Зодчество московской руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Архитектура . Со второй половины ХIV века Древняя Русь переживает настоящий строительный бум. В разных городах создаются архитектурные ансамбли, соборные и домовые храмы, усиливается светское строительство. Особенно выделяется Москва. С 1366 (или 1367) года начинается строительство каменного кремля вместо деревянного. А уже к 1516 году Московский Кремль принял облик, в основных своих чертах дошедший до наших дней.

В строительстве Кремля участвовали зодчие из Пскова, Новгорода, Твери, Владимиро-Суздальского княжества, а также заезжие, приглашенные мастера, в частности, из Италии. Таким образом, в Московском Кремле слились различные отечественные и иностранные архитектурные школы. Он поистине становится символом объединенного русского государства, а Москва ничем не уступает другим европейским столицам. Новый центр Руси создавался по последнему слову инженерно-строительной техники. На высоком Боровицком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной в виде огромного неприступного треугольника выросла Кремлевская стена высотой от 10 до 17 м с башнями и бойницами, зубцовым завершением.

Совершенно очевидно, что русское зодчество и живопись развиваются по пути усиления декоративности. Усложненность композиций предвосхищают начало нового века, нового этапа в истории русской культуры.

Долгое время Москва была деревянной и из камня сперва стали строить соборы, а потом уже дома и усадьбы. Из-за смутного времени, длившегося пару десятилетий и сопровождавшегося разгромами и пожарами, строений до XV века в Москве почти не осталось. Но мы можем проследить историю московской архитектуры и попробовать понять, почему же именно русское узорочье начали считать русским стилем.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Зодчество было деревянным и каменным. Я предлагаю окунуться в каменный. Москва объединила несколько архитектурных традиций. Одна из них была Суздальско-Владимирская, а другая Псковско-Новгородская.

В русском стиле XII века мы узнаем отголоски романского зодчества:

Раннемосковская архитектура времен Ивана Калиты появилась в те времена, когда у Москва начала богатеть и объединять вокруг себя княжества. Первые каменные храмы построены в Москве в первой трети XIV века. В самой Москве, к сожалению, зданий этого времени не сохранилось, но они являлись продолжением традиций Владимиро-Суздальской архитектуры. После татаро-монгольского нашествия она стала проще, но такой же выверенной и ровной.

Посмотрите на картинку ниже. Кокошников над порталами не было ни во Владимиро-Суздальской, ни в Псковско-Новгородской архитектуре. Возможно, они азиатские, но стали характерными именно для московской архитектуры:

Так выглядел московский стиль того времени.

Перенесемся во времена Дмитрия Донского и его детей. Конец XIV - начало XV века и мы видим очень похожую архитектуру:

В XV веке итальянские мастера привозят на русскую землю архитектуру ренессанса. Кремлевские соборы - Успенский, Архангельский.

Во всех пропорциях - арки, капители, пилястры, сдвоенные арки, композиции из круглых окон и полураковинки под скосами крыши - все из Италии.

Собор Святителя Петра в Петровском монастыре, как и Архангельский собор Московского Кремля, был построен под руководством Алоизио Ламберти да Монтиньяна (Алевиз Новый). Собор идеальный по структуре и подчиняется законам архитектуры Ренессанса.

В XVI веке из Москвы уезжают итальянские мастера и строительство продолжают русские мастера, которые у них учились. Они использовали приемы Ренессанса, хотя немного их упростили.

Это же направление прослеживается и в начале XVII века. Довольно скромно для царской резиденции, и продолжает стиль XVI века.

И вдруг к середине XVII века пошла импровизация.

РУССКОЕ УЗОРОЧЬЕ

Строить массово сооружения из кирпича начали только в середине XVII века. И архитектура того времени очень любопытна, если приглядеться. Например, церковь Георгия в Ендове.

Три окна совершенно разные - одно пошире, другое поуже, третьему места вообще не хватило, поэтому там обрезанная имитация вместо окна. Разные пропорции фронтонов, а сами фронтоны безжалостно разрезают карнизы, что было невозможно ни в одном европейском архитектурном стиле. Ось симметрии первого этажа не совпадает с осью симметрии второго этажа. Это и есть суть русского узорочья - для этого стиля не существовало никаких правил и норм. Сам стиль еще не до конца исследован, но он давал почти абсолютную свободу творчеству без рамок.

Куда делась симметрия? Куда исчезли пропорции?

Считается, что это отражение Смутного времени. Ведь архитектура - это зеркало того, что происходит в обществе, в стране, в мире. 20 лет разорения и пожаров, после которых Москва восстанавливалась, не прошли незаметно. За это время появилось поколение зодчих, у которых не было учителей - они всему учились сами.

Мы смотрим на Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках и видим похожую картину. Здесь романские арки перекликаются с мавританскими узорами, над парными полуколоннами, разделяющими окна, почему-то появляется имитация окна?

То же самое мы видим в Храме Рождества Богородицы в Путинках:

Идет ось симметрии, при этом снизу два окна, а сверху три. В этом нет никакой логики.

Еще один пример - Церковь Всех Святых на Кулишках. После реставрации ее нессиметричность явно подчеркнули. Обратите внимание на окна второго этажа и декоративные элементы.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

И здесь окно не просто разрезает карниз, но и цепляет наличник второго этажа.

Ряд сверху, где кирпичи стоят ребром, называется "поребрик", а над ним бегунок - зигзагообразная линия. Этот прием в Москву приехал из Пскова в XV веке. Причем здесь зигзаг становится то быстрым, то медленным и размеренным.

Заглянув в Церковь Святого Владимира в Старых Садах обнаруживаем ту же картину - архитектор не спланировал окна, чтобы они не задевали друг друга:

Если приглядеться, то у Храма Николая Чудотворца в Пыжах все наличники разные:

И окна со стороны алтаря:

Кстати, белыми храмы стали позже. В XVII веке декор был в синих и зеленых цветах - цветах неба, воды и зелени.

Многие считают, что именно в XVII веке зарождается истинная русская архитектура, потому что наконец-то нет европейского влияния. Хотя на самом деле в этой архитектуре можно считать азиатское влияние. Поэтому сегодня это одна из тем для споров.

Когда в XIX веке встал вопрос, что является русской архитектурой, глаз упал именно на эти кокошники и шатровые колоколенки.

Отсюда пошли цитаты в архитектуре ГУМа и Исторического музея. Там уже все ровно, но детали берутся из узорочья XVII века.

А напоследок покажу еще одну всем известную красавицу - Спасскую башню Московского Кремля.

СПАССКАЯ БАШНЯ

Один из символов нашего города, как оказалось - наполовину итальянка, а на вторую англичанка.

Нижняя часть была построена в 1491 году под руководством итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. У нее не было декора, не было башни и шпиля, она имела четырехгранную форму и была в два раза ниже, ведь итальянцы строили не украшение города, а цитадель - оборонительное сооружение.

В XVI веке во время восстановления Москвы после 20-летнего разорения и пожара, когда у власти уже была династия Романовых, первое что было построено - это верхушка Спасской башни. Причем, верхушку создает шотландский зодчий и инженер Христофор Галовей. Именно он придумал куранты и отчасти русский, отчасти готический облик башни.

Многие и не задумываются, что эти башенки и пинакли - это поздняя, но самая настоящая европейская готика:

Спасская башня интересна еще и тем, что именно на ней были установлены одни из древнейших часов-курантов. У первых курантов не было стрелок. На циферблате было всего 17 часов. Днем стрелка двигалась в одну сторону, а ночью в другую.

Скоро весна и мы обязательно еще прогуляемся по Москве в поисках интересных и неожиданных архитектурных решений.

А в этой прогулке нам помог Александр Иванов — краевед, гид, исследователь и историк Москвы.

Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, ха­рактерных для феодального уклада. Это — жилые дома и хозяйст­венные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и соору­жений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборо­нительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные по­стройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий и сооружений (1).

Первые крупные здания были построены в новой столице еще в конце XIII в.— Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, просуществовавшие сравнительно недолго; через полвека они были заменены новыми сооружениями. При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Сегодня вряд ли можно достоверно реконструировать их облик. Очевидно одно: соборы были белокаменными. С XIV в. восстанавливается каменное зодче­ство на Руси. Период расцвета и становления Московского княже­ства был временем усиленного каменного строительства. Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно де­ревянной Москве наблюдается при Иване Калите: во второй чет­верти XIV в. были возведены Успенский собор (1326—1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-коло­кольня Иоанна Лествичника (1329). Все храмы были выстроены из белого камня, что соответствовало традициям Владимире-Суздаль­ской архитектуры, на которую ориентировались московские зодчие. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спасо-Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лав­ры (1422) во многом перекликаются с владимирской архитектурой XII в. Используются такие характерные особенности, как кубиче­ские объемы, принцип деления стены на три части лопатками, обработка входов порталами. Но появляется и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Ос­новным строительным материалом служит известняк.

Во второй половине XIV в. по велению Дмитрия Донского Московский Кремль укрепляется за счет увеличения длины, коли­чества башен и расширения стен, возведенных из камня. Укрепля­ются и окрестные города, например, Коломна и Серпухов, которые были форпостами Москвы на пути к Золотой Орде (9).

Существенно укрепляли столицу близлежащие монастыри. До­статочно яркую и новую струю в эту архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.). Они решительно изменили конструкцию храма. В основном четверике здания были опущены угловые части, поэтому центральные члене­ния фасадов кажутся приподнятыми. Второй ярус состоит из трех­лопастных арок с крупными кокошниками. В подножье барабана помещены кокошники поменьше. Венчает храм один стройный купол. В результате вся пышно декорированная композиция при­обрела необычайно подвижный, динамичный облик, утратив тяжеловатость, столь характерную для некоторых крупных каменных сооружений прежних лет.

Огромный размах строительства, связанного с возведением кре­постных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV— начала XVI в., способствовал совершенствованию тех­ники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом. Образцом технического мастерства было строительство Успенского собора. Русские мастера начали строить Успенский собор, но секреты строительства подобных сооружений были забыты и недостроенный собор рухнул — фундамент не вы­держал тяжести стен. В Москву был приглашен итальянский архи­тектор Аристотель Фиораванти. Он начал строить в Кремле Успенский собор по образцу древнерусских храмов. В московском Успенском соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный по своей архитектуре, мону­ментальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.

В этот период возводятся также Успенский собор в Коломне и Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и др.

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, обра­зованный ими треугольник хорошо вписывается в рельеф местности. Многочисленные кремлевские башни получили шатровый верх. Они имели фортификационное назначение, но, вместе с тем, выполняли роль триумфальных въездов. На Спасской башне уста­навливаются первые часы — вокруг неподвижной стрелки вращался ярко расписанный циферблат. В постройке стен деятельное участие принимает мастер Ермолин, который нам известен как реставратор собора в Юрьеве-Польском. Позднее на его место приходят италь­янцы — Марко Руффо и Пьетро Солари, которые воздвигают Гра­новитую палату (1487—1491), получившую свое название по облицовке ее фасада граненым камнем. Ее парадный зал, располо­женный во втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опираю­щимися на центральный столп. В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Ва­силия Блаженного. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора — Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общена­родное значение.

XVI в. был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Бе-лозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепост­ные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней деревянные церкви. Конструктивные приемы русских масте­ров были просты и разумны. Уложенные один на другой венцы создавали клеть. Восьмигранные срубы обычно заканчивались шат­ром, который венчала маленькая луковичная главка. Шатровая церковь явилась самым совершенным созданием русской деревян­ной архитектуры (1).

В каменной архитектуре XVI в. искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Новаторской и самобытной конструкцией камен­ных храмов Московской Руси были шатровые покрытия, начало широкого применения которых — середина XVI в. Самым выдаю­щимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском. Построенная в 1532 году по повелению великого князя Василия III в память о рождении долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного, она возвышается на высоком берегу Москвы-реки, как бы господствуя над окружающей природой. Архитектура коломенского храма воплотила в камне славу и мощь русского государства.

Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплени­ем русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Бо­жьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигоро­де, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффек­тивная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развива­ющегося русского национального искусства XVII в.

Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пыш­ности и нарядности получает яркое выражение в украшении мону­ментальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покров­ского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635—1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены двор­ца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).

Для второй половины века типичным становится небольшой храм — пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, гале­реей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.

В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Зла­тоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типич­ный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.

XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несох­ранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.

Исключительным по своеобразной красоте памятником русско­го деревянного зодчества справедливо считается церковь Преобра­жения в Кижах (ок. 1714). Это восьмерик с четырьмя прирубами. На четверике располагается еще два уменьшающихся по высоте восьмерика. Прирубы и ступенчатое покрытие храма увенчиваются ярусами бочек с главками. Одни поднимаются пирамидой к цент­ральной, самой большой главе. Ясность композиции церкви соче­тается с богатством форм (1).

Современные каркасные дома: в чем их основные достоинства и важные особенности?

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы.

Читайте также: