Фантастические пьесы шумана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

преподаватель по классу фортепиано

первой квалификационной категории

Медведева Марина Петровна

Пояснительная записка.

Исследовательская работа посвящена одной из малоисследованных тем музыкантами-исполнителями - изучению фортепианных циклических форм в творчестве композитора-романтика первой половины 19 века Роберта Шумана.

В работе дано обоснование выбранной темы, определены цель, объект и предмет исследования.

Заинтересованность данной проблематикой вытекает из желания автора более глубоко изучить фортепианное творчества Р. Шумна.

В своей работе автор опирается на научно-методические труды выдающихся музыковедов, педагогов, связанные с данной темой, а также на свой исполнительский опыт.

Материал работы выстроен по структуре, ясно и последовательно изложен.

Представленная работа будет интересна исполнителям, обращающимся к фортепианному творчеству Роберта Шумана.

I. Циклические формы в творчестве Роберта Шумана……………………. 7

Жанровое разнообразие и образно-эмоциональная сфера….……………….12

Роберт Шуман (1810-1856) по праву считается одним из величайших музыкантов и композиторов 19 века, педагог и музыкальный критик. Он творил в самых разнообразных музыкальных формах и жанрах, но самый оригинальный и поэтичный Шуман, прежде всего, ассоциируется с его фортепианными произведениями. Практически никто не может сравниться с ним в проникновенности, с которой он передавал тончайшие нюансы человеческой души. Фортепианная музыка — самая новаторская и самобытная об­ласть художественного наследия Р. Шумана — оказала влияние на его творчество и в других жанрах. Даже в вокальной и камерно-симфонической сфере, за редким исключением, лучшими его произ­ведениями являются те, в которых господствует красочное звучание фортепиано (песни, концерт, квинтет, квартет, трио). Но только в фортепианной сфере, где композитор и исполнитель сливаются воедино, где богатейшие ресурсы самого инструмента открывают безграничный простор воображению художника-роман­тика, могло зародиться искусство Р. Шумана. Эмоциональная лирика его музыки и глубина психологического проникновения, яркие об­разы могли быть раскрыты только посредством нового фортепиан­ного звучания — многоэлементной полифонизированной фактуры, красочно-тембровых эффектов, педального смешения красок и т. д. Многие произведения Шумана для рояля требуют огромного ис­полнительского темперамента, звукового блеска и технической вир­туозности. В отрыве от фортепианного звучания они утратили бы большую долю своеобразия и обаяния. Но при этом в музыке Р. Шу­мана нет и отдаленного следа ненавистного ему эстрадно-бравур­ного стиля. Борясь с виртуозной музыкой ее собственным оружи­ем, он поставил исполнительскую технику на службу поэзии и ши­роко раздвинул границы фортепианного искусства. С этой точки зрения, Р. Шуман занимает место в одном ряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом.

Актуальность избранной темы, обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования музыкантов-теоретиков, фортепианные циклы Роберта Шумана еще не достаточно изучены пианистами. Обращение к данной теме для меня вызвано интересом более глубоко изучить циклические формы в творчестве Роберта Шумана. Возможно, эта работа сможет более глубоко понять исполнителям произведений Шумана его язык и замысел.

Цель работы – изучение фортепианных циклических форм в творчестве Роберта Шумана.

I. Циклические формы в творчестве Роберта Шумана

Фортепианное наследие Р. Шумана является беспрецедентным в мировой музыке. Его опусы с первого и по двадцать третий включительно (1830 –1839) содержат лишь одни фортепианные произведения. Интеллектуал и эстет в своей музыке Шуман более чем любой другой композитор отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по мнению композитора, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне 1 творчество Р.Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х — 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. В своем творчестве Шуман причудливо сочетал черты романтизма и реализма. Многим сочинениям композитора присущ колорит необычности, фантастики, но, вместе с тем, они насыщены глубоко жизненным содержанием. Его музыка, широко отражающая разнообразные явления действительности, особенно глубоко воплощает внутренний мир человека. Будучи великим знатоком человеческой души, Р. Шуман стал одним из создателей и крупнейшим представителем психологического направления в музыке 19 века. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

Трехчастность формы ясно проявляется в пьесе, начиная с мельчайших построений. В ней можно выделить три раздела, каждый из которых, в свою очередь, делиться на три построения. А середины первого и третьего разделов сами построены как контрастная трехчастная форма 13 .

Разнообразие образно-эмоционального строя произведения подчеркивает его форму. Шуман очень точно выбирает художественные средства для создания образа и эмоциональной атмосферы пьесы. В первом трехчастном построении первая тема имеет флорестановский облик, который излагается насыщенной, полнозвучной аккордовой фактурой. В основе первого построения лежит островыразительный оборот. Этот оборот основан на мелодии, которая устремляется вверх к кульминационному звуку, она, как бы, вся в порыве. В самом начале в партии левой руки звучит очень характерный для композитора квартовый восходящий ход, который придает образу решительность, мужественность, некий внутренний призыв:







Весь центральный эпизод пьесы представляет собой картину мятущихся образов, взволнованный разговор все тех же контрастных флорестано-эвзебиевских образов, неожиданно сменяющих, перебивающих друг друга. Их противопоставление усиливается за счет смены регистров, динамических нюансов и размера.

Последний, третий раздел всей пьесы повторяет материал первого раздела. Неизменными остаются общая форма и чередование тем, с их особенностями и способами воплощения. В сравнении с первым, в данном разделе пьесы композитор использует другую тональность (f-moll) (тема среднего раздела) и не указывает на повторение первой темы (смотреть приложение). В этом разделе пьесы композитор пытается сблизить две контрастные темы, старается разрешить их конфликтное состояние, которое имело место во втором разделе всей пьесы

Для Р. Шумана характерно использование вместо темповых указаний немецкие обозначения, которые, прежде всего, говорят о характере музыки.

Фактура пьесы привлекает внимание разноплановостью, что является отличительной чертой фортепианного письма Р. Шумана и романтиков в целом. Для пьесы характерны разнообразные типы изложения, и каждый из них способствует ясному донесению до слушателя образного содержания музыкальных тем. Сопоставляя фактуру первых тактов двух тем, можно обнаружить широко распространенный в его фортепианных произведениях прием чередования оркестрового (хорового) и сольного типа изложения:


Пример №5 Пример №6



П ример №7

В ней два ясно разграниченных плана образуют мелодический голос правой руки и остинатный (выдержан на доминанте(As) основной тональности (Des)) бас в партии левой руки. Третьим планом выступают синхронные аккордовые фигурации в партиях обеих рук. Его самостоятельность подчеркивается ритмической обособленностью. Здесь Шуман применил свой излюбленный прием – комплементарной (дополняющей) ритмики.

Задача исполнителя заключается в том, чтобы найти для каждого пласта фактуры определенную звуковую окраску, исходя из смысловой функции голосов музыкальной ткани.

Ритм пьесы участвует в создании мира образов пьесы, подчеркивает их особенности, необычный колорит.

Весь первый раздел пьесы основан на одном из свойств ритмики, придающее музыке выразительную силу – это ямбическое строение ритмического рисунка. В романтической порывистости выразительное значение ямба находит в постоянной устремленности затактовых мотивов к сильной доле такта.

Во втором разделе ямбическая пульсация меняется, затакт задерживается на сильную долю, образуя синкопу:


П ример №8

Для исполнителя очень важно ощутить импульс, заложенный в затактовых интонациях. Такого рода мелодии требуют от исполнителя мгновенного включения в ее эмоциональный ток.

В данной пьесе, гармонические мерцания в соединении с изменением лада повышением регистра, резкими сменами динамики, придают музыке одновременно и таинственность и причудливость.

Рассмотренные в данной работе художественно-выразительные средства не исчерпывают их полный комплекс но, тем не менее, дают импульс исполнителю для воплощения художественного образа пьесы, показывают многие черты композиторского стиля, которые встречаются и в других сочинениях Р. Шумана.

Понимание особенностей фортепианного стиля Р. Шумана, изучение соответствующей литературы способствует более глубокому проникновению в творческий замысел композитора и более полному его воплощению на инструменте. Работа над любым его произведением открывает интерпретатору новые грани композиторского дарования. Фортепианное творчество Шумана своеобразная и интересная часть всего наследия композитора, к которому обращаются и будут обращаться исполнители от школьной скамьи до концертирующих пианистов.

Для восприятия музыки сборника неважен век, неважно время, потому, что душа и сердце человека, как и музыка – безвременные, вечные ценности. Вот почему столь долговечной оказалась жизнь этого цикла, разделившая судьбу всех лучших, вдохновеннейших творений музыкального искусства.

Список литературы

1. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства [Текст]/ А.Д. Алексеев, 2-е изд., дополн.– М.: Музыка, 1988.–415с.

2. Боброва, О.И. Альбом для Р. Шумана в репертуаре детских музыкальных школ [Текст]: учеб. - метод. пособ./ О.И. Боброва.–М., 1976.–40с.

3. Воспоминания о Роберте Шумане [Текст]/ пер. с нем. А. В. Михайлова, О. В. Лосевой; сост. О. В. Лосева.–М.: Композитор, 2000.–170с.

5. Грохотов, С. В. Р.Шуман. Карнавал. [Текст]/ С.В. Грохотов.–М.: Композитор, 2009.–76с.

6. Житомирский, Д.В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества [Текст]/ Д.В. Житомирский, 2-е изд. –М.: Музыка, 2000.–880 с.

7. Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы [Текст]: сб. науч. трудов./ сост. Г.И. Ганзбург.–Харьков: Каравелла, 1997.–272 c.

8. Роберт Шуман. Письма 1817-1840. Т. 1 [Текст]/ пер. с нем. А.А. Штейнберг, Н.А. Темчиной; авт.- сост. Д.В. Житомирский.–М.: Музыка, 1970.–719 с.

9. Конен, В.Д. Этюды о зарубежной музыке [Текст]/ В.Д. Конен.– М.: Музыка, 1968.–186 с.

10. Меркулов, А.М. Фортепианные сюитные циклы Шумана: Вопросы целостности композиции и интерпретации [Текст]/ А.М. Меркулов.–М.: Музыка, 1991.–95 с.

11. Шуман, Р. Фантастические пьесы ор.12 [Ноты]/ Р. Шуман; ред. Э. Зауэра. –М.: Музыка, 1980.–38 с.

12. Шуман, Р. Альбом для юношества ор. 68 [Ноты]/ Р. Шуман; ред. П. Егорова.–М. [и др.]: Лань-пресс, 2006.–88 с.

1 Г. Гейне (1797—1856) — знаменитый немецкий поэт и публицист.

2 Э. А. Гофман (1776 - 1822) – немецкий писатель.

3 Ж. П. Рихтер (1763 - 1825) – немецкий писатель-сатирик, романист.

4 Цикл написан по мотивам произведения Жан Поля.

6 Сборник назван по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера

8 Н. Паганини (1782-1840) – итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

10 Цикл имеет посвящение Робене Анне Лейдло (1819-1901) ̶ английской пианистке. Летом 1837 года в Лейпциге она познакомилась и общалась с Шуманом, в дальнейшем переписывалась с ним.

13 Форму пьесы можно представить схемой – A(76 тактов с репризой)-B (60 тактов с репризой)-A`(60 тактов), где А: a-b(e-f-e)-a, В:c-d-d` и А`: a-b`(e-f-e)-a.

14 Ф. Брендель(1811-1868) – немецкий музыковед.

16 Тональный план пьесы: A (Des-c (As) c-Des) – B(Ges) – A` (Des-f (Des) f-Des).

17 Немецкая пианистка, автор довольно большого количества произведений. В дальнейшем супруга Р. Шумана. Она выделялась как интерпретатор Бетховена, Шопена, Мендельсона, Брамса и особенно Шумана.


Для начала, предлагаю послушать первые два номера:
N°1 - "Вечером" и N°2 - "Порыв"

Выбрал я именно эти две пьесы не только потому, что они открывают цикл, но и потому, что они в чистом виде воплощают два, пожалуй, самых типичных шумановских образа: в "Порыве" - это стремительная, предельная страстность, а в "Вечером" - особая, зачарованная, если можно так выразиться, мечтательность. Оба образа - крайне романтические и глубоко укорененные во всей германской культуре той эпохи - ее поэзии, литературе, живописи. Вспомним тут же и о других типичных чертах музыкального романтизма - о повышенно личностном характере высказывания (все "от первого лица"), об опоре на песенность (т.е. не вообще любую, а специфически немецкую - Lied).

Музыка Шумана интересна и доступна для понимания не только великим музыкантам, но и нам, молодым любителям. Когда я слушаю пьесу "Порыв" исполненную моим ровестником Андреем Бзикадзе в зале Капеллы им.Глинки, невольно вспоминаются некоторые события жизни, когда эмоции выплескивались через край и не возможно сдержать свой порыв.

вторник, 6 апреля 2010 г.

понедельник, 5 апреля 2010 г.

Музыкальный дневник Роберта Шумана



Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительных музыкальных мгновений, которые запечатлели изменчивые душевные состояния человека, его внутренний мир. Каждая музыкальная страница связана с личностью автора.
Меняются настроения, постоянно соприкасаются страсть, порыв и мир грезы, мечты.
Во многом он отразил свойства своей натуры – двойственность.
Наиболее полно только музыка способна передать тонкие нюансы чувств, выразить всю страстность с которой автор рассказал о том, что его волнует.

воскресенье, 4 апреля 2010 г.

Если бы Шуман вел свой интернет-дневник…

суббота, 3 апреля 2010 г.


В честь юбилейного года рядом с домом Роберта Шумана в городе Цвиккау разместили плакат с портретом музыкальной четы – Роберта и Клары.
Для тех, кто хочет побольше узнать о замечательной личности Шумана, музей коллекций предлагает выставку под названием "С тех пор как я его встретил - размышления о Роберте Шумане в искусстве".

Начиная с 1964 года мэр города Цвиккау вручает приз Роберта Шумана, музыкантам, которые популяризируют произведения знаменитого композитора. Чествования призёров проходят в день рождения юбиляра, 8 июня.

В 1956 году был основан Международный конкурс имени Роберта Шумана, посвященный пианистам и певцам. Шуман был известен своими песнями и с 1992 года в Цвиккау проводится Международный песенный конкурс имени Роберта Шумана. Во время конкурса Цвиккау превращается в город певцов.

Читайте также: