Зарплата это кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Заработная плата — это материальная форма вознаграждения за труд. Мы расскажем, каковы ее функции и компоненты, на каких принципах она базируется и как организуется.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ , каждый гражданин имеет право получать вознаграждение за свой труд. Заработная плата и есть реализация этого права в материальной форме. Ей посвящена глава 21 Трудового кодекса .

Вознаграждение за труд работника может выражаться и в форме нематериального поощрения (похвал, грамот, медалей, почетных званий). Не стоит забывать и о соцпакете. Но все это вторично. В первую очередь работнику необходима именно зарплата.

В соответствии со статьей 133 ТК РФ , она не может быть меньше законодательно установленной суммы, именуемой МРОТ. Последний, в свою очередь, должен превышать прожиточный минимум.

Функции зарплаты

Любая работа — это часть общественного производства, которое приносит национальный доход. И зарплата — это часть этого дохода, приходящаяся на конкретного трудящегося в соответствии с его личным вкладом и квалификацией.

Кроме выражения данной взаимосвязи, оплата труда работников несет и другие функции:

  1. Стимулирование трудовой активности. Чем больше доход работника зависит от результатов его деятельности, тем выше его мотивация к интенсивному и качественному труду.
  2. Определение цены труда и ее доли в затратах на производство.
  3. Поддержание баланса между квалифицированным трудом и затратами на его оплату. Уровень заработной платы должен соответствовать сложности работы, но не быть убыточным для организации.
  4. Воспроизводство рабочей силы на приемлемом уровне потребления. Заработная плата должна обеспечивать работающим поддержание достойных условий жизни, возможность для восстановления сил и продолжения рода.
  5. Социальное обеспечение. В трудоспособном возрасте человек благодаря доходам от работы может позволить себе пользоваться социальными благами. Отчисления с этих доходов гарантируют ему поддержку в старости.

Размер вознаграждения за работу также во многом определяет статус человека в обществе.

Системы заработной платы

Существуют две крупные схемы организации оплаты труда. Сдельная предполагает вознаграждение за определенный объем работы. Например, в трудовом договоре указано, что за изготовление одного узла рабочий получает 1000 рублей. Если он сделает пять узлов в месяц, то заработает 5000 рублей, если 15 — то 15 000.

При повременной оплата происходит за отработанное время. Дополнительный доход работник может получить при переработках. Они оплачиваются отдельно, в соответствии со статьей 152 ТК РФ .

Оплата труда руководителей в обеих системах занимает особое место. Не всегда ее удается привязать ко времени или объему. Поэтому используются дополнительные показатели:

  • прирост чистой и валовой прибылей;
  • прирост объема производства или продаж;
  • сокращение издержек;
  • личный KPI (показатель достигнутых результатов).

Также оклады топ-менеджеров крупных организаций связывают с количеством подчиненных. Ограничения по суммам, которые может получать руководитель государственного учреждения, устанавливаются законодательно. Это прописано в статье 145 ТК РФ .

Структура заработной платы

Она включает три крупных компонента: фиксированную часть, стимулирующие выплаты и компенсационные доплаты. Что они собой представляют:

  1. Фиксированная часть — это обязательное вознаграждение, не зависящее от результатов работы, которое не может быть ниже МРОТ. Здесь может пониматься должностной оклад или ставка. Первый полагается за отработанный месяц при повременной системе. Ставка же устанавливается за определенный объем работ при сдельной системе. Она может быть как месячной, так и дневной или часовой.
  2. Компенсационные доплаты, как правило, полагаются за труд в специфических условиях (вредных или опасных, в ночное время, на Крайнем Севере и т. п.).
  3. Стимулирующие выплаты могут назначаться при получении предприятием дополнительной прибыли благодаря личному вкладу конкретных работников. Сюда относятся премии и надбавки.

Компенсационная и стимулирующая части вместе составляют переменную компоненту.

Организация оплаты труда

При назначении ставок и окладов руководствоваться нужно рядом социально-экономических принципов. Конституция РФ не допускает какой-либо дискриминации в этой сфере. Дифференциация доходов может быть основана лишь на:

  • сложности труда;
  • требованиях, предъявляемых к квалификации сотрудника;
  • условиях выполнения работы;
  • величине личного вклада каждого;
  • финансовых результатах организаций.

При этом формы и системы должны быть максимально прозрачны и просты для понимания каждого работающего. Важно, чтобы заработная плата регулярно индексировалась и не обесценивалась под действием инфляции.

Фонд зарплаты позволяет оценить, какую долю эти расходы составляют в общей структуре издержек производства. При этом доходы трудящихся не могут расти быстрее производительности.


Человек, живущий в обществе, трудится и получает заработную плату. От труда зависит, какими благами и в каком объеме пользуется человек. Как правило, умный, умеющий организовать свой труд человек, живет лучше, чем ленивый и равнодушный. Координируя трудовую деятельность, вкладывая больший или меньший труд, человек корректирует заработную плату, а вместе с ней и свое благосостояние. Заработная плата — ключевой источник благосостояния работника.

Что такое заработная плата? Заработная плата – денежная выплата, производимая работодателем за выполненный работником труд.

Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд, выраженная в деньгах.

При приеме на работу работнику устанавливается размер заработной платы, он подтверждается документально. В качестве документа может выступать коллективный договор, трудовой договор с конкретным работником, другой официальный документ или его копия, заверенная работодателем.

Размер заработной платы устанавливается в зависимости от квалификации работника, наличия опыта, объема выполняемой работы, условий труда. Каждый работник знает, что заработная плата – это постоянная денежная выплата, которую производит работодатель за исполнение прямых трудовых обязанностей.

К заработной плате также относятся доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Например, работа в условиях Крайнего Севера или на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению. К заработной плате приравнены регулярные премии, поощрительные выплаты.

Заработная плата не может быть ниже определенной нормы. Минимальный (наименьший) размер заработной платы действует одновременно на всей территории Российской Федерации, он устанавливается Федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения..

Заработная плата подразделяется на начисленную (причитающуюся работнику за его труд) и выплаченную (полученную на руки) после вычита налогов. Начисляет заработную плату, как правило, бухгалтер в организации, в которой трудится работник.

Заработная плата во многом зависит от состояния экономики, от квалификации рабочей силы, от уровня, стабильности и перспективности производства, от спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, уровня техники и технологий, и других факторов.

Основными формами заработной платы являются повременная заработная плата и сдельная.

Повременная заработная плата – это форма оплаты труда, при которой размер заработной платы зависит от количества отработанного времени, квалификации работника и качества труда. Применяется на работах, на которых не могут быть установлены нормы выработки, или внедрять их нецелесообразно. Для руководящих, инженерно-технических работников и служащих повременная заработная плата устанавливается в форме системы окладов (должностных окладов), а для рабочих — в форме тарифной системы.

Сдельная заработная плата – это такая форма оплаты труда, при которой работник получает денежную выплату в соответствии с количеством и качеством выработанной им продукции или выполненной работы. То есть работник получает деньги за то, сколько и чего конкретно сделал.

Основной документ, регулирующий трудовые отношения между работодателем и работником — Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой кодекс — это перечень законов, которые обязаны соблюдать и служащие государственных и муниципальных учреждений и работники коммерческих фирм.

Вывод: заработная плата — это установленное соглашением сторон (не ниже государственного минимума) регулярное вознаграждение работника, которое работодатель должен выплачивать ему за сделанную работу по трудовому договору. Выплата производится по заранее введенным расценкам, нормам, тарифам в соответствии с количеством и качеством затраченного работником труда.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме.

Методы: частично-поисковые, объяснительно иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии: применение стратегий развития критического мышления.

  • листы ватмана;
  • маркеры;
  • пословицы;
  • экономические тексты;
  • “монетки”;
  • таблички с темой урока;
  • магнитофонная запись для физкультминутки.

План урока:

1. Организационный момент – 3 мин.
2. Введение в тему урока – 10 мин.

3. Работа над темой урока – 15 мин.

Работа с пословицами

4. Физкультминутка – 2 мин.
5. Закрепление новых знаний – 7 мин.
6. Рефлексия – 8 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, давайте вспомним все добрые слова, которые начинаются на букву “П”.

Дети. Папа, подарок, помощник, предприниматель и т.д.

Учитель. Замечательно, и сегодня на нашем уроке я выбираю помощника, который за каждый правильный ответ будет выдавать монетку.

Выбирается самый слабый ученик класса с целью повысить его значимость в глазах у ребят.

II. Введение в тему урока

Учитель. Наш урок экономики мы обычно начинаем с “экономического хоккея”, назовите, пожалуйста, все экономические понятия, которые вы знаете на букву “П”

Дети. Прибыль, предприятие, производитель и т.д.

Учитель. Да, ребята, вы правы. Я прошу помощника наградить ребят за ответы.

Учитель. Вы назвали очень важные экономические понятия, а сейчас, разбившись на группы, вы составите кластеры с этими ключевыми словами.

1 группа. Предприниматель

2 группа. Предприятие

3 группа. Производитель

Каждая группа защищает свой кластер.

III. Работа над темой урока

Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на доску. Прочитайте пословицу, которой пользуются японские предприниматели:

Овтсеч акьле цяавр пе

Тёдйир пама сьлы бирпа

(Первая цель качество, а прибыль сама придет)

  1. Веди честную и равную борьбу.
  2. Не обманывай клиентов.
  3. Все рукотворное должно быть качественным.

Пока ребята расшифровывают японскую пословицу, учитель прикрепляет на доску пословицы, которые помогут ответить на поставленные вопросы.

  1. На скорую ручку – комком да в кучку.
  2. Хорошая работа два века живет.
  3. Количеством взял, да качеством смял.
  4. Хорошему делу – красная цена.
  5. Какова пряха – такова и рубаха.
  6. Авось да как-нибудь до добра не доведут.
  7. Каково волокно, таково и полотно.

Учитель вывешивает на доску таблички.

Ребята, как вы думаете, чему все это равно?

Дети. Повышению зарплаты!

Учитель. Вы вывели тему урока ЗАРПЛАТА.

IV. Физкультминутка (под песню группы ABBA “Money”)

V. Закрепление новых знаний

Учитель. Что вы можете сказать об этом экономическом понятии?

Дети. Зарплата бывает маленькая, большая и т.д.

Учитель. А какая еще бывает зарплата вы узнаете, прочитав текст с пометами.

Учащиеся читают текст. (Книга “Я познаю мир” Экономика. Стр. 270)

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель. Много нового и интересного вы узнали сегодня на уроке, но для чего выдавал монетки мой помощник?

Дети. Он выдавал зарплату!

Учитель. Посчитайте у кого наибольшее количество монеток – у того и самая высокая зарплата за урок!

Читайте также: