История деда каширина из повести детство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы все в школе читали автобиографическую повесть Максима Горького под названием "Детство". Исходя из её описания, дед писателя был очень властным, алчным и вспыльчивым человеком, который был не прочь даже избивать своих детей. Хорошо, что в то время органов опеки не было, а то Василию Васильевичу несладко бы пришлось!

В общем, все в доме дедушки, в том числе и дети, только и делали, что враждовали между собой. Там царила атмосфера зависти и злобы, в центре которой стоял дед, показанный как сугубо отрицательный, но весьма неоднозначный персонаж.

Из истории матери писателя мы знаем, что она вышла замуж самокруткой, поэтому дед писателя возненавидел её и не давал приданого, а также был причиной постоянных драк между его сыновьями - Михаилом и Яковом.

Но таким ли на самом деле был Василий Каширин, каким Алексей Пешков - таково настоящее имя писателя - выставил его в своей повести? Давайте разберёмся. Вот перед Вами фотография Василия Каширина и его супруги - Акулины Ивановны, любящей бабушки Максима Горького:

Как мы видим, фото уже разнится с тем описанием, какое даёт писатель в своей повести. Таким в романе предстаёт пред нами Василий Каширин:

А такой - бабушка Акулина Ивановна:

". бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная. "

Когда я слышу слово "автобиография", то сразу представляю себе официальные данные, правдивый рассказ о судьбах тех людей, которых мы в ней затрагиваем. Но ожидания не равны тому, что мы зачастую наблюдаем в реальности.

Вот как биография Василия Каширина выглядит на сайте Нижегородского Некрополя, где и был похоронен дед знаменитого писателя:

"Василий Васильевич Каширин родился 16 (28) января 1807 года в городе Балахне, в бедной многодетной семье. Именно здесь род Кошириных (именно так писалась фамилия во всех документах ХVIII – XIX веков) имеет древние корни.

Составителем биографии знаменитого писателя и его близких был нижегородец Евгений Позднин, кандидат филологических наук. Он провёл своё исследование рода Кошириных по документам Центрального архива Нижегородской области.

Основателем рода, по мнению Е.Н. Позднина, является мещанин Василий Назарович Коширин, который значится по 4-й Ревизской сказке купцов и мещан города Балахны. Умер он в 1766 г. в глубокой старости (за 83 года), оставив трех сыновей – Ивана, Степана и Дмитрия. У старшего, женившегося на Авдотье Федоровне Барминой, было два сына – Петр и Данило. В этой семье и родился в 1771 г. Василий Данилович – прадед М. Горького.

Родители его жили в старом посаде, в приходе Козьмодемьянской церкви в доме, доставшемся Даниле Ивановичу от отца. Но Василий в возрасте 15 лет со своими братом и сестрой (старшая сестра была уже замужем) остались сиротами, бедствовали, лишились отчего дома.

В 1795 году Василий Данилович, находясь на городской службе в должности посыльного у купеческого старосты, женился на купеческой дочери Ульяне Максимовне Бебениной и поселился в доме ее отца, который достался ей как единственной дочери после смерти родителя, не дожившего до ее свадьбы. Оставшись без родительской поддержки, супруги бедствовали, занимали.

В 1804 г. Василий Данилович был арестован в Астрахани за бродяжничество и отсутствия у него паспорта. На родине за ним числилось немало долгов, уплату которых по решению городового магистрата должно было взять на себя мещанское общество.

В отработку долгов В.Д. Коширин был отдан в работники на 10 лет одному из мещан. Осенью 1806 г. за два месяца до рождения сына Василия в возрасте 35 лет он был призван в рекруты, домой он больше не вернулся.

Но вернёмся к судьбе его сына, также названного Василием. Известно, что где-то в 1806 году его отца сдали в солдаты, где тот и сгинул на полях сражений с Наполеоном.

Оставшаяся вдовой с 4 детьми Ульяна (мать Василия) вынуждена была заняться предпринимательской деятельностью: плела кружева, пекла калачи и варила пиво на продажу.

И тут в какой-то степени Василий Каширин повторил судьбу своего отца - после окончания церковно-приходской школы и Нижегородского уездного училища также ходил по Волге бурлаком. Вот как красочно писатель рассказывает об этом в своей повести "Детство":

Василия Каширина-младшего приняли в бурлацкую артель, которую возглавлял Яков Максимович Долгополов, приходившийся ему дальним родственником (его отец, Максим Михайлович, был мужем сестры бабушки Василия по отцу).

В 1831 году построенный им дом украшал в Балахне улицу Никитскую. В том же году Василий Васильевич женится на Акулине Ивановне, в девичестве Муратовой (в метрических книгах имя женщины писалось как Акилина).

В Спасоприображенской церкви (в настоящее время не существует), которая располагалась как раз на Никитиной улице, 18 января (по ст. стилю) 1831 г. состоялось их бракосочетание.

Примечательно, что на свадьбе среди поручителей (сейчас называют – свидетели) присутствовал нижегородский цеховой. Уже тогда дед Василий был связан с ремесленниками Н. Новгорода.

Ему всего 24 года, а он уже занимает почётную должность сначала писца в Думе, а затем и рассыльного. В те времена – почти поголовной неграмотности – Каширин и его работа вызывали у окружающих безусловное уважение.

Убранство Дома Кашириных:

В этот-то дом в гости к сестре и стал частенько из Балахны наведываться Василий с женой Акулиной и матерью Ульяной. Его, кроме всего прочего, интересовала красильня Можаровых, но не как таковая, а как способ, дающий возможность обучиться красильному делу.

После смерти мужа (1840), последовавшей от чахотки, Надежда Васильевна пригласила к себе в дом брата – за хозяина. Он согласился. И стал жить с тех пор на два дома: сам в Нижнем Новгороде, семья в Балахне. Настойчивый и упрямый, он досконально изучает красильное дело, мечтая посредством него стать богатым.

Вскоре Каширин перевёз семью (жену и четверых детей) в дом Надежды. В 1844 у Василия рождается ещё одна дочь – Варвара. И кажется, что всё хорошо. Но нет.

Ни с того, ни с сего вдруг заболела Надежда. У нее оказалась чахотка. Сначала она пересиливала болезнь, крепилась и старалась работать, но потом совсем ослабела и слегла. В 1845 году её не стало. Остался после её смерти сиротой малолетний сынишка Павел.

Сделавшись опекуном Павла, Василий Каширин-младший фактически стал хозяином дома и красильни. Дела пошли в гору. Заказов полным-полно. Только успевай, поворачивайся. В те годы крашение нужно было всем. И купцы отдавали подновить старые вещи, и крестьяне желали сделать яркими домотканые холсты.

Для Каширина наступила полоса везения. А тут ещё через замужество своей старшей дочери Натальи он породнился со старшиной красильного цеха Тимофеем Базановым, тем самым обеспечив себе поддержку ремесленной управы и выгодное распределение заказов.

Кстати сказать, в Нижнем Новгороде Базанов был единственным художником-академиком. Каширин очень гордился таким родством. Зять же, со своей стороны, помогал тестю подбирать краски для мехов и делал рисунки, в соответствии с которыми окрашивались в каширинской мастерской ткани.

В январе 1852 года Василий Васильевич окончательно покупает дом на Успенском (ныне Почтовом) съезде. Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему большую прибыль. Ведь Каширин красил тогда холсты и сукно для армии. Заказы были крупными, и работа кипела.

Кроме того, Василий Васильевич, как истый патриот России, и, конечно же, хитрый и умный человек, организовал сбор средств в помощь армии. Всё удалось, и он был награждён царём кафтаном с позументом (отличительной золотой тесьмой) и шляпой с пером. Каширин в то время - уже старшина цеха, один из состоятельных людей Нижнего Новгорода.

В том году было всего шестеро гласных: купцы И.И. и П.В.Вяхиревы, И.С.Кварталов, Я.Г.Панкратов, мещанин Е.Ф.Баташев и вечно цеховой В.В.Каширин. (Пояснение: к вечно цеховым относились те цеховые, которые подтвердили многолетнее своё мастерство и имели мастерские с наемной силой).

У Василия Васильевича и Акулины Ивановны родилось всего около двадцати детей, но до взрослого возраста дожили лишь четверо: Наталья, Михаил, Яков и Варвара (будущая мать Максима Горького). Михаил и Яков зачастую запивали, и Василий Васильевич, разумеется, боялся, что всё его состояние в случае раздела дети пустят по ветру.

Всё же, в 1865 году он вместе с женой и семейством дочери съезжает с дома на Успенском съезде на Ковалиху, во вновь построенную усадьбу с флигелем. Впоследствии отцовская красильня достаётся Якову, а Михаил открывает свою в Канавине.

Развитие машинного хлопчатобумажного производства и распространение фабричных ситцев вытесняли в ту пору ручное домашнее ткачество, а вместе с ним и красильный промысел такого же типа. Этот процесс тяжело давил на семью Кашириных, вызывая отчаянные попытки каждого из рабочих членов семьи удержать для себя остатки когда-то выгоднейшего предприятия, порождая свары и жестокие драки.

Последние свои годы Василий Васильевич жил в Канавине в семье сына. Михаил хорошо относился к отцу и заставлял своих детей присматривать за стариком.

О бабушке же Максима Горького, Акулине Ивановне (не персонаже из повести, а о реальном человеке), к сожалению, известно немногое. Родилась она в 1813 (1816) году. О матери своей, прабабушке Горького, Акулина Ивановна рассказывала, что она "бобылка была, увечный человек; еще в девушках ее барин напугал. Она ночью со страха выкинулась из окна, да бок себе и перебила, плечо ушибла тоже, с того у нее рука правая, самонужная, отсохла, а была она, мaтyшкa, знатная кружевница”.

Не будучи больше в состоянии прокормить себя, прабабушка ушла со своей дочерью Акулиной по миру и нищенствовала, пока Акулине не исполнилось девять лет. Бывали в Муроме, Юрьевце, ходили по Волге вверх, и по тихой Оке. Когда Акулине исполнилось девять лет, прабабушка застыдилась водить свою дочь по миру и осела в Балахне.

Собирала милостыню, "кувыркаясь” из дома в дом, а на праздниках - по церковным папертям собирала. Акулина же оставалась дома, учась ремеслу кружевницы и вскоре достигла в этом искусстве, благодаря руководству маюри, большого совершенства.

Акулина Ивановна - единственная светлая фигура среди предков Горького. Это не только физически и психически здоровая женщина, но гениальная женщина, насколько вообще существует народный гений. Эта женщина из народа обладала исключительной моральной силой, христианcкой добродетелью в истинном смысле этого слова.

Ее доброте и оптимизму не было границ, также и христианской ее любви. Она не могла не любить людей, и все люди легко привязывались к ней, чувствовали к ней уважение, грелись у огня ее любви, наслаждались красотой поэтического ее гения. Психическая энергия Акулины Ивановны была огромная, никакая неожиданность не захватывала ее врасплох и постоянно находила она выход из положения.

Органы ее чувств особенно слух отличались замечательной тонкостью, память и другие душевные ее способности были на высоте своего развития. Один только алкоголизм более случайный и, можно прямо сказать, непатологический ложится черным пятном на безупречно чистую жизнь Акулины Ивановны.

Два раза в своей жизни запила Акулина Ивановна: в первый раз, когда Василий Васильевич не захотел выкупать из солдат сына Михаила и второй раз, когда дочь Варвара связалась с Максимом, и Акулина Ивановна видела, как эта связь разорила их материально и должна была кончиться скорой гибелью дочери, в чем она, конечно, не ошиблась. Однако, алкоголизм Акулины Ивановны не имел для нее никаких последствий, так как он был только временный и скоро прекратился.

Если Горький обязан кому-нибудь из своих предков своим гением, то это только своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Живя долгое время душой и телом в самом близком прикосновении с бабушкой Акулиной, Горький всосал в себя соки народного ее гения, который лег в основу гениального его труда, продолжающегося по сию пору.

Вот как поэтично описывает союз Василия Каширина и Акулины Ивановны в своём очерке Людмила Михайловна, человек яркого дарования и пытливого ума, по крупицам собрала достоверные факты о жизни и общественной деятельности этих двух людей:

"Василий Васильевич умер в один год со своей Акулиной Ивановной, многолетней и, наверное, преданной спутницей. Ему было 80 лет, ей 74. Шёл 1887 год. И хотя в последнее своё земное время они, скорее всего, редко виделись, мы будем мысленно представлять их, неизвестных нам внешне, - на фото - две головы, склонённые друг к другу.

И в мареве далекого далёка он для нас навсегда быстроумный, быстроногий, хитрый человек, отдавший жизнь своей семье; а она - великая неунывающая труженица, умница, несмотря ни на что, и прекрасная печальница, принёсшая себя в добровольную жертву любимым Кашириным.

А потому Василий Васильевич и Акулина Ивановна достойны всяческого уважения как совершенно самостоятельные единицы, независимые от имени знаменитого внука. Хотя. Если бы не это самое имя, оба они, скорее всего, навсегда бы остались сначала в тени, а потом уже в полном забвении".

В метрической книге Воскресенской церкви была сделана только одна соответствующая запись о смерти нижегородской мещанки Акилины Ивановны Кашириной, скончавшейся 16 февраля 1887 года в возрасте 70 лет, тогда как её муж, Василий Васильевич - умер три месяца спустя - 01 (13) мая 1887

К сожалению, кладбище, где были похоронены дедушка и бабушка писателя Горького, было ликвидировано. Могилы Василия Каширина как таковой нет, а вот Акулине Ивановне как раз-таки был установлен памятник в парке имени Кулибина:

Пережив нужду и голод, дед Каширин постоянно экономил даже копейки. Страх былой жизни, заставлял его быть скупым. Сложная судьба ожесточила Василия Васильевича и сделала его деспотом, держащим весь дом в страхе и строгости. Он видел слишком мало хорошего, чтоб в его душе осталось место для ласки или нежности. Ещё в раннем детстве он видел одни лишь обиды и наказания, дальнейшая жизнь ещё больше озлобила очерствевшую душу. Василий Васильевич считал, что только жестокостью и безжалостностью можно добиться уважения и послушания со стороны окружающих.

Существование под одной крышей с таким человеком было невыносимо, в доме всегда царила атмосфера враждебности. Дед Каширин равнодушно относился к своей семье, а насилие было для него выходом из любой ситуации. Детей и жену он бил при любой ссоре, а внуков порол розгами, считая это лучшим воспитанием.

Для своих детей дед Каширин авторитетом так и не стал. Сыновья Василия Васильевича выросли эгоистичными и алчными, мечтая только о том, как получить отцовское наследство, прикарманив себе долю родной сестры, матери Алёши. Основной целью их жизни была лёгкая нажива. Отношения Каширина с дочерью тоже не заладились, Варвара вышла замуж по любви, против воли отца, который искал ей в женихи дворянина. В итоге она была лишена приданного и двери родного дома были для неё закрыты.

Лучше всего дед относился к приемному сыну Ивану-Цыганку, который так же, как и он сам, не боялся работы, умел и любил трудиться. Именно в нем старик видел достойного продолжателя своего дела. После смерти своего любимца, Каширин сильно страдал и его душевные переживания доказывают то, что человечность не исчезла полностью, сердце ещё не совсем окаменело.

Алёше с первого взгляда не понравился его дед, и предчувствие мальчика не подвело. С хладнокровным спокойствием и беспощадностью Василий Васильевич жестоко наказывал внука даже за малейшие провинности. Только редкие проблески человечности не дали Алёше всем сердцем возненавидеть родного дедушку. Были моменты, когда старик делился с внуком своими детскими воспоминаниями, учил его грамоте по церковным книгам и проявлял что-то очень похожее на заботу. Возможно, именно жестокое отношение деда воспитало в мальчике силу духа и твёрдость характера.

Старея, Василий Васильевич становился лишь грубее и безжалостнее, а экономность переросла в нечеловеческую жадность. Он настолько не хотел тратить свои деньги, что отказался обеспечивать жену, и бабушка Алёши была вынуждена на старости лет зарабатывать себе на пропитание, чем только могла. Василий Васильевич всех подозревал в воровстве и расточительстве, поэтому постоянно находился в дурном расположении духа и раздражался из-за пустяков. Всё это привело к тому, что из трудолюбивого и экономного главы семейства Василий Каширин превратился в жалкого нищего старикашку, морившего голодом своих близких.

Деда Каширина можно назвать властным, жестоким, но в то же время он был честным, справедливым, мужественным и выносливым человеком. В его истории жизни отображена судьба всего русского народа, на плечи которого легло множество тяжёлых испытаний.

Одним из второстепенных персонажей автобиографического произведения является дедушка главного героя Алеши Василия Васильевич Каширин.

Писатель представляет его в образе небольшого, сухонького старичка, одетого в темную длинную одежду, имеющего рыжеволосую бороду, отливающую золотом, нос в виде птичьего клюва и зеленые глазки.

Несмотря на поношенную, выцветшую, измятую одежду, Василий Васильевич выглядит лучше и опрятнее своих сыновей, которые носят модные пиджаки, шелковые косынки, повязанные под манишками на шее.

Отличительными характерными чертами деда являются своенравие, упрямство, суровость и завистливость. В разговорах он надменно и насмешливо относится к собеседникам, стараясь раздразнить и рассердить окружающих. Говоря вдумчиво, осторожно негромким голосом. Живущие в доме деда домочадцы ощущают мрачную и тяжелую атмосферу, поскольку нрав Василия Васильевича жесток, яростен и немилосерден.

Дед обожает нахваливать собственную персону, при этом высказываясь горячо с использованием хвалебных фраз.

Старик безразлично относится к своим близким, жене, детям, внукам, выделяя лишь одного сына Якова. Не гнушается дед и применением физического насилия над домашним, начиная от кулаков и заканчивая поркой розгами, считая это хорошим воспитанием. Для внуков, которым дед устраивал порку в субботние дни, Каширин представлялся самодуром и узурпатором. В доме часто происходили ссоры и даже драки.

Иногда у старика бывают моменты просветления и доброты, он общается с внуком, рассказывая ему свои детские воспоминания, давая уроки грамоты и письма по церковной литературе. Заболев, дед, обладая сильным и властным характером, становится капризным ребенком, неспособным переносить и терпеть боль.

С годами, приблизившись к восьмидесяти годам, дед становится ужасно скупым, подозревая всех вокруг в воровстве и нежелании экономить, из-за этого постоянно злясь, раздражаясь и беснуясь. А в один момент дед делит расходы на домашнее хозяйство с бабушкой, не желая большее ее содержать. Акулина Ивановна вынуждена начать зарабатывать на питание, вышивая и плетя узоры.

В финале повести, совсем постарев, дед становится нищим и жалким стариком, заставленным судьбой клянчить милостыню и морящим голодом всех своих домочадцев.

Описывая образ деда, писатель акцентирует внимание на сложность человеческого существования во времена детства главного героя.

Вариант 2

В произведении Горького о нелегкой судьбе основным персонажем является дед. Автор откровенно рассказывает о тяжких обидах, коих повстречал немало в его доме.

Читатель знакомится с картиной будней поволжских купцов. Эмоциональный окрас изложенного крайне напряженный, так как писатель демонстрирует злобу, грубость и бессердечие, поглотившие всех членов семьи. Любопытно, что данная повесть бедна положительными героями. Теплые тона автор допускает лишь изредка, когда вспоминает мать, бабушку и доброго рабочего Цыганка.

Знакомство с дедом рождает двойственные чувства. Несомненно, он умен, хитер и умело управляет делом. При этом нет предела его озлобленности и сумасбродству. В сущности, дед – обыкновенный купец, стремящийся к наживе и падкий на деньги.

В различных ситуациях в характере старика обнаруживаются новые черты. В процессе обучения внука азбуке он представляется требовательным, но задорным и веселым учителем. Однако произведение изобилует эпизодами превращения человека в монстра, мучающего близких людей. Его необузданный нрав пугает даже взрослых детей.

Характер деда всесторонне открывается в описании трагедии, случившейся с Цыганком. Становится понятно, что у сурового и эгоистичного деспота тоже имеются душевные переживания. Странно, что гибель рабочего из мастерской породила у деда более сильные эмоции, чем все горести, выпавшие на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку.

В истории жизни деда отражена судьба целого поколения. Однажды, выпоров Алексея, старик раскаивается и делится сокровенным. Оказывается, его самого жестоко обижали в детстве. Вовсе не природа отняла у него милосердие и наделила злобой. Суровые внешние обстоятельства закалили его характер, внушив, что жестокостью можно завоевать авторитет и добиться послушания. Дед рассказывает внуку о выпавшей ему несчастливой доле. До открытия мастерской ему довелось тяжело работать бурлаком, перетаскивая нечеловеческие тяжести и терпя унижения. Страх перед нуждой приучил его постоянно экономить копейки. В борьбе за выживание он ожесточился и оскотинился.

На примере собственного деда писатель показывает, какой страшный урон недюжинному характеру приносит отсутствие внутреннего стержня, помогающего сопротивляться невзгодам.

Несомненно, дед Каширин среди множества героев повести является самым неоднозначным персонажем.


Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Сочинение про Деда Каширина

Так же, как и Алеше Пешкову, дикой и нестерпимо жестокой кажется сцена порки детей, которая проходила в доме дедушки еженедельно. Не смог избежать наказания и сам Алеша, хотя дед относился к нему лучше, чем к остальным внукам. После избиения старый Каширин часто сидел у Алешиной постели, рассказывал ему истории из своей молодости, когда он был бурлаком на Волге. Значит, не совсем каменным было сердце деда, где-то в глубине души он чувствовал свою вину перед внуком.

Пытаясь доказать свою силу, Каширин бьет свою жену. Однако видно, что на самом деле она гораздо его сильнее. Думаю, что это дед прекрасно понимает, не случайно после пожара он говорит о ней восхищенно. Сам же дедушка в трудную минуту испугался, растерялся. Это характеризует его как человека трусливого, храброго лишь на словах.

Отдельной нотой проходит в произведении отношение деда к богу. Алеша разделял дедушкиного и бабушкиного богов, причем дедушкин бог был очень похож на самого Каширина, вызывал страх, никого не любил, ничего не прощал и всех только наказывал.

С возрастом характер дедушки становится все больше невыносимым. Он одержим жадностью настолько, что жалеет куска хлеба для маленького больного внука. Ослепшего мастера Григория, который много лет проработал вместе с Кашириным, дед выгоняет из дома. После смерти дочери Варвары отправляет в люди и Алешу. Как результат всей своей жизни, в конце Каширин сам оказывается на улице, прося подаяние.

Образ дедушки, нарисованный М. Горьким, заставляет задуматься над тем, что заставляет человека издеваться над близкими людьми. Может быть, это особенности русского характера, уклада жизни, результат перенесенных лишений. Так или иначе, судьба распоряжается по-своему, дед из маленького царька превращается в одинокого нищего.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо – Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Кто оставляет подарки под ёлкой в новогоднюю ночь?

Кот под елкой. Живопись.jpg

Невидимый таинственный герой. Могущественный волшебник, успевающий за одну ночь привезти подарки всем детям планеты. На протяжении месяца-двух его постоянно вспоминают. Он предмет детских разговоров и надежд. Дети гадают, что же они увидят под новогодней елочкой утром 1 января. В прошлом году Дед Мороз подарил… А в этом…

Некоторые детские вопросы ставят взрослых в тупик. Самый главный: как волшебник попадает в дом, если двери крепко заперты на замок? Неужели он летает по воздуху? Но наш Дедушка — не Санта Клаус. Сообразительные родители изворачиваются как могут, фантазируют. Количество баек, посвященных кудеснику, растет в геометрической прогрессии.

Дед Мороз. Жизнь в искусстве. Избранные мгновенья

Да, я писал стихи,

То стихи были, не проза!

Ах, грехи мои, грехи —

Лапти, рубаха, рукавицы — одежда вроде бы крестьянская. Зато жест — вполне царский, властный. Да и взор из-под бровей грозный. А грива волос и вовсе напоминает античную Медузу Горгону. И то сказать, в России с Дедом Морозом не шутят — это вам не добрый дедушка Мороз, а строгое властное божество, с которым шутки плохи.


Евгений Пономарев. Эскиз костюма Мизгиря. Фото: Скриншот с электронного государственного каталога Музфонда РФ

Прав ли был Римский-Корсаков, трудно сказать.


Глава большого семейства

Открыточный образ

Худ. Андрианов Тройка.jpg

Во второй половине прошлого века поздравительные открытки в Советском союзе достигают пика популярности. Их тиражи измеряются десятками миллионов экземпляров. Возникает отдельное направление в филокартии – коллекционирование открыток с изображением Деда Мороза

У каждого художника возникает свой неповторимый образ зимнего волшебника. Приведем несколько известных имен: Е.Н. Гундобин, В.И. Зарубин, Четвериков В.И., Л.В. Похитонова, А. Жребин и многие другие.

Благодаря большим мастерам, работавшим в почтовой миниатюре, у Деда Мороза появляется множество занятий и обязанностей. Он отправляется в космос, строит БАМ, управляет Ледоколом им. Ленина, встречает Олимпийского мишку в 1980 году – всего не перечислить.

Благодаря новогодней открытке Дед Мороз начал путешествовать по белу свету на тройке лошадей. В 1959 году напечатана открытка, на которой волшебник впервые передвигается на тройке (автор Е. Пашкова-Селиванова). В 60-е годы художники, работавшие в технике Палеха (К.С. Бокарев, К.А. Андрианов), окончательно сформировали традицию. Отныне транспорт российского зимнего волшебника – тройка. Так почтовая миниатюра внесла свой весомый вклад в формирование образа зимнего волшебника.

Это известное произведение написано в 1913 году, повествует нам о непростой жизни обыкновенных людей. Один из главных героев дедушка Алеши Василий Васильевич Каширин был очень сложным и своенравным человеком. Его характер был настолько тяжелый, что даже один его суровый взгляд мог сразу дать понять, насколько тягостна жизнь с этим человеком в одном доме. Но никто не догадывался, что эта грубость и неприязнь к внешнему миру идет истоком из тяжелого прошлого.

На первый взгляд дедушка был небольшого роста и суховат. Когда Алексей его увидел, то сразу невзлюбил его. И его первые чувства были не напрасны. Дед со всей жестокостью и яростью наказывал бедного мальчика даже за небольшие провинности. Сам по себе Василий Васильевич не мог ни с кем наладить хорошие отношения кроме бабушки. Пройдя столько взлетов и падений, она оставалась рядом с ним и продолжала его любить и греть своей женской теплотой. Но как окажется дед не ценил это. Со своей дочерью у деда отношения не сложились. Он на протяжении долгого времени не давал разрешение на брак и на приданное дочери. Всё это напряжение перерастало в бурные ссоры, которые иногда даже доходили до драк. В этой повести описан момент, когда один из сыновей во время ссоры накинувшись на деда чуть не убил своего отца.

Несмотря на постоянную грубость и жесткость дед Василий иногда сам проявлял милосердие. После того как он сильно выпорол внука Алёшу, он пришел проверить его здоровье и помириться. Во время этого общения он был добр и рассказывал Алеше интересные истории про свое непростое детство и последующую жизнь. Этот эпизод показал, что в глубине души деда живет добрый и открытый человек, но после всех жизненных испытаний ему легче быть грубым и злым по отношению к окружающим.

С возрастом дед становился все грубее и даже отказывался делиться едой с бабушкой. Ей приходилось зарабатывать деньги, а так же вести быт по отдельности.

Вариант 2

В произведении Горького о нелегкой судьбе основным персонажем является дед. Автор откровенно рассказывает о тяжких обидах, коих повстречал немало в его доме.

Читатель знакомится с картиной будней поволжских купцов. Эмоциональный окрас изложенного крайне напряженный, так как писатель демонстрирует злобу, грубость и бессердечие, поглотившие всех членов семьи. Любопытно, что данная повесть бедна положительными героями. Теплые тона автор допускает лишь изредка, когда вспоминает мать, бабушку и доброго рабочего Цыганка.

Знакомство с дедом рождает двойственные чувства. Несомненно, он умен, хитер и умело управляет делом. При этом нет предела его озлобленности и сумасбродству. В сущности, дед – обыкновенный купец, стремящийся к наживе и падкий на деньги.

В различных ситуациях в характере старика обнаруживаются новые черты. В процессе обучения внука азбуке он представляется требовательным, но задорным и веселым учителем. Однако произведение изобилует эпизодами превращения человека в монстра, мучающего близких людей. Его необузданный нрав пугает даже взрослых детей.

Характер деда всесторонне открывается в описании трагедии, случившейся с Цыганком. Становится понятно, что у сурового и эгоистичного деспота тоже имеются душевные переживания. Странно, что гибель рабочего из мастерской породила у деда более сильные эмоции, чем все горести, выпавшие на долю родной семьи. Без боли в душе он посылает работать в люди осиротевшего внука, лишь бы не израсходовать лишнюю копейку.

В истории жизни деда отражена судьба целого поколения. Однажды, выпоров Алексея, старик раскаивается и делится сокровенным. Оказывается, его самого жестоко обижали в детстве. Вовсе не природа отняла у него милосердие и наделила злобой. Суровые внешние обстоятельства закалили его характер, внушив, что жестокостью можно завоевать авторитет и добиться послушания. Дед рассказывает внуку о выпавшей ему несчастливой доле. До открытия мастерской ему довелось тяжело работать бурлаком, перетаскивая нечеловеческие тяжести и терпя унижения. Страх перед нуждой приучил его постоянно экономить копейки. В борьбе за выживание он ожесточился и оскотинился.

На примере собственного деда писатель показывает, какой страшный урон недюжинному характеру приносит отсутствие внутреннего стержня, помогающего сопротивляться невзгодам.

Несомненно, дед Каширин среди множества героев повести является самым неоднозначным персонажем.

Сочинение про Деда Каширина

Так же, как и Алеше Пешкову, дикой и нестерпимо жестокой кажется сцена порки детей, которая проходила в доме дедушки еженедельно. Не смог избежать наказания и сам Алеша, хотя дед относился к нему лучше, чем к остальным внукам. После избиения старый Каширин часто сидел у Алешиной постели, рассказывал ему истории из своей молодости, когда он был бурлаком на Волге. Значит, не совсем каменным было сердце деда, где-то в глубине души он чувствовал свою вину перед внуком.

Пытаясь доказать свою силу, Каширин бьет свою жену. Однако видно, что на самом деле она гораздо его сильнее. Думаю, что это дед прекрасно понимает, не случайно после пожара он говорит о ней восхищенно. Сам же дедушка в трудную минуту испугался, растерялся. Это характеризует его как человека трусливого, храброго лишь на словах.

Отдельной нотой проходит в произведении отношение деда к богу. Алеша разделял дедушкиного и бабушкиного богов, причем дедушкин бог был очень похож на самого Каширина, вызывал страх, никого не любил, ничего не прощал и всех только наказывал.

С возрастом характер дедушки становится все больше невыносимым. Он одержим жадностью настолько, что жалеет куска хлеба для маленького больного внука. Ослепшего мастера Григория, который много лет проработал вместе с Кашириным, дед выгоняет из дома. После смерти дочери Варвары отправляет в люди и Алешу. Как результат всей своей жизни, в конце Каширин сам оказывается на улице, прося подаяние.

Образ дедушки, нарисованный М. Горьким, заставляет задуматься над тем, что заставляет человека издеваться над близкими людьми. Может быть, это особенности русского характера, уклада жизни, результат перенесенных лишений. Так или иначе, судьба распоряжается по-своему, дед из маленького царька превращается в одинокого нищего.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Дедушки Каширина (Деда) в повести Детств

Популярные сегодня темы

Тема войны описана писателями, выражена в стихах, показана в фильмах. Героическая победа, одержанная народом над фашистской Германией, увековечена в памятниках и мемориалах.

Замечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы

Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

Читайте также: