Смешное и печальное в романе хитроумный идальго дон кихот ламанчский сервантеса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Благородный безумец Дон Кихот и его здравомыслящий Санчо Панса дополняют друг друга. Санчо Панса восхищается своим хозяином, потому что видит, что Дон Кихот так или иначе возвышается над всеми, кого встречает, в нем торжествует чистый альтруизм, отказ от всего земного. Безумие Дон Кихота неотделимо от его мудрости, комизм в романе — от трагизма, это выражает полноту ренессансного мироощущения. Дон Кихот стремиться к тем рыцарским идеалам благородства, чести и мужества, о которых он так много читал в книгах, но при этом он совсем забыл о той жестокой реальности, которая его окружает. В своем воображении он строит красивую рыцарскую иллюзию, но она так сильно расходится с реальной жизнью. Ему и в голову не придет, что все эти рыцарские романы просто вымысел.

Дон Кихот предстает как мелкопоместный дворянин, который проживает в скромной провинциальной деревушке. Он с гордостью хранит свое родовое копье и щит, а в праздничные дни расхаживает при всем параде. Сам он тощ как скелет и кляча у него на дворе тоже тощая, при этом большинство своих средств он тратит на еду. С упоением он читает рыцарские романы, и даже настолько сильно увлекается этим занятием, что не только забросил охоту и хозяйство, но и даже продал кусок земли, чтобы купить себе новых рыцарских книг. Зачитываясь этими романами, он забывает часто о сне и об обеде. В итоге это увлечение привело к тому, что он настолько сжился с выдуманными историями, что незаметно стал их частью. Он перестал воспринимать мир как реально существующий, целыми ночами он пытался разгадать смысл написанных авторами рыцарских романов фраз, которые были лишь просто красиво припудрены, но сами по себе абсолютно бессмысленны. Лишь иногда его несколько смущали те несуразности, которые он встречал в романах, но это вовсе не мешало ему продолжать предаваться чтению. Он настолько бредил рыцарскими историями, что совсем сошел с ума, вообразив себя одним из них. Он возомнил себя единственным спасителем, борцом за справедливость и славным воином, но все это сводит его образ лишь к комичности. Причина заблуждений Дон Кихота кроется в его уходе от реальности, в неизменности и несовершенстве окружающего мира. Он видит себя частью того рыцарского романа, забывая о том, что только в книгах раны не остаются, а в жизни они болят и кровоточат.

Немедленная жажда приключений подтолкнула Дон Кихота к сражению с ветряными мельницами, которых он вообразил великанами. Не мудрено, что в этой битве пострадал только он сам. Дон Кихот, борясь с этим мнимым врагом, которого он выбрал в качестве своей жертвы, выглядит смешно и глупо, поскольку эта борьба абсолютно не имеет смысла, она ни к чему не приводит. Ветряные мельницы здесь представлены в качестве прообраза вечных жизненных процессов на Земле. Ведь борьба с ними также лишена всякого смысла, при этом она нанесет вред только самому борцу, но ни коем образом не нарушит и не изменит всего вечного. Поэтому можно сколько угодно вести споры о жизни, философствовать, молоть и молоть слова, фразы, мысли, словно те самые зерна в мельнице, но все же изменить бесконечные жизненные явления, с которыми мы сталкиваемся, невозможно. Это бессмысленно. Здесь, как мне кажется, кроется такая мысль: придумывая себе мнимые и бессмысленные идеи, цели, мечты, мы переносим их в реальную нашу жизнь и сами того не замечаем, как наделяем эту нашу жизнь смыслом и заполняем ту самую пустоту, которая, как не парадоксально, мешает нам спокойно жить.

Стремление Дон Кихота защищать добро и прославлять справедливость привело к тому, что он освободил приговоренных к галерам пленников. Вместо благодарности они забросали его камнями, вознаградили его побоями и отобрали камзол. Те благородные стремления и добрые намерения Дон Кихота, которые он прославляет, не осуществились, поскольку каторжники получили по заслугам, и их несвобода – это свобода для остальных людей от того зла, что они совершили. Освобождая же этих немногочисленных каторжников, наш рыцарь подвергает опасности многих других честных людей. Это и подтверждают скорые избиения неблагодарных освобожденных.

В схватке со львами странствующий рыцарь Дон Кихот готов пожертвовать жизнью во имя своих безумных идей. Но даже лев повернулся, показав славному идальго зад, и затем спокойно лег, не обращая на безумного рыцаря никакого внимания. Томас Манн охарактеризовал это приключение как кульминацию романа Сервантеса. Здесь наблюдается пик бесстрашия и храбрости Дон Кихота, его глупости и нелепости. В этом подвиге нет стремления искоренить зло и восстановить справедливость. Наш рыцарь напрасно геройствует, подвергая свою жизнь опасности. Отвернувшийся лев здесь оказался куда мудрее, чем наделенный способностью думать человек. Благоразумный сторож также отказывается от просьбы Дон Кихота, отговаривая его от нелепой идеи будить в звере злость. Здесь в полной мере раскрывается характер Дон Кихота: он мужественен, храбр, отчаянно верен законам рыцарства, при этом настолько глубоко погружен в свой воображаемый мир, что напрочь лишен чувства самосохранения, которое так свойственно всем живым организмам в природе.

Список используемой литературы:

Мы почти ничего не знаем про Дона Кихота, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного старого щита, копья, худой клячи и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор. Но на наших глазах герой перевоплощается в безрассудного рыцаря.

Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано представил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему по нраву не только рыцарские приключения, но и высокая цель борьбы с злом. И тогда он пытается покорить своей выдумке обиходность. Мир реальный вытесняется миром фантастическим. В его воображению кобыла становится боевым конем, а сам он — бедный дворянин — странствующим рыцарем, защитником обездоленных.

Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комичным, когда он ведет бой с мельницами, видя в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребенком в своем понимании действительности. Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет. В эпизоде с побитым мальчиком-пастухом Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагическим. Мальчик — от побоев богатея, который не платит ему деньги за работу, Дон Кихот, — от своей слепой веры в человека.

Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не нуждается в наказании своих обидчиков, он требует от Дон Кихота денег за ночевку.

Во время противопоставления автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.

И хотя поединок со львом тоже выглядит комично, герой появляется перед нами человеком очень смелым, однако он живет в фантастическом вымышленном мире.

Кульминационным моментом столкновения его с действительностью становится пребывание в герцогском замке. Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Пансы и разбойника Роне Гинари, которые не доставляли ему ни моральную, ни физическую боль. А образованные и утонченные вельможи издеваются над рыцарем. В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила. Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а впоследствии доставили и физическую боль, натравив разъяренных кошек, и побили.

Но разочарование рыцаря появилось значительно позже, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не боряться со злом и не пытаются его искоренить.

Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в возрастах. А еще остается с нами его хорошая мудрость:

Мигель де Сервантес Сааведра задумывал роман о Дон Кихоте как пародию на рыцарские романы, заполонившие средневековую Испанию. Но пародии, как считают критики, не получилось. Получился роман, не похожий ни на один из существовавших в те времена, – роман о наивном, благородном, полусвихнувшемся человеке, возомнившем себя рыцарем, роман о том, как к фантазерам и чудакам, живущим в нереальном мире, относятся реальные люди и каково им в реальной жизни.

Перед нами – Дон Кихот, человек, начитавшийся романов о рыцарях, их подвигах и прекрасных

дамах. Слегка повредившись в уме именно из-за этих книг, идальго надевает доставшиеся ему от предков доспехи, шлем, называет своего старого коня Росинантом, а себя – Дон Кихотом Ламанчским, выбирает своей дамой сердца некую Дульсинею Тобосскую и, как истинный рыцарь, едет верхом на своей кляче навстречу приключениям. Приключения не заставили себя долго ждать: над витиеватыми фразами идальго смеются на постоялом дворе, где он остановился переночевать; купцы, которых рыцарь убеждает признать Дульсинею Тобосскую самой красивой женщиной на свете, колотят его.

Вернувшись в родное село, Дон Кихот находит

себе “оруженосца” – пахаря Санчо Пансу, и приключения продолжаются. Рыцарь дрался с ветряными мельницами, которые принял за великанов; едва не покалечил многих баранов из стада, которое померещилось ему вражеским войском; освободил каторжников; начал писать стихи и посвятил их своей даме… Много еще “подвигов” совершил Дон Кихот.

И умер не на поле боя, а дома, в своей постели, в здравом уме, ругая те самые романы, которые “сделали” его рыцарем.

Смешон? Да, внешне герой очень смешон. Комичны его речи, его поступки, его внешность. Но чаще всего он вызывает жалость и добрую грусть.

В душе идальго бескорыстен, он гуманен и благороден. Он верит в то, что может искоренить зло, и это совсем не смешно. Как огорчается Дон Кихот, когда, встретив мальчишку-пастуха, за которого он вступился перед злым крестьянином, узнает, что этого пастушонка хозяин все-таки избил – и именно из-за вмешательства рыцаря!

Дон Кихот часто бывал оскорблен в своих лучших чувствах. Все, что ни пытался он сделать хорошего, доставляло людям только неприятности. Ради других он жертвовал собой, но никакой благодарности за это не получал.

И махнул на все рукой.

Образ этого несуразного, вызывающего улыбку самоотверженного рыцаря стал одним из вечных образов мировой литературы. А если так – то не столь уж он смешон, этот добрый, честный и наивный защитник угнетенных!

Дон Кихот. Шедевр мировой литературы в одном томе

Дон Кихот. Шедевр мировой литературы в одном томе Мигель де Сервантес Твердый переплет 774 ₽ Добавить в корзину В корзину

Пародия на рыцарские романы

На страницах романа то и дело возникают ситуации, свойственные произведениям о странствующих воинах. Однако, как заметил литературовед Борис Пуришев, Сервантес вынимает их из романтической среды и погружает в прозаическую действительность Испании XVII века, которая требует от Рыцаря Печального Образа не подвигов во имя любви, а выпавших зубов:

Сниженный юмор

Автор не стесняется шуток и эпизодов, подходящих скорее портовым анекдотам, нежели литературе мирового уровня. В его романе герои блюют друг на друга, громко испражняются и мечтают не только прославлять барышень в своих подвигах, но и уединяться с ними в грязной комнатке трактира.

Филологи предпочитают либо обходить стороной тему скабрезного юмора, либо говорить о нем вскользь. И зря, ведь он несет в себе немалую смысловую нагрузку. Во-первых, грубоватые шутки могли привлечь больше читателей-современников Сервантеса, как сегодня легкая литература опережает по продажам интеллектуальные опусы. А во-вторых, они усиливают пародийный элемент.

Цветистость речи

Портовые шутки нередко звучат на фоне великолепных тирад самого Дон Кихота и многословных авторских ремарок, что усиливает эффект пародийности и двойственности повествования:

Бытовые детали

Но если сражения с ветряными мельницами выглядят скорее мило и по-своему романтично, то посвящение Дон Кихота в рыцари в замке-трактире не оставляет никаких шансов воспринимать происходящее всерьез:

Дон Кихот

Дон Кихот Мигель де Сервантес Твердый переплет 412 ₽ Добавить в корзину В корзину

Читайте также: