Путь исканий николая ростова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее особое место уделяет описанию жизни своих любимых персонажей: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. Все они ищут свое жизненное предназначение на протяжении всего повествования.

Пьер Безухов, будучи наивным и очень доверчивым человеком, женился на Элен Курагиной, думая о том, что он обрел счастье. Однако жена презирала Пьера и изменяла ему. Он понял, что вся жизнь с ней – обман. Пьер и Элен расстаются, а вскоре героиня умирает. Безухов, имея искренние добрые намерения, пытается найти себя в масонстве, но разочаровывается в нем, потому что понимает, что эта организация бесплодна и пуста, что братья-масоны – лицемеры и любители внешнего пафоса, а не действительных преобразований. Тогда Пьер хочет оказаться на войне, чтобы своими глазами увидеть все действия, чтобы принять в ней участие и быть полезным всему народу. Имея искреннее, но нелепое желание убить Наполеона, Пьер Безухов оказывается в плену, где знакомится с человеком, изменившим его мировоззрение. Платон Каратаев научил Пьера простоте и стремлению к настоящему счастью. Вернувшись домой, Пьер нашел свое счастье в любви и семье: Пьер Безухов связал свою жизнь с Наташей Ростовой.

Жизнерадостная Наташа Ростова в ходе повествования тоже пытается найти себя и свое предназначение. Сначала она пытается обрести себя в любви. Наташа Ростова влюбляется в Андрея Болконского, но не проходит испытание разлукой и влюбляется в Анатоля Курагина. Л.Н. Толстой специально показывает слабости Наташи Ростовой, демонстрируя, что она не идеальный, а обычный человек. Поняв свои ошибки, героиня пытается принести пользу другим людям. Ее характеризует самопожертвование и милосердие. В финале произведения Наташа Ростова, выйдя замуж за Пьера Безухова, находит свой нравственный идеал в любящей семье.

Всю жизнь проводившая время с отцом Марья Болконская полностью отдается благу других людей. Она заботится об отце, забывая даже о себе. Марья Болконская уверена в том, что именно в этом заключается ее предназначение. После смерти отца княжна Марья буквально теряет смысл своей жизни, однако вскоре находит его в любви к Николаю Ростову.

Толстой назвал “Войну и мир” “книгой о прошедшем”. Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье “Войны и мира” первым отдельным изданием завершилось в 1869 году.

Целое десятилетие труда было положено на великую книгу. Роман “Война и мир” представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя

С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ “живого человека”.

“Живого” лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку. Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам. Одной из таких поставленных им проблем была проблема

До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов.

И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова. Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в “мирской” жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной.

Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: “в миру” трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться “монастырь”- масонская ложа. В этом “монастыре” он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил.

Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни. Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость.

Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается “на круги своя”.

Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.

Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое.

В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря – счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом.

В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом.

Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть.

Он понимает, что выход есть, что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя.

И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.

Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви, в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все.

Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России.

Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой.

Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану.

Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает. За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская.

Описание внешности

Старший сын богатого графа Ильи Андреевича Ростова Николай — красивый, улыбчивый, невысокий молодой человек, курчавый, с чёрными волосиками на верхней губе. Выражение его лица оживлённое, открытое, взгляд весёлый и добрый. Таким он предстаёт на первых страницах романа в двадцатилетнем возрасте.

Характер

Николай — студент, но хочет бросить университет и пойти на военную службу, считая это своим призванием, жизненной целью. Он понял, что у него нет способности к дипломатической или чиновничьей службе, поскольку он не может скрывать того, что чувствует. Его не отличает глубина ума, он больше живёт чувствами, сердцем, как его сестра Наташа.

Николай — правдивый, жизнерадостный человек. Как и Наташа, он музыкален, хорошо поёт, танцует, любит охоту.

Отношение к семье

Николай очень уважал отца и мать, дружил с Борисом Друбецким, который с детства воспитывался в их семье, хотя у него была мать, родственница графини. Из всей семьи он больше всего любил Наташу, они были сходны по характеру и темпераменту. А сестру Веру, которая была старше Наташа и Сони и потому часто делала им замечания, Николай недолюбливал, как и все в их семье. Он дал ей обидное прозвище madame Genlis (мадам Жанлис была писательницей, известной своими нравоучительными романами).

В Соню, Николай был влюблён и, первый раз написав стихи, преподнёс их ей. Соня была бесприданницей, но Николаю это было неважно, он хотел в будущем жениться на ней.

Николай Ростов на войне

В 1805 году двадцатилетний Николай бросил учёбу в университете и пошёл служить юнкером в Павлоградский гусарский полк. Его он догнал в Польше и дошёл до крепости Браунау в эрцгерцогстве Австрийском. Николай подружился с эскадронным командиром ротмистром Денисовым, который был известен в кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова.

В дальнейшем Ростов стал храбрым офицером, верным присяге и долгу, достойно вёл себя в военных кампаниях и в Отечественной войне 1812 году.

В Отечественной войне Ростов воевал уже как эскадронный командир. В Бородинском сражении он участия не принимал, так как за несколько дней до него его послали в командировку в Воронеж покупать жеребцов для дивизии. Узнав о Бородинском сражении и о потере Москвы, Николай стал торопиться закончить покупку лошадей и уехал в полк, с которым впоследствии дошёл до Парижа.

Николай Ростов и Марья Болконская: отношения

С княжной Марьей Болконской Ростов познакомился в 1812 году. Он был эскадронным командиром и поехал в Богучарово, надеясь там найти провиант для эскадрона. Там он увидел пьяных мужиков, которые не желали выпускать из имения княжну Марью и не хотели оставлять свои дома и ехать с ней, оставаясь её крепостными. Французы наступали, и были слухи, что мирное население они обижать не будут.

Ростов, узнав, что у беззащитной девушки умер отец, а мужики не выпускают её с маленьким племянником из имения, быстро усмирил бунтовщиков, и княжна Марья уехала из Богучарова.

На Николая кроткая княжна Марья произвела очень приятное впечатление. Он не мог желать себе жены лучше этой девушки, но помнил о своём обещании жениться на Соне.

Когда Ростов был послан в командировку в Воронеж, там была и княжна Марья. В этот раз Николай заметил особенную, нравственную красоту девушки, её лучистый взгляд покорил его. Молодой человек видел богатство её духовных даров, которых сам не имел и которые поэтому высоко ценил (том 4, часть 1, глава 7).

Встретившись с княжной Марьей в Москве, Николай вёл себя сухо, хотя она ему нравилась. Он был, хотя беден, но горд и не хотел жениться на богатой невесте. Княжна Марья поняла, что он стал холоден с ней из-за того, что он беден, а она богата. Княжна призналась ему, что огорчена тем, что он лишает её прежней дружбы, и, заплакав, хотела уйти. Но Николай остановил её, поняв, что и она любит его. Осенью 1814 года он женился на княжне Марье, и они стали жить в Лысых Горах вместе с княгиней Ростовой и Соней. Николай Ростов любил Марью за её чуткость, доброту, а она полюбила в нём не только красивую внешность, весёлый и добрый нрав, но и благородную душу. В конце романа у Ростовых уже трое детей (Андрюша, Наташа, Митя), и они ждут четвёртого ребёнка.

Отношение Николая Ростова к хозяйству

Вывод

Характеристика образа Николая Ростова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: