Сад земных наслаждений иеронима босха кратко

Обновлено: 05.07.2024

Среди художников, творчество которых полно загадочных символов и несет в себе явный философский смысл, Иероним Босх, на мой взгляд, самый интересный. Перед каждым его полотном можно стоять часами, разглядывая мельчайшие детали и картину в целом. Здесь нет фактически ни одного квадратного сантиметра, который не имел бы своего тайного смысла.

"Садом земных наслаждений" этот триптих назвал не автор, а искусствоведы. Что там думал сам Босх о названии, никто не знает. Произведение состоит из двух вертикальных створок и центральной квадратной части. Рассматривая его слева направо, видим в левой створке изображение рая, в центральной - всевозможные радости плоти, собственно, земную жизнь, которую люди прожигают в свое удовольствие, правая створка посвящена теме ада, притом ее назвали "Музыкальным Адом" из-за обилия музыкальных инструментов в самых причудливых сочетаниях.

Если закрыть створки, то виден прозрачный шар, внутри которого только что сотворенная Земля, но без людей и животных. Это показаны первые три дня сотворения мира. Все вместе образует впечатляющую картину рождения, жизни и смерти.

Триптих Босха - художественное изложение библейской книги Бытия и измышлений средневековых богословов об аде. Произведение пронизано морализаторским смыслом и, мне кажется, призвано передать мысль о том, что человеческие мечты о счастье как царстве чувственных наслаждений ведут прямиком в ад. То есть это произведение религиозно-этического толка.

На втором плане в центре левой створки стоит Фонтан жизни, напоминающий мне то ли скелет членистоногого, то ли в миллион раз увеличенную смертоносную бациллу. В любом случае фонтан выглядит подозрительно. Напряжение нарастает, когда в черном круге в фонтане замечаешь черную же сову. Что это за таинственная черная дыра в раю (!), да еще и с выглядывающей из нее зловещей ночной птицей?

Вероятно, Босх вложил в эту деталь какой-то символический смысл (можно только гадать о нем), а может, просто, по своему обыкновению, даже в безмятежную картину рая внес толику мрачности. Ведь этот рай будет скоро потерян, раз Ева уже тут, да еще и с таким предвкушающим видом.

Центральная часть триптиха, собственно, и дала название всему произведению. Тут изображено большое количество обнаженных людей, резвящихся на природе в компании огромных птиц и ягод, притом их развлечения выглядят довольно странно и предосудительно. Благопристойностью тут и не пахнет. Каждая деталь говорит о бурной эротической фантазии Босха.

Художник жил в такие времена, когда радости тела однозначно осуждались как церковью, так и общественным мнением, хотя все с удовольствием им предавались, но более-менее скрытно. А тут, демонстрируя голых людей в самых двусмысленных ситуациях, Босх рисует картину освобожденного желания. Это как бы рай, но такой, который прямиком ведет в ад.

Некоторые люди находятся в прозрачных пузырях, у некоторых пузыри надеты на головы - это символ хрупкой, эфемерной защищенности. Поразительно красиво и реалистично написанные огромные птицы, как считается, символизируют здесь человеческие пороки. И опять видим сову и, кстати, селезня, который тоже фигурировал в левой створке.

В верхней части центральной картины изображен бассейн, вокруг которого кружатся странные животные и всадники, сидящие на экзотических существах. Этакий круговорот жизни. При этом движение идет против часовой стрелки, как у знаков Зодиака.

Центральный образ - Меланхоличное чудовище, странное существо со спокойным, умным, несколько ироничным лицом мужчины. Есть версия, что это автопортрет самого Босха. Вполне. Хотя сходство с другими его изображениями не однозначное. Это странное дерево-яйцо с человеческой головой символизирует грех пьянства. Мда, чего только не привидится в пьяном бреду.

Справа сидит на высоком стуле Птицеголовый монстр. Это образ самого Дьявола, который пожирает людей и тут же испражняется ими. Одновременно это чудище можно ассоциировать с Хроносом - образом безжалостного времени в греческой мифологии.

То, что Босх, как и положено человеку Возрождения, насытил свое произведение не только христианскими идеями, но и отсылками к античным образам, совершенно нормально. К тому же буйство его фантазии не знало границ, он просто черпал из своего сознания и подсознания все, что там находил, и соединял причудливым образом.

Главная философская мысль, которую Иероним Босх хотел выразить в этом произведении, мне кажется - все там будем ! Рай мы потеряли, так что наслаждайся, не наслаждайся своей жалкой жизнью - умрешь все равно. И - вот оно, что нас ждет. См. правую створку.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Более подробно о картине Иеронима Босха также читайте в статье “Самая фантастическая картина Средневековья”.

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха” .

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

Также о Босхе читайте в статьях:

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Ссылка на бесплатный курс

Продолжение следует

Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха?

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Сюжет поражает многообразием деталей, невероятных предметов и существ. Изображенные герои, словно ожившие галлюцинации, будоражат воображение.

В левой части триптиха представлен рай. В Эдемском саду нарисован Бог, подводящий Еву к Адаму, реальные и мифические животные, а также, все то сущее на земле, что создал Творец.

Правая часть символизирует ад. Там Босх изобразил самые страшные свои фантазии – машины пыток, ужасных чудовищ, всевозможные людские страдания.

В центральной части развернулось пространство, которое называют садом земных наслаждений. Именно там разворачивается основное действо. Полотно буквально кишит обнаженными фигурами людей, которые всячески наслаждаются и развлекаются. Поедают огромные фрукты и ягоды, резвятся с животными, купаются в воде и предаются плотским утехам. Босх словно выплеснул на картину все самое неприглядное и грязное, что таится в человеческом подсознании. В этом смысле живописец может считаться первым сюрреалистом.

Но большинство искусствоведов полагает, что центральная часть композиции изображает земную человеческую жизнь во всей ее греховной мерзости. Художник словно развертывает историю человечества от дня создания до Апокалипсиса. Люди жили в раю, а потом были оттуда изгнаны из-за своего грехопадения. Но изгнание их ничему не научило, они продолжают жить в грехе, падая все ниже и ниже. Так все человечество окажется в аду, где их ждут бесконечные страдания. Босх пытался образумить людей, вернуть их на путь святости и аскетизма, обнажив греховную человеческую природу во всей неприглядности.


Шедевры мирового искусства

История картины.

Техника написания.

Босх одним из первых стал писать произведения в технике la prima, то есть нанося масло одним слоем, а не так, как делали все: накладывая в несколько толстых слоев и дожидаясь, пока каждый из них просохнет.

Толкование и смысл.

Множество философов, нумерологов и других ученых пытались найти скрытое послание в произведении, хотели различить среди персонажей знаки, цифры или символы. Но единого верного толкования картины нет, и все, что мы сейчас знаем – лишь гипотезы. Например, по теории Ханса Бельтинга, Босх писал эту картину на заказ, и покупатель попросил специально создать триптих-ребус, чтобы развлекать гостей. А исследователь Дирк Бакс утверждает, что триптих создавался для церкви. Он предположил, что животные, плоды и кораллы, согласно голландской культуре, символизируют половые органы, а люди, разъезжающие на животных в центре триптиха, означают похоть и разврат, так как понятие верховой езды в те времена олицетворяло половой акт. А кто-то и вовсе считает, что Иероним состоял в секте адамитов, которая проповедовала свободу сексуальных отношений – именно поэтому все герои на картине обнаженные.

Что изображено?

Между левой створкой, на которой показан Эдемский сад, и между правой, на которой располагается адское пекло, изображен сам сад Наслаждений – это земной мир. Тема греха объединяет триптих, ведь это было и всегда будет актуально: люди боятся наказания за свои поступки и все равно грешат. Картина противоречива и контрастна: здесь сочетается что-то похотливое и благое, что-то прекрасное и ужасающее, что-то возвышенное и приземленное. Каждый найдет в ней что-то свое.

Эдемский сад.

  • В середине левой створки расположен прекрасный фонтан жизни, внутри которого сидит сова – символ тьмы и неразумности. Многие предполагают, что это противоречивое сочетание намекает на нашу греховность.
  • Во времена Босха утки считались грязными и низкими тварями, но и им нашлось место в саду – стая уток плавает возле фонтана вместе с лебедем, считающемся благородной и царственной птицей. Возможно, они воплощают идею того, что и у возвышенного, и у земного, единое начало.
  • На первом плане находится Господь, представляющий удивленному Адаму Еву, а кролики, бегающие рядом, символизируют размножение.
  • Вокруг, вопреки библейским законам о мире и согласии среди животных, находятся хищники, обедающие своими жертвами.


Однако Адам и Ева нарушили правила Эдемского сада, а за все приходится платить. В противопоставление райскому месту на правой створке находится совершенно противоположный сюжет – кровожадное, темное и жестокое пекло. Эту створку еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища издеваются над согрешившими. О некоторых элементах:

  • Целующаяся свинья в монашеском головном уборе – явный иронический намек на католическую церковь, чью жадность Иероним неоднократно критиковал в своих картинах.
  • Коньки, возможно олицетворяющие средневековые представления о том, что нижний круг ада – замерзшее озеро.
  • Лестниц на картине множество, и символизируют они стремление к высшему, к познанию – а это чревато грехопадением.

Сад наслаждений.

Центральная часть

Центральная часть – самая детализированная, считается, что на ней и изображен сад наслаждений или же земной мир, в котором люди уже обречены на мучения и радуются в последний раз. Однако есть мнение о том, что на ней показаны создания, которых еще не успели изгнать из рая.

Давайте попытаемся разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые, возможно, вложил в них Иероним Босх.

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.

2. Адам и Ева

Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.

4. Утки-лебеди

5. Птицы

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.

Центральная часть

1. Голые и смешные

Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

2. Ягоды

3. Фонтан вечной молодости

4. Круг зверей

5. Пернатое Зло

6. Прозрачная сфера

7. Критика духовенства

8. Рыба

Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

2. Птицеголовый монстр

Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.

3. Музыкальный ад

4. Тройка, семерка, туз

Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.

5. Задницы

6. Лестницы

7. Ножи

8. Свинья

Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.

9. Коньки

Читайте также: