Русские религиозные философы о двойственной природе человека кратко

Обновлено: 08.07.2024

Обзор этапов развития русской религиозной философии. Изучение отображения исторического процесса в трудах религиозных философов. Классификация направлений русской философии. Анализ всеохватывающих сил Логоса и христианского основания социальной философии.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.11.2010
Размер файла 29,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

1. Русская религиозная философия: характерные черты, этапы развития, основные представители

2. Русская религиозная философия о человеке и его призвании

3. Исторический процесс в русской религиозной философии

Заключение

Список литературы

Примечания

Русская философия - часть мировой философии, на которой лежит печать национальной жизни, интересов, характера и стиля мышления русского народа.

Целью работы является выяснить, как русская религиозная философия определяет человека и его место в мире. Задачи работы:

1. выяснить, характерные черты, этапы развития русской религиозной философии; охарактеризовать ее своеобразие; рассмотреть основных представителей; 2. определить, что русская религиозная философия говорит о человеке и его призвании, его месте в истории; 3. как русские религиозные философы рассматривают в своих трудах исторический процесс.

Сегодня не угасает дискуссия: имеет ли русская религиозная философия право на существование? А если точнее, то уточнение ее предмета, границ и своеобразия.

Характерно, что анализом истории русской религиозной философии занимались преимущественно представители русской эмиграции. В СССР труды русских религиозных философов (философов-идеалистов) предавались уничижительной и разносной критике, несправедливым односторонним оценкам, а в основном, просто замалчивались.

По мнению специалистов, обобщающий труд о русской религиозной философской мысли еще не создан. Однако имеется - порой весьма противоречивая и спорная - литература по проблеме. В числе сочинений по интересующей нас теме - труды А.С. Хомякова, Вл. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.Ф.Федорова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.М. Зернова, Н.О. Лосского, Э.Л. Радлова, Ф.А. Степуна, Е.Н. Трубецкого, О.Г. Флоровского, С.Л. Франка, Б.В. Яковенко, а также более поздних исследователей, в ряду которых необходимо отметить Н.М. Полторацкого.

В данной работе использовались как учебные пособия, так и источники, собранные в хрестоматийных изданиях.

1. Русская религиозная философия: характерные черты, этапы развития, основные представители

Для правильного восприятия творчества русских философов важно хотя бы в общем виде представить наиболее существенные признаки отечественно философии в целом. В своих главных направлениях русская философия развивалась как религиозная, идеалистическая, философия дела.

Религиозной она была, в первую очередь, потому, что в центре ее стояли идеи Православия. Начиная с А.С. Хомякова, русские философы исходили из мысли, что Православие выражает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм. Такая позиция была характерна и для многих предшественников Хомякова. Идеалистической русская философия была потому, что ее цель была направлена на выработку моральных установок, способствующих осуществлению праведной, цельной жизни. И, наконец, она была философией дела, ибо ее творцы стремились осмыслить истоки и движущие силы становления российского государства, осознать миссию России в мире; здесь проявился исторический характер русской философии.

Начиная с XVIII в. все разделы отечественной философии как науки разрабатывались русскими мыслителями достаточно полно и всесторонне. Это - история философии, онтология, гносеология, логика, эстетика и этика.

Предшественники русского философского Ренессанса выявили основные темы русской религиозной философии в целом - о творческом характере познания, преображающем человеческую личность, о свободе человеческого духа как его величайшем призвании, и, наконец, о творческом снисхождении Божественно любви как источнике жизни, духовного роста и свободы человека.

Главнейшие направления русской религиозной философии рассматриваемой эпохи это: 1) философия истории; 2) анализ всеохватывающих сил Логоса; 3) христианское основание социальной философии, проявившееся в особенности в идее соборности; 4) свобода творчества и свобода духа.

Ключевыми фигурами в русской религиозной философии являются П.Б. Струве, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Н.С. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. Именно они определили последующий этап отечественной философской мысли. Они не только продолжили ее духовные и интеллектуальные традиции, но и способствовали зарождению новых философских течений.

2. Русская религиозная философия о человеке и его призвании

Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой - с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, месте в мире. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. Человек - излюбленная тема размышлений русских философов XIX в.

Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами, особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильства А.С. Хомяков и И.В. Киреевский обосновали концепцию человека, в центре которой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позиций православия.

Антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В. Киреевского о целостности духа.

Внутренний человек - это совокупность способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.

Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного человека.

В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой личности.

В. Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая душа, обладающая особой энергией, которая одухотворяет всё существующее. Однако деятельность мировой души нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею всеединство как определяющую форму всей его деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости. Основой и существом мира является “душа мира” - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Соловьев видит смысл бытия человека в достраивании Софии до органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством. В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) красота, (как реализующееся чувство).

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивидуум, но и высшей целью развития всего исторического процесса.

На этой цели базируется историософия Соловьева. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, считает Соловьёв, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось реально - практически и при том, не в отдельных людях (в “святых”), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является принятие вероучения христианства. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идёт по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает весь исторический период жизни человечества. Человечество придёт к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощённый в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Общественное устройство предполагает, с точки зрения Соловьёва, единство “вселенской церкви” и монархического господства, слияние которых должно привести к образованию “свободной теократии”. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющую собой неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: имперического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала - Бога. Таким образом, у В. Соловьева жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру.

Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее творческого наследия Ф.М. Достоевского, она вряд ли могла быть полной.

Для Достоевского нет ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях.

Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.

Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.

Для России начала ХХ в. характерна религиозная философия как проявление духовного возрождения, характерного для страны в этот период. Она продемонстрировала возможности постижения духовной жизни в самом широком контексте. Русская философия берет на себя ответственную задачу. Выступая как бы выражением религиозного поиска святости, эта философия предполагает дать силы человеку, чтобы преобразить мир, очиститься и спастись.

Проблематика русской религиозной философии охватывает в присущей ей полноте все стороны человеческой жизни, ее изъяны и изломы. И это не случайно. Если обратиться к сфере творческого осознания реальности - философии, без труда обнаруживается один из ее центральных интересов, а именно - неослабевающее внимание к человеку. Характерной особенностью такого увлечения выступает побуждение рассмотреть человека как под углом зрения на его индивидуальную природу, так и в системе многообразных связей с внешним миром. Так в религиозной философии обнаруживаются два неразделимых и в то же время самостоятельных плана. В одном вырисовываются вопросы, имеющие прямое отношение к человеку, касающиеся его физиологической природы, разума, сознания, культуры и истории. В другом она обращена в сторону духовности, религиозного сознания, в направлении к Церкви.

Когда в России стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, миссию России.

3. Исторический процесс в русской религиозной философии

Как многосторонний исследователь выступает Владимир Соловьёв. Важное место в его философском творчестве занимает учение о Софии и о Богочеловечестве. Его сочинения “Чтения о Богочеловечестве” позволяют уяснить представления Соловьёва о смысле жизни и о смысле исторического процесса. Русская идея в его трудах получила наиболее полное и философски осмысленное воплощение.

Таким образом, центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства, основной принцип которого - “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - абсолютная личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”, “существо сверх личное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.

Кроме того, следует заметить, что к концу своей жизни Соловьев в значительной степени по многим вопросам относительно исторической миссии России изменил свои взгляды.

Отличительной особенностью взглядов русских мыслителей на ход исторического процесса является заметная роль в ней православия. Это происходит потому, что в истории России, как впрочем, и в жизни многих других государств, религии, в государственном строительстве и формировании национального самосознания, принадлежит основополагающая роль. Кроме того, в критические моменты существования Российского государства, православие выступало организующей и национально-ориентирующей силой в деле защиты независимости и самобытности русской цивилизации.

Основной чертой немарксистской философии русских мыслителей является христианизация, а точнее православизация человеческой истории.

Первые идеи, объясняющие происхождение всего сущего в древнем языческом миросозерцании, были связаны с мифологией космоса. Однако русское язычество было более

Заключение

Сегодня интерес к обозначенным проблемам носит не только познавательный, ретроспективный характер. Потребность вникнуть в поставленные вопросы продиктована требованиями переживаемой ныне социально-культурной, нравственной и моральной ситуации. Возрождение тяги к духовной проблематике, изменение отношения к Церкви - это не пустые символы, а неотвратимые приметы времени. Нравственное возрождение, духовное совершенствование - насущные запросы действительности, без воплощения в жизнь которых просто нельзя надеяться на сколько-нибудь обнадеживающую перспективу.




Человекобог - это возгордившийся человек, утвердившийся в этой своей гордыни настолько, что стал считать себя равным Богу. Возможно понимание человекобога и как человека, которого люди в силу разных причин пытаются обожествить (например, обожествление древними римлянами своих императоров). Однако еще большей антитезой Богочеловеку является человекозверь во всей своей антихристианской, извращенной звериной жестокости и безнравственности. Он - олицетворение зла в человеческом обличии.

Именно в России - родине первых покорителей космоса - сформировалось оригинальное космическое направление научно-философской мысли, видными представителями которого стали Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, В. Ф. Купревич, А. К. Манеев (в философском направлении мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - тоже есть тенденция, близкая пафосу идей русского космизма) [См. Семенцова С. Г. Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С.3]. Русские космисты оптимистично и где-то прямо провидчески говорят о великом космическом будущем человечества.

Говоря о русском космизме нельзя не выделить колоссальное научно-философское наследие В. И. Вернадского (1863-1945) и прежде всего разработку им концепций биосферы, ноосферы и автотрофного человечества.

Биосфера - это область сферы Земли, где наличествует биологическая жизнь (вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы материков). В биосфере имеются семь видов вещества:

2) биогенное (созданное и переработанное живыми организмами - живым веществом);

3) косное (образованное вне жизни);

4) биокосное (системы живого и косного вещества: почвы, илы и т. д.);

5) вещество, находящееся в радиоактивном распаде;

6) рассеянные атомы;

7) вещество космического происхождения [См. Моисеев В. Вернадский В.И. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 91].

1) человечество воспринимается как автономное (независимое от биосферы) социальное образование;

2) высочайшая эффективность общественного производства, созданного по автотрофным меркам;

3) движение к будущему автотрофному состоянию человечества должно восприниматься как глубинный природный геологический процесс [Московченко А. Д. Философия. Томск, 2000. С. 124].

Человекобог - это возгордившийся человек, утвердившийся в этой своей гордыни настолько, что стал считать себя равным Богу. Возможно понимание человекобога и как человека, которого люди в силу разных причин пытаются обожествить (например, обожествление древними римлянами своих императоров). Однако еще большей антитезой Богочеловеку является человекозверь во всей своей антихристианской, извращенной звериной жестокости и безнравственности. Он - олицетворение зла в человеческом обличии.

Именно в России - родине первых покорителей космоса - сформировалось оригинальное космическое направление научно-философской мысли, видными представителями которого стали Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Н. Г. Холодный, В. Ф. Купревич, А. К. Манеев (в философском направлении мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - тоже есть тенденция, близкая пафосу идей русского космизма) [См. Семенцова С. Г. Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С.3]. Русские космисты оптимистично и где-то прямо провидчески говорят о великом космическом будущем человечества.

Говоря о русском космизме нельзя не выделить колоссальное научно-философское наследие В. И. Вернадского (1863-1945) и прежде всего разработку им концепций биосферы, ноосферы и автотрофного человечества.

Биосфера - это область сферы Земли, где наличествует биологическая жизнь (вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы материков). В биосфере имеются семь видов вещества:

2) биогенное (созданное и переработанное живыми организмами - живым веществом);

3) косное (образованное вне жизни);

4) биокосное (системы живого и косного вещества: почвы, илы и т. д.);

5) вещество, находящееся в радиоактивном распаде;

6) рассеянные атомы;

7) вещество космического происхождения [См. Моисеев В. Вернадский В.И. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 91].

1) человечество воспринимается как автономное (независимое от биосферы) социальное образование;

2) высочайшая эффективность общественного производства, созданного по автотрофным меркам;

3) движение к будущему автотрофному состоянию человечества должно восприниматься как глубинный природный геологический процесс [Московченко А. Д. Философия. Томск, 2000. С. 124].

Третье же направление (христианская теология) оказалось в поле зрения автора по той причине, что и западноевропейские, и русские религиозные философы так или иначе опирались в своих построениях на идеи, выдвинутые христианскими богословами периода до Великой схизмы (Григорий Богослов, Немесий Эмесский, Иоанн Златоуст и др.).

Таким образом появляется возможность сопоставить исходные идеи с их интерпретациями в двух довольно различных философских направлениях.

Проблема человека в философской антропологии

. - physei politikon zonn). Философские антропологи в качестве специфических качеств выделяют различные свойства и особенности человека. Отмечается его биологическая неспециализированность, неприспособленность, . два класса устойчивых компонентов (подструк­тур), составляющих структуру человека как целостной системы. Вопрос о происхождении сознания. Современное понимание происхождения сознания. Этот .

Это ускользание человека от собственного исследовательского взора подвигает восстановить появление человека, проследить его возникновение и развитие. Тема появления человека на земле, безусловно, важна для философской антропологии. Однако она представляется не менее проблематичной, чем сам человек. Подавляющее большинство западных антропологов считали бесспорной теорию эволюционного развития видов Ч. Дарвина, и, следовательно, бесспорной для них была гипотеза о человеке как продукте этой эволюции. Так, А. Сервера Эспиноза ставит перед собой задачу сравнения человека с животными (в частности, с высшими приматами).

Правда, из этой зоологической шкалы совершенно выпадают генетические параметры. Антропоиды имеют разное количество хромосом с человеком. Например: макак-резус — 42, шимпанзе — 48, человек — 46 (ровно столько же имеют ящерица или ясень).

Налицо несовпадение шкал сходств — различий по морфологическим и генетическим признакам.

"Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг"

. моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем . уже нет самого дорогого, любимого, близкого человека, но мы не будем нарушать . дедушки, отдавая болью воспоминаний всю жизнь, отзываясь каждым стоном, вздохом. В . Просто, это ж дедушка сказал! Самый радостный праздник в нашей семье, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в . некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, .

Выражение духа через область витального, присущее человеческой природе, происходит в постоянной динамике.

. когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. . личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций. Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь . эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего .

Согласно В. С. Соловьеву мир, созданный Богом, проходит медленную эволюцию, цель которой — всеединство. Появление человека принципиально необходимо, так как только человек может осуществить это всеединство, объединив в себе Бога и мир. Аналогичную идею пересечения духа и жизни в человеке мы находим и в западной антропологии (например, у М. Шелера).

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

. содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения . Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. Организаторам .

Сочетание таких двух начал, как телесность и духовность, признается православной антропологией главной специфической характеристикой человека. Природа человека двойственна: плоть и дух соединены в нем. Понятие духа наполняется в православной антропологии несколько иным, чем в западной антропологии, содержанием, и практически тождественно пониманию духа в русской религиозной философии (которая, собственно, воспринимает православную традицию в трактовке данного понятия).

Смысл жизни человека 2

. писателя - это падение человеческой души, странная дисгармония жизни, далеко заглушающая ее немногие стройные звуки. Далека от человека жизнь природы: "духом немым и глухим" полна для него эта . таинственная жизнь. И мир мертвеет для души. Вокруг человека - не горячий трепет .

Апполинарий, св. Игнатий (Брянчанинов), св. Лука (Войно-Ясенецкий) трактуют дух как ипостасный центр личности. Помимо этих смыслов в данную категорию нередко вкладывают и значение разумного начала в человеке, средоточия религиозной жизни, состояния человеческой жизни.

То есть человек обладает еще большей полнотой жизни, чем животное.

Загадка о человеке

. свою деятельность. Это же познание определяет основной закон духовной жизни человека - закон свободы, который в свою очередь дает основание . сталкивается с возникновением двух вопросов: - о форме связи духа и тела; - о возможности их взаимодействия; и они . влияние на формирование телемизма (сатанизма) А.Кроули, который проблему дуализма духа и материи уже решал не разделяя, а отождествляя и .

Но, на наш взгляд, для русских философов это была констатация факта с позиции стороннего наблюдателя. Анализируя западную культуру, ее воздействие на человека, ее падения и взлеты, сами они оставались где-то в стороне, они были выше этой бездуховной культуры, они ощущали себя принадлежащими великой русской культуре. Им не свойственно это ощущение внутренней разобщенности, неустроенности. Себе они представляются цельными, целостными. Не о себе говорит Бердяев, что человек разорван в клочья.

Темы курсового проекта – реферата по дисциплине Христианская антропология

Это прекрасно осознавали и русские религиозные философы, разрабатывая идеи всеединства, софиологии, богочеловечества. Интуитивно к этому приходят и некоторые западные мыслители (Х. Плеснер, Сервера Эспиноза).

Подытоживая все сказанное выше, необходимо констатировать признание представителями рассмотренных типов антропологии двойственности природы человека. Двойственность человеческой сущности и порождает все сложности его изучения. Дух воздействует на тело человека, делая его явлением природы, из ряда вон выходящим, в буквальном смысле слова. Но и дух не остается независимым от тела, испытывает на себе воздействие этого природного органа.

Совсем иначе оценивает эту встречу в человеке духовного и телесного православная антропология. Для православной антропологии свойственно характеризовать союз духа и тела как гармоничное единство. Не утрачивая своих существенных свойств, духовное и материальное начала загадочным образом соединяются в человеке. Поэтому человеческая природа называется церковными авторами сложной. Благодаря этой сложности человек выступает своего рода скрепой мироздания. Отношения противоборства между духом и телом, по мнению всех без исключения христианских мыслителей, возникает вследствие грехопадения человека, т. е. его отхождения от Бога. Эта борьба носит хоть и драматический, но временный характер и прекращается с преображением человеческого естества. Таким образом, православная антропология утверждает возможность восстановления утраченной гармонии в рамках индивидуальной судьбы.

Тема двойственности человеческой природы влечет за собой целый ряд других тем для антропологического исследования: способы и степени взаимовлияния тела и духа, проблема личности, проблема смерти. Каждая из этих тем может выступать в качестве логичного продолжения вышеизложенного исследования.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека : ант. М., 1993.

2. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: переводы. М., 1988.

3. Григорий Богослов свт. Духовные творения, поучающие основам христианской жизни. М., 2000.

4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М., 1996.

5. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.

6. Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.

7. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

8. Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в антропологию // Проблема человека в западной философии.

9. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? // Там же.

10. Соловьев Вл. Смысл любви // Соловьев Вл. Смысл любви; Троицкий С. Христианская философия брака; И. Мейендорф. Брак в православии. М., 1995.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла : пер с англ. и нем. М., 1990.

12. Хенгстенберг Г. Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек : ант. М., 1995.

13. Шелер М. Избранные произведения / пер. А. В. Денежкина, А. Н. Малинина, А. Ф. Филиппова; под ред. А. В. Денежкина М., 1994.

14. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Примеры похожих учебных работ

Проблема человека в современной философии 2

Проблема человека в современной философии

. духа как биологический упадок, ослабление жизни." [Бердяев, 1993, c. 56] "К типу учений о декадантстве в известном смысле может быть причислена антропология Ницше. Ницше хотел бы преодолеть человека, .

Современная западная религиозная философия

Человек в зеркале философии

. разума; анализ сущности и существования человека; идеи гуманности и забота об улучшении человеческой жизни (Н. Чернышевский и др.). Человек находится в центре внимания современной западной философии. Здесь налицо стремление преодолеть .

Образ человека в психоаналитической философии

. И. Канта создать философскую антропологию как самостоятельную область знаний в философии. Он предпринял попытку систематизировать: все открытия, которые сделаны в лоне науки и связаны непосредственно с человеческой природой. Он .

Образ мира и человека в древнейндийской философии

. человеческую мысль. Подчеркивая характерные особенности наследия восточной философии, которые не позволили ей стать теоретической основой естествознания в западном . (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 .

Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева Философско-антропологический анализ

Графова Елена Сергеевна. Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева : Философско-антропологический анализ : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.13. - Санкт-Петербург, 2005. - 158 с. РГБ ОД, 1861-1895:--:Религиозная:и:религиозно-мистическая:философия:--:Соловьев,:Владимир:Сергеевич:(1853-1900):--:Гносеологические:и:онтологические:взгляды

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Человек как объект философско-антропологического исследования в отечественной философской мысли 12

1. Особенности понимания природы человека в русской философии 12-47

2. Историософские начала философской антропологии В.С.Соловьева 47-67

ГЛАВА 2. Проблема двойственности природы человека в философии В.C. Соловьева 68

2. Концепция Богочеловечества в философской антропологии В.С.Соловьева 86-108

3. Человек в контексте культуры, по B.C. Соловьеву 109-135

Заключение 13 6-142

Список литературы 143-158

Введение к работе

Современное российское общество нуждается в новой конструктивной идеологии и осмыслении своего места в мировом историческом процессе. Это объясняет, почему в условиях нарастания в российском обществе культурного и идеологического многообразия большое значение в духовной жизни общества приобретает процесс возрождения и обновления традиций русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса, выдающимся представителем которого является Владимир Сергеевич Соловьев. Мудрость русского философа в полной мере должна быть использована для того, чтобы воспрепятствовать росту бездуховности, жестокости, разрушению самих основ человеческого существования. Поэтому исследования философской антропологии Соловьева становятся особенно актуальными на рубеже веков в силу необходимости нового осмысления и понимания природы и сущности человека, смысла его бытия.

Сущность человека, противоречивость его природы принадлежат к числу вечных философских проблем, возникающих уже с того времени, когда человек начинает задумываться над смыслом своей жизни. Размышления о человеке всегда были ключевыми для всей истории отечественной философской мысли. Можно констатировать, что в ней

присутствуют две тенденции: индивидуализм, присущий западному мышлению, однако приобретший ряд специфических черт на русской почве, и соборность, ставшая одной из главных особенностей и тем русской философии. Вплоть до конца XIX века данные тенденции находились в состоянии оппонирования друг другу и лишь в творчестве B.C. Соловьева сошлись вместе и были синтезированы в оригинальную систему, которая и стала основой высшего расцвета русской философской мысли в начале XX столетия.

Обращение к отечественной духовной традиции, и прежде всего к наследию философской антропологии Соловьева, позволяет сегодня выработать новую систему ценностей, вернуть подлинный смысл и значение человеческого существования. Русская философская традиция совершает важный поворот в оценке природы человека, рассматривая его не просто как продукт социальной среды и обстоятельств. Для нее ценность индивида заключается в том, что он есть образ и подобие Божие. Человек способен быть творцом, стать партнером Богу в преобразовании окружающего мира, изменяя при этом и свой духовный облик. В этом отношении теоретическое наследие Соловьева трудно переоценить. Ведущая тенденция его антропологии заключается в стремлении избавить человека от бездуховности, раскрыть весь его потенциал, все его возможности, базирующиеся на свободе и творчестве.

Обращение к истории развития философско-антропологической мысли, в частности, антропологии B.C. Соловьева, актуально еще и потому, что помогает понять, как в мировом человеческом опыте постепенно накапливались предпосылки для выработки базисных основ общечеловеческих ценностей. Суть проблем, вставших перед современным человеком, заключается в нем самом, в его природе, в совокупности его ценностных установок. B.C. Соловьев во многом предвосхитил философское осмысление данных проблем, предоставив целостное теоретическое и методологически обоснованное учение о человеке, его

двойственной природе и сущности. Этим, собственно, и обусловлены интерес к его наследию и, следовательно, актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Накоплена значительная

литература, посвященная осмыслению многообразного философского наследия B.C. Соловьева. Первую группу работ по данной проблематике составляют труды философов рубежа XIX-XX столетий и русского зарубежья: Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, СМ. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Г.В. Флоровского . В них излагается творческий путь русского мыслителя, прослеживается эволюция его философских взглядов на различных этапах жизни, исследуются фундаментальные проблемы его философии всеединства и софиологии, анализируются взаимоотношения с западными и славянофильскими учениями и идеями. Тема природы человека, ее двойственности, в них специально не рассматривается.

Исследования философии B.C. Соловьева были продолжены монографиями В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, СМ. Лукьянова , посвященными жизни и теоретическому творчеству B.C. Соловьева, и трудами ленинградских и петербургских философов: А.А. Галактионова, И.И. Евлампиева, А.Ф. Замалеева, П.Ф. Никандрова, А.И. Новикова,

'См.: Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994 и др.; Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997 и др.; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994; Соловьев СМ. Вл. Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997; Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. М., 1995; Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Paris, 1988 и др. 2 См.: Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Лукьянов СМ. О Вл.С Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. М., 1990.

Следует выделить пласт современных исследований о

мировоззрении B.C. Соловьева. К их числу относятся работы

И.Я. Булгаковой, П.П. Гайденко, В.В. Лазарева, Н.В. Мотрошиловой,

1 См.: Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989; Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 частях. СПб., 2000; Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002 и др.; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995; Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб., 1998; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Нижний Новгород, 1992; Шапошников Л.Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993 и др.

См.: Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993; Кожев А. Религиозная метафизика Вл. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3 и др.

См.: Бачинин В.А. Вл. Соловьев: Метафизика правопорядка // История философии и социологии права. СПб., 2001; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991; Малов А.В. Проблема насилия в философии В. Соловьева: Дисс. . канд. филос. наук. Новогорск, 2001 и др.

См.: Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Вл. Соловьева в оценке русских мыслителей: Антология / Сост. Бойкова В.Ф. СПб., 2000.

В.В. Сербиненко , фундаментально рассмотревших миросозерцание мыслителя в контексте западноевропейской и русской философских традиций, однако не затронувших учение Соловьева о природе человека. В исследованиях В.Н. Акулинина, Г.Ф. Гараевой и С.С. Хоружия дается анализ философии всеединства и софийного идеализма, однако антропологические суждения Соловьева не нашли своего отражения. Данных авторов более всего интересует проблема метафизики и веры в философии всеединства и софиологии.

См.: Булгакова И.Я. Нравственный идеал и русская религиозная философия конца XIX- начала XX веков: Дисс. канд. филос. наук. М., 2001; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Лазарев В.В.Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М, 2000; Мотрошилова Н.В. История философии. М., 2001; Сербиненко В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М, 1994.

См.: Акулинин В.Н.Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990; Гараева Г.Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000; Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

См.: Бакрадзе А.Т. Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ): Дисс. . канд. филос. наук. Тбилиси. 1972; Малиева Т.И. Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев): Дисс. . канд. филос. наук. М., 1987.

См.: Мочалов Е.В. Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX-XX веков: Автореф. дисс. доктора филос. наук. Саранск, 2003; Оленич Т.С. Проблема богочеловечества и смысла жизни в религиозно-философской антропологии конца XIX - начала XX вв.: Дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998; Равицкий А.Д.

сторонам антропологии Соловьева. В.А. Евсеев детально исследует проблему смысла жизни в философии B.C. Соловьева. Е.П. Сугатова и И.В. Явчуновская 2 анализируют воззрения русского мыслителя на идею совершенствования человека и общества. Л.А. Тронина рассматривает бытие человека как диалектику жизни и смерти на примере философии всеединства B.C. Соловьева и С.Н. Булгакова.

В зарубежной исследовательской литературе к значительным трудам традиционно причисляются работы Людвига Венцлера и Ганса Глейкснера 4 о B.C. Соловьеве с точки зрения католического богословия, Вильгельма Гердта 5 , давшего анализ творчества Соловьева в рамках общей истории русской философии, Гельмута Дама 6 , сопоставившего учения Шелера и Соловьева, Хейнса Мосмана 7 , рассмотревшего философию мыслителя с точки зрения антропософии, и исследования Питера

Соотношение человека и космоса в философской системе B.C. Соловьева: Дисс. . канд. филос. наук. Курск, 1999.

'См.: Евсеев В.А. Проблема смысла жизни в философии B.C. Соловьева (социально-философский аспект): Дисс. канд. филос. наук. Архангельск, 2002.

См.: Сугатова Е.П. Проблема общественного идеала в философии B.C. Соловьева: Дисс. . канд. филос. наук. Барнаул, 2001; Явчуновская И.В. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 2001.

Тронина Л.А. Бытие человека как диалектика жизни и смерти: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.

См.: Gleixner, Hans: Vladimir Solov'evs Konzeption vom Verhaeltnis zwischen Politik und Wirklichkeit. System einer sozialen und politischen Ethik. Frankfurt a.M., Bern, Las Vegas, 1978; Gleixner, Hans: Die ethishe und religiose Sozialismuskritik des Vladimir Solowjow: Texte und Interpretation. St. Ottilien, 1986; Wenzler, Ludwig: Die Freiheit und das Boese nach Vladimir Solov'ev. Freiburg (Breisgau), Munchen, 1978.

См.: Goerdt, Wilhelm: Russische Philosophie. Zugaenge und Durchblicke. Freiburg(Br.), Muenchen, 1984.

См.: Dahm, Helmut: Vladimir Solov'ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschihte der Phaenomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. Muenchen, Salzburg, 1971.

См.: Mosmann, Heinz: Wladimir Solowjoff und die werdende Vernunft der Wahrheit: Keime zu einer Philosophie des Geistselbst. Stuttgart, 1984.

Норманна Ваге, а также В. Шилкарского 1 о философии всеединства Соловьева.

Обзор имеющейся литературы позволяет сделать следующие выводы. Учение B.C. Соловьева о природе человека, ее двойственности, еще не стало предметом серьезного философско-антропологического анализа. В литературе отсутствует анализ целостного рассмотрения взглядов русского мыслителя на двойственную природу человека. Проблема сущности человека в философии Соловьева к настоящему времени не разработана. Отсутствуют обобщающие работы, дающие возможность представить учение B.C. Соловьева о природе человека в целом. Актуальность темы, степень ее научной разработанности определяют цель и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является всесторонний философско-антропологический анализ проблемы двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть проблему антропоцентризма как важнейшую особенность русской философии;

~ показать эволюцию взглядов B.C. Соловьева на проблему человека, выделить основные ее этапы, определить истоки его учения о человеке;

- дать характеристику историософских начал антропологии
B.C. Соловьева;

— выявить двойственность природы человека в философской
антропологии русского мыслителя;

1 См.: Waage, Peter Normann: Der unsichtbare Kontinenten: Wladimir Solowjow, der Denker Europas. Stuttgart, 1988; Szylkarski, W.: Solowjows Philosophie der All-Einheit. Eine Einfuhrung in seine Weltanschauung und Dichtung. Kaunas, 1932.

- дать анализ философских и социокультурных основ
двойственности человека в контексте развития культуры человечества,
согласно учению B.C. Соловьева.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

Дан целостный философско-антропологический анализ двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

Раскрыты особенности антропоцентризма как главной составляющей отечественной философской мысли.

3. Проведен анализ учения Соловьева о сущности человека в контексте развития русской культуры и определено современное значение его философской антропологии для нравственного совершенствования человека и формирования его ценностных ориентиров.

4. Выявлены метафизические истоки и философские основания учения русского философа о человеке и Богочеловечестве.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и результаты диссертации, его выводы и теоретические обобщения могут быть использованы:

в дальнейших философско-антропологических исследованиях человека, его природы и смысла существования;

Особенности понимания природы человека в русской философии

Современные петербургские философы указывают, что сущность человека обнаруживается в противоречии между бесконечностью духа и конечностью плоти (тела). Суть этого противоречия в том, что телесно человек ограничен (пространством, где он живет, и временем, которое ему отпущено). Дух же человеческий не имеет ни пространственных, ни временных ограничений. Пространственных - поскольку человек духовно (в мечтах) может перенестись в любое пространство, в том числе и не существующее. Временных - дух человеческий может пребывать в любом времени: в прошлом, настоящем и будущем. А смерть телесная не властна над духом. Духовно человек уже при жизни (в плодах своего творчества) может обеспечить свое бессмертие1.

Историософские начала философской антропологии В.С.Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 году в Москве в семье знаменитого историка СМ. Соловьева. По материнской линии философ происходил из рода замечательного мыслителя XVIII века Григория Сковороды, которого впоследствии Соловьев будет считать своим учителем и духовным наставником. Духовно-творческая обстановка, господствовавшая в семье, способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких философов, как Г. Гегеля и Ф. Шеллинга.

B.C. Соловьев о двойственной сущности природы человека

Концепция Богочеловечества в философской антропологии В.С.Соловьева

Проблема природы человека в русской философской антропологии корнями уходит в иудаизм и христианство, в библейское учение о человеке, о его творении и Богочеловеке. На всем протяжении истории христианства важнейшей ее темой являлось искание смысла и значения религиозных идей для отдельного человека, общества и культуры, выдвижение на первый план вопроса сущности человека, его природы и отношений человека и Бога. Русские религиозные мыслители не просто развивали христианские традиции, но дали многим вопросам этой сложной проблемы свою интерпретацию. В частности, была разработана концепция Богочеловечества, во многом совпадающая с христианской догматикой.

1) проявляющееся в себе или о себе, в котором проявление заключается в скрытом, или потенциальном, состоянии; 2) проявление как такое, то есть утверждение себя в другом или на другом, обнаружение или выражение проявляемого, его Слово, или Логос; 3) возвращение проявляющегося в себя, или самонахождение проявляющегося в проявлении2.

По Соловьеву, Бог есть любовь как в сфере Святой Троицы, так и в отношении к миру. Божественная любовь неотделима от всех положительных проявлений космического существования. Она может достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое, в один живой универсальный орган, всеобъемлющей формой данного единства является София . Но Бог у Соловьева не только некая абстракция, не только абсолютно-сущее, но и личность. Именно поэтому Бог как сущее и личность выступает настоящим предметом метафизики. Философия ориентирована на него, а не на бытие, которое относительно, которое принадлежит Богу.

Читайте также: