Рынок корпоративных облигаций кратко

Обновлено: 02.07.2024

На определенном этапе развития перед каждой компанией встает вопрос о необходимости и способе привлечение дополнительного капитала. Большинство компаний обращаются к кредитным и финансовым учреждениям с целью получения средств, не думая о возможных рисках. Однако есть надежные и альтернативные варианты привлечения дополнительной прибыли, которые станут большим стратегическим шагом для будущего роста компании.

Кредиты и займы предполагают сильную зависимость от одного кредитора и невысокую мобильность в принятии решений по параметрам финансирования. В данном случае, при привлечении заемных средств у банков либо частных фондов основные условия займа, такие как объём, срок, величина процентной ставки определяются кредитором. В связи с чем, данное финансирование предоставляется компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимое обеспечение, стоимость которого больше суммы займа.

После того, как Банк России за последние несколько лет начал ужесточать требования к банкам по выдаче кредитов для малого и среднего бизнеса (МСБ), получить финансирование в банке им стало намного сложнее. Одной из таких причин заключается в том, что в целом ряде случаев банки не могут удовлетворить требования компаний МСБ с точки зрения объема привлекаемых ресурсов и срока, на который их можно предоставить. Небольшие предприятия стали искать альтернативные источники финансирования. К этому времени на фондовом рынке появилась инфраструктура для размещения облигаций таких компаний. Кроме того, на публичный долговой рынок в массовом порядке вышли инвесторы-физлица в поиске более высоких доходностей чем ставки по депозитам.

По состоянию на конец 2018 года объем выпущенных российскими компаниями облигаций относительно небольшой и составляет около 21% ВВП. В первую очередь это связано с исторически сложившимися высокими процентными ставками, которые не позволяли различным видам долговых отношений активно развиваться и с многолетней историей банковского кредитования и долевого финансирования компаний, которые до недавнего времени были ментально ближе многим компаниям как способ привлечения дополнительных средств.

В настоящий момент имеется устойчивый рост облигационных выпусков российскими компаниями, так как, в сравнении с предыдущими периодами, низкая инфляция позволяет компаниям и инвесторам прогнозировать привлечение инвестиций и вложение денежных средств на более длительный период.

Частично рост рынка связан с государственной поддержкой отдельных отраслей экономики. Санкции США и Европейских стран, хотя и направленны на внешний долг российских компаний, вместе с тем они оказывают дополнительный стимулирующий эффект для роста российского внутреннего рынка облигаций. Мажоритарными владельцами облигаций российских компаний являются банки и инвестиционные компании, но при этом на фондовом рынке наблюдается активный спрос и рост новых инвесторов-физических лиц.

Большая часть облигационных выпусков в России обращается на фондовом рынке. Начиная с 2014 года по объему размещений 80 — 85% новых выпусков облигаций приходится на биржевые облигации. Данный факт только подтверждает вытеснение классических корпоративных облигаций, выпускаемых компаниями и связано с более комфортной и упрощенной процедурой их регистрации на Бирже. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых — высокодоходных облигаций (ВДО), выпускаемых компаниями, не имеющими кредитного рейтинга, которые являются альтернативой вексельного финансирования и в обозримом будущем заменят его.

Все вышеуказанное свидетельствует о постепенном замещении вексельного рынка, банковского кредитования и иных классических способов финансирования облигационными займами.

Заимствования на публичном финансовом рынке лишены большинства недостатков банковского и иных способов кредитования, но вместе с тем накладывают ряд обязательств, исходящих как раз из публичности этого рынка (необходимая степень прозрачности, обязательства по раскрытию информации, внятная стратегия поведения на рынке и т.д.), при этом обеспечивая при финансировании долгосрочных программ целый ряд преимуществ:

  • Более крупный объем займа и длительный срок привлечения;
  • Возможность снижения ставки займа при последующих размещения (удешевление);
  • Беззалоговое финансирование;
  • Широкий круг инвесторов;
  • Возможность гибкого управления долгом.

Первый выпуск биржевых облигаций состоялся в 2008 году. Основные параметры предъявляемыми к выпуску биржевых облигаций:

  • идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Биржей;
  • не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости;
  • выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением;
  • выплата номинальной стоимости и процентов осуществляется только денежными средствами;
  • владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае делистинга биржевых облигаций на всех биржах, осуществивших их допуск к организованным торгам;
  • выпускаются без залогового обеспечения;
  • размещаются путем открытой или закрытой подписки;
  • без регистрации Проспекта ценных бумаг (зависит от условий выпуска);
  • возможно размещение в рамках Программы.
  • Идентификационный номер выпуску облигации? присваивается Центральным депозитарием (НКО АО НРД);
  • размещаются путем закрытой подписки;
  • без регистрации Проспекта ценных бумаг.

Ориентировочные параметры, предъявляемые к новым компаниям, планирующим выпустить облигации на Московской бирже:

  • Минимальный размер выручки — 120 млн. руб.
  • Минимальный объем выпуска — 50 млн. руб.
  • Чистый долг / EBIT (операционная прибыль) менее 3x или объем выпуска не более ½ от объема выручки или валюты баланса.
  • Отчетность МСФО за последний отчетный год (если эмитент входит в группу компаний).
  • Структура выпуска облигаций соответствует реальному периметру бизнеса.
  • Компания имеет высокие стандарты корпоративного управления и устойчивые рыночные позиции и перспективы развития.
  • Средний темп прироста выручки (CAGR) не менее 10% за последние 3 года.
  • Сумма определяется уровнем спроса на долг эмитента. Должна быть соразмерна и вписываться в финансовую модель компании.
  • Валюта — рубли/иностранная валюта (определение рублевой суммы выплаты с привязкой к курсу определенной валюты).
  • Номинальная стоимость — стандартные лоты — 1000 рублей. Размещение по номинальной стоимости или с дисконтом/премией.
  • Процентная ставка (купон) — фиксированная/плавающая (есть ограничения для определенных групп инвесторов). Должна вписываться в финансовую модель эмитента.
  • Срок обращения зависит от рыночной конъюнктуры.

Отрасли новых Эмитентов разместившие небольшие объемы облигации в 2018 году — транспортные услуги, производство строительных материалов, производство пищевой промышленности, ломбарды, компании, оказывающие микрофинансовые услуги (МФО), лизинговые компании, а также строительство и девелопмент, информационные технологии, и фитнес-индустрия.

Практические аспекты подготовки компании к выпуску облигаций.

  • Срок существования эмитента и/или поручителей не менее 2 — 3 лет.
  • Коммерческая деятельность Эмитента является доходной, стабильной и понятной для инвестора.
  • Эмитент имеет эффективную бизнес-модель и разумную долговую нагрузку.
  • Эмитент имеет понятную структуру собственников (бенефициаров).
  • Работники Эмитента — команда профессионалов, способная достигать стратегических целей и показывать ежегодный рост выручки компании.
  • Эмитент — работает в сегменте B2C, если круг потенциальных инвесторов физ. лица и B2В, если круг потенциальных инвесторов юр. лица.

Дополнительные требованиям к Эмитенту при выпуске биржевых облигаций зависят от условий выпуска и уровня листинга Эмитента на Московской Бирже (1-й, 2-й или 3-й уровень).

Условия выпуска облигаций содержат стандартные параметры для среднесрочных и долгосрочных облигаций.

Раскрытие информации осуществляется согласно требованиям Положения Банка России от 30 декабря 2014 г. N 454-П и Правил листинга Московской биржи. Цель и условия выпуска облигаций проста и понятна, целевое или проектное заимствование (развитие существующего бизнеса или финансирование отдельного проекта), а условия выпуска содержат стандартные параметры для облигаций.

Подготовка Эмитента к размещению облигаций занимает от 2 до 6 месяцев и включает следующие этапы:

  • Поиск Консультанта и Организатора размещения.
  • Определения условий предстоящего размещения — разовое размещение или в рамках Программы, с Проспектом или без.
  • Прохождение процедуры KYC (подтверждения необходимости привлечения финансирования с помощью выпуска облигаций) на Бирже или в НРД.
  • Взаимодействие с акционерами и менеджментом Эмитента.
  • Составление презентации (коммерческие облигации) и инвестиционного меморандума (биржевые облигации).
  • Составление эмиссионной документации (Решение о выпуске, Программа облигаций и Проспект ценных бумаг).
  • Поиск Инвесторов.
  • Взаимодействие с Биржей и НРД.

Консультант — оказывает услуги по подготовке компании к выпуску облигаций, консультирует компанию по выбору оптимальных условий размещения, подготовке документов для Биржи, а также помогает компании после размещения облигаций и до момента их погашения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,01% от суммы займа.

  • Организатор — занимается поиском и проведением встреч с Инвесторами, Биржей, Андеррайтером, составлением инвестиционных меморандумов, а также занимается маркетинговыми мероприятиями. Стоимость услуг от 0,5% от суммы займа.
  • Андеррайтер — занимается размещением облигаций и является гарантом на размещение всего или части облигационного займа. Стоимость услуг от 0,2% от суммы займа.
  • Биржа — оказывает услуги по включению и поддержанию облигаций компании в котировальный список. Стоимость услуг фиксированная и не превышает 0,1% от суммы займа.
  • Депозитарий (НРД) -— в течение всего срока выпуска облигаций ведет учет данных и регистрирует изменения. Стоимость услуг фиксированная и меньше чем 0,1% от суммы займа.
  • Госпошлина — составляет 0,2 от объема выпуска, но не более 200 000 рублей.

Учитывая тенденцию увеличения в облигационных займах инвесторов — физических лиц, при облигационном займе компания получает широкий круг инвесторов.

Данный фактор является безусловным достоинством — когда у тебя много владельцев облигаций. Ввиду отсутствия концентрации кредитных ресурсов в одних руках и в случае изменения экономической ситуации в компании или в условиях снижения ставок заимствования денежных средств и инфляции, а также наличие в соответствии с условиями выпуска Представителя владельцев облигаций (ПВО) компании намного проще договориться с инвесторами о выкупе долга, доразмещении или внесении изменений в условия облигационного займа.

Благоприятная экономическая ситуация в России для размещений облигационных выпусков российских компаний, совершенствование законодательной базы, проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и упрощение порядка доступа новых компаний для выхода на фондовый рынок, все это будет в среднесрочной перспективе способствовать росту фондового рынка и увеличения количества новых Эмитентов, испытывающих потребность в привлечении финансирования с помощью выпусков облигаций.

Кирилл Гришин, заместитель директора департамента лицензирования и выпуска ценных бумаг юридической фирмы Клифф

Облигации – один из самых надёжных способов инвестирования капитала для инвесторов и привлечения финансирования для бизнеса, государственных структур. Представители всех секторов бизнеса активно используют этот инструмент. Рынок облигаций увеличивает свои объёмы ежегодно в 1,5–2 раза.

Про облигации простыми словами

Облигация – это долговая ценная бумага, расписка, согласно которой коммерческая организация или государство берёт деньги взаймы.

В сделке участвует две стороны: инвестор и эмитент. Эмитент выпускает ценную бумагу для привлечения дополнительного капитала. Пользуется деньгами, затем возвращает их с процентами (купонами). Инвестор отдаёт свои деньги в пользование, покупая инвестиционные облигации.

Пример

Сеть автозаправочных станций нуждается в 50 миллиардах рублей для усовершенствования оборудования. Компания готова привлечь эту сумму на 7 лет под 8% годовых. Есть два варианта: банковский кредит и выпуск облигаций. Первый не всегда удовлетворит все условия компании, второй обычно оказывается удобнее. Компания выпускает облигации со сроком погашения через 7 лет, номиналом в 1000 рублей и купоном под 8% годовых. Инвесторы приобретают облигации с целью получения купонного дохода.


Виды облигаций и их характеристика

Облигации имеют различия по нескольким признакам.

По типу эмитента

  • Государственные. Выпускает государство. Цель – покрыть дефицит бюджета. Облигации низкого риска.
  • Муниципальные. Эмитент – региональные власти. Основная задача – развитие и строительство объектов муниципальной собственности.
  • Корпоративные. Эмитируются крупными компаниями с целью привлечения средств на развитие, расширение бизнеса, формирования дополнительной прибыли.
  • Иностранные. Выпускаются зарубежными странами и корпорациями.

По виду обеспечения

  • Обеспеченные бумаги дают гарантию о покрытии убытков инвестора в случае ликвидации или разорения эмитента. В качестве обеспечения предлагают недвижимость, транспорт, деньги, ценные бумаги, оборудование и всё, что можно продать для погашения обязательств.
  • Необеспеченные облигации не имеют материального обеспечения. При их покупке инвестор доверяет эмитенту на основании предварительного анализа, рейтинга и репутации.

По сроку существования

  • Краткосрочные – до 1 года.
  • Среднесрочные – от 1 до 5 лет.
  • Долгосрочные – более 5 лет.

По сроку погашения

  • Краткосрочные — 1–3 года.
  • Среднесрочные — 3–7 лет.
  • Долгосрочные — 7–30 лет.
  • Бессрочные — более 30 лет.

По конвертации в другие ценные бумаги

  • Конвертируемые — держатель может конвертировать облигации в акции того же эмитента.
  • Неконвертируемые – обмену не подлежат.

По способу выплаты процентного дохода

По виду процентного дохода или по размеру купона

  • Фиксированный купон — обозначен постоянный процент, размер купона не меняется.
  • Плавающий купон — доходность купона зависит от различных условий, например, от ставки Центрального Банка.
  • Нулевой купон или бескупонные облигации. Бумаги продаются со скидкой от номинала их стоимости.

Существуют и другие типы облигаций: по резиденту, по валюте, отраслям, по условиям выкупа и т. д. Выше перечислены наиболее распространённые на рынке облигаций деления.

Как работают облигации?

Российские облигации торгуются на биржевом и внебиржевом рынках. Если держателю облигаций потребуется вернуть деньги, то нет необходимости ждать срока погашения. Их можно продать досрочно другому инвестору и получить деньги обратно.

В таком случае продажная цена облигации может отличаться от покупки, нужно быть готовым как к доходу, так и к убытку.

Если облигация торгуется выше номинала – она торгуется с премией. Если наоборот, то принято считать, что облигация торгуется с дисконтом. Большая часть облигаций на российском рынке имеет номинал в 1000 рублей. Инвестор получает доход из двух источников: купонных выплат и изменения цены.

Купонный доход – это деньги, которые эмитент выплачивает держателю облигаций на периодичной основе. Доходность каждой облигации можно отслеживать на сайте биржи или брокера.

На изменении цены можно заработать, если перепродать бумаги в случае их подорожания. В таком случае нет необходимости ждать завершения периода их действия. Продажа облигации возможна на любом этапе.

Рейтинг, критерии оценки

Рейтинг облигаций – это оценка кредитоспособности корпораций, государства, аналогично кредитному рейтингу физических лиц. Этот финансовый показатель присваивается эмитентам кредитными рейтинговыми агентствами. Рейтинг имеет буквенные обозначения (AAA, BBB, CC, D и т. д. ), демонстрирует надёжность эмитента и экспертную оценку качества облигаций.

Оценка рейтинга включает в себя 4 фактора:

  • Производственный потенциал эмитента и динамику его развития.
  • Позиции компании на фондовых рынках.
  • Финансовое состояние эмитента.
  • Уровень корпоративного управления.

Чем выше рейтинг облигации, тем ниже риск. И наоборот, чем ниже рейтинг облигации, тем больше риск. Так, ААА – высший уровень надежности, ВВВ – средний уровень надежности.

Ликвидность облигаций

Ликвидность облигаций кроется в возможности их продажи без снижения собственной стоимости. Это важный показатель, на который инвестор обращает внимание при покупке. Высоколиквидные облигации помогут заработать. В то время как низколиквидные принесут убытки, такую облигацию сложно быстро продать, не снизив цену.

На ликвидность влияют сразу несколько факторов:

  • среднедневной оборот торгов;
  • оборот, включающий только крупные сделки;
  • число дней без сделок;
  • объем выпуска;
  • кредитный риск;
  • волатильность;
  • публичность эмитента;
  • сфера деятельности эмитента;
  • встроенные в актив опции;
  • обстановка на фондовом рынке.

Регулярное отслеживание динамики ликвидности позволяет своевременно выявить изменения на рынке и использовать их для собственной выгоды.


Риски инвестирования в облигации

Облигации – хороший инструмент для инвестирования, но не стоит забывать и о рисках. Инвестирование – всегда риск. Чем больше дохода инвестор планирует получить, тем выше риск. С какими опасностями можно столкнуться при покупке облигаций?

  • Риск ухудшения финансового состояния эмитента. Компания может обанкротиться и не выполнить свои обязательства перед инвесторами. Риск неактуален, если приобретены обеспеченные облигации. В таком случае держатель бумаг получит свои деньги.
  • Риск снижения стоимости облигаций или процентный риск. Такое может случиться из-за снижения процентных ставок. Чем дальше срок погашения – тем выше этот риск. Связан он обычно с движением ключевой ставки Банка России.
  • Риск ликвидности. Часто бывает, что при наличии у эмитента финансовых проблем количество желающих купить его бумаги снижается. Или же таких желающих совсем нет. Тогда инвестор рискует не продать облигации по хорошей цене до момента их погашения.
  • Инфляционный риск. Есть риск, что инфляция вырастет, обгонит доход по портфелю. В таких ситуациях выигрывают краткосрочные инвестиции, долгосрочные же больше подвержены инфляционному риску.
  • Валютный риск. Инвестирование в зарубежные компании сильно зависит от изменений курса валют.

Налогообложение

Как и любой доход, купонный по всем облигациям облагается налогом. Налоговая ставка составляет 13%, а в случае превышения совокупного дохода в 5 млн рублей – 15%.

С купонного дохода по облигациям всегда нужно платить НДФЛ. А с дохода от продажи облигаций — не всегда.

Если инвестор держал облигации больше трех лет и заработал за счет разницы в цене меньше 3 млн за год, то НДФЛ с дохода от продажи не платится. Доход от внебиржевых облигаций платится всегда.

НДФЛ с купонного дохода по облигациям рассчитывает и удерживает эмитент или депозитарий. Налог с дохода от продажи облигаций вычисляет и взимает брокер, который проводил сделку.

Заключение

Облигации – инструмент, который помогает сохранить средства и получить неплохой доход с минимальными рисками. Этот способ инвестирования доступен и новичкам, и опытным инвесторам. Выбирайте надёжного брокера, но не забывайте, все риски – исключительно ваш выбор. Любое решение принимает инвестор и несёт за него ответственность, даже если портфель передаётся в доверительное управление.

Популярные вопросы

Облигации как продукт сложнее депозитов. Но доходность наверняка выше. Доходность банковских депозитов примерно равна инфляции, деньги приумножаются, но покупательская способность не увеличивается. На облигациях можно заработать больше, продукт более долгосрочный.

Облигации российского рынка можно разделить на три категории: государственные, корпоративные и муниципальные.

Сегодня поговорим про корпоративные облигации — их выпускает не Минфин, а корпорации. У них выше доходность и выше риск.

Напомню: когда компания выпускает облигации, она берет деньги в долг. Дают ей деньги те, кто покупает эти облигации. Далее компания постепенно платит процентные платежи — купоны. В конце срока облигации компания возвращает тело долга — номинал. Когда состоятся платежи и какого они будут размера — известно заранее. Когда вы покупаете облигацию на бирже, вы как бы перекупаете чье-то право получить будущие платежи по облигации от должника.

Так как мы объясняем всё на примерах, то рассмотрим выпуск рублевых облигаций Тинькофф БО-7 (RU000A0JWM31). БО в названии означает, что это биржевые облигации, выпускаемые по упрощенной схеме, 7 — номер выпуска, RU000A0JWM31 — уникальный идентификатор.

Что нам предлагают

Корпоративные облигации — это ценные бумаги для тех, кто готов глубоко разбираться в рисках и торговать большими суммами. Их выпускает не Минфин, а корпорации. У них выше риск и выше доходность. С такими облигациями нужно оценить кредитное качество каждого отдельного заемщика — стоит ли давать ему деньги в долг, вернет ли он их.

Для начала мы должны оценить эмитента и разобраться в параметрах выпуска: срок погашения, размеры купонов, даты их выплаты. Нам это нужно, чтобы оценить, что за компания выпускает облигацию и можно ли ей доверять.

Источник такой информации — документация по выпуску. Она доступна в карточке эмитента на сайте Московской биржи и на сайте обязательного раскрытия информации Интерфакса. Информация также может быть доступна на сайте эмитента, но на сайте Тинькофф-банка есть только часть документов.

Самостоятельно собрать параметры выпуска из первоисточников — тот еще квест. На практике для быстрой оценки лучше использовать специальные сервисы, в которых эта информация уже собрана.

Корпоративные облигации на Московской бирже

Из карточки видно, что Тинькофф БО-7 — это выпуск рублевых облигаций номиналом 1000 рублей с полугодовым купоном. То есть дать Тинькофф-банку денег можно суммами, кратными 1000 рублей, а выплачивать долги банк будет каждые полгода.

Ставка первых трех купонов установлена на уровне 11,7% годовых, или 58,34 рубля. То есть на каждую 1000 рублей Тинькофф-банк будет выплачивать вам по 58,34 рубля каждые полгода.

Погашение облигаций состоится в июне 2021 года. Однако в конце третьего купонного периода, который заканчивается 28 декабря 2017 года, предусмотрена возможность досрочного погашения, если вы этого захотите. В карточке возможность обозначена словом put в строке третьего купона. А вот как это сформулировано в документации:

Возможность досрочного погашения называется офертой или put-опционом.

Благодаря оферте выпуск из пятилетнего становится двухлетним. То есть владельцы облигаций Тинькофф БО-7 могут получить свои деньги не в 2021 году, а уже в 2017, если захотят.

Перед наступлением оферты банк объявит ставку следующих купонов. Если ставка будет привлекательной, то облигации можно не погашать, а держать дальше.

Что такое оферта или put-опцион

Многие российские корпоративные облигации имеют оферты, или put-опционы. Это значит, что в определенный период у держателя облигаций есть право предъявить облигации к выкупу по номиналу. То есть досрочно вернуть себе те деньги, которые он как бы дал в долг.

Чаще всего эмитент дает такое право, когда ставка купонов определена не для всех купонных периодов. Как в случае с Тинькофф-банком: для первых трех купонов он гарантирует ставку 11,7% годовых, а что будет дальше — посмотрим через полтора года.

Когда эмитент объявит новую порцию ставок, они могут оказаться невыгодными для держателя. На такой случай у держателя должна быть возможность выйти из игры. Для этого и нужны оферты.

Бывают выпуски, у которых все купоны известны, но оферты всё равно предусмотрены. Это делается, чтобы снизить риски держателей облигаций и таким образом сделать облигации более привлекательными. Риск снижается потому, что если ставка станет ниже рыночной, то держатели смогут предъявить облигации к погашению.

Как вы будете погашать свои облигации по оферте, зависит от вашего брокера. У некоторых процедура стоит около 1000 рублей, но брокер всё делает за вас. У других процедура бесплатная, но вам нужно самостоятельно известить эмитента, что ваши облигации нужно выкупить. Затем в назначенный день в специальном окне в биржевом терминале совершить сделку со специальным агентом.

Помимо комиссии брокера может появиться и комиссия депозитария — той компании, которая как бы хранит ваши ценные бумаги. Сумму такой комиссии не всегда можно узнать заранее, но она сопоставима с ценой предъявления к выкупу через брокера.

Доходность

Для частного инвестора доходность облигаций на бирже никогда не будет равна купонной доходности. Дело в том, что ставка на рынке постоянно изменяется, а вслед за ними меняется и цена облигаций. О влиянии цены на доходность я рассказывал в первой статье цикла.

Узнать текущую цену и доходность можно на бирже. Для этого смотрим на цены и доходности предыдущих сделок или имеющихся заявок. Грубо говоря, на каких условиях сейчас торгуются облигации по факту, а не на бумаге.

В моем биржевом терминале QUIK есть таблица с двадцатью лучшими заявками на покупку и продажу. Красные строки — продажа, зеленые — покупка:


На картинке цена лучшего предложения на продажу — 100,80%. Рассчитанная биржей доходность по такой цене составляет 11,21%. Это значит, что покупка и удержание этих облигаций до погашения по оферте принесет 11,21% годовых.

Доходность облигаций, рассчитываемая биржей

Но Московская биржа рассчитывает так называемую эффективную доходность. Эффективная доходность — это доходность с учетом реинвестирования купонов по той же ставке, по которой были сделаны первоначальные инвестиции. Продолжая аналогию с вкладом, это вклад с капитализацией процентов. Доходность с капитализацией больше.

Расчет эффективной доходности строится на ряде допущений. Например, что вы сможете реинвестировать купоны под ту же ставку. На практике это не всегда осуществимо: ставка может измениться, ваши купонные выплаты при небольшом пакете могут не быть кратны цене облигаций для покупки.

Также эффективная доходность считается относительно предлагаемой на бирже цены, а не номинальной. Если помните, облигации Тинькофф-банка при выпуске имели доходность 11,7%, а сейчас мы видим доходность 11,21%. Куда делись 0,49%? Чтобы это понять, нужно смотреть на цену, по которой эту облигацию продают: 100,80% номинала. То есть облигацию номиналом 1000 рублей продают за 1008 рублей. Эта переплата снижает эффективную доходность.

Так или иначе, биржа рассчитывает именно эффективную доходность, и это нужно учитывать при оценке.

Узнав доходность выпуска облигаций по цене на бирже, нам нужно как-то оценить: хорошая ли это доходность и стоит ли покупать такие облигации. Обычно в этом случае облигации сравнивают с государственными.

Нам для сравнения подойдет выпуск ОФЗ 25081 с фиксированным купоном и погашением в январе 2018 года. Текущая доходность этого выпуска ОФЗ составляет 8,8% — это ниже, чем у Тинькофф БО-7. Получается, облигации Тинькофф-банка выгоднее, чем облигации Минфина.

Разница в доходности между Минфином и Тинькофф-банком объясняется разным кредитным риском. У Тинькофф-банка риск выше.

Кредитный риск

Кредитный риск — это риск дефолта эмитента, то есть риск того, что компания перестанет платить купонные платежи или не вернет тело долга — номинал облигации.

Дефолт 1998 года заключался в отказе эмитента — России — платить по своим долгам — гособлигациям

Быстро оценить кредитный риск можно по кредитному рейтингу международного рейтингового агентства. Рейтинги присваиваются эмитентам, но у отдельных выпусков облигаций могут быть собственные рейтинги. Наличие рейтинга международного агентства уже говорит о некоем минимальном качестве и размере бизнеса эмитента.

Рейтинги Тинькофф-банка отражают высокий риск инвестиций и находятся ниже рейтинга российских гособлигаций. Рейтинг гособлигаций — это как бы рейтинг всей страны, его называют суверенным рейтингом.

Из-за более высокого кредитного риска доходность облигаций Тинькофф-банка выше, чем по ОФЗ . Разница в доходности — это награда за риск, которую получают инвесторы.

Как реализуется кредитный риск


Если ЦБ отзовет лицензию банка, то обращение облигаций на бирже будет прекращено. После этого узнать цену будет негде — дальнейшая судьба вложенных денег больше не будет касаться биржи.

график MOEX

Рыночный риск

Помимо кредитного риска есть еще и рыночный риск. Это риск изменения ситуации на финансовом рынке, в частности — риск изменения процентных ставок в экономике.

Этот риск одинаково влияет и на государственные, и на корпоративные облигации. Он связан со ставками в экономике: если они падают, то облигации дорожают, а доходность падает. И наоборот.

Как реализуется рыночный риск

Представим, что 31 октября 2014 года мы инвестировали в гособлигации со сроком погашения один год и существующей на тот момент доходностью 9,5%.

Всего через полтора месяца, в черный вторник 16 декабря 2014 года, российский ЦБ на фоне обвальной девальвации рубля одномоментно поднимает ключевую ставку сразу на 6,5 процентного пункта до 17% годовых.

Ключевая ставка, помимо прочего, влияет на ставки вкладов и доходность многих других финансовых инструментов. Раньше у тебя, грубо говоря, были вклады под 9% и облигации под 9,5%. А теперь — вклады под 18% и облигации под 9,5%. Облигации с такой доходностью резко становятся невыгодными.

Если мы хотим теперь продать наши облигации, нужно предложить рынку какие-то конкурентные условия, то есть догнать по доходности 18%. Это можно сделать либо изменением суммы купона — то есть платить больше по долгу, — либо изменением стоимости самой облигации.

Сумму купона мы менять не можем, потому что мы не Минфин. Но мы можем поменять стоимость облигации, то есть продать ее дешевле, чем купили. Грубо говоря, купили мы за 999 рублей, а продавать будем за 990. Снижая цену, мы догоняем доходность до конкурентной.

Что в итоге: ставка выросла, конкуренция финансовых инструментов усилилась. Если теперь продавать наши облигации, придется терять деньги.

Другой вариант — держать облигации до погашения. То есть дождаться, пока придет срок расплаты, Минфин выплатит нам последний купон и вернет по 1000 рублей на каждую облигацию. Но доходность 9,5% годовых к моменту погашения может оказаться ниже рыночной.

Может быть и обратная ситуация: в том же декабре 2014-го люди с крепкими нервами могли купить уже знакомые нам ОФЗ 25080 с доходностью 18,73%. Это значит, что такая доходность будет всю дорогу, вплоть до погашения. По сравнению с нынешней доходностью 9% это щедро.

Я рассмотрел пример с гособлигациями, потому что исторические данные по доходности гособлигаций легко доступны на сайте Московской биржи. С корпоративными происходило то же самое.

Доходность после налогов

Эффективная доходность Тинькофф БО-7 по расчетам биржи составила 11,21%. Однако в отличие от государственных облигаций с купонов по корпоративным придется заплатить налог на доходы физических лиц ( НДФЛ ). Налоги вычтет эмитент или депозитарий, и к вам купон придет уже очищенный от налогов. И это кардинально меняет картину.


На что отдаем часть зарплаты

За вычетом НДФЛ эффективная доходность Тинькофф БО-7 составит около 9,20% годовых, а простая доходность — 8,63% годовых. Таким образом, НДФЛ резко приближает доходность корпоративного выпуска Тинькофф БО-7 к доходности государственных ОФЗ 25081. При этом разница в рисках существенная.

Не стоит забывать и про вклады. В зависимости от условий пополнения и капитализации ставка по депозиту в Тинькофф-банке на аналогичные 14 месяцев составит от 6,69 до 8,29% годовых.


И как вернуть деньги из лопнувшего банка

Депозит до 1 400 000 рублей под гарантией АСВ по надежности можно сравнить с ОФЗ . Депозит за пределами лимита АСВ по надежности можно сравнить с облигациями банка.

Совокупный объем облигаций, выпущенных по состоянию на 31 декабря 2018 года, составлял около 300 млрд долл. США (корпорации, государство, регионы и муниципалитеты). На облигационном рынке присутствует 350–450 активных заемщиков с потенциалом размещения 50–150 млрд долл. США в год. 1 Доля российского рынка облигаций в глобальном масштабе мала даже в сравнении с долей России в мировой экономике (0,5% против 1,5%). Это определяется несколькими факторами.

1 Исключая сверхкраткосрочные облигации со сроком погашения от одного до семи дней.

Во-первых, российский рынок облигаций относительно молод. Первые корпоративные облигации были выпущены лишь в конце 1990-х, существенно позже, чем стали широко использоваться другие способы финансирования. 2 Потребности большинства потенциальных заемщиков по-прежнему удовлетворяются в основном за счета выпуска акций и путем привлечения банковского кредита. В целом по экономике структура пассивов в разрезе финансовых инструментов выглядит так: 54/39/7 (акции/банковский кредит/облигации). У нефинансовых компаний это соотношение — 60/37/3, у финансовых — 58/32/10. Значительно более существенная распространенность банковского кредита отчасти связана с высокой концентрацией банковского рынка: существуют банки настолько крупные, что могут удовлетворить финансовые потребности даже крупнейших заемщиков. На сегодняшний день федеральное правительство — единственный крупный заемщик, использующий в целях привлечения финансирования в основном облигационный рынок.

2 Финансовые отношения, существовавшие в времена Советского Союза, были разрушены в процессе трансформации 1990-х.

Рисунок 1. Объем рынка облигаций (на конец года)


Источник: Банк России, Росстат, расчеты АКРА

Более или менее поступательное развитие российского рынка облигаций, 3 наблюдавшееся после перехода страны к рыночным отношениям, прерывалось минимум из-за трех поворотных событий.

3 Подробнее об ограничениях по темпам роста см. Мамонов М. Поиск оптимальной глубины и структуры финансового сектора с точки зрения экономического роста, макроэкономической и финансовой стабильности / Деньги и кредит. Научный журнал. — 2018. — Т. 77 № 3. — С. 89–123.

1. Кризис государственного долга 1998 года. Два внешних шока (азиатский финансовый кризис 1997-го и последовавшее за этим снижение спроса и цен на нефть и цветные металлы) привели к тому, что Россия израсходовала значительную часть международных резервов. Это снизило возможности государства по поддержанию фиксированного валютного курса и обслуживанию долга (на тот момент он имел крайне незначительные сроки до погашения). 17 августа 1998 года российское правительство девальвировало курс рубля в четыре раза (до этого действовал режим регулируемого плавающего курса, близкий к режиму фиксированного курса обмена валют), отказалось от обслуживания внутреннего долга и объявило мораторий на погашение внешнего долга. В результате как резиденты, так и нерезиденты утратили уверенность в кредитоспособности подавляющего большинства российских контрагентов. Это привело к тому, что минимум в течение двух лет финансовый рынок страны не развивался.

3. Санкции США и ЕС, введенные в 2014 году и позднее (ограничивают внешние заимствования и экспорт-импорт для отдельных компаний). Большинство компаний, находящихся под санкциями, изменили свою политику заимствований: доля внешнего долга у них значительно упала (впрочем, этот тренд был характерен и для тех, в отношении кого санкции не были введены). Поскольку в отношении таких компаний теоретически могут вводиться ограничения по любым взаимодействиям с компаниями из США, структура их долга может и далее меняться, учитывая потенциальную угрозу введения вторичных санкций на компании вне США за операции с ними. По состоянию на начало 2019 года 57% долга российского корпоративного сектора и 16% пассивов банковского сектора находятся на балансе компаний, в отношении которых были введены санкции. Дальнейшие изменения ситуации с санкционным режимом являются важнейшим фактором для развития долгового рынка и изменения структуры заимствований.

Организация выпуска облигаций, структура первичного и вторичного рынков

Доля необлигационных долговых инструментов (таких как векселя) в совокупном объеме долговых финансовых инструментов как правило не превышает 5%.

Большинство облигаций в России выпускаются и обращаются на организованном биржевом рынке, хотя эмиссия и обращение данных бумаг возможны и без прохождения процедуры листинга (см. табл. 1). С 2014 года биржевые облигации практически полностью вытеснили классические корпоративные облигации (более 80–85% новых выпусков по объему), что связано в основном с их более быстрой и удобной регистрацией. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых облигаций, призванных заменить собой векселя, — до сих пор особой популярности не приобрели.

Читайте также: