Самообразование это в педагогике кратко

Обновлено: 08.07.2024

Самообразование - это целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека

Сущность самообразования педагога

В настоящее время непрерывное образование педагога предусматривает не только специально организованное получение знаний и умений по профессии, но и процесс самообразования, который позволяет ему овладеть необходимыми навыками педагогической деятельности и достичь в ней профессионального мастерства, тем самым совершенствуя и собственную личность.

Необходимость в самообразовании обусловлена в первую очередь целями, стоящими перед педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность не стоит на месте, к ней постоянно предъявляются все новые требования, внедряются инновации и обновления. Все это требует от педагога повышения уровня собственных знаний с целью овладения данными новшествами и эффективным внедрением их в педагогический процесс.

Обновление и расширение знаний педагога так же необходимо для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности учащихся в новых знаниях, качественно расширять их кругозор, мотивировать на обучение.

Педагог, занимающийся самообразованием, осваивает новые педагогические идеи, внедряет в процесс обучения передовой опыт, апробирует и анализирует полученные по итогам внедрения результаты.

Довольно часто происходит так, что при поступлении в педагогические учебные заведения, вчерашние школьники попадают в новые для них условия, которые требуют получения новых умений и навыков для успешного обучения. В последующем тот опыт, что был им получен на первом курсе обучения по адаптации к новым условиям, положительно сказывается и в профессиональной деятельности. Педагоги быстро ориентируются в нововведениях, овладевают ими и успешно применяют в профессиональной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Овладение навыками самообразования подразумевает:

  1. Сформированность культуры умственного труда (мышление, анализ, синтез и т.д.)
  2. Наличие устойчивого познавательного интереса, умений и навыков творческого разрешения профессиональных задач (проблем, ситуаций)
  3. Овладение эффективными приемами и методами самостоятельной работы по получению необходимой информации
  4. Гигиену умственного труда и его педагогическую целесообразность
  5. Умение правильно и рационально распределять собственное время, равномерно расходовать духовные и физические силы.

Структура профессионального самообразования педагога

Профессиональное самообразование педагога имеет следующую структуру:

  1. Педагогическое просвещение: освоение педагогом научных педагогических идей, передового опыта, инноваций в области преподавания и т.д.
  2. Овладение новыми подходами и ценностными установками в профессиональной педагогической деятельности.
  3. Умение осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности и опыта практической работы.

В потребностях педагога в психолого-педагогических знаниях проявляется глубина личной вовлеченности в процесс самообразования и творчества; желание оценить свой опыт в контексте опыта других педагогов.

Процесс самообразования направлен на установление соответствия профессионального потенциала (знаний, умений, навыков) и профессиональной позиции педагога в обществе. В связи с этим самообразование выступает как форма саморегуляции профессионального поведения педагога, которая включает в себя как анализ результатов его собственной деятельности, так и его способность управлять им.

Самообразование как часть непрерывного образования подразумевает:

  • компенсацию недостатков полученного образования;
  • постоянная адаптация личности к изменяющемуся миру;
  • постоянное развитие творческого потенциала личности.

Для начинающего педагога на первый план выдвигаются компенсаторные или адаптивные цели самообразования, в будущем более важны цели, связанные с развитием творческого потенциала.

Цели и закономерности процесса самообразования

В соответствии с ведущими целями самообразования выделяются следующие уровни самообразовательной деятельности педагога:

  • компенсаторный – направлен на устранение пробелов в знаниях
  • адаптация – достижение необходимого уровня педагогической культуры
  • творческий – развитие и совершенствование педагогического творчества

Определение цели во многом зависит от личности педагога, имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков, уровня подготовки и желании заниматься самообразованием. Исходя из этого, приято различать три типа целей самообразования педагога:

  1. Ближние цели самообразования – заполнение пробелов в знаниях, пополнение знаний по ведущим предметам (психология, педагогика, возрастная физиология и т.д.).
  2. Средние цели самообразования – углубление и расширение знаний по конкретному предмету или проблеме в области педагогики.
  3. Дальние цели самообразования – овладение теорией и практикой организации педагогической деятельности с целью повышения их квалификации.

Все эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.

Закономерности процесса самообразования:

  1. Стремление к самообразованию во многом зависит от уровня умственного и нравственного развития педагога, его социальной активности и жизненной позицией.
  2. Стремление к самообразованию растет пропорционально удовлетворению его познавательных потребностей и интересов посредством деятельности по самообразованию.
  3. Стремление к самообразованию опирается на наличие у педагога навыков самообразования и потребности в их совершенствовании.
  4. Стремление к самообразованию напрямую зависит от условий познавательной деятельности педагога.

Таким образом, профессиональное самообразование педагога является одной из важнейших составляющих успешности его педагогической деятельности.

По материалам моих лекций

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.

Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые.

В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.

В качестве темы самообразования можно выбрать…

- одну из задач работы образовательной организации на текущий год;

- аспект профессиональной деятельности вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);

- тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).

Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога. Назовём основные условия эффективного самообразования педагога.

1. Владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта.

2. Реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально-личностном саморазвитии.

3. Способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмысление собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально-личностных качеств.

4. Применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию и выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.

Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя…

- изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;

- участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;

- периодический анализ своей профессиональной деятельности;

- совершенствование своих психолого-педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;

- повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.

Результатами деятельности педагога по самообразованию могут быть…

- повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;

- разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т.д.);

- подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;

- выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования;

- публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;

- проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;

- создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины.

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ИНДУСТРИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества. В информационном обществе особую роль играет процесс трансформации информации в знание.

Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться.

В нашей стране образ педагога всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование во главе угла и сегодня. Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить и воспитывать других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет., должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников - воспитанников перед ним сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. В условиях, когда длительность смены ограничена, а дети приезжают неоднократно, самообразование, творческий подход и инновации имеют особое значение.

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Основная задача работы педагога по теме самообразования – это систематическое повышение своей профессиональной компетенции.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Работа по теме самообразования призвана содействовать и создавать условия самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации.

Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…

Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

ежедневный поиск и анализ новой информации,

желание совершенствовать свое педагогическое мастерство и творчески реализовываться;

стремительный рост современной науки, изменения в жизни общества;

конкуренция, общественное мнение;

соответствие требованиям и материальное стимулирование;

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

В системе подготовки и самоподготовки педагога также важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута.

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

Иоганн Генрих Песталоцци

Составляющие процесса самообразования:

• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения;

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;

• Повышать уровень своей эрудиции правовой и общей

Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью. Л. Н. Толстой

Интернет ресурсы:

Журналы

Литература:

Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Элвин Тоффлер

Виды деятельности,

способствующие профессиональному росту педагога:

• Чтение конкретных педагогических изданий,

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий и занятий коллег;

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

• Изучение информационно-компьютерных технологий.

Формы организации самообразования педагога:

специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПК,

с использованием дистанционных технологий;

групповая самообразовательная работа:

o проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений;

индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

o средств массовой информации,

o вычислительной и оргтехники,

o библиотек, музеев,

o исследований, экспериментов,

o осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,

o формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т. д.)

Функциональный план самообразовательной деятельности педагога может быть представлен разными функциями:

1) экстенсивная – накопление, приобретение новых профессиональных знаний, в том числе и о личностно ориентированном подходе, способах его реализации в педагогической деятельности;

2) компенсаторная – ликвидация "белых пятен" в своем образовании; обретение и расширение опыта личностно ориентированного взаимодействия;

3) саморазвитие – совершенствование личностных качеств;

4) методическая – преодоление профессиональной узости;

5) сотворческая – содействие творческой работе, дополнение ее, сопровождение и осуществление творческой самореализации;

6) функция преодоления сложившихся стереотипов, предупреждения застоя в развитии педагога и в целом образовательного учреждения.

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.

А. Дистервег Следовательно, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития педагога как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности.

Самообразование имеет двойной результат: происходят изменения в качествах личности воспитателя, в его профессиональной компетентности и опосредованно в качестве деятельности образовательного учреждения.

Алгоритм работы над темой самообразования:

- определение целей и задач.

Дата начала работы над темой.

Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой.

Подбор источников самообразования.

Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне.

Алгоритм составления плана по самообразованию.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы. В плане указываются:

сроки выполнения каждого этапа,

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

способ демонстрации результата проделанной работы,

форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой - отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Если человек не знает к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Луций Анней Сенека

Делопроизводство по теме

Перспективный план работы по теме самообразования.

Текущий план работы по теме самообразования.

Список изученной литературы по теме самообразования.

Ежегодный отчёт по теме самообразования.

Итоговый отчёт по теме самообразования.

Результат самообразования (на некотором этапе):

• Повышение качества педагогической работы (указать показатели по которым будет определяться эффективность и качество);

• Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы и т. д. Доклады, выступления;

• Разработка новых форм, методов и приёмов;

• Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;

• Разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;

• Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

В заключение хочу сказать, в век высоких технологий, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем эффект от его работы больше. Но все же главное – это желание педагога работать над собой, дерзать и творить, учиться, экспериментировать и делиться опытом, приобретенным в процессе самообразования.

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель

Прикреплённые файлы:

Физкультура в детском саду — это важная составляющая общего развития ребенка Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога ___ (Ф. И. О.) 1. Как Вы реализуете.

Понятие о профессиональной компетентности педагога Понятие о профессиональной компетентности педагога. [/b] Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого.

Повышение профессиональной компетенции начинающих педагогов с элементами тренинга Целевая группа: молодые педагоги детских садов Продолжительность занятия: 50 минут Оборудование, оснащение: бумага формата А3, А4, цветная.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные.

— целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания.

Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета.

С. всегда имело целью повышение квалификации или образовательного уровня. Мн. крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С.: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-66 в С.-Петербурге издавался учебно-литературный журнал "Самообразование", в 1893 в Москве была создана Комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для С. по мн. предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письменные консультации. Облегчённые программы для С. готовил Отдел для содействия самообразованию, созданный в С.-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина, Н.И. Кареева и др. В 1892 группой московских учёных во главе с И.И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания". Значительную роль в развитии С. играли различные общественные курсы и народные университеты.

С 50-х гг. 20 в. удовлетворению потребности в С. способствовало формирование систем образования взрослых и повышения квалификации, а также совершенствование средств массовой информации (в т.ч. направлений учебного радио и телевидения). Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливают особую значимость С.

С. - обязательный компонент современного школьного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый учебный материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов.

Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа и др. (см. Дополнительное образование детей). Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов.

— способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал.

это пополнение профессиональной и общекультурной информации, постоянное обновление индивидуального социального опыта.

система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681].

способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал.

процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности.

входит в структуру досуга как его педагогический признак. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне уроков и без помощи учителя, в том числе и в сфере досуга.

целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни.

одна из основных категорий военной педагогики, отражающих целенаправленную самостоятельную работу военнослужащего по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков, умений.

образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение литературы.

обучение человека вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с правом последующего прохождения им промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объема и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов.

форма организации образовательной деятельности обучающегося – целенаправленная образовательная деятельность обучающегося, управляемая самой личностью без участия педагога. Включает в себя: самовоспитание, самообучение, саморазвитие. Литература: [36].

приобретается в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; целенаправленная и систематическая деятельность человека, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения и в результате которой происходит качественное развитие его личности.

система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм обучения; добровольность; самостоятельность познавательной деятельности, положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования.

специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

образование, приобретенное в процес се самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательных учреждениях. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение учебной литературы. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образованию целостный восходящий характер. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)

специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностных и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение профессиональной квалификации. Самообразование включает в себя умственное и мировоззренческое самовоспитание, волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставит их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм; добровольность и самостоятельность познавательной деятельности; положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования. К сфере самообразования относится только такая познавательная деятельность, которая совершается в процессе самостоятельной работы, без прохождения человеком систематического курса обучения в образовательном учреждении. Человек, выросший на самообразовании, в народе называется самоучкой.

в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями специалиста или без оных. Эффективность самообразования зависит о т развитости и интеллектуальных умений, а также от установок человека на учебную деятельность, от его отношения к знаниям, равно как и от его волевых и других личностных качеств. Самообразованию присущи индивидуальные и групповые формы, последние способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной деятельности. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между дискретно идущими ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.

целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование – одно из средств самовоспитания. Основные виды самообразования – общее, специальное (профессиональное) и политическое. Основная форма – изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для самообразования появились с созданием системы Интернета.

сознательно полагаемая, свободно предпринимаемая деятельность, направленная на: обеспечение информацией, знаниями общественно и индивидуально значимых видов предметной и практически-духовной деятельности; становление, развитие и совершенствование образовательного и, прежде всего, интеллектуального потенциала; удовлетворение познавательных потребностей, интересов личности. Инициируется, направляется, регулируется и осуществляется по индивидуально выработанной программе, контролируется самим субъектом без прямого участия педагога, наставника. Источником С. являются противоречия между необходимостью деятельности и отсутствием или ограниченностью информации, знаний об объекте, предмете, технологии деятельности. С. реализуется путем приобретения, накопления, упорядочения, систематизации и обновления знания. С. проявляется как: специфический универсальный вид деятельности, технология работы с текстом, средство вторичной социализации, один из механизмов индивидуализации, один из способов самореализации личности. С. личности детерминировано социально-экономическими и духовными факторами, характером и содержанием труда, интеллектуальным (в первую очередь, творческим) потенциалом индивида. Его побудительными силами выступают материальные, профессионально-трудовые, социальностатусные и духовные интересы личности. Выделяют профессиональное, политическое, правовое, экономическое, экологическое, религиозное, художественно-эстетическое, этическое, общекультурное и другие виды С. С. выступает: 1) составной частью самовоспитания, самосовершенствования личности; 2) основным методом продолжения образования, средством непрерывного образования (Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986; Бурлука О. В. Самоосвіта особистості як соціокультурне явище: автореф. дис. … канд. філос. наук. – X., 2005; Лозовой В. А. Самообразование личности как социальная проблема и отрасль социологического знания; Курс лекций по социологии образования: учеб. пособие / под ред. В. И. Астаховой. – X.: Изд-во НУА, 2003. – С. 312–336). В. А. Лозовой

целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания. Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета. С. всегда имело целью повышение квалификации или образовательного уровня. Мн. крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С.: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-66 в С.-Петербурге издавался учебно-литературный журнал "Самообразование", в 1893 в Москве была создана Комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для С. по мн. предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письменные консультации. Облегченные программы для С. готовил Отдел для содействия самообразованию, созданный в С.-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина, Н.И. Кареева и др. В 1892 группой московских ученых во главе с И.И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания". Значительную роль в развитии С. играли различные общественные курсы и народные университеты. С 50-х гг. 20 в. удовлетворению потребности в С. способствовало формирование систем образования взрослых и повышения квалификации, а также совершенствование средств массовой информации (в т.ч. направлений учебного радио и телевидения). Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливают особую значимость С. С. - обязательный компонент современного школьного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый учебный материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа и др. (см.Дополнительное образование детей). Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов. — способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См. также Автодидактика, Акмеология, Дополнительное образование детей

Читайте также: