Саид из кочхюра биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Саид Кочхюрокий - поэт, чье творчество стало этапным в развитии лезгинской поэзии. Его творческая судьба совпала с тяжелой порой в жизни лезгинского народа. В конце XVIII -начале XIX в. в Южном Дагестане беззакония перешли всякие границы. О справедливости, милосердии говорить не приходилось. Обычным делом стали для правителей, старшин грабежи, воровство, аресты, убийства. За стремление Саида Кочхюрского быть независимым, за отказ служить ему правитель Кюры Сурхай-хан Второй велел ослепить поэта. Это наложило отпечаток на его лирику. Во многих стихотворениях Сурхай-хан упоминается как основной, самый страшный враг. Но при этом поэт не может понять, объяснить, почему сильные мира, власть имущие так жестоки. Ведь у них все есть. Значит, земными делами вершит Аллах. Он предопределяет судьбу каждого. Таким образом, Саид Кочхюрский видит конкретного носителя зла, на себе испытывает его удары.

Приговор мне тупой властелин подписал.
Не ропщу. Богом данным доволен.
Горемыка Саид, теперь нищим ты стал,
Солнца и луны ты лишен теперь.

("Эй, эренлер". Подстрочный перевод наш).

Перед нами мир, который враждебен поэту. Страшно, когда судьба обрекает человека на одиночество. Есть огромный мир, есть односельчане, соседи, родные, но с ними у поэта уже нет связи. Он прикован к постели, и ему становится жутко от мысли, что он зависит от других. Бог его не слышит, люди за его порог не ступают. Так враждебный мир изолирует поэта, запирает его в собственном доме. Это уже мучительней недуга. Яркий пример - стихотворение "Люди":

Когда ты делаешь последний вздох,
Когда во рту твоем засох язык, -
Стенания твои услышит кто?

Впрочем, об одиночестве как следствии враждебности мира человеку поэт говорит и в других стихотворениях ("Колесо мое повернуло вспять", "Другу").
Во многих стихотворениях, трактующих проблему "мир и человек", поэт называет Сурхай-хана по имени. С ним, прежде всего, связано для него зло мира: "О молния", "Прошла. ", "Сурхай-хану", "Колесо мое повернуло вспять", "Не вижу я". А в тех, где он не упоминается, мир не менее жесток: "О, Бог единый", "Люди", "Кому поведать о моем горе, люди?", "Плачет сердце". Выходит, мир враждебен человеку не только потому, что есть ханы.
В стихотворении "Прошла. " поэт, с одной стороны утверждает, что его покарал Бог. С другой, Сурхай-хана называет мучителем.
По логике произведений Саида Кочхюрского хан всего лишь орудие враждебного человеку мира. Почему поэт удивляется положению вещей в мире, самому мироустройству? Очевидно, потому, что оно не согласуется с религиозными установками, в соответствии с которыми люди должны творить добро. На самом деле зла становится больше. Люди словно забыли о своем человеческом призвании. Возможно, за это и обрушиваются на них кары небесные. Это можно понять. Но поэт не виноват ни перед смертными, ни перед богом. И таких, как он, немало. Они-то о своем человеческом призвании не забыли, не погрязли в грехах. Так за что им наказания? За что они расплачиваются, обездоленные? Не оставляет хан в покое села, день и ночь грабит бедняков. Ни правды, ни справедливости! Поэтому в стихотворении "Единый Бог" слышится вопрос: "Бог, что нам за суд устроил ты? ". А вслед за вопросом - проклятия в адрес хана: "Пусть болезнь неизлечимая поразит его". "Будь проклят, беспутный пес" (т. е. хан).
По-разному говорит поэт о трагичности своей судьбы. Вот он обращается к другу, который, отправляясь в Тавриз, не известил его. Почему тот так поступил, поэт не может понять. Но при этом он уверяет друга, что они не потеряют взаимного уважения, что он будет беречь каждое его слово (письмо) как дорогую реликвию. Значит, дружба - великая ценность. Эта мысль и безразличие к богатству позволяют говорить о близости Саида Кочхюрского к философии суфизма.
Общее видение мира Саидом Кочхюрским сказывается и на его любовной лирике. Мир не дал поэту счастья и любви. Для него, охваченного ее высоким пламенем, она становится дополнительным источником мук. Лирический герой - "пленник любви", он только мечтает о соединении с любимой. В стихотворениях поэта о любви главенствует мотив выбора женщиной любимого. И выбор этот не в пользу лирического героя. Ему она предпочитает другого. Здесь источник мучительных переживаний поэта, его боль, тоска. Отсюда и особенность обращения к любимой: это просьба, мольба, стон. В этом плане можно указать ряд стихотворений: "Смуглая девушка", "Любимая, по тебе схожу с ума", "Мольба", "Нурбагар", "В тоске по тебе", "Приходи на свидание", "Моя красавица".
Надо сказать, что в любовных стихотворениях Саида Кочхюрского проявилась нравственная чистота. Для поэта любовь - это честность в отношениях. "Любящая разве идет на обман?" удивленно и с болью спрашивает он в стихотворении "Разбила ты мне сердце, красавица". Порок и любовь несовместимы.
Внимательное прочтение любовных стихотворений поэта позволяет судить о его идеале женщины. Это женщина -жена, которую украшают не внешние черты, а внутреннее благородство. "Любящая и любимая жена - это особое наслаждение, рай; она превыше всех благ мира" ("Красавица").
Нам представляется, что философская и любовная лирика Саида Кочхюрского обогатила лезгинскую поэзию, подняв ее на качественно новую ступень.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок. Саид Кочхюрский.

Цель урока: знакомство с творчеством и жизнью С. Кочхюрского и ее

Отображение в его поэтических произведениях.

лезг. Куьчхуьр Саид

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Род деятельности:

Язык произведений:

hello_html_m7fe54ffe.jpg

1.Ашуг –поэт, который слагает и исполняет свои стихотворения, как песни.

2. Саз – струнный музыкальный инструмент (подобие гитары )

3. Гошма- одиннадцатисложник, строфическая форма в тюркской поэзии.

4. Доколе – до каких пор, сколько времени.

Саид Кочхюрский родился в селении Кочхюр Кюринского округа в 1767 году . Он прожил свою жизнь в нужде. Многие годы батрачил в Ширване [ источник не указан 281 день ] . Саид Кочхюрский выступал против феодального гнета и бесчинства местных ханов.

hello_html_6a627dad.jpg

hello_html_74475cae.jpg

hello_html_680ad0cb.jpg

В то время передвигались на верблюдах.

hello_html_m542d79d8.jpg

Познакомился он и с отдельными здешними ашугами. Саид принимал участие и в устных поэтических состязаниях, которые в те далекие годы были обычным явлением на мусульманском Востоке.

hello_html_m786ba234.jpg

На Родину Саид вернулся уже как сложившийся ашуг. Это было тяжелое время местные феодалы не знали границ произволу и бесчинству. Повинности, налоги борьба ханов друг с другом за расширение своих владений истощали прежде всего горский народ.

Поэт, как сын своего народа выступил против гнета претеснений.

hello_html_m451fdcfb.jpg

hello_html_63d1e182.jpg

Хаса́н-эфенди́ ибн Абдулла́х аль-Алкадари́ — крупнейший ученый-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед

hello_html_bf601a1.jpg

В конце 18 века владетелем Кюры стал Сурхай-хан II . Такого жестокого правителя в этих краях еще не знали. Саид Кочхюрский не мог мерится с его деспотизмом, выступает за свой народ.

hello_html_15df9e49.jpg

Три мысли в нем надо выделить особо:

Мурсал-хан – разрушитель и разоритель.

С ним связана трагедия народа, Родины.

Тяжкая участь самого ашуга.

hello_html_3877477f.jpg

Творчество Саида проникнуто ненавистью к ханам и бекам, любовью к простым людям. Это определило любовь к нему народа.

Добро творите — жизни суть

Сокрыта в этом, знайте люди!

Стезя добра — вернейший путь

Лишь по нему ступайте, люди

Невежество откиньте вы,

И взором мир окиньте вы.

В врага копье да киньте вы,

Дух силой окрыляйте, люди!

Цените разума вы глас.

Поймите стих мой — он для вас.

Для родины свободы час

Всем миром приближайте, люди!

Саида сердце, как очаг,

Горит, чтоб дух ваш не зачах.

Вам лозы в моих стихах

Дарую — принимайте, люди!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 559 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.02.2017 6422
  • DOCX 7 мбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шахмухамед Кизил Нурахмедовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Саид Кочхюрский (лезг. Кьуьчхуьр Саид [1] ; 1767 ( 1767 ) , Кочхюр — 1812 , там же) — лезгинский поэт, ашуг [2] . Писал на лезгинском и азербайджанском языках. Был ослеплён за то, что осмелился поднять голос против жестокого феодального гнёта.

Будь проклят свет, где ты рожден на свет.
Будь проклят свет, где тьма, где правды нет.
Кровавый хан, источник наших бед,
Скажи, докуда нам терпеть, проклятый?
Ты разорил аулы наших гор,
Вверг в ад мужей, а женщин вверг в позор.
Терпеть нам это все до коих пор?
Когда, скажите, грянет час расплаты?


Лезгинский Информационный Портал


Наиболее яркой поэтической фигурой конца XVIII — начала XIX века является поэт Саид из Кочхюра (1767-1812 гг.). Он жил в эпоху, когда в Кюринской долине господствовал казикумухский хан Сурхай II, в годы правления которого усиливается феодальный гнет и народ подвергается жестокой эксплуатации. Дорогой ценой оплачены былые иллюзии. Гнев, тоска, возмущение, отчаяние и горе, многократно усиленные тем, что хан надругался над молодостью его и талантом, звучат в его песнях.

Боль поруганной души выливается у Саида в песню о бедах и ранах родины. Ашуг обрушивает проклятия на экономическую основу всевластия пустоголового ублюдка-палача "Лакская папаха святым колом торчит на черном пути". Кочхю: родина ашуга, подпала под власть лакскогг хана Сурхая. И Саид удручен разорени, обнищанием родного края.

Учиненную над поэтом расправу народ и его певцы, а раньше всех сам Саид, верно оценили как акт социального насилия, произвол хана-чужака, предавшего лезгинскую землю огню и мечу.

Читайте также: