Нотариат и правосудие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Беньягуев Г.И., нотариус г. Мытищи МО, Московская областная нотариальная палата.

Большой радостью было для меня найти в сборнике "Концепция развития Российского законодательства", составленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, в разделе, написанном канд. юрид. наук Л.Ф. Лесницкой, в подразделе "Нотариат как правовой институт предупредительного правосудия", подтверждение всем тем идеям, которые предлагаются в готовящейся мной диссертации "Роль и значение нотариата в осуществлении превентивного правосудия". В то же время есть некоторые принципиальные пожелания и замечания.

  1. Необходимо закрепить в законе то, что нотариальная деятельность - это правосудие. Без этого нотариус и нотариальные акты не могут полноценно выполнять свою правозащитную функцию. К сожалению, ст. 118 Конституции Российской Федерации вопреки здравому смыслу требует осуществления правосудия только судом.
  2. Расширить перечень нотариальных актов, имеющих силу исполнительного документа. Статья 35 Конституции Российской Федерации также только суду делегирует право лишать имущества. Вряд ли возможно внести изменения в Конституцию по таким неглобальным поводам, но, используя подготавливаемый проект Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в РФ", можно минимизировать потери:

а) передать нотариат в ведение Верховного Суда Российской Федерации;

б) приравнять статус нотариуса хотя бы к статусу мирового судьи;

в) обжалование нотариальных актов приравнять к обжалованию решения суда.

Главной целью деятельности нотариуса является содействие установлению истины правосудием, защита законных интересов граждан, в том числе и от неправомочных посягательств государства, тем не менее нотариусы находятся хоть и не в прямом подчинении у органов исполнительной власти, но Министерство юстиции, а сейчас и Федеральная регистрационная служба, которой передан нотариат, в лице своих региональных органов проводят организационные, экзаменационные, контролирующие мероприятия, выдают лицензии и назначают на должность и соответственно имеют возможность осуществлять давление на теоретически независимых нотариусов.

До проведения судебной реформы в Российской Федерации сами суды были учреждениями Министерства юстиции, но получили настоящую независимость, когда была создана самостоятельная ветвь власти. К сожалению, никто не подошел системно к определению места нотариата, и он остался в ведении органов юстиции, а насколько логичнее и завершеннее была бы судебная реформа, если бы при Верховном Суде, наряду с Судебным, существовал Департамент нотариата.

Нотариат формировался и развивался параллельно с появлением и развитием судопроизводства для облегчения и обслуживания судебного разбирательства, поэтому естественно, что наиболее эффективно этот институт действует во Франции, Австрии, Дании и некоторых других развитых странах, где он входит составной частью в судебную ветвь власти и независим от органов исполнительной власти государства.

В Российской империи в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX в. было принято в 1866 г. "Положение о нотариальной части", по которому нотариус являлся судебным чиновником, совершал нотариальные действия практически точно такие же, с соблюдением той же процедуры, делал почти все то же самое, что делает современный нотариус. Процесс назначения на должность также почти такой же, существенная разница в том, что нотариатом в регионе ведал Губернский суд, который проверял квалификацию претендента, назначал нотариуса на должность, проводил проверку его работы. В уездах, где должность нотариуса была вакантна, нотариальные действия совершал мировой судья.

После революции 1917 г. нотариат упразднили на три месяца, потом восстановили, но уже как учреждения в органах исполнительной власти, то внутренних дел, то юстиции. Казалось бы, какая разница, в чьем подчинении нотариус, при совершении самого нотариального действия нотариус независим, снять его с должности может только суд за нарушение действующего законодательства, что уже само по себе позволяет не бояться виртуального начальства, а руководствоваться Конституцией, законами, подзаконными актами и своим правосознанием.

Есть одно большое но. Нотариус, действуя от имени государства, нередко принимает решения, как и судья, в условиях правового вакуума или коллизии, и здесь нотариус в гораздо худших условиях, так как вышестоящие инстанции суда - это те же судьи, только более опытные и квалифицированные, мыслят теми же категориями и подход к толкованию законодательства одинаковый. В том случае, если появляется какое-то узкое место в судебной практике, частые судебные разбирательства, порожденные недоброкачественной нормой, то суды высших инстанций своими разъяснениями, решениями или обращением в орган, принявший норму, легко устраняют эту проблему.

Нотариат брошен в этом отношении на произвол Министерства юстиции, в подчинении которого находится, он не имеет возможности участвовать в законотворчестве, нотариальная палата, членом которой по закону обязан быть каждый нотариус, по своей организационно-правовой форме - это просто общественная организация и, естественно, не принимает никаких норм, только может давать рекомендации и обращаться в Министерство, но там не всегда способны даже понять проблему, тем более найти верное решение.

Сейчас нотариат перешел в ведение Федеральной регистрационной службы. Начиная с 1997 г., когда начали появляться первые учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отдельных регионах, обозначился конфликт: нотариус независим, он удостоверяет договор так, как считает правильным, руководствуясь законодательством и своим правосознанием, а регистратор отказывается регистрировать сделку, руководствуясь тем же законодательством, но так, как оно толкуется правовым отделом регионального управления или правовым управлением Федеральной регистрационной палаты, которая входила в Министерство юстиции, а сейчас стала Федеральной службой, и, скорее всего, старый конфликт примет новые формы, легко прослеживается тенденция на лишение независимости и понижение статуса нотариата в России.

Ярким примером коллизии в области нотариата является исполнительная надпись. Это нотариальное действие, предусмотренное Федеральным законом "Основы законодательства РФ о нотариате", ст. 89 - 94, целая гл. XVI, ст. 89. "Для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность". Статья 90: "Перечень документов устанавливается Правительством Российской Федерации". С документом, на котором сделана исполнительная надпись, заинтересованное лицо может непосредственно обратиться к судебному приставу, если не может взыскать долг само. Наиболее часто встречающееся применение исполнительных надписей - это надписи на квитанциях из ломбарда и взыскание денежных средств с военнослужащих за полученное имущество.

Коллизия в том, что ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", таким образом Федеральный закон "Основы законодательства РФ о нотариате" заставляет нотариуса нарушать Конституцию РФ, более того, делегирует такое право нормативному акту меньшей юридической силы - постановлению Правительства РФ. Когда после вступления в силу ныне действующей Конституции РФ нотариусы стали отказываться совершать исполнительные надписи, этот вопрос начал активно обсуждаться, тогда один высокопоставленный чиновник Министерства юстиции направил письмо в Федеральную нотариальную палату о том, что обязанность нотариуса - совершать нотариальные действия, предусмотренные законом, а как они соотносятся с Конституцией РФ - это юрисдикция Конституционного Суда. Такое полное невежество и непонимание тех целей и задач, которые стоят перед нотариусом, со стороны вышестоящих инстанций было бы невозможно, если бы руководство нотариатом в стране осуществлял Верховный Суд. Вывод: урегулировать гражданские имущественные и неимущественные отношения так, чтобы не нашлось ни малейшего повода для обращения в суд, а если это произошло, то создать бесспорную доказательную базу для возможных в дальнейшем судебных разбирательств, уменьшая тем самым нагрузку на суды и облегчая задачу судьи при установлении истины и принятии решения, - вот главное, для чего существует нотариус, вот почему мы настаиваем на том, что нотариальная деятельность - это составная часть правосудия, предупредительное правосудие. Нотариат не должен функционировать в отрыве от судебной ветви власти, а просто обязан в целях повышения эффективности правосудия в нашей стране стать составной частью судебной системы.

Еще один показательный пример необходимости более тесного взаимодействия нотариата и суда. В настоящее время наибольшее количество дел, связанных с участием нотариуса в судах общей юрисдикции, - это дела о признании завещания недействительным. Так, меня только в декабре 2004 г. дважды вызывали для участия в судебное заседание, 17 декабря 2004 г. у мирового судьи пос. Софрино Пушкинского района Московской области, 22 декабря 2004 г. у федерального судьи Мытищинского района, одинаковые иски: пожилые люди, от общения с которыми близкие родственники давно отказались, завещали свои квартиры дальним родственникам или просто знакомым, которые им помогали, заботились или хотя бы дружили. После смерти завещателей наследники по закону, пропустив шестимесячный срок, обращаются к нотариусу и узнают, что свидетельство о праве на наследство уже выдано и у них нет никаких прав на имущество наследодателя. Адвокат разъясняет, что получить квартиру умершего можно, если удастся доказать, что в момент удостоверения завещания завещатель не осознавал, что он делает, ввиду хронического заболевания, приема лекарств, последствия операции и других причин, то есть был недееспособен.

Признание судом завещания недействительным подразумевает обвинение нотариуса в совершении преступления, либо злоупотребления, либо превышения полномочий, поэтому было очень странно, когда мировой судья, несмотря на мою настойчивость, отказался привлекать меня в качестве третьего лица, а лишь в качестве свидетеля, причем завещание удостоверялось более трех лет назад, я, естественно, не мог помнить ни завещателя, ни обстоятельств составления и удостоверения завещания, просто рассказал, как обычно это происходит, какие меры предпринимает нотариус для проверки дееспособности лица, обратившегося за составлением завещания. К судебному разбирательству привлекают врачей, экспертов, соседей, знакомых, зачастую дело рассматривается в нескольких инстанциях, проходят месяцы и годы.

После принятия части третьей ГК РФ процедура удостоверения завещания стала более разнообразной, теперь есть возможность привлекать свидетелей, подавать закрытое завещание, но, без всякого сомнения, существует необходимость доработки и совершенствования процедуры в целях уменьшения количества обращений граждан в суды с исками о признании завещаний недействительными, и если бы Верховный Суд обобщал не только судебную, но и нотариальную практику и регулярно направлял бы свои рекомендации и решения не только в суды, но и в нотариальные палаты, то судебная власть от этого только выиграла бы.

Еще одним ярким примером, однозначно указывающим на то, что нотариус отправляет правосудие и является активным участником судопроизводства, являются нотариальные действия по обеспечению доказательств, предусмотренные ст. 102, 103 Федерального закона РФ "Основы законодательства РФ о нотариате", "нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных и вещественных доказательств, назначает экспертизу". Привлекать свидетелей и экспертов нотариус может принудительно, через судебных исполнителей, о проводимом действии составляется протокол, причем, как и судья в судебном заседании, "нотариус предупреждает свидетеля и эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения. ", на протоколе свидетель и эксперт ставят свою подпись.

В настоящих условиях эти нотариальные действия почти не используются, большинство нотариусов не совершали их никогда, а я за девять лет работы делал только четыре раза. Последний раз это было, когда один адвокат, не имея возможности закрепить показания свидетеля в интересах своего клиента, так как дело было закрыто, обратился ко мне для обеспечения доказательств, это классический и предусмотренный Законом пример, так как нотариус не имеет права обеспечивать доказательства по делу, которое находится в производстве суда или административного органа. Интрига в том, что дело, по которому свидетель давал показания, связано с убийством, то есть уголовное, а значит, участие нотариуса незаконно, пришлось адвокату придумывать возможность возникновения гражданского иска по надуманному поводу в рамках уголовного дела, чтобы я мог помочь закрепить показания свидетеля.

Иногда возникают ситуации, когда потенциальные участники судебного разбирательства, свидетели, потерпевшие или даже соучастники хотят дать показания в целях установления истины судом, но не могут или боятся появиться в суде: человек, который лежит в реанимации, скрывается от правосудия или от преследования своих компаньонов, противников, в том числе и за границей. Адвокаты в таких ситуациях часто имеют возможность получить какие-то достоверные сведения, но в суде они бесполезны, вот тут мог бы помочь нотариус, составив протокол допроса свидетеля или эксперта, и для судьи такой протокол являлся бы бесспорным доказательством. Конечно же требуются некоторые дополнения и изменения действующего процессуального законодательства и главное - признание нотариуса полноправным участником судопроизводства.

Самое последнее. Федеральная нотариальная палата, региональные нотариальные палаты, как и коллеги адвокатов, по организационно-правовой форме обычные общественные организации, что и неправильно, и незаконно.

Неправильно, потому что нотариат несет публично-правовые функции от имени государства, соответственно и статус должен быть другим, а незаконно, так как ни о какой добровольности, а это первый признак общественной организации, не может быть и речи, я, нотариус Мытищинского района Московской области, хотел бы выйти из общественной организации Московская областная нотариальная палата, но тогда по закону я автоматически теряю свою работу.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В современных условиях исследование особой роли нотариата в меха­низме реализации права приводит некоторых исследователей к выводу о его особом квазисудебном статусе как органа юстиции[62] и, соответственно, о юстициарной природе процедур совершения нотариальных действий40. Действительно, на первый взгляд деятельность нотариуса легко вписывается в процессуальную модель правосудия, в судебную процессуальную форму и позволяет говорить о нотариальном процессе как альтернативе судебному гражданскому процессу.

Справедливы указания на сходные черты, которых немало у нота­риата и правосудия. К таковым относятся как организационные, так и функциональные принципы (публичность, законность, независимость при решении дела).

Можно раскрыть три области, сближа­ющие нотариат с судами. Первая - публично-правовая сфера деятель­ности. И нотариат, и суды осуществляют свои полномочия от имени государства - РФ. Вторая - общность принципов ор­ганизации и деятельности нотариата и судов: законность, независимость, беспристрастность производства. Третья - общегосударственный статус нотариата и суда. Для суда характерен исключительно федеральный уровень правового регулирования, а для нотариата - преимуществен­но федеральный, обеспечивающий сохранение единого правового про­странства на территории РФ.

На самом деле здесь только поверхностное сходство. Нотариус же руководствуется мерами законности и достоверности факта, о которых он судит только по представленным ему документам и действиям заинтересованных лиц[63]. При этом существенна позиция самих сторон, вполне разделяющих позицию нотариуса по своему делу и только этим оправдывающих его вмешательство в их частные дела. Любые признаки несогласия сторон по обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешаемого нотариусом дела, есть непреодолимое препятствие при выполнении их просьбы по совершению искомого нотариального действия. Поэтому нотариальное производство только внешне может напоминать правосудие, т.е. только как процедура правоприменения, и не более того. Вместе с тем вполне допустимо вести речь о существовании нотариального процесса как особой процессуальной формы применения права, разрешения юридических конфликтов и предупреждения правонарушений. Более того, нет никаких методологических препятствий к тому, чтобы клас­сифицировать эту процессуальную форму в качестве разновидности гражданского процесса, формы несудебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Следовательно, это означает, что нотариат близок по своим свойствам к судам, но еще не превращает его в орган правосудия и тем более не включает его в судеб­ную систему.

Не к правосудию, а к управленческой деятельности в рамках добровольной подсудности относится разбирательство дел об одобрении сделок и назначении либо увольнении представителей, управляющих и ликвидаторов; увольнение, однако, представляет собой акт правосудия, если оно производится по указанному заявителем основанию, признаваемому имеющим существенное значение для увольнения. Но основной разновидностью управленческой деятельности в сфере добровольной подсудности является, конечно, ведение публичных книг и реестров.

По признанию немецких юристов, эта классификация дел добро­вольной подсудности с точки зрения практики большого значения не имеет, т.к. законодатель четко определяет круг дел добровольной подсудности и устанавливает соответствующие процедурные правила раз­решения каждого из них.

Сказанное выше убедительно свидетельствует, что германская юри­дическая доктрина не относит нотариальную деятельность ни к право­судию вообще.

Конечно, вряд ли было бы правильным отрицать сходство многих составляющих судебной и нотариальной деятельности:
- во-первых, суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере, осуществляя свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени Российской Федерации.

- во-вторых, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, для них в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства и нотариального производства;
- в-третьих, важен общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а нотариат, согласно ст. 72 Конституции РФ, - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем правовое регулирование на федеральном уровне является преимущественным и в нотариате. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются цементирующими факторами сохранения единства России и существования единого правового пространства, обеспечивающего общий стандарт юридической защиты прав граждан и организаций.

В то же время между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое может осуществляться только судом. Судебные функции носят исключительный характер и, согласно ст. 118 Конституции РФ, осуществляются только судами. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властью объективирует государственную власть Российской Федерации. Что касается деятельности нотариуса, то она является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте.
Различна степень обязательности судебных и нотариальных актов. Судебные решения, постановления и определения имеют обязательный характер, и их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства. Нотариальные акты, за крайне редким исключением, установленным ФЗ "Об исполнительном производстве" (нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи), исполнительной силы не имеют, и принудить к исполнению другую сторону нотариального действия может только суд.

Судебная деятельность полностью финансируется за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятельности государственных нотариусов. Что касается небюджетного нотариата, то он строится по принципу самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства.


И.В. МОСКАЛЕНКО, кандидат юридических наук, доцент, нотариус Исследование роли нотариата в механизме реализации права приводит некоторых юристов к выводу об особом квазисудебном статусе органа юстиции[1] и соответственно о юстициарной природе процедур совершения нотариальных действий[2]. Действительно, на первый взгляд деятельность нотариуса легко вписывается в процессуальную модель правосудия, в судебную процессуальную форму, что позволяет говорить о нотариальном процессе как альтернативе судебному гражданскому процессу[3].

И.В. МОСКАЛЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент, нотариус

Исследование роли нотариата в механизме реализации права приводит некоторых юристов к выводу об особом квазисудебном статусе органа юстиции[1] и соответственно о юстициарной природе процедур совершения нотариальных действий[2]. Действительно, на первый взгляд деятельность нотариуса легко вписывается в процессуальную модель правосудия, в судебную процессуальную форму, что позволяет говорить о нотариальном процессе как альтернативе судебному гражданскому процессу[3].

Указания на сходные черты нотариата и правосудия (организационные и функциональные принципы: публичность, законность, независимость при решении дела[4]), бесспорно, справедливы, но на самом деле сходство это оказывается поверхностным. Чтобы охарактеризовать нотариат как разновидность правосудия, не достает малого: суждения справедливости. Но в этой малости как раз и заключено зерно правосудия, призванного к воздаянию справедливости путем отыскания истины в конфликтах о праве. Нотариус же руководствуется мерой законности и достоверности факта, о которой он судит только по документам и действиям заинтересованных лиц[5]. При этом существенна позиция самих сторон, вполне разделяющих точку зрения нотариуса по своему делу и только этим оправдывающих его вмешательство в их частные дела. Любые признаки несогласия сторон по обстоятельствам, имеющим существенное значение для разрешаемого нотариусом дела, есть непреодолимое препятствие для выполнения их просьбы, для совершения искомого нотариального действия. Другими словами, нотариальное производство внешне напоминает правосудие только как процедура правоприменения, и не более того.

Вместе с тем вполне допустимо вести речь о существовании нотариального процесса как особой процессуальной формы применения права, разрешения юридических конфликтов и предупреждения правонарушений[6]. Более того, нет никаких методологических препятствий к тому, чтобы классифицировать эту процессуальную форму в качестве разновидности гражданского процесса, формы несудебного рассмотрения и разрешения гражданских дел[7].

В отличие от этого в Германии, например, и суды, и нотариусы причастны к рассмотрению и разрешению дел охранительного производства, буквально именуемых делами добровольной подсудности. Там еще в 1898 году был принят Закон о делах добровольной подсудности (последние изменения — в марте 2005 года), процедурные нормы которого одинаково применяются и судами, и нотариусами при разрешении дел этой категории[18]. Сами дела добровольной подсудности настолько многочисленны и разнообразны, что для их характеристики невозможно выделить какие-то точные классификационные признаки. Добровольная подсудность в германском праве включает в себя разные юридические институты, общим для которых является только то, что речь идет о гражданско-правовых делах, юридическое разрешение которых в силу указания закона требует участия государственного правоохранительного органа (Rechtspflegeorgane)[19]. Решающее значение поэтому имеет прямое указание закона, включающего тот или иной вид дел в категорию дел добровольной подсудности.

Классическими видами дел добровольной подсудности являются:

· дела по опеке (Vormundschaftssachen), попечительству и патронату (Betreuungs-sachen), а также принудительному помещению в лечебное учреждение (Unterbringungs-sachen) (§§ 35—70n FGG[20]);

· дела по актам гражданского состояния (PStG[21]);

· наследственные дела и дела о разделе имущества (§§ 72—99 FGG);

· дела по торговым реестрам (§§ 125—158 FGG), реестрам кооперативов, судовым реестрам (реестру морских судов, реестру каботажных судов, реестру строящихся судов (SchiffRegO)), залоговому реестру воздушных судов, реестрам союзов, реестру супружеского имущества и по регистрациям в поземельной книге;

· деятельность нотариусов по удостоверению актов.

Деятельность по рассмотрению и разрешению этих дел именуется так же, как и деятельность в рамках юридического обеспечения (Rechtsfьrsorge) или превентивного юридического обслуживания (vorsorgenden Rechtspflege)[22].

Однако наряду с этими к делам добровольной подсудности также отнесены:

· чисто исковые дела частноправового характера, в которых стороны выступают друг против друга с прямо противоположными интересами, и суд постановляет решение о субъективных правах сторон (например, дела о квартирной собственности, возникающие по основаниям, предусмотренным в § 37 Закона о квартирной собственности; дела о правах на квартиру и предметы домашнего хозяйства бывших супругов (§ 13 HausratsVO[23])).

Квартирная собственность, или собственность на квартиру (Wohnungseigentum — не путать с жилой собственностью — Wohneigentum), в праве Германии представляет собой специфическую форму собственности на одну отдельно взятую квартиру, находящуюся внутри здания, состоящего из нескольких квартир (в многосемейном жилом доме). Причина появления специальной формы собственности заключается в том, что Гражданскому уложению Германии неизвестны различия между земельным участком и расположенными на нем строениями: дом прочно связан с земельным участком не только фактически, но и юридически как недвижимая вещь. Вместе с тем, чтобы предо-ставить возможность приобретать в собственность отдельные квартиры либо иные обособленные (abgegrenzten) части здания, был разработан Закон о квартирной собственности (Wohnungseigentums-gesetz). Юридическая конструкция квартирной собственности покоится на том, что собственность на земельный участок поделена на число имеющихся либо запланированных долей (квартир), и каждый собственник приобретает долю в общей собственности на этот участок. Каждая доля в общей собственности соотносится таким образом с собственной недвижимой вещью, которая в качестве самостоятельного объекта отдельно учитывается в поземельной книге (в особом ее разделе — квартирной поземельной книге). Она может отчуждаться либо обременяться ипотекой, т. е. отдаваться в залог независимо от других долей. В результате обращение взыскания на одну долю не оказывает никакого влияния на остальных участников общей собственности.

Квартирная собственность, таким образом, обязательно включает в себя: долю в общей собственности на земельный участок (МЕА), выраженную дробью (чаще всего в виде нескольких 1/1000 долей, а в больших жилых зданиях — даже в виде нескольких 1/10 000 долей); специальную соб-ственность, т. е. закрепленную (приписанную — zugeschriebenen) квартиру.

Кроме того, доля в общей собственности может быть связана также с особым правом пользования, например, местом для парковки автомобиля на земельном участке либо с долевой собственностью вместо собственности квартирной, соотносимой с определенными помещениями, не предназначенными для проживания (подвальные помещения, гаражи либо мастерские).

Раздел здания (Die Aufteilung des Gebдudes) и внутренние взаимоотношения собственников регулируются нотариально удостоверяемой декларацией о разделе (Teilungserklдrung — § 8 Закона о квартирной собственности — WEG). Эта декларация содержит текстуальное описание отдельных квартир и, кроме того, план всего здания, на котором обозначены квартиры. Она подается собственником земельного участка в ведомство поземельной книги и указывает, что собственность на земельный участок поделена на доли сособственников, которые связаны с особой собственностью (правами квартирной собственности). Обычно (но не обязательно) доля в общей собственности соответствует площади квартиры.

Декларация о разделе является вещно-правовым основанием возникновения квартирной и общей собственности (§ 2 WEG). Из декларации можно узнать, какие части здания находятся в собственности конкретных лиц, а какие являются общей собственностью;

· публично-правовые споры, в которых участвуют, с одной стороны, заинтересованное лицо, а с другой — публично-правовая корпорация или официальная инстанция и в которых речь идет о защите публично-правовых субъективных прав (например, обжалование административных актов в соответствии с § 37 и последующими Федерального закона об адвокатуре (Федерального адвокатского устава) и § 111 Федерального нотариального устава).

Таким образом, добровольная подсудность в германской правовой системе выступает в качестве превентивной правовой охраны (vorsorgende Rechtspflege) в сфере оборота частных прав (im Bereich des Privatrechts-verkehrs)[24], а нотариальные удостоверительные действия составляют малую часть охранительного производства по Закону о делах добровольной подсудности и выступают составной частью превентивного правоохранительного обслуживания. Нотариусам в этой связи позволено также выполнение следующих действий:

· наложение запретов на распоряжение имуществом (dingliche Belastung);

· исполнение договоров продажи земельных участков (Grundstьckskaufvertrдge);

· удостоверение корпоративных договоров;

· удостоверение сделок дарения.

Немецкие юристы достаточно рано осознали необходимость различать здесь предмет деятельности (дела добровольной подсудности, не поддающиеся строгой классификации) и форму деятельности — процедуру рассмотрения и разрешения этих дел[25].

Принадлежность к исковому производству не исключает того, что речь может идти о деле, которое по своей структуре должно относиться к делам добровольной подсудности[26]. В Германии судам помимо правосудия по гражданским делам приходится заниматься и другими видами судебной деятельности, характеризующимися судейской спецификой, т. е. осуществляемыми независимо и на основе подчинения только праву и закону. К правосудию, однако, в немецкой юридической науке относятся только те виды судебной деятельности, в процессе которых принимаются собственные (verselbstдndigte) и императивные (Feststellungen) решения о правах и правоотношениях, имеющие силу нормы материального права[27].

Тем самым правосудие образует в герман-ском правопорядке ядро искового производства, но не ограничивается им, а еще и присутствует при рассмотрении отдельных дел добровольной подсудности (in Teilbereichen der freiwilligen Gerichtsbarkeit). К процедурам добровольной подсудности прежде всего относится не подчиняющаяся ничьим указаниям (weisungsunabhдngige) деятельность судьи, предметом которой являются частноправовые субъективные права и правоотношения, но которая представляет собой не правосудие, а управленческую деятельность[28]. Особенностью этой управленческой деятельности является ее направленность на частноправовые отношения. На данное обстоятельство указывает и характеристика (Bezeichnung) ее как превентивной правоохранительной деятельности (vorsorgende Rechtspflege)[29].

4 См.: Денисова Н.Э. Нотариат в Российской Федерации: Учеб. — М.: Проспект, 2003. С. 10.

6 См.: Алешина Т.Я. Нотариальные акты как форма реализации права // Вопросы теории государства и права. Вып. 1. — Саратов. 1998. С. 122—127; Она же. Нотариальный процесс как условие и форма реализации права // Вестник Саратовской государственной академии права. № 4 (19). — Саратов. 1999. С. 77—80; Зацепина С.А. Нотариат в системе гражданской юрисдикции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002; Калиниченко Т., Неволина И. Доказательства в нотариальном процессе // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 43—45.

7 См., например: Треушников М.К. Указ. раб. С. 35—36; Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: Учеб. — М.: Норма, 2004.

8 Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.Н. Аргунов, Ю.Н. Власов, В.М. Левшина и др.; Под ред. В.Н. Аргунова. — М.: Спарк, 1996.

9 Это обстоятельство в разные времена приводило к возложению на суд функций надзора за нотариатом (Франция, Россия и др.) и даже функций самого нотариата (Англия, Россия). Впрочем, полномочий суда всегда достаточно для того, чтобы любому юридическому акту придать свойство определенности и публичной достоверности, и, вероятно, только необходимость в разделении труда и прогресс гражданских свобод исторически препятствовали превращению нотариата в судебную канцелярию. Однако рудименты нотариальных функций у судов сохраняются (в России —выдача приказов на принудительное осуществление бесспорных прав, в Германии — хранение, вскрытие и оглашение завещаний, обеспечение сохранности наследства и т.п.).

10 Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. проф. М.К. Треушникова. — М.: Юриспруденция, 2002. С. 7.

11 Жуйков В.М. Указ. ст. № 6. С. 33.

13 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

16 Жуйков В.М. Указ. ст.

17 Нотариальная деятельность, в отличие от правосудия, не обладает свойством исключительности, поскольку может осуществляться побочно различными уполномоченными (государственными органами и должностными лицами). В этом нельзя не согласиться с Н.Э. Денисовой (см. указ. соч. С. 10), но нельзя и принижать значение их принципиальной общности в сфере гражданской юрисдикции, роднящей правосудие с нотариатом и отделяющей их как от исполнительной власти, так и от правоохранительных органов.

18 Вероятно, данное обстоятельство в немалой степени способствовало формированию в российской процессуальной теории представления о правосудной сущности нотариальной деятельности в Германии.

20 Gesetz uber die Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit — Закон о делах добровольной подсудности.

21 Personenstandsgesetz — Закон о гражданском состоянии от 3 ноября 1937 г. (RGBl. IS. 1146).

23 Hausratsverordnung — Постановление о пользовании супружеской квартирой и предметами домашней обстановки от 21 октября 1944 г.

24 См.: Ott C. Freiwillige Gerichtsbarkeit in Europa — Okonomische Analysen und Perspektiven // Notar. 2003. № 4. S. 159.

25 См.: Festschrift fur Justus Wilhelm Hedemann zum sechzigsten Geburtstag am 24. April 1938 / Hrsg.: Roland Freisler; George Anton Loning; Hans Carl Nipperdey. — Jena, 1938. S. 191, 195.

26 См.: Bumiller U., Winkler K. Freiwillige Gerichtsbarkeit: Gesetz uber die Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit / erl. von Ursula Bumiller; Karl Winkler. 7., uberarb. Aufl. / Beck'sche Kurz-Kommentare. Bd. 33. Munchen, 1999. § 1. Rn. 2; Habscheid W. J., Lent F. Freiwillige Gerichtsbarkeit: ein Studienbuch. 7., neubearb. u. erw. Aufl. d. von Friedrich Lent begr. Werkes (Juristische Kurzlehrbucher). — Munchen, 1983. S. 28.

27 См.: Festschrift fur Friedrich Lent: Zum 75. Geburtstag, 6.1.1957 / In Gemeinsch. mit . hrsg. von Leo Rosenberg u. Karl Heinz Schwab. — Munchen; Berlin, 1957. S. 24.

28 См.: Festschrift fur Justus Wilhelm Hedemann zum sechzigsten Geburtstag am 24. April 1938. / Hrsg.: Roland Freisler; George Anton Loning; Hans Carl Nipperdey. — Jena, 1938. S. 197; Bumiller U., Winkler K. Freiwillige Gerichtsbarkeit: Gesetz uber die Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit.

29 См.: Habscheid W. J., Lent F. Freiwillige Gerichtsbarkeit: ein Studienbuch. 7., neubearb. u. erw. Aufl. d. von Friedrich Lent begr. Werkes (Juristische Kurzlehrbucher). — Munchen, 1983. S. 32; Ott C. Freiwillige Gerichtsbarkeit in Europa — Okonomische Analysen und Perspektiven // Notar. 2003. № 4. S. 160.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: