Арабо мусульманский мир в 6 11 веках кратко

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Арабо-мусульманская цивилизация.

История государства Арабский Халифат.

Возникновение и распространение ислама.

Направления в исламе и особенности ислама.

Арабская цивилизация одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.

К VII веку Аравия в культурном смысле, социально-экономическом и политическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб. Кочевые арабы – степняки, или бедуины- занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными.

появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединение арабов и распространение ислама.

Процесс формирования государственности у арабских племен связан со становлением новой мировой религии – ислама . Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Основные положения ислама:

Разделение общества на богатых и бедных общинников;

Терпение и покорность властям и знати;

Власть мужчин над женщинами;

Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Обязанности мусульман:

Мусульманин должен быть добродетельным

В установленное время совершать молитву

Поститься в течение одного месяца

Совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину.

Подавать милостыню (закят).

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников). Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз .Его начали преследовать купцы.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Арабские племена объединились с целью противостояния внешним завоеваниям и признали новую религию.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Первый выборный халиф (преемник пророка Мухаммеда) Абу Бекр начал завоевания вне Аравии. При его приемнике Омаре арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, Ливию, Ирак. При третьем Халифе Османе Арабы захватили Иран. Так возникла новая ближневосточная империя, получившая название Арабского халифата. Столицами поочередно были Мекка, Дамаск, Багдад.

Во время правления четвертого выборного халифа Али произошел религиозный раскол. Часть мусульман отказалась признать священной, наряду с Кораном, книгу жизнеописаний Мухаммеда – Сунну. Эти мусульмане стали именоваться - шиитами. Шиизм утвердился в Иране. На мусульманском западе возобладал суннизм.

Направления в исламе

Шиизм (от ар. шиа – партия) – это

В широком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают право потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину – умму, быть имамом.

В узком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Хариджизм ( от ар. хаваридж – выступившие, покинувшие) – одна из первых в истории ислама религиозно-политических группировок, обособившаяся после Сиффинской битвы 657 г., в период борьбы за власть между халифами Али и Муавией.

Суннизм (от ар.Ахль ас.Сунна – люди Сунны) – это наиболее многочисленное течение в исламе, выделившееся как противопоставление шиитскому исламу.

Особенности государственного управления:

Халиф сосредоточил в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Такой тип государства назывался теократия . Его признаки:

Разветвленный бюрократический аппарат

Центральная власть опиралась на армию

Право государственной собственности на землю

Частное землевладение не имело крупных размеров

Арабский халифат и его распад

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

750 год - воцарение династии Аббасидов.

Распад халифата

К IX веку халифат стал распадаться на части. Причинами этого были следующие:

1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.

2. Раскол на шиитов и суннитов.

3. Восстание покоренных народов.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование. Но ислам, религия некогда объединившая арабов, существует и по сей день. Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком.

Вопросы и задания:

1.Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

2.Объяснить объединяющую роль ислама.

3.Выявить причины распада Арабского Халифата.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какую роль сыграл ислам в жизни арабских племен?

Каковы причины распада Арабского Халифата?

Используя полученные знания, выполните задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

На этом уроке мы поговорим об исламском мире в эпоху Средневековья, о распространении этой религии по Земному шару, а также о расколе среди ее приверженцев.

Откуда взялись

Мир ислама в Средние века характеризовался числом стран, государственной религией которых была религия пророка Мухаммеда – основателя данной веры. В период Средневековья количество таких стран значительно превышало количество государств, исповедующих христианскую религию как католическую, так и православную.

Как известно, ислам первоначально был принят арабскими племенами. Впоследствии он начал шириться завоеванными арабами территориями. Первоначально обращение в ислам жителей на захваченных территориях не носило принудительного характера – те, кто хотели исповедовать другую религию, никаким образом не притеснялись. Арабы весьма терпимо относились к христианам и буддистам, которые проживали на захваченных ими землях, естественно, в том случае, если они уважительно относились к мусульманской вере.

Однако в 9 веке арабы ввели подушный налог – одну десятую дохода (нечто похожее на церковную десятину), который должны были платить все, кто не исповедовал ислам. Это вынуждало людей принимать мусульманство, так как отдавать десятую часть своего заработка было невыгодно, и, кроме того, многие христиане и буддисты, ознакомившись с постулатами новой религии, были готовы ее принять.

В 10 веке именно мусульманская религия сумела объединить все арабские страны в единое теократическое государство Арабский халифат со столицей в Дамаске. После падения Аравийского халифата мусульманство уже прочно закрепилось во многих странах и продолжало быть государственной религией.


http://on-infantry.narod.ru/srvec/imgi/8009.jpg

В конце 7 века в мусульманском мире происходит церковный раскол. Верующие-мусульмане разделились на две большие группы: первые были приверженцами ортодоксального ислама и называли себя суннитами; вторая группа верующих являлась поклонниками религиозных учений последователя пророка Мухаммеда – его ученика Али и именовались шиитами.

Сунниты в конце концов одержали верх над шиитами, так как их группировка была, во-первых, более многочисленной, а, во-вторых, население больше поддерживало ортодоксальную веру без каких-либо отступлений от нее.

Впоследствии на протяжении следующих 5 веков шииты подвергались разнообразным гонениям, к примеру, им запрещали отправлять религиозные службы, вступать в брак, занимать какие-либо государственные должности и так далее. Очень часто шииты организовывали восстания, даже вооруженные, отстаивая при этом не только свою религиозную позицию, но и требуя для себя улучшения условий жизни. Но так как суннитами были в основном главы всех мусульманских государств, эти восстания легко подавлялись, а зачинщики восстаний жестоко наказывались.


Таким образом, с утверждением суннитов общественная жизнь, быт, вопросы судопроизводства и государственного строя в средневековых странах, исповедующих ислам, строились исключительно на основе Корана – священной книги мусульман. Каждый истинно верующий мусульманин был обязан пять раз в день творить молитву и соблюдать пост во славу Аллаха на протяжении одного месяца - рамадана. Регламентировалась также еда, которую можно было употреблять в семьях верующих. Кораном было строго запрещено употреблять в пищу свинину (свинья считалась нечистым животным) и пить алкоголь, который, как говорилось в Коране, преподнес человеку дьявол.

http://s020.radikal.ru/i718/1402/a6/9aef31c53fdb.jpg

Достаточно странным запретом в мусульманской идеологии является то, что исламом запрещалось рисовать изображения людей и зверей. Так, в средневековой (да и впоследствии в Новое время ситуация мало изменилась) мусульманской живописи абсолютно отсутствуют изображения животных и человека. Их заменяют потрясающие орнаменты, которые часто рисовались на шелковых тканях. Эти орнаменты были главным эстетическим наполнением мечетей, в отличие от христианских святынь, где фрески и мозаика в церквях обычно изображали жития святых и Иисуса Христа.

Система образования в исламском мире заключалась обычно в том, что при мечетях - мусульманских храмах - создавались начальные школы для мальчиков из зажиточных семей. Учителями часто были муллы – мусульманские священники. В данных школах преподавали арифметику, грамматику, а также изучали религиозные догматы ислама.

Женщины в мусульманском обществе существенно ограничивались в правах и свободах: они не имели права молиться вместе с мужчинами, женщина не имела право зайти на мужскую половину в доме истинно верующего, не имела право открыть свое лицо при постороннем мужчине и так далее. Однако нужно признать, что в эпоху Средневековья ущемление женских прав было обычной практикой даже в христианской Европе

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в период Средневековья ислам достаточно быстро распространился на планете, найдя себе многочисленных приверженцев. Раскол в исламском обществе отнюдь не ослабил позиций данной религии, общество стало жить исключительно по законам Корана. До настоящего времени мусульманская религия, наряду с христианской и буддистской, является одной из крупнейших мировых религий с огромным количеством верующих.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Арабо-мусульманская цивилизация.

История государства Арабский Халифат.

Возникновение и распространение ислама.

Направления в исламе и особенности ислама.

Арабская цивилизация одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться в VII в. н.э. на территории Аравийского полуострова.

К VII веку Аравия в культурном смысле, социально-экономическом и политическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб. Кочевые арабы – степняки, или бедуины- занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами- пленными.

появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединение арабов и распространение ислама.

Процесс формирования государственности у арабских племен связан со становлением новой мировой религии – ислама . Возникновение ислама связано с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет он осиротел. В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие.

Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Основные положения ислама:

Разделение общества на богатых и бедных общинников;

Терпение и покорность властям и знати;

Власть мужчин над женщинами;

Отказ от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества;

Идея бессилия человека перед могуществом Аллаха.

Обязанности мусульман:

Мусульманин должен быть добродетельным

В установленное время совершать молитву

Поститься в течение одного месяца

Совершать паломничество (хадж) в Мекку и Медину.

Подавать милостыню (закят).

Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геенны, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников). Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз .Его начали преследовать купцы.

В Медину стекалось много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Арабские племена объединились с целью противостояния внешним завоеваниям и признали новую религию.

После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Первый выборный халиф (преемник пророка Мухаммеда) Абу Бекр начал завоевания вне Аравии. При его приемнике Омаре арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, Ливию, Ирак. При третьем Халифе Османе Арабы захватили Иран. Так возникла новая ближневосточная империя, получившая название Арабского халифата. Столицами поочередно были Мекка, Дамаск, Багдад.

Во время правления четвертого выборного халифа Али произошел религиозный раскол. Часть мусульман отказалась признать священной, наряду с Кораном, книгу жизнеописаний Мухаммеда – Сунну. Эти мусульмане стали именоваться - шиитами. Шиизм утвердился в Иране. На мусульманском западе возобладал суннизм.

Направления в исламе

Шиизм (от ар. шиа – партия) – это

В широком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают право потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину – умму, быть имамом.

В узком значении: религиозно-политическое направление в исламе, приверженцы которого признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Хариджизм ( от ар. хаваридж – выступившие, покинувшие) – одна из первых в истории ислама религиозно-политических группировок, обособившаяся после Сиффинской битвы 657 г., в период борьбы за власть между халифами Али и Муавией.

Суннизм (от ар.Ахль ас.Сунна – люди Сунны) – это наиболее многочисленное течение в исламе, выделившееся как противопоставление шиитскому исламу.

Особенности государственного управления:

Халиф сосредоточил в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Такой тип государства назывался теократия . Его признаки:

Разветвленный бюрократический аппарат

Центральная власть опиралась на армию

Право государственной собственности на землю

Частное землевладение не имело крупных размеров

Арабский халифат и его распад

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

750 год - воцарение династии Аббасидов.

Распад халифата

К IX веку халифат стал распадаться на части. Причинами этого были следующие:

1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.

2. Раскол на шиитов и суннитов.

3. Восстание покоренных народов.

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование. Но ислам, религия некогда объединившая арабов, существует и по сей день. Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком.

Вопросы и задания:

1.Выполнить задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.

2.Объяснить объединяющую роль ислама.

3.Выявить причины распада Арабского Халифата.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какую роль сыграл ислам в жизни арабских племен?

Каковы причины распада Арабского Халифата?

Используя полученные знания, выполните задание по описанию жизни, быта и занятий арабов.


Урок рассказывает о периоде пребывания арабов в Европе, их влиянии на европейские научно-технические достижения, философские доктрины, культурные традиции. Говорится об арабской экспансии в Африке, которая привела к образованию ряда исламских государств. Описывается процесс становления Османской империи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Исламский мир в Средние века. Государства и культура"

При Омейядах продолжилось расширение владений Арабского халифата. Во втором десятилетии 8 века арабы завоевали Пиренейский полуостров. Для этого им понадобилось 7 лет.


После, арабы стали продвигаться в Южную Францию. Их экспансия была остановлена только в 732 году в ходе битвы при Пуатье. По мнению ряда историков, это событие стало поворотным в мировой истории. Победа франкского майордома Карла Мартелла остановила распространение ислама в Европе.


Потерпев поражение, арабы стали осваиваться на ранее захваченных землях. В середине 8 столетия в мусульманской части Испании был образован Кордовский эмират.


Почти сразу после мусульманского завоевания Пиренеев началась Реконкиста – длительный процесс отвоевания христианами земель, занятых арабами. Она продлилась почти 8 веков и завершилась только в 1492 году вместе с падением Гранадского эмирата.

В то же время, мусульманская Испания (также её называли Аль-Андалус или Андалусия) на долгие столетия превратилась в связующее звено между Востоком, Западной и Южной Европой. При её культурном посредничестве происходило развитие европейского средневекового мышления и искусства.


В Андалусии находилось множество крупных и богатых городов. Среди них:

столица эмирата – Кордова; Гранада; Севилья; Валенсия. На фоне городов Западной Европы, они выделялись великолепием и красотой своей архитектуры.


Кроме того, города арабской Испании являюсь центрами культуры и образования. Например, библиотека кордовского правителя состояла более чем из 400 тысяч томов.

В учебных заведениях Андалусии изучалась передовая наука того времени. Зачастую они были открыты и для студентов из Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория. В ней обучали игре на восточных музыкальных инструментах и пению.

В арабской Испании получило развитие характерное для всей исламской культуры искусство каллиграфии.


По своему значению оно сопоставимо с местом иконописи в культуре восточного христианства. Арабская каллиграфия стала отражением священной символики ислама. Интересно, что мастерам каллиграфии Пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам – защитникам ислама.

Такое положение привело к тому, что в мусульманском мире самые разные науки достигли очень высокого уровня, а мусульманские учёные пользовались непререкаемым авторитетом во всём просвещённом мире.


Через мусульманскую Испанию в Европу попали: десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации; магнитная игла, на основе которой был изобретён компас; механические часы, хлопчатая и льняная бумага, порох.

Не все эти изобретения принадлежат арабам, но именно через них достижения науки из различных регионов мира получили распространение

и нашли применение.

Значительное влияние на средневековый мир оказала и арабская философия.

Она строилась на критических и рациональных началах. В 11–12 веках арабские мыслители обратились к учению Аристотеля. На его основе ими был создан ряд доктрин, в основе этих учений лежало утверждение о необходимости разделения истин теологии и рациональных толкований.


То есть, если в божественном откровении содержаться противоречия свидетельствам разума – это не является доказательством того, что человеческий разум ошибается.

Арабские философы пришли к ряду радикальных выводов. Среди них: признание вечности мира (религия полагала вечным только Творца);

отрицание бессмертия индивидуальной души.

В Европу проникла и арабская поэзия. Её отражение можно увидеть в творчестве средневековых трубадуров.


Арабы перевели на свой язык труды многих античных учёных. В Испании они, а также труды арабских учёных, были переведены на латинский, тем самым сделав эти сочинения доступными для средневековой Западной Европы, чей уровень культуры, во многом уступал культуре мусульманского мира.

Испания была не единственной территорией, потерянной Арабским халифатом. На рубеже 9–10 веков в Северной Африке образовался Фатимидский халифат. В эпоху наибольшего могущества в его состав входили Египет, Магриб, Палестина, Сирия, часть Аравии. Столицей халифата являлся Каир.


Государство фатимидов просуществовало более двух с половиной веков.

В 1171 году последний Фатимидский халиф был свергнут мусульманским полководцем Салах ад-Дином. Он провозгласил себя султаном Египта и стал основателем новой ближневосточной династии и государства Айюбидов.


Ещё в конце 11 века на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) вторглись крестоносцы. Целью Первого крестового похода было названо освобождение Иерусалима и Святой земли от мусульман. На отвоёванных землях европейские рыцари основали свои государства. Самым значительным среди них являлось Иерусалимское королевство.


Правда история государств крестоносцев оказалась короткой. К концу 13 века они прекратили существование.

Особая роль в борьбе против крестоносцев принадлежит Салах-ад-Дину.

В 1187 году он захватил Иерусалим. В Европе не могли смириться с потерей святыни и в ответ на это был организован Третий крестовый поход. Однако войска, отправленные на очередное освобождение Гроба Господня, были разгромлены.


Тем не менее, Саладин (так называли Салах-ад-Дина в Европе) оставил за христианами право посещения Иерусалима и иных святых мест Палестины.

Интересно, что в христианской Европе Саладин пользовался большим уважением. В нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.

Несмотря на все достижения Салах-ад-Дина, в середине 13 века династия Айюбидов была свергнута мамлюками – воинами, из числа бывших рабов, составлявших гвардию Айюбидов. Мамлюки создали собственное исламское государство. Оно оставалось независимым вплоть до начала 16 века. Именно тогда Мамлюкский султанат попал в зависимость от Османской империи.


Также среди средневековых исламских государств Африки можно выделить:

Канем, Бенинское царство.


В конце 15 века началось активное проникновение европейцев на Африканский континент. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов.


Ещё одним важным регионом исламского мира стала Малая Азия.

В 9–10 веках ряд тюркских племён, проживавших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделялись турки-сельджуки. К 11 веку им удалось создать обширное, но непрочное государство.

К концу 12 века держава сельджуков распалась на несколько государств. Одним из которых являлся Конийский султанат, расположенный в Анатолии.

В середине 13 века это государство подверглось монгольскому нашествию.

К началу 14 столетия Конийский султанат окончательно пришёл в упадок и распался на ряд мелких владений.


Одним из них был Османский эмират. Его правитель – Осман 1 смог завоевать всю западную часть Малой Азии, тем самым положив начало Османской империи. При преемниках Османа началась экспансия турок на Балканах. В 1389 году произошла битва на Косовом поле. В её ходе сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок.


К 15 веку Балканский полуостров был завоёван. Земли южных славян на долгие столетия попали в зависимость от Османской империи.

В 1453 году османский султан Мехмед 2 взял Константинополь. Второй Рим был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

В 16 веке в состав Османской империи входили практически все земли прежнего Арабского халифата, Балканы, Крым, часть Ирана.


Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман. Являлся преемником великих халифов и защитником всех правоверных.

Турецкая армия являлась одной из сильнейших в мире. Османский флот господствовал на Средиземном море. Османская империя представляла прямую угрозу европейским государствам. Угрожала Московскому государству – будущей России.


В глазах европейцев Османская империя являлась воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого подданного зависела от произвола султана. В то же время европейские монархи опасались военной мощи Османского государства. Богатства турецкого султана потрясали их воображение и были предметом зависти.


Таким образом, арабское присутствие в Европе продлилось с 8 по 15 век.

Через арабов в средневековую Европу попали многие научно-технические достижения, философские доктрины, культурные традиции. Арабская экспансия в Африке привела к образованию ряда исламских государств преимущественно в Северной части континента. К 16 веку лидерство в исламском мире перешло к могущественной Османской империи.

Читайте также: