Сакский племенной союз кратко

Обновлено: 05.07.2024

Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.

Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).

Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию

Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.

Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.

В области хозяйственного уклада произошли значительные изменения. Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства.

Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.

Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.

Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.

Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.

Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.

На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.

Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.

Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”.

Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.

Саки в мировой истории. Борьба за независимость

В первом тысячелетии до н. э. на основе конгломерата племен эпохи бронзы выросла новая этническая общность — саки. Переход от первобытного общества к классовому сопровождался здесь развитием нового способа хозяйствования — кочевого скотоводства и создания крупных племенных объединений. В VIII—I веках до н. э. на просторах Евразии от Тувы до Украины (включая ее территорию) обитали кочевые племена, которых в древнеперсидских клинописных текстах называли саками, а европейцы скифами. Предположительно, слово “сак” означало “сильный мужчина (воин)”.

Многие археологические находки свидетельствуют об общности этих кочевых племен. При раскопках курганов на западной и восточной окраинах их владений археологи нашли украшенные в так называемом “скифо-сибирском зверином стиле” схожие изделия оружие и утварь, конское снаряжение, другие бытовые предметы. Иначе говоря, на обширном пространстве, включая Семиречье и Тянь-Шань, шел единый процесс формирования культуры древних кочевников.

В VI- V веках до н. э. среднеазиатские племена саков сформировались в два крупных племенных объединения, поэтому говорить о границах их владений можно лишь ориентировочно. Одно из них занимало территорию от Каспийского моря и Уз-боя до Центрального Тянь-Шаня и реки Или.

На территории Средней Азии и Тянь-Шаня в VI—V вв. до н. э., судя по античным письменным источникам, обитало две крупные конфедерации племен: саки — тиграхауда (по персидским источникам), они же саки — ортокорибантии (по древнегреческим) и саки — хаумаварга (по персидским), они же саки — амюргии (по древнегреческим).

Союз саков состоялся из племен яксартов, массачетов, исседонов, дайдахов. Саки были воинственными племенами, играли активную роль в политических событиях Центральной Азии в I тысячелетии до н. э. Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Конница саков считалась лучшей в мире.

Хозяйство саков.

Саки говорили на языке восточных иранцев. По останкам древних людей, найденным археологами на Алае, Центральном Тянь-Шане, в районе Кетмень-Тюбе, установлено, что они внешне принадлежали к европеоидам. И только незначительная часть саков имела монголоидные черты. Они занимались круглый год кочевым скотоводством. В зависимости от времени года кочевали с многочисленными стадами овец и табунами лошадей по пастбищам. Для той эпохи кочевое хозяйство было прогрессивной формой, так как обеспечивало в большей степени ценными продуктами мясом, молоком, маслом, творогом, кумысом. Из шерсти и шкур кочевники изготавливали теплую, прочную одежду, кийизы войлочные покрытия и ковры для жилищ, из конского волоса плели веревки. Они освоили непригодные для земледелия территории степные равнины, пустыни и полупустыни, предгорные лощины и распадки. Но самое главное древние кочевники умели изготавливать из металла необходимые орудия труда, оружие топоры, ножи, наконечники копий, а также предметы быта посуду, зеркала, иглы, украшения. Бронза по-прежнему имела значительное употребление в хозяйстве кочевников. В начале I тысячелетия до нашей эры люди научились выплавлять железо. Так на смену бронзовому веку приходит железный век, который длится до сих пор.

Общественное устройство саков.

Немногочисленные письменные источники сохранили скупые сведения об общественном устройстве саков, живших в VI—V веках до н. э. В них встречаются слова “царь”, “владыка”, “воин”. В целом их общественное устройство можно охарактеризовать следующим образом: мелкие патриархальные роды объединялись в кочевые общины, несколько таких кочевых общин составляли племя, племена объединялись в племенные союзы. К V веку в общественном устройстве саков начинают проявляться имущественное и социальное неравенство, перерастающее в классовые различия. Это подтверждают и археологические раскопки. Под большими курганами захоронениями царей археологи находят настоящие сокровища, например, до 4 тысяч изделий из золота и серебра, а в могилах простых членов общины одну-две глиняные чаши.

На самой низшей ступени общественной пирамиды находились рабы, захваченные саками во время сражений и войн. Однако они не играли заметной роли в хозяйстве ввиду их малочисленности. Каждый достигший совершеннолетия сак считался воином. По призыву вождя он облачался в военные доспехи, брал оружие лук, саблю, секиру, садился на коня и выступал в поход. С раннего детства мальчика-сака приучали сидеть в седле, обращаться с конем, стрелять из лука, поэтому сакские воины-конники считались лучшими в мире. Воины настолько искусно владели луком, что на полном скаку, обернувшись назад, точно поражали цель. Цари Ассирии приглашали саков в качестве наставников своих воинов, чтобы научить их стрелять из лука. В V—IV веках до н. э. в сакской коннице появляются тяжеловооруженные отряды всадников, одетых в железные доспехи шлем и кольчугу. Они составляли элитную гвардию царей.

Кочевники Средней Азии поддерживали мирные и военные связи с персами народом Ирана, участвовали в экономической, культурной и политической жизни древнего мира. Двенадцатитысячный отряд саков помог персидскому царю Киру II одержать победу в войне с могущественной Ассирией. Саки принимали участие в спортивных состязаниях, которые устраивались во дворце персидского владыки. Например, один сакский юноша одержал победу во всех конных состязаниях, устроенных Киром II.

Как свидетельствует “История” великого Геродота, саки уже в V веке до н. э. участвовали во всех значительных событиях того периода, например, греко-персидских войнах (500—449 годы до н. э. ). Как союзники, иногда как наемные войска, саки сражались и на стороне Ахеменидов. Конница саков во время Марафонского сражения (490 год до н. э. ) разгромила на своем участке сражения афинских гоплитов (тяжеловооруженных пехотинцев). Пехота саков участвовала в битвах при Фермопилах (480 год до н. э. ) и при Платеях (479 год до н. э. ). Известно также, что степные саки входили в состав экипажей военных судов персов. Чтобы завоевать Грецию, персидский полководец Мердоний включил саков в свои отборные отряды. По данным письменных источников, в городах Египта и Вавилона были сооружены лагеря для войск саков, а персидский гарнизон, стоявший в египетском городе Мемфис, полностью был сформирован из среднеазиатских саков. Имя одного из них Сакиэт сохранилось в письменных источниках и благодаря им дошло до нас. В различных местах бывшей персидской державы, простиравшейся от Средней Азии до Египта, найдены глиняные фигурки в остроконечных колпаках, одетые в камзол, обутые в сапоги, похожие на сакских воинов, а также на тянь-шаньских саков-тиграхаудов.

Саки в мировой истории. Борьба за независимость

Военные успехи саков.

Саки имели непревзойденный международный авторитет: их считали непобедимыми воинами. В VI веке до н. э. саки-тиграхауды были вынуждены вступить в ожесточенную борьбу за свою независимость с очень сильным врагом царем персидских племен Киром И. В 550 году до н. э. этот правитель решил подчинить себе набиравшие силу на северо-востоке персидского государства сакские племена массагетов, возглавляемые царицей Томирис, а затем завоевать Египет.

Чтобы сражаться со стотысячной армией Кира II, царица Томирис должна была противопоставить ей такое же мощное войско. Против персов выступили не только сакские племена, земли которых намеревался подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля.

Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но итог оказался успешным. Как и предполагал Кир II,

Томирис отправила за ним в погоню треть своего войска во главе с единственным сыном Спарганистом. Саки заняли опустевший лагерь персов, нашли вино и, воспользовавшись неопытностью своего командующего, устроили пиршество. Под покровом ночи Кир II вернулся и уничтожил беспечно спавших саков. По сведениям одних источников, Спарганист был убит персами, по другим попал в плен, но покончил с собой, не вынеся позора. Томирис направила к Киру II посла с требованием немедленно уйти с сакской земли и вернуть тело сына. Письмо заканчивалось угрозой: “Если же ты не сделаешь этого, я напою тебя кровью, клянусь солнцем, которому поклоняются массагеты”. Кир II не внял угрозе. Началась ожесточенная битва, в которой сакам удалось заманить персов в узкое ущелье и перебить их. Согласно легенде, записанной греческим историком Геродотом, Томирис велела положить голову царя Кира II в бурдюк, наполненный кровью, и произнесла: “Ты хотел крови. Ты получил ее!”.

Однако позже саки были подчинены его наследником Дарием Гистаспом в 519—518 г. до н. э. В тяжелой борьбе с Ахеменидским государством участвовали объединенные силы сакских племен Средней Азии, включая и тех, которые занимали территорию древнего Кыргызстана. В ответ на мобилизацию всех сил Ахеменидов от Средиземного моря до Гиндукуша (у Кира II была двухсоттысячная армия) цари саков должны были сконцентрировать силы кочевников от Тянь-Шаня до Каспийского моря. Только так саки могли достойно встретить иноземных завоевателей.

Большое влияние в земледелии играли контакты с оседлым населением, особенно согдийцами, далекими предками таджиков, которые стали селиться в пределах Чуйской и Таласской долин. Со временем они смешались с тюркоязычным населением, приняв его обычаи и традиции.

На тогдашней территории Кыргызстана происходили бурные политические и военные события:

а) на протяжении 5 столетий, начиная с VII века до н.э., пастбищами владели ираноязычные саки (восточные скифы) далекие предки кочевых народов Средней Азии.
б) преемниками саков стали ираноязычные усуни - из разных народностей Средней Азии.
в) с III века до н.э. их сменили гунны.

В истории древнего Казахстана в I тысячелетии начинается новый рубеж. В VIII-VII вв. до н. э. — эпоха открытия и широкого использования железа племенами Казахстана.

Особенности эпохи железа:

  • Изготовление орудий труда из железа;
  • Освоение племенами степных, горно-степных и полупустынных пространств Казахстана;
  • Становление экстенсивного скотоводческого хозяйства у народов Евразии;
  • Объединение крупных родов и племен в племенные союзы;
  • Зарождение государственного строя у кочевых племен Казахстана.

Племенной союз саков (VII-IV вв. до н.э.)

Расселение

Общественный строй саков

Сакское время — это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства.

В VII-IV вв. до н.э. сакские племена объединяются в племенные союзы:

Во главе племенного союза — царь. Царя избирают военным советом вождей племен. Власть царя:

  • а)распределяет между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;
  • б)устанавливал порядок использования этих земель;
  • в) следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;
  • г) руководил объединенными войсками во время военных походов.

Политическая история саков

Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. В VI в. до н.э. против саков высту­пил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. (далее…)

Scythia-Parthia 100 BC.jpg

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :



Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан [8]

Общие сведения

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Читайте также: