

Важнейшая функция Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности индивида, уровня устойчивости её поведения. В том случае, когда происходит согласование нового опыта, который был получен индивидом, с теми представлениями о себе, которые у него существуют, он легко приспосабливается и входит в Я-концепцию. Тогда, когда не получается вместить новый опыт в представления о себе, получается противоречие существующей Я-концепции, начинают срабатывать механизмы психологической защиты, помогающие личности найти правильную интерпретацию травмирующему опыту либо отрицать его. Это помогает содержать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже в том случае, когда реальные факты выступают для неё угрозой. Это желаение защиты Я-концепции, ограждения её от пагубных воздействий выступает одним из наиболее главных мотивов любого адекватного поведения.

  • являются бессознательными, то есть человек не осознает причины, мотивы, цели и сам факт своего защитного поведения в отношении определенного явления или объекта;
  • всегда искажают, фальсифицируют или заменяют реальность. По этой причине их чаще всего рассматривают как дезадаптивные.

Проекцией называется процесс, когда внутреннее ложно воспринимается как приходящее извне, то есть с помощью проекции человек приписывает свои неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, которая связана с неудачей или виной, выступает перекладывание вины на другого человека. Человеком не осознаются собственные враждебные импульсы, но они видятся им в других, и тогда те другие воспринимаются им ненавидящими и преследующими его.

Сублимацией называется процесс вполне здорового средства разрешения психологических трудностей с помощью преобразования сексуальной или агрессивной энергии в художественное либо интеллектуальное творчество.

Интерпретация опыта индивидом

Второй функцией Я-концепции выступает то, что она задаёт характер для интерпретации индивидом его собственного опыта. Я-концепция выступает в роли своего рода внутреннего фильтра, определяющего характер восприятия человеком любой ситуации. Когда ситуация проходит через этот фильтр, она рационализируется, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

Определение ожиданий индивида

Третьей функцией Я-концепции выступает положение о том, что она является основной для ожиданий человека. Другими словами, она задаёт представления о том, что должно будет произойти. Люди, которые уверены в своей значимости, ожидают и от других такого же трепетного отношения к себе, и наоборот, те люди, которые сомневаются в собственной ценности, обычно считают, что они никому не смогут понравиться, и начинают избегать любых социальных контактов.

Осуществляя самооценку, личность ориентируется на референтную группу. Эта группа, идеалы и интересы которой, человек примет.

Механизмы психологической защиты: 1) вытеснение 2) рационализация 3) вымещение 4) компенсация.

Если у человека хорошо развиты механизмы психологической защиты, то это делает неуязвимым по отношению к травмирующим ситуациям и воздействиям. В зоне ясного сознания находятся лишь малая часть одновременно наступающих из внутренней и внешней среды сигналов (автоматизированное действие, интуитивный акт мышления), очень слабые подпороговые ощущения, ответные реакции.

Самооценка — результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка — непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка — на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими — впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

Можно выделить 2 уровня саморегулирования:

1. Тактический — саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;

2. Стратегический — этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией — процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

Сущность самосознания и его структура в разных концепциях

Самосознание – это особая форма осознания человеком самого себя и своей сущности, которое проявляется в виде самовосприятия, самооценки, самоконтроля.

Развитие самосознания происходит от элементарных форм, таких как самоощущение, самовосприятие к более сложным – самооценка, саморефлексия, самопознание.

Самосознание, считает А.Г. Спиркин, включает осознание парциальных характеристик, благодаря которым человек получает возможность целостной оценки себя и своего места в жизни.

В отношении самосознания сходными являются позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые считают самосознание неразрывным единством таких самостоятельных внутренних процессов как самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения в обществе. Говоря другими словами – это видение себя как бы посторонним взором.

Иную точку зрения имеет В.С. Мерлин, который относит самосознание к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Он понимает самосознание как осознание человеком собственной личности как субъекта деятельности.

В.С. Мухина больший акцент делает на отношение к отдельным звеньям самосознания, считая, что самосознание представляет собой ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов и составляют индивидуальное бытие личности.

Структура самосознания включает три компонента:

  • когнитивный,
  • оценочный,
  • поведенческий.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценочный компонент или самоотношение – это отношение к тому, что человек знает о самом себе, как оценивает собственные качества, в результате формируя самооценку. Формирование самооценки происходит на основе сопоставлений себя с другими людьми, мнений о себе. Самооценка, связанная с уровнем притязаний личности, может быть завышенной, заниженной, адекватной, неадекватной.

Поведенческий компонент или самореализация опирается на самооценку. Исходя из уровня самооценки и её адекватности, человек может вести себя по-разному.

Место самооценки в структуре самосознания

Важнейшим компонентом самосознания является самооценка, проблема которой привлекает к себе внимание исследователей. Она во многих исследованиях определяется как центральное образование личности со своими видами, свойствами, функциями.

Несмотря на большой интерес к проблеме самооценки, разработка данного явления имеет проблемы методического и методологического характера. Отечественная психология рассматривает самооценку в качестве компонента самосознания, важная функция которого заключается в самоуправлении поведением личности.

Внутри самосознания, считает Л.В. Бороздина, существуют подструктуры, которые нельзя смешивать, это разные элементы, имеющие самостоятельную сущность.

Самооценка – это специальная функция самосознания. Она заключается в наличии критической позиции индивида. Эта позиция рассматривается относительно того, чем обладает индивид, его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Специалисты считают, что самоотношение и самооценку не следует смешивать, поскольку определенное самоотношение формируется из оценки себя. Производными самооценки будут комфорт или дискомфорт, самопринятие, удовлетворенность собой.

Отдельные образования самосознания имеют разновременность действия. Например, самооценку младший школьник выполнить ещё не может, несмотря на то, что определенное представление о себе он имеет. Переход на самооценку происходит в подростковом возрасте, что связано с новым уровнем самосознания.

Во время подросткового кризиса, по мнению Л.И. Божович, возникает самосознание – способность направлять сознание на собственные психические процессы. В подростковом возрасте самосознание имеет качественное своеобразие, которое является движущей силой на пути к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.

Самооценка, таким образом, является самостоятельным компонентом самосознания, функционирование которого начинается в подростковом возрасте.

Виды самооценки

Самооценка может быть завышенной, заниженной и средней. Если при завышенной самооценке индивид переоценивает свои качества и возможности, то при заниженной, понятно, их недооценивает.

Ряд исследователей считают, что речь идет не о видах самооценки, а о её уровне, который может быть высоким, низким и средним.

Завышенная и заниженная самооценка, при которой человек оценивает себя неправильно, и есть неадекватная самооценка.

Не всегда адекватной может быть и средняя самооценка. Авторы отмечают, что она тоже может быть завышенной и заниженной.

Степень обобщенности оцениваемых качеств может выступать основанием разделения самооценки на виды. С этих позиций самооценки различаются на частные и обобщенные.

В ряде случаев виды самооценки выделяются по уровню её строения – конфликтная, бесконфликтная.

И.И. Чеснокова выделяет самооценку по степени определенности и отчетливости, а С.Р. Пантелеева выделяет по значимости.

Надо сказать, что данные подходы, потому что касаются множества уникальных особенностей личности, не всегда бывают оправданы и вносят распыленность в изучение вопроса.

Определение свойств самооценки является ещё одной проблемой в научно-психологической литературе мало разработанной.

Самооценка имеет свои характеристики – уровень, адекватность, оптимальность, дифференцированность.

Уровень её показывает, насколько индивид оценивает свои качества – высоко, низко или средне.

Адекватность представляет степень её реалистичности, причем её адекватность сочетается по-разному с её уровнем, например, высокий уровень самооценки и низкая адекватность.

Дифференцированность самооценки показывает величину разброса в оценках индивидом разных своих проявлений.

Степень дифференцированности будет тем выше, чем больше вариантов частных самооценок. Неясным здесь остается вопрос – какая степень дифференцированности может считаться наилучшей для гармоничного развития личности.

Охарактеризовать самооценку можно и с точки зрения оптимальности – Д.А. Момот и Р. Мартене среднюю самооценку считают оптимальной.

Поскольку самооценка является суждением человека о самом себе, а суждение – это продукт духовной деятельности, она носит субъективный характер.

Самосознание человека индивидуально и специфично, отмечают С.В. Жилин, И.И. Чеснокова, К. Рождерс, а самооценка является одним из компонентов самосознания, следовательно, в отличие от других свойств личности, она по своей природе будет субъективна.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10.07.2021

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

самосознание личности фото

Самосознание личности - это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное "Я", а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности не является качеством, присущим человеку при рождении. Оно проходит долгий период эволюции и усовершенствования. Тем не менее, первые зачатки идентичности наблюдаются в младенческом возрасте. В целом, развитие самосознания личности проходит несколько последовательных стадий, которые символично можно разделить на следующие:

1 стадия (до года) - выделение ребенком себя от мира людей и предметов. Поначалу он не выделяет себя среди окружающих, не отличает собственные движения от тех, что осуществляются родными при уходе за ним. Игры – первое время с ручками и ножками, а затем с объектами внешнего мира, которые указывают на первичное различение ребенком активной и пассивной собственной роли в моторной деятельности. Этот опыт дает ребенку возможность осознать собственный потенциал. Возникновение и развитие детской речи имеет особое значение. Это фактически вливает его в сферу отношений с окружающими людьми.

3 стадия (3-7 лет) – развитие осуществляется плавно и равномерно. На третьем году жизни ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, желает испытать собственную независимость и противопоставить себя окружающим. Эти попытки завоевания личностью самостоятельности приводят к ряду конфликтов с окружающими.

4 стадия (7-12 лет) - продолжают накапливаться резервы, и процесс самосознания происходит без ощутимых кризисов и скачков. Отмечаются яркие и существенные изменения в сознании, связанные, прежде всего, с изменениями социальных условий (школа).

5 стадия (12-14 лет) - ребенок вновь начинает интересоваться собственной личностью. Развивается новый кризис, когда ребенок стремится отличаться и противопоставлять себя взрослым. Ярко выражено социальное самосознание.

6 стадия (14-18 лет) - имеет особую значимость, поскольку именно здесь личность поднимается на новый уровень и сама неизмеримо влияет на дальнейшее становление самосознания. Найти себя, собрать знания о собственной идентичности является первостепенной задачей. Это знаменует начало зрелости.

Формирование самосознания личности

Мировоззрение - это система целостных суждений человека о себе самом, окружающей действительности и о жизненных позициях и действиях людей. Оно основывается на опыте и знаниях, накопленных до этого периода, и придает деятельности осознанный характер.

Самоутверждение - это поведение человека, которое обусловлено повышением самооценки и поддержания желаемого общественного статуса. Метод самоутверждения зависит от воспитания, возможностей и индивидуальных умений конкретной личности. Человек может самоутверждаться как с помощью своих достижений, также и с присваиванием себе несуществующих успехов.

Среди других значимых категорий выделяют: осознание необратимости времени и смысла жизни; формирование полноценного самоуважения к себе; понимание личного отношения к интимной сенситивности (но тут существуют гендерные различия, обусловленные тем, что девушки развиваются физиологически раньше юношей); постижение любви как социально-психологического выражения.

Наравне с этими категориями следует выделить социальную роль и социальный статус, как основные критерии формирования самосознания.

Социальная роль - это устойчивая характеристика социального поведения, выражающаяся в выполнении моделей поведения, согласующаяся с нормами и собственными ожиданиями. Она сочетает ролевые ожидания и собственно исполнение роли.

Роль оказывает сильнейшее влияние на развитие индивида, так как именно социальное взаимодействие в значительной мере помогает приспособиться индивиду к жизни.

Социальным статусом называют положение человека в определенном обществе, которое включает ряд прав и обязанностей. Некоторые социальные статусы приобретаются при рождении, а другие целенаправленно достигаются на протяжении жизни.

Особенности самосознания личности

Понятие самосознания личности в психологии является объемным, многоуровневым процессом и содержит в себе этапы, функции и структуру. Принято рассматривать четыре этапа: когнитивный (простейшее самопознание и самоощущение процессов и психических состояний организма); личностный (самооценка и переживание в связи со своими достоинствами и слабостями); интеллектуальный (самоанализ и самонаблюдение); и поведенческий (симбиоз предыдущих этапов с мотивированным поведением). Есть теории, в которых развитие самосознания личности содержит всего две фазы: пассивную и активную. На первой фазе самосознание личности является автоматическим следствием развития, а на второй включается и определяет этот процесс.

Самосознание личности предопределено генетически в значительной мере. Ребенок осознает себя, личные качества, отличает себя от других, итак окружающий мир постепенно формируют самосознание. Его развитие повторяет периоды формирования собственных знаний об объективном мире. Потом этот процесс переходит на более высокий путь развития, при котором вместо ощущений появляются процессы осмысления в понятийной форме.

Самосознание и самооценка личности

Самооценку делят на адекватную, заниженную и завышенную. Люди с различными типами самооценки в одинаковых ситуациях могут вести сети себя совершенно по-разному. Они будут всячески влиять на развитие событий, предпринимая кардинально противоположные действия.

Завышенная самооценка попадается у людей с идеализированным представлением о своей важности для окружающих и значением личности, а также ценности. Такой человек переполнен гордостью и самолюбием, а потому никогда не признает собственные пробелы в знаниях, ошибки или неприемлемое поведение. Он ленив и зачастую становится агрессивным и жестким.

Очень низкая самооценка характеризуется стеснительностью, неуверенностью в себе, застенчивостью и не осуществлением своих талантов и умений. Такие люди обычно чересчур критичны к себе и ставят цели ниже тех, которых могли бы достичь. Они преувеличивают личные неудачи и не обходятся без поддержки окружающих.

У активных, энергичных и оптимистичных людей развивается адекватная самооценка. Она отличается разумным восприятием собственных способностей и возможностей, рациональным отношением к неудачам о соответствующем уровне притязаний.

Для самооценки важную роль также играет самоуважение, то есть личное мнение о себе, вне зависимости от мнений окружающих людей, и уровня компетентности человека в сильной области.

Нравственное самосознание личности

Самосознание личности в психологии представлено в трудах большого количества зарубежных и отечественных психологов. Анализ теоретических работ позволяет дать формулировку нравственному самосознанию личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями социума.

Нравственное самосознание личности являет собой сложную систему, в которой принято выделять два уровня, которые не полагается противопоставлять друг другу. Это обыденный и теоретический уровни.

Обыденный уровень можно изобразить оценкой нравственных стандартов, которая опирается на будничные взаимоотношения между людьми. Этот уровень упирается в обычаи и традиции, принятые в социуме. Здесь возникают простые умозаключения, которые связаны с оценками и наблюдениями.

А теоретический уровень, в свою очередь, базируется на нравственных понятиях, помогающих осмыслить суть нравственных проблем. Он предоставляет возможность разобраться в осуществляющихся событиях. Тут выделяют такие структурные компоненты как: ценности, смыслы и идеалы. Они связывают нравственное самосознание личности с поведением человека.

Самыми важными формами нравственного самосознания личности принято считать стыд, долг, совесть и ответственность, воздаяние и обязанность. Стыд при этом выступает элементарной формой, а совесть универсальной. Остальные формы нравственного сознания являются высокодифференцированными.

Стыд обеспечивает для личности возможность действовать соответственно с предписаниями культуры и нравственных идеалов общества. Совесть же является переживанием человека относительно собственного достоинства и правильности совершаемых поступков. Долг представляет собой внутреннее требование, которое подразумевает для человека поступать согласно со своими нравственными нормами. Ответственность ставит перед человеком задачу выбора какого-то мотива, потребности, идеи или желания. Воздаяние предполагает осмысление связи, существующей между похвальной реакцией окружающих на достойный поступок и противоположной реакции на безнравственное действие. Обязанность имеет схожий смысл с понятием ответственности и содержит три компонента: осознание, уважение и внутреннее принуждение к выполнению нравственных требований.

Читайте также: