Русский утопический социализм кратко 19 век

Обновлено: 05.07.2024

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крестьянских масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религиозных ересях и др. В русской общественной мысли конца 18 - начала 19 веков предшественниками утопического социализма были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи западноевропейского утопического социализма, проникавшие в Россию с конца 18 века, получили особенно широкое распространение в 1830-1840-х годах.

Социалистические мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в начале 1830-х годов под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистической традиции русской общественной мысли. Незрелость социально-экономических и политических отношений в России нашла выражение в том, что ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского утопического социализма (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религиозную форму направление утопического социализма продолжало существовать и позже - у некоторых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского общества и даже у некоторых народников.

В 40-е годы 19 века наиболее яркие представители русского утопического социализма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное философское основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологическая идея природы человека, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Русские утопические социалисты сумели подметить некоторые существенные черты ограниченности западных систем утопического социализма, в частности присущий многим из них дух уравнительности.

А. И. Володин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973.


В 30 - 40-х гг. ХIX в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления:
1) охранительное (консерваторы);
2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство);
3) революционно-демократическое.

Консерваторы. Охранительное направление русской общественной мысли.

Са­мо­дер­жа­вие - опо­ра и га­ран­т со­хра­не­ния рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти, ее мо­гу­ще­ства и ве­ли­чия.

Пра­во­сла­вие - ос­но­ва ду­хов­ной жизни на­ро­да, его нрав­ствен­ной чи­сто­ты и устой­чи­во­сти.

На­род­ность - есте­ствен­ный союз пра­во­слав­но­го рос­сий­ско­го на­ро­да с са­мо­дер­жав­ным мо­нар­хом.

Западники и славянофилы. Либерально - оппозиционное направление русской общественной мысли.

И.С. Тургенев, В.С. Соловьев,

В.Г. Белинский, А.И. Герцен,

Братья Иван и Константин Аксаковы

Братья Пётр и Иван Киреевские

Европеизации России, Россия и Европа - части одного культурно - исторического целого

Два направления:

-либеральное (за мирное решение вопросов)

-отмена крепостного права

- реформирование сверху, были против революционных потрясений

Революционно-демократическое направление.

Русский утопический социализм.

Круж­ков­ский пе­ри­од ру­бе­жа 1820–1830-х гг.

Раз­ви­тие ра­ди­каль­но­го на­прав­ле­ния в 1840-х гг.

Выступал в защиту личности и её свободы, за демократические порядки в обществе. Основной движущей силой истории считал народ, хотя признавал роль великих деятелей. Враждебно относился к само­державию, крепостному праву, к реакционной идеологии господствовавших классов.

А.И.Герцен изложил концепцию русского социализма: самобытный путь России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Кре­стьян­ская об­щи­на, где от­сут­ству­ет част­ная соб­ствен­ность на землю и со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный дух кол­лек­ти­виз­ма, яв­ля­ет­ся ос­нов­ной ячей­кой бу­ду­ще­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го об­ще­ства.

Причины :

- слабое развитие капитализм

- отсутствие рабочего класса

- наличие сельской поземельной общины

Всё это позволит России миновать капитализм.

Начало деятельности кружка- 1845 г.

Лидеры: М.Б.Буташевич-Птерашевский, Н. Спеш­нев, А. Ха­ны­ков,

Н. Момбе­ли и Н. Гри­го­рьев,Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин

Состав: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты.

С 1849- начало создания тайной организации.

Выступали за свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод.

Цель: подготовка вооружённого крестьянского восстания.

Итоги:

-деятельность кружка прекращена

Таким образом, в период правления Николая I активизировалась общественная мысль, разные её течения и направления, что было вызвано выступлением декабристов и расправой над ними. Прогрессивные слои общества искали пути дальнейшего развития России. Одни объединялись в кружки, думали о будущем России, искали пути её развития, другие (петрашевцы, например) готовили вооружённое вступлении.

Идеи данного периода были рассмотрены следующими поколениями, некоторые из них были положены в основу народничества.

Шестидесятые годы отмечены появлением новых моментов в идейном содержании общественных движений. Этот период изобилует радикальными программами и не менее радикальными общественными акциями. В условиях пореформенной России идеи социализма — вначале сен-симонистского и фурьеристского, а затем и марксистского — впервые обрели относительно широкую и заинтересованную поддержку среди части интеллигенции, составленной из так называемых разночинцев — студентов, литераторов, молодых офицеров и других государственных служащих, как правило, недворянского происхождения, но были и примечательные исключения. Особенно заметен слой выходцев из семей священнослужителей (например, Чернышевский и Добролюбов), которых отличала жертвенная устремленность к защите униженных и обездоленных в сочетании с радикальной оппозицией помещичьему и бюрократическому произволу.

Социализм Герцена народнический и вместе с тем индивидуалистический — так оценивает взгляды Герцена Н. А. Бердяев. Его вера в крестьянскую общину во многом объясняется тем, что русский мужик, даже в крепостном состоянии, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Правда, он не делает при этом различения между личностью и индивидом, между человеком и гражданином, однако хорошо чувствует и передает опасность мещанства, торжествующего и угрожающего образованному меньшинству. Первый русский западник пережил глубокое разочарование в западном мещанстве, и это склонило его к сочувствию анархизму, а не демократии.

Таким образом, внутриобщинное регулирование самодостаточно, в нем гораздо больше разумности, нежели в правительственной регламентации, поскольку оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения.

Выход из такого положения один — в обеспечении союза и братства между людьми. Люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и средствами наук. В земледелии братство это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, а в промышленности — в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике или на этом заводе.

После первых шагов по осуществлению крестьянской реформы Чернышевский приходит к выводу о неспособности самодержавно-бюрократической организации к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию. В прокламациях к крестьянам, в обращении к русским конституционалистам у него представлен широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в устройстве общества и государства: свободная от бюрократического гнета и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН)

46 РАННИЙ СОЦИАЛИЗМ. ПУТИ РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА (А. И. ГЕРЦЕН, П. Л. ЛАВРОВ, П. Н. ТКАЧЕВ, В. И. ЛЕНИН) Александр Иванович Герцен (1812–1870) – один из родоначальников концепции русского социализма. Герцен критиковал учение славянофилов. Он пришел к мысли, что русская деревенская

Знать надо русский, а не то хуже будет!

Знать надо русский, а не то хуже будет! На своем родном перекрестке останавливаю автомобиль. Проезд на красный сигнал светофора. Джигит, понимаешь ли! Жигуленок нагружен фруктами так, что брюхом по асфальту вот-вот чертить начнет. Ящиками заставлено все свободное

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание

Знать надо русский, а не то хуже будет. Окончание За рулем сидит человек неизвестной национальности. Мне неизвестной.Подхожу к машине:— Здравствуйте!— Моя по твоя не понимай!— Совсем никак?— Переводчика дай!Маленькое пояснение. Если водитель плохо говорит на русском,

48. Ранний социализм. Пути русского социализма (А. И. Герцен, П. М. Лавров, П. Н. Ткачев, В. И. Ленин)

Русский ресторан Как это было

Русский ресторан Как это было Вскоре я уже знал, что большое число русских приехали в Афины в конце восьмидесятых. В основном это были коммерсанты-теневики, которые, получив возможность покинуть страну, уехали за рубеж вместе с нажитыми капиталами. За ними потянулся

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы)

§ 6. Право было нарушено, но два братских народа — русский и украинский — продолжали дружить в рамках Союза ССР (60-80 годы) В связи с продлением срока аренды Черноморским флотом части территории Крыма на 25 лет возникают вопросы: если в Соглашении о продлении срока аренды

10. Французский социализм

10. Французский социализм XVIII век в Европе намного превзошел два предшествовавших ему столетия по количеству и уровню появившейся в этот век социалистической литературы разного рода. Из работ, носящих собственно теоретический характер, несомненно выделяются вышедшие во

8. Русский анархизм

8. Русский анархизм Русский анархизм представлен несколькими именами широкой европейской известности, среди которых в первую очередь следует назвать М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и Л. Н. Толстого. Русский анархизм во многом разделял идеи современных им европейских

Читайте также: