Спор сенсуалистов рационалистов и агностиков о природе познания кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

Методические рекомендации

Философия человека или философская антропология XX века продолжает поиск подлинности человека. В результате споров представителей различных философских школ современности сегодня человек рассматривается как венец природы, которому нет равных. Он уникален и универсален. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее.

На уровне здравого смысла мы понимаем материальный мир как то, что можно увидеть, ощутить, потрогать, если не руками, то с помощью приборов, как то, что существует объективно, то есть независимо от нас. Если сознание - это не материя, можно ли сказать, что сознание нереально и субъективно, что оно существует вне пространства и времени?

Основные философские направления пытаются понять сознание. Первым путем пошел материализм, точнее, материалистический детерминизм и редукционизм. Под материализмом, как уже говорилось, понимается философская позиция, согласно которой материя первична, а сознание вторично: оно есть порождение высокоорганизованной материальной системы — человеческого мозга. Развитые формы материализма, например, марксизм, добавляют к этому еще одну важную линию причинной зависимости и объяснения сознания — наличие общественной жизни и трудовой деятельности с помощью орудий труда. Но очень часто люди, которые подходят к проблеме сознания с позиций физиологии высшей нервной деятельности или компьютерного моделирования, ограничиваются лабораторной моделью работы мозга или компьютера.

В нашем сознании множество таких вещей, о которых мы вообще ничего не знаем, не хотим знать, не можем знать, даже если хотим. Это точка зрения Зигмунда Фрейда. Его учение о бессознательном, о соотношении Сверх-Я, Я и Оно в структуре личности в свое время шокировало философскую и научную об­щественность, а сейчас стало общим местом.

Подведем некоторые итоги, которые, однако, никак не могут быть окончательными.

Где-то внутри этой ограды существуют субъективность, са­мосознание, память, рациональное мышление, аффекты, бессоз­нательное, свобода воли, моральная ответственность, творчество новых вещей, текстов и смыслов. Сознание всегда направлено на что-то, что не есть оно само, это знание о чем-то, осознание каких-то свойств и отношений. Список можно продолжать. Правы авторы оксфордского словаря: сознание успешно сопротивляется попыткам его определить!

Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозиро­вать ход эволюции человечества на большие промежутки времени. Более то­го, важнейшую роль в деятельности человека играет процесс познания окру­жающего мира.

Наука имеет дело с самым достоверным знанием. Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение. Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией и методами. Научная деятельность не выключает исследование из сферы этики.

Вопросы для самоконтроля

2. Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание, сознательное и бессознательное?

3. В чем заключаются принципиальные различия материализма и идеализма о природе сознания?

4. Какова роль языка в формировании и развитии сознания?

5. Как связаны между собой теория и практика?

6. Что такое научная картина мира? Где и когда появилась первая научная картина мира?

7. Когда появилась эйнштейновская картина мира? Что для нее характерно?

8. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании?

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

Методические рекомендации

Философия человека или философская антропология XX века продолжает поиск подлинности человека. В результате споров представителей различных философских школ современности сегодня человек рассматривается как венец природы, которому нет равных. Он уникален и универсален. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее.

На уровне здравого смысла мы понимаем материальный мир как то, что можно увидеть, ощутить, потрогать, если не руками, то с помощью приборов, как то, что существует объективно, то есть независимо от нас. Если сознание - это не материя, можно ли сказать, что сознание нереально и субъективно, что оно существует вне пространства и времени?

Основные философские направления пытаются понять сознание. Первым путем пошел материализм, точнее, материалистический детерминизм и редукционизм. Под материализмом, как уже говорилось, понимается философская позиция, согласно которой материя первична, а сознание вторично: оно есть порождение высокоорганизованной материальной системы — человеческого мозга. Развитые формы материализма, например, марксизм, добавляют к этому еще одну важную линию причинной зависимости и объяснения сознания — наличие общественной жизни и трудовой деятельности с помощью орудий труда. Но очень часто люди, которые подходят к проблеме сознания с позиций физиологии высшей нервной деятельности или компьютерного моделирования, ограничиваются лабораторной моделью работы мозга или компьютера.

В нашем сознании множество таких вещей, о которых мы вообще ничего не знаем, не хотим знать, не можем знать, даже если хотим. Это точка зрения Зигмунда Фрейда. Его учение о бессознательном, о соотношении Сверх-Я, Я и Оно в структуре личности в свое время шокировало философскую и научную об­щественность, а сейчас стало общим местом.

Подведем некоторые итоги, которые, однако, никак не могут быть окончательными.

Где-то внутри этой ограды существуют субъективность, са­мосознание, память, рациональное мышление, аффекты, бессоз­нательное, свобода воли, моральная ответственность, творчество новых вещей, текстов и смыслов. Сознание всегда направлено на что-то, что не есть оно само, это знание о чем-то, осознание каких-то свойств и отношений. Список можно продолжать. Правы авторы оксфордского словаря: сознание успешно сопротивляется попыткам его определить!

Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозиро­вать ход эволюции человечества на большие промежутки времени. Более то­го, важнейшую роль в деятельности человека играет процесс познания окру­жающего мира.

Наука имеет дело с самым достоверным знанием. Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение. Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией и методами. Научная деятельность не выключает исследование из сферы этики.

Вопросы для самоконтроля

2. Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание, сознательное и бессознательное?

3. В чем заключаются принципиальные различия материализма и идеализма о природе сознания?

4. Какова роль языка в формировании и развитии сознания?

5. Как связаны между собой теория и практика?

6. Что такое научная картина мира? Где и когда появилась первая научная картина мира?

7. Когда появилась эйнштейновская картина мира? Что для нее характерно?

8. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании?


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Я расшифрую, что точно знаю. Агностик - не склонен ни к религиозной, ни к научной версии мироздания. Он допускает и то, и то, но нет доказательств, поэтому только допускает. Считает духовность научнонепознаваемой

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Особенность человеческого познания — его осознанность. Осознание присуще только человеку.

При анализе процесса познания в его структуре выделяются два главных элемента: субъект и объект познания.

Субъект познания – это активный элемент познавательного процесса, источник познавательной активности, тот, кто осуществляет процесс познания. В качестве субъекта познания может выступать отдельный человек. Субъектом познания может быть коллектив (например, работники НИИ), но в самом широком смысле слова субъектом познания является общество в целом, поскольку именно оно хранит знания, полученные разными людьми или коллективами и передает их последующим поколениям.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. В самом общем понимании объектом познания является окружающий человека мир, но в действительности объект познания составляет только часть реальности, это та часть мира, с которой субъект познания вступил в практически-познавательные отношения.

Сенсуалисты и рационалисты о природе познания:

1.Сенсуализм(от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Томас Гоббс и Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

2.Рационализм(от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Представители: Парменид, а в XVII—XVIII вв. Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Вопрос 3. Понятие истины, виды, критерий истины.

Аристотель дал классическое определение истины – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истина — это знание, соответствующее действительности.

Виды истины:

Абсолютная истина -

• это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах;

• это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.);

2.Объективная истина –это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира.

3.Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания.

Заблуждение - непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту.

Заблуждения необходимо отличать от:

- ошибки (результат неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);

- лжи (сознательное, преднамеренное искажение действительности, преднамеренное распространение заведомо не­верных представлений).

Отделение истины от заблуждения невозможно без ре­шения вопроса о том, что является критерием истины.

Наиболее общим критерием истинности знания является практика, понимаемая как общественно-историческая деятельность людей.

Предлагаются и другие критерии истинности:

· Формально-логический критерий. Логика.

· Аксиологический критерий, т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.

Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Философия.doc

Философия Нового времени.

Философия Нового времени. Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).

Философия и история.

Список использованной литературы

1. Философия Нового времени 4

2. Спор сенсуалистов и рационалистов 6

3. Субъективный идеализм и агностицизм Нового времени 10

4. Немецкая классическая философия 12

5. Немецкий материализм и диалектика 16

6. Философские концепции исторического развития 18

7. Русская философия об исторической самобытности России 21

8. Западники и славянофилы о русской истории 23

1. Философия Нового времени

Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница.

Философия Нового времени открывает, следующий период в развитии философской мысли, в котором начинается разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма. Эти факты связаны с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Также в эту эпоху происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики, меняется сознание людей и мировоззрение в целом, бурно развивается наука, прежде всего экспериментально- математическое естествознание. Этот период еще называют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества, при этом главенствующее место в науке занимала механика. Мыслители именно в механике видели ключ к тайнам всего мироздания, и поэтому применение механистического метода привело к поразительному прогрессу. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона (1643 – 1727). В его воззрениях механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Однако величайший ученый рассматривал свою научную работу в религиозном аспекте.

Философия Нового времени своим развитием обязана также углубленному изучению природы и все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.

Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы философии.

2. Спор сенсуалистов и рационалистов

Наступившее после Возрождения Новое время продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности определило духовный облик эпохи, найдя выражение в философских системах английского мыслителя Френсиса Бэкона и французского ученого и философа Рене Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методологическая проблематика.

Попытки решения этой проблемы предпринимались в рамках двух противоположных теорий познания – эмпирической и рационалистической.

Первая в качестве основы и источника наших истинных знаний, берет данные чувственных восприятий, вторая, рационалистическая, исходит из того, что, используя определенные мыслительные (логические) процедуры, при помощи одного только разума, мы можем достичь истины.

Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент.

Главные заслуги Френсиса Бэкона в решении гносеологических вопросов заключаются:

Во-первых, эта разработка проблемы истинных методов познания, среди которых главными являются наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.

Рационализм – направления философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Рационалистический вариант решения гносеологических проблем, вставших на повестку дня в философии Нового времени, был предложен Декартом.

Читайте также: