Русский социализм 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В РОССИИ. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крестьянских масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религиозных ересях и др. В русской общественной мысли конца 18 - начала 19 веков предшественниками утопического социализма были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи западноевропейского утопического социализма, проникавшие в Россию с конца 18 века, получили особенно широкое распространение в 1830-1840-х годах.

Социалистические мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в начале 1830-х годов под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистической традиции русской общественной мысли. Незрелость социально-экономических и политических отношений в России нашла выражение в том, что ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского утопического социализма (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религиозную форму направление утопического социализма продолжало существовать и позже - у некоторых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского общества и даже у некоторых народников.

В 40-е годы 19 века наиболее яркие представители русского утопического социализма (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное философское основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологическая идея природы человека, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Русские утопические социалисты сумели подметить некоторые существенные черты ограниченности западных систем утопического социализма, в частности присущий многим из них дух уравнительности.

А. И. Володин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973.

В исторической перспективе стремление Николая I и его идеологов установить полный контроль над обществом было безрезультатным. Именно в его царствование возникли и идейно оформились либеральное и революционно-социалистическое направления освободительного движения, развитие и взаимодействие которых вскоре стали определять судьбу русской мысли, состояние общественной жизни и, в конечном итоге, судьбу России.

Без социализма?

Зарождение новых рас

Зарождение новых рас Все человечество подходит к рубежу. Уже появилась надчеловеческая форма разума. Действует следующий за человеческим интеллект, имя коему – Сообщество Тени. И он пытается покорить человечество, превратив его в стадо домашних животных.Почему так

Зарождение литературы

Зарождение литературы Появление литературы в Риме, естественно, было связано с появле­нием письменности, а последней — с алфавитом, который очень рано, еще в дореспубликанскую эпоху, был заимствован римлянами от греков Южной Италии. Определить сколько-нибудь точно

Зарождение идеи

Зарождение идеи Впервые идея о возможности прослушивания советских подводных кабельных линий связи зародилась в конце 1970 года у уже упоминавшегося Джеймса Брэдли, начальника отдела подводных операций разведывательного управления ВМС США. Возможно, эта мысль у него

Зарождение флота

Зарождение флота Интерес к морской науке у Петра зародился в 1687–1688 гг., когда он услышал от князя Я. Ф. Долгорукого о существовании инструмента, измеряющего большие расстояния из одной точки. Астролябию (речь шла именно о ней) царю привезли вскоре из Франции. В поисках

Смута. Разрушители русского общества и русского города

2. Зарождение капитализма

2. Зарождение капитализма Торгово-ростовщический капитал Флоренции (знаменитая фирма Медичи) кредитовал шерстяную промышленность города. Флорентийские оптовые торговцы сукном располагали большими средствами и имели возможность закупать сырую шерсть в Англии и

Зарождение педагогики

Зарождение чиновничьего аппарата Русского государства. Генеалогические заметки[563]

Зарождение чиновничьего аппарата Русского государства. Генеалогические заметки[563] Проблема зарождения и эволюции государственного аппарата России и тесно связанная с ней проблема состава чиновничьего аппарата давно привлекала внимание исследователей. В силу

Зарождение человека – зарождение духовности

Зарождение человека – зарождение духовности Духовность – столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность – отличительная характеристика человека. Есть духовность – есть

§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества)

§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр Иванович Герцен (1812—1870). Главным для Герцена был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными

Возникновение революционно-демократического движения. В 1840-е годы в России появляется еще одна теория коренного переустройства жизни страны. Ее основателями и пропагандистами выступили люди, которых одни называли революционными демократами, другие — народными социалистами, третьи — социалистами-утопистами. Они не принимали самую суть государственного устройства страны, считали, что требуется полностью его изменить, и являлись сторонниками радикального, революционного переустройства общества.

Они беспощадно громили славянофилов и жестко критиковали западников. Им казалось, что идеальное государственное устройство в России следует утвердить на принципах, распространенных в русской деревне, в мире крестьянской общины. Там не было деления по имущественному признаку, вся земля (основная собственность) принадлежала всем (миру), а отношения между членами общины регулировались не столько государственными законами, сколько традициями и обычаями.

Известными деятелями этого направления общественной мысли являлись литературный критик В. Г. Белинский, писатель и философ А. И. Герцен, писатель и публицист Н. Г. Чернышевский.

Подобные сказочные теории, так манившие воображение людей, возникали постоянно. Некоторым казалось, что достаточно придумать справедливую форму устройства человеческого общества, провести ее в жизнь, и тотчас исчезнут несправедливость, угнетение и бедность. Эти теории получили название утопического социализма.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 —1848) родился в семье флотского лекаря. Окончил начальное училище в городе Чамбаре (Пензенская губерния), а затем учился в пензенской гимназии, но курса не кончил. В 1829—1832 годах обучался на словесном (филологическом) отделении Московского университета, откуда был отчислен за неуспеваемость. Потом зарабатывал на жизнь домашними уроками и сотрудничал в московских и петербургских журналах. Писал он и литературные произведения (драмы, повести и рассказы), которые успеха не имели.

Известность Белинский получил как обозреватель литературной и художественной жизни страны. Его беспощадное перо клеймило и разоблачало, воздавало хвалу одним и возносило хулу на других. Его критические статьи отличались необыкновенной эмоциональностью.

Белинский стал родоначальником того направления в российской общественной мысли, которое обычно называют революционно-демократическим.

Революционные демократы считали, что жизнь в России полна жестокостей и несправедливостей, что ее надо коренным образом менять, что народ должен сам решить свою судьбу и установить справедливый А. И. Герцен общественный строй.

А. И. Герцен

А. И. Герцен. Александр Иванович Герцен (1812—1870) был сыном богатого русского помещика. Герцен и его друг Н. П. Огарев постоянно размышляли о своем будущем и о будущем России.

Голоса из России. Лондон. 1856 г

Голоса из России. Лондон. 1856 г.

Н. Г. Чернышевский

Н. Г. Чернышевский

Особенно активную публицистическую деятельность Чернышевский развернул в период подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861 года.

Убежденный, что народ мудр и сам найдет форму политического устройства своего государства, Чернышевский ратовал за крестьянскую революцию.

Чернышевский считал, что общинный строй, не знающий частной собственности и имущественного неравенства, станет основой будущего социалистического устройства страны.

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Гражданская казнь Н. Г. Чернышевского на Мытной площади в Петербурге

Революционеры-демократы показали себя талантливыми критиками политического и общественного строя России. Но их предложения по переустройству жизни через соединение крестьянской общины с социализмом носили утопический характер.

Не зная в подлинности крестьянского уклада жизни, они видели в нем лишь то, что хотели видеть: имущественное равенство крестьян, их взаимопомощь, отсутствие у них группового эгоизма. На самом деле такой общины, никогда не существовало и не могло существовать.

Община не позволяла выдвинуться наиболее трудолюбивым и предприимчивым. Здесь действительно не было частной собственности на землю, которая считалась общим владением всех жителей деревни (или нескольких деревень), составлявших общину. Земля регулярно перераспределялась в соответствии с количеством членов той или иной семьи. Это неизбежно подрывало стимулы к производительному труду.

Зачем улучшать землеобработку, обустраивать тот или иной участок земли, если он со временем перейдет к другому человеку? Именно общинная организация жизни являлась одной из главных причин бедности крестьян. Зачем производить много продукции, если придется делиться с теми, кто не захотел усердно трудиться на поле, не сумел вырастить хороший урожай или не успел его собрать?

Новые, более производительные, приемы и методы ведения сельскохозяйственного производства плохо приживались в русской деревне. И в середине XIX века здесь были в ходу все тот же инвентарь и те же приемы ведения хозяйства, которые применялись за 100, 200, а то и более лет до того.

Община мешала появлению больших и крепких индивидуальных сельских хозяев. Она поддерживала слабых, убогих и ставила преграды сильным и способным. Между тем революционные демократы видели в ней фундамент нового общественного устройства.

Русский крестьянский социализм как политико-правовое учение является частью учения под названием утопический социализм.
Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Содержание

Введение 3
1 Идейные истоки русского крестьянского социализма 5
2 Историческая эпоха, породившая русский
крестьянский социализм 10
3 Яркие представители русского крестьянского социализма 14
Заключение 20
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

1 Идейные истоки русского крестьянского социализма 5

2 Историческая эпоха, породившая русский

крестьянский социализм 10

3 Яркие представители русского крестьянского социализма 14

Библиографический список 22

Русский крестьянский социализм как политико- правовое учение является частью учения под названием утопический социализм.

Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII - начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30-40-е годы XIX века.

Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал величайшим представителем утопического социализма в России. В 70 - 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи(П. Л. Лавров и др.).

1. Идейные истоки русского крестьянского социализма

Учение о русском крестьянском социализме зародилось в среде русской мыслящей дворянской интеллигенции и питалось фактами окружающей ее действительности, а также под влиянием западной литературы по политической экономии.

Главное место в трудах русских ученых занимали аграрные проблемы. В аграрном проекте Пестеля предусматривались уничтожение крепостного права, ликвидация монополии помещиков на землю со значительным сокращением их землевладения. Пестель предлагал конфисковать часть земли у помещиков с частичным выкупом, установить максимальные размеры земельного владения, разрешить частную собственность крестьян на землю, создать общественный земельный фонд, из которого наделять нуждающихся для ведения своего хозяйства.

Период кризиса крепостничества характеризуется огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился прежде всего в появлении и сравнительно широком распространении идей социализма.

В эпоху кризиса крепостничества русская экономическая мысль развивалась в неразрывной связи с борьбой вокруг вопроса о крепостной зависимости.

Создателем теории крестьянского (русского) социализма традиционно считается сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен (1812 - 1870 гг.). Её разделял и Н.П. Огарёв. Они исходили из представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску.

Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община.

Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения.

В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой экономической системы.

В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.

Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был утвердиться после ликвидации крепостничества.

Выступая за полное уничтожение класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует строить систему землевладения и землепользования.

Во второй половине XIX века сельская община оказалась в центре дискуссий по вопросам общественного развития России. Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшие крестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от нарождавшихся кулаков-односельчан.

В учениях народников в разной форме и с различной политической направленностью представлены идеи: критика буржуазной действительности с точки зрения мелкого производителя; определение крестьянства как ведущей социальной группы общества, а интеллигенции как лидера социального движения и др.

Идеологии русских народников присущи идейная противоречивость, многообразие мировоззренческих позиций, различие политических ориентаций - от либерально-буржуазных до революционно-демократических.

Центральным звеном системы взглядов народничества, явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины.

Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления.

Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859-1861 гг. неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского.

Читайте также: